ВВЕДЕНИЕ
Психология играет важную роль в жизни человека. Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в психологической помощи. Психология - это наука, которая изучает человека,наука о нашем внутреннем мире. Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!
Мой первый проект «Театр в жизни ребенка» (см. Приложение I) помог решить психологическую проблему – побороть страх. Проект стал победителем школьной научно-практической конференции и лауреатом 1 степени XIII научно-практической конференции Муниципального научного общества обучающихся «Луч» в секции « Первые шаги в науке». На межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Открытие 2019» я была награждена дипломом 2 степени. В дальнейшем, я стала автором научной публикации в журнале «Старт в науке» и приглашена на заключительный очный этап VII международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся в город Сочи, где получила медаль и диплом победителя, помимо этого мой доклад, был отмечен, как лучший и я была удостоена звания «Надежда Российской науки». Так же проект стал победителем всероссийского конкурса «Мы гордость России» (см. Приложение III). В проекте «Театр в жизни ребенка» был создан домашний театр теней (см. Приложение I; рис. 1). Результаты проектной работы, были очень интересны моим одноклассникам - многие, вдохновившись, моей идеей создания домашнего театра теней, тоже решили попробовать создать что – то похожее. В основу сценария спектакля, показанного одноклассникам, легли мои переживания по поводу похода в школу. Мини - спектакль получил название «Я иду в школу» (см. Приложение I; рис. 2). Проигрывая спектакль раз, за разом, я чувствовала, как мои страхи отступали. Мне самой, так же как и моей теневой кукле, становилось не страшно. И я задумалась, если в процессе создания театра мне удалось справиться со страхами, может быть можно сделать театр, куклы которого смогут помочь и моим одноклассникам? Было решено создать второй проект, под названием «Куклотерапия». Оказалось, что многие дети и даже взрослые не догадывались о том, что куклы могут лечить. В процессе создания проекта, моей мамой был проведен урок « Психолог – профессия будущего»; я создала домашний кукольный театр; провела мастер класс для родителей и одноклассников; организовала с учителем спектакль в школе. Поняла, что все сделанные куклы разные, повторить второй раз ни одну куклу не получится, каждая кукла особенная, отражает характер и настроение того человека, который ее делает, его состояние в конкретный момент (см. Приложение II). Результаты данного проекта были полезны детям и взрослым. Данный проект был интересен школьным психологам. Я стала победителем школьной научной конференции и лауреатом 1 степени XIX научно – практической конференции «Луч». Проект «Куклотерапия» на межрегиональном конкурсе «Открытие 2020» был признан лучшим. Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов Российской академии естествознания присвоили мне диплом победителя 1 степени (см. Приложение I, рис. 2).
Я решила не останавливаться на достигнутом – третий проект – «Арт-терапия». Современные дети очень часто нуждаются в психологической помощи. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время многие взрослые, не говоря уже о детях, не знают о существовании метода психологической помощи – «Арт-терапии» – терапии, которая способна решать многие проблемы ребенка и укреплять его психическое здоровье. Проблема заключается в том, что дети и даже многие взрослые не догадываются о том, что искусство может лечить.
Целью данного проекта является изучение метода «арт-терапии», с последующим внедрением его в школьную внеурочную деятельность.Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучение и систематизация сведений о методе психологической помощи арт-терапии;
Выполнение работ в различных техниках арт-терапии, проведение мастер класса и организация выставки в школе;
Овладение навыками поисково-проектной деятельности;
.Внедрение элементов арт-терапии в школьную внеурочную деятельность.
Методы решения поставленныхзадач:изучение литературы; метод измерения и сравнения; изготовление продукта.
Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен школьным психологам, так как метод арт-терапии очень важен, но при этом в современных школах не используется. Таким образом, очевидна практическая значимость нашей работы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Арт- терапия
Арт-терапия (лечение искусством) — направление в психологии, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на эмоциональное состояние человека. [1] Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Внутренний мир человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует. [2] Происходит улучшение его состояния. Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 г. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Используется для лечения нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего. Арт-терапия: позволяет лучше наладить общение, развивает самоконтроль, концентрирует внимание на ощущениях и чувствах, снимает стресс, развивает творческие способности, повышает самооценку, развивает воображение и образное мышление.[3] Техниками
арт- терапии могут пользоваться родители и учителя, а не только психологи и арт-
терапевты! Арт-терапия включает в себя огромное количество техник и методов. В данном проекте я решила рассмотреть некоторые из них. Так как в силу своего возраста я не могу понять глубинные принципы арт-терапии, я решила разобраться с техниками, которые развивают мелкую моторику, образное мышление, самоконтроль, воображение, творческие способности, снимают стресс и мышечное напряжение. К таким техникам можно отнести различные техники нетрадиционного рисования: рисование пальцами и ладошками; пластилинографию; песочную терапию; ниткографию; монотипию; эбру (рисование по воде); различные виды мозаики и рисунки антистресс.
Рисование пальцами, ладошками
Видов нетрадиционного рисования очень много, один из них рисование пальчиками и ладошками (рис. 1). Дети дают волю своей фантазии. Краски они, как правило, использует жизнерадостные. В процессе творчества у ребенка развивается воображение, образное мышление и вкус. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Также ребенок может опустить в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы. Этот метод рисования помогает почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки.[4] Эти занятия позволяют детям ощутить незабываемые эмоции, они не бояться сделать что-то не так.
Рисунок 1.Рисунки выполненные пальчиками и ладошками.
Пластилинография
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. У пластилинографии цель не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики и снимать мышечное напряжение (рис. 2).
Рисунок 2. Пластилинография
Подобные занятия несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки. Работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям – быть мягким. Для этого его разогревают в теплой воде [5]
Песочная терапия
Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества. Терапия с помощью различных видов песка. Виды работы с песком: рисование на подсвеченной поверхности, на которой можно создавать «песочные мультфильмы», используя специальный пульт для переключения цветов. Каждый цвет, определяет эмоциональное состояние. Переключая цвета, мы можем снимать напряжение, возбуждение и уравновешивать свои эмоции; рисование цветным песком на художественных планшетах, в которых выбор цвета фона и цвета песка играют роль; рисование цветным песком на каком-то фоне (рис. 3).
Р
Рисунок 3. Песочная терапия
Считается, что с помощью цвета мы можем выразить наши чувства и эмоции. Когда люди выбирают цвет фона и цвет песка, то происходит работа с внутренним состоянием, изменение каких-то свойств личности внутри человека. Песочная терапия способствует самоисцелению человека, помогает восстановить его психическое, физическое и эмоциональное здоровье. [6]
Ниткография
Ниткография – техника рисования, где используются шерстяные нитки. Рисунок может быть выполнен несколькими способами: путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге, выкладыванием аппликации по схеме, а также штампами (рис. 4). Рисование ниткой с краской примечательно простотой и необычностью. Получаемые образы – абстрактные. В них можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение. Суть метода заключается в использовании нити вместо кисточки. Она пропитывается краской, но рисунок не выводится, а получается несколько иным путем:
Шерстяную нитку окунают в емкость с краской.
Когда нить наберет цвет, ее помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить нитку зигзагом.
Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она
оставляет замысловатый след. [7]
Рисунок 4. Примеры работ, нарисованных с помощью ниток и красок
Монотипия
Монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки (рис. 5).
Рисунок 5. Работы, выполненные в технике монотипия
Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.[8] В арт-терапии детям предлагают угадать, на что похож получившийся отпечаток. Обращают внимание на цвета, которые использовались для рисования, предлагают дорисовать недостающие линии. Монотипия учит создавать композицию, выстраивать изображение на листе, пользоваться кистями и красками, развивает координацию, вырабатывает терпение и аккуратность в работе.
Эбру
Эбру – рисунки на воде - правополушарное рисование, сегодня очень распространено для релаксации и снятия напряжения. Для выполнения рисунка используются специальные краски, деревянное шило, веерообразные кисти, салфетки для вытирания кисти и загущенная жидкость, которая налита в небольшую ванночку. Замешивается смесь в равных пропорциях, которая бывает синтетическая и натуральная, добавление нектара Гевена. По своей консистенции она должна быть вязкой на ощупь. Вязкость воды способна сохранять качество и форму рисунка. По поверхности воды рисуют красками. Что интересно, так это то, что рисунок не растекается, так как загуститель держит его вид, форму. [9]
Рисунок 6. Рисование на воде
Таким образом, можно сделать прямо на водной глади разные узоры, завитки, спирали, цветочки, орнамент. Затем в воду опускается лист бумаги, и узорчатая краска отпечатывается на его поверхности. Подобные украшения можно создавать на керамике, на сумках, на одежде, на вазах, на шкатулках и т. п. Рисунок легко переносится и не стирается, так как краски водостойкие (рис. 6).
Художественная мозаика
Рисунок 7. Различные виды мозаики
Мозаика – одна из самых древних техник. Мозаика — это рисунок, составленный из небольших кусочков и различных материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре (рис. 7). Художественная мозаика тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики ребенок воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность; учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное
мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.[10]
Рисунки антистресс
Раскраски в арт-терапии представляют собой картинки с узорами, красивымиорнаментами, абстракциями и кружевами. Белые листы с гипнотизирующими контурами оживают при первых движениях цветного карандаша или фломастера (рис.8). Уникальность раскраски, выполняющей функцию антистрессовой арт-терапии, заключается в возможности экспериментировать, подбирать вдохновляющие комбинации цвета, раскрывать творческий потенциал. Благодаря причудливым узорам, можно привести в порядок нервную систему, получить порцию вдохновения, бодрости и ярких эмоций, а также забыть о существующих проблемах!
Рисунок 8. Раскраски антистресс
1.1.9. Тайна цвета
Психологией цвета в рисунке сегодня интересуются многие специалисты. Впервые связь между выбором оттенков и состоянием человека доказал исследователь Макс Люшер. [11]Цвета, которые ребенок предпочитает больше всего, позволяют взрослым понять более глубоко его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания. Белый: белую краску выбирают дети с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно они любят много размышлять и предпочитают одиночество. Голубой: мечтательность автора, беззаботное и свободолюбивое отношение к миру. Желтый: любимый цвет оптимистов и необычных людей с яркой фантазией. Его сильная сторона – натура лидера, слабая – безответственность. Зеленый: обозначает любознательность, честолюбие, благородные помыслы. Темно-зеленый оттенок нравится детям, которые недополучают внимания и ласки. Синий: если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости, любви к порядку и покою. Коричневый: возможно, ребенок пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает. Лиловый: воплощает нежность и чувствительность, говорит о слабости и чувстве одиночества ребенка. Оранжевый: фанаты оранжевого – веселые и непосредственные дети, открытые к новым впечатлениям и интересам. Часто меняют предпочтения и порой могут вспылить. Розовый: ребенок, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости. Красный: поклонники красной гаммы – энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию. Серый: ассоциируется с тревогой и пустотой. Обычно дети пытаются спрятаться за спины взрослых, очень стеснительные и замкнутые. Фиолетовый: фиолетовый оттенок нравится творческим натурам, которые могут похвастаться отличной интуицией. Кроме того, обилие фиолетового – признак незрелости и скрытности. Черный: сигнализирует о чувстве протеста, враждебном взгляде на мир, глубоких душевных переживаниях.
Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок. Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой можно, только с помощью психолога и если набор красок повторяется на протяжении двух недель.
Проанализировав вместе с мамой научную литературу, мною были сделаны следующие выводы:
Психология - это наука, которая изучает человека,наука о нашем внутреннем мире. Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!
«Арт-терапия» - (лечение искусством) — направление в психологии, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.
Большую роль в арт-терапии могут играть не только психологи, а родители и учителя.
Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве позволяет лучше наладить общение, развивает самоконтроль, концентрирует внимание на ощущениях и чувствах, снимает стресс, развивает творческие способности, повышает самооценку, развивает мелкую моторику, снимает мышечное напряжение, развивает воображение и образное мышление.
Существует огромное количество техник, используемых в арт-терапии, в данной работе я подробно рассмотрела некоторые техники: рисование пальцами и ладошками, пластилинографию, песочную терапию, ниткографию, монотипию, эбру, художественную мозаику и рисунки антистресс.
Между выбором оттенков цвета в рисовании и состоянием человека существует связь: цвета, которые человек предпочитает больше всего, позволяют понять более глубоко его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Проект. Основные этапы
Проект «Арт-терапия» выполнялся в период с 16.04.2020 года по 20.02.2021 года и включал в себя 6 основных этапов:
1 этап (апрель 2020г.): сбор информации; изучение соответствующей литературы и интернет ресурсов, сбор и систематизация материалов, поиск социально значимой задачи.
2 этап (май-июль 2020г.): проектирование действий по выбору темы, определению вида продукта и способов деятельности для его получения; определение этапов и сроков выполнения работы; подготовка оборудования и материалов; создание серии работ изобразительного творчества, получение продукта.
3 этап (август 2020г.): консультирование учителем. Коррекция работы. Оформление работы, подготовка к мастер классу.
4 этап (сентябрь-октябрь 2020г.): мастер класс по изготовлению открытки-мотиватора; анкетирование, интерпретация полученных данных.
5 этап (ноябрь-декабрь 2020г.): организация и проведение выставки в школе; творческий отчет и публичная презентация работы.
6 этап (январь-февраль 2021г.): практическая реализация проекта; внедрение нетрадиционного рисования с элементами арт-терапии в школьную внеурочную деятельность.
2.2. Создание серии работ
Для создания серии работ в различных техниках арт-терапии мне понадобились: заготовки для декора, художественный холст - 3 полотна, кисти, краски, бумага для акварели, картон, набор гелиевых ручек, ножницы, стразы, пайетки, бисер, бусины, ленты, тесьма, фоамин, гвоздики булавки, трафареты для мозаики, проволока для бисера, пластилин, цветной песок, клей, доска для лепки, набор для эбру.
Идея создать серию работ и организовать выставку пришла ко мне во время самоизоляции. Из-за пандемии корона вируса, я вынуждена была оставаться дома – было скучно, я переживала, что не могу ходить гулять – и мама рассказала мне о техниках нетрадиционного рисования. Я очень вдохновилась – и на протяжении всего карантина создавала интересные работы. Позже ко мне присоединилась вся моя семья. Нам было очень интересно – мы провели это время с пользой и совсем не скучно!
Работы были выполнены в техниках:
рисование пальцами и ладошками (см. ПриложениеIV),
пластилинография (см. Приложение V),
рисунки песком (см. Приложение VI),
ниткография (см. Приложение VII),
монотипия (см. Приложение VIII),
эбру (см. Приложение IX),
художественная мозаика (см. Приложение X),
рисунки антистресс (см. Приложение XI).
Создание серии работ процесс творческий и не имеет определенной технологии, повторить второй раз один и тот же рисунок у меня не получилось, каждый рисунок особенный, отражает характер и настроение того человека, который рисует, его состояние в конкретный момент. Рисовать в техниках арт-терапии не просто! Сначала, кажется, что ничего не получится, хочется все бросить и ничего не делать. Но постепенно становится очень интересно и не хочется останавливаться.
Для создания работ, необходимо терпение, постепенно нервная система успокаивалась, эмоции приводились в порядок (все негативные эмоции преобразовались в позитивные). Творческий процесс способствовал самовыражению, развивалось воображение. Сначала, руки не слушались, а потом стало получаться – так развивалась мелкая моторика (точные мелкие движения, выполняемые руками), вырабатывалась усидчивость и настойчивость. Арт-терапевтическое рисование придало мне сил и повысило самооценку. Я научилась понимать форму и цвет предметов, смотреть на привычные изображения с разных сторон, научилась изобретать. Получила новые навыки.
Подробное описание выполнения работ можно увидеть в приложениях к проекту.
2.3. Мастер класс
Мастер класс по изготовлению открытки-мотиватора включал два этапа: подготовительный и проведение. Подготовительный этап:
Мы с мамой нашли в интернете картинки, на которых изображены различные раскраски антистресс . Распечатали их, для дальнейшей демонстрации в классе (см. Приложение XII, рис. 1). Кто – то, возможно, захочет сделать, что-то похожее, а кто-то придумает свое. Так – же подготовили распечатки с различными заготовками для открыток-мотиваторов. На таких открытках, помимо рисунка всегда есть какая-то мотивирующая надпись (надпись, которая призывает к какому-то действию, как правило, позитивному) (см. Приложение XII, рис. 2). В этом году я решила провести мастер класс самостоятельно, без помощи родителей.
Проведение мастер класса:
Цель мастер класса: приобретение важных навыков.
Задачи мастер класса:
Научится управлять своими эмоциями
Преобразовать негативные эмоции в позитивные
Развить моторику, внимание, воображение
Снять стресс и напряжение
Понять основные принципы самовыражения
Урок пролетел не заметно. Всем очень понравилось. Подробно процесс проведения мастер класса можно увидеть в приложениях к работе (см. Приложение XIII).
2.4. Исследование
После проведения мастер класса по созданию открытки-мотиватора в технике раскраска антистресс, я решила узнать, отношение ребят к урокам с элементами аррт-терапии. Для этого мы с мамой разработали анкету, которая состояла из 6 вопросов (см. Приложение XIV). Объектом исследования стали ученики 3 «Г» класса Барвихинской средней школы, в количестве 34 человек. На внеурочной деятельности я провела опрос. После уроков мною были проанализированы все ответы моих одноклассников и занесены в соответствующие таблицы (см. Приложение XIV) . В дальнейшем, мы посчитали, положительные и отрицательные ответы. Эти данные оформили в таблицу.
Итоговая таблица
ученики |
1вопрос |
2вопрос |
3вопрос |
4вопрос |
5вопрос |
6вопрос |
да «+» |
27 |
29 |
34 |
28 |
34 |
32 |
нет«-» |
7 |
5 |
0 |
6 |
0 |
2 |
У нас получились следующие результаты: Из 34 опрошенных детей всего 7 человек до проведения мастер класса не рисовали раскраски антистресс, 29 человек чувствовали, как в момент рисования организм расслабляется. Все дети, на мастер классе, смогли, на некоторое время, забыть о существующих проблемах. 28 человек захотели узнать какие еще техники нетрадиционного рисования существуют. Все участвующие в опросе дети дали положительный ответ на 5 вопрос – они хотели бы, что бы на школьных уроках были пятиминутки отдыха, на которых можно было бы раскрашивать рисунки антистресс. 32 человека считают, что в школе нужет Арт кружок.
Исходя из проведенного нами исследования, можем сделать следующие выводы: рисунки антистресс способствуют расслаблению, в момент рисования дети забывают о своих проблемах. Практически все дети захотели узнать, какие еще есть техники арт-терапевтического рисования, все без исключения хотят пятиминутки на уроках, на которых можно раскрашивать антистресс. Практически все считают нужным открыть в школе арт кружок.
Моя учительница очень заинтересовалась результатами исследования и уже в этом году на уроках ввела пяти минутки арт-рисования.
Я решила организовать выставку своих работ в рекреации школы и рассказать всем ученикам начальной школы, о рисовании с элементами арт терапии.
На основании результатов опроса, я поняла, что необходимо рассказать о проведенном исследовании директору школы. Пригласить его на выставку, организованную в рамках проекта «Арт-терапия». И в дальнейшем, возможно, такой кружок в нашей школе будет организован.
2.5. Подготовка и проведение выставки в школе
Когда все работы были готовы, я решила организовать выставку в школе, таким образом заинтересовать одноклассников участвовать в различных выставках и рассказать им, какие еще техники нетрадиционного рисования существут.
Темой выставки стала тема моего проекта «Арт-терапия». На первом этапе подготовки необходимо было отобрать работы. Размещение на выставке самих работ подчиняется определенным законам. В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса. При размещении выставки должен учитываться фактор цвета; то или иное цветовое решение художественной работы, всего стенда в целом, позволяет лучше раскрыть их содержание.
Важно учесть соотношение выставки и окружающего пространства. Большое значение в окружающей среде выставки имеет масштабность, то есть соотношение различных элементов между собой и размеров помещения.
В восприятии работ и выставки в целом огромно значение имеет свет. Очень важно учитывать не только направление лучей, но и расположение теней, которые не мешали бы зрительному восприятию выставки в целом и отдельным элементам. Выставку было решено организовать в школе. В процессе выставки я планировала сделать доклад о нетрадиционных техниках рисования и арт-терапии. Подробно процесс проведения можно увидеть в приложениях к работе (см. Приложение XIV).
Основные выводы:
Создание серии работ изобразительного творчества не имеет определенной технологии, все рисунки разные, повторить второй раз ни один из них не получится.
Рисовать в техниках арт-терапии не просто!
Арт-терапевтическое рисование придает сил и повышает самооценку.
Творчество развивает воображение, учит ребенка изобретать что-то новое, смотреть на привычные предметы с разных сторон, учит видеть цвет и форму предметов.
В каждом произвольном рисунке отражается личность рисующего.
Увлекаясь рисованием, человек становятся более спокойными, уравновешеннымыми.
Выставка – это прекрасный способ эстетического и художественного воспитания; так же, как и мастер класс, требует особой подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество обладает невероятной силой-способностью передать ваши истинные чувства. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения своих чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты. Арт-терапия-это скорее обретение
гармонии, развитие личности. Сколько существует направлений в искусстве,
столько же можно выделить направлений в Арт-терапии.
Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.
В процессе работы над проектом были сделаны следующие выводы:
Психология - это наука, которая изучает человека,наука о нашем внутреннем мире. Психолог - это человек, который помогает другому человеку решить его проблему. Психолог может вылечить без лекарств!
«Арт-терапия» - (лечение искусством) — направление в психологии, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Является одним из наиболее часто используемых психологами методов в работе с детьми.
Большую роль в арт-терапии могут играть не только психологи, а родители и учителя.
Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве позволяет лучше наладить общение, развивает самоконтроль, концентрирует внимание на ощущениях и чувствах, снимает стресс, развивает творческие способности, повышает самооценку, развивает мелкую моторику, снимает мышечное напряжение, развивает воображение и образное мышление.
Существует огромное количество техник, используемых в арт-терапии, в данной работе я подробно рассмотрела некоторые техники: рисование пальцами и ладошками, пластилинографию, песочную терапию, ниткографию, монотипию, эбру, художественную мозаику и рисунки антистресс.
Между выбором оттенков цвета в рисовании и состоянием человека существует связь: цвета, которые человек предпочитает больше всего, позволяют понять более глубоко его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания.
Создание серии работ изобразительного творчества не имеет определенной технологии, все рисунки разные, повторить второй раз ни один из них
не получится.
Рисовать в техниках арт-терапии не просто!
Арт-терапевтическое рисование придает сил и повышает самооценку.
Творчество развивает воображение, учит ребенка изобретать что-то новое, смотреть на привычные предметы с разных сторон, учит видеть цвет и форму предметов.
В каждом произвольном рисунке отражается личность рисующего.
Увлекаясь рисованием, человек становятся более спокойными, уравновешеннымыми.
Из результатов исследования я поняла, что рисунки антистресс способствуют расслаблению, в момент рисования дети забывают о своих проблемах. Практически все дети хотят узнать, какие еще есть техники арт-терапевтического рисования, все без исключения хотят пятиминутки на уроках, на которых можно раскрашивать антистресс. Практически все (32 ребенка из 34) считают нужным открыть в школе арт кружок.
Выставка – это прекрасный способ эстетического и художественного воспитания; так же как и мастер класс, требует особой подготовки.
Основной вывод: Результаты данного проекта с одной стороны помогут учителям наметить пути воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности, а с другой стороны, будут полезны детям и родителям. Несомненно, данный проект будет интересен школьным психологам, так как метод арт-терапии очень важен, но при этом в современных школах не используется.
В заключение хотелось бы сказать: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Хочется пожелать родителям, что бы не забывали радоваться вместе со своими детками, каждой их творческой находке. Старались сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.
Было бы здорово, если бы в каждой школе был свой «арт-кружок», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать произведения искусства, фантазировать, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.maam/ru. Нетрадиционное рисование. Техники. Москва., 2019.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/11/10/psiholog-professiya-budushchego. Психолог - профессия будущего. Москва, Россия., 2019.
https:academie.ru. Большая советская энциклопедия. Москва, Россия., 2019.
Воскресенская Е. Исцеление искусством: что такое арт-терапия? лекции в библиотеке ., 2018
Зинченко, В. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: Речь., 2008.
Лебедева, Л. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Санкт-Петербург: "Речь"., 2003.
Маклаков, А. Г. Общая психология http://sdo/mgaps/ru/books/K7/M1/file/3.pdf. Минск., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Проект «Театр в жизни ребенка»
Рисунок 1. Домашний театр теней
1. 2.
3. 4.
Рисунок 2. Четыре сцены мини-спектакля «Я иду в школу»
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Проект «Куклотерапия»
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Наградные документы
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Рисование пальцами и ладошками
Гуашь, различных цветов наношу на ладошку, с помощью кисти. Делаю отпечаток на листе бумаги. Оформляю работу в паспарту.
Окунаю палец в гуашь. Делаю отпечаток. Дорисовываю фломастером нафантазированные детали. Получаются очень веселые картинки!
ПРИЛОЖЕНИЕ V
Пластилинография
Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло.Картину, нарисованную пластилином, я выполняла не одна, мне помогала моя младшая сестренка. Нетрадиционное рисование предполагает не только необычные техники выполнения рисунка, так же можно попробовать выполнить работу, например в кровати. Для выполнения работы нам понадобился пластилин, оргстекло и журнал с картинками. Кладем стекло на тот рисунок, который хотим выложить из пластилина. Весь рисунок мы решили сделать из приплющенных шариков и жгутиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI
Рисунки песком
Рисунки песком я также выполняла вместе со своей сестрой. Каждая из нас выбрала трафарет с липкой основой, который больше понравился. Мы отклеивали маленькими частями липучку и на клей сыпали разноцветный песок. Получались яркие картины. Было очень интересно!
ПРИЛОЖЕНИЕ VII
Ниткография
Впервые с этой техникой я познакомилась, на мастерклассе художника Закария Исмаилова в городе Сочи, когда защищала свой первый проект «Театр в жизни ребенка» на международной научной конференции. Рисунки с помощью ниток я делала черной тушью. Окунала нитку в тушь, выкладывала ей узор на листке бумаги, накрывала вторым листком, прижимала дощечкой, и быстро вытягивала нить – образовывались очень интересные силуэты, в которых каждый мог увидеть что-то свое. Можно было дорисовать недостающие детали кисточкой.
Во время самоизоляци я решила попробовать сделать такие работы самостоятельно и цветными красками.
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII
Монотипия
Монотипия – переводится, как отпечаток. Для его создания, я наносила акриловые краски на доску для лепки пластелином, затем, прикладывала к доске лист белой бумаги и получала необычные фактурные рисунки. Некоторые отпечатки я дорабатовала акварельными красками.
ПРИЛОЖЕНИЕ IX
Эбру
Для создания рисунка беру деревянную палочку, опускаю в краску, держу в руке параллельно воде, и прямо по поверхности воды ставлю точечки, капельки, затем вытираю кисть салфеткой, выбираю другой цвет, и ставлю в эти же точечки, и так несколько раз, образуются круги из цветов. Потом палочкой их соединяю между собой, и провожу ею по всем капелькам на поверхности воды. Когда рисунок готов, опускаю в воду лист бумаги, и рисунок переносится на лист.
На некоторых рисунках я решила сделать силуэтные аппликации.
ПРИЛОЖЕНИЕ X
Художественная мозаика
В данном проекте я выполнила разные виды художественной мозаики – мозаика из пайеток; мозаика в смешанной технике (в данных модели одновременно используются пайетки, бисер, бусины, ленты, фоамин). Модели выкладываются на холсте из различных материалов. Схема выкладки задана на холсте. Все детали крепятся при помощи гвоздиков-булавок.
Алмазная мозаика: выкладывается стразами, по схеме на холсте. Стразы клеются на липкую основу холста.
ПРИЛОЖЕНИЕ XI
Рисунки антистресс
Из всех техник – это самая моя любимая! Можно распечатать шаблоны с различными рисунками и раскрашивать их, а можно рисовать самим. Раскрашивать можно фломастерами или карандашами, но мне больше всего нравится перламутровыми гелиевыми ручками. Во время пандемии таким рисованием увлеклась вся моя семья.
ПРИЛОЖЕНИЕ XII
Рисунок 1. Раскраски антистресс
Рисунок 2. Шаблоны открыток - мотиваторов
ПРИЛОЖЕНИЕ XIII
Мастеркласс
Подготовка к мастер классу. Я научилась пользоваться компьютером и ноутбуком. Сделала презентацию и распечатала шаблоны открыток.
Подготовила несколько открыток, что бы показать одноклассникам. Открытки антистресс я предложила раскрасить по распечатанному шаблону. Каждый мог выбрать, ту, которая ему больше понравилась. Или мог придумать что-то свое.
Я рассказала одноклассникам о раскрасках антистресс и открытках мотиваторах. Показала некоторые из своих работ.
Мои одноклассники очень заинтересовались раскрашиванием. Одного урока нам не хватило, мы не успели доделать открытки, и учительница предложила нам раскрашивать их каждый день по несколько минут на уроках в минутки отдыха, а так же на внеурочной деятельности. Так мы и поступили. В итоге у каждого получилась своя открытка. А у некоторых и ни одна!
Всем очень понравилось, многие просили дать им шаблоны открыток домой, кто-то даже попросили несколько шаблонов, чтобы отнести раскрасить своим старшим братьям и сестрам. Раскрасками антистресс заинтересовались не только мои одноклассники, к ним так же проявили огромный интерес учителя и ученики старших классов. И я решила провести опрос.
ПРИЛОЖЕНИЕ XIV
Анкета
Выберите один вариант ответа, в каждом вопросе, подчеркните его.
Приходилось вам, до проведения мастер класса, рисовать или раскрашивать раскраски антистресс?
ДА НЕТ
Почувствовали ли вы, в момент рисования, как организм расслабляется?
ДА НЕТ
В процессе создания открытки-мотиватора, получилось ли у вас на некоторое время забыть о существующих проблемах?
ДА НЕТ
Хотели бы вы узнать, какие еще есть техники нетрадиционного рисования (рисования, которое способно, решать разные психологические проблемы человека)?
ДА НЕТ
Если бы на школьных уроках были 5 –минутки, для отдыха, на которых можно было раскрашивать рисунки антистресс, вам бы это понравилось?
ДА НЕТ
Нужен ли в школе арт-кружок (кружок, куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать произведения искусства, фантазировать, учиться слышать и понимать друг друга)?
ДА НЕТ
ТАБЛИЦА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
ученики |
1.вопр. да+ нет- |
2.вопр. да + нет - |
3.вопр. Да+ нет - |
4вопр. да+ нет - |
5.вопр. да + нет - |
6вопр. да + нет - |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
3 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
19 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
20 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
22 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
23 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
24 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
25 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
27 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
28 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
29 |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
30 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
31 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
32 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
33 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
34 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
итого |
27 «+» 7 «-» |
29 «+» 5 «-» |
34 «+» 0 «-» |
28 «+» 6 «-» |
34 «+» 0 «-» |
32 «+» 2 «-» |
ПРИЛОЖЕНИЕ XV
Подготовка и проведение выставки
Выбираем работы для выставки. Главный критик моя младшая сестренка.
Оформление выставки.
Проведение выставки.
1 (Воскресенская Е., Лекции в библиотеке, 2018)
2 (Зинченко, Большой психологический словарь, 2008)
3 (Лебедева, Практика арт-терапии, 2003)
4 (http://www.maam/ru, Нетрадиционное рисование, 2019)
5 (https:academie.ru, Большая советская энциклопедия, 2019)
6 (http://www.maam/ru, Нетрадиционное рисование, 2019)
7 (http://www.maam/ru, Нетрадиционное рисование, 2019)
8 (Лебедева, Практика арт-терапии, 2003)
9 (Воскресенская Е., лекции в библиотеке, 2018)
10 (https:academie.ru, Большая советская энциклопедия, 2019)
11 (Зинченко, Большой психологический словарь, 2008)