Витамины на подоконнике

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Витамины на подоконнике

Султанов А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Давлетова А.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Лук от семи недуг.

Лук да баня все парят.

Лук – распространенный овощ. Много полезных веществ содержится в луковицах. Но еще больше полезных веществ и витаминов содержится в его зеленых перьях. С детства от мамы я слышал такие слова. Но вот когда пошел в школу, я решил сам в этом убедиться. Именно поэтому я решил изучить полезные свойства лука.

Актуальность темы: Зимой натуральных витаминов мало, и поэтому зеленый лук просто необходим людям. Полезен он и для того, чтобы не болеть простудными заболеваниями.

Цель моей работы – узнать, изучить и исследовать полезные свойства лука.

Задачи:

- Изучить литературу о репчатом луке;

- Составить план исследования;

- Провести опыт: посадить лук на перья и следить за его ростом (измерять длину зеленых луковых перьев);

- Провести опрос одноклассников и узнать, что они знают о луке.

Гипотеза: действительно ли лук обладает полезными свойствами и помогает от болезней.

Объект исследования – лук.

Предмет исследования – полезные свойства лука.

Методы исследования: анализ литературы (посещение библиотеки), опрос одноклассников, наблюдение (за ростом зеленых перьев посаженного в землю и в воду лука), поиск информации в интернете, посещение Башкирского аграрного университета и беседа с профессорами о полезных свойствах лука, применение лука в домашних условиях, фотографирование.

Практическое применение и научная новизна. В практике области применения лука очень обширны: в кулинарии, в медицине, в косметологии и в быту.

Чтобы сохранить полезные свойства лука надолго, нужно его заморозить. При этом он не меняет свои вкусовые и питательные качества.

Глава 1. Лук – многолетнее травянистое растение

Лук репчатый (лат.Alliumсера) – многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae).1

Луковых культур очень много (больше 300), но самым популярным среди них является лук репчатый. Его родиной считают Среднюю Азию, а история уходит в глубокую древность. Распространился по всему миру. У нас в России лук выращивают в каждом огороде. Самая важная часть этого растения – луковица, которая по своей форме похожа на репку. В ней много витаминов, необходимых для здоровья человека.2

Особенно много витаминов в зеленых листьях лука. Я узнал, что в зеленом луке содержится аскорбиновая кислота, кальций, фосфор, витамин А, витамин С и много других очень нужных для организма человека витаминов. Вот поэтому именно зимой надо употреблять в пищу зеленый лук. В луковом соке содержатся вещества, раздражающие слизистую оболочку глаз и носа. При резке лука эти вещества начинают испарятся – эта особенность репчатого лука в большинстве народных и современных загадках. Например, «Кто перья выдирает, тот слезы утирает».

Это летучее вещество получило название «лакриматор» (от латинского lacrima–слеза). Когда луковица разрезается, лакриматор выделяется в воде и слезах человека. 3

Еще в зелени лука очень много веществ – фитонцидов, которые защищают нас от вирусных болезней. Древние греки почитали лук, как растение, приносящее здоровье.45

«Лук от семи недуг» - из глубины веков пришла к нам эта народная мудрость. Наверное, не стоит убеждать вас в достоверности этой народной поговорки. Ведь репчатый лук - это не только полезная приправа, но и лекарство, так как этот древнейший овощ обладает уникальными свойствами.
Диетологи считают, что за год человек должен съедать не менее десяти килограммов лука-репки и плюс три килограмма зелени лука.
Луковичные культуры - это двулетние или многолетние травянистые растения семейства лилейных. К луковичным культурам относятся репчатый лук, чеснок, лук-батун, шнитт-лук, или, как его называют иначе, лук-резанец, лук-порей и многоярусный лук.

Лук репчатый - одна из ценнейших и самых распространенных овощных культур - известен еще с IV тысячелетия до нашей эры. А в России эту культуру возделывают с XII века. По вкусовым качествам различают острый лук, пригодный для заправки супов и жаренья, полуострый, слабоострый и сладкий репчатый.

Лук ценится за высокое содержание сухого вещества (10-20%), в том числе сахаров (глюкоза, фруктоза, сахароза) - 7-10%, белка - 2-3%. Он содержит большое количество различных минеральных солей, витаминов, эфирных масел, которые обладают бактерицидными свойствами.

В луке также содержится 20 мг витамина С, в листьях - 35 мг, витамина В1 - до 60 мг. Кроме того, эта культура богата витаминами В2, В6, Е, РР1, калием, фосфором, кальцием, а также железом и микроэлементами. Лук содержит кератин, ферменты, яблочную и лимонную кислоты. Эфирные масла, содержащиеся в этом овоще, придают луку острый вкус и своеобразный запах.6

Признаюсь, что это было моё первое посещение библиотеки. И я был этому очень рад. Я сделал для себя еще один вывод, что здесь очень много книг, и я буду приходить сюда искать ответы на любые поставленные мной и учителями вопросы.7

Глава 2. Практическая часть. Исследование полезных свойств лука.

Моё исследование полезных свойств лука началось с опроса одноклассников. Хочу внести ясность: на момент исследования я учился в 1 классе. Своим одноклассникам я задал следующие вопросы: 1) Что такое лук? 2) Полезен ли лук? 3) Содержатся ли в луке витамины? 6) Выращиваете ли вы дома лук зимой?

В результате опроса я узнал, что мои одноклассники хорошо знают про лук, но дома зимой лук никто не выращивает.8

Далее, я провел экспериментпо наблюдению за луком.. Лук посадили 17 сентября. 20 октября начала появляться зелень, которая в тот же день выросла на 1 см (она была белого цвета). 21 октября лук был размером в 2 см 1 мм, внутри этого отростка вышел другой, уже белого цвета, и начал появляться второй отросток. 22 октября 4 см 4мм (а второй 1см 2 мм), первый был зеленого цвета. 24 октября 11см 1 мм (а второй 2см), со второго выходит отросток зеленого цвета. 26 октября 19 см 1 мм (второй 3 см 8 мм), с первым пошла еще одна стрела, но исследовать мы будем только первый и второй). 27 октября 22 см 5 мм (второй 4 см 7 мм). 28 октября 26 см 1 мм (второй 6см). Это был последний день моего опыта, так как я уже понял, как растет зелень лука.9

Не менее увлекательным и интересным было то, что я посадил лук в классе, и мы - все ученики нашего класса – могли наблюдать за его ростом. Но самый приятный момент был тогда, когда мы уплетали зеленый лук.10

В ходе исследования я обратился к поиску информации в Интернете. Из сети Интернет я узнал о многих полезных свойствах лука и способах применения его в медицине, в домашних условиях в качестве лекарства: лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период. Значительное количество минеральных солей в луке при использовании его в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчен» и «Аллилглицер», оказывающие противомикробное действие.

Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира.

Лук является ценным медоносом, дает пчелам много нектара даже при очень жаркой погоде. Мёд светло-желтый, непрозрачный, при созревании теряет характерный привкус лука.1112

Одним из этапов реализации практической части моего исследования стало посещение Башкирского государственного аграрного университета. Мне крупно повезло – именно в этот день в университете проходила конференция, и мне посчастливилось познакомиться с профессорами не только с БГАУ, но и с других учебных заведений, а именно: с профессором, доктором  сельскохозяйственных наук Пермского ГАТУ Акманаевым Эльмартом Данифовичем; Елесеевым Сергеем Леонидовичем из Ижевского ГСХА; доктором сельскохозяйственных наук, профессором Башкирского государственного аграрного университета Фатыховым Ильдусом Шамилевичем; членом-корреспондентом академии наук РБ, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Исмагиловым Рафаэлем Ришатовичем; доктором сельскохозяйственных наук, профессором Нурлыгаяновым Разитом Баязитовичем. Так же я узнал для себя очень много полезного, а именно то, что в зеленых листьях лука содержится сахар, белки, аскорбиновая кислота. В луковицах и листьях имеется эфирное масло, придающее им специфический запах и острый вкус, серосодержащие соединения, йод, органические кислоты (яблочная и лимонная). Лук стимулирует выделение пищеварительных соков, оказывает мочегонное, некоторое успокаивающее действие. В своей памяти я надолго сохраню слова профессора Рафаэля Ришатовича: « Лук – растение, которое обладает удивительными свойствами, укрепляет и защищает организм, наделено необыкновенным ароматом и имеет огромную пользу для здоровья человека».13

Применение лука в домашних условиях. Я нередко наблюдал как мама кладет лук во все блюда. Также мы часто ели лук в свежем виде. Родители считают, что лук надо класть при приготовлении различных блюд для придания им вкуса, повышения аппетита и пользы для нашего организма. Для лука в нашей семье мы находим широкое применение. Например, мама, чтобы выяснить, варит она ядовитые грибы или неядовитые, опускает в бульон луковицу. В ядовитом растворе она синеет или чернеет. И ещё, когда в холодильнике появляется неприятный запах, чтобы избавиться от него, можно положить в камеру ломтик лука. А если неприятный луковый запах окружает лично вас после того, как вы подкрепились вкусным блюдом с большим количеством лука, рекомендуется скушать корочку черного хлеба (тщательно разжевывая), или пожевать горсть сухой чайной заварки.

Хочу поделиться секретом чистки луковиц, который мы с мамой для себя открыли: чтобы шелуху легче было очистить, надо лук на несколько минут опустить в горячую воду.

Заключение

Проведенное мною исследование дало много знаний о луке как о растении, источнике витаминов для здоровья человека, о выращивании зеленого лука в домашних условиях .

Я нашел ответы на все вопросы, которые для себя поставил.

Узнал, что в свежем зеленом луке содержится много разных витаминов, в том числе витамин С (аскорбиновая кислота), который очень нужен для профилактики простудных заболеваний, а также много других витаминов, которые нужны для нашего организма.

Слова мамы, которые она мне твердила с детства, что лук очень полезен, подтвердились.

В ходе исследовательской работы я решил все задачи, которые перед собой ставил, и достиг своей цели – узнал, изучил и исследовал полезные свойства лука. Я пришел к выводу: Лук очень полезен как для взрослых, так и для детей.

Рекомендации:

1) Выращивайте лук не только на огороде, но и в домашних условиях;

2) Узнайте о полезных свойствах лука и делитесь своими знаниями с окружающими;

3) Используйте лук в домашних условиях для лечения и профилактики заболеваний;

4) Чтобы сохранить все полезные свойства лука, замораживайте его в морозильной камере. При этом он не будет менять свои вкусовые и питательные качества.

Свои исследования на этом я заканчивать не собираюсь. В ближайшем будущем собираюсь помогать бабушке выращивать репчатый лук на грядке.

Список использованной литературы и источников

Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М., ТКО «АСТ», 1996. – 512с.

НуждинаТ.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – Академия развития, 2006. – 320с.

Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Педагогика, 1981. – 406с.

Смирнов А.В. Зачем луку луковица? – Малыш, 2008. – 26с.

Дубровин И.И. Все об обычном луке. - М., ТКО «АСТ»., 2009. – 17с.

Нестерова Д.В. Луковая шелуха для здоровья: Просто и доступно. – М., «РиполКлассик», 2007. – 50с.

Неумывакин И.П. Лук. На страже здоровья. – М., «Диля», 2007. – 96с.

Воробьева А.Л. Лук. – М., Россельхозидат», 1980. – 56с.

Дьяченко В.С. Овощи и их пищевая ценность. – М., «Россельхозиздат», 1979. – 159с.

Смирнов А.В. Мир растений. – М., «Дрофа», 2003. – 320с.

http://q98760q.narod.ru/article_139.htm

http://medkniga.ucoz.net/forum/103-2130-1

http://foodinformer.ru/products/ovoshi/polza-i-vred-repchatogo-luka

Приложения

Приложение 1.

Опрос одноклассников.

Вопрос № 1 Что такое лук:

Вопрос № 2 Полезен ли лук:

Вопрос № 3 Содержатся ли в луке витамины:

Вопрос № 4 Выращиваете ли вы дома лук зимой:

Приложение 2

Наблюдение

Посадил лук в классе

Приложение 3

Посещение Башкирского государственного аграрного университета

Приложение 4

Посещение библиотеки

Приложение 5

Поиск информации в интернете

1Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М., ТКО «АСТ», 1996. –с. 157

2НуждинаТ.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – Академия развития, 2006. –с. 63

3Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. Педагогика, 1981. –с. 221

4Смирнов А.В. Зачем луку луковица? – Малыш, 2008. – с. 5

5Дубровин И.И. Все об обычном луке. - М., ТКО «АСТ»., 2009. – с. 7

6Неумывакин И.П. Лук. На страже здоровья. – М., «Диля», 2007. –с. 13

7 Приложение 4

8Приложение 1

9Приложение 2

10 Приложение 2

11Приложение 5

12http://foodinformer.ru/products/ovoshi/polza-i-vred-repchatogo-luka

13Приложение 3

Просмотров работы: 41