История Великой Отечественной войны на полках школьного музея

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Великой Отечественной войны на полках школьного музея

Ботнарюк Ю.В. 1
1филиал МАОУ Петелинская СОШ "Хохловская СОШ"
Мясоедова Н.П. 1
1филиал МАОУ Петелинская СОШ "Хохловская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Работа учащейся 2 класса Ботнарюк Юлии на тему «История Великой Отечественной войны на полках школьного музея» посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работа отслеживает материалы и документы о Великой Отечественной войне, которые хранятся в школьном музее, исследуется роль школьного музея в сохранении памяти о наших земляках-участниках войны, их вкладе в приближение победы.

Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформлен в соответствии с требованиями Положения конкурса. Автором собраны теоретические сведения по вопросу исследования. Проведён большой объём работы по практической части проекта, который приведён в систему. Работа представляет теоретический и практический интерес, может служить помощью при сборе информации при написании своих творческих проектов, формирует навыки исследовательской деятельности. Результатами исследования могут воспользоваться ученики и учителя при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории.

Руководитель работы Н. П. Мясоедова

Введение.

«Здравствуй, дорогой солдат! Хочу написать тебе письмо и поблагодарить за мир в нашей стране. Ты погиб, но, благодаря тебе, все живы. Спасибо, что ты до последней капли крови сражался за Победу! Если бы не ты, может быть, не было бы моих бабушки и дедушки, мамы и папы, и, конечно же, меня. Благодарю тебя за смелость и отвагу.

Мне очень хочется, чтобы все люди ценили свою Родину и берегли близких им людей и окружающих, ведь только тогда будет мир во всём мире».

Это письмо Варя написала в газету «Ялуторовская жизнь», в рамках акции «Письмо в 41-год».

8 февраля Варю, Захара и Надю пригласили в Ялуторовский музейный комплекс на презентацию 9 выпуска альманаха «Явлутур-городок». Ихпознакомили с коллекцией документальных источников по Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это одна из наиболее значимых, объёмных тематических коллекций, входящих в фондовое собрание музея. Когда они рассказали об этом, я решила узнать, а есть ли в нашем школьном музее материалы о Великой Отечественной войне.

Тема моей работы «История Великой Отечественной войны в школьном музее».

Гипотеза: если в школьном музее будут храниться материалы о войне, то мы будем больше знать о своих земляках в годы Великой Отечественной войны.

Цель работы: расширение круга знаний о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Обосновать, почему документы и материалы ветеранов лежат в основе одного из разделов экспозиции нашего музея;

Доказать, что музеи военно-патриотической славы необходимы;

Способствовать формированию интереса к истории своей Родины.

Актуальность:

Идут годы … У времени есть своя память – история. Прошло почти 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Всё дальше и дальше она от нас. Но мы не имеем права забывать о ней, о далёкой истории нашей Родины. Миллионы людей защищали свою Родину, миллионы получили награды, а ещё миллионы, может быть, и не получили того, что заслужили. Война стала испытанием для всех. Каждый человек должен знать свою историю, гордиться подвигами своих прадедов, брать с них пример, чтобы стать достойным гражданином и патриотом России.

Объект исследования: школьный музей.

Предмет исследования: документы о Великой Отечественной войне.

Методы исследования:

анкетирование учащихся;

посещение школьного музея;

изучение имеющихся в музее материалов о Великой Отечественной войне.

На основе анкетирования я выяснила, что одноклассники мало знают о войне.

В живых только один ветеран, который уже не ходит на встречи. Поэтому нужно изучить материалы и документы, которые хранятся в нашем школьном музее.

Основное содержание.

22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. Мужчины застыли в скорбном молчании, женщины всхлипывали, а дети не знали, что такое война и как надо реагировать, они не предполагали, что в эту минуту у них кончилось детство и больше не будет ни шумных праздников, ни веселых игр…

Нынешний год юбилейный. В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президента РФ 2020 год объявлен годом памяти и славы. В течение года проводились и будут проводиться мероприятия, посвящённые этой великой дате.

В ходе нескольких экскурсий я узнала, какие документы и материалы о Великой Отечественной войне имеются в нашем школьном музее.

Фотографии. Замечательные люди учились и трудились в нашем селе. С начала войны почти 200 человек сразу ушли на фронт: кто-то прошёл через всю страну, через всю войну до самого Берлина, а кто-то погиб, пропал без вести. В музее хранятся их фотографии. Старые пожелтевшие фотографии. Именно они дают нам возможность перенестись в прошлое, узнать истории, связанные с близкими и в то же время далёкими тебе людьми. Сто человек не вернулись в наше село. Их фамилии высечены на памятнике, списки погибших напечатаны на стенде в музее.

Те, кто вернулся с войны, продолжали в тяжёлое послевоенное время работать, помогая семье, односельчанам. Ветераны войны - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа.

Мы, молодое поколение, обязаны уважать героев и помогать тем ветеранам Великой Отечественной Войны, которые остались в живых. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью. Совсем недавно ушёл из жизни последний ветеран нашего села – это наш земляк Хотнянский Николай Андреевич.

Хотнянский Николай Андреевич родился 10 января 1920 года. В ноябре 1940 года был призван на действительную военную службу. В июне 1941 года часть, в которой служил рядовой Хотнянский, перебрасывают на территорию Западной Украины, к границам Венгрии, к берегам Днестра.

Войну Николай Андреевич закончил в Берлине, где по приказу командования советские солдаты спасали гражданское население Германии от затопления в метро.

Руководитель школьного музея Лебедева Е.А. рассказала о нашем земляке Первомае Емельяновиче Сметанине, который 12 лет принимал участие в борьбе с фашистами в партизанском отряде, в лесах Белоруссии.

В музее хранятся фотографии, которые рассказывают нам о мемориальной доске на здании школы. 10 августа 2016 года в селе произошло знаменательное событие – торжественный митинг по поводу открытия на здании школы мемориальной доски детям, эвакуированным в Сибирь из блокадного Ленинграда. В 1941 году в д. Криволукскую и с. Хохлово, так же, как в Заводопетровское и Петелино прибыло более ста детей из взятой во вражеское кольцо второй столицы. Местные жители как могли, старались окружить вниманием и заботой ребятишек, оторванных от родной семьи, делились с ним едой, одеждой, обувью, приглашали в гости. Дети очень скучали по родным, часто плакали, но постепенно привыкали к новой жизни и даже радовались, что не надо бояться бомбежек. В торжественной церемонии открытия памятной доски приняли участие депутат Госдумы Иван Квитка, депутат региональной думы Владимир Ковин, глава Ялуторовского района Андрей Гильгенберг, школьники, жители села. Звучали трогательные речи, взмывали ввысь белоснежные шары в знак светлой памяти о тех, чье детство искорежила война и тех, кто, как мог, согревал своим душевным теплом детей, оторванных от родного дома и близких.

Ордена.

Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и благодарности, даже самых высоких правительственных наград. Многие бойцы и командиры честно выполняли свой патриотический долг, их мужественное поведение отмечено орденами и медалями.

Некоторые из них есть и в нашем школьном музее. Это Орден Ленина, Орден Великой Отечественной войны, Орден Победы, Орден Суворова, Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За оборону Сталинграда» и другие. Вместе с ними на полках лежат удостоверения и орденские книжки. Эти заслуженные награды приносили в школьный музей родственники ветеранов и тружеников тыла.

Письма. Письма Великой Отечественной войны – особые документы. Это целое явление ее истории, относящееся одновременно к пониманию человека на войне и к пониманию человека в тылу войны. Солдат писал их самым близким людям, выплёскивал сокровенное и уж, конечно, это было самое личное.

Фронтовые письма:

писали на любой бумаге: тетрадные листы, листочки из блокнота, обрывки любой бумаги, стандартная почтовая открытка;

писали письма простым карандашом, редко чернилами и простой ручкой; каждое письмо проверяла военная цензура, о чем говорит штамп «Просмотрено военной цензурой»;

посылали письма в конвертах разных по форме и размерам. Самый простой и доступный конверт - это письмо, сложенное в треугольник. На конверте или треугольнике обязательно ставился штамп полевой почты.

Мы с волнением рассматривали и перечитывали эти фронтовые весточки. Потом каждый из нас попробовал сам написать письмо солдату в то далёкое прошлое.

Салют Победы!

«Война заканчивается тогда, когда предан земле погибший солдат …». Эта фраза нашего великого полководца А.В.Суворова известна всем. Но сколько ещё осталось могил и захоронений наших солдат, чья судьба неизвестна никому. С 2005 года поисковый отряд нашей школы «Салют Победы!» входит в состав сводного поискового отряда «Вахта Памяти». Ежегодно ребята старших классов выезжают в Нижегородскую область на места боёв и проводят раскопки. Они находят личные вещи погибших солдат, остатки оружия и других предметов. Найденные медальоны с фамилиями людей привозят в Москву, изучают и разыскивают родственников погибших солдат. Затем происходит торжественное перезахоронение.

На полках музея хранятся вещи, найденные ребятами. Среди них каски, пробитые пулями, предметы посуды, гильзы, части оружия.

Заключение.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!

А.Твардовский.

Поставленные задачи выполнены. Гипотеза подтверждена. Документы и материалы Великой Отечественной войны должны храниться в музее, чтобы чтить память о ветеранах Великой Отечественной войны.

Каждый подросток и взрослый должен задуматься, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.

Выводы.

Я убедилась, какой великий и могучий наш народ!

Победа досталась ценой огромных жертв, материальных потерь. Наш доблестный народ проявил массовый героизм на фронте, но и в тылу.

Главное – все это сохранить в музеях, записать в книгах.

Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений.

Практическая направленность

Моя работа будет размещена на школьном сайте, используется на уроках Мужества, на внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу родину

Список использованных источников.

Агатков В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984 г.

Сайт http://podvignaroda.mil.ru

Материалы школьного музея.

Фотографии.

Приложение 1.

Анкета.

Знаете ли вы что такое Великая Отечественная война?

Есть ли в вашей семье те, кто прошёл эти страшные годы войны?

Знаете ли вы ветеранов нашего села?

Знаете ли вы ветерана, который год назад жил среди нас?

Результаты анкетирования.

Приложение 2

Фотографии музейных экспонатов.

Приложение 3

Приложение 4

Личные фотографии.

Просмотров работы: 473