Танец - путь к здоровью

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Танец - путь к здоровью

Слащинина В.Д. 1
1МБОУ Школа №155
Хоружева И.А. 1
1МБОУ Школа №155
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Танец — это твой пульс, биение твоего

сердца, твое дыхание.

Это ритм твоей жизни.

Это выражение во времени и движении,

в счастье, радости, грусти и зависти».

Жак д’Амбуаз

Введение

Каждый из нас хочет быть красивым и здоровым. И, пожалуй, самый верный способ добиться желаемого – это занятие танцами. В нашем городе созданы прекрасные условия для эстетического развития и стоит лишь выбрать кружок по душе. С помощью родителей я отдала предпочтение танцам. И впоследствии о правильности своего выбора я ни на мгновение не пожалела. И вот почему. Когда танцуешь, забываешь обо всем, ты просто растворяешься в движениях и музыке. Танцем человек может "раскрыть" свою душу, освободить ее от многих тревог, стрессов и других эмоциональных проблем. 

Актуальность данной темы состоит в том, что многие современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Этот факт отрицательно сказывается на их здоровье. Мышцы застаиваются и остаются в напряжении, а это приводит к различным заболеваниям.  Я хочу, чтобы все ребята моего класса вели подвижный образ жизни, занимались спортом, а предпочтительно танцами, так как танцы нетравматичный вид занятий, а мышцы задействованы не меньше чем в спорте. Известно, что танцы и здоровье очень тесно связаны друг с другом, и мне захотелось выяснить, каким образом они влияют на здоровье человека.

Объект: танец.

Предмет исследования: влияние танца на здоровье человека.

Цель: исследование влияний занятий танцами на здоровье человека и его общее физическое состояние.

Задачи:

изучить научную литературу по данной проблеме;

выявитьразновидности танцев;

узнать об истории танца;

определитьчем танцы полезны для здоровья;

выяснить, что развивают танцы?

дать рекомендации учащимся класса.

систематизировать собранный материал.

создать буклет и раздать учащимся 1 «Б» класса.

Гипотеза: предположим, что если школьники, будут заниматься танцами регулярно и систематично, то это окажет положительное воздействие на их здоровье.

Методы исследования:

- исследование влияния занятий танцами на здоровье человека;

- поиск информации во всемирной сети Интернет;

- анкетирование учащихся;

- работа с литературой;

- изучение мнение врачей о влиянии танца на здоровье человека.

Этапы работы:

- работа с литературными источниками;

- проведение анкетирования;

- работа с Интернет-ресурсами;

- обобщение, выводы;

- создание буклета.

Глава 1.Теоретическая часть

1.1 История возникновения танца

Танец – поэма, в ней каждое движение – слово. Это способ выражения своих чувств, эмоций и настроения. Это вид занятий, который разносторонне развивает личность, воспитывает культуру, силу воли, ответственность, умение трудиться в коллективе, совместно добиваться целей и результатов.

История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства и передать свои впечатления об окружающем мире. Более того, любое движение в древнем мире называли танцами, в них не было той изящной грации и совершенной пластики, что есть в современных танцах. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

С изменением социального строя, условий жизни и танец изменялся, принимал художественные формы, и как итог появилось искусство - танец.

Вывод: танец является одним из главных способов самовыражения, он сопровождал человека из века в век, приобретая самые разные формы – от религиозного обряда до сценического искусства.

1.2. Направления и стили танца

С развитием культуры и общества в целом, развивалось и хореографическое искусство. Каждая новая эпоха в культуре сопровождалась появлением новых танцев. Выделяют следующие направления и стили танца:

- Балет;

- Бальные танцы;

- Исторический танец;

- Народный танец;

- Ритуальный танец;

- Современный танец;

- Танцы Латинской Америки.

Разновидности танцев

У каждой страны есть своя визитная карточка: народный танец, который отражает культуру и жизнь нации. Этот танец является неотъемлемой частью народных обрядов и празднеств. Народный танец формирует чувство патриотизма, прививает любовь к малой родине.

Лезгинка – это воинственность и храбрость духа грузинского народа.

Самба – яркие краски Бразилии, энергия, задор, радость в каждом движении.

Кадриль – это игривый и добрый нрав сибиряков.

Цыганочка – веселье и свободолюбие кочующего народа.

Пасадобль – страстная натура испанцев.

Индийский танец поражает своим глубоким смыслом и пластикой жестов.

Менуэт – французский народный танец, изначально сельский танец, он появился на рубеже 16-17 в., и стал образцом классического балета. А к середине 18 в. ни один бал не обходился без него.

Полонез – польский национальный торжественный танец в умеренном ритме.

Гавот появился в 17 в. и сначала был хороводным танцем. В 18 в. он превратился в парный танец и занял свое место при европейских дворах.

Мазурка – это польский народный танец, который в начале 18 в. стал любимым танцем господ.

Полька – чешский энергичный танец, который быстро распространился по Европе и был принят всеми на «ура».

Вальс – молодой и романтичный, с легким, стремительным и жизнерадостным характером танец. Это классика искусства, основа парных танцев и самое популярное направление на Земле.

Вывод: Стиль и вид танца формируется на основе древних традиций и современных инноваций. В танце может меняться стиль, техника, название, место исполнение танца, но всегда танец остается способом выражения эмоционального состояния человека.

1.3.Влияние танцев на здоровье человека.

Большую часть суток учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, школьные нагрузки, просмотр телевизора, сидение за компьютером. А для растущего организма особенно важна двигательная активность.

Перед поступлением в школу я проходила медицинский осмотр, по результатам которого специалистами: ортопедом, хирургом, офтальмологом, неврологом и психологом мне были рекомендованы в целях профилактики и поддержания здоровья продолжать занятия танцами. Преимущество занятий танцев заключается в том, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься, а это значит, что можно предотвратить проблемы со здоровьем.Доказано, что движения под музыку – хороший, а главное, приятный вариант оздоровления.

Занятия танцами имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, таким образом, физические недостатки постепенно исправляются. Благодаря занятиям танцами улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система. Физические нагрузки на занятиях танцами развивают гибкость позвоночника, мышечный корсет, что может избавить или предотвратить «косолапие» и сколиоз.

Танец выпрямляет спину, разворачивает плечи и удлиняет шею. Занимаясь танцами, ребенок следит постоянно за положением тела, в том числе и за положением спины. Хорошая осанка поможет сохранить зрениеи позволит ребенку, не испытывая дискомфорта и боли, заниматься учебой. Интенсивные упражнения обеспечивают постоянный приток крови, улучшает кровообращение к органам зрения, что требуется для нормальной работы глаз. Укрепляются и глазные мышцы за счет необходимости в танцах все время менять фокусировку взгляда.

Занятия танцами позволяют избежать психологические проблемы, так как во время исполнения танца происходит эмоциональная разгрузка –высвобождение эмоций, повышается психологическая гибкость за счет выучивания новых и несвойственных для обычного школьника движений.

Во время исполнения танца у занимающегося происходит серьезная работа во всей ЦНС. Танцор должен выполнять определенные действия под счет в музыке, соотносить скорость исполнения движений со скоростью ритма, должен показывать характер музыки в своих движениях, при непредвиденных ситуациях импровизировать. Данные навыки помогут учащемуся в изучении разных технических наук.

Учёные считают, что при танце улучшается мозговая деятельность обоих полушария: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти и внимания.

Но кроме этого, танцы укрепляет детский иммунитет. Работа над дыхательной системой снижает риск возникновения респираторных заболеваний. Занимаясь танцами ребенок отвлекается от тревожных мыслей, школьных забот и стрессов - а это часто становится причинами простуд.

Вывод: занятия танцами оздоравливают весь организм.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование и обработка результатов

Продолжив изучение «Танец - путь к здоровью», я решила узнать, как относятся к данной теме мои сверстники. Я опросила учащихся 1 класса (30 человек) по вопросам:

В результате выяснили:

Что такое танец?

Движение – 30 учащихся.

Занимаетесь ли Вы танцами?

Да - 4 учащихся.

Нет - 26 учащихся.

Для чего занимаются танцами?

Здоровья - 4 учащихся.

Общего развития - 12 учащихся.

Общения –5 учащихся.

Гибкости - 9 учащихся.

Танец влияет на здоровье человека?

Да – 13 учащихся

Нет – 5 учащихся

Затруднились ответить – 12 учащихся

Вывод: После анкетирования и беседы с учащимися школы выяснилось, что все знают о том, что такое танец, но как он влияет на их здоровье, знают не все. Поэтому я решила создать буклет и раздать ученикам.

2.2. Мои исследования

I. Занятия танцами положительно влияют на общее здоровье человека, чтобы в этом убедиться, я вместе с преподавателем нашего коллектива Натальей Юрьевной Бояркиной просмотрели заболеваемость группы за сентябрь, октябрь, ноябрь за три года посещения коллектива «Грация»

2017-2018 год - 263 пропуска;

2018-2019 год - 195 пропуска;

2019-2020 год - 139 пропуска;

Выяснилось, что с каждым годом мы болеем всё меньше и меньше.

Вывод: Это доказывает ещё раз, что танцы – это полезно.

II. Осанка.

Учащиеся много времени проводят за уроками: и в школе и дома, поэтому нарушение осанки - одна из наиболее распространенных проблем со здоровьем у школьников. А лучшим средством предупреждения нарушения осанки являются физические занятия. Каждый наш урок – это не только знакомство с новыми движениями и их совершенствование, но и работа над нашей осанкой, поэтому сутулых танцоров не существует в принципе.

Чтобы проверить осанку, я провела тест:

Вывод:

Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой и легкой походки. Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц постепенно формируют сильный мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Правильная осанка распределяет нагрузку на наши суставы, связки и мышцы.

III. Координация движений

Одной из важных задач для нас танцоров является повышение координации движений и ловкости, каждое занятие включает в себя упражнения, тренирующие координацию. А навыки координации необходимы и в повседневной жизни. Хорошо координированный человек двигается легко и без усилий, кроме того, риск получить травму для него сводится к минимуму.

IV. Гибкость

При выполнении упражнений на растяжение мышц, в них вырабатываются вещества, укрепляющие способность организма противостоять инфекции.    В танце задействованы почти все виды мышц. В начале каждого урока танца обязательно проводятся разминочные упражнения для того, чтобы придать мышцам эластичность и подготовить их к интенсивной работе. Если не разогреть мышцы, то можно повредить мышцы во время танца. Растянутые мышцы дают необыкновенную свободу движений и хорошее самочувствие.

2017 год

2020 год

2017 год

2020 год

V. Дыхательная система

Танцы развивают дыхательную систему организма человека. На занятиях наш преподаватель учит нас правильно дышать, используя и верхнюю, и нижнюю часть лёгких, а благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в наших организмах, приходят в норму, и улучшается обмен веществ. Именно поэтому в нашем коллективе уменьшилась заболеваемость простудными заболеваниями.

Заключение

Актуальность данной темы состоит в том, что танцы являются частью моей жизни. Я занимаюсь танцами с 4 лет, поэтому мне самой было очень интересно узнать историю возникновения танца, выявить какое влияние оказывают на умственное, эмоциональное и физическое развитие. Своей исследовательской работой я попыталась доказать, что танцы – это не просто интересное увлечение, но и полезное занятие для здоровья.

В заключение я хочу отметить, что положительный результат от занятий танцами гарантирован, только если заниматься регулярно и под руководством квалифицированного педагога. С каждым годом количество занятий в моем коллективе возрастает, сейчас я занимаюсь 4 раза в неделю и для себя решила, что пока мой организм растет, я буду и дальше продолжать любимые занятия танцами, которые приносят радость и сохраняют уровень здоровья.

Список литературы и интернет ресурсов

1. Берендаков В. Ритм жизни и танцы [Текст]/В. Берендаков// Москва- 2012г.

Ромм В.В. Танец и здоровье. [Текст]/ В.В.Ромм// МСА.- 2015г.

Э. Кио, И. Токмакова. Давайте танцевать. // Литературно-музыкальный альманах, 2009.- № 3.- 304 с.

2. Кейт Касл «Балет», изд. АСТ, 2013г.

3.Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо 2010. -№ 2.

4. Интернет ресурсыhttp://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/s/tanets.html

http://tantsymira.ru

Приложение №1.

Буклет

Просмотров работы: 152