Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов в системе современного образования

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов в системе современного образования

Береза А.А. 1
1МБОУ СОШ №1, 10 А класс
Луева М.В. 1
1МБОУ СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования обусловлена проблемой профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью выбора профессии, это определяет его жизненный путь. Проблема выбора профессии возникает в старших классах, когда до окончания школы остается один или два года, а впереди экзамены. Старшеклассники бояться сделать выбор, осознавая ответственность, которая лежит на них, некоторые относятся к этому слишком легкомысленно, не желая расширять уже сформированные представления о мире и стереотипе сытой и привычной жизни под крылом родителей. Противоречия между требования социума и личными потребностями индивида создают предпосылки к возникновению стресса и как следствию развития психосоматических состояния. Попытка старшеклассника самостоятельно решить проблему оказывается неудачной. Основной причиной этому является многообразие профессий, из которых необходимо выбрать только одну, хотя, несомненно, каждая имеет свои плюсы и минусы.

Таким образом, проблемой исследования стало изучения переживаний, испытываемых старшеклассниками в ходе своего профессионального самоопределения, а также выработка методических рекомендаций для успешного разрешения вопроса о выборе будущей профессии

Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классов

Предмет исследования: переживание старшеклассника о выборе будущей профессии и своего дальнейшего будущего

Цель исследования: изучить переживания учащихся старших классов в ходе выбора профессии в системе основного общего образования

Выделенная цель определила постановку и решение следующих задач

Задачи исследования:

Изучить современные представления о проблеме профессионального самоопределения учащихся в зарубежной и отечественной литературе

Рассмотреть психологические особенности выбора профессии среди учащихся старших классов, на примере 8-9 классов

Разработать и представить психолого-педагогические рекомендации по проблеме выбора будущей профессии

Рассматривая проблематику представленной темы, нами была предложена следующая гипотеза и методы исследования, для ее непосредственной проверки.

Гипотеза исследования:

Необходимость выбора будущей профессии и отсутствие психолого-педагогической поддержки со стороны «значимого взрослого» является основой к развитию психосоматических расстройств личности

Переживание испытываемые старшеклассником в процессе выбора будущей профессии формируются на основе особенностей восприятия окружающей реальности

Методы исследования:

- анкетирование

- тест тревожности Филипса

Глава 1. Теоретический анализ особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов в системе современного образования.

Профориентация в современной педагогике и психологии

На рубеже XX-XXI вв. возникла острая потребность общества в высококвалифицированных кадрах и сбалансированном рынке труда, что обусловило появление такой научной дисциплины, как профориентология, важнейшей составляющей которой является профориентация1. В наши дни исследование профориентации стало особенно актуальным, так как правильно организованная профориентационная работа среди населения является залогом успешной кадровой политики государства. Однако следует отметить, что, несмотря на повышенный интерес современных ученых к проблеме профориентации, накопленные в этой области знания недостаточно систематизированы. Также важно не забывать, что профориентация является актуальной проблемой многих возрастов, пусть в данной работе и будет рассмотрена конкретно категория старших классов.

Некоторые работы дают нам представление о современных практиках профориентационной работы в европейских школах. Они возникли не вследствие принятия каких-либо законов или масштабных национальных проектов. Одни представляют собой устоявшиеся, проверенные годами формы погружения школьников в мир профессий. Другие, напротив, возникли недавно как реакция на особенности нового поколения молодежи с его специфичным мироощущением и поведением, а также как отклик на быстро меняющийся контур социально-профессиональной структуры общества. В любом случае, эти практики многообразны, локальны и, может быть, вследствие этого результативны.

В Финляндии сложился ряд инновационных инструментов в области профориентации, базирующихся на концепции непрерывного образования. Среди этих инструментов — концепция «co-careering», модель вип-консультирования, применение IT-технологий в выстраивании индивидуальных карьерных трендов. Главные принципы школьной профориентации в Финляндии — это практико-ориентированное обучение, позволяющее связать теоретические знания с их практическим применением, и интегрированность школьной системы профориентации в систему профессионального сопровождения человека через всю жизнь.

Что касается России, можно сказать, что профориентация была и остается неотъемлемым элементом школы.

Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи.

В другом федеральном проекте — «Успех каждого ребенка» — на профориентацию направлены проекты «Проектория» и «Билет в будущее». «Проектория» — это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов.

Таким образом, сегодня посредством механизмов стратегического управления образованием сделана попытка закрепить практику профессиональных проб — проведения практико-ориентированных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в какую-либо профессиональную сферу. Задача профадаптации, заключается в том, чтобы сформировать у школьников представление о профессии или компетенции. Поэтому деятельность в рамках мероприятия прямо соответствует той практике, которая существует в той или иной сфере работы, без развлекательного или игрового содержания. Профадаптация занимает не последнее место в рамках социально-экономического подхода изучения профориентации, являясь относительно новым еë направлением.

1.2. Особенности профессионального самоопределения у школьников старших классов

Старший школьный возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

Особенности психического развития в старшем школьном возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора2.

Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз — в IX классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. П.) либо же отказывается от продолжения образования; второй – в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня родители зачастую оказываются неавторитетными в вопросе выбора профессии в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи – отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.

В старшем школьном возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что характерно для подросткового возраста, остается актуальным и для него3.

Обращенные к себе в процессе самоанализа вопросы в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально– нравственного или личностного самоопределения.

Таким образом, главным новообразованием старшего школьного возраста, согласно этому взгляду, является готовность к личностному и жизненному самоопределению. Такое представление о центральном новообразовании данного возраста близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями.

Известнейший американский психолог Э. Эриксон, который ввел это понятие, рассматривает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации.

Выделим следующие основные задачи развития в старшем школьном возрасте:

- Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

- Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

У учащегося есть актуальный мотив, но нет готовых решений, соответствующих ему. Для него характерна неопределенность актуальных задач, будущее не представимо, повышенная зависимость от обстоятельств жизни, непостоянство желаний. Он стремится отодвинуть будущее как время ответственных решений, к которым не готов, т.е. проявляет инертность в принятии решений.

У учащегося существует идеальный образ желаемого результата, ориентация на соотнесение цели и условий ее достижения, на внутреннее изменение своего «Я» и частично поведения. Однако из-за малодифференцированных склонностей происходит совмещение настоящего и будущего.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор4.

Таким образом, выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального «Я». Выбор профессионального пути мотивирует постановку тех или иных профессиональных и жизненных целей.

1.3. Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников

Изучением факторов влияния на профессиональное самоопределение старших школьников занимались такие отечественные ученые, как Е.А. Климов, М.С. Ковалевич, Н.С. Пряжников, Н.В. Чурило.

Е.А. Климов выделил следующие механизмы влияния на профессиональное самоопределение: личная профессиональная перспектива, потребности рынка, мнение друзей, мнение родителей, информированность, интересы, уровень притязаний, способности5.

Он отмечает, что ни один из вариантов не способствует правильному выбору профессии их детьми. Взрослые знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание старшеклассника на профессиональный самоанализ различных сторон его личности, с точки зрения обсуждаемых профессий, заботятся о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку, создают возможности для пробы сил в разных профессиональных направлениях, обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы, помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях.

Исследования Ф. Райса дают несколько противоречивые результаты. Фактически большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями, и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей. Обнаружилось, что уровень притязаний молодых людей из рабочего класса зависит от влияния как обоих родителей, так и сверстников6.

Принципиальное решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в исследованиях В.Н. Мясищева,а также Б.М. Теплова, посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности. В.Н. Мясищев подчеркивает, что случаи несовпадения склонностей и способностей свидетельствуют о наличии побочных влияний.

Н.В. Чурило рассматривала такие формы взаимосвязи между профессиональной направленностью и способностями, при которой возникновение склонности профессии происходит в связи с данными человека. Несомненно, однако, что в отдельных случаях возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, в свою очередь, встречаются два основных варианта. В процессе пробы сил, а тем более регулярной практической деятельности возможности для ее мастерского выполнения может оказаться недостаточно, и тогда склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых для нее способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для человека все больше будет становиться не внешние ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержании.

В итоге, можно говорить о том, что существуют две основные модели выбора профессии современными старшеклассниками:

1) обоснованное самоопределение - рациональный выбор на основе индивидуальной, предрасположенности к профессии и ориентации на ее реальную востребованность со стороны общества;

2) «мнимое» самоопределение, при котором собственная активность личности при выборе профессии подменяется некритичным принятием господствующих в общественном мнении ценностей отдельных профессий7.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет предположить, что особенности когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и мотивационного компонентов являются главными факторами влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Глава 2. Организация процесса профессионального самоопределения среди учащихся 8-10 классов

2.1 Эмпирический анализ особенностей выбора профессии среди учащихся 8-10 классов

При выполнении практической части исследовательской работы было применено тестирование “Мотивы выбора профессии”, разработанное доктором психологических наук Овчаровой Р.В. Данная методика дает возможность выявить ведущий тип мотивации при профессиональном самоопределении.

На 17% учеников 8 классов внутренние индивидуально-значимые мотивы (привлекательность профессии; необходимость общения с людьми; соответствие способностям, умственному и физическому развитию; возможность проявить творчество) оказали малое влияние (никак не повлияли/слабо повлияли), на 31% - среднее и на остальные 52% - высокое (сильно повлияли/очень сильно повлияли). В результатах тестирования 10 классов прослеживается более выраженное значение этой группы факторов: малое влияние наблюдается только у 8% опрошенных, среднее – у 20% и высокое у 72% учащихся.

Рисунок 1

Внутренние социально-значимые мотивы (высокое чувство ответственности; возможность приносить пользу людям; возможности для роста профессионального мастерства; возможность реализовать способности к руководящей работе; получение хорошего результата труда для других сразу) имеют малое воздействие на выбор профессии у 14% учеников как 8, так и 10 классов, среднее – у 33% восьмиклассников и 29% десятиклассников и сильное – у 53% и 57% соответственно.

Рисунок 2

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. 34% учащихся 8 класса отмечают малый вес данной группы мотивов в принятии решения, четверть – средний и 41% - высокий. В 10 классах на 24% оказывается малое влияние, на 22% - среднее и на 54%- высокое.

Рисунок 3

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Подобные факторы слабо воздействуют на 49% учеников 8 класса и на 43% учащихся 10 класса, средне – на 26% и 31%, сильно – на 25% и 26% школьников.

Рисунок 4

Анализ результатов исследования показал, что ведущими у учеников являются 2 типа мотивации: внутренний индивидуально-значимый и внутренний социально-значимый. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что многие учащиеся для себя еще точно не решили, какая именно профессия им подходит, ведь, в особенности у 8 классов, направляющих факторов несколько. С другой же стороны, многочисленная практика, проведенная ранее, показывает, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То есть при выборе направления будущей профессиональной деятельности ученики преимущественно ориентируются на личные качества и характеристики, что положительно скажется на степени удовлетворения работой. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Низкие показатели влияния внешних отрицательных мотивов говорят об относительной свободе выбора – ослаблении эффекта стереотипов и мнения окружения, уменьшения давления на профориентантов извне.

Помимо вышеописанного тестирования, ученикам была предложена методика фрирайтинга (однако в форме размышления на обозначенную тематику). «Фрирайтинг» означает писательство небольшими сеансами 10-15 минут без остановок, редактирования, проверок грамматики, раздумий и спешки, при полном отсутствии как внешней, так и внутренней критики. Цель методики – избавление от страхов, перфекционизма, тренировка мышления, совершенствование писательских навыков и попытка разобраться в себе. Зачастую данная техника применяется литераторами для преодоления тупиковой ситуации, апатии или творческого кризиса.

Учащиеся постарались изложить свои мысли по теме “Трудности, вызванные необходимостью выбора профессии”. Многие восьмиклассники (36%) акцентировали свое внимание на сдаче экзаменов и сложностях, с которыми они столкнулись и столкнуться в будущем в процессе подготовки. Второй “по популярности” стала тема непонимания личных желаний и склонностей. Упоминавшие об этом 29% учеников еще не сделали окончательный выбор в пользу того или иного вида деятельности и до сих пор находятся в состоянии неопределенности. Немало школьников (21%) обозначили главной проблемой неуверенность в себе, своих способностях и потенциале. Оставшиеся 14% сослались на трудность при выборе учебного заведения, оплату обучения в случае непоступления на бюджетной основе и т.д.

В 10 классах наиболее часто затрагиваемым вопросом (35%) стала неспособность осознать собственные предпочтения и представить, кем бы каждый из них видел себя в будущем. 18% десятиклассников поделились страхом потерять к профессии интерес, потратив время и силы на то, что неспособно принести морального удовлетворения. 23% испытывали переживания по поводу востребованности выбранной специальности. Некоторые испытывали сложность в выборе единственной профессии, так как хотели бы связать свою жизнь со многими. Часть опрошенных поделилась, что никогда не испытывали трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, и заранее знали, какой путь выберут в последующем.

Заключение

Выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:

отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;

большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;

у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы;

для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.

Но это только первый шаг на пути выбора профессии. Следующий - самосовершенствование с целью достижения поставленной цели - овладения этой профессией.

Список литературы:

Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. Основы профориентологии М.: Высшая школа, 2005. 157 с.

Дусь Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. …канд. Пед. Наук. Омск, 2004. 255 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону., 1996. 509 с.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 2000. 273 с.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998. 456 с.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1989. 264 с.

Эриксон Э. Идентичность: кризис юности. М., 1996. 423 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 624 с.

Майерс Д.Дж. Социальная психология. СПб., 2004. 793 с

Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под ред. Л.М Митиной. М., 2003. 117 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008. 320 с.

Яничев П.И. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопр. Психологии. 1992. №1. С. 52-59.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990г.

Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования. М.: МГУ, 1978г. 525 с.

Гисберс Н.К. Психология. М., 1987. 114 с.

Дубровина И.В. Модель развития психологической службы // Детский практический психолог. 1994. № 1. С. 18

Зинченко В.П. Образование, культура сознания. М.: Тривола, 1994. 66 с.

1 Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. Основы профориентологии М.: Высшая школа, 2005. 157 с.

2 Кон И.С. Психология ранней юности. М., 2000. 273 с.

3 Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998. 456 с.

4 Майерс Д.Дж. Социальная психология. СПб., 2004. 793 с.

5 Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990г.

6 Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования. М.: МГУ, 1978г. 525 с.

7 Зинченко В.П. Образование, культура сознания. М.: Тривола, 1994. 66 с.

Просмотров работы: 654