Введение.
Когда я училась во 2 классе, наша учительница Рафида Амировна на уроке классного часа задала вопрос: «Что вы знаете о блокадном Ленинграде?» Но класс молчал.
Выяснилось, что в классе нет никого, кто знал бы какую-нибудь информацию об этом. И учительница нам рассказала о тех страшных событиях времен Великой Отечественной войны.
Актуальность темы. Меня заинтересовало, почему мы, современные дети, в возрасте 8-10 лет ничего не знаем об этом или знаем очень мало. Поэтому свою тему исследовательской работы «Блокада Ленинград» считаю актуальной.
Гипотеза: Я предполагаю, что многие современные дети младшего возраста не знают о блокаде Ленинграда, так как взрослые эту информацию отложили от нас в сторону.
Цель моей работы: узнать какой информацией владеют о блокаде Ленинграда современные дети младшего школьного возраста
Задачи:
1.Узнать, почему современные дети мало информированы о блокаде Ленинграда.
2.Выяснить самые доступные и интересные источники информации о блокаде Ленинграда
3.Побудить детей школьного возраста к изучению истории нашей Родины времен ВОВ.
Объект исследования: информация о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Предмет исследования : источники информации о блокаде Ленинграда
Методы исследования:
Эксперимент.
Анкетирование.
Анализ различных потенциальных источников информации о блокаде Ленинграда
Теоретическая часть
Историческая справка о блокаде Ленинграда
Из различных источников я узнала, что блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года на 79 день с начала Великой Отечественной Войны, вокруг Ленинграда сомкнулась кольцо врага, они блокировали все вьезды и выезды из города. И осталась немного возможности переправлять продовольствие и эвакуировать ленинградцев через Ладожское озеро, названное Дорогой жизни, но и она все время подвергалась бомбардировке. Блокада продлилась целых 872 дня !!!
По гитлеровскому плану Барборосса город Ленинград должен был сдаться в течении пару месяцев, так как остался без продовольствия, связи, продуктов питания, медикаментов.
Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли, уничтожить жителей Ленинград. На начало блокады на Ленинград было совершено около 1000 налетов и сброшено почти 65 тысяч зажигательных и 3 тысячи фугасных бомб.
В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие находилось около 400 тысяч детей.
Во время воздушной тревоги, жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов, школ и больниц дежурили бойцы и добровольцы. А им помогали дети. Тушили зажигательные бомбы, обрабатывали специальным огнеупорным составом деревянные перекрытия чердаков и крыш . Дети привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей стал обычной картиной. Но, несмотря на все, что происходило вокруг, все они мечтали о будущем без войны. И поэтому, преодолевая слабость, в лютый холод, под обстрелами – дети шли в школу или работали в госпиталях и на заводах.
У каждого ребенка блокадного Ленинграда своя страшная история жизни в блокадном городе. Одна из них судьба Тани Савичевой, вся семья которой погибла от голода. Ведь самым страшным испытанием для всех ленинградцев стал голод и холод. Еще в самом начале блокады фашисты первым делом уничтожили продовольственные склады и голодная смерть тысяч ленинградцев – это было частью плана фашистов. Суточный паек жителя блокадного ленинградца был кусочек хлеба весом в 125 гр, который он должен был растянуть до следующего дня.
2.Практическая часть.
2.1. Мои эксперименты.
2.1.1. Эксперимент «Суточный паек»
Я решила, сделав эксперимент, выяснить, сколько времени я смогу продержаться , на одной норме ленинградского пайка хлеба весом 125 грамм. Эксперимент провели 3 февраля 2019 года. Для его проведения использовала Рижский хлеб нарезной, 125 гр. – это 5 кусков хлеба на целый день. Меня решила поддержать мама и моя одноклассница Таня Гусева. Сперва показалось, что такого сложного выдержать день с хлебом.
Как видно из таблицы (Приложение 1), мы позавтракали в 10.05 и двумя кусочками хлеба в 50 гр. и стаканом воды с ½ ч. ложки сахара. Однако уже через 2 часа я и Таня почувствовали, что голодные и съели еще 2 кусочка рижского хлеба и запили водой. Этого мне хватило ненадолго, чувство голода не проходило, вода не помогла. Через 1 час. после второго приема хлеба в 13.20 час. я съела последний кусочек хлеба., отведенных на целый день для меня, а также взяла кусок от доли отведенной маме, и завершила эксперимент, так как я поняла, как это тяжело не есть, когда хочется. Ни я, ни Таня не смогли выдержать чувство голода до конца суток и завершили эксперимент досрочно.
Мама оказалась более терпелива, прошла эксперимент полностью, однако чувство голода не покидало на протяжении дня, на продление данного эксперимента на второй день отказалась и мама.
Вывод: Паек блокадного хлеба притупляет чувство голода на 1 -2 часа. Чувство голода можно выдержать без вреда для здоровья не более 3 часов. Жители блокадного Ленинграда настоящие герои, а голод одно из самых жестоких испытаний для человека.Блокада Ленинграда – была очень серьезным испытанием для ленинградцев, из-за голода люди получили серьезные проблемы для своего здоровья, что повлекли нарушения жизнедеятельности важных органов организма.
2.1.2. Эксперимент «Изготовление блокадного хлеба»
Второй частью эксперимента было решение испечь с мамой в домашних условиях блокадный хлеб, заменяя первоначальные ингредиенты на современные (Приложение 2). Состав блокадного хлеба и экспериментального хлеба различаются. В составе экспериментального хлеба нет обойного клея, целлюлозы:
Опилки – 50 гр.,
Кукурузная мука – 18 гр.,
Овсяная мука – 41 гр.,
Пшеничная мука – 200 гр.,
Дрожжи – 10 гр.
Подготовили ингредиенты, а именно: опилки, купленные в зоомагазине- 50 гр., кукурузная мука, полученная путем перемалывания кукурузной крупы блендером - 18 гр., овсяная мука (перемолотые овсяные хлопья)-41 гр., пшеничная мука – 200 гр., дрожжи – 10 гр. и вода.
Изначально дрожжи залили теплой водой, оставили на 30 мин., чтобы подошло. Для теста сухие ингредиенты перемешали, после этого добавили разведенные дрожжи и подливая воду, замесили тесто, оно не было похожим на настоящее хлебное тесто, так как расходилось. Позже тесто поставили в духовку, которая была уже нагрета до 180 градусов.
Хлеб пекся почти 1 час. 15 мин., при этом внутри он все же остался клейким. На вкус данный хлеб не имеет ничего общего с привычным. Наш хлеб на вкус попробовали и мои одноклассники. По результатам опроса, мои одноклассники не готовы есть хлеб, изготовленный с примесью опилок. 90 % опрошенных признались, что не вкусно, и они не смогли бы есть такой хлеб. И только 10 %, а это 3 человека, сказали, что это вкусно и они могли питаться таким хлебом. Так же 100% опрошенных согласились, что 125 граммов хлеба очень мало для суточного питания.
Отрадно, что 100% опрошенных на вопрос «знаете ли, что такое «блокадный хлеб» ответили «да». Некоторые пояснили, что это хлеб, который ели во времена Великой Отечественной войны или хлеб с опилками.
Вывод: фактически получить реальный блокадный хлеб не удалось, но ясно, что такой хлеб не является питательным и не имеет нечего общего с настоящим хлебом. Это подобие хлеба, но именно он спас тысячи ленинградцев.
2.2. Мои исследования
2.2.1. Анкетирование обучающихся во 2 и 3 классе
После проведенных экспериментов я еще больше заинтересовалась, почему ж современным детям так мало известно о таких значимых событиях нашей истории.
С целью установления какой информацией о ВОВ владеют мои одноклассники, мной была подготовлена анкета с вопросами. (Приложение 3)
В результате опроса обучающихся во 2 классе выяснилось, из 28 опрошенных детей только 15% т.е. знают, что такое блокада Ленинграда и 60% от общего числа – имеют представление о том, что это было во время Великой Отечественной войны, и 25 % человек - вообще не знают, что такое блокада Ленинграда и даже не смогли ответить, когда она была. 90% только на классном часе в школе узнали, что такое блокада Ленинграда и как это происходило, при этом на устный вопрос, какие лишения пришлось испытать блокадникам, в том числе и детям, не все вспомнили, даже то, что было рассказано на классном часе.
Радует, что хотя бы из опрошенных 10% получали дома информацию о ВОВ, т.е. родители либо бабушки с дедушкой рассказывают о ВОВ.
Только 1 одноклассник – знает книги о событиях в блокадном Ленинграде и ВОВ, что составляет 0,03 % от числа опрошенных.
Вывод: что у большинства учащихся отсутствуют познания о Великой Отечественной Войне, в том числе о Блокаде Ленинграда, дети не имеют представление о наличии соответствующей художественной литературы.
В 3 классе повторный опрос показал, что знания стали лучше, обучающиеся больше информированы о том, что такое блокадный Ленинград, но все равно тема требует постоянного повторения
2.2.2. Анализ школьного библиотечного фонда. Также с целью установления, почему школьники младшего возраста плохо знают о Блокаде Ленинграда, я 5 февраля 2019 года посетила библиотеку МОБУ лицей с. Булгаково, чтобы узнать какая литература о блокаде Ленинграда есть для школьников младшего возраста и какие книги я бы могла там взять для личного чтения. (Приложение 4)
Однако, как выяснилось, в указанной библиотеке нет художественной литературы и учебников, содержащих информацию о Блокаде Ленинграда именно для школьников младшего возраста.
Библиотекарь дала мне посмотреть «Уникальный атлас. Энциклопедия Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. 65 лет».
Указанная энциклопедия содержит текст о Блокаде Ленинграда, а также в ней есть подлинные фотографии иллюстрирующие данные события.
Однако данную энциклопедию мне не дали, сказав, что она для старшеклассников. А для моего возраста книг нет. Следует отметить, что в этом году в фонд школьной библиотеки поступила детская литература, среди которых есть произведения о Великой Отечественной войне, в том числе о блокаде Ленинграда.
Кроме того, проанализировав учебную литературу за 1-4 классы, можно сказать, что материала в учебниках литературного чтения о Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. почти для школьников нет, тем более о Блокаде Ленинграда. Если же провести анализ учебников по чтению в советский период, который застала моя бабушка и мама, то Великая Отечественная война в советских учебниках представлена как самое главное событие человеческой истории.
Вывод: современные учащиеся младших классов на уроках получают мало информации о Великой Отечественной Войне, тем более о блокаде Ленинграда, так как современный учебный материал не содержит информации о событиях Великой Отечественной войны.
2.2.3. Анализ телевизионных передач
Я изучила программу телевизионных передач с целью поиска кинофильмов и программ, которые помогли бы нам, современным детям младшего школьного возраста, получить познания о событиях Великой Отечественной войны, в том числе знания о Блокадном Ленинграде. (Приложение 5)
В ходе просмотра всех программ на всех каналах, я выяснила что трансляция некоторых передач неудобна даже для просмотра взрослых – это, например, в 05.00 часов утра. Например, документальный фильм «Ленинградский фронт» транслировался с 06.35ч до 09.45ч с учетом того, что 27.01.2019 года являлся воскресеньем, не все дети и даже взрослые смогли его посмотреть. Из анализа всех каналов следует: только 1 канал, 5 канал, канал «История» 27.01.2019 года в день полного снятия блокады Ленинграда транслировали передачи и фильмы, посвященные к 75-летию снятия Блокады Ленинграда. Например, в 02.30 час. ночи по каналу «Россия» шел показ фильма «Блокада. День 901-й».
Детские каналы, такие как «Карусель», «МультКанал» , «Тлум» и другие, не транслируют программ, посвященных Великой Отечественной Войне.
Вывод: На центральных российских каналах нет детских передач о ВОВ и не транслируются детские фильмы, посвященные памятным событиям Великой Отечественной войны ни на центральных , ни на российских детских каналах, поэтому дети не знают памятных дат и событий ВОВ.
В связи с этим вместе с мамой просмотрели краткое содержание нескольких фильмов, которые транслировались за последние годы по федеральным каналам, а также канал «Звезда», «Культура», «История», «5 канал», и выбрали несколько фильмов, которые рассказывают о жизни блокадного города и можно создать полную картину о тех событиях в Ленинграде, которые происходили за период с сентября 1941 по январь 1944 года:
«Блокада». реж. Михаил Ершов, 1973-1977гг.
«Балтийское небо». реж. Владимир Венгеров, 1960 г.
«Жила-была девочка». реж. Виктор Эйпмонт, 1944г. – данный фильм можно отнести и к документальному фильму, поскольку снимался в блокадном Ленинграде.
«Ленинградская симфония». реж. Захар Аграненко, 1958г.
«900 дней». реж. Джессика Гротер, 2011 г.
«Читали блокадную книгу» реж. Александр Сокуров, 2009 г. – документальный фильм, где документальные хроники засчитывают жители Ленинграда.
«Зимнее утро» реж. Николай Лебедев, 1966 г.
«Ленинград» реж. Александр Буровский, 2007 г.
Также следует отметить документальный фильм Сергей Лозица «Блокада Ленинграда». (Приложение 6)
В основном все вышеуказанные фильмы основаны на реальных событиях, тем их интересно смотреть и можно подчеркнуть для себя много интересной информации. И понять, как мы дети современного времени обязаны своим родным дедушкам, бабушкам, а также всем защитникам Родины в годы Великой Отечественной Войны за мирное небо над головой, отдать дань всем тем, кто дожил до наших дней и помнить все тяготы и лишения, которые они перенесли в тылу на поле боя.
2.2.4. Анализ детской литературы.
Изучая потенциальные источники информации о блокаде Ленинграда не возможно не изучить детскую литературу, которая бы раскрывает события Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда. (Приложение7) Следует отметить такие произведения как:
1.Повесть Ю.Германа «Вот как это было»
2. Повесть М. Сухачева «Там , за чертой блокады»
3. Повесть М. Сухачева «Дети блокады»
4.Повесть И.Л. Миксон «Жила, была»
5. Рассказы В.Е.Карасевой «Маленькие ленинградцы»
6.Повести и рассказы Крестинского А.А. «Мальчики из блокады»
5. Рассказ Фониковой А. «Хлеб той зимы»;
Интересные и дающие полную картину о Великой Отечественной Войне книги были изданы в 1960-1980 годах. Современная детская литература современных авторов чаще имеет содержание, предназначенное для легкого развлекательного чтения, не имеет глубоко смысла.
Вывод: в современном обществе перестают издаваться произведения, которые были бы содержательны и познавательны для современных детей школьного возраста. В основном О Великой Отечественной войне переиздаются ранее выпущенные издания, при этом в школьную программу они не включены
2.3. Экскурсия в Музей боевой славы
С целью получения дополнительной информации о блокаде Ленинграда и о ходе войны я посетила и с мамой , и с классом Музей боевой Славы, расположенной по адресу: г.Уфа ул.Комарова, д.7, В связи с юбилейной датой Дня снятия блокады Ленинграда, была открыта экспозиция на тему: «Эвакуация из Ленинграда в Башкирскую АССР 1941-1943г.г», «Блокадный город-фронт», для этого предоставлен был отдельный зал. (Приложение 8).
В нашем Республиканском музее боевой Славы очень много предоставлено интересной информации, посвященной периодам Великой Отечественной Войны, не только событиям в поле боя, а также жизни в тылу в селе и городе.
Я узнала, что наш соотечественник Парухин Анатолий Игнатьевич, 1915 г.р., принимал участия в героическое участие по доставке хлеба в Блокадный Ленинград по Ладожскому озеру в 1941-1942 годах в составе 385 отделения автотранспортного батальона. Здесь представлены на обозрения Почетная грамота, Удостоверение, медали, которыми он был награжден.
Представлена информация об эвакуированных в Башкирию детях, семьях из Блокадного Ленинграда, имеются фотографии
Вывод: Получить полную информацию о событиях ВОВ и Блокадном Ленинграде мы можем, посещая музеи.
3. Заключение
3.1. Выводы
В результате своей исследовательской работы я пришла к выводу, что отсутствие информации у детей младшего школьного возраста о Великой Отечественной Войне, в том числе о Блокаде Ленинграда обусловлены недостаточной информацией о конкретных событиях в школьной литературе для младшего возраста и отсутствия детских передач и кинофильмов о ВОВ на экранах телевизора в дневное время . Моя гипотеза подтвердилась.
3.2. Рекомендации
Для того, чтобы достоверная информация о событиях Великой Отечественной войны не осталась в забытье, предлагаю активизировать деятельность, направленную на повышение интереса школьников младшего возраста к событиям ВОВ.
Конечно, в лицее проводится много мероприятий , посвященных воспитанию патриотизма: это участие в Бессмертном полке, Вахта памяти, митинг ко Дню Победы, проводятся Олимпиады «Я помню . Я горжусь», конкурсы рисунков и видеопоздравлений, но все же нужно
- чаще использовать школьные музеи и библиотеки, проводить конкурсы по прочитанным книгам о ВОВ.
- организовывать на базе школы познавательные тематические вечера, посвященные памяти ВОВ.
- устраивать классные часы с Ветеранами ВОВ, руководителями и участниками поисковых групп, с работниками музеев и т.д.
- посещать музеи, театральные постановки, посвященные ВОВ
- в коридорах установить стенды, посвященные событиям ВОВ и героям ВОВ.
-привлекать школьников с первого класса к участиям в военно-спортивных мероприятиях
- создавать проекты, освещающие определенную тематику. Например, проект «Живи Ветеран», «Мы помним!», «Вклад моей семьи в победу ВОВ» и т.д.
Я участвую во всех мероприятиях и конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне, и даже получаю призовые места. Я буду продолжать работу над темой и доносить свои познания окружающим.
Практическое применение результатов исследования. После всей проделанной работы мы обратились редакторам детских каналов « Карусель», «Тлум», «О!» с предложением включить трансляцию детских художественных фильмов о ВОВ в программу передач. Мы получили ответное письмо только от редакторов канала «О» ,. А вот на канале «Карусель» я так не увидела трансляцию детских фильмов о войне и не получила ответного письма
.( Приложение 9)
Рекомендации. Чтобы мои ровесники знали о трагических событиях Вов, в частности о Блокаде Ленинграда нужно в кабинетах класса создавать собственную библиотеку произведений о ВОВ., делать информационные стенды о событиях ВОВ в коридорах школы, чаще проводить викторины о событиях Вов. А также опубликовать результаты моего исследования для привлечения внимания общественности к данной проблеме: это отсутствие детских фильмов про ВОВ на экране детских и центральных каналов и недостаточного количества материала на страницах учебников в начальной школе.
Практическая польза от моего исследования в том, что мои ровесники наглядно могут понять, почему так мало знают о ВОВ, а значит и не ценят героизм наших дедов и прадедов . А значит взрослые сумеют нам помощь выбрать правильный курс в информационном поле.
Мы должны помнить и знать о героизме людей времен Великой Отечественной войны. Говорят, если забыть войну прошлую, может начаться новая. А мы не должны этого допустить.
Список использованной литературы:
Ефросинина Л.А.«Литературное чтение» 2, 3,4 классы,2019 г, ВЕНТАНА –Граф
Кац Э.Э «Литературное чтение»2, 3,4 классы, 2015 г. Астрель
Климанова Л.Ф. «Литературное чтение» 2,3,4классы, 2018 «Просвещение»
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А «Литературное чтение» 2,3,4классы, 2016 « Просвещение»
Программа телепередач , http://www.yaom.ru/
«Уникальный атлас. Энциклопедия Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. 65 лет».
Приложение 1
ТАБЛИЦА-дневник
Эксперимент: «Суточный паек»
испытуемые |
Время принятия пищи |
Норма/меню |
№1 Шарафутдинова Алина |
10.05 |
50 гр. Хлеба + стакан воды с ½ ч.ложки сахара |
№2 Газиева Разиля Фаритовна (мама) |
10.05 |
50 гр. Хлеба + стакан воды с ½ ч.ложки сахара |
№3 Гусева Татьяна |
10.05 |
50 гр. Хлеба + стакан воды с ½ ч.ложки сахара |
Чувство голода у испытуемых №№1 и 3 проявились через 2 часа
испытуемые |
Время приема пищи |
Норма пищи/меню |
№1 |
12.30 |
50 гр. Хлеба + стакан воды |
№3 |
12.30 |
50 гр. Хлеба |
Чувство голода у испытуемых №№1 и 3 после второго приема пищи снова проявились через 1 час
испытуемые |
Время приема пищи |
Норма пищи/меню |
№1 |
13.20 |
25 гр. Хлеба + стакан воды |
№3 |
13.20 |
25 гр. Хлеба + стакан воды |
Испытуемые №1 и №3 завершили эксперимент досрочно в 13.20
Испытуемая №2 завершила эксперимент в 18.00ч.
Приложение 2
Состав блокадного хлеба
в годы Великой Отечественной войны
Установить реальный состав блокадного хлеба непросто, он менялся почти каждый день в зависимости от имеющихся хлебных суррогатов
Вариант 1
Пищевая целлюлоза |
10% |
Жмых |
10 % |
Обойная пыль |
2% |
Выбойки из мешков |
2% |
Хвоя |
1% |
Ржаная обойная мука |
75% |
Вариант 2
Обойная мука |
57% |
Овсяная мука |
20-305 |
Подсолнечный жмых |
10% |
Солод |
2-3% |
соль |
3% |
Вариант 3
Овсяная мука из фуражного овса |
|
Соевая или кукурузная мука |
|
Гидратцеллюлоза или обработанная химическим путем древесина (по мнению многих –опилки) |
|
Мучная пыль со стен складов , мешков |
Состав экспериментального «блокадного» хлеба,
испеченного в домашних условиях
Опилки |
50гр. |
Кукурузная мука |
18 гр. |
Овсяная мука |
40 гр. |
Пшеничная мука |
200гр. |
Дрожжи |
10 гр. |
Приложение 3
Анкета-опрос
Цель: выяснить какой информацией о блокаде Ленинграда обладают младшие школьники 2 класса
1. Что такое блокада Ленинграда ?
2. Когда происходила блокада Ленинграда ?
3. Из каких источников ты впервые узнал о блокаде Ленинграда?
4. Какие книги о блокаде Ленинграда ты знаешь ?
5. Рассказывают ли тебе родители или другие члены семьи о Великой Отечественной Войне и о блокаде Ленинграда ?
Результаты опроса обучающихся во 2 классе и повторно в 3 классе
Анализ результатов опроса
Количество опрошенных одноклассников -30 чел
Вопросы |
2 класс |
3 класс |
Положительная динамика |
||
Знают/да |
Не знают/нет |
Знают/да |
Не знают/нет |
||
1. Что такое блокада Ленинграда ? |
4 чел 15% |
7чел 25 % |
27 чел 90% |
3чел 10 % |
+23 чел +75% |
2.Когда происходила блокада Ленинграда ? |
18чел. 60% |
12 чел 40% |
28 чел 93% |
2 чел 7% |
+10 чел +33 % |
3. Из каких источников ты впервые узнал о блокаде Ленинграда? |
В школе – 27 чел 90% |
3 чел-(10%) |
В школе 27 чел 90% |
3 чел 10 % |
|
4. Какие книги о блокаде Ленинграда ты знаешь ? |
1 чел. 0,3% |
29 чел. 99,7% |
12 чел 40% |
18чел 60% |
+11чел 39,7% |
5. Рассказывают ли тебе родители или другие члены семьи о |
3 чел 10% |
27 чел.-90% |
10 чел 33% |
20 чел 60% |
+7чел +23% |
Вывод: наблюдается увеличение количества обучающихся, получивших знания/информацию о блокаде Ленинграда
Изготовление экспериментального «блокадного» хлеба
Ингредиенты экспериментального хлеба Суточная норма блокадного хлеба
Процесс изготовления экспериментального хлеба:
А) Замес теста :
Б) Формирование и выпекание хлеба :
Рецепт блокадного хлеба
Экспериментальный хлеб Блокадный хлеб
Результаты опроса
после дегустации экспериментального блокадного хлеба:
90% |
невкусно, пахнет елкой |
10% |
могли бы есть такой хлеб |
100% |
решили: 125 гр. для суточной нормы мало |
100% |
«теперь , понятно, что такое «блокадный хлеб» |
Приложение 4
Фонд школьной библиотеки
Пополнение запасов библиотечного фонда детской литературой
о Великой отечественной войне:
Произведения о ВОВ
в содержании учебника «Литературное чтение» ,4 класс
Анализ содержания учебников «Литературное чтение»
Класс |
Произведение о ВОВ |
Авторы учебника |
УМК |
4 класс |
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». |
Кац Э.Э. |
Планета знаний |
4 класс |
Д. Дрожжин «Родине» А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске |
Л.Ф.Климанова В.Г. Горецкий |
Школа России |
4 класс |
Р.Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. |
Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова |
Перспектива |
4 класс |
Дополнительное чтение. В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Дополнительное чтение. К. Симонов «Сын артиллериста» |
Л.А.Ефросинина |
НШ 21 века |
Вывод: произведений о Великой Отечественной войне незначительное количество, произведений о блокаде Ленинграда нет
Приложение 5
Трансляция передач и художественных фильмов
в День снятия блокады Ленинграда
27.01.2019 г
Время трансляции передач,
посвященных Дню снятия блокады Ленинграда
Вывод : первый канал и Пятый канал транслировали самое большее количество телепередач, посвященных ко Дню снятия блокады Ленинграда. Не все передачи демонстрировались в удобное для просмотра время. Детские каналы не включили в программу передач фильмы для детей о блокаде Ленинграда. Лишь канал «Культура» включил трансляцию детского фильма о блокадном Ленинграде «Жила - была девочка»
Программа передач на 27 января 2019 |
ПН |
ВТ |
СР |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
Список художественных и документальных фильмов,
рекомендуемых для просмотра
1. «Блокада», реж. Михаил Ершов, 1973-1977гг.
2. «Балтийское небо», реж. Владимир Венгеров, 1960 г.
3. «Жила-была девочка». реж. Виктор Эйпмонт, 1944г.
4. «Ленинградская симфония», реж. Захар Аграненко, 1958г.
5. «900 дней», реж. Джессика Гротер, 2011 г.
6. «Читали блокадную книгу», реж. Александр Сокуров, 2009 г.
7. «Зимнее утро», реж. Николай Лебедев, 1966 г.
8. «Ленинград», реж. Александр Буровский, 2007 г
9. «Блокада Ленинграда», реж. Сергей Лозица
Приложение 7
Список художественной литературы,
рекомендуемой для чтения
1.Повесть Ю.Германа «Вот как это было»
2. Повесть М. Сухачева «Там , за чертой блокады»
3. Повесть М. Сухачева «Дети блокады»
4.Повесть И.Л. Миксон «Жила, была»
5. Рассказы В.Е.Карасевой «Маленькие ленинградцы»
6.Повести и рассказы Крестинского А.А. «Мальчики из блокады»
5. Рассказ Фониковой А. «Хлеб той зимы»
Приложение 8
В поисках документальной информации:
Экспозиция «Блокадный город –фронт»
Приложение 9