Шахматы - это путь к успеху!

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шахматы - это путь к успеху!

Терехов А.Д. 1
1МАОУ "Лицей №4" г. Перми
Субботина Н.А. 1
1МАОУ "Лицей №4" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Помимо подвижных спортивных игр существуют менее подвижные, интеллектуальные. К ним относятся шахматы. По шахматному спорту проводятся соревнования, а победители получают денежные вознаграждения.

Моё знакомство с этой игрой началось с 5-ти лет. Однажды дед рассказал мне о фигурах, как они называются, как передвигаются по шахматной доске. «Шахматы – это испытание ума» - говорил дед – «они научат тебя думать, анализировать, делать выводы». Видя мой интерес, родители предложили мне заниматься в шахматной секции, и эта игра стала частью моей жизни. Особенно мне понравилось то, что перед шахматами все равны. Свою первую партию в официальном турнире я провёл с 14-ти летним соперником и возраст не помешал мне одержать победу!

Мои тренеры постоянно говорят, что шахматы – это не только игра, доставляющая удовольствие, но и эффективное средство умственного развития. И я решил проверить, так ли это?

Цель моего исследования: доказать, что шахматы оказывают положительное воздействие на развитие человека.

Для себя я определил следующие задачи:

- изучить литературу по данному вопросу;

- провести анкетирование среди одноклассников, чтобы понять насколько они знакомы с шахматами и интересна ли им эта игра;

- проанализировать полученные данные;

- сделать выводы.

Гипотеза: шахматы – это верный путь к успеху в учёбе и в будущем.

Актуальность исследовательской работы: и школьникам, и взрослым полезно развиваться интеллектуально, тренировать ум, память, логику, внимание, самообладание.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАХМАТ

История возникновения шахмат покрыта тайной. Существует большое количество легенд и мифов на этот счёт.

По одной из версий, шахматы появились в Индии в VI веке. Их придумал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в неё одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.

Потом шахматами заинтересовались арабы. Именно они изменили игру, и она стала более похожа на современную. Им же принадлежит новое название бывшей чатуранги – шахматы. Дело в том, что шахом на Востоке называют правителя, короля, а «мат» - значит «умер». Слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!». Именно в этом и состоит смысл игры.

2. ЗНАМЕНИТОСТИ И ШАХМАТЫ

Мне стало интересно, есть ли среди знаменитых людей те, кто умеют и любят играть в шахматы. Их оказалось гораздо больше, чем я думал!

Царь Пётр I даже издал указ «…повелеваю ввести шахматы, которые служат для военных полезным занятием, для учёных приятным препровождением времени, а у всякого молодого человека развивают размышление и ум». Увлекались шахматами многие русский правители – Екатерина II, Иван Грозный, Борис Годунов.

Шахматы были любимой игрой таких известных писателей как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Обожали эту игру знаменитые исторические личности - В.И. Ленин, А. Гитлер, Наполеон I Бонапарт. Известно, что даже проиграв войну и оказавшись в вечной ссылке на острове Святой Елены, Наполеон ежедневно играл в шахматы со своим ближайшим окружением и посетителями.

Великий русский химик Д.И. Менделеев, выдающийся художник А.И. Куинджи, учёные, композиторы, военные…. Перечислять можно очень долго. Причём многие из них не просто играли, а играли очень хорошо. Так, например, русскому композитору С.С. Прокофьеву удавалось обыгрывать в шахматы даже Капабланку и Алёхина.

И в наше время немало известных людей уважают шахматы. Например, мой любимый киноактёр Арнольд Шварценеггер. Во время ночных съёмок в «Терминаторе» в перерывах он регулярно играл в шахматы. По словам актёра, игра делает его собранным и не даёт заснуть. Шварценеггер ежегодно проводит шахматные соревнования Arnold Classic.


3. ШАХМАТЫ В МОЁМ КЛАССЕ (практическая часть)

Мне стало интересно, знакомы ли ребята из моего класса с игрой в шахматы? Насколько она привлекает их? Тогда я провёл анкетирование. (см. Приложение 1).

Участие приняли 32 ученика.

На вопрос: «Что такое шахматы?» ответили:

- игра – 12 человек;

- труд – 3 человека;

- спорт – 16 человек;

- 1 человек указал и «игру», и «спорт».

Эти данные позволяют предположить, что ребята знакомы с понятием «шахматы», так как считается, что шахматы – это и игра, и спорт.

На вопрос: «Умеете ли Вы играть в шахматы?» ответили:

- не умею – 6 человек;

- есть общие понятия о шахматах – 6 человек;

- умею – 20 человек.

У одного ученика второй юношеский разряд по шахматам, ещё у одного – третий (данные не подтверждены).

Почти 2/3 класса умеют играть в шахматы! Конечно, их навыки не были проверены на практике, тем не менее показатель «игроков» впечатляет. Кроме того, 2 ученика имеют некоторые достижения в шахматах, что не может не радовать.

На вопрос: «Хотели бы Вы научиться игре в шахматы?» ответили:

- да – 10 человек

- нет – 0

- умею играть – 22 человека.

Стоит обратить внимание, что данные в предыдущем вопросе и в этом - не совпадают, так как в тот раз ответили, что умеют играть - 20 человек, а в этот раз – 22. Однако не стоит упускать из виду, что нет ни одного ученика, который бы не хотел научиться играть в шахматы, что показывает высокую заинтересованность ребят к данной игре.

И последним вопросом был: «Каких известных шахматистов Вы знаете?». Ответили только два школьника и назвали:

- Михаил Таль

- Магнусан Карласан (Магнус Карлсен), Каспаров.

К сожалению, несмотря на то, что большая часть опрошенных ребят утверждает, что умеют играть в шахматы, немного смущает то, что они совершенно не знают спортсменов, представляющих шахматный спорт.

Таким образом, мы видим, что большинство моих одноклассников знакомы с игрой в шахматы, а кто не знаком, хотели бы научиться играть. Есть и те, кто занимается шахматным спортом профессионально. При этом у всех ребят прослеживается недостаток знаний в области шахматного спорта, возможно, вызванный молодым возрастом опрошенных.

4. ЧЕМ ПОЛЕЗНА ИГРА В ШАХМАТЫ?

В мире проводится много исследований, которые показывают, что игра в шахматы очень полезна для интеллекта. Например, в 2008 году в четырёх немецких начальных школах провели эксперимент. Детей разделили на две группы. Первая группа в течение года помимо основных уроков 1 час в неделю занималась шахматами, вторая – математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала вторую в математических тестах. Подобный эксперимент провели в 2013 году в Италии. Результаты оказались такими же.

Шахматы учат выигрывать и проигрывать.

Если шахматист проигрывает партию, он всегда возвращается назад, чтобы понять и исправить свои ошибки.

Шахматы помогают осознать последствия своих действий.

Каждый шахматист знает, что обдумывание ходов всегда вознаграждается, а слишком быстрая игра и поспешность решений приводят к поражению.

Шахматы помогают сосредоточиться.

Как сказал Бобби Фишер: «Шахматы требуют полной концентрации». Шахматист может сделать 30 ходов, а на 31-м отвлечься, совершить элементарную ошибку и проиграть партию! Шахматы помогают развить дисциплину и сосредоточенность.

Шахматы учат усидчивости и терпению.

В среднем шахматная партия продолжается около 40 ходов, прежде чем один игрок одерживает победу над другим. Каждый из этих ходов должен быть тщательно просчитан и продуман. Шахматная партия длится от 20 минут до несколько часов.

Шахматы учат сохранять спокойствие под давлением.

Шахматисты играют под тиканье часов, имея ограниченное время на определённое число ходов.Нужно быть очень сосредоточенным, оставаться спокойным, чтобы мозг мог работать на максимуме.

Шахматы тренируют оба полушария мозга.

Мозг человека состоит из левого и правого полушарий. Левое полушарие отвечает за способность к математике, анализу, логике, тогда как за творчество, фантазию и интуицию отвечает правое полушарие. Научно доказано, что опытные шахматисты используют при игре оба полушария мозга.

Шахматы улучшают память.

Огромное количество ходов шахматисты делают в уме, рассчитывая возможные варианты развития партии. Регулярное запоминание всевозможных ходов быстро тренирует память.

Как говорил известный советский шахматист Тигран Петросян: «О времени, отданном шахматам, никто не пожалеет, ибо они помогут в любой профессии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шахматы - это игра, которая известна во всех уголках нашей планеты. Все от детей до взрослых, если и не играли, то уж точно слышали о ней. Игра, которая стала не только развлечением, но и спортом, искусством и работой.

Гипотеза о том, что шахматы – это верный путь к успеху в учёбе и в будущем, подтвердилась. Шахматы – это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. А все шахматисты – выдающиеся, целеустремлённые личности.

Таким образом считаю, что цель исследования достигнута.

В качестве повышения общей грамотности и заинтересованности к шахматному спорту нами была разработана листовка «Интересные факты о шахматах». (см. Приложение 2).

Являясь активным участником различных олимпиад, в будущем планирую изучить тему «Шахматы в олимпиадных задачах».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Князева В.В. Азбука шахматиста. Книга для чтения родителей с детьми. – Ангрен, 1990.

Конноли Ш. Большая энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2016.

Котов А.А. Тайны мышления шахматиста. – М.: ФиС, 1970.

Перушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – М.: Феникс, 2017.

Интернет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просмотров работы: 510