Новая жизнь упаковки

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Новая жизнь упаковки

Локтионова А.И. 1
1МБОУ "Борисовская СОШ № 2"
Смыслова А.Н. 1
1МБОУ "Борисовская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек и природа неразрывны. Но, в отличие от других живых организмов, человек – разумная часть природы. Благодаря разуму, сознанию он познает законы природы и использует их в практической деятельности.

Человек не может жить без использования природных богатств, не изменяя и не преобразуя мир вокруг себя. Но при этом важно не наносить вреда природе. Необходимо знать границы допустимых изменений в окружающей среде, понимать, что Земля вовсе не безграничный источник природных богатств. Гибель природы неминуемо приводит к гибели человечества.

С древнейших времен человек пользовался дарами природы: собирал растения, пригодные для пищи, охотился на животных, ловил рыбу. Воздействие человека на природу в то время было небольшим и малозаметным.

На смену собирательству пришло земледелие. Люди вырубали и выжигали леса под посевы. Совершенствовались способы охоты. Влияние людей на окружающую среду становилось более активным и заметным. С ростом городов, промышленных предприятий, появлением новых видов транспорта влияние человека на природу еще больше усилилось. В окружающую среду стали выбрасывать огромное количество промышленных и бытовых отходов, которые загрязняют воздух, воду, почву, вызывают гибель растений и животных, болезни людей.

Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной, а человечество – с экипажем этого корабля. Но мы все должны осознать, что у нашего корабля нет аварийного выхода.

Человек всегда зависел от природы, мы ее неотъемлемая часть. Мы не можем существовать без нее, а природа – может. Это для нас природа – дом, источник всего необходимого для жизни. И, к сожалению, не всегда человек относится к природе вежливо. Мы влияем на природу и окружающую среду. Не всегда это влияние заканчивается для природы добром. Очень часто человек наносит окружающей среде много вреда, даже не думая об этом. Об этом я задумалась, когда возле нашего дома открыли еще один большой магазин «Светофор». Я часто вижу, как люди выходят из магазина и выносят большие пакеты с яркими упаковками. Меня заинтересовал вопрос: «А что потом происходит с этими упаковками?» Рядом с магазином я вижу большие контейнеры с мусором. Я обратила внимание на мусор, который выбрасывает наша семья. Это упаковки от продуктов, пластиковые бутылки, тюбики из-под зубной пасты, флаконы от шампуня, одноразовую посуду, газеты и журналы, коробки из-под яиц, старые фломастеры и карандаши, фантики от конфет, пакеты от молока и сока, многое другое. Что-то стало ненужным, утратило свою ценность, сломалось или просто надоело. В своей повседневной жизни человек перестал замечать сколько ненужных вещей он выбрасывает в контейнер и отвозит на свалку и какие горы мусора от этого появляются. Я узнала, что по мнению ученых-экологов на каждого человека на земле приходится около тонны мусора в год. Поэтому сейчас мы часто слышим о нависшей над человечеством экологической проблеме: загрязнение биосферы бытовым мусором. Мы все стремимся к порядку в своем доме: убираем, моем полы, вытираем пыль. Мы делаем это для того, чтобы в доме было чисто, уютно, красиво. И не замечаем, что, выбрасывая мусор рядом с домом, наносим непоправимый вред самим себе. А природа? Как она может убрать в своем доме?

Жили люди на планете

Мамы, папы и их дети

Бросят люди по бумажке

Планета станет замарашкой.

Жили люди на планете

Мамы, папы и их дети

По бутылке бросят люди

Свалка на планете будет.

Жили люди на планете

Мамы, папы и их дети

Бросят люди по пакету

Не узнаешь ты планету.

Ой, какая свалка, ребята, получилась!!!

Грязь, бумажки и пакеты…

Засорили мы планету!!!

Давайте же ребята природу охранять

О ней ни на минуту не будем забывать.

Проблема.

Я задала себе вопросы:

- Как влияет мусор на окружающую среду?

- Что будет с ним потом?

-Можно ли дать упаковке вторую жизнь?

Ведь не всегда хочется выбрасывать очень красивые и яркие упаковки и коробочки. Так у меня появилось желание собрать коллекцию упаковок и дать им вторую жизнь.

Цель проекта:

- научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования для сокращения количества бытового мусора.

Задачи проекта:

- расширить знания о взаимодействии природы и деятельности человека;

- формировать представления о необходимости вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- развивать интерес к исследовательской деятельности, применять имеющиеся знания, делать выводы;

- учить корректно выражать свои мысли по отношению к поступкам детей и взрослых для оценки своего поведения;

- повысить уровень экологической культуры и информированность родителей о проблеме обращения с бытовыми отходами;

- формировать интерес к экологически правильному поведению в природе у детей и родителей.

Анализ имеющейся информации по теме проекта.

В самом начале проекта я изучила литературу и интернет-ресурсы по теме своего проекта. Это помогло ответить мне на вопросы:

- Как влияет мусор на природу?

- Можно ли его использовать в дальнейшем?

Основная часть.

2.1 Подготовительный этап.

2.1.1 История мусора.

Я узнала историю появления мусора на Земле. Она оказалась очень богатой. Мусор начал появляться на нашей Земле вместе с людьми. Условно появление разделили на два периода.

Первый период до 19 века. Я узнала, что в Европе мусор выбрасывали из окон прямо на улицу. Не зря такая традиция сохранилась в некоторых странах и сейчас в канун Нового года. Только тогда проблема не стояла так остро. Только тогда мусор был пищевым и разлагался намного быстрее.

После 19 века началось развитие технического прогресса. Именно это время считают датой рождения современного мусора. В середине 19 века появился пластик и вместе с ним новая проблема: его утилизация.

В середине 20 века появилась новая эпоха в истории бытовых отходов. Её назвали «Эмиграция мусора». В это время страны Европы начали вывозить свой мусор в страны третьего мира, в основном в Африку. Правильным назвать такое решение нельзя. Некоторые места захоронений бытовых отходов в этих странах останутся безжизненными еще в течение многих десятков лет.

Я узнала, что в нашем поселке количество сбора мусора неукоснительно растет. В составе мусора преобладают пищевые отходы, пластик, стекло, бумага, текстиль. На территории нашего района свалки бытового мусора сейчас нет. Его утилизируют на полигоне в г. Строитель. На месте нашей свалки еще долгие годы будут проходить работу по восстановлению.

Из источников я узнала, что ТБО разлагаются очень медленно, например:

- бумага - 10 лет;

- жестяные банки от консервов и сгущенного молока - 90 лет;

- полиэтиленовые пакеты от продуктов - более 200 лет;

- пластик: в зависимости от качества от 50 до 500 лет;

- стекло - 1000 лет.

Если утилизировать путем сжигания образуется дым, содержащий в себе тяжелые металлы, разрушающие озоновый слой Земли.

Свалки с отходами занимают очень большие площади, которые можно полезно использовать.

В любом, даже правильно организованном месте утилизации ТБО, мусор представляет собой источник опасностей:

- болезнетворные бактерии могут стать причиной инфекции и даже эпидемии;

- свалка – место для обитания вредных насекомых и грызунов;

- продукты распада и разложения попадают в почву и подземные воды и загрязняют их;

- на свалках может образовываться взрывоопасный газ;

- часто происходит возгорание, что приводит к выбросам ядовитых веществ в атмосферу.

Моя семья, как и все, покупает различные продукты и вещи, упакованные в различные упаковки.

Товары в упаковку запаковывают на заводе и привозят в магазины. Если бы не было упаковки, все продукты рассыпались при транспортировке. Каждому покупателю нужно было бы взвешивать отдельно каждый товар, затрачивая на это много времени. Без упаковки очень трудно донести товар домой и хранить его.

Мы привыкли, что на упаковке написано содержимое товара и срок годности.

Упаковка как «немой» продавец, рассказывает все о товаре. Это не только красиво, удобно, но еще и защита. Защита от повреждений, от бактерий и микробов, которым бы очень хорошо жилось, если бы не было упаковки.

Таким образом, упаковка – очень нужная и важная вещь. Над ее созданием работают многие люди, которые ее придумывают. Они помогают создать правильную упаковку.

Я узнала, что упаковки бывают разные.

2.1.2 Виды упаковок.

Упаковка из стекла

Стекло – древнейший искусственный материал, созданный человеком для хранения жидкостей. Изделия из стекла до сих пор находят археологи при раскопках.

Упаковка из бумаги и картона

Изобрели бумагу в Китае. До начала 18 века бумагу мало использовали для упаковок. Тогда ее изготавливали вручную и стоила она очень дорого.

Картон был создан в 19 веке. Сейчас из картона сделана каждая коробка в магазине. А картон, покрытый очень тонким слоем полиэтилена, позволяет хранить в коробках молоко, кефир, сок.

Упаковка из металла

В начале 19 века люди стали использовать тонкую жесть для изготовления консервных банок. В 20 веке широкое применение получил алюминий. Из него изготавливают тюбики для пасты, банки для напитков, фольгу для пищевых продуктов.

Упаковка из пластмассы

Первые пластмассовые упаковки появились в 30 годы 20 века. Но использовать активно начали в 50 годы. По своему составу пластмассы очень разнообразны. На упаковки из пластмассы наносят специальную маркировку, чтобы различать, из какого вида пластмассы изготовлена упаковка.

После покупки и использования товара, упаковка становится пустой и совсем ненужной. Все эти пустые банки, коробки, бутылки отправляются вначале в контейнер с мусором, а потом на свалку, в огромную мусорную кучу.

Но есть другой путь. Если вещь не нужна, из нее можно сделать новую полезную вещь.

Практический этап.

Вторая жизнь упаковки после первичного использования.

Я собрала различные упаковки и решила дать им «вторую» жизнь, чтобы они принесли пользу.

У нашей семьи есть дачный участок. На нем бабушка выращивает овощи. Рассаду мы посадили в коробку из – под торта. Оказалось очень удобно. Ростки появились дружные. Теперь будем ждать урожай.

Еще мы собираем бутылки из – под воды и напитков и используем их для полива. Не всегда есть возможность летом каждый день быть на даче. Поэтому мы рядом с растением ставим обрезанную бутылку и наливаем в нее воду. Получается «теплый» душ для растения постоянно. Такую бутылку мы оставляем в классе на выходные у нашей розы. Ей это очень нравится!

А на окне у нас растет зеленый лук в коробке из – под мясного фарша. Витамины круглый год!

Не все мои одноклассники приносят на уроки изобразительного искусства баночки-непроливайки. Я предложила заменить их на баночки из – под сметаны и йогурта.

Для заморозки фруктов мама использует баночки с крышками из-под моркови по-корейски и грибов. Очень удобно и практично!

Папа в гараже использует контейнеры из – под капсул для стирки, чая и жестяные банки для хранения мелких деталей. Очень удобно.

А чтобы краска не высыхала, можно перелить ее в пластиковые бутылки и хранить очень долго.

Бумагу и картон мы собираем и сдаем на макулатуру в школу. В этом году наша школа собрала почти 500 кг макулатуры.

Но больше всего мне понравилась корзинка из упаковочной ленты! Очень получилась удобная и красивая. Бабушка хранит в ней зимой лук, а летом собирает огурцы и помидоры.

После 8 марта мы в классе собрали фантики от конфет и сделали очень красивые закладки для книг.

Не забыла я и про своих младших братьев. Вся наша семья заботится зимой о птицах. Им страшен и холод, и голод. Коробку из-под рассады зимой мы используем как кормушку для птиц.

Свежую воду для собаки и кошки я наливаю в ведерки из-под сметаны.

А второму нашему коту очень понравилась для домика картонная коробка!

Очень удобно использовать пластиковые баночки для приправ, перца, весового чая. А в коробку из-под киви очень хорошо размещаются приправы в пакетах.

Стеклянные банки можно использовать для закатки вкусных заготовок на зиму повторно.

В комнате у нас много цветов. Чтобы они росли и радовали своими цветами, их нужно подкармливать различными удобрениями. Очень удобно это делать из бутылки от удобрения.

Покупая продукты, мы всегда обращаем внимание на упаковку. Часто производители проводят акции помощи природе. Стараемся покупать продукты в таких упаковках.

Вот сколько полезных вещей можно сделать из упаковки от продуктов.

Заключительный этап.

На заключительном этапе я организовала выставку поделок из бросового материала. Моим одноклассникам очень понравилась эта идея.

В результате многие из моих одноклассников тоже изготовили различные поделки из упаковок. В результате нашей практической работы более 100 упаковок не превратилось в мусор!

Я считаю, что это маленькая победа в борьбе с мусором. Если каждая семья не выбросит несколько упаковочных коробок, найдет им второе применение, природа вокруг нас станет чище.

Семьи, привлекаемые к участию в проекте, приняли основные правила обращения с бытовыми отходами, будут применять их в жизни, показывая положительный пример своим детям. Совместными усилиями мы сможем решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.

А еще мы подготовили и провели внеклассное мероприятие «Экологический калейдоскоп» во 2 классе. Нам всем очень понравилось! А в своем классе мы инсценировали сказку Пушкина на новый лад на экологическую тему.

В ходе своей работы я пришла к выводу, что даже маленький вклад каждого из нас в очищение природы, принесет огромную пользу всем жителям и нашей планете. Прежде чем выбросить в мусорное ведро бутылку, подумайте, может это ваза, которой вам не хватает. И только тогда начинаешь понимать, что – дом, это не только жилище, в котором живешь, но и вся наша планета Земля, которая тоже хочет быть чистой, красивой и улыбаться своим жителям теплым солнцем и умывать чистым дождиком.

Актуальность проекта: 

Окружающая среда нуждается в нашей помощи. Из использованных упаковок можно сделать много полезных вещей для дома. Этот маленький вклад каждого из нас сделает окружающую среду более чистой.

Цель: обратить внимание общества на проблему охраны окружающей среды от бытового мусора, научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования.

Задачи:

1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы по теме проекта.

2. Познакомиться с историей мусора.

3. Узнать, какой вред приносит пластик окружающей среде, и какую можно получить пользу от его переработки.

4. Способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми упаковками, дав им вторую жизнь в виде различных поделок.

Используемые методы:

- практический;

- анализ;

- сбор информации из книг, журналов, Интернет – ресурсов;

- обобщение.

Программа действий по утилизации бытовых отходов

в рамках поселка Борисовка и Борисовского района

1. Администрации поселка и района установить контейнеры для раздельного сбора мусора.

2. Проводить на муниципальном уровне как можно больше акций и конкурсов, направленных на создание различных продуктов из использованных упаковок, а средствам массовой информации (газете «Призыв») освещать эти мероприятия.

3. Администрации поселка и района разработать систему жёсткого контроля над несанкционированными свалками.

4. Учащимся школ района сообщать о несанкционированных свалках.

5. Жителям района беречь природу и не загрязнять окружающую среду во время пикников и походов.

6. Рекомендовать создавать рекламные щиты и устанавливать их в местах большого скопления людей и вдоль автодорог.

7. Проводить экологические рейды с целью пропаганды охраны окружающей среды от загрязнения бытовыми отходами.

8. Принимать активное участие в экологических субботниках.

9. Проводить разъяснительную работу среди школьников и взрослых о возможности и необходимости вторичного использования упаковок в быту.

Выводы:

В результате проведённой работы мы сделали следующие выводы:

1. Экономический - возможность экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких, не используя дополнительные финансовые вложения;

2. Эстетический – в ходе работы получаешь удовольствие, украшая свой дом изделиями, сделанными своими руками;

3. Экологический - продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду.

Список литературы

1. Загороднюк В.П., Хацкевич В. Я. Вторичное использование пластиковых емкостей. - Школа и производство, № 3, 1998.

2. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1999.

Интернет-ресурсы

1.info@infourok.ru

2. https://1sept.ru/

Просмотров работы: 30