Птица мира на войне

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Птица мира на войне

Перминова А.В. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №2, 2 класс
Копцева В.И. 1
1МБОУ Голицынская средняя общеобразовательная школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Божественные дивные созданья...
Как будто с небом слились в вышине...
Душевных форм их лик и очертанье...
Рождают чувства светлые в душе…

У них достоинств несомненно много...
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...
Ведь голубь есть творение от Бога...
Господь вложил в них свет и благодать.
Владислав Кернис Амелин

Со времен Древнего мира известно множество удивительных историй о том, как животные помогали человеку. В процессе изучения истории наталкиваешься на интересные факты, когда человеку во время судьбоносных событий помогали «братья наши меньшие», города спасали, холод и пожары предсказывали, служили орудием гнева мести.

Я заметила, что многие истории связаны с голубями.

Голуби - это благородные птицы. В древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме бога войны Марса.

С древнейших времен этим птицам разрешали гнездиться в храмах. Голуби свободно чувствовали себя в Иерусалимском храме, христианских церквях, мусульманских мечетях.

В христианской религии голубь считается символом Святого Духа. Это было официально принято Отцами Церкви на соборе в Константинополе в 536 г. Голубь встречается в Священном Писании, может быть, чаще всех остальных птиц и животных. Именно голубь принес Ною в ковчег радостную весть об окончании потопа, держа в клюве оливковую ветвь как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей. В Новом Завете Иосиф с Марией приходят в храм, чтобы возблагодарить Всевышнего за новорожденного Иисуса и приносят в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных. Дух Святой сходит на Иисуса после Крещения в виде голубя. Своих учеников Спаситель призывал быть смиренными и кроткими, как голуби.

Мусульманская же легенда гласит о том, что голубь получил дар человеческой речи от Аллаха, когда же птица узнала о том, что на земле разразиться голод, она предупредила людей, и за это Всевышний отнял у нее речь. Мусульмане считают птицу святой, потому что она носила Магомету в клюве воду для мытья.

Голубь часто ассоциируется с доброй вестью, а во все времена не было вести лучше, чем весть об окончании войны. Официально голубь стал символом мира после того как Пабло Пикассо нарисовал эмблему для Всемирного конгресса сторонников мира, который проходил в 1949 году. На эмблеме был нарисован белый голубь с оливковой веточкой в клюве.

Меня заинтересовала тема о голубях – птицах мира на войне. Я захотела узнать, какую пользу приносили эти птицы в годы войны. Считаю тему актуальной в преддверии очередной годовщины победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Нам, юному поколению, живущему под мирным небом, необходимо знать и помнить, какой ценой завоевана эта победа.

Цель работы:раскрыть на примере исторических фактов роль голубей в годы Великой Отечественной войны 

Задачи:

-узнать историю голубеводства;

-познакомиться с историческими событиями, в которых голубь принимал участие;

-собрать материал о подвиге пионера-героя Вити Черевичкина, который свидетельствует о реальной пользе голубей на войне.

Гипотеза исследования -узнав о роли птиц на войне, мы будем гуманнее относиться не только к нашим крылатым друзьям, но и ко всем животным.

Методы исследования:

- изучение литературы по теме исследования;

-работа со словарями;

- анкетирование;

- поиск информации в сети Интернет.

Объект исследования: голуби

Предмет исследования: исторические факты, факторы, определяющие поведение птиц.

Практическую ценность исследования определяет возможность использования материалов работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также при подготовке внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы.

Основная часть

1.Голубеводство – «искусство высокое»

1.1 Из истории голубеводства

Человек приручил дикого голубя более 5000 лет назад. За долгую историю разведения голубей человеку удалось вывести около 800 пород. Одни поражают нас разнообразием окраса и необычностью оперения, другие - красотой и дальностью полёта. 

Сохранившееся до наших дней оформление древних храмов, изображения на монетах достаточно точно свидетельствуют об использовании голубя человеком в исторически отдаленные эпохи. Так, на стенах храма в Медине, построенного около 3000 лет до нашей эры, изображен выпуск четырех голубей с депешами, сообщающими о начале царствования Рамзеса III.

В писаниях римского ученого Варрона, жившего в I столетии до нашей эры, имеется информация, что в Древнем Риме существовали голубятни, в которых располагалось до 5-ти тысяч голубей. Армии древних персов, ассирийцев, египтян и финикийцев отправляли с голубями письма из походов. Известно, что регулярная связь с помощью голубей существовала еще во времена Гая Юлия Цезаря. Находили старинные изображения голубей при раскопках Помпеи.

В Средние века голубей уже использовали как почтовых. Так, в XVI веке, во время войны Нидерландов с Испанией, они были основным средством связи на поле боя.

В 1870 году единственной нитью, связывающей осажденный прусскими войсками Париж с внешним миром, была голубиная почта. Для этого использовали свыше полутора тысяч птиц. Противник всячески старался оборвать эту нить, но все усилия и средства, включая дрессированных ястребов, оказались неэффективными. Более миллиона сообщений прибыло к парижанам с голубями, которые были тайком переправлены из города в воздушных шарах.

Соратник Дарвина, английский натуралист Гексли Томас Генри отмечал, что голубеводство-это «искусство высокое, тайна великая, дело, о котором человек не должен говорить легкомысленно».

1.2 Хоминг – инстинкт возвращения к дому

Поразительная способность голубей находить путь к дому известна, по крайней мере, с тех пор, как существует писаная история. Способствует этому наличие особого инстинкта - хоминг.

Хоминг - (англ .homing, от home - возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д.

Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы). Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.

Выдающиеся способности голубей к хомингу давно вызывают любопытство у людей, в механизмах навигации этих птиц многое до сих пор остается тайной. Тем не менее, за последние два десятилетия, особенно за последние шесть лет, в этой области был достигнут значительный прогресс. Порода современных почтовых голубей, потомков нескольких предшествовавших линий, была выведена в Бельгии в середине XIX века.

Сейчас таких голубей разводят не только для почтовой службы, но и для участия в соревнованиях. Этот вид спорта широко распространен и очень популярен в Европе, а также прочно укоренился во многих областях США. Скорости около 80 км/ч весьма обычны; лучшие голуби могут вернуться домой, преодолев расстояние в 1000 км за один день.

2.Птица мира на войне

2.1 Голубиная почта в годы войны

Как ни странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Во время обеих мировых войн голуби сослужили такую службу, что в их честь были воздвигнуты памятники в 33-х странах мира.

Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Однако первые бои Великой Отечественной войны показали, что проводная связь была только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника приходила в неисправное состояние. В ситуации, когда в результате огневого воздействия противника кабельная, проволочная и радиосвязь выходили из строя, голуби работали безотказно.

Немало подвигов совершили солдаты и офицеры военно-голубиной службы на фронтах Великой Отечественной войны. В советских войсках связи на тот период имелись военные голубеводы даже с офицерскими погонами и дипломами соответствующих специалистов. Всего за годы войны, по свидетельству историков, почтовыми голубями доставлено более 15000 голубеграмм. Опыт применения почтовых голубей в Великой Отечественной войне доказал, что во многих случаях крылатые курьеры успешно заменяли самые совершенные технические средства связи, а в отдельных случаях были единственным средством передачи информации с переднего края.

В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Советские войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей более, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они каждый час приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь.

Крылатые защитники Родины несли не меньшие потери, чем части, укомплектованные людьми. Каждые два месяца погибало до 30% почтовых голубей – они становились жертвами снарядов и осколков, более того – гитлеровцы активно использовали для борьбы с почтовыми голубями специально обученных соколов и ястребов – «перехватчиков».

История Великой Отечественной войны предоставляет нам возможность знать уникально - историческую преданность голубей при выполнении полетных заданий. Вот один из случаев: отряд разведчиков попал в окружение противника и потерял связь со своей частью. Единственная рация была разбита, а прорвать окружение было невозможно. К счастью у бойцов был проверенный в делах один единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Депеши с необходимой информацией были прикреплены к ноге воздушного связиста. Во время полета голубя атаковал тоже тренированный ястреб, ранил его, но голубю удалось уйти. На голубиную станцию он прилетел в сумерках и буквально упал под ноги дежурному рядовому. Голубь был ранен, тяжело дышал, одна лапка была сломана. После передачи в штаб донесения голубь был прооперирован ветеринарным врачом гвардии. Крылатого воздушного разведчика под №48 спасли.


2.2 ГЗС -7

Применялись голуби и для уничтожения объектов врага.
В 1941 года кандидат биологических наук Александр Колосов предложил Семену Буденному использовать голубей для уничтожения вражеских объектов. Тот одобрил, и уже в том же году были разработаны голубиные зажигательные снаряды ГЗС-7. Они представляли собой спрессованные призмы из термитного состава весом 120-130 граммов. Одновременно были сконструированы голубиные кассеты для крепления под фюзеляжем самолета АНТ-40. Каждая кассета вмещала 24 голубя в боевом снаряжении: под крыльями птиц крепились термитные заряды. Принцип действия ГЗС-7 был таким: при выпаривании голубей из кассеты над объектами немцев чека освобождала ударник взрывателя. Когда птица садилась на цель на 15-20 секунд, вспыхивала зажигательная шашка. Пламя высотой в 50 сантиметров при температуре 3000 градусов прожигало железо толщиной в 2,5 миллиметра или дюраль-алюминий.
Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику – путём ежедневной прикормки на тренировочных макетах голубятни в виде бензобака самолёта. Голубь плоховато видит вблизи, поэтому и летел, думая, что это его голубятня или место кормёжки. Помимо урона в технике от подобных атак имелся и эффект психологический. Голубиные налеты подавляюще действовали на психику солдат и офицеров вермахта.

 

2.3 Подвиг Вити Черевичкина

Голубей в годы войны использовали не только взрослые, но и дети. Наиболее интересной нам показалась история о ростовском мальчике Вите Черевичкине.

Виктор Черевичкин родился в городе Ростове-на-Дону в рабочей небогатой семье в 1925 году. Отец Вити был кузнецом, мать – дворником. В семье было четверо детей. Витя был спокойным и аккуратным мальчиком. Хорошо учился в школе, потом поступил в ремесленное училище, учился ремонтировать авиационные моторы. Витя вместе со старшим братом Сашей разводили голубей. Голубеводство в Ростове в те годы было очень популярно. Для многих мальчишек хороший голубь был предметом настоящей зависти.

После начала Великой Отечественной войны, когда отец и старший брат ушли на фронт, Виктор с мамой и двумя младшими сестрами остался в Ростове.

Ноябрь 1941 года…Это были дни, когда шли жестокие бои с фашистами на берегах Нижнего Дона. Враг рвался к Ростову, и ему удалось взять город. Настало тяжелое время. Витя видел зарево пожара, слышал стрельбу в городе, зная, что гитлеровцы грабят и расстреливают людей.

В одном из больших зданий эсэсовцы разместили свой штаб. Вскоре он узнал, что крупные фашистские соединения сосредоточены в районе завода “Красный Аксай”. Витя решил, во что бы то ни стало установить связь с советскими войсками. Они стояли в Батайске, по ту сторону Дона. Но как это сделать?

Время от времени над городом появлялись советские самолеты. И Витя решил подсказать им место расположения фашистского штаба. Когда загудел в небе мотор, мальчик выпустил над штабом голубей. Но его сигналов летчик, то ли не заметил, то ли не понял. Самолет исчез. И тогда юный разведчик написал записку с важным сообщением, привязал ее к лапе голубя и подбросил своего любимца вверх:

- Лети в Батайск!..

Витя волновался. А что, если голубь не долетит? Может быть, и родственников уже нет в Батайске? Кто передаст советскому командованию его донесение? Как только над Ростовом снова показался советский самолет, из рук Вити еще раз поднялись и стали кружиться над фашистским штабом голуби. Летчик вел самолет очень низко. Витя начал энергично подавать сигналы руками. Вдруг кто-то схватил его за плечо. Мальчика заметил фашистский офицер.

Витин голубь долетел до Батайска. Здесь его заметили, и записка была передана в наш штаб. Началось наступление советских войск. Советская артиллерия и авиация сосредоточили огонь на тех точках, которые указал он, юный разведчик Витя Черевичкин.

После допросов и пыток схваченного подростка обвинили в пособничестве вражеской армии, вывели в парк имени Фрунзе и расстреляли. Витю казнили 28 ноября 1941 года, за день до того, как внезапным контрударом 56-й армии немцы были выбиты из Ростова.

Тело Вити Черевичкина было захоронено о одной из братских могил вместе с красноармейцами и жителями города, убитыми оккупантами. В советских газетах публиковались фотографии погибших ростовчан, среди которых была и облетевшая весь мир знаменитая фотография мертвого Вити Черевичкина с голубем в руках. Кстати, эта фотография была подшита к материалам Нюрнбергского процесса над руководителями гитлеровской Германии в качестве одного из доказательств совершения гитлеровцами чудовищных преступлений против мирного населения на территории Советского Союза.

В 1961 году в пионерском парке Ростова-на-Дону был открыт бронзовый бюст пионера – героя Вити Черевичкина. Именем Вити названа улица в Пролетарском районе города. На стене дома, где проживала семья Черевичкиных, установлена мемориальная доска с изображением летящих голубей на фоне лучиков солнца. Памятник Вите Черевичкину с голубем в руке (скульптор Н.В. Аведиков) установлен в названном его именем парке в городе Ростове-на-Дону;

Юный ростовчанин поступил как настоящий герой, не поступившись своими принципами. Во-первых, он отказался избавляться от голубей после оккупации города, хотя представлял, чем это может ему грозить. Во-вторых, он не стал убивать голубей по приказу немецкого солдата, а спас им жизнь, отпустив их на волю. Наконец, Витя не просил о пощаде, не стал сотрудничать с немцами, а мужественно принял смерть, до конца сохраняя верность и своей Родине, и своим маленьким пернатым друзьям. А память о Вите, как и подобает настоящим героям, сохранилась в народной песне.

2.4 Анкетирование

Я решила провести свое исследование и посмотреть, что знают ребята о помощи животных в годы войны. Составила анкету, проанализировала результаты, сделала диаграммы. (Приложения 1, 2). В анкетировании принимали участие 205 учеников первых и вторых классов нашей школы. 90% ребят дали утвердительный ответ на вопрос: «Принимали ли животные участие в Великой Отечественной войне?»

На вопрос: «Какие животные помогали людям на войне?» - ребята назвали в основном собак (82%) и лошадей (52%), только 11% опрошенных назвали голубей и 3% - кошек.

На вопрос о том, как животные помогали на войне, ребята ответили следующим образом:

-на лошадях ездили (25 чел.);

-лошади перевозили разные грузы (24 чел.);

-на лошадях подвозили пушки, снаряды (22 чел.);

-собаки помогали пограничникам (22 чел.);

-голуби доставляли сообщения (19 чел.);

-собаки работали санитарами, подрывниками, разминировали поля (15 чел.).

Анкетирование показало, что о роли животных в годы войны ребята знают мало. Сделали вывод, что эта исследовательская работа поможет не только нам, но и нашим сверстникам. Мы сможем больше узнать о тех суровых военных годах, о роли животных, которые тоже помогали бороться с врагом.

Заключение.

Люди на улице

Подняли головы:

Голуби, голуби,

Белые голуби.

Шумом их крыльев

Город наполнен,

Людям о мире

Голубь напомнил. Агния Барто

Во время войны рядом с солдатами отважно сражались братья наши меньшие: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги и гибли, как и люди, спасая человеческие жизни. 

Именно поэтому в 2004 году, было принято решение установить таким животным специальный мемориал. Сейчас он находится в Лондоне неподалеку от Гайд-парка, а создал его англичанин по имени Д. Бэкхаус. Мемориал посвящен памяти всех животных, служивших и погибших в сражениях людей. Сейчас на памятнике видны фигуры многих зверей, а больше всего бросаются в глаза образы двух мулов, лошади, собаки, верблюда, слона, вола, коровы, кота, дельфина и почтовых голубей. Поражает и надпись, гласящая: «У них не было выбора». Эта надпись заставляет задуматься над тем, а что чувствуют животные на войне? Думаю, что они, как и человек, испытывали страх. Боялись, но помогали людям. Без их помощи людям было бы еще тяжелее.

Задачи исследовательской работы решены, цель достигнута. Гипотеза подтвердилась: работа не только обогатила меня и моих одноклассников новыми знаниями, но и заставила задуматься об отношении к животным. Станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу, и на Земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

«Какая-то часть нашей души всегда спит, и разбудить ее может только любовь к животным» (Анатоль Франс)

Список использованных источников

1.Агафонов А.  Повесть о Вите Черевичкине (Серия «Жизнь – подвиг») – Ростов н/Д, Кн. изд-во, 1974. – 160 с.

2. Ачкасова Н. В. животные в доме. Детская энциклопедия (серия «Я познаю мир»). – АСТ, 2001. – 400с.

3. Бондаренко С.П. Все о голубях. Сталкер, АСТ, 2006. – 656с.

4. Завязкин О.В. Голуби. Серия «Большая книга». – КРИСТАЛЛ БУК, 2016. -16с.

5. Романов В.А., Разбесов О.К.; Голубеводство. –Агропромиздат, 1987. -204с.

6. Шмидт Х., Пролл Р. Голуби. 300 пород для выставок и разведения. Полный атлас 2008год. – Аквариум-Принт, 2014.- 194с.

7. http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/186/ 

8. http://daypic.ru/animals/8489

9. https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-golubey.html

10. http://www.vlad-amelin.ru/stixi-o-prirode/2928-golubi.html

11. http:// personalii/2010/4/2agafonov-arkadij.ru

Приложения

Приложение 1. Анкета для учащихся

1. Как вы думаете, помогали животные людям на войне?

2. Какие животные помогали людям на войне?

3. Как животные помогали людям на войне?

Приложение 2. Результаты анкетирования

Приложение 3. Презентация к выступлению

Просмотров работы: 193