Введение
Идею написания исследовательской работы «Птицы Пильнинского района Нижегородской области» подсказала экскурсия в наш Пильнинский парк в летнем лагере при нашей школе. Проходя по аллеям парка и наблюдая за пернатыми, мы увидели птиц невероятной красоты, которых, кажется, никогда не видели. Мы решили спросить учителя: «Что это за чудные птицы?» Она подробно рассказала об этих птицах. Нам захотелось узнать какие еще птицы обитают в нашем районе. А наша учительница - Сулиманова Кяримя Ярулловна предложила провести исследование, изучить и наблюдать за птицами. В начале июня мы получили задание наблюдать за птицами, фотографировать их и вести дневник наблюдений. Все лето прошло у нас в интересных наблюдениях за пернатым царством нашего района.
Гипотеза: мы предполагаем, если каждый из нас будет с раннего возраста изучать птиц своего района, знать места обитания и их особенности, охранять и заботиться о них, то возможно, мы сможем сберечь многих птиц и стать намного добрее друг другу и братьям нашим меньшим.
Объект исследования: птицы нашего Пильнинского района.
Цель исследования: изучение птиц Пильнинского района Нижегородской области.
Задачи:
изучить литературу о птицах;
провести наблюдения за птицами в разное время года;
определить какие это птицы;
изучить некоторые повадки птиц;
провести мероприятия по охране пернатых в классе, в школе и среди населения;
провести анкетирование и опрос;
Методы исследования:
наблюдение;
изучение литературы;
анкетирование и опрос;
фотографирование;
анализ полученных результатов;
Актуальность
Выбранная нами тема актуальна, так как значение птиц в природе велико. Пернатые окружают нас круглый год. Эти умные, замечательные, трудолюбивые существа помогают людям в саду и в огороде уничтожать вредных насекомых, тем самым сохраняют урожай. Птицы активно распространяют семена различных растений. Они приносят большую радость своим видом и пением. Своими звонкими трелями, чудесными песнями напоминают нам о том, что они беспомощны и нуждаются в нашей защите и отзывчивости. Но для того, чтобы охранять птиц, заботиться о них, надо как можно больше узнать о птицах, об их жизни.
Объектом изучения мы выбрали юрких, осторожных и подвижных птицы. Наблюдение и знакомство с живыми пернатыми в природе нашего района – мы считаем, это единственный путь узнать их, привлечь внимание как можно большего числа учащихся нашей школы к миру птиц.
В зимнее время птицам сложно добывать корм из-под снега, поэтому они страдают не столько от морозов, сколько от голода. Многие птицы гибнут, не доживая до весны. Для успешной зимовки птиц в самое холодное и бескормное время нужно подкармливать.
При выполнении исследовательской работы мы познакомились с птицами нашего Пильнинского района в разное время года.
Основная часть
Летние наблюдения за птицами. Лето 2019 года.
Птичий мир нашего района многообразен. Благодаря своему разнообразию и многочисленности они играют важную роль в природе. Итак, какие виды птиц заселяют наш район.
Летом наблюдать за птицами очень интересно и увлекательно. Однажды летним утром около деревенского домика мы увидели под шифером крыши как устроили гнездо птицы. Мы их сфотографировали. У них на шапочке были пепельно - серые отметины, а грудка была белая снизу. Мы заметили, когда она бежит, ее длинный и прямой хвостик как-бы качается вверх и вниз не переставая. По учебнику мы определи - это белая трясогузка. А как эта небольшая и милая птица проворно ловила насекомых в воздухе и на земле! А позже эту птичку мы увидели около реки Пьяна. Около воды всегда легко добывать корм для птенчиков и себе. (Приложение 16)
А когда мы наблюдали за птицами около нашего поселка на пойменном лугу, мы увидели ярких, почти тропической окраски птичек, по поведению похожих на белых трясогузок. По описанию из научной литературы мы узнали – это желтые трясогузки. Белые и желтые трясогузки - перелетные птицы. (Приложение 16)
Рядом с нашим поселком расположен смешанный лес. В лесу много птиц, слышны повсюду звонкие их голоса. Успевай только наблюдать и фотографировать! Наблюдая в лесу, мы увидели птицу, похожую на скворца, но немного крупнее. Птица была черная, как уголь. У нее мы заметили ярко -желтый клюв и кольцо вокруг глаз желто - оранжевого цвета.
Он спел для нас изумительную песню. По внешнему виду мы с родителями догадались, что это черный дрозд, из атласа-определителя узнали - это перелетная птица. (Приложение 16)
А эту интересную птичку мы заметили, наблюдая в парке. Она была величиной с воробья. А окраска снизу белая, а сверху серая и голубоватая, бока чуть рыжие. Хвостик у нее широкий и короткий. На хвосте мы заметили пятна. Она крепко держалась за заборчик большими цепкими когтями. По атласу-определителю узнали – это поползень. Позже в парке мы увидели, что эта маленькая птица ловко лазает вниз головой по стволам. Голубовато-серые поползни держатся парами. (Приложение 15)
А в зарослях кустарников мы заметили птицу удивительной красоты.
Мы внимательно рассмотрели эту птицу и отметили, что у нее спина и крылья были буровато-красные, а голова и грудь - ярко-красные. По атласу- определителю мы определи, что эту интересную птицу зовут чечевица, а еще мы узнали - это перелетная птица. (Приложение 16)
На окраине леса, в кустарниковых зарослях, мы увидели маленькую прелестную птичку. Оперение у нее было сизо –белое, бока показались нам розоватыми. Нос крохотный, а глаза черненькие. Из научной литературы мы узнали, что это длиннохвостая синица или ополовник. Питаются они мелкими насекомыми, иногда семенами. Оседлая и кочующая птица. А зимой, в мелколесье, мы встретили целую стайку этих миролюбивых птиц.
А за этой интересной птицей мы наблюдали все лето. У нее выделялся огненно – рыжий хвостик, грудка тоже рыжеватая, головка черная, макушка и спина темно – серые. Часто не стесняясь нашей близости, она летала около нашей бани.
После долгих и внимательных наблюдений мы заметили, под навесом бани ее гнездо. А в гнезде был один миленький птенчик. А когда мама птенчика улетела за кормом, мы с родителями его быстро сфотографировали. Было заметно, как родители проявляют необычную заботу о потомстве. Однажды мы увидели, что беспомощный птенчик вылетел из гнезда, сел на стену бани и пищал. Мы не стали его трогать, так как мы знали, на помощь прилетит непременно заботливая мама, но успели сделать несколько фотографий птенца. Из источников мы узнали, что эта заботливая птичка –горихвостка, она птица перелетная. (Приложение 16)
Много раз за лето нам встречалась бойкая, задорная и занятная птичка. У этой птички заметный отличительный признак - у нее на крыльях белые полоски. По атласу-определителю «От земли до неба» мы узнали - это зяблик. Одна из самых многочисленных птиц нашего района. Они питаются насекомыми, а осенью - семенами растений. Это очень полезные птицы. Зяблики - птицы перелетные, в конце октября они улетают в теплые края. (Приложение 16)
Следующее знакомство с птицами у нас произошло летом на берегу озера около села Петряксы. Мы заметили суетящихся птиц, они рыли норки –ходы. Это были неяркие птицы с коричневатой окраской. У них под горлом проходит поперечная полоса. По описанию, по признакам и по атласу-определителю мы определили, что это ласточки-береговушки. Хотели сделать несколько фотосъемок этих птиц, но береговые ласточки оказались очень подвижными и юрким и об успешной съемке не могло быть и речи. Вот такие получились у нас фотки. Питаются они насекомыми, которых ловят на лету. Птицы перелетные и в конце августа улетают в южные края. (Приложение 16)
Очень интересная произошла у нас встреча на заброшенной стройке с удивительной птицей со скромным оперением: серое сверху, а снизу черные крылья и хвост. Около глаз у нее мы заметили черную полоску, а грудка была с желтоватым оттенком. Из энциклопедии мы узнали, что это обыкновенная каменка. Это перелетная птица. Обыкновенные каменки приносят огромную пользу, уничтожая проволочного червя. (Приложение 16)
Летним днем на лесной опушке мы заметили крупную птицу, которая долго кружилась над землей. А она, видимо увидев нас, села на ветку дерева. У нее было серое оперение, а сверху светлые пестрины, хвост длинный. Учитель биологии нашей школы Кочкурова М.П. нам подсказала, что это ястреб-перепелятник - хищная птица нашего района. Охотится на мелких воробьиных птиц леса: малиновки, славки, зяблики. Иногда нападает на более крупных птиц: голубей и куропаток. Перелетная птица. (Приложение 18)
Однажды летним ясным днем мы утром увидели стайку птичек, которые сидели на проводах. Мы заметили, что они держатся близко к людям. Эти птички прекрасно летали, ловили насекомых на ходу. У них очень интересный хвост-вилочка с длинными перьями. А на лбу и на горле у них яркое красновато-коричневое пятно. По интернету мы узнали, что это деревенские ласточки-касатки. А самое интересное, у нас в гараже мы с мамой увидели гнездо этой самой птицы, деревенской ласточки. Гнездо было в виде чашечки, вылепленная из мелких комочков земли, глины и слюны птиц. Внутри гнезда мы увидели слой пуха, перьев, соломы и мягкой травы. Мы сделали с мамой сделали несколько фотографий этих птиц, на них видно, как птенцы деревенской ласточки жадно требуют от ласточки-мамы пищу раскрыв широко рот. Основная пища деревенских ласточек-это насекомые и их личинки. Эти птицы перелетные, уже в конце августа они собираются в стаи и улетают в теплые края. (Приложение 16)
А эту самую трудолюбивую птицу нашего района и вестника весны с нетерпением ждут все жители нашего района, особенно старожилы. Для нее люди издавна строили скворечники. Эти птицы спутники и помощники человека. Это скворцы. За лето они уничтожают много вредных насекомых. Из энциклопедии мы узнали, что оперение у скворцов изменчивое. Весной оперение у них в основном черное, горло и спина зеленые с фиолетовым оттенком. А после осенней линьки скворцы делаются черными с белыми крапинками. Перелетные птицы. (Приложение 16)
Гуляя в саду около нашего дома, мы приметили на заборе очень красивую птичку. Оперение у нее было оливково-зеленое, клюв толстый. Из научных источников мы узнали, что это обыкновенная зеленушка. Она птица перелетная, прилетает в наши края рано весной, а улетает в конце сентября. Питается маслянистыми семенами и ягодами. (Приложение 16)
Летом нам посчастливилось в густых ветках деревьев на опушке леса увидеть одну из наиболее нарядных птичек нашего района - птичку с красивым оперением. Оно было у нее снизу беловатое, сверху светло – бурое, щеки и лоб ярко-красные. Нам подсказали, что это щегол. В нашем краю это обычная оседлая птица. Питается семенами репейника, чертополоха.
В нашем крае много рек, речушек, озер и болот. С ранней весны и до поздней осени в них живет огромное пернатое царство. Свои наблюдения у водоемов мы проводили в разных местах нашего района. На озере около села Петряксы нашего района мы увидели удивительных птиц с очень длинной шеей и белым оперением. Из энциклопедии о птицах Нижегородского края мы узнали - это лебеди-шипуны, в основном держатся парами, очень боятся людей и прячутся в камышовых зарослях, питаются водной растительностью. Они занесены в Красную книгу Нижегородской области. (Приложение 17)
В нашем районе около водоемов можно увидеть серую цаплю. На этой фотографии она сфотографирована издалека у реки Медянка около села Старые Мочалеи. Птица очень осторожная и зоркая. Питается в основном рыбой, лягушками. Занесена в Красную книгу Нижегородской области. (Приложение 17)
Фотографии, на которых запечатлены серые гуси, нам предоставили охотники нашего района. Дикие серые гуси очень схожи с домашними гусями. Они имеют клюв с белым ноготком и у них красного цвета ноги. Оперение серовато-бурого цвета. Они питаются травой и водной растительностью. Серые гуси занесены в Красную книгу Нижегородской области. (Приложение 17)
А на экскурсии у реки Пьяна мы издалека заметили плавающих птиц уток-крякв. Они остаются у нас до глубокой осени, пока не замерзнет полынья. А в этом году из-за того, что была теплая зима, мы их видели в декабре и в январе. Несколько уток были в очень красивом наряде, имели золотисто-зеленую головку, а на всем теле смешались цвета разных оттенков, грудь у них была каштановая, а клюв желтый. А другие утки были бурого цвета, с пестринками, а клюв у них был розоватый. (Приложение 17)
Около села Старые Мочалеи нашего района много сырых лугов и осоковых болот. В этих местах гнездятся болотные кулики-травники. Интересно наблюдать, как они садятся на столбы (это мы запечатлели на фото) и издают своеобразные крики. У этой птицы обычный для очень многих куликов «мундир» буровато-серый с белыми пестринами сверху, белый с бурыми пестринами снизу. Птица перелетная. (Приложение 17)
Осенние наблюдения за птицами
Весной в наш район прилетают журавли. Их можно встретить за рекой Пьяна у поселка Пильна, у реки Сура у сел Петряксы и Языково. Беседуя с жителем нашего поселка Сорокиным Михаилом Петровичем, знатоком и человеком интересующим жизнью птиц нашего края, мы узнали об излюбленном месте журавлей около нашего поселка - это болота за рекой Пьяна. На экскурсии ясным сентябрьским днем за рекой мы услышали печальную перекличку улетающей стаи. А журавлей мы увидели издалека, успели сфотографировать их. Мы убедились, что эта птица очень осторожная и скрывается от человека. Она по размеру крупнее гуся, у нее серое оперение, ноги черные. Очень интересный полет у этих птиц - ровный и прямой с глубокими взмахами крыльев. На затылке и в темени заметный красный цвет. Журавли питаются разнообразной пищей: молодые всходы трав, семена трав, горох, ягоды, а также полевки, лягушки и черви. Птицы перелетные. (Приложение 17)
Во время выполнения исследовательской работы в разное время года мы много раз наблюдали за хищными птицами. Однажды осенью с родителями нам интересно было наблюдать, как осторожно выслеживал свою добычу болотный лунь. Название этой птицы нам подсказали родители. На вид у этой птицы темно-бурое оперение со светлыми каемками на крыльях, бока рыжие. Нападает на уток, куликов, полевок и водяных крыс. Болотные луни – перелетные птицы. (Приложение 18)
А этих птиц на экскурсии мы узнали сразу. Это наши давние друзья, одни из самых известных птиц нашего района. Это были воробьи. Учитель нам подсказала, что в нашем районе встречаются два вида воробьев: городской и полевой. Городского воробья мы заметили в парке, он важно занял пустой скворечник. Оперение городского воробья скромное, серенькое. Мы заметили это очень проворные птицы. (Приложение 15)
Деревенского, то есть полевого воробья мы увидели в поле около нашего поселка. Он нам показался меньше городского воробья. У этих птиц голова коричневая, на крыльях две светлые полоски, лапки бурые, клювик черный. Летом воробьи питаются насекомыми, а зимой семенами растений и в поисках корма подлетают к жилью человека. А еще мы наблюдали, что воробьи большие чистюли. Как с удовольствием купались они в «ванной». На пыльной дорожке выкапывали канавки, а потом ныряли в них и чистили свои перышки. А как они заботятся о своих маленьких воробушках! Это удивительно заботливые родители. (Приложение 15)
Первых вестников весны - грачей можно встретить в нашем крае повсюду. Мы за ними наблюдали осенью. Оперение у грачей блестяще – черное с фиолетовым отливом, клюв длинный, белый. Грачи птицы перелетные. По нашим наблюдениям улетают поздно, так мы их видели около школы в конце октября и в начале ноября. Уничтожают долгоносиков, майских жуков, проволочников. (Приложение 16)
А этих птиц мы узнали по общеизвестному хриплому карканью «каррох- каррох». У них была серая спина и брюхо, голова, крылья и хвост черные. Это серая ворона. Птица оседлая и всеядная. (Приложение 15)
Во время своих наблюдений мы часто у наших домов, на дороге и в разных местах видели галок. Для них характерно черно-серое оперение, спина у них серая. На черном фоне головы выделяется белая радужина - глаза. В основном они летали небольшими стайками. Оседлые птицы, но из литературы научной мы узнали, что они могут совершать небольшие перелеты к югу. (Приложение
Часто на улицах нашего поселка и других сел можно встретить у жилья человека добрых и миролюбивых птиц – голубей. Оперение у них разное: и белое, и рыжеватое, и пегое, но чаще всего сизое с голубовато-серым оперением. Голуби - птицы очень доверчивые и их легко было нам фотографировать. Голуби питаются разными семенами, любят пищевые отходы, а мы их кормили рассыпным зерном. (Приложение 15)
Зимние наблюдения за птицами. Зима 2020 - 2021 года.
Зима подарила нам радость знакомства с самыми разнообразными пернатыми нашего района. Зимой птицам сложно добывать корм из-под снега, поэтому они страдают не только от морозов, сколько от голода. Гибнут многие птицы, не доживая до весны. А ведь они не заменимы в природе! Чтобы не допустить гибели птиц, мы решили их подкармливать. С помощью родителей мы смастерили кормушки, развесили на деревьях в саду перед домом и окнами, так чтобы не смогли достать кошки. А потом составили меню из любимых лакомств пташек. Это семена подсолнечника, тыквы, арбуза и конечно же кусочки несоленого сала. Сало привязали, чтобы не утащили сороки. (Приложение
Первыми на сало прилетела группа синиц, они были размером с воробья. Спинка у них зеленоватая, хвост и крылья голубоватые, а нижняя сторона тела желтая. Голова, горло и задняя часть брюшка черные. По атласу –определителю мы узнали это большие синицы. Как они усердно лакомились салом! (Приложение 15)
А через несколько дней в нашу кормушку заглянула редкая гостья, по словам жителей старшего поколения. При наблюдении мы обратили внимание, что у этой птички горло и верх головы черные, а на затылке белое пятно, брюшко беловатое, спина темно – серая. Взрослые нам подсказали, что эту птичку зовут синичка – московка.
Однажды на нашу кормушку пожаловала интересная птица. Это была более крупная птица по сравнению с воробьем, с буровато-коричневым оперением. У нее очень интересный, выдающийся-широкий, толстый клюв. Хвост короткий. Летом часто можно увидеть этих птиц в фруктовых садах, так как у нее клюв приспособлен для косточек. Значит его не зря дубоносом прозвали. А узнали мы его по виду и описанию из атласа-определителя. Птица очень осторожная, хотя живет рядом с человеком. С весны до осени эти птицы уничтожают вредителей фруктовых деревьев.
В парке мы увидели красавицу-птицу. Она была величиной чуть меньше сороки. Голова и шея у нее рыжие, крылья и хвост черные. На крыльях яркое пятно из голубых и черных узких полосок. А на рыженькой голове темные пестринки. Хвост у этой красавицы длинный. Она лакомилась дикими ягодами растений. По описанию и поведению, из энциклопедии мы узнали, что эта птица – сойка. (Приложение 15)
Нам повезло, к нам на кормушку около окна прилетела редкая птица, занесенная в Красную книгу Нижегородской области - белоспинный дятел. По размерам он был крупнее большого пестрого дятла. Нижняя часть спины у него была белая, на боках живота мы увидели продольные пестрины. Из научной литературы мы узнали, что белоспинный дятел питается насекомыми, осенью ест ягоды, орехи и желуди. (Приложение 19)
Большой пестрый дятел прилетел и сел к нам на старую яблоню. Мы успели сфотографировать. Оперение у него было действительно пестрым. По нашим наблюдениям, пестрый дятел очень крикливая, задорная и бойкая птица. Питается он насекомыми и растительной пищей.
А эту незнакомую птицу мы встретили в лесопосадках около нашего поселка Пильна. Она показалась нам меньше голубя. У нее спинка была серовато-зеленая с желто-зеленым хвостиком, а брюшко серо-зеленоватым оттенком, а на лбу нам издалека показалось красное пятно. По интернету мы узнали, что этот мастер – ударник - седой дятел. Питается он муравьями, а при их отсутствии другой пищей. Седой дятел занесен в Красную книгу Нижегородской области. (Приложение 19)
Зима нам подарила встречу еще с одной редкой птицей нашего района - с черным дятлом. Мы с родителями успели его сфотографировать. Наблюдая, мы заметили, что единственным украшением его является яркая красная шапка на голове. Интересный клюв у этой птицы: он длинный, крепкий. Питается насекомыми - короедами, летом вишней и хвойными шишками. Из научной литературы мы прочитали, что черного дятла называют желна, а местное название – кондуктор. (Приложение 15)
В конце декабря в окрестностях поселка Пильна мы заметили стайку птиц с буровато-серым оперением, похожих на домашних кур. По внешнему виду учитель нам подсказала - это серые куропатки. Из интернета мы узнали, что серые куропатки наполовину перелетные, наполовину оседлые птицы. (Приложение 15)
Наконец-то в этом 2020 году в нашем поселке выпал снег. Ясным зимним днем на дереве и на кустарниках мы увидели птиц необыкновенной красоты. Наряд у этих птиц ярко – красный. А на головке черная шапочка, хвостик и крылышки блестяще черные, а спинка серо-голубая. Мы заметили, что эти птицы очень спокойные, неторопливые и несуетливые, как другие птицы. По внешнему виду и по поведению мы догадались, что это снегири. В период наблюдения мы заметили, что снегири летают стайками. За время наблюдений мы пришли к выводу, что излюбленная пища снегиря - ягоды рябины. (Приложение 15)
Во время зимней экскурсии, наблюдая за птицами, мы услышали характерное цоканье и громкий треск. На дереве мы увидели птиц с серой головкой, с рыжеватым хвостом, а низ – желтоватое брюшко с крапинками. Нам подсказали, что это дрозды – рябинники. Перелетные птицы, а в теплые зимы могут в небольших количествах оставаться на зиму. Питаются ягодами и семенами растений, особенно любят лакомиться ягодами рябины. Птицы очень осторожные и нам не удалось сфотографировать всю стайку. (Приложение 15)
В январе по дороге в школу на ветках рябины мы увидели хохлатых птиц с розовато-серым оперением. Очень красивые птицы. Они с удовольствием поедали ягоды рябины и мигом очистили дерево. Из научного справочника о птицах мы узнали – это свиристели. Мы заметили, что свиристели - птицы стайные. В наши края прилетают на зимовку. (Приложение 15)
Интересная встреча еще с одной хищной птицей зимой произошла в селе Петряксы нашего района. На верхней части наличника окна в одном из домов сидела необычная птица. Мы с родителями быстро сфотографировали - это была болотная сова. На вид она мельче вороны. Спина желтовато-бурая, брюшко светлее, чем спина, а по телу разбросаны темные пестрины. А глаза желтые. Питаются совы разной пищей: грызунами, насекомыми и даже рыбой. Кочующая, перелетная и местами оседлая птица. (Приложение 18)
Анкетирование учащихся четвертых классов Пильнинской средней школы №2 и опрос жителей поселка Пильна.
В ходе исследования мы провели анкетирование двух четвертых классов с целью выявления знаний учащихся о птицах. (Приложение №1)
Учащимся были заданы вопросы:
Каких птиц нашего района вы знаете? (отметьте)
Какие вы испытываете чувства, если видите больную или раненную птицу?
Приносят ли пользу птицы?
Как вы помогаете птицам?
В опросе приняли участие 50 человек.
При анализе ответов мы увидели, что больше всего ученики знают таких птиц как: воробей, синица, ворона, голубь. А меньше всего знают соек. Мы тоже всего один раз увидели этих птиц в парке.
Ученики четвертых классов ответили, что птицы приносят большую пользу в наших садах, парках и огородах, уничтожая вредных насекомых.
Многие из опрошенных учеников испытывают чувство жалости к больной и раненной птице, готовы всегда помочь. Ученики четвертых классов после проведенной акции в школе «Кормушка» в самое холодное время, не только кормили птиц, но и наблюдали за ними.
Мы провели небольшой опрос жителей поселка Пильна. В опросе приняли участие 15 человек. Мы задали им вопрос: «Установили ли вы с приходом холодов кормушки возле домов?» Только пять человек ответили «да». Этого количества мало.
Мы объяснили жителям, как помочь пернатым. Затем жителям задали вопрос: «Каких птиц в последнее время стало меньше в нашем районе?». Жительница нашего поселка, Кочкурова Т.Н., она много лет наблюдает за птицами и подкармливает их, ответила: «Раньше в нашем районе было очень много серых цапель, гусей, но с каждым годом их становится меньше. А зимой редкостью стали сойки и меньше стало снегирей (Приложение №13).
Плодотворная работа по изучению птиц нашего района была проведена с библиотекарем школы Чилибиной В.Г. Она провела беседу о птицах нашего района. Свою беседу сопровождала показом интересной презентацией (Приложение №2).
На классных часах мы рассказывали о птицах нашего района, познакомили с проектом «Мы кормушку смастерили! Мы столовую открыли!» (Приложение №10).
Одним из главных этапов нашей работы было изучение литературы о птицах нашего района. Большую помощь в сборе материала о птицах и литературы оказали наша учительница Сулиманова К.Я. и наши родители (Приложение №2).
А мастер-класс по изготовлению кормушки нам показал учитель технологии нашей школы Уханов Д.В. (Приложение №3).
В центре детского творчества мы посетили мастер-класс по лепке птиц. Вот такие чудесные птички у нас получились! (Приложение №3).
Во время выполнения исследовательской работы нами вместе с учителем и родителями было совершено много экскурсий в лес, парк и на водоемы нашего Пильнинского района (Приложения №4,5,6,7,8,9).
Одновременно в нашей школе прошел конкурс рисунков и стихов «Покормите птиц зимой», в котором наш класс принимал активное участие. Так же мы принимали активное участие в районном конкурсе кормушек. Ученики нашего класса Корольков Даниил , Сиянов Кирилл и Ханявина Кристина стали победителями и призерами. Свидетельствами участников 9 Всероссийского интернет конкурса стали Корольков Даниил, Макеева Дарья, Ханявина Кристина.
Одним из важных моментов нашей работы, мы считаем, стало то, что мы смогли привлечь к изучению и к охране птиц нашего района и к участию в значимом мероприятии во всей нашей школе в акции «Кормушки», наших одноклассников и учеников младших классов. Ученики повесили кормушки и всю зиму подкармливали птиц (Приложения №10,11).
А также мы вели дневник наблюдения за птицами в разное время года (Приложение №14 ).
Выводы
Проведя наблюдения за птицами нашего района, мы пришли к выводам:
Наша Пильнинская земля богата разными видами птиц. Много птиц обитает в лесах, парках, скверах, болотах и водоемах нашего района.
Изучая птиц, мы поняли, что каждая птица нуждается в нашей защите. Поэтому птиц надо беречь, охранять и не беспокоить их весной и летом.
Все зимующие птицы нуждаются в подкормке
Мы решили, что нужно ежегодно продолжить развешивать кормушки и кормить пернатых.
Наши наблюдения и проведенная нами работа подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Мы смогли познакомить с нашим проектом и привлечь к изучению птиц нашего края не только учеников нашего класса, но и учеников других классов, а также родителей и жителей нашего поселка. Главным итогом работы мы считаем, что смогли вовлечь в эту работу одноклассников и учеников других классов .Они стали по-доброму относиться друг к другу и братьям нашим меньшим. Повесили кормушки и проявляли заботу о птицах и всю зиму подкармливали птиц на школьном дворе и в саду, у дома и в парке. (Приложение 20)
Заключение
Заниматься изучением птиц родного района для нас оказалось очень полезной и интересной работой. А наблюдать за поведением птиц было познавательно.
Мы убедились, что в нашем районе обитает многочисленное пернатое царство. Но самое главное, мы поняли, что наши маленькие пернатые друзья нуждаются в нашей защите. И мы прониклись добрыми чувствами и нежностью к братьям нашим меньшим. Это нам помогло внимательнее и добрее относиться не только птицам, но и друг другу.
Со своими исследованиями мы выступили сначала перед классом, а затем на школьной научно-практической конференции. Затем провели опрос. Мы спросили у одноклассников: «Почему нужно охранять и заботиться о птицах?». Большинство ребят считают, что птицы - наши верные помощники, и если каждый ученик нашей школы сделает хотя бы одну кормушку и будет подкармливать птиц, то все зимующие птицы в нашем районе будут спасены от голода зимой. Этим мы увеличим численность пернатых друзей.
Итогом нашей исследовательской работы стал альбом с фотографиями птиц нашего района. Альбом составлен с любовью и добрыми чувствами о наших пернатых друзьях. Он понравился нашим сверстникам. А это значит, что наших друзей, детей, неравнодушных к судьбе пернатых родного района, стало больше!
Список литературы
1. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Издательский дом Мещерякова, 2016.
2. Бабенко «Птицы». Серия «Детская энциклопедия», Москва, РОСМЭН, 2013.
3. Нуждина. Энциклопедия для малышей «Чудо всюду», «Мир животных и растений». Ярославль «Академия развития», 1998 .
4. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальных классов. М. Просвещение, 2015.
5. Пузанов И.И., Козлов В.И., Кипарисов Г.П. Позвоночные животные Нижегородской области, Нижний Новгород, 2005.
6. Храбрый В.М. Школьный атлас – определитель птиц. Москва, «Просвещение», 1988.
7. http//fr.slideshare.net/ssuser31f542/ss-10558085
8. http//www.apus.ru/site.xp/057050050124051051048054/html
9.http//ru.wikipedia.org/wiki/%C6%F3%F0%E0%E2%EB%E8%ED%E0%FF_%F0%EE%E4%E8%ED%E0%
Приложение №1
Важный этап нашей работы – анкетирование.
Приложение №2
Одним из главных этапов исследовательской работы было изучение литературы о птицах Нижегородской области.
Слушаем интересный
рассказ о птицах
библиотекаря школы
Чилибиной В.Г.
Приложение №3
Мастер-класс по изготовлению кормушки нам показал учитель технологии нашей школы Уханов Д.В.
Мастер-класс
по изготовлению птичек из глины
в детском центре творчества
Приложение №4
Начало декабря.
Мы участвуем в
школьной акции «Кормушка»
Наш класс в акции
«Кормушка» принимал активное участие
Приложение №5
Одно из ярких впечатлений -экскурсия в Пильнинский парк.
Парк полон звуков.
И мы, запрокинув голову, старались рассмотреть их источник.
Наблюдаем в парке – в сентябре.
Октябрь. Стало холоднее, но мы заметили парочку поползней
Приложение №6
Осенью на экскурсии около речки мы увидели, как обнажились покосившиеся птичьи гнезда. Это, видимо, гнёзда ворон.
А около этих деревьев мы увидели гнездо какой-то птицы
Приложение №7
Первый этап нашей исследовательской работы - экскурсии в лес, в парк, на водоемы.
Лес, лес-полон звуков и трелей.
Деревья в лесу-это дом, столовая, убежище для многих пернатых.
Наши наблюдения за птицами в лесу около деревни Гари Пильнинского района
Лес - истинный рай для пернатых.
Приложение №8
В нашем районе много рек, речушек, озер и болот. С ранней весны до поздней осени в них живет огромное пернатое царство.
А здесь мы заметили уток-крякв
Наши наблюдения за водоплавающими птицами на реке Пьяна
Приложение №9
Интересный этап нашей работы - наблюдение за птицами зимой.
Наблюдения в зимнем лесу
Приложение №10
Один из важных этапов нашей работы – привлечение к изучению птиц одноклассников.
Наблюдаем за птицами в парке.
В проекте «Мы кормушки смастерили! Мы столовую открыли!» участвовали все ученики нашего класса.
Приложение №11
Участие в школьной акции «Кормушка».
Наши кормушки. Добро пожаловать, птицы!
Приложение №12
Интересный итоговый момент нашей работы – составление альбома о птицах Пильнинского района
Подводим итоги анкетирования учащихся.
Приложение №13
Значимый этап нашей работы – опрос жителей.
Опрос жительницы поселка Пильны Садовой Т.В.
Опрос жительницы поселка Пильны Кочкуровой Т.Н.
Приложение №14
Дневник наблюдений за птицами летом
Время проведения наблюдений с 01 июня по 31 августа.
Место проведения наблюдений Пильнинский район.
Вид птицы |
Количество наблюдений за лето |
Черный дрозд |
1 |
Белая трясогузка |
12 |
Желтая трясогузка |
1 |
Чечевица |
2 |
Горихвостка |
15 |
Зяблик |
7 |
Ласточка-береговушка |
3 |
Каменка |
4 |
Ястреб-перепелятник |
5 |
Ласточка деревенская |
30 |
Скворцы |
20 |
Лебеди |
1 |
Цапли |
1 |
Гуси |
1 |
Утки |
17 |
Щеглы |
2 |
Голуби |
Каждый день |
Воробьи |
60 |
Ястреб |
2 |
Болотный лунь |
3 |
Вороны |
Каждый день |
Зеленушка |
1 |
Дятел |
5 |
Ястреб -перепелятник |
4 |
Певчий дрозд |
2 |
Серый кулик - травник |
1 |
Вместе с нами наблюдали наши родители и учитель Сулиманова К.Я.
Дневник наблюдений за птицами осенью.
Время проведения наблюдений с 01 сентября по 31 ноября.
Место проведения наблюдений Пильнинский район.
Вид птицы |
Количество дней |
Поползень |
3 |
Голуби |
Каждый день |
Грачи |
15 |
Журавли |
1 |
Утки |
5 |
Сойки |
1 |
Синицы |
30 |
Воробьи |
Каждый день |
Галки |
20 |
Грачи |
15 |
Ястреб |
1 |
Ворона |
7 |
Болотный лунь |
3 |
Ястреб -перепелятник |
2 |
Сова |
1 |
Вместе с нами наблюдали наши родители и учитель Сулиманова К.Я.
Дневник наблюдений за птицами зимой.
Время проведения наблюдений с 01 декабря по 10 февраля.
Место проведения наблюдений Пильнинский район.
Вид птицы |
Количество дней |
Воробьи |
20 |
Снегири |
5 |
Синицы |
15 |
Свиристели |
2 |
Дрозд-рябинник |
9 |
Поползень |
2 |
Ворона |
20 |
Галка |
15 |
Сорока |
8 |
Голубь |
Каждый день |
Сова |
1 |
Ястреб |
2 |
Седой дятел |
3 |
Куропатка |
3 |
Щеглы |
2 |
Белоспинный дятел |
1 |
Пестрый дятел |
5 |
Черный дятел |
1 |
Синичка - гаечка |
3 |
Вместе с нами наблюдали наши родители и учитель Сулиманова К.Я.
Приложение №15
Птицы, зимующие в Пильнинском районе
Приложение №16
Перелетные птицы Пильнинского района
Приложение №17
Птицы рек, озер и болот Пильнинского района
Приложение №18
Хищные птицы Пильнинского района
Приложение №19
Птицы Пильнинского района, занесенные в Красную книгу
Нижегородской области
Приложение №20
Участие учеников нашей школы в акциях «Кормушка»
и «Покормите птиц зимой»