Копейка рубль бережёт

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Копейка рубль бережёт

Шамсетдинова Д.И. 1Микишев А.Г. 1Мухлисова С.А. 1
1МОАУ СОШ №7 ГО г. Нефтекамск РБ
Хамидова Ф.Н. 1
1МОАУ СОШ №7 ГО г. Нефтекамск РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Сколько игрушек было в детской! А высоко на шкафу стояла глиняная копилка в виде свиньи. Копилка была набита битком…

Стояла она на шкафу и смотрела на всё в комнате сверху вниз - она ведь могла купить всё это, а такая мысль хоть кому придаст уверенности в себе».

Г.Х Андерсен «Свинья копилка»

Наша исследовательская работа посвящена копилке. Копилка – это не просто украшение, а полезная вещь, которая помогает воспитать в человеке бережливость.

Цель исследования: определить значение копилки в жизни человека.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с историей происхождения копилки.

2. Ознакомиться с видами копилок.

3. Оценить отношение к копилке ребят нашего класса.

4. Организовать творческую группу по теме проекта.

5. Изготовить копилки своими руками.

Методы исследования:

Гипотеза: копилка воспитывает в человеке бережливость.

Актуальность работы заключается в том, что копилки есть, практически, в каждой семье.

Историческая справка

В толковом словаре Ожегова говорится, что копилка — это вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.

Вся премудрость копилки заключается в том, чтобы уберечь деньги от самого себя. Как это сделать, если непременно найдётся важное дело, которое требует финансовых расходов. И люди придумали бросать монетки в такой сосуд, из которого их было бы сложно достать обратно, а чтобы получить деньги обратно требовалось разбить копилку.

Д еньги, которые зарабатывают родители называются «семейный бюджет». Все члены семьи должны стараться не тратить эти деньги зря, быть экономными, и тогда можно купить дорогую вещь, на которую сейчас не хватает денег, или сделать подарок кому-то из друзей или родных. Для того, чтобы накопить деньги на какое-то свое желание, и существуют копилки.

Сейчас можно купить в магазине копилки разной формы, размера, цвета. Мне стало интересно, были ли копилки раньше? Если были, то, как они выглядели? Зачем люди их делали?

Изучив различную литературу и информацию в сети Интернет мы узнали , что копилки стали использовать с тех пор, как появились первые деньги, то есть более веков тому назад. Копилки олицетворяли богатство.

Самые первые копилки, по мнению историков, появились в Германии триста-четыреста лет назад (в XVII веке). Это были кружки, в которые собирались пожертвования. Они делались таким образом, что тот, кто собирал эти пожертвования, не мог достать деньги, не повредив копилку. [Приложение 2. Рисунок 1]

На Руси накопление денег было тесно связано с защитой сбережений от краж. Для хранения и перевозки денег делали обычные ящики из досок, для прочности окованные железными полосками. Эти ящики в основном имели висячий замок. [Приложение 2. Рисунок 2]. Особенно распространены были специальные «подголовные» ящички, которые имели скошенную верхнюю крышку, чтобы их было удобно класть под голову, защищая от кражи. [Приложение 2. Рисунок 3]. Для защиты копилок от кражи в них делали «музыкальные» замки, которые звенели при отпирании и запирании.

Простые люди хранили свои деньги в любых подходящих емкостях: чулках, горшках, глиняных сосудах с широкими боками и узким горлышком — «кубышках» . [Приложение 2. Рисунок 4]. Для того, чтобы деньги не украли, люди их герметично запечатывали и закапывали. Оказывается клад – это тоже один из видов копилки!

Позже вместо деревянных ящиков для хранения и перевозки денег стали делать металлические шкатулки со сложными механическими замками. Некоторые копилки делали на заказ и оснащали их секретными механизмами, например, потайными кнопками, двойным дном. Интересно, что изменение шкатулок для защиты денег привело к появлению современных сейфов и даже сигнализации.

С некоторого времени копилки стали использоваться не только для защиты денег от воров, но и, как мы привыкли, для накопления денег. Для хранения денег дома, например, делали красивые деревянные или металлические шкатулки

Для того, чтобы не брать накопленные деньги раньше времени, существуют копилки, которые открываются только при накоплении определенной суммы. В них есть специальное устройство – счетчик. Когда в копилку кладется монетка, нужно перевести рычажок, и она «сосчитает» эту монетку. Если рычажок не перевести, то следующую монетку в копилку положить не удастся. Такие копилки существуют и в настоящее время.

В конце 19 века (позапрошлого) века в России стали «модными» одноразовые керамические копилки. Их дарили детям на любые праздники. Такой подарок помогал привить детям бережливость. В это время наиболее распространенными были такие формы копилок как бочонок и сундук.

В настоящее время в России, как и во многих других странах символом сбережения является свинья. Почему именно свинья является символом копилки?

Согласно некоторым источникам, свинка появилась благодаря китайцам. Именно у представителей данной нации это животное ассоциируется с достатком и благополучием. Люди верили, что копилка в виде собаки надёжно оберегает сбережения от воров, а сова помогает мудро распорядиться накопленным капиталом.В наше время копилки часто выпускают в виде символа года по китайскому календарю. В этом году популярны копилки в виде быка или коровы.

А какие копилки были у наших родителей в детстве, мы узнали, взяв интервью у преподавателя БГУ Ершова Михаила Фёдоровича. Он пригласил нас на экскурсию в Антикварную лавку. Из беседы с ним мы узнали, что копилки в основном делали из гипса, так ка такую копилку легче разбить. Более доступным и дешёвым материалом было дерево. Часто вместо копилки использовали пластмассовые игрушки, которые внутри были полые. В ней вырезалось отверстие для опускания монет. [Приложение 2. Рисунок 5, 6]

Значение копилки

Чтобы выяснить есть ли у наших одноклассников копилки, и с какой целью они копят деньги мы провели анкетирование. В нем принимало участие 30 человек. Школьники отвечали в классе на следующие вопросы, которые мы составили вместе с нашим руководителем.

Есть ли у вас копилка?

С какой целью вы копите деньги?

Делали или хотели ли вы сделать копилку своими руками?

Результаты анкетирования показали, что копилки есть практически у каждого ученика, а вот цель накопления, у всех разная. [Приложение 1. Таблица 1, 2, 3]

Мы ещё не приносим деньги в семью. Все заработанные деньги в семье принято считать – доходом. А вот то, на что мы их тратим — это расход. Деньги нам нужны: для покупки продуктов питания, для оплаты бытовых услуг, для оплаты развлечений, для оплаты проезда на транспорте, для покупки подарков, для оказания помощи нуждающимся (такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

Испокон веков бережливость считалась хорошим качеством человека. Об этом говорят пословицы и поговорки.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра — пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого.

Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.

Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/.

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство - бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

М ы опросили ребят нашего класса и сделали вывод, что те ребята у которых есть копилки, стараются не тратить деньги попусту, а откладывают их на необходимую покупку.

Мы попробовали сделать копилку своими руками. Результаты нашей работы внесли в таблицу. Из неё видно, что самый экономный вариант – копилка, выполненная из бросового материала.

Материал

Расход

Вывод

Ткань

Ткань – 110 рублей

Нитки – 20 рублей

Замок – молния – 18 рублей

Декор – 50 рублей

Итого - 198 рублей

Вариант не дешёвый, но можно сэкономить на ткани, взяв ненужные остатки у взрослых. Для декора использовать различные пуговицы из маминой шкатулки. Понадобилась помощь взрослых при приобретении материала и изготовлении выкройки.

Папье-маше

Пластилин для формы – 120 рублей

Клей ПВА – 35 рублей

Бумага (обрывки старых газет) – 0 рублей

Краски для декора – 180 рублей

Итого - 335 рублей

Пришлось обратиться за помощь к взрослым – готовую заготовку надо резать с помощью ножа пополам, чтобы достать пластилиновую форму.

Бросовый материал

Краски - 120 рублей

Самый экономный и простой вариант

Н о копить можно не только деньги, но и добрые дела. Наш класс принимал участие в благотворительной акции «Помоги хвостикам». Ребята нашего класса на накопленные деньги купили корм и игрушки для кошек, которые находятся в приюте для бездомных животных. В канун нового годы мы оказали посильную помощь детям, живущим в интернате.

Заключение

В результате исследовательской работы, мы узнали, что копилка – очень хорошее средство сбережения денег, и с этим согласны все мои одноклассники, о чем свидетельствуют анкеты. Гипотеза подтвердилась.

Копилка не имеет такой ценности как прежде, но очень популярна среди детей и взрослых и сегодня. Чтобы воспитать в себе бережливость, надо придерживаться следующих правил:

1. Экономно распоряжайся деньгами.

2. Помни, потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Знай, что невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относись к деньгам.

6. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Особенно, приятно складывать деньги в копилку, на которую ты не потратил деньги из семейного бюджета, а сделал своими руками. [Приложение 2. Рисунок 7]

Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

Копилка – хранительница ценных сокровищ и произведение искусства. Материал с сайта. TransAntiqueLtd. Антикварная мебель и предметы старины в России. http://transantique.ru/

Копилка. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org.

Леонид ЛИФЛЯНД Статья о копилках. Статья из журнала «Антиквариат» № 12(23) за декабрь 2004 года. Материал с сайта Страховое общество России. http://www.ros.ru/ru/museum/article/article/money_box/index.wbp

http://www.johnlewis.com/wedgwood-peter-rabbit-money-box-and-book/p231196652

Приложение 1

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Приложение 2

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

ПАМЯТКА

1. Экономно распоряжайся деньгами.

2. Помни, потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Знай, что невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относись к деньгам.

6. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

Особенно, приятно складывать деньги в копилку, на которую ты не потратил деньги из семейного бюджета, а сделал своими руками.

Рисунок 7

Просмотров работы: 339