Плесень. Польза или вред для человека?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плесень. Польза или вред для человека?

Русова Е.Д. 1Спирин М.И. 1
1МАОУ СШ№2
Копейкина Л.Г. 1
1МАОУ СШ№2
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Плесень – один из необычных организмов на нашей планете. Ученые утверждают, что она появилась около 200 миллионов лет назад! Плесень мы можем повстречать повсюду – и в воздухе, и в воде, и в земле, и на продуктах питания – в овощах, фруктах, на поверхностях стен в жилых помещениях. Плесенью не перестают интересоваться ученые, ее разводят и уничтожают, ею лечатся и от нее умирают, а она живет своей жизнью и приспосабливается к новым условиям на планете.

Внешний вид плесени отличается большим разнообразием. Она может быть белой и пушистой, разноцветно окрашенной, может выглядеть как серо-бурая пленка или как порошок, как черные точки или висеть как нити. Количество видов плесени до сих пор науке не известно. Изучено примерно около 100 тыс. разновидностей, сбор и классификация фактов о других, не описанных пока видах, продолжаются.

Актуальность работы

Плесень является обязательным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она серьезно влияет на качество жизни людей, их здоровье, жизненный комфорт. Является актуальной темой изучения этих микроорганизмов, уровнем и степенью влияния на человека, на его жизнедеятельность и здоровье. Огромное количество неизученных до сегодняшнего дня видов плесени, особенности ее поведения в различных условиях произрастания, представляют особый интерес ученых потому, что до сих пор до конца не изучено влияние плесени на живые организмы, особенно, на организмы людей. Понимание того, как влияет плесень на живые организмы поможет нам, людям обезопасить свою жизнь от негативного влияния такого интересного соседа, как плесень.

Гипотеза исследования:

- вероятно, плесень может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на жизнь человека;

- мы предполагаем, что плесень можно вырастить самостоятельно в бытовых условиях.

Цель исследования:изучить плесень как живой организм на предмет оказываемой пользы или вреда для человека.

Задачи исследования:

Изучить теоретический материал по данному вопросу.

Провести анкетирование одноклассников.

Провести эксперименты по выращиванию плесени.

Анализировать и систематизировать полученные данные.

Сделать выводы.

Объект исследования: плесень как живой организм.

Предмет исследования: влияние плесени на жизнедеятельность людей.

Методы исследования: анкетирование; анализ литературы по теме исследования; проведение практических экспериментов; наблюдение, сравнение, систематизация; обобщение опыта.

План проведения исследования: выдвижение гипотез; анкетирование одноклассников; изучение теоретической части вопроса; проведение опытов, сравнение и обобщение; подведение итогов исследования, выводы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование

Свой практический эксперимент с плесенью мы решили начать с анкетирования одноклассников, так как нам вначале захотелось выяснить, что думают ребята про плесень и про ее влияние на людей. Мы разработали анкету, которая включает в себя 4 вопроса на тему знаний о плесени и раздали ее ребятам, чтобы они могли письменно ответить на вопросы (текст анкеты размещен в ПРИЛОЖЕНИИ 1).

В анкетировании приняли участие 30 ребят. Ответы одноклассников мы объединили в диаграммы.

При ответе на 1 вопрос «Что такое плесень» ответы разделились следующим образом (Диаграмма 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

На диаграмме видно, что мнения наших одноклассников разделились. Таким образом, растением плесень назвали 16 человек, или 53% опрошенных; неживым предметом плесень назвали 9 человек, или 30% опрошенных; 3 человека, или 10% опрошенных отнесли плесень к животному миру и только 2 человека, или 7% опрошенных назвали плесень грибом. Это означает, что, не смотря на то, что большая часть ребят знает, что плесень, это живой организм, подавляющее меньшинство знает о том, что плесень, это гриб.

При ответе на вопрос «Может ли плесень быть вредной для человека?» (Диаграмма 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2) результаты анкетирования выглядят следующим образом: 8 ребят, или 27% одноклассников ответили, что плесень вредна для здоровья; 10 ребят, или 33% ответили, что плесень не приносит вреда людям и 12 ребят, а это 40% опрошенных ребят не знают о вреде плесени. Это может означать, что большая часть ребят не обладают знаниями о плесени и их ответы носят характер предположения.

При ответе на вопрос «Может ли быть плесень быть полезной для человека?» (Диаграмма 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 2) результаты получились следующими: только 1 человек (а это 1% от опрошенных) отметил, что плесень может быть полезной для человека; 22 человека, или 73% полагают, что плесень не может быть полезной и не имеют представления как ответить на этот вопрос 7 ребят, или 23% одноклассников.

Это означает, что большинство ребят вообще не знают о «полезности» плесени для человечества.

При ответе на вопрос «Можно ли самим в обычных условиях без специального оборудования вырастить плесень?» мнения разделились (Диаграмма 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

То, что можно самим вырастить плесень, предположили 7 наших одноклассников или 23% ребят. 15 ребят решили, что вырастить плесень самим специально невозможно, и 8 человек или 27% затруднились ответить. То есть большинство ребят думает, что плесень самим специально вырастить нельзя.

2. Теоретические исследование

После анкетирования мы обратились к изучению теоретических материалов по теме нашего исследования. Мы узнали, что плесенью называют различные виды микроскопических грибков, размножающихся спорами. Попав в благоприятные для них условия, они моментально прорастают, образуя нитевидные клетки – гифы. То, что мы видим и называем плесенью, это мицелии — переплетенные между собой гифы. Для ее развития необходима влага, кислород, тепло. (Рисунок 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Плесень – это грибок, а значит, размножается с помощью спор. Спора – микроорганизм, защищенный прочным покрытием. Споры находятся в состоянии покоя до того момента, пока не попадут в среду, благоприятную для размножения. Одно «растение» производит тысячи спор, которые уносятся потоками воздуха и, усевшись в теплое местечко, размножаются при первой удобной возможности.

Споры плесени находятся везде, но особенно много их в воздухе.

Виды плесени.

Различием плесени является цвет плесневых образований. Мы рассмотрели виды грибка, опираясь на него, как на самый простой признак.

Черная плесень. Наиболее распространенная и самая опасная из всех видов плесени. Обычно появляется в больших количествах на стенах и потолке. Самым распространенным видом считается аспергилл черный. Он представляет особую опасность для человека и животных, поскольку вызывает заболевания, созвучные названию – аспергиллезы (Рисунок 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Зеленая плесень распространяется в органических материалах, почве или компосте. Может поселиться и в овощах. По внешнему виду эти плесневые грибы напоминают мох ярко зеленого цвета с неровной поверхностью. Зеленая плесень достаточно быстро распространяется как в зараженном продукте, так и в организме человека, попадая туда вместе с едой. (Рисунок 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)

Розовая плесень. Не портит поверхности, как многие другие виды, не оседает на потолке и стенах, и даже не представляет особой опасности для человека, но употреблять еду с ней не рекомендуется. Появляется на остатках растительного происхождения и гнилых продуктах (испорченные овощи, фрукты, в редких случаях – крупы, которые неправильно хранились) (Рисунок 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

Белая плесень почти всегда поражает деревья, комнатные растения и почву, в которой они растут. «Любит» некоторые продукты (сыр, хлеб). Не считается особо опасной, но иногда может поразить какой-либо внутренний орган. (Рисунок 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

Голубая плесень. Редко появляется в домах, не представляет опасности для человека. В основном растет на деревьях, используется в производстве изысканных сыров. Внешний вид – налет синего цвета (Рисунок 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

Серая плесень. Серые грибы выглядят как простой налет. Оседает почти на любых поверхностях и покрывает различные материалы. Иногда поражает еду (овощи, фрукты) и передается через цветочные семена. Представляет опасность для человека, сложно выводится (Рисунок 7 ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

Плесень путешествует по самым необычным местам нашей планеты, где только не обнаруживают ее ученые!

Плесень в космосе. Науке давно интересен факт выживаемости различных микроорганизмов в условиях космоса, в отсутствии воздуха, при низких температурах и сильнейшем космическом излучении. В 2008 году учеными был начат эксперимент под названием Expose-E, когда на международную космическую станцию доставили контейнер с микроорганизмами. Среди них была и плесень.

Часть образцов осталась на станции, где для них создали схожие с Марсом условия, а остальные разместили на обшивке станции. Находились они там 1,5 года. Обратно на Землю их доставили в 2009 году. Результаты были шокирующими – плесень не только выжила, но и приобрела более агрессивные свойства. После возвращения был отмечен очень быстрый рост спор – такая скорость размножения была недоступна до полета в космос. (Рисунок 8 ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

«Древняя» плесень. В 1922 году в Египте в Долине Царей было найдено древнее захоронение (Рисунок 9 ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Исследовали гробницу в течение пяти лет и все это время на слуху были рассказы о проклятии фараона. Разговоры о проклятиях начались после того, как спустя год скончался спонсор проекта лорд Карнарвон, затем последовало еще несколько необъяснимых смертей. Разрешить загадку помогло новое открытие – в 1973 году в Польше была вскрыта гробница короля Казимира IV (Рисунок 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 3). После ее посещения 12 человек из 14 скоропостижно скончались из-за острой пневмонии и интоксикации. Причину обнаружили быстро – болезнь была вызвана производимым плесневым грибом. В быту встречается на испортившемся хлебе в виде плесени желтого цвета.

Плесень и радиация. Радиация – это крайне вредное для человека излучение, которое приводит к серьезному ухудшению здоровья человека или даже его смерти. Мы невооруженным глазом не можем увидеть радиацию, а она тем временем негативно воздействует на живые организмы, приводя к необратимым изменениям. При атомном взрыве радиация распространяется повсеместно и губит все живое на своем пути на долгое время. Последней серьезной катастрофой, связанной с радиацией, был взрыв на атомной электростанции в Чернобыле в 1986 году. Там до сих пор не живут люди, а зона вокруг называется зоной отчуждения. Так вот оказывается, плесень совсем не боится радиации. Плесень была обнаружена в местах самой сильной радиации - на территории Чернобыльской атомной электростанции, где до сих пор очень высокий уровень радиации, находится огромное количество плесени. В местах усиленного радиационного фона она наиболее густая. Оказывается, гриб растет под радиацией лучше, чем в обычной среде.

Плесень и интеллект. Научный эксперимент японского ученого Тошуки Накагаки доказал, что плесень способна обладать памятью и интеллектом. Он, поместил у входа в лабиринт плесневой гриб, а на выходе кусочек сахара. Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару. Но самое интересное, когда у прошедшего лабиринт грибного мицелия отщипнули кусок и вновь поставили у входа в лабиринт, положив в конце сахар, – один из ростков безошибочно выбрал самый короткий путь к выходу из лабиринта к сахару, а второй просто «вскарабкался» по стенам лабиринта и пополз по потолку. Таким образом, простая плесень обнаружила не только зачатки памяти, но и способности к нестандартному способу решения задач, что говорит о наличие у гриба интеллекта (Рисунок 11 Приложение 3).

«Вредность» плесени. Мы встречаем плесень в быту в гораздо более обычных местах, чем космический корабль, вечная мерзлота или гробница древнего правителя. Она довольно быстро вырастает на портящихся продуктах питания – овощах, фруктах, мясе, молочных продуктах; на стенах во влажных и плохо проветриваемых помещениях, и так далее.

Ванная комната – благоприятная среда для роста плесени Здесь почти всегда влажно, тепло и мало свежего воздуха.

На кухне плесень появляется вместе с испорченными продуктами и прежде всего поражает: разделочные доски, ножи с деревянными рукоятками, холодильник, хлебницу. На кухне ее присутствие особенно опасно, т.к. она легко может попасть в организм человека вместе с едой.

Как это ни покажется странным, но цветы – это тоже зона повышенного развития плесени. Ее развитие происходит, в основном, в том случае, если цветы заливаются большим количеством воды.

Основной вред плесени состоит в том, что она крайне аллергенна и токсична. Плесневые грибы вырабатывают ядовитые токсины, которые при попадании в организм, способны накапливаться в нем, вызывая медленное отравления организма, которые могут привести в результате к различным заболеваниям, даже смерти.

Мы узнали об опасном соседстве плесени и человека. А как же тогда тот самый сыр, с которого все началось? Неужели он тоже вредный для человека?!

«Полезность» плесени. Возьмем к примеру «самую страшную» черную плесень. Оказывается, с ее помощью производятся в промышленных масштабах такое известное вещество, как лимонная кислота. Черная плесень применяется при изготовлении некоторых сортов чая и, в частности, редкого и дорогого сорта чая Пуэр; а также заменителей сахара и соевого соуса.

Широко известен спаситель человеческого рода Пенициллин. Пенициллин – первый в мире антибиотик, спасший жизни миллиардам людей Он был найден британским ученым врачом Александром Флемингом в 1928 году. Это произошло совершенно случайно. В одной из чашек с бактериями стафилококка, в результате неправильного хранения завелась серо-зеленая плесень. Не убиваемые колонии стафилококков вокруг этой плесени просто растворились. Чудо-лекарство, от которого все раны затягивались буквально на глазах, в дальнейшем дорабатывалось, но с тех пор плесень стали применять для получения других различных лекарств (Рисунок 12, ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Существует и такое понятие, как «Благородная» плесень». Не вся плесень, что на продуктах, опасна. Существует и «съедобная» плесень, с помощью которых человечество вот уже несколько веков изготавливает деликатесные голубые сыры, вино и колбасы.

С XV во Франции в известняковых пещерах производят сыр под названием Рокфор. Каждую головку сыра из овечьего молока, протыкают длинными иглами насквозь, чтобы в него могли попасть споры плесени (Рисунок 13. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). А стабильная высокая влажность и низкие температуры обеспечивают быстрый рост грибов.

Если сыр содержит голубую плесень, то это только увеличивает его полезные свойства. Сыр с плесенью содержит различные витамины, минералы очень полезные для организма, в том числе много кальция. Также считается, что плесень в этом продукте содержит вещества, вырабатывающие меланин, поэтому сыры такого вида полезны для предотвращения солнечных ожогов. Благородная плесень используется при приготовлении таких сортов сыра, как французские камамбер, бри, голубой датский, итальянская горгонзола, английский стилтон.

В странах Востока плесени некоторых родов издавна применяют для приготовления продуктов питания из сои и разных соусов.

Многие виды плесени применяют для получения бумаги и картона.

В сельском хозяйстве плесневые грибы нужны для борьбы со многими насекомыми-вредителями - колорадским жуком, картофельной коровкой, кукурузным мотыльком, свекловичным долгоносиком.

В авиастроении также нашлось место плесневым грибам — при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения.

Даже при очистке сточных вод используют плесневые грибы! Без этого жизнь в больших городах была бы крайне затруднена.

Значит плесень – это древний живой организм. Она способна выживать и размножаться в экстремальных условиях – в космосе, в условиях повышенной радиации, в вечной мерзлоте. Споры плесени находятся вокруг нас. Плесень может оказывать сильное негативное влияние на организм человека, вызывая развитие различных заболеваний. Благородная плесень используется в пищевой промышленности для приготовления различных деликатесов и напитков.

Избавиться от плесени навсегда невозможно, но можно не давать плесени расти, развиваться. В этом случае она не сможет нанести организму вред.

В целом для снижения риска развития грибов плесени очень важно соблюдать следующие правила:

- проветривать жилые помещения по возможности чаще.

- при удалении плесени, использовать антисептические средства.

- вытирать пыль, удаляя с ней и споры плесени.

- не следует заливать цветы при поливе.

Мы редко задумываемся о том вреде, который способна причинить нам плесень. Нам надо помнить о той опасности, которую она представляет и соблюдать правила гигиены.

3 Практическая часть работы

После изучения материалов по теме работы, мы приступили к практике. Нам хотелось доказать ребятам, что мы вырастим плесень сами в домашних условиях. Мы решили, что проведем опыты на пищевых продуктах в специальных закрытых пищевых контейнерах, поскольку родители не разрешили нам выращивать плесень в ванных комнатах, где самая благоприятная для нее среда. В качестве площадок для экспериментов были выбраны: шампиньоны, кусок батона, помидор, творожная запеканка, лимон, свежий болгарский перец, овощное пюре из тыквы, овощное пюре из огурца, овощное пюре из томата, фруктовое пюре из киви.

Так как мы уже изучили, что плесень распространяются быстро и представляют опасность для человека, при проведении экспериментов мы воспользовались защитными масками и одноразовыми перчатками.

Мы обозначили для себя время проведения эксперимента: 20 суток. Подробный ход каждого опыта мы описали в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

Так как традиционно считается, что в основном оплесневению в быту подвергается хлеб, возьмем процесс оплесневения батона за эталон, то есть базовый образец, и далее проведем сравнение процессов оплесневения других продуктов относительно хлеба и отразим сравнение в выводах.

Цель эксперимента

Ход опыта

Площадка для эксперимента

Результаты наблюдения на 20-е сутки исследования

Вывод

+6С

+25С

Вырастить плесень

Один контейнер с опытным образцом помещаем в холодильник при температуре окружающей среды +6С, второй контейнер помещаем в кухонный шкаф с температурой +24С.

шампиньоны

Плесень на шампиньонах не выросла, наблюдалось лишь легкое потемнение грибов

Плесень на шампиньонах не выросла, образовалось большое количество влаги и резкий неприятный запах

За 20 суток на шампиньонах ни в прохладной среде, ни в теплой плесень не начала образовываться

батон

Плесень не выросла, хлеб зачерствел

Плесень выросла на4-е сутки, к 20 дню она покрыла большую площадь хлеба

При температуре +6 градусов на хлебе плесень не образуется за 20 суток, при температуре +25С уже на 4 сутки появляется плесень и к 20 суткам занимает большую часть хлеба.

творожная запеканка

На 10-е сутки появился слабое пятно плесени, на 15-е сутки не изменившись и, попав в теплую среду, плесень из холодильника по росту быстро догнала плесень из шкафа

Плесень начала образовываться на 4-е сутки

При температуре +25С плесень начинает расти на творожной запеканке на 4 сутки, примерно с той же скоростью, как и на белом хлебе. При температуре +6 градусов рост плесени так же происходит, но примерно в 4-5 раз медленнее. Стоит плесени попасть в благоприятную для нее среду, как она мгновенно начинает размножаться

лимон

Плесень в виде белых пятен появилась на 9-е сутки, к концу эксперимента она занимала незначительную поверхность лимона.

Плесень в виде белых пятен появилась на 3-е сутки. На 10-е сутки она полностью покрыла поверхность лимона, появились зелено-голубые пятна. На 12-е сутки зеленых пятен стало больше. К концу эксперимента появилась черная пушистая плесень.

Плесень на лимоне в бытовых условиях возможно вырастить в довольно короткие сроки – на это может потребоваться от 3 суток до недели. При этом, плесень растет примерно на 25% быстрее, чем на кусочке батона. Возможно, этому способствует уровень влажности лимона относительно батона. в теплой среде вырастает более опасная черная плесень.

Болгарский перец

На болгарском перце плесень не появилась.

На 20-е сутки плод болгарского перца начал вянуть, но плесень так и не появилась.

на 8 сутки начала активно расти плесень серого цвета. На 20 сутки в шкафу плесень растет, ее состояние стабильное

За время эксперимента мы выяснили, что при температуре +25 С на болгарском перце плесень появляется на 8-е сутки, это в два раза более медленно, чем появление плесени на хлебе. Условия низкой температуры, а именно + 6С не позволили плесени прорасти на перце за время, определенное нами для эксперимента.

Помидор

На 7-е сутки появились темные пятна, помидор начал подсыхать с краев.

На 5-е сутки появились черные пятна. К 10-м суткам выросла разнообразная плесень: серая, черная и в виде белых твердых кристаллов. К 20-му дню всю поверхность заняла черная плесень.

Плесень в холодильнике на томатах так и не выросла; плесень в шкафу выросла разнообразная и красивая, в конце все виды плесени поборола черная плесень. Таким образом, на плоде томата за 20 суток возможно вырастить плесень в домашних условиях, при соблюдении температурного режима +25С, при этом скорость появления плесени будет примерно на 25-30% медленнее, чем скорость появления плесени на батоне.

   

Пюре из огурцов

В холодильнике на 10-й день появились слабые зеленые пятна, к 20-му дню их количество немного увеличилось, огуречное пюре приобрело вид клейкой массы и изменило цвет.

На 3-и сутки появилась бежевая плесень, похожая на кашу. К 20-му дню она стала более плотной, на ней выросли зеленые пятнышки другой плесени.

На пюре из огурцов плесень в холодильнике растет в 3 раза медленнее, чем в теплом месте, в шкафу плесень на пюре из огурцов растет на 30% быстрее, чем на батоне.

   

Пюре из тыквы

На 12-й день появились зеленые пятна, похожие на те, которые вначале появились и в кухонном шкафу, но их количество росло медленнее.

На 3-и сутки появилось несколько бело-зеленых пятен. К 20-му дню вся поверхность стала зеленой, по краям выросла белоснежная плесень, похожая на вату, с вкраплениями черной плесени.

Плесень на пюре из тыквы в холодильнике появилась к концу второй недели эксперимента, а в кухонном шкафу уже на третий день. То есть, на пюре из тыквы плесень в теплом месте выросла на 30% быстрее, чем на батоне

   

Пюре из киви

В холодильнике за время эксперимента плесень на образце начала формироваться на 10 сутки и к концу эксперимента так и не покрыла всю площадь баночки.

На 2-и сутки все пюре покрылось зелеными пятнышками. На 5-й день они затянули всю поверхность и стали темнеть. К 20-му дню вся поверхность покрыта плотной серо-зеленой дымчатой пленкой.

Плесень на пюре из киви в холодильнике так и не появилась, а в шкафу начала расти на вторые сутки, таким образом, плесень на пюре из киви растет в теплом месте в 2 раза быстрее, чем на батоне.

   

Пюре из помидоров

Точечная белая плесень появилась на 7-е сутки, росла медленно, к 20-му дню покрыла поверхность пюре.

На 2-е сутки вся поверхность покрылась высокой пушистой белой плесенью. На 12-е сутки на поверхности появились шарообразные желтые капли.

На пюре из помидоров в теплой среде удалось вырастить быстрорастущую плесень – уже на 2-е сутки, так что в теплом месте плесень на пюре из томатов растет в 2 раза быстрее, чем на батоне.

Вывод на основе проделанных экспериментов: плесень можно вырастить в домашних условиях без применения каких-либо специализированных средств, инструментов, стимулирующих составов и высевания спор, причем скорость роста плесени зависит от условий окружающей среды – температуры воздуха, уровня влажности, количества света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанного практического эксперимента гипотезы исследования подтвердились: плесень оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека; плесень можно вырастить самостоятельно в домашних условиях.

По результатам работы нами были сделаны следующие выводы:

1. Плесень – это древние грибы, возникшие более 200 миллионов лет назад, существующие буквально повсеместно и способные выживать практически в любых условиях окружающей среды

2. Плесень способна оказывать негативное воздействие на здоровье человека, животных, птиц, растений, человеческие постройки.

3. Несмотря на то, что плесень опасна, человек постоянно его изучает и уже научился использовать плесень себе во благо.

4. Плесень можно вырастить в домашних условиях, не прибегая к использованию дополнительного оборудования или материалов.

5. Для наиболее эффективного выращивания плесени необходимо выполнение нескольких условий: высокий уровень влажности, температура окружающей среды примерно 25 С, темнота, отсутствие проветривания.

Когда подошел к концу наш практический эксперимент, наши мамы были очень этому рады, потому что они получили, наконец, возможность избавиться от плесени домах. Но, признаться честно, нам было жаль расставаться с такой разной и красивой плесенью, которую мы вырастили самостоятельно!

Обо всем, что мы узнали в процессе исследования, мы поспешили поделиться с нашими одноклассниками. Мы выступили с докладом на классном часе и рассказали о том, что такое плесень, как она может вырасти, какую она может принести пользу и какой вред и поделились с ними знаниями о том, как обезопасить себя от вредного воздействия плесени.

В процессе исследования мы поняли, что такое исследовательская работа, научились извлекать, структурировать и обобщать информацию по теме, организовывать и проводить практические эксперименты, работать в команде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-познавательная литература

1. Дроняев, Б.М. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] / Б.М. Дроняев. – М.: АКТ, 1995. Т.3 – 541 с.

2. Славкин, В.В. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] / В.В. Славкин. – М.: АКТ, 1995. Т.1 – 448 с.

3. Трифонова, М.М. Место эксперимента – кухня / М.М. Трифонова. – Саратов: Детская книга, 2016. – 368 с.

4. Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых-Москва:Эксмо,2018

Интернет-источники

5. Емелина А.А. Осторожно, плесень! / А. А. Емелина, Т. Н. Балабанова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1435/ (дата обращения: 15.03.2021).

6. Плесневые грибы статья [Электронный ресурс], https://ru.wikipedia.org/wiki/Плесневые_грибы (дата обращения 16.03.2021)

7. Что такое плесень [Электронный ресурс], https://microbak.ru/obshhaya-xarakteristika-mikrobov/gribi/chto-takoe-plesen.html, (дата обращения 15.03.2021)

8. Плесень: вред или польза [Электронный ресурс], https://school-science.ru/7/1/40373, (дата обращения 17.03.2021)

9. Типы плесени. На какую плесень реагирует человек [Электронный ресурс], https://protivklopov.ru/plesen/ (дата обращения 18.03.2021)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для одноклассников

ДОРОГОЙ ОДНОКЛАССНИК!

Ответь пожалуйста письменно на следующие вопросы:

1 КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ ПЛЕСЕНЬ?

растение

животное

гриб

неживой предмет

2. КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, МОЖЕТ ЛИ ПЛЕСЕНЬ БЫТЬ ВРЕДНОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

1) да

2) нет

3) не знаю

3. КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, МОЖЕТ ЛИ ПЛЕСЕНЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

да

нет

не знаю

4.КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, МОЖНО ЛИ САМИМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ВЫРАСТИТЬ ПЛЕСЕНЬ?

да

нет

не знаю

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ОТВЕТИЛ НА НАШИ ВОПРОСЫ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Обработка результатов анкетирования

Диаграмма 1. Ответ на вопрос анкеты «КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ ПЛЕСЕНЬ?

Диаграмма 2. Ответ на вопрос анкеты «КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, МОЖЕТ ЛИ ПЛЕСЕНЬ БЫТЬ ВРЕДНОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?»

   

Диаграмма 3. Ответ на вопрос анкеты «КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, МОЖЕТ ЛИ ПЛЕСЕНЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?»

Диаграмма 4. Ответ на вопрос анкеты «4.КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, МОЖНО ЛИ САМИМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ВЫРАСТИТЬ ПЛЕСЕНЬ?»

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Иллюстрации к теоретической части исследования

     

Рисунок 1 фотографии плесени под микроскопом

Рисунок 2. Черная плесень под микроскопом

Рисунок 3. Зеленая плесень на хлебе

       
 

Рисунок 4 Розовая плесень на семечке граната

Рисунок 5 Белая плесень на фруктовом плоде под микроскопом

Рисунок 6. Голубая плесень на куске сыра

       
 

Рисунок 7. Серая плесень на плодах клубники

Рисунок 8. Образцы плесени, побывавшей в космосе

Рисунок 9. Долина Царей, Египет

           
 

Рисунок 10. Гробница Царя Казимира

Рисунок 11.Опыт по выявлению у плесени интеллекта

Рисунок 12. Гриб Пеницилл

 

Рисунок 13. Изготовление сыра сорта Рокфор

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Опыты по выращиванию плесени

К опытам готовы!

       

Опыт №1 «Выращивание плесени на хлебе»

1. Батон до начала эксперимента

2. Батон из холодильника

3. Батон из шкафа

     

Опыт № 2 «Выращивание плесени на шампиньонах»

1.Шампиньоны перед началом эксперимента

2.Шампиньоны из холодильника

3.Шампиньоны из шкафа

     

Опыт № 3 «Выращивание плесени на творожной запеканке»

1.Творожная запеканка перед началом эксперимента

2.Творожная запеканка из холодильника

3. Творожная запеканка из шкафа

       

Опыт № 4 «Выращивание плесени на лимоне»

1.Лимоны до начала эксперимента

2. Лимон из холодильника

3.Лимон из шкафа

     

Опыт № 5 «Выращивание плесени на болгарском перце»

1.Болгарский перец до начала эксперимента

2.Болгарский перец из холодильника

3.Болгарский перец из шкафа

       

Опыт № 6 «Выращивание плесени на свежем плоде томата»

1.Помидор до начала эксперимента

2. Плод томата из холодильника

3. Плод томата из шкафа

     

Опыт № 7 «Выращивание плесени на фруктовом и овощном пюре»

1.Пюре из киви до начала эксперимента

2. Пюре из киви из холодильника

Пюре из киви из шкафа

     

1.Пюре из томатов до начала эксперимента

2.Пюре из томатов из холодильника

3.Пюре из томатов из шкафа

     

Пюре из тыквы до начала эксперимента

Пюре тыквы из холодильника

Пюре тыквы из шкафа

     

Пюре из огурца до начала эксперимента

Пюре из огурца из холодильника

Пюре из огурца из шкафа

     

Выступление в классе

   
Просмотров работы: 14