Видит ли человек в темноте

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Видит ли человек в темноте

Обухова К.Ф. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цепилова И.В. 1
1456900 г. Бакал, Челябинской области, ул. Андрея Костылева, д. 7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы видим яркий мир вокруг,

Мы ходим без опаски.

А вы задумывались — вдруг

Померкнут эти краски?

Как жить, когда вокруг темно,

Ходить, не видя где ты,

Мы можем, мы должны помочь

Тем, кто не видит света!

Быть просто рядом, поддержать

Или плечо подставить.

Давайте ближним помогать.

И мир добрее станет.

У меня есть старший брат, по внешнему виду и не скажешь, что с ним, что то, не так. Но, он частично не видит. Глядя на него, я задумалась – от чего возникает слепота? Какая она бывает? Можно ли её вылечить? Или вовсе избежать? А главное – видят ли такие люди в темноте?

Моя мама много читала литературы по этому вопросу, так как наша семья с этим столкнулась. Поэтому я решила тоже разобраться с этой проблемой. Это и подтолкнуло меня на создание моей исследовательской работы.
На просторах интернета, учебниках нашла много информации, касающейся слепоты, но главного вопроса, который я поставила для себя, не было.

Цель исследования – может ли человек видеть в полной темноте? Меняется ли привычная жизнь, когда перестаешь видеть мир вокруг?

Объект исследования: видят ли люди в полной темноте (если видят, то как).

Предмет исследования: ощущения слепого человека.

Гипотеза: привыкнуть к слепоте можно, если потренироваться.

Задачи:

Собрать материал по данной теме, используя различные источники (интернет, учебники, энциклопедии, рассказы врачей и моих родных);

Изучить и сравнить полученную информацию;

Проверить на собственном опыте полученные знания, проведя день без зрения (с повязкой на глазах).

Глава 1

1.1 Что такое зрение.


Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха - уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи.

Я решила поподробнее познакомиться с органами зрения (Приложение 1). Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. 
Зрение – это великий подарок природы, который дан человеку, поэтому его нужно беречь и стараться сохранить в течение всей нашей жизни.

Зрение очень важно для нормального формирования психики человека, ведь оно обеспечивает связь между нами и окружающим миром, способностью восприятия окружающего мира. Мы можем видеть не только форму предметов, но и цвет, а также способны целенаправленно дотянуться до предмета и потрогать его, чтобы удостовериться, какой он на самом деле.

 К примеру, для детей, это очень важный виток в развитии, без этого обойтись нельзя. Мы учимся понимать окружающий нас мир и постигать его.  С помощью зрения мы получаем около 90% от общей информации. Именно поэтому зрение является огромной ценностью для человека. Поэтому я и поставила перед собой задачу: А как живет слепой человек в нашем мире.

1.2 Какая бывает слепота.

Слепота бывает полной, когда человек не видит абсолютно ничего, и частичной, когда остается возможность различать свет и силуэты предметов.

Слепота́ — медицинский термин, подразумевающий полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение.

Различают полную слепоту (амавро́з) и частичное выпадение поля зрения (ското́ма) или половин полей зрения (гемианопси́я). Кроме того, выделяют цветовую слепоту (дальтони́зм). 

Человек может появиться на свет слепым, а может ослепнуть в течении жизни (приобретённая слепота). В этом случае причиной являться может опасная болезнь, которой болеет мама, пока ждет малыша. В другом случае: ушибы, травмы головы или глаз, а так же если переболел опасными заболеваниями (корь, клещевой энцефалит, скарлатина).

Помните, что ни в коем случае, даже в шутку нельзя ударять, кого бы то ни было по голове, особенно в районе затылка! Опасное баловство может стать причиной наступления слепоты или сильного ослабления зрения!

1.3 Знаменитые слепые люди.

Зрячим людям трудно представить себе жизнь слепого, те ежедневные сложности, с которыми сталкивается в быту слепой человек, – трудно самому налить воды, приготовить еду, сходить в магазин. Когда зрячий человек завязывает себе глаза, чтобы «побывать в шкуре» слепого, оказывается, что он не может почти ничего. Тем более восхищает опыт тех, кого полная слепота или совсем небольшой процент зрения не только не сломила, но сделала сильными и успешными.

Ва́нгабаба Ванга (Вангелия Пандева Гуштерова) – ясновидящая, 31.01.1911-11.08.1996 г.г. (Приложение 2) Родилась Вангелия Пандева Димитрова 31 января 1911 года в семье болгарских крестьян Панде и Параскевы на территории современной Республики Македония. Имя свое новорожденная получила не сразу, так как была сильно слаба и родные не верили, что девочка выживет. Сразу после рождения ее завернули в полушубок и положили под печь, где она спустя два месяца впервые заплакала. Это стало символом того, что будущая ясновидящая окрепла и будет жить. Поэтому девочку сразу же окрестили в церкви и дали ей имя Вангелия, означающее «приносящая благую весть». В возрасте 12-ти лет Ванга при странных обстоятельствах ослепла. Ее, возвращающуюся с пастбища, на несколько сотен метров от дома унес смерч и выбросил в поле. 

На следующем этапе биография Ванги связана с Домом слепых в Сербии. Это было идеальное место для детей с такими проблемами, потому что сотрудники интерната очень хорошо ухаживали за воспитанниками и учили их выживать с такими серьезными проблемами со здоровьем. В Доме слепых Вангу научили вязать, играть на фортепиано, убирать в доме и готовить еду. Также девушка прошла курс школьных наук, познакомившись с математикой, азбукой, музыкой, рисованием и прочими недоступными ей из-за слепоты развивающими науками.

До конца жизни Ванга оставалась религиозной. Ясновидящая призывала людей верить в Иисуса Христа, быть добрее и мудрее.

Святая Матрона Московская (Приложение 3), её  называют всегда ласково: «Матронушка», «матушка», как очень близкого и родного человека. И жила она не так давно, была рядом в самые тяжелые годы истории нашей страны прошлого столетия. Незрячая от рождения Матронушка никогда не видела мир, в котором жила, так, как мы привыкли его видеть. Но Господь открывал ей гораздо больше, чем людям зрячим.

Святая видела и прошлое, и будущее. По свидетельству многих людей, слышит она молитвы всех приходящих и сейчас. Недаром еще при жизни она говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте как живой о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам».

Гомер – самый известный слепец древности (Приложение 4). Автор «Одиссеи» и «Илиады» жил примерно в VIII веке до Р.Х. в Древней Греции. Считается, что в образе незрячего певца Демодока в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя. Именно по произведениям Гомера древние греки учились в школе, более половины найденных литературных папирусов принадлежат этому поэту-сказителю. И история Троянской войны, участники ее, и затем странствия Одиссея по всему древнегреческому миру нам известны, спустя тысячи лет, благодаря Гомеру.

Луи Брайль – человек, без которого невозможно представить жизнь нынешних незрячих людей (Приложение 5). Луи Брайль – создатель рельефно-точечного шрифта, благодаря которому незрячие люди всего мира могут читать и писать, работать на компьютере и играть на музыкальных инструментах по нотам. Луи Брайль ослеп в раннем детстве, а свой шрифт создал в возрасте 15 лет, в 1824 году.

Это довольно простой шрифт, с одной стороны, его даже пытались использовать военные в качестве «ночного шрифта», когда читать донесения можно на ощупь, не пользуясь светом. С другой стороны, он сложен. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Но текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, читается текст, как обычно, слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа, в «зеркальном отражении».

Джозеф Пулитцер – репортер и издатель, чьим именем названа самая престижная премия в области журналистики также был слепым, хотя и не от рождения (Приложение 6). Он родился в Венгрии в 1847 году, получил хорошее образование и в 17 лет переехал в США. Здесь он работал сначала журналистом, а затем стал владельцем газеты. Для своей первой газеты он придумал ту бизнес-модель, которая работает до сих пор, – он устраивал газетные кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Он приковывал внимание читателей, тираж газеты рос и приносил солидный доход издателю.

Престижная Пулитцеровская премия ежегодно вручается с 1917 года. В первый понедельник мая Колумбийский университет объявляет победителей в области журналистики, литературы, театра и кино.

Галилео Галилей известен абсолютно всем (Приложение 7). Итальянский физик, механик, философ, математик и астроном был не тотально слепым, а слабовидящим, когда впервые посмотрел на планеты и звезды в созданный им телескоп и сказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Он увидел планеты Солнечной системы и Млечный путь, не как полосу света, а как отдельные светила.

Сам же великий ученый в письме говорил: «Я не прекращаю даже в охватившей меня темноте строить рассуждения по поводу то одного, то другого явления природы, и я не смог бы дать своему беспокойному уму отдыха, даже если бы пожелал того».

Николая Лобачевского (Приложение 8), известного русского ученого, математика, родившегося в конце ХVIII века называют «Коперником геометрии». При жизни труды Николая Лобачевского не нашли отклика у современников, лишь спустя 20 лет после его смерти в 1856 году создатель неевклидовой геометрии получил признание.

За время руководства Лобачевским учебным заведением Казанский университет стал одним из лучших в России. В конце жизни Лобачевский ослеп, но это не помешало ему за год до смерти надиктовать свой последний научный труд «Пангеометрия» ученикам.

Диана Гурцкая (Приложение 9), наша современница, российская певица грузинского происхождения активно помогает, поддерживает и участвует в жизни незрячих людей. Диана с рождения была незрячей, она училась в интернате для слепых в Тбилиси, и в музыкальной школе. Диана Гурцкая создала фонд помощи слепым и слабовидящим детям «По зову сердца» и организовала фестиваль «Белая трость», который в нынешнем году проводится в 6 раз.

Андреа Бочелли (Приложение 10) —  известный итальянский певец (лирический тенор) с детства испытывал проблемы со зрением. Он перенес 12 операций и в 12 лет окончательно ослеп.

Стиви Уандер (Приложение 11) – знаменитый американский музыкант и композитор родился абсолютно слепым. С детства он был необыкновенно музыкален. Уже в возрасте 8 лет мальчик преподавал и играл на фортепиано, органе, ударных и губной гармошке.

Уандер выпустил более 30 успешных альбомов и рекордное количество раз (25!) был лауреатом престижной премии Грэмми. Его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времен».

Гарриет Табмен – очень известная американка, борец за права рабов в США (Приложение 12). Она родилась в 1820 году в семье раба. В 13 лет белый надсмотрщик ударил ее гирей по голове, девочка чуть не погибла, стала почти слепой и решила бороться с социальной несправедливостью.

Она бежала из рабства на север в 20 с небольшим, и затем стала активно способствовать тому, чтобы другие чернокожие невольники обрели свободу. Она лично помогла освобождению более 300 рабов, участвовала в создании подпольной железной дороги. Во время гражданской войны она служила медсестрой на стороне северян против рабовладельцев юга. Быть свободным, несмотря на цвет кожи – было главным принципом Гарриет Табмен, о жизни которой написана книга.

Глава 2

2.1 Встреча с врачами и с человеком, который столкнулся слепотой

Моя исследовательская работа: «Видит ли человек в темноте», прошла длинный путь. Начиная с рассказа моей мамы, о том, как мой братик частично не видит (частичная атрофия зрительного нерва правого глаза). Меня заинтересовало, что это такое, почему так происходит, и чем я смогла бы помочь своему брату. Постепенно я начала узнавать много нового и интересного. И я пошла дальше. Для этого мне пришлось встретиться со многими знающими людьми.

Первый с кем, я встретилась, это был: заместитель главного врача МБУЗ РБ № 1 по лечебному делу Сущев Дмитрий Владимирович (Приложение 13). От него я узнала, что у нас есть люди, которые были рождены слепыми и те, кто приобрёл слепоту во время жизни по разным причинам. К сожалению, у нас в районе есть дети, которые родились слепыми в 2019 году. В 2020 – таких детей нет. Отсюда я узнала, что в районе ведется статистика слепых людей. (Приложение 14). Кроме этого, я задала волнующий меня вопрос, могут ли люди видеть в полной темноте? Оказалось, что нет, так как для того, чтобы видеть, человеку нужно минимальное количество света.

Мне было интересно узнать, как же люди адаптируются к такой жизни, когда они находятся в полной темноте. Дмитрий Владимирович рассказал, что люди, которые слепые при рождении прошли долгий путь, чтобы адаптироваться к жизни. Для этого они учатся в специализированной школе.

Вторым моим этапом, было знакомство с заведующей офтальмологическим отделением г. Бакала, врачом офтальмологом Нейман Ольгой Валерьевной (Приложение 15). Она охотно рассказала, как устроен глаз человека. И самое интересным было, посадить маму на аппарат «Хелевая лампа» (микроскопический) и, увидеть своими глазами, как устроен глаз (Приложение 16). Глаз, который я увидела на аппарате «Офтольмемтр».

Я спросила Ольгу Валерьевну, а как она видит на специальном аппарате, при проверке зрения человека, что у него есть какие либо нарушения зрения? Она много интересного мне ответила. Оказывается, глядя на глаз можно многое увидеть. Например, внутри глаза находится кристаллик, и если он помутнел, то это говорит о нарушении зрения. Так же есть роговица, которая находится внутри глаза и соответственно если тоже есть помутнение на ней, то это говорит о нарушении органа зрения. А когда расширяется зрачок (воздействие света на него), мы видим сетчатку, и зрительные нервы, если они изменены, сетчатка глаза помутнела, значит, у человека нарушение зрения или начались изменения в органе зрения.

Оказывается в органе глаза, очень много того, что отвечает за наше зрение. Мне стало очень интересно, а как же человек, который видит, отличается от человека, который не видел никогда? Был мой следующий вопрос Ольге Валерьевне.

Человек, который не видел никогда или по каким - то причинам был лишен зрения, они отличаются. Люди, которые слепые, они не могут ориентироваться в пространстве, им нужна постоянно помощь.

Слушая ответы Ольги Валерьевны, мне стало интересно, а можно ли как то избежать потерю зрения. Возник вопрос сразу, а какие бы она дала рекомендации людям, которые близки к слепоте или частичной потере зрения?

Надо не забывать о себе и раз в год проводить профилактику, проверку зрения и своевременное обращение к глазному врачу, может предотвратить продолжения нарушения зрения. Надо заниматься собой, с раннего возраста, детям не надо увлекаться гаджетами: телефонами, планшетами, компьютерами, меньше проводить время перед телевизором. Делать больше перерывов между сидением перед гаджетами и телевизором. Больше гулять, так как воздействие ультрафиолета на сетчатку глаза действует благотворно, зрение улучшается.

Было интересно узнать, а как же человек при полной слепоте может сам либо что делать. Мне рассказала Ольга Валерьевна, что у человека 5 органов чувств (осязание, обоняние, вкус, слух и зрение), и что при слепоте у людей происходит обострение какого либо органа чувств или нескольких. Они все предметы, которые берут в руки: щупают и пальцами изучают – это называется тактильная память. Еду, они нюхаю, пробуют на язык – это называется обоняние и вкусовые чувства. По органу слуху, они слушают телевизор и музыку, разговоры людей.

Третьим шагом в исследовании моей работе была встреча с человеком, который ослеп. Я обратилась в общество слепых к Татьяне Васильевне Плотниковой. И мне она посоветовала встретиться со Скрипченко Тамарой Ильиничной (Приложение 17). Придя к ней в гости, я поразилась, какая у неё чистота, и какая она гостеприимная. На моё вопрос: всё ли вы делаете по дому сами? По дому она делает всё сама: и варит, и жарит, печёт и убирается, стирает.

Ей 82 года, по её рассказу она ослепла 13 лет назад. Слепота у неё наследственная.

Каждое утро у неё начинается с зарядки (20 разных упражнений делает). Умывается холодной водой и ведёт здоровый образ жизни. Даже выходит сама на улицу, где кормит кошек, только ходит не далеко, а до лавочки, которая стоит у подъезда. В магазин ходит только с дочерью.

Отвечая на мои вопросы, она поведала много интересного о себе: она пережила многих правителей нашей страны. Рассказала, как сейчас помнит, как началась Великая Отечественная война, на тот момент ей было 3 года. Помнит, даже песню, которая играла по радио «Вставай Страна огромная». Рассказывала, как училась, как работала, чем любила заниматься. Помнит до сих пор школьные стихи и прозу, песни. Жалеет очень, что не может читать. Рассказывает это всё с грустью.

Отвечая на мой вопрос: Поменялась, ли жизнь, когда ухудшилось зрение? Стала совсем другой! Стало тяжело, трудно и страшно.

Какие видит сны? Цветные ли они? Тамара Ильинична ответила, что сны: мрачные, снятся какие-то серые, тёмные горы и тропинки, по которым она без конца ходит. А при болях в голове, говорит, видит светлые линейные фигуры.

Мне было интересно, а как она смотрит телевизор и как узнаёт время? Тамара Ильинична попросила подать часы со стола, когда я ей подала в руки, они нажала на кнопку и часы произнесли время, вот так говорит и узнаю время. А телевизор она только слушает, хотя не любит больно, говорит: плохие одни новости. Больше любит слушать передачи, где поют, либо дети выступают.

Я обратила внимание, что Тамара Ильинична ходит в очках, тут же возник вопрос, а почему, если она полностью не видит, ходит в очках? Говорит, что глаза скрывает так под очками. Мне очень было интересно побывать у такой замечательной женщине. В конце нашей беседы, она угостила нас чаем, с вкусными пирожками, которые испекла сама.

2.2 Практика «С повязкой на глазах»

Провести целый день с завязанными глазами задача пугающая.  Умываюсь с утра, смотрю в зеркало,  мысленно прощаюсь со своим отражением. Выхожу из ванной, завязываем глаза (Приложение 18). Все. Эксперимент начался.

Просить о помощи никого не хочется. Хочу попробовать сама. Ориентируюсь в пространстве, но только пару раз наткнулась на кровать (Приложение 19).  Оделась сама, от волнения жутко торопилась и первой трудностью стало удержать равновесие, чтоб надеть колготки (Приложение 20). Для принятия завтрака почувствовала неуверенность. На помощь пришлось звать маму. Всю еду пришлось трогать руками: проверять уровень чая в кружке, находить бутерброд (Приложение 21).

Если в доме ориентируюсь нормально, то уже на улице начинается немного страшновато. Не понятно куда идти, Мама забывает говорить о бордюрах, ее походка кажется мне слишком быстрой, звуков в окружающем пространстве становится слишком много. Если кто-то проходит слишком близко или задевает меня, то сильно пугаюсь и вздрагиваю. По дороге к школе мама рассказывает о происходящем вокруг:  о проходящих прохожих, о воробьях,  о ребятах на детской площадке (Приложение 22).

Мамина походка кажется уже не такой быстрой. Я смелею и начинаю размахивать руками, ловя прохожих. Переходим дорогу (Приложение 23) и тут основная задача – ступеньки (Приложение 24).

Мне страшно и кажется, что нога вот – вот куда-нибудь провалится, хотя до лестницы  еще далеко. Но вот первая ступенька пройдена, и страх понемногу отступает. Ловлю себя на мысли, что все расстояния, которые я прохожу, кажутся мне гораздо длиннее, чем обычно. И вот двери в школу (Приложение 25). Захожу, мой нос улавливает запах твороженной запеканки. На первом этаже переоделась (Приложение 26). Надо в класс. А там опять ступеньки (Приложение 27). Жутко обостряется слух и звуков вокруг становится неимоверно много, они запутывают, пугают, слишком громкие… еще через несколько минут организм полностью настраивает все системы.

Захожу в класс (Приложение 28). Тишина. Пытаюсь пройти за парту. Получается. Приготовилась к уроку благодаря подруге (Приложение 29). Кто-то смеется, кто-то разговаривает. Чувствую себя беззащитной. Начинается урок. Первый урок физическая культура (Приложение 30). И мне сегодня повезло, занимаемся в зале. Зарядка сделана, но элементы волейбола не осилила. Ничего. Отчаиваться не надо! Ребята доводят меня до класса (Приложение 31). Урок русского языка. Тема сложная, взяла себя в руки. Постоянные мысли. Как писать в тетради? Учитель объяснила… Ура! Меня похвалили. Все здорово. И вот еще испытание. Комментированное письмо у доски (Приложение 32). Это очень ответственно! Опять хвалят! Зазнаваться нельзя! Самостоятельная работа. Как? На выручку пришла Оля. Диктовала слова, я писала. И опять все хорошо. Сама себе начала удивляться. Прозвенел звонок. Столовая. Весь класс решил мне помочь. Никто не остается равнодушным. И меня это радует. Добираемся до столовой (Приложение 33). Спотыкаюсь иногда, но иду. Довели до стола. Села. Можно передохнуть. Почти никаких запахов реально не чувствую! В основном только звуки. Стесняюсь есть. Плохо чувствую еду – на ложке. Возюкаю прибором по тарелке. Ага, вроде зацепила. Раз, а во рту пустая вилка, по дороге с нее все упало. Еще раз. Вроде приноровилась. Времени мало. Надо покушать. Да так, чтобы не облиться. Получилось. Удача! Третий урок – математика. Тетрадь, доска (Приложение 34). Уже сложнее. Цифры скачут, складываем примеры в столбик. Не получается. «Не хнычь!» - говорю себе. На помощь пришел учитель. В тетради – порядок! (Приложение 35) Сама удивляюсь. Но больше всех удивляется мама.

Мой небольшой эксперимент закончился! Как же это здорово, открыть глаза и увидеть всю ту красоту, которая нас окружает. Родные лица, видеть, как падает и тихо ложиться снег. Как моя подруга с большим интересом рассказывает, что с ней приключилось. И в это время активно размахивает руками.

Заключение

Я собрала теоретический материал по данной теме. Пользовалась при этом разными источниками: сайтами в сети интернет, учебниками, энциклопедиями, рассказами врачей и моих родных.

Моя гипотеза: привыкнуть к слепоте можно, если потренироваться – почти подтвердилась. Можно привыкнуть, но просто необходима при этом помощь близких людей. На эту мысль меня натолкнула встреча со Скрипченко Тамарой Ильиничной, она, конечно, живёт одна, но к ней приходят и помогают: ходят в магазин, оплачивают коммунальные услуги. Передо мной стояла цель: узнать может ли человек видеть в полной темноте? Я узнала, что человек не может видеть в полной темноте, так как ему нужно минимальное количество света. Об этом мне сказал врач Сущев Дмитрий Владимирович. Кроме этого я узнала, что жить в состоянии слепоты можно, так как у человека есть ещё органы чувств, такие как слух, обоняние, осязание, об этом я узнала от врача – офтальмолога Нейман Ольги Владимировны.

Предметом исследования было: ощущения слепого человека.

Я проверила на собственном опыте полученные знания, проведя день без зрения. Был поставлен эксперимент, практика «С повязкой на глазах», доказала мне, на сколько сложна жизнь слепого человека, очень трудна и требует много сил, терпения, упорства и я бы сказала смелости. Так как не все дети, и даже взрослые не могли понять, что же со мной не так. Хорошо, что есть близкие, мой наставник - учитель, и конечно друзья, которые помогали мне в моём эксперименте. Без них я бы, наверное, не справилась. Не всё в нашей жизни приспособлено для таких людей (нет перил на улице, светофоры не оборудованы для слепого человека). Одна я бы не дошла до школы, могу сказать, что слепого человека нельзя оставлять в одиночестве – это может быть опасным для его жизни!

Мир глазами слепого человека – страшный. Что бы к нему привыкнуть надо пройти длинный путь, к тому, что бы привыкнуть. Зрение – это такой бесценный дар, без которого жизнь полностью меняется. Но слепой человек – это сильный, человек, которому нужно наше внимание и забота. А для нас здоровых людей – чаще об этом вспоминать. И помнить, что нужно беречь зрение и вовремя обращаться к врачу, если чувствуем что происходят изменения.

Список литературы

Детская электронная энциклопедия: www.letopisi.ru

Детская энциклопедия: www.wikipedia.org

Детская энциклопедия «Человека». Москва РОСМЭН 2014 г.

Иллюстрации: www.viki.rdf.ru

Изображение с сайта georgeglazer.com

Фото с сайта pokrov-monastir.ru

Фото с сайта wikipedia.org

Энциклопедия «Загадки и тайны» Хочу все знать. Издательский дом «Проф-Пресс». Ростов-на-Дону 2020 г.

Приложения

П риложение 1

Строение глаза (орган зрения)

Приложение 2

Ва́нга, баба Ванга (Вангелия Пандева Гуштерова) – ясновидящая,

31.01.1911-11.08.1996 г.г.

Приложение 3

Святая Матрона Московская

Приложение 4

Гомер; гравюра начало 19 века

Приложение 5

Брайль, бюст и экспонаты в музее г. Кувре (Франция)

Приложение 6

Джозеф Пулитцер, фрагмент портрета 1909 г

Приложение 7

Д.Тинторетто, фрагмент портрета Галилео Галилея (1605 — 1607 гг).

Приложение 8

Лобачевский (1833 -1836 гг)

Приложение 9

Диана Гурцкая

Приложение 10

Андреа Бочелли —  известный итальянский певец

(лирический тенор)

Приложение 11

Стиви Уандер – знаменитый американский музыкант и композитор

родился абсолютно слепым.

Приложение 12

Гарриет Табмен – очень известная американка,

борец за права рабов в США

Приложение 13

Сущев Дмитрий Владимирович

Приложение 14

Статистика 2019-2020 г.г.

Приложение 15

Врач офтальмолог Нейман Ольга Валерьевна

Приложение 16

Глаз, который я увидела на аппарате «Офтольмемтр»

Приложение 17

Скрипченко Тамара Ильинична

Приложение 18

Вечерние процедуры

Приложение 19

Укладываюсь спать

Приложение 20

Пытаюсь натянуть колготки

Приложение 21

Завтрак

Приложение 22

Выход из дома

Приложение 23

Пешеходный переход

Приложение 24

Преграда – ступеньки

Приложение 25

Ура! Я в школе.

Приложение 26

Переодеваюсь в школе

Приложение 27

По школьным ступенькам

Приложение 28

Захожу в класс

Приложение 29

Приготовление к уроку

Приложение 30

На уроке физкультуры

Приложение 31

Поддержка друзей

Приложение32

Комментированное письмо у доски

Приложение 33

Столовая

Приложение 34

Урок математики

Приложение 35

Тетрадь по русскому языку и математике

Просмотров работы: 121