ВВЕДЕНИЕ
Каждое лето, сколько я себя помню, я провожу на даче! Наша дача расположена на реке Реста. Это малая родина моей бабушки. Все природные сообщества, которые мы изучали в 3 классе, находятся рядом с домом: водоем, лес, поле. (Приложение А) Встречи с природой происходят здесь каждый день, но одна из них была незабываемой. Был октябрь месяц. В выходной день мы поехали на дачу. И вдруг во дворе дома я увидел большого белого аиста. Как он здесь оказался? Ведь аисты давно улетели?!
Оказывается, мой дядя, большой знаток и любитель природы, нашел его, истекающего кровью, на проезжей части дороги. Дядя поспешил в ветлечебницу на улицу Кулибина. Врач, увидев дикую птицу, растерялся: «Много лечил животных, но аистов – никогда!» На свой страх и риск он провел операцию, удалил часть раненого крыла, перевязал, выписал лекарства и сказал: «При хорошем уходе жить будет, но летать – никогда». (Приложение Б) Так появился аист у нас на даче. Поселили его вместе с курами в курятнике. (Приложение В) Назвали аиста Гарри. Каждый день после работы дядя приезжал на дачу, делал перевязки, колол антибиотики, смазывал крыло мазью, кормил птицу мойвой. (Приложение Г) И чудо свершилось! Гарри выжил. Он подружился с курами. Но боялся собаки, потому что однажды получил решительный удар клювом и после этого не осмеливался подходить близко. Я уже полюбил Гарри и решил провести исследование по теме «Можно ли приручить дикую птицу».
Цель: выяснить, можно ли приручить дикую птицу.
Задачи:
1. Познакомиться с информацией в литературных источниках о жизни аистов.
2. Изучить повадки аиста, его привычки.
3. По результатам наблюдений сделать вывод о возможности или невозможности приручения дикой птицы.
Объект: аист.
Предмет: возможность приручения дикой птицы.
Актуальность работы – я думаю, что тема исследования очень актуальна, т.к. часто дикие птицы не успевают перелететь в тёплые края, в связи с тем, что климатическая зима наступает раньше календарной. Поэтому птицы ослабевают, замерзают и нуждаются в помощи людей. Я надеюсь, что мое исследование поможет мне и другим людям, столкнувшимися с такой ситуацией, создать таким пернатым необходимые условия жизни.
Гипотеза исследования:дикая птица сможет адаптироваться к домашним условиям.
Методы исследования:
анализ информации в литературе и интернет-источниках;
наблюдение;
обобщение и анализ полученных результатов исследования.
Практическое значение наблюдений: использование материала на уроках «Человек и мир», при подготовке к олимпиадам, на классных часах, в профориентационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Знакомство с аистом
Я вспомнил слова ветеринарного врача, который оперировал аиста о том, что он впервые сталкивается с дикой птицей. Значит, у него я не смогу получить определенную информацию. Тогда я обзавелся энциклопедией, интернет- ресурсами и стал читать всё об аистах.
Отношение к аисту у белорусского народа
Изучая литературу, я узнал, что в Республике Беларусь аистов называют «буслами» («буслик» и «лялько»). Бусел является символом Беларуси. Эти птицы чистоплотны и миролюбивы, они заботливые родители. Буслы для белорусов священные птицы. Своими белыми крыльями бусел укрывает народ от всего плохого.
Информация из научной литературы
Из научной литературы я узнал, что белый аист – крупная болотная птица из семейства аистовых. Белые аисты — обитатели низменных лугов и заболоченных местностей, нередко гнездятся возле человеческого жилья.
Основная пища этих птиц — мелкие позвоночные и различные беспозвоночные животные. Излюбленной пищей живущих в Европе аистов являются лягушки, жабы, ужи и гадюки, а также крупные кузнечики и саранча.
Аисты перелетные птицы. Ежегодно в конце лета они улетают в теплые края. Молодняк улетает первым. Молодые птицы сбиваются в стаи и летят по тем же маршрутам и в те же места, что и их родители. Взрослые особи снимаются с места чуть позже.
Аисты нередко страдают при соприкосновении с линиями электропередач и при этом гибнут. Кроме этого, они часто попадают в руки человека, когда не могут добраться до места зимовок. Птицы ослабевают, а затем, с наступлением холодов, замерзают. Такие птицы являются частыми гостями сельских подворий, где добросердечные люди их кормят, передерживают, дожидаясь весны, чтобы выпустить их обратно на волю. Однако травмированных птиц нередко приходится оперировать в реабилитационных центрах, а затем проводить лечебные работы, направленные на восстановление функций травмированных органов.
ГЛАВА 2. Наблюдение и изучение повадок аиста.
По приезде на дачу, я все свое свободное время посвятил наблюдению и изучению повадок аиста. Свои наблюдения записывал и искал подтверждение или отрицание в научной литературе. Вот мои наблюдения и выводы.
2.1. Способность летать
Подтвердились слова ветеринарного врача. Аист становился на возвышение, делал размах крыльями, взлетал и падал камнем вниз. Попыток было много, и после каждой мы опять перевязывали и лечили раненое крыло. Значит, птица с одним крылом летать не может. (Приложение Д)
2.2. Питание
Я прочитал, что излюбленной пищей являются лягушки, жабы, ужи, кузнечики, черви и даже мыши и крысы. Однако я заметил, что самое любимое лакомство нашего аиста – живая речная рыба. Предпочитал он крупную рыбу мелкой. Наверное, мелкая выскальзывает из клюва и с ней нужно долго возиться. Рыбу я бросал в ведро с водой и отходил на большое расстояние. Постоянно говорил: «Гарри, иди дам рыбку, не бойся»! Аист быстро подходил к ведру, хватал её и съедал целиком. (Приложение Д)
Кроме того, он отблагодарил нас:
исчезли ужи на всей прилегающей к дому территории;
исчезли мыши и крысы;
исчезли кроты на огороде.
Значит, аист – хищник.
2.3. Цветовосприятие
Рыбу я клал всегда в белое ведро. Однажды под рукой оказалось ведро другого цвета. Я положил в него две рыбки и отошел. Аист подошел, посмотрел на ведро, но рыбу есть не стал. У меня закралась мысль: неужели он различает цвета? Долго наблюдал, подставляя ведра разного цвета. И все-таки пришел к выводу: «Нет, он не различает цвета, это была привязанность к чему-то одному». (Приложение Д)
Ориентирование в пространстве
Часто мы выпускаем аиста на волю. Он бродит только по скошенной траве, потому что был обзор территории. Как только появлялись чужие люди, машины, быстрым шагом, почти бегом возвращался домой. Знает свой дом, свою калитку, свой курятник. Вывод: хорошо ориентируется на территории. (Приложение Д)
Пол
Я долго мучился над этим вопросом. Кто наш аист? Мальчик или девочка? В литературе я прочитал: «Самец весит до 4 кг, а самка от 2 до 2,5 кг. Других отличий нет. Но мне не с кем было его сравнить. Помог случай. Однажды возле речки соседский аист набросился на нашего Гарри. Он высоко взлетел и с размаху бил его клювом. Это был бой за территорию. Значит, мой аист – самец. (Приложение Д)
Терморегуляция
Очень часто я видел, что аист стоит на одной ноге. Почему? Я не смог объяснить это. В литературе прочитал следующее: «Стоять на одной ноге, не птичья прихоть, а жизненная необходимость. Птицы много времени проводят в воде, и если они будут стоять на обеих ногах, то быстро замерзнут. Поэтому аистам приходится подгибать одну ногу и прятать её в перьях под животом – так птицы осуществляют терморегуляцию». Кроме того, спят аисты тоже на одной ноге. Своеобразное строение лап помогает сохранять равновесие. Значит, привычка стоять на одной ноге – это врожденный рефлекс. (Приложение Д)
Язык общения
Стучание клювом. Что это значит? Стал наблюдать. Сделал вывод: клювом стучит при приближении опасности: чужого человека, машины, животного аист начинает стучать клювом. Он запрокидывает голову далеко на спину и втягивает назад язык. Это своеобразное голосовое общение у этих птиц. Клацая клювом, птицы предупреждают сородичей об опасности. (Приложение Д)
Осторожность, наблюдательность
Сделал вывод: аист птица умная, осторожная, чувствует даже на расстоянии, что за ней наблюдают (сложно сфотографировать). (Приложение Д)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я познакомился с информацией в литературе о жизни аистов, изучил повадки своего аиста, его привычки.
Анализируя данные наблюдений, делаю вывод, что аист тяжело поддаётся дрессировке, но все-таки за время жизни в домашних условиях:
поворачивает голову на знакомый голос;
понимает смысл слов: «Гарри, иди домой! Иди, дам рыбку, не бойся»:
знает свою кличку;
знает дорогу домой.
Значит, он привыкает к жизни в домашних условиях, хотя очень медленно.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая во введении, частично подтвердилась. Возможно, аист все-таки улетел бы, если был бы здоров, но в сложившихся обстоятельствах ему пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни. Работа по теме «Можно ли приручить дикую птицу» была интересной и полезной не только для меня и моей семьи, но и для моих друзей, которых волновала судьба Гарри.
В процессе исследовательской работы у меня появилось желание стать орнитологом и помогать птицам, попавшим в беду.
В дальнейшем я планирую продолжать наблюдение за моим Гарри. Возможно, через несколько лет, он станет ручным. Продолжительность жизни аиста в среднем 15-20 лет. В неволе птицы доживают до 30 лет. Мой аист живет в неволе. Мы не знаем, сколько ему лет, но очень любим его. И пусть он живет долго и приносит нам счастье.
Список используемых источников
Сахвон, В.В. Птицы Беларуси: для среднего и ст. шк. возраста / В.В. Сахвон – Минск: Белорус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2015. – 176 с., ил. – (Беларусская детская энциклопедия)
Трафимов С.А. Они не должны исчезнуть: рассказы о животных Красной книги Республики Беларусь: для детей млад. и сред. шк. возраста/ С.А. Трафимов, Г.В. Трафимова. – Минск: Нар. асвета, 2010. – 111 с.: ил.
Школьник, Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия / Юлия Школьник. – Минск: Экспо, 256 с.: ил. – (Атласы и энциклопедии)
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П.Р. Ляхов / П.Р. Ляхов. – Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 544 с.
Интернет-ресурсы:
«Белый аист» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruwikepedia/org/w/index.php?litle=Белый аист&oldid=108386046
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОПЕРАЦИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПОСЕЛИЛИ АИСТА ВМЕСТЕ С КУРАМИ В КУРЯТНИКЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ЛЕЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
СПОСОБНОСТЬ ЛЕТАТЬ
ПИТАНИЕ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
ПОЛ
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ
ОСТОРОЖНОСТЬ
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ