Я учусь. Я складываю вместе

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я учусь. Я складываю вместе

Ихиятдинов М.Э. 1
1МОАУ СОШ №7
Назарова И.В. 1
1МОАУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Актуальность.

Давно известно, что игрушки - одно из самых сильных воспитательных средств. Ведь именно они помогают познавать окружающий мир, развивать воображение, они учат быть терпеливыми и внимательными. Одной из самых популярных и полезных игрушек, на наш взгляд, является конструктор LEGO. Собирая его, можно научиться спокойно переживать неудачи, быть настойчивым на пути к цели, развивать воображение и творческое мышление. Ведь LEGO не ограничивает фантазию, и может увлечь как детей, так и взрослых. Исходя из положительных характеристик данной игры, возникает вопрос: «Можно ли превратить конструктор LEGO в учебно-познавательное пособие, интересное и понятное детям?». Попробуем найти ответ.

Темаисследования: «Я учусь. Я складываю вместе».

Цель исследования: изучить эффективность использования LEGO – конструктора в учебном процессе.

Задачи исследования:

Изучить литературу по теме исследования.

Выяснить, какие навыки формирует работа с LEGO - конструкторами.

Апробировать работу с LEGO - конструкторами, на уроках, с целью повышения интереса учащихся к учебной деятельности.

Объект исследования: наборы LEGO.

Предмет исследования: возможность использования LEGO в учебном процессе.

Методы работы:

- теоретический анализ литературы;

- опрос;

- анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: если игры сLEGO использовать в учебном процессе, то у ребят появится интерес к учёбе и стремление к успеху и творчеству.

Практическая значимость: заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в учебном процессе.

Методологическая основа: исследованиями, доказывающими практическую пользу конструкторов для детей занимались такие педагоги и учёные, как: Джулия Буллард, Н.К.Крупская, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, А.С. Макаренко, Макс Борн и др.

II. Основная часть

Глава 1. Определение понятия «LEGO – конструктор».

В педагогической литературе можно найти различные определения понятия «LEGO – конструктор»:

- (лат. lego - собирать, конструировать, учиться) - игровой феномен, служащий для свободного варьирования сборки различных предметов;

- «игра по правилам», складывание деталей по определённому алгоритму;

- (ле́го, от дат. - «играй хорошо») — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Таким образом, LEGO – конструктор – это открытое пространство для деятельности, где дети получают возможность воплощать интересные идеи, оттачивая с каждым разом своё мастерство.

Глава 2. Теоретическая часть.

2.1 История происхождения LEGO - конструктора.

На первом этапе изучили различные источники информации и узнали, что история компании LEGO начинается с Оле Кирка Кристиансена. (Приложение1).

Он родился в обычной датской семье. Научившись плотницкому делу, открыл своё предприятие. Сначала занимался изготовлением гладильных досок, лестниц, а затем стал изготавливать деревянные машинки и мебель для кукол. В 1934 году появляется компания LEGO. В переводе с латинского языка LEGO означает «Я учусь» или «Я складываю». Сначала компания выпускала кубики с различными рисунками и буквами, а чуть позже пластиковые детали, которые легко соединялись между собой.Необычные конструкторы позволяли детям возводить собственные дома, и даже строить целые города. В наборы входили даже мелкие детали, соединение которых способствует развитию мелкой моторики.

2.2. Умения и навыки, формируемые при работе с LEGO – конструкторами.

Работа с LEGO выполняет множество функций:

- развивает вычислительные навыки. Детали LEGO содержат разное количество выступов. Это свойство можно использовать при сложении и вычитании. Например, при вычитании - на деталь с большим количеством выступов, накладывается деталь с меньшим количеством выступов. Считаем сколько выступов осталось на большей детали и получаем ответ. При сложении достаточно объединить детали и посчитать общее количество выступов.

- создаёт ситуацию успеха. При использовании конструктора LEGO у каждого получатся красочные и привлекательные поделки вне зависимости от возраста. В отличие от лепки или рисования, конструктор даёт возможность достичь каких-либо результатов без специальных навыков. Ощущение успеха мотивирует к новым достижениям, а значит повышает самооценку. Об этом мы узнали из разговора с педагогом-психологом МОАУ СОШ №7 Насибуллиной К.С. (https://yadi.sk/i/69WQ72O0VUraYw)

-развивает воображение, так как при игре можно создавать собственные модели, сочетать детали разных форм, цветов и размеров, просчитывать свои шаги и возможные комбинации.

- помогает в общении. Играть с конструктором можно со сверстниками, собрав свою команду. Создавая модели, участники учатся распределять роли, принимать правила игры, отстаивать своё мнение, находить общий язык.

- знакомит с основами механики. Не секрет, что мечта каждого мальчишки – научиться создавать и программировать роботов. Компания LEGO создаёт комплекты, которые позволяют не только построить роботов, но и оживить их, подключив к компьютеру. Для того, чтобы этому научиться, создаются специальные кружки робототехники. Занятия в кружке позволили мне собирать роботов различной сложности. Многие модели являются авторскими. Чтобы научить этому сверстников, которым тоже интересен процесс сборки моделей, создан YouTube-канал (https://youtube.com/channel/UCsMISn31ogqr_OSy_rHFbzA)

Мы пришли к выводу, чтоигра с конструктором LEGOоказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, развивает навыки работы в команде, терпеливость и усидчивость, помогает достичь поставленных целей.

Глава 3. Организация экспериментальной части исследования.

3.1 Выявление отношения одноклассников к LEGO – конструктору.

На втором этапе решили выяснить отношение сверстников к конструктору LEGO. Для этого провели опрос. (Приложение 2).

Исходя из результатов опроса, выяснили что у многих есть конструктор LEGO и ребята любят с ним играть, считая, что пользы от него больше, чем от компьютерных игр, но многие сомневаются, что LEGO можно использовать в учебном процессе.

3.2. Применение LEGO – конструктора на уроках.

Далее нами было апробировано использование LEGOна уроках. (Приложение3.)

На математике при изучении:

- счёта предметов;

- сравнения групп предметов;

- изучения площади фигуры;

- табличного умножения.

На русском языке:

- при составлении звуковой модели слова;

- схемы предложения;

- составление букв;

На уроках литературного чтения: при иллюстрации сюжетов изучаемых произведений, с применением таких приёмов, как:

1) «Продолжи». Учитель начинает рассказ, а ребята должны закончить его с помощью конструктора LEGO (передать картину событий);

2) «Лови подсказку». Учитель читает небольшой рассказ, а ребята передают его содержание с помощью конструктора LEGO (рассказ один, а работы получаются разные);

3) «Угадай». Эту работу хорошо проводить в парах. Учитель раздаёт загадки, ребята их разгадывают, а ответ представляют в виде работы из конструктора.

На окружающем мире при изучении тем: «Виды транспорта», «Профессии людей», «Дикие и домашние животные».

На уроках изобразительного искусства при создании сказочных домиков, вазочек для цветов.

На уроках технологии устраивали парад техники, создавали цветочные поляны, а на уроках музыки - музыкальные инструменты.

На нашем YouTube канале есть страничка «Советы от Марка», где рассказывается о том, как ещё можно использовать LEGO на уроках и как он работает на ббудущее. (Приложение 4, 5). (https://youtu.be/pSOa-iCBDSc)

3.3. Анализ и обобщение результатов.

На третьем этапе проанализировали результативность работы с LEGO – конструкторами на уроках и пришли к выводу, что ребята с удовольствием выполняли работу, связанную с конструированием и с нетерпением ждали следующих занятий. Ведь конструктор LEGO, действительно,позволяет учиться играя, помогает воплощать самые смелые идеи, испытывать радость от придуманных сюжетов. У многих повысилась самооценка, появилось стремление к экспериментам. Ребята даже сочинили песню про LEGO.

На Лего-конструктор ты посмотри,

Он круче любой компьютерной игры.

Лего-конструктор в руки возьми,

И всё что хочешь из него сотвори.

В учёбе тебе он поможет всегда,

Лего-конструктору скажем мы: «Да!».

Скажем любому мы без прикрас,

Конструктор-Лего – просто КЛАСС!

III. Заключение.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Выдвинутые гипотезы подтверждены.

Технический прогресс шагнул далеко вперед, а человек по-прежнему мечтает строить и создавать что-то новое и необычное. Складывая кирпичики LEGO, ребёнок обучается в игре, при этом увеличивая стремление к знаниям. Использование LEGO в учебном процессе позволяет разнообразить обучение, учит самостоятельности, помогает обрести уверенность в учёбе и раскрыть творческий потенциал. Как сказал однажды Януш Корчак: «Многие детские игры – есть подражание серьёзной деятельности взрослых». (Приложение 6).

IV. Список литературы.

1. Аллан Бедфорд. Неофициальное руководство по строительству из LEGO.

2. Злаказов А. С., Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина Уроки Лего конструирования в школе.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

3.Литвиненко В.М. Лего мастер.

4. Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. Математика в играх ЛЕГО-конструктором - М.: Владос, 2003.

5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - «ЛитРес», 2005г.

Интернет-ресурсы:

1. История создания компании  Lego. https://le-go.ru/pages/lego-history.html

2.  www. lego.com

3. http://www.novate.ru/blogs/

4. http://www.brandreport.ru/lego/

Приложение 1.

Оле Кирк Ктистиансен

Приложение 2.

Вопросы.

1. Есть ли у тебя конструктор LEGO?  1) Да 2) Нет

2. Ты любишь играть с конструктором?  1) Да 2)Нет 3)Не очень

3. Полезно ли играть с конструкторомLEGO ?  1) Да 2) Нет 3) Не знаю

4. Что ты предпочитаешь: конструктор LEGOили компьютерные игры?

1) конструктор 2) компьютерные игры

5. Можно ли использовать конструктор LEGO на уроках?

1) Да 2) Нет 3) Сомневаюсь

Результаты опроса.

Приложение 3.

Использование конструктора LEGO на различных предметах.

Приложение 4.

Использование LEGO на уроках физики.

Детали для сборки приспособлений,

с помощью которых обрабатывают детали на станках

Приложение 5.

Совет 1.

Чтобы школьные принадлежности всегда были под рукой, предлагаем чудо-коробочку из конструктора.

Совет2.

Иногда в школе задают проиллюстрировать произведение. Почему бы не сделать это с помощью ЛЕГО? Представляю Стрекозу из известной басни Крылова.

Совет 3.

Таблицу умножения можно выучить с помощью конструктора LEGO.

Совет 4.

Кстати, когда линейки не оказалось под рукой, соединить точки и построить геометрическую фигуру можно при помощи вот такой пластины ЛЕГО. Раз, два и готово!

Просмотров работы: 32