«Экологическое волонтерство как способ формирования экологической культуры учащихся»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Экологическое волонтерство как способ формирования экологической культуры учащихся»

Дегтяренко А.Е. 1
1МБОУ СШ№43
Курлович Е.С. 1
1МБОУ СШ№43
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЯ

XXI век − это век высоких технологий, а так же глобальных экологических проблем. Одной из проблем стало загрязнение окружающей среды различными видами пластиками, в том числе полиэтиленовыми пакетами. По разным источникам на сегодняшний день пластиковая продукция составляет до 40% объёма всех бытовых отходов. Это совсем неудивительно. Еще 10-15 лет назад на прилавках магазинов большинство товаров были в бумажных упаковках и стеклянной таре, сейчас эти товары мы видим в современных ярких упаковках - пластиковых бутылках, пленке и пакетах. Это легко объяснить, так как пластиковая упаковка удобная, дешевая, легкая, но имеет множество существенных недостатков с экологической точки зрения. Большая часть упаковочного мусора не разлагается или имеет длительный срок разложения. Для производства упаковки в основном применяются полимерные материалы.

Пластик сегодня используется повсеместно и не только для производства упаковки. Это и пластиковая посуда, и бутылки, и тара. Использованная упаковка и другие отходы попадают на свалку, загрязняя землю. В естественных условиях бумага разлагается в течение 2-5 месяцев, полиэтиленовые пакеты разлагаются 10-20 лет, пластиковая упаковка практически не разлагается.

В России проблема пластиковых отходов как источника антропогенного загрязнения окружающей природной среды сейчас стоит как никогда остро. Актуальность данной темы в том, что в нашей стране недостаточно развит метод переработки отходов, а в Норильском Промышленном районе практически отсутствует. Вместе с этим, мы считаем, что одним из методов формирования экологической культуры является экологическое волонтёрство. Дети и взрослые не только изучают теоретически экологические проблемы и пути их решения, а в ходе практической деятельности применяют свои знания на практике и вырабатывают свои собственные эффективные способы помочь природе.

Цель исследования: выявить условия и способы вторичного использования пластиковых отходов с участием экологических волонтеров

Объект исследования: экологическое волонтерство

Предмет исследования: деятельность в рамках экологического волонтерства

Задачи исследования:

Изучить особенности переработки пластиковых отходов в России и в Норильске

Познакомиться с зарубежным опытом решения проблемы вторичного использования пластиковых отходов

Проанализировать деятельность мастерской «Плавь пластик»

Рассмотреть организацию волонтерской помощи на примере благотворительной акции «Полезная крышечка» на базе МБОУ СШ№43

Провести анкетирование и интервью

Гипотеза: Если учащимся предоставлять больше информации о важности переработки пластиковых отходов, то в движение экологических волонтеров, будет вовлечено больше желающих оказать помощь.

Методы исследования:

Поисковый;

Аналитический;

Мониторинг

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПЛАСТИКА СЕГОДНЯ

История возникновения пластика

Всем известно, что пластик лучше перерабатывать по мере возможности, чем просто выбрасывать. Так что же такое пластик? Пластма́ссы (пласти́ческие ма́ссы), или пла́стики — материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения (полимеры). Исключительно широкое применение получили пластмассы на основе синтетических полимеров. [2]

Первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Паркс назвал её паркезин (позже получило распространение другое название — целлулоид). Паркезин был впервые представлен на Большой Международной выставке в Лондоне в 1862 году. Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов (жевательной резинки, шеллака), затем продолжилось с использованием химически модифицированных природных материалов (резина, нитроцеллюлоза, коллаген, галалит) и, наконец, пришло к полностью синтетическим молекулам (эпоксидная смола, поливинилхлорид, полиэтилен и другие) [1]

Человечество изобрело такие искусственные материалы, которые естественным путем перерабатываются несколько сотен лет, выделяя при этом токсичные вещества. К таким материалам относится и пластик, производство которого постоянно растет. Только представьте: ежегодно в мире на свалках оказывается более 200 млрд пластиковых бутылок, 58 млрд одноразовых стаканчиков и миллиарды полиэтиленовых пакетов! И это не считая тех отходов, в состав которых этот материал входит частично. Всего за несколько десятков лет пластик стал настоящим бедствием для природы! В 2020 году нет еще ни одной пластиковой упаковки, которая бы успела полностью разложиться, все они на долгие годы «поселились» на нашей планете Земля.

Сегодня пластиковый мусор – это не только мусорные свалки, но и целые мусорные города (искусственный остров Тилафуши на Мальдивах, город-свалка Агбогблоши в Аккре) и даже «острова» в океане (пять гигантских скоплений мусора в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах). Главная задача современного человека – найти наиболее рациональные и безопасные с точки зрения экологии способы борьбы с пластиковыми отходами, а также научиться применять их в жизни.

Зарубежный опыт решения проблемы вторичного использования пластиковых отходов

В США с полимерным мусором борются по-разному. К примеру, в Миннеаполисе и Сент-По в принципе запрещено продавать продукты в пластиковой упаковке, если она не из биополимеров. В штатах действует программа по сортировке полимерных отходов, которая поощряется государством. За собранные бутылки граждане получают разные преференции – от денежного вознаграждения до льгот и бонусов. А в одном из университетов США вплотную подошли к технологиям, которые в перспективе могут помочь избавиться от пластика в принципе. Пластик помещают в бочку с катализатором и нагревают в течение 3 часов при температуре 700 градусов. После этого пластик превращается в углерод, которым заряжают батарейки. Говорят, что они работают гораздо лучше и дольше других. В Японии еще 20 лет назад приняли законы, жестко ограничивающие использование углеводородных полимеров. Юридические лица платят гораздо меньше налогов, если сами сортируют или перерабатывают такие отходы. Физические лица получают различные преференции, например, в виде сниженной оплаты коммунальных услуг и т.п.

В Германии иначе подошли к проблеме. Помимо того, что сортировка и разделение мусора у них возведены в культ, немецкие бренды одежды также используют переработанный пластик. Бренд Puma произвел специальный модельный ряд одежды под названием InCycle. Немецкий «круговорот» (а именно так переводится название) включил в себя традиционную спортивную одежду из натуральных тканей с вкраплением полиэстера, который добыли из переработанных пластиковых бутылок. Вся коллекция была создана из биоразлагающегося сырья. Компания установила в своих магазинах специальные урны, куда можно выбрасывать износившуюся обувь. Часть, которая не подлежит биоразложению пойдет на производство новой одежды. Другая станет полиэфирным гранулятом, который, как утверждает производитель, не опасен для природы.

В канадском Эдмонтоне из пластикового мусора научились делать биотопливо. В основном оно используется для гоночных автомобилей. Из отходов получают метанол, который позволяет автомобилю развивать огромную скорость. Еще продукты переработки используют для отопления города.

В Китае ученые провели эксперимент с разложением пластика при помощи петролейного эфира с иридием. Пластик нагревается с этим катализатором при температуре 150 градусов. То, что получается в результате разложения может быть использовано в качестве топлива. Правда недостаток заключается в том, что часть катализатора способна разложить 30 частей пластмассы. Учитывая, что иридий – материал дорогой, его коммерческое использование на данный момент не выгодно. Ученые продолжают работать над удешевлением технологии.

1.3 Особенности переработки пластиковых отходов в России и в НПР

В России сейчас работают 243 завода, которые занимаются переработкой мусора. Но, по данным Общероссийского народного фронта, большая часть из них загружена лишь на 60 % (ведь отвезти отходы на полигон гораздо проще), а многие достались нашей стране от Советского Союза и просто устарели, поэтому не справляются с переработкой современного пластика. Пока что в России делают ставку не на переработку, а на мусоросжигательные предприятия. В рамках проекта «Чистая страна» строят заводы, которые займутся утилизацией. За них отвечает «Ростех» и их технологический партнер Hitachi Zosen Inova. Но пока что они заняты строительством всего лишь трех мусоросжигательных заводов – это просто капля в море пластика. [3]

На территории Норильского Промышленного района нет мусороперерабатывающего завода, а вывоз мусора на «материк» практически невозможен из-за высокой стоимости перевозки, поэтому мусор вывозят на полигоны.

Сейчас в Норильске утилизация производится на нескольких полигонах: одного в Центральном районе (площадь 38,26 га) и двух в районе Талнах (площадь 39,2 га и 9,73 га - под промышленные отходы). Также в городе расположены два отвала промышленных отходов, которые эксплуатируются компанией "Норильский никель", планируется строительство третьего. Помимо этого, в самом отдаленном районе Норильска - Снежногорске - запланировано строительство и ввод в эксплуатацию свалки-полигона. «Так же в городе нет раздельного сбора отходов, потому что раздельный сбор отходов целесообразен при условии дальнейшего использования образовавшегося вторичного сырья» - отметил экс-губернатор Норильска Олег Курилов.

ГЛАВА2.Исследование взаимосвязи между экологическим волонтерством и формированием экологической культуры учащихся.

2.1 Деятельность мастерской «Плавь пластик»

Мастерская «Плавь пластик» – результат совместной работы команд экомарафона «ПонесЛось!» и благотворительного фонда «69 параллель». В Норильске подобных проектов еще не делали. Они заказали специальный шредер для пластика, который изготавливал наш соотечественник по чертежам мастера из Голландии. Чертежи нашли в интернете. Подготовили печь для выпекания изделий, опытным путем проверили и наладили процесс переработки пластиковых отходов. Натыкались на «подводные камни», искали нестандартные пути решения проблем и в итоге добились желаемого. Мастерская официально открыта, и туда можно принести и сдать пластик на переработку [4]

Узнав, о существовании данной мастерской мы решили посетить ее. Нас пригласили наши партнеры по грантовому проекту «Полезная крышечка». Юлия Манчук, руководитель данного проекта, подробно рассказала, как появилась идея создания мастерской, провела экскурсию и рассказала о планах по развитию мастерской по переработке пластиковых изделий.

Учитывая, что работа по его развитию еще идет, в мастерскую принимают пока только отходы из твердого пластика, такие как крышки от бутылок, кремов, шампуней. Они не сжигаются в печи, а плавятся, таким образом, дыма и запаха в мастерской не остается. Из полученной массы формуют планшеты для бумаги и миски для бытового использования. Планируется, что их можно будет купить на благотворительных ярмарках. Мы осмотрели мастерскую, всё там было сделано самостоятельно, как сам интерьер, так и устройства для переплавки. Нам предложили лично поучаствовать в создании одного из изделий, в нашем случае это была планшет для бумаг. Первым делом, мы добавили принесенные крышечки в шредер, делать это нужно было осторожно, чтобы крышки лучше дробились и перемалывались. Получив пластиковую стружку, мы преступили к переплавке. После плавки, полученную массу мы поместили в специальную форму, где со временем пластик застыл и мы смогли наблюдать красочную планшетку. Последним штрихом была её шлифовка, чтобы планшетка была гладкой и без выступающих элементов.

2.2 Организация волонтерской деятельности на примере экологической акции «Полезная крышечка» на базе МБОУ «СШ №43»

Посетив мастерскую, мы вдохновились её идеей и решили помочь в этом полезном и интересном начинании, подготовили акцию «Полезная крышечка». Акция проходила на базе МБОУ СШ №43. В ней приняли участие учащиеся, родители и педагоги с первого по одиннадцатые классы. В каждом классе был установлен бокс для сбора крышечек, который можно было оформить по желанию и придать ему свой особенный и неповторимый вид. На протяжении двух месяцев ребята собирали туда крышечки. Но в связи с тем, что учащиеся школы ушли на дистанционное обучение, акция продлилась дольше, чем планировалось и поэтому крышечек было собранно в несколько раз больше, чем изначально задумывалось. В общей сумме было собрано восемь тысяч восемьсот сорок две крышечки. Все классы хорошо постарались и принесли большое количество крышек. Участники акции, как и мы, поняли, как важна переработка в наше время. Также нами были выпущены буклеты, в содержание которых входила информация о том, как проходила работа и её этапы, а также о переработке пластика в целом. Сейчас мы планируем, что акция станет ежегодной, боксы по-прежнему стоят в классах и ребята в любой момент могут сдать крышечки на переработку.

Обобщая информацию, мы столкнулись на своем примере с проблемой недостатка информации о деятельности экологических волонтеров в нашем городе, решили провести исследования и проанализировать, что же знают о волонтерской деятельности педагоги нашей школы, ребята и их родители.

Первое, что мы сделали, это составили анкету (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 49 человек: учащиеся 8 – 11 классов, педагоги МБОУ СШ№43 и родители. (Таблица 1)

В исследовании о проблемах популяризация экологической волонтерской деятельности было, в частности, решено выяснить, знают ли респонденты кто такой экологический волонтер и есть ли опыт подобной деятельности. Данная информация нужна была нам для того что бы иметь полную картинку осведомленности отвечающих.

Мы получили следующие результаты.

87% опрошенных знают, чем занимаются экологические волонтеры и

81 % респондентов принимали участие в качестве волонтеров в экологических акциях и субботниках. (Таблица 2,3)

100% респондентов знают, о том, что в школе проходила экологическая акция по сбору пластиковых крышек 87% приняли участие в школьной и городской акции. (Таблица 4,5)

Так же мы спросили, знают ли опрашиваемые о деятельности мастерской «Плавь пластик». Большинство опрошенных (42 человека) ответили, что знают о деятельности данной мастерской, а также принимали участие в подобных акциях и знают насколько важна вторичная переработка пластика. (Таблица 6). 40 человек хотели бы побывать на экскурсии и лично увидеть весь процесс переплавки пластиковых изделий (Таблица 7).

Вместе с этим, мы выяснили, что большинство опрошенных, считают, что можно поменять или исправить экологическую ситуацию, связанную с использованием вторсырья частично или если подходить данной проблеме комплексно. И только 2 % считают, что эту проблему невозможно решить при помощи труда экологических волонтеров. (Рисунок 1.)

Заключение

Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например, как отзывчивость, сострадания, честность, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.

Крайне важно направление экологического волонтерства – добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе (помощь заповедным территориям, животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.).

В ходе исследовательской работы мы добились больших результатов, как в привлечении людей к участию в экологической акции, так и в информировании о важности вторичной переработки пластиковых изделий. В ходе акции «Полезная крышечка» было собрано восемь тысяч восемьсот сорок две крышечки, которые были переданы в мастерскую «Плавь пластик» и в дальнейшем стали красочными планшетками для бумаги и вазочками для конфет. Это был интересный опыт, в ходе которого мы узнали много нового для себя и поделились, полученными знаниями с остальными.

Таким образом мы можем сказать, что благодаря полученным в ходе опроса и анкетирования данным, мы частично подтвердили гипотезу нашего исследования: « Если учащимся предоставлять больше информации о важности переработки пластиковых отходов, то в движение экологических волонтеров, будет вовлечено больше желающих оказать помощь».

Список литературы

Тростянская Е. Б., Бабаевский А. Г. Пластические массы // Химическая энциклопедия: в 5 т. / Кнунянц И. Л.. — М.: Большая Российская энциклопедия (2)

https://kombinatdobra.ru/news/48

https://www.gq.ru/entertainment/kak-rossiya-boretsya-s-plastikom (3)

https://kombinatdobra.ru/news/48 (4)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 3.

Таблица 4.

Таблица 5.

Таблица 6.

Таблица 7.

Рис. 1

Просмотров работы: 714