ВОЛШЕБСТВО ВОКРУГ НАС

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЛШЕБСТВО ВОКРУГ НАС

Перминова А.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №69
Косарева С.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №69
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. (Альберт Эйнштейн) [10]

Однажды у нас на семейном празднике выступал иллюзионист. И это было невероятно! В его руках обычные вещи становились волшебными: простой шелковый платок вдруг начинал прыгать в разные стороны, бумажная салфетка со стола превращалась в снег, живые птицы появлялись и исчезали, монеты множились в пустых руках.

И я подумала, а что, если волшебства в мире намного больше, чем мы думаем?! Смогу ли я делать чудеса сама? И, что же такое – чудо?

Основной гипотезой данного проекта стало предположение, что чудеса вокруг нас существуют и что нам самим под силу творить чудеса в повседневной жизни.

Предметом исследования стали обычные ежедневные дела, вещи и технологии, которые мы используем ежедневно, и школьные предметы.

Объектом исследования стало иллюзионное искусство.

Цель данного исследования – через мелкую моторику рук и дополнительное изучение естественных и гуманитарных наук развивать творческие иррациональное мышление у детей. Научиться творить волшебство при помощи ловкости рук, используя знания в различных областях науки и технологии.

Задачи:

Разобраться, что же такое волшебство, чудо.

Научиться творчески подходить к любому процессу в жизни.

Развить любознательность и заинтересованность в дополнительном и более глубоком изучении школьных предметов.

Проанализировать, какие области знания нужны современным иллюзионистам для работы Волшебниками.

Развить мелкую моторику рук, научившись трюкам с мелкими предметами.

Научиться делать иллюзионные трюки самостоятельно.

Снять эмоциональные внутренние зажимы, научиться не бояться публичных выступлений.

Поставить свой волшебный номер, опираясь на полученные знания.

В этой работе использовались следующие методы:

Общенаучные: наблюдение, сравнение, анализ и обобщение, эксперимент, гипотеза и логика.

Специальные (иллюзионные): проектирование, сценическая речь, манипуляция, актерское мастерство.

В теоретической и практической частях работы использовались книги российских и зарубежных авторов, а также статьи сети Интернет и личное интервью с экспертом проекта – иллюзионистом Александром Плотниковым. Особенно хочется отметить книгу «Исчезающий слон, или как иллюзионисты изобрели невозможное» автора Джимми Стейнмайера [5], в которой очень легко, в духе детективного романа описывается история и биографии известных фокусников Мира. Так же, хотелось бы отметить книгу Джошуа Джея (Joshua Jay) Большая магия маленькими руками (Big magic for Little hands) [6], как очень хороший и содержательный материал для начинающих маленьких фокусников.

В современном мире мы часто забываем о том, что волшебство живет вокруг нас и самые обычные вещи, как помощь родителям, изучение различных предметов в школе, посещение дополнительных творческих занятий – всё это составляющие чуда нашего Мира. Если вернуться в прошлое, лет на 200 назад, то мы увидим, что все обыденные для современного человека вещи тогда можно было назвать чудом или магией.

В данной работе была осуществлена попытка отразить, насколько интересной и познавательной может быть наша жизнь, если допустить, что мы сами творим волшебство.

Глава 1. Теоретическая часть.

Обыкновенное чудо.

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

(Артур Кларк) [14]

Уборка жилища, стирка, приготовление пищи, развлечения – в каждый момент времени человечества все эти обыденные вещи проходили по-разному и чаще всего отнимали очень много времени. Сегодня нам помогают в этих делах изобретения людей, живших за долго до нас.

Огонь – древние люди не умели добывать огонь и воспринимали его как чудо, данное свыше. Когда первый человек добыл огонь – это было воспринято как волшебство. Большинство магических ритуалов в мире совершалось при помощи огня, его силы и мощи. [8]

Электричество – оно есть в каждом доме, мы даже носим его с собой. А когда-то это тоже считалось чудом!

Одним из первых заинтересовался электричеством древнегреческий философ Фалес Милетский в VII век до н.э., сделав ряд наблюдений статического электричества. В 1600 году Уильям Гилберт ввел в обращение сам термин – электричество. В том же веке Отто фон Герике была создана электростатическая машина (1663 год). А известный нам Алессандро Вольт в 1800 году изобрел первый источник постоянного тока. В 1882 году Томас Эдисон запустил первую электроподстанцию. Далее – пошло его освоение. [8] (приложение 1, рис. 1)

Телеграф (приложение 2) – это средство передачи сигналов по проводам, радио или другим каналам связи. Электромагнитный телеграф изобрел Павел Львович Шиллинг (приложение 2, рис. 2) в 1832 году. Это было первое устройство, которое позволяло достаточно быстро передавать информацию на большие расстояния. [8]

Телефон (приложение 3) – был изобретен в 1860-1861 годах сразу несколькими изобретателями – естествоиспытателем Антонио Меуччи и немецким физиком-изобретателем Филиппом Райс (приложение 3, рис. 6, 7). Это было невероятно, слышать речь человека, который находится в другом месте. [8]

В 1887 году немецкий физик Генрих Герц построил первые в мире радиопередатчик и радиоприемник (приложение 4, рис. 10), а также, провел их испытания. 7 мая 1895 года русский физик Александр Степанович Попов продемонстрировал свою версию радиоприемника (приложение 4, рис. 11). Стало возможным передавать информацию по радиоволнам. [8]

Телевизор (приложение 5) – его разработками так же занимались изобретатели разных стран, в том числе и русские ученые, но первыми наладили серийное производство в 1929 году американская компания Western Television (приложение 5, рис. 14). Это был не тот телевизор, который мы сейчас видим дома, но первый шаг к нему. И это было чудо. [8]

Первый пылесос (приложение 6), который всасывал пыль, придумал в 1901 году британец Хьюберт С. Бут. «Паффинг Билли» (приложение 6, рис. 17) – это был огромный агрегат, работавший на нефтяном, а потом и на электрическом двигателе. Его доставляли лошадями, ставили возле дома, а через окно протаскивали длинный шланг, с помощью которого и чистили ковры.

Чтобы двигаться дальше необходимо дать несколько определений:

Изобретательство – творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в любой области техники, культуры, здравоохранения или обороны, дающий положительный эффект. [4] С другой стороны – это волшебство, воплощение самых невероятных задумок и фантазий.

Волшебство – действие волшебника; колдовство, чародейство. Чарующее действие кого-либо или чего-либо; очарование. [11]

Чудо – это нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. [11]

Магия – это действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов. [8]

Эти научно-сформулированные определения, опубликованные в разных словарях, сходятся в одном – всё это процессы и явления, которые на первый взгляд кажутся невероятными, но в большинстве случаев это воля и творение рук человека.

Итак, волшебство – это процесс, который творит человек каждый день совей жизни. Волшебство происходит тихо и в тайне ото всех, именно поэтому результат такого процесса воспринимается как чудо. И будь это уборка дома при помощи «волшебного изобретения», готовка ужина к приходу родителей, применение полученных в учебе знаний на практике – всё это волшебство.

Волшебный мир внутри нас.

Чудеса – это повседневные дела, которые вы делаете осознанно.

(Тит Нат Хан) [14]

Настоящее волшебство человек может творить своими руками, украшая мир вокруг себя, делая добрые дела. Можно заняться рукоделием, украсив свой дом красивыми вещами. Можно выращивать прекрасные цветы, заняться составлением букетов. Можно заняться игрой на музыкальном инструменте и наполнить мир вокруг себя чудесной музыкой. Можно начать танцевать и делать это волшебно. Все это и будет настоящим волшебством.

Можно стать волшебником для других, помогая тем, кто нуждается в помощи: взять к себе бездомного щенка или котенка, став волшебником для него. В свою очередь, он тоже наполнит дом радостью и волшебством. [9]

Родители рассказали мне, что взрослые занимаются благотворительностью, организовывают благотворительные фонды, акции, концерты. Они помогают людям, которые заболели и нуждаются в дорогостоящем лечении, которое не могут оплатить сами; попали в трудное положение из-за природных катаклизмов. Помогают животным: помогают содержать и охранять заповедники с редкими видами животных; строят питомники и содержат передержки для брошенных бездомных животных.

Появление новой жизни, любовь, дружба, привязанность – все это примеры повседневных чудес, мимо которых можно пройти и не заметить в них чуда, а можно восхищаться, как самым необъяснимым явлением на планете.

Очень важное условие любого волшебства – это вера в себя, свои силы, чувства, способности, знания. Вера в свой талант. Всегда нужно помнить о том, что настоящее волшебство находится внутри самого человека, и творить его нужно, не прибегая к сомнительным способам.

Есть еще одно проявление волшебства – это творчество: волшебное пение вокалиста, чудесный танец балерины, невероятной красоты полотна художников. Книги – в них заключены не только мудрость и знания, там можно встретить чудеса и волшебство. Уже сама магия слов и воображения говорит о каких-то высших силах, которые при помощи простых букв могут создавать новые миры, переносить человека в любую точку на планете и рассказывать волшебные истории. [9]

История магии и волшебства.

И даже то, что быть не может, однажды тоже может быть!

(Валерий Андреевич Семёнов) [14]

Среди всех творческих направлений самое волшебное – это иллюзионное искусство или фокусы. История этого жанра неотъемлемо связана с понятиями магия, волшебство, чудо, но нужно понимать, в чем различие. Для этого нужно дать несколько определений.

Иллюзионное искусство (иллюзионизм) – вид исполнительского искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. [4, 8]

Иллюзионист (фокусник, факир) – артист, показывающий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях, а также на ловких действиях руками. [8]

История иллюзии начинается с древних времен, еще до нашей эры. Жрецы, шаманы, вожди, ведьмаки, все они использовали тайные знания и вводили в заблуждение целые народы.

Первое упоминание об иллюзионном искусстве дошло до нас из Древнего Египта – Папирус Весткар (приложение 7) – сборник народных преданий и поучений, записанных в конце XVII века до нашей эры. Эти предания описывают события, относящихся к 2900 году до нашей эры, эпохе царствования фараона Хуфу (Хеопса), при дворе которого проходило выступление фокусника и дрессировщика по имени Джеди. Считалось, что Джеди умеет «приставить на место и прирастить отрезанную голову, он может заставить льва следовать за собой без пут: повод его будет волочиться по земле». [1]

Примерно через полторы тысячи лет в Египте появляется новый вид представлений – иллюзионы. Египетские жрецы, уже владевшие некоторыми научными знаниями, сумели создать довольно сложную аппаратуру для иллюзионных трюков. Если представление бродячего народного фокусника воспринималось как чудо, совершаемое могущественным человеком, то в храме иллюзионное зрелище выдавалось жрецами за «божественные чудеса».

Сохранившийся до наших дней подземный храм Абу-Симбела (приложение 8), вырубленный в скале на берегу Нила, оказался не только чудом архитектуры, но и удивительным иллюзионным аппаратом.

В этом храме ежегодно совершались торжественные церемонии фараона Рамсеса II (1317-1251гг. до н.э.): 19 октября, в день своего рождения, и 21 февраля, в годовщину восшествия на престол, Рамсес должен был показываться народу в храме. Это было ночное богослужение в таинственном колонном зале, едва освещенном редкими светильниками. Жрецы в белых одеждах. Коленопреклоненный, народ. Дым курильниц. Торжественные песнопения. И когда все присутствующие взвинчены до предела долгим, напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносит священную формулу заклиная «солнце явиться во тьме». И происходит нечто невероятное: именно в этот момент, словно и в самом деле повинуясь заклинанию жреца, косой луч солнца прорезает полутьму зала и ярко высвечивает в глубине святилища фигуру солнечного божества – Рамсеса.

Таков блистательный расчет архитекторов, строивших храм: лишь два раза в году, 19 октября и 21 февраля, луч солнца, встающего из-за горы на противоположном берегу Нила, всегда в одно и то же время проникает в дверь храма и освещает фигуру Рамсеса. [1]

Египетские и вавилонские жрецы, опираясь на свои познания в области физики, математики, астрономии, механики и химии, изобрели немало подобных иллюзионов. Тайну храма разгадали лишь недавно египтологи А. Бонневаль и Л. Кристоф.

Золотым веком иллюзии называют 19 век – век бурного развития иллюзионного жанра, век изобретательства в мире волшебства. В это время на сцену жанра выходят такие фокусники как Робер-Уден (Франция, начало 19 века), Гарри Гудини (один из самых известных фокусников в мире), Братья Дэвинпорты (60-е годы 19 века), Жорж Мельес, Гарри Келлар и многие другие. Эти люди не только исполняли фокусы и иллюзионные трюки, но и придумали очень большую часть того, что мы видим сегодня. [5] (приложение 9)

И конечно Великие Волшебники 20 века – Дэвид Копперфильд, Ланс Бартон, Джошуа Джей, Марк Вильсон, Зигфрид и Рой; русские фокусники – Герольд (Нина Зубаль), Алли-Вад (Александр Вадимов), династия Кио, Арутюн и Амаяк Акопян. (приложение 10)

В данной работе основная опора пришлась на опыт и знания иллюзиониста Александра Плотникова – одного из ведущих иллюзионистов России, члена Международного Братства Магов (International Brotherhood of Magician) и Международного Магического Сообщества (International Magician Society). (приложение 11)

Из чего состоит волшебство иллюзии?

Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты, чтобы его увидеть. Слепота и неверие – вот два врага волшебства. Видеть и верить – перед теми, кто на это способен, открывается много ворот, если они захотят. (Андрэ Нортон) [14]

Как уже говорилось выше, для создания волшебства (иллюзии) люди использовали научные знания в различных областях науки и техники своего времени. Что же иллюзионисты и фокусники используют в своих трюках сейчас?

На этот вопрос и на многие другие мне ответил мой эксперт – Александр Плотников в нашем интервью (Приложение 12). Оказалось, что физика, математика, астрономия, механика и химия, используемые жрецами в древности, применяются и сейчас, только их применение стало сложнее. К этим наукам прибавилась электрика и электроника, программирование и психология. Потребовались знания иностранных языков, искусство речи, физическая подготовка.

Вывод: Получается, что то, чему нас учат в школе, знать важно. Так же нужно понимать, что школьные знания – это только начало пути, нужно заниматься дополнительно, если хочешь добиться хороших результатов в дальнейшем. И для моей практики мне нужно будет прочитать ряд книг, рекомендованных Александром.

Запись на полную версию интервью можно найти по ссылке:

https://youtu.be/lZ0SFDrs-NA

Глава 2. Практическая часть.

Волшебство фокусов: виды и правила.

Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто бы котёнок, и просит: «Ну улыбнись мне, пожалуйста!» [14]

Иллюзионный жанр состоит из множества направлений:

Микромагия – фокусы с мелкими предметами на расстоянии «вытянутой руки»: карты, платки, монеты, резинки для денег.

Ментальная магия – чтение мыслей, внушение.

Салонная магия – фокусы, основанные на ловкости рук исполнителя, которые можно показать в окружении людей (от слова «салон» или бар).

Сценическая магия – зрелищные фокусы с применением иллюзионов и реквизита средних размеров, к-примету – трансформация костюма, зрелищный номер с появлением и исчезновением птиц.

Большая иллюзия – фокусы с большими иллюзионными аппаратами: появление человека, распиливание, левитация.

Мега иллюзия (grand illusion) – фокусы с огромными предметами – здания, монументы, корабли, мосты…

Каждое из этих направлений делится еще на несколько. Они могут пересекаться между собой, поэтому четкой классификации нет.

Три «никогда» и одно «всегда» начинающего фокусника:

Никогда не объясняйте, в чём секрет фокуса.

Никогда не говорите заранее, что вы собираетесь сделать.

Никогда не повторяйте один и тот же фокус перед одной и той же аудиторией.

Всегда тщательно отрепетируйте каждый фокус, прежде чем вы представите его публике. [2]

Разминка и тренировка в микромагии.

Не забывайте о том, что все великие волшебники в истории в свое время были такими же как мы — школьниками. Если у них получилось, то получится и у нас. (Гарри Поттер и Орден Феникса) [10]

Для достижения конечной цели работы необходимо было научиться владеть руками. А это достигается только путем тренировки с различным реквизитом. Для первых тренировок мы взяли монеты – для развития мелкой моторики, которая понадобится для дальнейшей работы над номером. [2, 3, 6]

Тренировка делится на два этапа: разминка и проработка.

Разминка для рук – это небольшой комплекс упражнений, который фокусники делают каждый день и перед каждой тренировкой (приложение 13).

Разминка включает в себя упражнения для пальцев и запястий, растяжку для пальцев и ладоней, упражнения для локтевого и плечевого суставов.

Проработка – это непосредственно работа с выбранным реквизитом, в нашем случае – это монеты.

В занятиях очень помогли книги: Марк Вильсон Фокусы и трюки – Шаг за шагом, Джошуа Джей Фокусы: полный курс иллюзиониста и Joshua Jay. Big magic for Little hands. [2, 3, 6]

Занятия шли по 60 минут, за это время примерно 15-20 минут уходило на разминку и 45-40 минут соответственно, была проработка с реквизитом. (Приложение 15, фото 1)

Результат – удалось научиться фокусу с исчезновением и появлением монеты.

Физические свойства материалов в фокусах.

Иллюзионист доказывает, что не всегда можно верить своим глазам. В этом его философия. (Полковник Стодейр) [5]

Для того, чтобы посмотреть, как используются физические свойства материалов в иллюзионном искусстве, взяли для тренировок мелкой моторики фокус с поролоновыми шариками.

Суть фокуса в том, чтобы из одного небольшого шарика сделать два. Так тренируют начинающих. Опытные волшебники с ловкостью манипулируют 10 такими шариками или вообще, превращают все 10 шариков в один большой.

Поролон – эластичный пенополиуретан, мягкая полиуретановая пена, состоящая на 90 % из воздуха.

За счет своей воздушной структуры этот материал может сжиматься до невероятно малых размеров. Именно это свойство и используется фокусниками, плюс ловкость рук.

В работе с этим реквизитом получилось делать так, чтобы шарик исчез у меня в руках и появился у зрителя. Научилась делать из одного шарика два, такого же диаметра, как первый. Весь результат «превращений» можно отдать на проверку зрителю. (Приложение 15, фото 2)

Оптическая иллюзия.

Чего только не привидится в темноте! (Айра Дэвинпорт) [5]

Оптика – это раздел физики, изучающий свойство света и его взаимодействия с веществом. [13]

Оптическая иллюзия – зрительное восприятие, дающее ложное представление о свойствах видимых объектов – размере, цвете, форме и т.д. [4]

Существует четыре основных закона оптических явлений [11]:

1. Закон прямолинейного распространения света. (приложение 14, рис. 42)

2. Закон независимости световых пучков. (приложение 14, рис. 43)

3. Закон отражения света от зеркальной поверхности. (приложение 14, рис. 44)

4. Закон преломления света на границе двух прозрачных сред. (приложение 14, рис. 45)

Именно эти законы используют в своей работе фокусники, на этих законах изготавливают большие иллюзионы. Работа с такими аппаратами сложна тем, что постановка номера должна быть продумана так и поставлены такие движения, чтобы сам иллюзионист и действующие лица не попали в поле отражения и не раскрыли секрет иллюзии. Здесь идет слаженная работа иллюзиониста и светооператора: выставляется световая картина номера, которая во время репетиции доводится до совершенства, и зритель видит иллюзию пустого шкафа или сцены, летящей в воздухе девушки, исчезающего в пространстве предмета или человека.

Чтобы посмотреть применение законов оптики в фокусах и для работы над номером мы выбрали небольшой иллюзион «Пустая коробка»: из совершенно пустой деревянной коробки будут появляться предметы, которые потребуются для второй части номера.

Иллюзионный аппарат, хоть и небольшой, оказался на практике гораздо сложнее, чем микромагия. Помимо ловкости рук, здесь нужно умение представлять иллюзион и взаимодействовать с ним так, чтобы зрителям было видно, что делает фокусник, но непонятно, как всё происходит. (приложение 15, фото 3)

Химия и физика – две подруги фокусника.

Магия не может стоять на месте. Если она не будет идти в ногу со временем, она безнадежно отстанет. (Невил Маскелайн) [5]

Основным фокусом выступления был выбран иллюзион «Пески пустыни».

Это сценическая иллюзия. Фокус относится к классическим. Его показывали такие фокусники как Луис Де Матос (Luis De Matoc), Виталий Лускарь (Украина).

В иллюзии показываются химические реакции и физические свойства компонентов: изменение цвета жидкости; сыпучесть песка, который только что достали из воды; несмешиваемость цветов сыпучих компонентов.

Работа над постановкой этой части номера велась месяц. Ежедневно были тренировки с мелкими предметами, развивающими мелкую моторику.

Фокус сложный: в нем используется сложный реквизит, движения рук идут в разрез с их настоящим действием – правая рука делает движения отличные от левой, каждая из рук двигается в разном темпе (одна медленно и плавно, другая быстро с определенной задачей). Так же в номере уже присутствует сценическое движение. За всем необходимо следить и держать под контролем. В номере используется техника отвлечения внимания, которая позволяет произвести то или другое нужное действие в нужный момент времени незаметно для зрителей. (приложение 15, фото 4)

Работа разделилась на несколько частей:

Визуальное восприятие: несколько дней смотрится видео, как делается каждый элемент, каждое движение.

Работа над элементами: номер разбирается на отдельные действия, и ежедневно повторяются отдельно каждое из них. Например, перемешивание воды в чаше – необходимо плавно и под музыку перемешивать воду так, чтобы она не выплескивалась через край; умение показывать сыпучесть песка, насыпая его в руку и высыпая в стакан, не просыпая его.

Освоение и соблюдение техники безопасности в работе с химическими веществами: в фокусе применяются химические вещества, которые помогают создать иллюзию, необходимо было научиться ими пользоваться и усвоить, что после любого взаимодействия с такими веществами, даже самыми безопасными, необходимо вымыть тщательно руки и наносить после мытья крем для рук.

Работа с химическими веществами: учились отмерять вещества в нужном количестве для создания реакции. Учились нейтрализовывать действие вещества.

Сводные репетиции: работа над номером в целом – все действия выстраиваются в одну цепочку, запоминается из чего и что следует, номер репетируется под музыку, в темп музыке ставятся акценты.

Иллюзионный номер – его конструкция и постановка.

Моя цель – заинтересовать и развлечь. Ни за какие блага в мире я не стану вас обманывать. (Говард Тёрстон) [5]

Номер состоит из двух частей: Иллюзия с «пустой коробкой» и «Пески пустыни». Это два разных номера с совершенно различным реквизитом. В этом случае нужно придумать «связку» – момент, который бы объединял их.

«Пустая коробка» – иллюзионный аппарат, созданный для появления предметов. Размер появляющихся предметов зависит от размера этой коробки. Так как у нас коробка небольшая, было принято решение, что мы будем появлять с ее помощью стаканы с цветным песком для второй части номера «Пески пустыни» и самую известную часть костюма фокусника – шляпу-цилиндр.

После появления всех необходимых предметов пора приступать ко второй части, в которой меняется цвет воды в чаше и перемешивается песок разного цвета. После перемешивания песка с водой, из воды песок каждого цвета выходит поочерёдно и ссыпается обратно в колбы или на пол.

Схема номера:

Приветствие зрителя

Презентация «пустой коробки»

Исполнение первой части номера с «пустой коробкой»

Презентация стеклянного сосуда и 5 литровой бутылки с водой

Презентация песка разных цветов

Исполнение второй части номера «Пески пустыни»

Завершение номера – Поклон.

Самое главное в этой части практической работы – это научиться не волноваться в момент выполнения номера. Поэтому репетиции проводились с наставником – иллюзионистом Александром Плотниковым, сначала без зрителей. Затем мы приглашали зрителей – моих родителей и сестру. Затем было задание – вечерами устраивать домашние представления без сопровождения наставника, чтобы почувствовать уверенность в своих силах. После таких выступлений шло обсуждение, как всё прошло и что было трудно, а что давалось уже легче.

Итак, по результатам проведенной работы был выстроен волшебный номер (видео номера можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/GGrONyNI45A). Получены навыки: по показу номера, по выступлению перед зрителями, сосредотачиваться на нескольких задачах сразу.

Заключение.

И сколько бы мне не говорили, что это невозможно, я буду верить, где-то всё-таки есть моя страна чудес... [14]

Подводя итоги работы видно, что на большинство вопросов, озвученных в начале, ответы были найдены:

Было сформировано определение «Волшебства».

Стало понятно, что даже ежедневные дела могут стать волшебными, если к ним подойти творчески.

На практике стало понятно, что изучать различные науки – это очень интересно. Что школьными предметами мир не ограничивается, есть много интересных тем для изучения.

Интервью с иллюзионистом и прочтение рекомендованного списка литературы показало, что фокусники имеют знания в различных областях наук и пользуются этими знаниями каждый день в своей работе.

На практике было показано, что такое мелкая моторика рук на примере фокусов с монетами и шариками, что эти умения можно применить к другим мелким предметам.

Совместно с экспертом поставлен иллюзионный номер для проекта и снято его видео.

Практика показала, что путем тренировок начинаешь меньше бояться выступать перед зрителями, будь то творческий номер или серьезный доклад.

Так же на практике была подтверждена основная гипотеза работы – волшебство вокруг нас обитает беспрестанно и мы – люди – сами можем быть источником этого волшебства для тех, кто вокруг нас.

Подводя итоги работы, хочется закончить её так же, как она была начата, с цитаты про чудо:

Хочешь увидеть чудеса? Твори их! [14]

Список литературы

Книги

Вадимов А.А. Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. – М.: Искусство, 2-е изд. испр. и доп., 1979 – 271с.

Вильсон М. Фокусы и трюки – Шаг за шагом, [перевод. Звонарев М.]. – М.: Эксмо, 2003 – 480с.

Джей Дж. Фокусы: полный курс иллюзиониста; [перс. с англ. А.Н. Степановой]. – М.: Эксмо, 2010 – 288с.

Энциклопедический словарь [в 3-х томах] / Под ред. Б.А. Введенского. – М.: ГНИ «Большая Советская Энциклопедия», 1953

Стейнмайер Д. Исчезающий слон, или Как иллюзионисты изобрели невозможное; [пер. с англ. С. Козина]. – М.: Rosebud Publishing, 2018 – 432с

Joshua Jay. Big magic for Little hands. – Printed in China: Workman Publishing New York, 2014 – 102с.

Интернет-источники

Академик.

https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/89865/Изобретательство

ВикипедиЯ.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Огонь

https://ru.wikipedia.org/wiki/Электричество

https://ru.wikipedia.org/wiki/Телеграф

https://ru.wikipedia.org/wiki/Телефон

https://ru.wikipedia.org/wiki/Радиоприёмник

https://ru.wikipedia.org/wiki/Телевизор

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пылесос

Как просто! Что такое настоящее волшебство

https://www.kakprosto.ru/kak-846615-chto-takoe-nastoyaschee-volshebstvo

Пословицы для детей и взрослых. Пословицы и поговорки о чуде

https://detsad163-khv.ru/pro-cheloveka/poslovicy-o-volshebstve-2.html

СтудиопедиЯ

https://studopedia.su/3_31474_osnovnie-zakoni-optiki.html

Толковый словарь Ожегова на GUFO.ME

https://gufo.me/dict/ozhegov

Физика для чайников. Оптика.

https://fizi4ka.ru/egje-2018-po-fizike/optika.html

ЧУДЕСА. Цитаты про чудеса и волшебство

https://anchiktigra.livejournal.com/1188803.html

ObinElectric.

https://odinelectric.ru/knowledgebase/istorija-otkrytija-jelektrichestva

F

Приложение 1.

Рисунок 1.

 

Приложение 2.

Рисунок 2.

 

Телеграф П.Л. Шиллинга (1828г.)

Рисунок 3.

 

Телеграф П.Л. Шиллинга (фото)

Рисунок 4.

 

Телеграф (20 век)

Рисунок 5.

 

Современный телеграф

Приложение 3.

Рисунок 6.

 

Телефонный аппарат
итальянского естествоиспытателя Антонио Меуччи

Рисунок 7.

 

Телефонный аппарат немецкого физика-изобретателя Филиппа Райс

Рисунок 8.

 

Старинный телефон

Рисунок 9.

 

Современный телефон

Приложение 4.

Рисунок 10.

 

Радиоприемник Генриха Герца

Рисунок 11.

 

Радиоприемник А.С. Попова

Рисунок 12.

 

Радиоприемник Океан 209 СССР.

Рисунок 13.

 

Рисунок 13. Современный радиоприемник в стиле «ретро».

Приложение 5.

Рисунок 14.

 

Телевизор американской компании Western Television

Рисунок 15.

 

Телевизор середины 20 века (примерно 1940-50-е годы).

Рисунок 16.

 

Телевизор второй половины 20 века (примерно 1970-е годы).

Приложение 6.

Рисунок 17.

 

«Паффинг Билли» – пылесос британца Хьюберт С. Бут.

Рисунок 18.

 

Пылесос 19 век.

Рисунок 19.

 

Рисунок 19. Пылесос компании The Hoover 19 век

Рисунок 20.

 

Рисунок 20. Современный пылесос.

Приложение 7.

Рисунок 21.

 

Папирус Весткар, конец XVII века до нашей эры.

Приложение 8.

Рисунок 22.

 

Храм Абу-Симбела – галерея.

Рисунок 23.

 

Храм Абу-Симбела – статуя фараона Рамсеса II, освещенная лучами солнца.

Приложение 9.

Рисунок 24.

 

Жан Эжен Робер-Уден (1805-1871, Франция)

Рисунок 25.

 

Гарри Гудини (Эрик Вайс, 1874-1926, США)

Рисунок 26.

 

Айра (1839-1911) и Уильям (1841-1877) – братья Дэвинпорт (США)

Рисунок 27.

 

Жорж Мельес (1861-1938, Франция)

Рисунок 28.

 

Гарри Келлар (1849-1922, США)

Рисунок 29.

 

Гарри Гудини (справа) и Гарри Келлар (слева)

Приложение 10.

Рисунок 30.

 

Дэвид Копперфильд (1956г., США)

Рисунок 31.

 

Ланс Бартон (1960г, США)

Рисунок 32.

 

Марк Вильсон (1929-2021)

Рисунок 33.

 

Зигфрид и Рой (Зигфрид Фишбахер 1939-2021, Рой Хорн 1944-2020, США)

Рисунок 34.

 

Алли-Вад (Александр Вадимов 1895-1967, СССР)

Рисунок 35.

 

Эмиль Эмильевич Кио (1894-1965, СССР)

Рисунок 36.

 

Игорь Эмильевич Кио (1944-2006)

Рисунок 37.

 

Арутюн (1918-2005) и Амаяк (1956) Акопян (Россия)

Приложение 11.

Рисунок 38.

 

Александр Плотников (1988, Россия)

Приложение 12.

Интервью
с иллюзионистом Александром Плотниковым.

Вопрос 1: Александр, вы работаете иллюзионистом уже почти 15 лет. Когда Вы начинали учиться фокусам, с чего Вы начали? Где учились и как?

Ответ 1: Фокусами я заинтересовался еще в школе. Начинал с фокусов с мелкими предметами: карты, монеты, резинки для денег, платки, в общем – всё, что было под рукой. Начал искать литературу в книжных магазинах, библиотеках. Оказалось, что на русском языке информации крайне мало, я начал искать литературу за рубежом. Затем папа купил домой компьютер и подключили интернет. Тогда стало существенно легче добывать нужную информацию. В основном это были зарубежные сайты на английском языке. Вообще, почти вся стоящая литература по иллюзии на английском. Книги, которые я тогда купил, до сих пор актуальны и находятся в моей личной библиотеке.

Вопрос 2: Вы сказали, что вся литература, которую поначалу находили или заказывали, была на английском языке. А какой язык Вы учили в школе? Если английский, то хватило ли Вам полученных знаний или пришлось добывать их самостоятельно?

Ответ 2: Английский язык я учил и в школе, и в институте. Но ты права, знаний было недостаточно. Читать специализированную литературу на английском совсем не просто, очень много терминологии, которую приходится искать в источниках самостоятельно. Я учился сам, изучая англоязычные книги вооружившись словарём и интернетом. Смотрел фильмы на английском языке, чтобы научиться произношению. Периодически я до сих пор беру уроки английского, потому что нужна постоянная практика в иностранных языках.

Вопрос 3: Александр, а кроме английского языка, какие школьные предметы помогают Вам творить волшебство? Как они помогают?

Ответ 3: О, их очень много, ну или почти все!

Математика, алгебра и геометрия – это и самостоятельные математические фокусы, и помощь в расчетах использования реквизита и создания оборудования.

Физика, химия – это две неразлучные подруги, которые сопровождают более сложные фокусы и иллюзионы. Это и реактивы, и пиротехнические (огненные) эффекты, вся красота и краски волшебства. Здесь тоже придется поработать дополнительно, основу дают в школе, но более углубленные знания определенных направлений придется добыть самостоятельно.

Литература и русский язык – без них было бы сложно. Каждый артист, поднимающийся на сцену и разговаривающий со зрителем, должен говорить грамотно и красиво. Это наш словарный запас, эрудиция, возможность импровизировать в общении со зрителем. Я много читаю. Разные жанры литературы, авторы разных стран сейчас в открытом доступе в оригинале и с переводом.

Физкультура – вы удивитесь, но она тоже важна. Я работаю не только с мелкими и средними предметами, у меня свое иллюзионно шоу, а это значит – большие и тяжелые аппараты. Номера, которые мы ставим, часто содержат хореографию, либо в них нужно забраться на аппарат. В общем, если ты не в форме, будет очень трудно.

Труд – тоже предмет необходимый. Мальчиков там учат обращаться с инструментами, с различными фактурами – деревом, пластиком, металлом, учат шить.

Азы почти всему закладывает школа, а наша задача – взять нужные знания, дополнить их более сложным знанием и опытом.

Вопрос 4: Что пришлось дополнительно изучать, в процессе работы?

Ответ 4: Пришлось брать уроки актерского мастерства и сценической речи. Нужно было изучить редактирование фото, монтаж видео, 3D-моделирование. Потребовались дополнительные навыки в работе в разными по структуре материалами. Учился работать со сварочным аппаратом.

Вопрос 5: Так всё же, Александр, хочется узнать у Вас, как у волшебника, из чего состоит волшебство?

Ответ 5: Это совокупность многих факторов. Есть науки, есть знания и умения, есть ловкость рук, есть смекалка и сообразительность, есть находчивость и усердие – всё это составляющие волшебства. Нет какой-то уникальной формулы волшебства. Но основное – это потребность знать и желание уметь, а всё остальное добывается.

Вопрос 6: Вас часто называют Волшебником, а можете дать своё определение волшебству, как термину?

Ответ 6: Герой Моргана Фримэна сказал одну очень хорошую фразу: «Раздвигание супа – это не чудо, это трюк. Мать, работающая на двух работах и находящая время, чтобы сводить своего ребенка в кружок по футболу – вот настоящее чудо!» Меня часто называют Волшебником, и всё же, я лишь создаю иллюзию невозможного. Хотя не скрою, быть Волшебником для зрителей – это очень приятно. На мой взгляд волшебство – это на столько большое понятие, что охватить всё его проявление в одном определении просто невозможно. Для одних – это шаманы и экстрасенсы; для других – фокусы и иллюзии; а для кого-то, рассвет – это уже чудо. Нет какого-то определенного термина, подходящего для всех, у каждого это понятие своё. Для меня волшебство – это моя семья, ее поддержка во всех моих самых безумных идеях!

Приложение 13.

Рисунок 39.

 

Гимнастика для пальцев и ладоней

Рисунок 40.

 

Разминка плечевого сустава

Рисунок 41.

 

Разминка для локтевого сустава

Приложение 14.

Рисунок 42.

 

1 закон: Закон прямолинейного распространения света

Рисунок 43.

зеркальное преломление рассеянное преломление

2 закон: Закон независимости световых пучков

Рисунок 44.

 

3 закон: Закон отражения света от зеркальной поверхности

Рисунок 45.

 

4 закон: Закон преломления света на границе двух прозрачных сред

Приложение 15.

Фото 1.

 

Микромагия – работа с монетами

Фото 2.

 

Микромагия – работа с поролоновыми шариками

Фото 3.

 

Иллюзион «Пустая коробка»

Фото 4.

 

Иллюзион «Пески пустыни»

Просмотров работы: 675