Здоровый образ жизни как фактор успешности обучения школьников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровый образ жизни как фактор успешности обучения школьников

Сергеев А.С. 1Сергеева А.С. 1Яшин И.В. 1
1МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №28"
Голубева Е.В. 1
1БПОУ ВО "ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье населения является комплексной характеристикой, отражающей воздействие на человека факторов внешней среды (социально-экономических, экологических, климатогеографических и др.). По данным Всемирной организации здравоохранения на здоровье, как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, влияют условия и образ жизни, генетические факторы, состояние среды обитания, медицинское обеспечение.

Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, - отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.

В современном обществе обострились проблемы сохранения, развития здоровья человека и формирования здорового образа жизни. С одной стороны, уровнем здоровья определяется вся человеческая жизнь в широком диапазоне социального бытия, с другой — оно рассматривается как важнейшее условие воспроизводства и качества рабочей силы, а также человеческого потенциала в целом. Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодежи России.

Практически каждый человек ежедневно задумывается о своем здоровье и здоровье своих близких, - обратил на это внимание в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ. Это происходит независимо от нашего возраста, пола, социально-экономического положения или этнической группы, каждый декларирует свое здоровье как один из самых важных жизненных активов. При этом в обществе существует понимание, что слабое здоровье может препятствовать обучению или работе, личной жизни или социальной активности. К тому же, мы декларируем, что готовы приложить все усилия, если это гарантировало бы нам и нашим родным большую продолжительность здоровой жизни. Обобщая все вышесказанное можно отметить, что, говоря о благополучии, каждый человек часто имеет в виду и состояние его здоровья, определяя его как один из основных компонентов безопасности жизнедеятельности.

Проблема здоровья населения России относится к основным задачам Российской Федерации. Сохранение здоровья нации – одна из приоритетных задач государственной политики, которая должна решаться и через систему образования. Образовательные учреждения призваны не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и воспитывать культуру здоровья, прививать здоровый образ жизни. Учебный и воспитательный процессы должны строиться на применении здоровьесберегающих технологий в обучении. В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретает сохранение здоровья у учащихся образовательных учреждений. Образовательный процесс необходимо строить так, чтобы учащиеся приобрели и знания, и здоровье.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает целенаправленное формирование сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья. Осознание приоритета здоровья наряду с другими жизненными ценностями особенно затрагивает молодое поколение. Повышенное внимание, в первую очередь, к своему здоровью и образу жизни необходимо прививать детям еще дошкольного возраста. Также в данном вопросе особую роль играет школа.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным Минздрава, до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.

Цель работы: оценить влияние образа жизни школьников подросткового возраста на успешность обучения.

Задачи:

1. Изучить факторы формирования здорового образа жизни и выбрать показатели для их изучения;

2. Оценить успешность обучения школьников;

3. Провести анкетирование по вопросам информированности учеников о правилах здорового образа жизни;

4. Разработать рекомендации по ведению здорового образа жизни для школьников.

Одна из важных составляющих программы здоровьесбережения в ходе учебного процесса – профилактика переутомления и нервного напряжения, а также поддержание здорового образа жизни.

Гипотеза: действительно ли поддержание здорового образа жизни влияет на успешность обучения подростков в школе.

Объект исследования – формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – соблюдение правил здорового образа жизни школьниками подросткового возраста.

Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психологическая и эмоциональная устойчивость, отказ от вредных привычек.

1. Основы здорового образа жизни

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Физическое здоровье — это состояние организма человека, адаптированного к различным условиям окружающей среды, состоянием физического развития, и готовностью к выполнению физических нагрузок. Основные факторы физического здоровья человека:

— уровень физического развития;

— уровень физической подготовленности;

— уровень подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;

— уровень резервов организма;

— приспособление к воздействию среды обитания (экология);

— наследственность.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, хорошо работать и вносить свой вклад в жизнь сообщества.

Психическое здоровье человека зависит от огромного количества факторов. Для исследования психического здоровья важным является изучение среды обитания человека, которая является сложным переплетением социальных и природных факторов. Психическое здоровье человека имеет огромное влияние на физическое состояние – это обязательно надо учитывать.

Социальное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.

2. Факторы обеспечения здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

- генетические факторы - 15-20%;

- состояние окружающей среды - 20-25%;

- медицинское обеспечение - 10-15%;

- условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

Генетические факторы. Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.

Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы. Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого.

Не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека.

В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной.

И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

Состояние окружающей среды. Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).

Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:

через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);

через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);

через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами).

Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.

Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы - растениями, насекомыми, микроорганизмами, то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.

Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения.

Вместе с тем человек является частью особой социальной среды - общества. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.

Медицинское обеспечение. По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то есть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.

наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.

Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам: требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения; доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего); ведущая активность принадлежит не населению, а медикам; узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.

Образ жизни. Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.

Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. Образ жизни понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации.

Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образ жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

3. Ведение здорового образа жизни школьниками

В ходе исследования по разработанной анкете было опрошено 63 ученика двух 8 классов МАОУ «Средней общеобразовательной школы №28» г. Череповца. Из них 30,4% - девушек и 69,6% - юношей.

В результате проведенного исследования было установлено, что почти все школьники знают, что такое здоровый образ жизни и стараются его соблюдать. В данном анкетировании затрагивались все основные составляющие ЗОЖ. У современных школьников хорошо развита физическая подготовка, больше половины утверждают, что им нравятся уроки физической культуры в школе – 63,2%. Из-за большой загруженности подростки во внеурочное время уделяют всего около 1 часа в неделю физическим упражнениям – 37,6%.

Двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни.
Его основу составляют занятия физическими упражнениями
и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья (иммунитета) и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных
навыков. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, гибкость, ловкость, быстрота и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья. Человеку очень важно заниматься физическими упражнениями. Они помогают укреплять здоровье. С помощью физических упражнений люди становятся более активными, физически способными, а также у них поднимается настроение. Как известно, путь к здоровью лежит через движение. То, на что следует обратить внимание при физической нагрузке — это самочувствие и здоровье. Несмотря на полезность занятий физкультурой, она может навредить, если человек не обратит должного внимания на своё состояние. Почему важны физические упражнения? Они являются естественной, неотъемлемой частью жизни. Человек состоит из мышц. Но опасность, естественно, состоит не в том, что будет труднее пробежать некоторое количество метров, не имея подготовки, а в увеличенном риске получить болезни. Бег, прыжки, подвижные игры - все это способы развить свои возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. На свежем воздухе результат в разы лучше, на это влияет достаточное количество кислорода, что даже увеличит продуктивность, т.к. мышцы требуют кислород.

Также в данном анкетировании затрагивалось психологическое состояние обучающихся на занятиях и в свободное время. 37,6% восьмиклассников устают так, что уже ничего не может их заинтересовать, и 51,2% - вечером чувствуют себя совершенно разбитыми. В связи с большой загруженностью у школьников наблюдаются серьезные отклонения в психологическом состоянии. Безусловно, на это также влияет соблюдение рациона дня, время отдыха и сна. Давно известно, что психологическое здоровье человека влияет на его физическое здоровье. Целых 50% нашего здоровья зависит от нас самих, т.е. от нашего образа жизни. Традиционно семья рассматривается как естественная среда, обеспечивающая пропорциональное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Семья - это общество в миниатюре, со всеми его достижениями и противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период своего развития: осуществляется переход от модели традиционной семьи к новой, меняются виды и функции семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя и увеличивается рождаемость детей, рождённых вне брака, растет доля неполных семей. Все эти факторы влияют и на здоровье человека. Согласно данным Американской психологической ассоциации, если человек психически болен, то его физическое здоровье также будет показывать признаки бедствия. Многие исследования говорят о том, что плохое психическое здоровье снижает иммунитет тела, что делает его более уязвимым для физических недугов. Стресс, беспокойство и депрессия могут привести к нарушению сна, проблемам с пищеварением, болям в спине, головным болям, усталости и т. д. Гормоны стресса, высвобождаясь в организме, могут привести к повышению кровяного давления и стать спусковым крючком гнева, агрессивности, страха, или других негативных чувств. Если стресс будет продолжаться длительный период, то это может привести к изменениям в гормональном уровне человека. Также исследования показали, что состояние психического здоровья усугубляет физические расстройства и наоборот. Избыточный вес делает детей и взрослых уязвимыми к различным инфекциям и заболеваниям. Он может делать их более раздражительными, влиять на общее самочувствие и здоровье.

Для оптимальной работоспособности организма его нужно обеспечивать витаминами, поэтому приобретает важное значение правильное сбалансированное питание. Данные анкетирования показывают, что фрукты и овощи присутствуют в рационе 2-4 дня в неделю у 37,6% школьников. Газированные напитки, содержащие сахар, присутствуют менее одного раза в неделю у 32% подростков и каждый день – у 3,2%. Сбалансированное питание - это рацион при котором поддерживается баланс витаминов и минералов в организме. Пища должна включать в себя все это, а также возмещать суточную потребность организма в полезных веществах и энергии. Калорийность блюд должна соответствовать энергетическим затратам организма с учетом возраста и нагрузки. Формула здорового питания — это одна часть белка, две части жиров и углеводов три части, то есть 1:2:3. Также можно представить это в процентном соотношении от общей суточной потребности человека: белок — 11-14%, жиры — 32 % и углеводы — 54%.

В современном обществе у многих людей есть вредные привычки, такие как курение и распитие спиртных напитков. В проведенном исследовании выяснилось, что 100% школьников не курят, а 98,4% - никогда не употребляли алкогольные напитки. Курение - самая распространенная вредная привычка, при курении человек вдыхает в себя множество ядовитых веществ, но помимо самого курильщика это вдыхают все, кто его окружает его. Алкоголизм- можно считать не только вредной привычкой, но и заболеванием. Происходит изменение психологического состояния и деградация личности.

При субъективной оценке состояния здоровья оказалось, что 44,8% учащихся оценивают состояние своего здоровья, как хорошее, а 39,2% - удовлетворительное. Однако, у 13,6% учеников примерно каждый день болела голова, а у 24% примерно каждый месяц болела спина.

Заключение

Проведенное анкетирование подтверждает понимание обучающимися средней общеобразовательной школы важнейшую роль правильного питания и достаточной двигательной активности для здоровья человека. Школьники хорошо осведомлены в принципах рационального режима дня и сбалансированного питания, но при этом не имеют возможности применять эти знания в жизни в виду слишком большой загруженности.

Обучающиеся испытывают положительные эмоции от занятий физической культуры на учебных занятиях, однако, в свободное от учебы время лишь единицы уделяют должное внимание физической активности.

Сложность и насыщенность учебного процесса восьмиклассников, требующие мобилизации резервов организма на решение этой задачи в ущерб другим жизненным ценностям, определяют наименьший показатель качества жизни среди опрошенных школьников.

Преподавателю необходимо использовать объективные оценки уровня физического здоровья на занятиях физической культурой, что позволит не только строить педагогический процесс, но и вести регулярный текущий контроль, вносить изменения в учебные планы, что особенно важно в здоровьесберегающем физическом воспитании подростков.

Задача любого государства – способствовать привлечению в спорт как можно больше граждан из всех слоёв населения. Держать под контролем распространение идей о здоровом образе жизни и избавлению от вредных привычек. Проще и доступнее это делать через СМИ, так как достигаются такие условия, как адресность информации, массовость охвата населения, неограниченные возможности для подачи материала, социальное одобрение и «модность» транслируемых ценностей.

Одной из самых важных здоровьесберегающих технологий является нормализация психологического климата. И здесь речь идет не только о климате в ученическом коллективе, но и в семье. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении своих детей, приобщение их к здоровому образу жизни. В семье закладываются основы физического эмоционального и социального развития человека, необходимые ему на протяжении всей жизни. Поэтому необходимо научить родителей правильно организовывать физкультурно-оздоровительную работу в семье, направленную на формирование у детей ценностного отношения к укреплению и сохранению своего здоровья. Необходимо уделять должное внимание поведению подростков на уроках и дома. Важно эффективно распределять свободное время обучающихся, уделять большое внимание отдыху и сну.

Необходимо уделять время физической разминке на уроке. Гипокинезия, или недостаточная двигательная активность учащихся, связана как с большой загруженностью учебной работой, так и с несовершенной методикой организации урока, когда на двигательный компонент в его структуре учитель вообще не обращает внимания. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся, в силу чего значительную часть своего свободного времени они проводят не в движении, а продолжают потреблять информацию (телевидение, компьютер). На уроке можно уделить внимание минуте физических упражнений или дыхательной гимнастике. Даже зрительная гимнастика, например, по методике Э.С. Аветисова, занимает немного времени, но является эффективной.

В связи с вышеизложенным представляются приоритетными следующие направления деятельности образовательных организаций: оптимизация образовательного процесса, продолжение работы над созданием условий для занятий физкультурой и спортом, повышение активности и формирование культуры здоровья школьников, что, несомненно, положительно отразится на состоянии их здоровья и качестве жизни в целом.

Список используемых источников

1. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, И.Р. Муртазина;

2. Гигиенические аспекты качества жизни студенческой молодежи ВУЗов / Фертикова Т.Е., Рогачев А.А.;

3. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г.;

4. Индекс человеческого развития как индикатор качества жизни / И. А. Грипич;

5. Интегральная оценка приверженности здоровому образу жизни как способ мониторинга эффективности профилактических мер / С.А. Шаланова*, Ю.А. Баланова, А.Д. Деева, А.В. Концевая, А.Э. Имаева, А.В. Капустина, Г.А. Муромцева, С.Е. Евстифеева, О.М. Драпкина;

6. Опросники Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по качеству жизни;

7. Оценка подростками своего здоровья / Моисеева Т.А.

8. Психологические аспекты изучения качества жизни обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной Противопожарной службы МЧС России / Д.Н. Церфус, М.В. Карагачева;

Просмотров работы: 18