Микробный состав воздуха в учебных классах

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Микробный состав воздуха в учебных классах

Денисова Е.Д. 1
1МБОУ Школа № 155 г.о. Самара
Мурина Ю.В. 1
1МБОУ Школа № 155 г.о. Самара
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

В 2020 году мир столкнулся с эпидемией нового вирусного заболевания (пневмония нового типа), возбудителем которого явился коронавирус SARS-CoV-2. В конце декабря 2019 годапоявилась первая информация о заболевании в городе Ухань центрального Китая. К 20 января стало известно, что инфекция передаётся от человека к человеку. На заседании комитета по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения 30 января вспышка новой коронавирусной инфекции (ОРВИ) была признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение.

Началось молниеносное распространение вируса по всей планете:

20 января - Южная Корея;

21 января – США;

22 января – Тайланд;

24 января – Франция;

25 января – Австралия;

5 марта стало известно о первых случаях заражения в России;

16 марта вирус был выявлен в Самаре.

Я спросила родителей: «Как вирус так быстро распространяется по планете? Что можно сделать, чтобы предупредить распространение инфекции?».

Родители посоветовали мне самой найти ответ на эти вопросы и узнать, что нужно делать для предупреждения заражения ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекцией).

Цель исследования: узнать, как предупредить распространение заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем в моем классе.

Задачи:

Изучить литературу по предложенной теме;

Узнать пути распространения вирусных инфекций и способах борьбы с ними;

Взять воздух для посева в разных классах:

Показать, что же может «вырасти» из бактерий «летающих в воздухе»;

Составить памятку о способах профилактики ОРВИ.

Гипотеза: знание и соблюдение мер профилактики вирусных болезней необходимо для сохранения здоровья.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- беседа с родителями и медицинскими работниками;

- взятие проб воздуха;

- анализ полученных данных;

- обобщение результатов.

Основная часть

Глава 1. Пути передачи инфекции и способы очистки воздуха

Из медицинской литературы я узнала, что во время чихания или кашле, изо рта больного человека вылетают мельчайшие частицы слюны, в которых содержатся микробы и вирусы в огромных количествах. Поэтому основной путь передачи «простудных» заболеваний называется воздушно-капельным. Другой механизм передачи инфекции - контактный. Человек чихает или кашляет и прикрывает рот рукой, и все микробы, вирусы, которые должны были попасть в воздух, остаются на руке. Касаясь предметов, при рукопожатии инфекция распространяется. Вот почему важно мыть руки и избегать прикосновений рук при вспышках респираторных инфекций.

Возбудители ОРВИ устойчивы во внешней среде и могут сохранять жизнеспособность до 3-х недель. Поэтому заражение может происходить даже спустя время после контакта больного человека с предметами домашнего обихода, детскими игрушками, посудой, ручками дверей общественных заведений и проч. Высокая концентрация вирусов может сохраняться в закрытых помещениях, особенно с большими скоплениями людей: офисах, школах, детских садах, общественном транспорте, магазинах.

Через воздух передаются возбудители многих заболеваний, таких как грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, дифтерия, туберкулез, коклюш, чума и т.д. Отмечено, что в свежем воздухе их количество минимально, в помещении микроорганизмы очень быстро размножаются. Обычное проветривание даёт результат, но он кратковременный. Есть несколько способов уничтожения микробов в воздухе: горячий пар, кипяток, химия и радиация. Все они имеют недостатки и даже опасны для здоровья животных и человека. Надежный и безопасный способ обеззараживания воздуха, который применяют во всем мире – ультрафиолетовая стерилизация. Её осуществляют с помощью бактерицидного рециркулятора. Бактерицидный рециркулятор - очищает воздух от бактерий, не позволяет им размножаться, им можно пользоваться во время уроков.

Глава 2. Принцип работы бактерицидного рециркулятора

Принцип работы бактерицидного рециркулятора закрытого типа достаточно прост (рисунок 1).

Рисунок 1. Принцип работы бактерицидного рециркулятора

Внутри корпуса установлены вентиляторы и бактерицидные лампы. Вентиляторы нагнетают поток воздуха, который поступает внутрь рециркулятора через отверстия. Далее воздух, облучаясь бактерицидными лампами, обеззараживается и выбрасывается наружу через отверстия. Получается, что рециркулятор, который установлен в нашем классе, пропускает воздух через себя и обезвреживает его.

Глава 3. Отбор проб воздуха в разных классах

Я решила сравнить чистоту воздуха (микробный состав) в нашем классе, где есть бактерицидный рециркулятор и в другом классе, где очиститель воздуха не установлен.

Для забора проб воздуха использовался прибор – Аспиратор ПУ-1Б. В устройство, на вращающуюся поверхность, помещается чашка Петри с питательной средой (рисунок 2, 2.1). При прохождении воздушного потока через прибор «микробы» прилипают к поверхности среды. Родители подсказали, что во время исследования (1 минута) через установку пройдет 200 литров воздуха.

Рисунок 2. Чашки Петри:

Чашка Петри

2. Чашки Петри со средой

Количество учеников, их возраст, площадь классов и число проведённых в них уроков, место установки прибора были одинаковыми. После окончания 5 урока мы с учителем провели забор проб воздуха в классах (фото 1).

Фото 1. Отбор проб воздуха

Образцы были доставлены в лабораторию Самарского Медицинского Университета.

Глава 4. Анализ полученных результатов

Предварительные данные о «чистоте» воздуха получили через 1 сутки после отбора проб, окончательный результат через 3 дня.

Определение количества микроорганизмов в воздухе служит одним из критериев его чистоты. В классах, где мы отбирали воздух, «выросли» такие «микробы» (рисунок 4).

Рисунок 4. Отбор проб воздуха:

1. В классе с бактерицидным рециркулятором

2. В классе без бактерицидного рециркулятора

Все колонии разные. Они отличаются по величине, форме, размеру, цвету, консистенции. Рассматривая посевы, мы попытались сосчитать выросшие колонии (микробы). Из воздуха в нашем классе выросло до 60-70 колоний, в другом классе их более 200. По результатам исследования отмечено, что количество микроорганизмов в помещении, где нет бактерицидного рециркулятора, значительно выше (рисунок 4.2).

Также я проанализировала число заболевших простудными заболеваниями детей в двух класса с октября 2020 года по март 2021 год (сведения предоставлены учителем на основании классных журналов). Полученные данные преставлены в таблице 1.

Таблица.1 - Количество заболевших детей в группах сравнения

Период наблюдения

Количество заболевших в нашем классе

Количество заболевших в другом классе

Октябрь

3

7

Ноябрь

7

9

Декабрь

10

13

Январь

5

9

Февраль

12

15

Март

4

6

Отмечено, что мои одноклассники болели реже, чем ученики другого класса. При сравнительном анализе полученных данных я выявила, что заболеваемость в нашем классе меньше на 20-57%.

По предоставленным справкам почти все дети (85%), которые отсутствовали в школе, перенесли респираторную вирусную инфекцию.

Рисунок 5. Сравнительные показатели заболеваемости ОРВИ.

Глава 5. Памятка для одноклассников «Как предупредить распространение заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем»

После проведённого исследования я решила разработать памятку для своих одноклассников и рассказать им, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье.

Формирование здорового образа жизни для укрепления иммунитета (правильное питание, физическая активность, игры на свежем воздухе, сон не менее 10 часов в сутки).

Соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, чистка зубов, чихание в ладонь или платок, чистая одежда, влажная уборка).

Специфическая профилактика – вакцинация (согласно календарю профилактических прививок).

При появлении первых признаков заболевания НЕЛЬЗЯ посещать школу, места скопления людей.

Во время перемены нужно выйти в коридор и проветрить класс.

Проводить «влажную» уборку помещения.

Ежедневно включать в классе бактерицидный рециркулятор.

Заключение

После проведения моего исследования я убедилась, что полученные данные подтверждают гипотезу моего проекта о том, что ультрафиолетовая стерилизация воздуха значительно снижает содержание в воздухе микроорганизмов, в том числе болезнетворных, в закрытом помещении. Желательно, чтобы была возможность установить бактерицидный рециркулятор в каждом классе!

Но это ещё не всё. Запомните! Что только комплексная профилактика: ношение масок, перчаток, проветривание помещений, влажная уборка, соблюдение дистанции, укрепление иммунитета, использование очистителей воздуха, помогут избежать распространения инфекции!

Список литературы:

Интернет – ресурсы:

- https://ru.wikipedia.org;

-

http://dgp1nn.ru;

- https://polyclinika.ru;

- https://iz.ru;

-

https://docplayer.ru;

-

http://ebc.sochi-schools.ru

Хочу всё знать. Энциклопедия, – М.: издательство «Аст», 2003 г.

Я познаю мир. Энциклопедия, - М.: издательство «Медицина», 2002г.

А. М. Ликум «Всё обо всём». Энциклопедия, – М.: издательство «Аст», 2003 г.

Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», - М.: издательство «Росмэн», 2004 г.

Просмотров работы: 57