Введение
Великая Отечественная война закончилась 76 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить и чтить память погибших на этой войне. Сколько лет прошло, а мы снова и снова вспоминаем про те горькие годы. Нас волнуют страницы истории тех лет.
Каждый год 9 мая во время проведения парада в честь Победы в Великой Отечественной Войне почетный караул вносит на Красную площадь Знамя Российской Федерации и Знамя Победы. Знамя Победы - это символ знамени, водруженного над Рейхстагом в 1945году. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами России, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом. Многие ли из нас всматривались в то, что написано на Знамени Победы? "150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта". С номерами частей и соединений все понятно, а что такое Идрицкая? Что это за Идрица, с чьим именем на устах бойцы 150-й дивизии штурмовали Рейхстаг?
История уже четырех поколений моей семьи тесно связана с Идрицей. В своей работе я хочу рассказать о военных страницах истории поселка Идрица, о том, как война коснулась нашей семьи.
Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни, потому что каждый человек должен знать историю своих предков. История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. История любой семьи – это частичка истории нашего города, страны.
Цель работы: изучение истории поселка Идрица, изучение истории своей семьи
Задачи исследования:
-собрать сведения о поселке Идрица;
-собрать сведения о своих родственниках; проследить их военный путь;
-познакомиться с сохранившимися фото;
-проанализировать материалы Интернет-ресурсов;
-расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
-рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным лицам.
Гипотеза исследования: если мы сохраним память о наших ветеранах - участниках Великой Отечественной войны, то мы больше будем любить свой родной край и гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле.
Объект исследования: история поселка Идрица, история семьи Моисеенко-Стругановых.
Предмет исследования: записи и фотографии из семейного архива, записи и фотоматериалы из сети Интернет.
Методы исследования:
-теоретическое исследование;
-поиск информации в сети Интернет;
-беседа с членами семьи;
-анкетирование
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать в работе школьного музея, на классных часах, во внеклассной работе. Данная работа может побудить других ребят к поиску неизвестной информации о своих родственниках.
Основная часть.
1.Героические страницы истории поселка Идрица
Идрица - тихий поселок на юго-западе Псковской области, почти на границе с Белоруссией. Леса, озера, аистиные гнезда, тишина… и памятники, обелиски, братские могилы... Великая Отечественная тяжело прошлась по всей Псковщине, но в этом месте земля просто напитана кровью.
Гитлеровцы пришли в Идрицу меньше чем через месяц после начала войны, 12 июля 1941 года. И в первые же недели оккупации создали здесь фильтрационный лагерь. Через него прошли тысячи человек. Тех, кто покрепче, угоняли в Германию на работы.5027 человек было угнано в Германию из Идрицы. Около двух тысяч из них погибли.
Детей в основном отправляли в латвийский Саласпилс, где использовали как доноров для немецких солдат (в поселке и сейчас живут люди, прошедшие этот ад). Остальных заставляли строить оборонительные сооружения, закапывать воронки, хоронить казненных. Сейчас на месте идрицкого концлагеря стоит скромный мемориал- черное распятие. Памятная табличка начинается со слов "Забвению не подлежит…".
Сразу после начала оккупации в районе Идрицы начали формироваться партизанские бригады. Одну из первых создал девятнадцатилетний Сергей Моисеенко, собрав в отряд вчерашних старшеклассников из своей школы. Сам юноша погиб в 1942-м, а отряд после этого стал носить его имя - Сергеевичи. На проведение акций по борьбе с партизанами немцы были вынуждены отзывать значительные силы с действующего фронта. Всего в Идрицком районе воевало около десяти партизанских бригад.
Оккупация Идрицы длилась три года. Бои за ее освобождение - восемь месяцев.
Это место имело стратегическое значение. Во-первых, здесь находился крупный по тем временам железнодорожный узел. Во-вторых, по территории Идрицкого района пролегала немецкая оборонительная линия "Пантера", тянувшаяся от Ленинградской области до Белоруссии. Допустить здесь прорыв фронта и овладение магистралью советскими войсками для фашистов означало катастрофу: терялась бы возможность перебрасывать войска с юга на север и обратно, прекратились бы поставки техники и вооружения дивизиям, удерживавшим в блокаде Ленинград. Кроме того, это открыло бы советским войскам прямой путь на Прибалтику и загнало бы части вермахта в котел. Поэтому под Идрицей фашисты сопротивлялись с неимоверным упорством.
С декабря 1943 года до июля 1944-го на этой небольшой территории не прекращалась битва с гитлеровцами. И каждый ее день являлся примером героизма и самоотверженности советских воинов. На маленькой привокзальной площади стоит памятник Герою Советского Союза лётчику Евгению Михайлову, который погиб на станции Идрица 17 марта 1944 года, протаранив своим, уже подбитым немцами, самолётом стоявшие на станции цистерны, и тем самым подорвав себя вместе с немецким эшелоном. Его последняя радиограмма: "Самолёт подожжён. Горючее кончилось. До своих не дотяну. В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товарищам! За Родину!" Танкисты Соколов и Чернышенко тринадцать суток отбивали вражескую атаку, застряв посреди болота в поврежденном танке… Каждый дом, каждый сарай становились боевой преградой. Метры земли то и дело переходили из рук в руки. Идрица приковала к себе крупную группировку войск вермахта. Немцы даже вынуждены были перебросить сюда до десяти дивизий из-под Ленинграда. Тем самым блокадное кольцо вокруг Ленинграда было значительно ослаблено, задача Волховскому фронту по его прорыву существенно облегчилась.
О том, насколько важна была Идрица, говорит уникальный факт: за освобождение нашего скромного поселка был назначен салют второй категории, как за достижение стратегического успеха или за освобождение крупного областного центра. 20 залпов из 224 орудий.
Сколько всего погибло людей при освобождении Идрицы, не знает никто. По официальным данным, в девяти братских могилах здесь похоронено одиннадцать тысяч человек, из них опознаны примерно половина.
150-я Стрелковая дивизия получила название «Идрицкая», освободив Идрицу от фашистской оккупации в июле 1944-го, и затем продолжила идти с боями до самого Берлина. А в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года штурмовой флаг этого воинского соединения был водружен над Рейхстагом военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария и вошел в историю как символ полного разгрома фашистской Германии.
Жители поселка не забыли подвига солдат, освобождавших Идрицу. 12 июля 1970 года на площади был торжественно открыт обелиск, на котором запечатлены наименования частей и подразделений, участвовавших в боях за Идрицу. Была создана «Книга памяти», в которую занесено 456 имен. В Идрицкой средней школе организован и работает музей Боевой славы имени летчика И.И. Корниенко. Идричане всегда торжественно отмечают День Победы и День освобождения Идрицы.
2. Страницы военной истории в истории моей семьи
В каждой русской семье бережно хранят память о своих предках, которым пришлось воевать или выживать в страшные четыре года войны.
Мой прадедушка, Моисеенко Дмитрий Яковлевич (1922 -1984гг), во время войны воевал в партизанском отряде Калининской бригады на территории Псковской области и Белоруссии. После войны он служил в армии в г. Борисоглебске. После возвращения из армии, работал сначала трактористом, после – механиком-наладчиком в организации по осушению болот.
Прабабушка, Моисеенко (Шпакова) Софья Емельяновна (1925-2016гг), в первые месяцы войны оставалась с семьей в своей деревне. Часто их деревня подвергалась бомбардировкам фашистскими самолетами. В один из таких налетов прабабушка не смогла вместе со всеми жителями деревни убежать в лес. Она болела тифом и не могла подняться с кровати. С ней осталась ее мама. Во время обстрела одна бомба попала в их дом, оторвав часть дома с крыльцом, но прабабушка с мамой чудом не пострадали. Через какое-то время всех жителей фашисты отправили в лагерь сначала на территории Псковской области, а потом на железнодорожных составах отвезли в трудовой лагерь в Латвию, где взрослые и дети работали на лесозаготовках. Вернулась домой прабабушка после освобождения Себежского края. В мирное время работала прабабушка сначала в колхозе, потом уехала в поселок Идрица, работала на машинно-тракторной станции.
Мой прапрадед, Струганов Андрей Петрович (1900-1943гг), призывался на войну из Идрицы. Последнее письмо от него пришло из Сталинграда, в нем он сообщал, что работает на полевой кухне. А в 1943 году пришла похоронка, где было написано, что он пропал без вести.
Его сын, мой прадедушка, Струганов Николай Андреевич (род. в 1928г), во время войны был подростком. Их семью немцы выгнали из дома, и прадедушке пришлось жить в землянке. После войны прадед Коля помогал саперам разминировать колхозные поля, у него даже есть удостоверение. Прадедушка Коля рассказывал, что уже в мирное время, во время заготовки сена, произошел страшный случай. Вместе с односельчанами в конце рабочего дня они развели костер и расположились вокруг него, чтобы отдохнуть и поужинать. Прямо под костром в земле был снаряд, который через какое-то время взорвался, ранив людей и убив осколком тетю прадедушки. В мирное послевоенное время прадедушка работал трактористом и комбайнером.
Прабабушка Струганова (Ильина) Генриетта Николаевна (1935-2005гг) в начале войны была маленькой девочкой, но так как она была старшим ребенком в семье, часто отдавала свою еду младшим сестрам и опухла от голода. Потом, когда ситуация с питанием наладилась, ее долго и аккуратно возвращали к обычной жизни. В послевоенные годы сначала работала библиотекарем, приехав по распределению из города Великие Луки в колхоз. Потом прабабушка стала бригадиром полеводческой бригады. Она была передовиком производства, ее фотография висела на районной доске почета в городе Себеж Псковской области.
3. Анкетирование среди школьников «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»
Узнав много интересного о героическом прошлом моей страны и моей семьи, я подумала: «А что знают об этом мои одноклассники?» Для этого я решила провести анкетирование. В нём приняли участие мои одноклассники (всего 30 человек).
Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.
Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм. Приложение 2.
Проанализировав диаграммы, можно сделать следующие выводы:
1. К сожалению, только половина моих одноклассников вспомнили дату празднования Дня Победы (57%) и сумели назвать мероприятия, которые проводятся в этот день в стране.
2. Однако, радует тот факт, что большинство из них (87%) знают о своих родственниках-участниках военных событий Великой Отечественной войны. Половина опрошенных принимали участие в шествии «Бессмертного полка».
3. В семьях моих одноклассников взрослые рассказывают детям о своих героях, 94% учеников нашего класса знают о своих прадедах и прабабушках. Молодые поколения россиян должны хранить память об ужасах войны и о том, как достойно их предки преодолели это страшное время.
Заключение
Выполняя исследовательскую работу, я узнала, много интересных фактов о малой родине моей мамы – поселке Идрица, прославленном Знаменем Победы. Каждый год, приезжая в Идрицу к бабушке и дедушке, испытываю чувство гордости за своих родных, на долю которых выпали тяжелые испытания. Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своими бесстрашными прадедами, и учиться у них любви к Родине, смелости, упорству, мужеству.
Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи исследовательской работы решены, цель достигнута. После того, как я выступила перед одноклассниками, мы решили, что в следующем году работа будет продолжена, мы планируем создать для школьного музея Книгу памяти нашего класса, в которой соберем рассказы родных о подвигах наших прадедушек и прабабушек.
Работа не только обогатила меня новыми знаниями, но и заставила задуматься о том, что пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия!
Список использованных источников
1.Семейный архив
2. Интернет-портал «Память народа» //https://pamyat-naroda.ru
3.История поселка Идрица //https://nord-ursus.livejournal.com/174038.html
4.История 150-й стрелковой дивизии //http://politikus.ru/articles/print:page,1,76362-velikaya-pobeda-istoriya-150-y-idrickoy-divizii.html
5.Подвиг солдат, освобождавших Идрицу //https://idritsa-school.ru/index.php/document/history/2-istoriya
6.Бои за освобождение Идрицы //http://militera.lib.ru/h/chechelnitsky/07.html
Приложение 1.
Вопросы анкеты:
1. Знаешь ли ты, когда в нашей стране отмечается День Победы?
2. Какие мероприятия проводятся в этот день в нашей стране?
3. Знаешь ли ты, что символизирует Знамя Победы?
4. Принимал(а) ли ты вместе с родителями участие в шествии «Бессмертного полка»?
5. Знаешь ли ты о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны?
6. Кто тебе рассказывал о них?
Приложение 2.
Результаты анкетирования
1.Знаешь ли ты, когда в нашей стране отмечается День Победы?
А) 9 мая – 17 ответов
Б) 23 февраля – 3 ответа
В) не знаю – 10 ответов
2.Какие мероприятия проводятся в этот день в нашей стране?
А) парад – 12 ответов
Б) салют – 7 ответов
В) показ военной техники – 5 ответов
Г) поздравляют ветеранов и военных – 5 ответов
Д) не знаю – 3 ответа
3.Знаешь ли ты, что символизирует Знамя Победы?
А) да – 10 ответов
Б) нет – 20 ответов
4.Принимал (а) ли ты вместе с родителями участие в шествии «Бессмертного полка»?
А) да – 17 ответов
Б) нет – 13 ответов
5.Знаешь ли ты о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны?
А) да – 25 ответов
Б) нет – 5 ответов
6.Кто тебе рассказывал о них?
А) родители – 22 ответа
Б) бабушка и дедушка – 17 ответов
В) прабабушка – 1 ответ
Г) вместе с родителями находили информацию в Интернете – 5 ответов
Д) никто – 3 ответа
Приложение 3. Презентация к выступлению