Волшебные лезвия

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебные лезвия

Денисова А.Л. 1Токмурзин К.В. 1
1МОАУ СОШ№7 ГО г.Нефтекамск Республики Башкортостан
Токмурзина С.М. 1
1МОАУ СОШ №7 ГО г.Нефтекамск Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

"Всё гениальное просто, и всё простое гениально»

Геббельс.

Актуальность

Человек издавна стремился к улучшению качества своей жизни, искал способы облегчить своё существование. Поэтому история подарила нам множество изобретений, многими из которых мы пользуемся до сих пор.

Таким изобретением, пришедшем из глубокой древности, стали ножницы. Они являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, используются практически во всех сферах деятельности человека. Ножницы в наше время продолжают видоизменяться и совершенствоваться, расширяются области их применения.

Цель работы: изучить историю изобретения ножниц, их применение в разных сферах деятельности человека.

Задачи:

-изучить и обобщить сведения об истории изобретения ножниц;

- изучить виды ножниц, их отличительные особенности, назначение;

-провести опрос среди сверстников на знание материала о видах ножниц и их назначении;

-создать различные варианты поделок при помощи ножниц;

-создать памятки о правилах безопасности при работе с ножницами;

-провести серию мастер-классов по изготовлению новогодних украшений с помощью ножниц и бумаги;

-создать сборник загадок и пословиц про ножницы;

-создать видеоролик «Лайфхаки с ножницами».

Объект исследования: ножницы.

Предмет исследования: виды ножниц и их применение в повседневной жизни.

Гипотеза: знакомство с видами ножниц, их назначением, поможет расширить кругозор, усовершенствовать навыки работы с данным инструментом.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по рассматриваемому вопросу, сравнение, анализ, обобщение, эксперимент, интервью, анкетирование.

План работы над исследовательским проектом отражен в задачах, а также представлен в Приложении 11.

Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы для подготовки к урокам технологии, окружающего мира, для внеклассных мероприятий, а также в повседневной жизни человека.

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1 История появления ножниц.

Анализ толковых словарей разных авторов показал, что слово «ножницы», имеет несколько значений:

1. а) Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий с кольцеобразными ручками, соединённых посередине винтиком. [4, 577]

б) Орудие для резки тканей, для стрижки, кройки, состоящее из двух ножевых полос, на общей оси, с рукоятями. [3, 553]

2. Резкое расхождение между тем, что связано и зависит друг от друга. [Словарь Ожегова: [сайт]. URL: http://ozhegov-online.ru]

Изучив историю возникновения ножниц, выяснили, что форма древнего инструмента не совсем соответствовала тому описанию, которое даётся в представленных толковых словарях, так как первые ножницы были созданы вовсе не для парикмахерских нужд или разрезания ткани, а для стрижки овец. Они были похожи на пинцет, состоящий из двух лезвий, соединённых между собой тонкой металлической полоской. Самый древний экземпляр таких ножниц найден археологами в Египте в XVI веке до нашей эры (Приложение 1). Данной формой ножниц пользовались очень долго. Но примерно в VIII веке нашей эры, одному из жителей Ближнего Востока пришла в голову гениальная идея соединить два лезвия с помощью гвоздика, а их ручки загнуть кольцами, чтобы удобнее было держать. Современные ножницы, которыми мы сейчас пользуемся, представлены именно в таком виде.

История ножниц в России началась с X века, об этом свидетельствуют археологические находки во время раскопок в курганах возле посёлка Гнёздово, неподалеку от Смоленска (Приложение 2).

Позднее художник Леонардо да Винчи придал этому инструменту более завершенную форму. Чертеж инструмента, имеющего сходство с современными ножницами, был найден в его зарисовках.Леонардо да Винчи был очень дотошным художником, и, если его что-то в картине не устраивало, он просто отрезал часть холста. (Приложение 3)

История ножниц не стояла на месте, и со временем их начали видоизменять под различные виды деятельности (медицина, стрижка волос, и так далее), делать рабочие варианты из железа и создавать в качестве предметов роскоши с применением золота и серебра.

Фантазии древних мастеров не было предела – то ножницы представляли собой диковинных птиц, то кисти винограда, обвивали колечки для пальцев, то вдруг вместо ножниц получался сказочный дракон, из-за всего этого, очень часто возникали неудобства при пользовании ножницами. В средние века ножницы начали изящно украшать, поэтому они стали считаться отличным подарком для женщин. Так, в 14 веке, поклонник, часто отправлял в подарок своей даме пару ножниц в кожаном футляре. (Приложение 4)

С каждым годом областей применения ножниц становилось все больше и больше. Промышленная революция XVIII—XIX веках вернула ножницам их первоначальный статус исключительно функционального объекта.

1.2Разнообразие ножниц и их назначение.

Разные виды ножниц имеют свои особенности и сферу использования. Медицина, кулинария, строительство, швейное дело, образование, производство, приусадебное хозяйство – сложно найти такую область жизни человека, где бы не использовался этот инструмент. Ножницы постоянно совершенствуются. (Приложение 5)

А) Парикмахерские

Парикмахеры используют прямые модели из высококачественной стали со стандартной заточкой. Различают простые, моделировочные и филировочные ножницы. Простые (обычные) ножницы используют для основной стрижки, то есть выравнивания их длины. Длина их обычно равна 17 сантиметрам. Моделировочные ножницы предназначены для стрижки определённых деталей. Филировочные ножницы применяют для снятия густоты волос [3, 117-118].

Б) Садовые

Садовые ножницы имеют прочную конструкцию и надёжные полотна. Ими удобно срезать цветы и подстригать кусты [1, 190]. Также их используют для обрезания побегов в теплицах. Газонокосилкам они, конечно же, уступают. Но зато с их помощью можно аккуратно убрать лишнее на небольших пространствах, в труднодоступных местах.

В) Ножницы по металлу

Ножницы по металлу выполнены из высокопрочной стали. С их помощью кровельщики нарезают на куски кровельные материалы (листы железа, металлочерепицу и т.д.). Для демонтажа металлических конструкций, разрезания листов толщиной до 5 см используются листовые электроножницы, а для резки металлических прутов, проводов используют гидравлические ножницы.

Г) Кухонные

На кухне тоже не обойтись без ножниц. Кухонные ножницы применяются для разделки тушек кролика, птиц, рыбы. Французы одними из первых стали использовать ножницы для разделывания тушки гусей, чтобы приготовить своё знаменитое блюдо "фуа-гра". Также кухонные ножницы применяют для нарезания зелени, разрезания теста. Использование ножниц для приготовления пищи очень развито в азиатских странах, таких как Южная Корея, Япония и др.

Д) Медицинские или хирургические

Данные ножницы предназначены для разрезания мягких тканей, костей, хрящей во время хирургических операций, для разрезания гипсовых повязок.

Е) Канцелярские

Канцелярские ножницы могут быть с длинными или короткими полотнами, имеют удобные ручки. Есть среди них ножницы «зиг-заг». Применяются эти ножницы для нарезания листов бумаги и картона, вырезания фигурок, аппликаций, рукоделия и т.д.

Ж) Портновские

 Портновские ножницы - это особый вид ножниц, сделанных из специальной стали, имеющих особую форму и угол заточки лезвия. Правильно подобранные закройные ножницы способны облегчить процесс кроя ткани.  У швеи должно быть, как минимум три вида ножниц. Одни нужно использовать для кроя тканей. Ножницы поменьше нужны для подрезания тканей. Самые маленькие должны быть всегда под рукой у швеи, поскольку ими отрезают кончики ниток. Был проведён эксперимент по сравнению канцелярских и портновских ножниц. Полученные результаты представлены в приложении (Приложение 12, ссылка на видео «Интервью со швеёй» https://youtu.be/LSRWTGKsZGI).

З) Маникюрные

Маникюрные ножницы предназначены для обрезания ногтей.

Существует еще много разных видов ножниц, которые используют люди для удобства, но при этом можно обойтись и без них. Это ножницы для разрезания пиццы, виноградные ножницы для срезания ягод винограда, ножницы для яиц и т.д.Есть ножницы с лазерным указателем, который помогает ровно разрезать бумагу или ткань, не нанося линии. Немцы придумали стальные ружьё-ножницы. Их используют спасатели при авариях, чтобы извлечь из автомобилей пострадавших. После создания керамических ножей данную технологию перенесли и на ножницы. Керамические ножницы оказались прочнее стальных в три раза и более износоустойчивыми.

  Вывод: Ножницы пришли в нашу жизнь из глубокой древности. Постепенно ножницы приобретали специальности, какое - то время были даже предметами роскоши — из золота и серебра. Вскоре украшения совершенно сошли на нет, уступив место практичности и удобству. Ножницы продолжают видоизменяться и в наше время.

2. Практическая часть

2.1 Ножницы-инструмент для развития мелкой моторики. Изготовление поделок из бумаги и фетра с использованием ножниц.

Многим из нас известна такая фраза: «Ум на кончиках наших пальцев». Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем наш ум. Ножницы – это замечательный инструмент для развития мелкой моторики. Используя постоянно такие упражнения как, вырезание по контуру, симметричное вырезание, вырезание на глаз, развивается ручная умелость и глазомер.

На уроках технологии дети учатся пользоваться ножницами при работе с различными материалами (бумагой, тканью, пряжей и т.д.), выполнять различные поделки. Некоторые из данных поделок представлены в качестве примера. (Приложение 6)

2.2 Подготовка и проведение мастер-классов по изготовлению новогодних украшений с помощью ножниц и бумаги.

Были подготовлены и проведены мастер-классы по изготовлению с помощью ножниц и бумаги объёмной трёхслойной снежинки (для сверстников) и гирлянды «Ангелочки» (для первоклассников)

(Приложение 7).

2.3 Создание памятки по безопасному использованию ножниц.

Созданы памятки по безопасному использованию ножниц. Данные памятки подарены одноклассникам и ученикам младших классов (Приложение 8)

2.4. Создание сборника пословиц и загадок о ножницах.

Создан бумажный и электронный сборник загадок и пословиц про ножницы. (Приложение 9)

2.5 Полезные лайфхаки при работе с ножницами.

Смонтирован видеоролик,с использованием элементов анимации. В нём собраны полезные лайфхаки при работе с ножницами (заточка ножниц в домашних условиях, нестандартное использование ножниц). (Приложение 10, ссылка на видеоролик: https://youtu.be/jB3yIkqpgb8 ).

Заключение

Ножницы прошли долгую эволюцию, наряду с другими инструментами, предназначенными резать, отрезать и колоть. Со временем, конечно же, изменялась их форма, материал, назначение. Они были и предметом роскоши, и необходимостью в быту, но главное то, что ножницы остаются необходимыми и полезными человечеству, также, как и сотни лет назад.

Выдвинутая гипотеза оправдалась, поставленные задачи полностью реализованы. Работа над проектом позволила узнать много нового о ножницах: научились различать виды ножниц, правильно пользоваться ими, а также узнали о нестандартных приёмах использования ножниц в жизни.

В дальнейшем планируется продолжение работы по поиску новых, усовершенствованных видов ножниц и нестандартных приёмов использования ножниц в повседневной жизни.

Люди постоянно думают об удобстве и практичности, поэтому этот инструмент становится все более современнее. В наше время при конструировании ножниц используются новейшие разработки и технологии (Приложение 5), а это значит, что ножницы ещё долго будут служить человечеству!

Список используемых источников и литературы:

1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей / Оформл. обложки А.М. Ефремова; Ил.М.Ф. Аверьянова, Ю.Г. Алутиной, К.Р. Борисова, А. Г. Воробьёва, С. А. Гаврилова и др. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2005. – 225.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2: И – О / В. И. Даль. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Рус.яз. – Медиа, 2011. – 779.

3. Нестерова Д. Домашний парикмахер. Стрижка, укладка, плетение кос, уход за волосами –Д66 ми/. – М.: Астрель, 2012 – 225, [1]с.

4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И.Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2019. – 736 с.

5. Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо. 1452 – 1519 / Пер. с англ. М. Карасёвой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с.: ил. – (Библиотека искусства).

6. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 112 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-uchaschegosya-raznoobrazie-nozhnic-3097274.html

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnye-nozhnicy-vozrast-4-5-let-fototchet.html

https://sergey-life.ru/vse-stati/proekt-pro-nozhnitsy-i-ee-istoriya-istoriya-nozhnits.html

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

А) Парикмахерские ножницы

Б) Садовые ножницы

В) Ножницы по металлу

Ружье-ножницы для аварийно-спасательных работ 

Гидравлические ножницы для разрезания металла

Г) Кухонные ножницы

Д) Медицинские или хирургические ножницы

Е) Канцелярские ножницы

Ж) Портновские

З) Маникюрные ножницы

И) Ножницы для разрезания пиццы К) Виноградные ножницы

Л) Ножницы для яиц М) Ножницы для свеч

Н) Керамические ножницы О) Ножницы для стрижки овец

П) Ножницы с лазерным указателем

Р) Аккумуляторные ножницы для срезки травы

Приложение 6. Наши поделки

А) Работа из ткани Б) Работа из нитей

В) Работы из бумаги и картона

Приложение 7.

А) Видео мастер-класса по изготовлению трёхслойной пушистой снежинки выложено в закрытой группе нашего 3 класса Б.

Б) Проведён мастер-класс для учеников 1 класса Е по изготовлению новогодней гирлянды «Ангелочки».

Приложение 8. Памятки по безопасному использованию ножниц.

Приложение 9. Сборник загадок и пословиц про ножницы.

Приложение 10. Видеоролик «Лайфхаки при работе с ножницами» (диск прилагается).

Приложение 11. План работы над исследовательским проектом «Волшебные лезвия»:

Время

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Август, 2020 г.

Подготовительный

Определение проблемы и способов её решения, постановка цели и задач, обсуждение методов исследования.

Поиск и сбор информации.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, 2020 год.

Основной

А) Обобщение и анализ найденного материала по теме проекта.

Б) Распределение времени и обязанностей детей в соответствии с их способностями.

В) Организация встреч со специалистами.

Г) Подготовка материалов для проведения эксперимента по сравнению канцелярских и портновских ножниц.

Д) Съёмка видеоролика лайфхаков с ножницами и мастер-класса по изготовлению объёмной снежинки.

Е) Подготовка к проведению мастер-класса для первоклассников по изготовлению гирлянды «Ангелочки».

А) Сбор информации об истории возникновения ножниц, видах ножниц и их применение в жизни человека.

Б) Опрос сверстников.

В) Встречи со специалистами, интервью.

Г) Проведение эксперимента «Сравнение канцелярских и портновских ножниц».

Д) Апробация лайфхаков с ножницами.

Е) Изготовление поделок.

Ж) Изготовление памяток.

З) Составление сборника загадок и пословиц про ножницы.

И) Проведение мастер-класса для первоклассников по изготовлению гирлянды «Ангелочки».

Последняя неделя ноября, 1 неделя декабря, 2020 г.

Заключительный

А) Обработка и анализ полученных результатов.

Б)Составление презентации для защиты проекта.

А) Выступление со перед сверстниками.

Б) Защита проекта на школьном этапе НПК.

Приложение 12.

Описание эксперимента

«Сравнение канцелярских и портновских ножниц на примере разрезания ткани».

1. Гипотеза: новые неиспользованные канцелярские ножницы также, как портновские ножницы, легко и ровно разрезают ткань.

2. Методы: наблюдение, сравнение, анализ.

3. Материалы, оборудование: кусок ткани - габардин, новые неиспользованные канцелярские ножницы фирмы «Erich Krause» (17 см), портновские ножницы фирмы «Gamma» (21,5 см).

4. Процедура проведения эксперимента:

А) Взяли кусок ткани (габардин синего цвета).

Б) Сначала попробовали разрезать ткань новыми неиспользованными канцелярскими ножницами фирмы «Erich Krause». Пришлось сделать 3 смыкания лезвиями, чтобы отрезать кусок ткани.

В) Затем взяли портновские ножницы фирмы «Gamma». Для того, чтобы отрезать кусочек ткани, нам потребовалось всего одно смыкание лезвиями.

Г) Далее сравнили линии отреза обоих кусочков габардина. У куска габардина, отрезанного портновскими ножницами, края были ровные, без зазубрин.

5.Выводы: В ходе эксперимента наша гипотеза не подтвердилась.Портновские ножницы действительно отличаются от канцелярских ножниц. У портновских ножниц лезвие делают более заточенным (под острым углом, а в канцелярских — под прямым), за счёт этого они разрезают ткань быстро и ровно, без зазубрин.

Просмотров работы: 20