Оценка влияния санитарно-просветительского урока на уровень знаний вопросов здоровья и гигиены полости рта у детей младшего школьного возраста.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка влияния санитарно-просветительского урока на уровень знаний вопросов здоровья и гигиены полости рта у детей младшего школьного возраста.

Билак К.С. 1
1МАОУ «Лицей № 6» Октябрьского района ГО г.Уфа
Гагина А.В. 1
1МАОУ «Лицей № 6» Октябрьского района ГО г.Уфа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность темы.

Первым шагом на пути к красивой улыбке и оздоровлению всего организма является профилактика заболеваний полости рта и обучение правильной гигиене. Профилактические мероприятия с самого раннего возраста являются одним из ведущих факторов, заложенных в основу здоровья детей. Невыполнение элементарных навыков по уходу за полостью рта ведёт к осложнениям и обострениям стоматологических заболеваний. Кариозные поражения зубов и заболевания слизистой оболочки полости рта снижают качество жизни, негативно влияют на состояние пищеварительной системы, ухудшают внешний вид и общее самочувствие человека. Гигиенический уход за зубами, носящий регулярный характер, предупреждает частоту основных стоматологических заболеваний, обеспечивая, по возможности, благоприятное их течение.

Поэтому так важна оценка уровня осведомленности детей в вопросах индивидуальной гигиены полости рта.

Научная новизназаключается в исследованииуровня осведомленности школьников о правилах гигиены полости ртаи их необходимости,изучении знаний основ гигиены полости рта,детальном изучении особенностей восприятия информацииу школьников 3 «А» классаМОУ «Лицея №6» г.Уфана основе составленных анкет-опросников.

Цель исследования: определить уровень знаний основ гигиены полости рта у школьников.

Задачи исследования:

Провести урок, посвящённый здоровью и гигиене полости рта, для школьников младших классов;

Составить анкеты, содержащие вопросы, касаемо различных областей гигиены полости рта и правильного питания, для проведения социологического опроса детей младшего школьного возраста;

Определить уровень знаний основ гигиены полости рта у школьников до урока о здоровье и гигиене полости рта и после.

Глава 1.Анкетирование и анализ анкет.

Для исследования составлены анкеты-опросники из 11 основных вопросов о гигиене и здоровье полости рта:

1)Как часто ты чистишь зубы?

Только когда чувствую необходимость, могу лечь спать с нечищеными зубами.

Чищу зубы только вечером.

Чищу зубы два раза в день – после ужина и после завтрака

2) Как долго ты чистишь зубы?

Более 5 минут.

Менее минуты, зато интенсивно.

Не менее трех минут.

3) Какой зубной щеткой ты чистишь зубы:

Электрической.

Ультразвуковой зубной щеткой.

Механической – обычной.

4) Твоя зубная паста (зубной порошок) содержат фтор?

Я не знаю.

Нет, не содержат.

Да, содержат.

5) Как часто ты меняешь свою зубную щетку?

Раз в полгода.

Раз в год.

Раз в 2–3 месяца.

6) Пользуешься ли ты пенками, ополаскивателями для гигиены полости рта?

Очень редко.

Не использую.

Да, каждый раз после еды.

7) Ты много ешь сладкого?

Каждый день.

Несколько раз в неделю.

Редко ем сладкое.

8) Часто ли ты ешь творог?

Несколько раз в неделю.

Никогда.

Каждый день.

9) Часто ли ты ешь морковь, яблоки?

Несколько раз в неделю.

Никогда.

Каждый день.

10) Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш, ручку, ногти?

Раньше были, но я от них избавился(лась).

Да, у меня есть такая привычка.

Нет, у меня нет таких привычек.

11) Как часто вы посещаете стоматолога?

Никогда.

Только при крайней необходимости, когда заболит зуб.

Регулярно раз в полгода.

В ходе исследования выявлено следующее: из 32 анкетированных 1 раз в день чистят зубы 4 человека, два раза в день – после ужина и после завтрака – 23 школьника, также 6 детей ответили, что чистят зубы только когда чувствуют необходимость, могут лечь спать с нечищеными зубами. Выяснилось, что 19 детей уделяют чистке зубов менее 1 минуты; 11 ребят тратят на чистку зубов не меньше 3 минут; 2 опрошенных заверили, что тратят на данную гигиеническую процедуру более 5 минут.

Полученные данные показали, что 10 опрошенных меняют зубную щетку 1 раз в 2-3 месяца, у 17 детей смена зубной щетки происходит 1 раз в год и 5 школьников меняют 1 раз в 6 месяцев. Регулярно используют пенки, ополаскиватели для гигиены полости рта - 10, очень редко – 2, вовсе не используют – 20 школьников.

Большая часть школьников младших классов 19 детей ответили, что пользуются механической зубной щеткой, 11 школьников ответили, что чистят зубы электрической зубной щеткой. Ультразвуковой зубной щеткой, по результатам опроса, пользуется 3 учеников третьего класса.

На вопрос о наличии фтора в зубной пасте большая часть школьников (30) ответили, что не знают, 2 ребенка уверены, что их зубная паста не содержит фтора.

На вопрос анкеты о правильном питании - «ты много ешь сладкое?» были получены следующие результаты: 20 школьников младших классов ответили, что каждый день едят сладкое; несколько раз в неделю едят сладкое 10 детей; и лишь 2 ребенка ответили, что редко едят сладкое. Несколько раз в неделю едят творог 17 школьников младших классов, каждый день едят творог – 2; крайне редко едят творог 13 школьников. На вопрос «Часто ли ты ешь морковь, яблоки?» были получены следующие ответы: большая часть школьников начальной школы несколько раз в неделю едят морковь, яблоки (20 человек), 12 детей дали ответ «Каждый день», «Никогда» - 0.

На вопрос «Есть ли у вас вредные привычки вроде привычки грызть карандаш, ручку, ногти?» большая часть школьников (17) признались, что имеют вредные привычки, «Раньше были, но я от них избавился(лась) ответили 5 школьников, а не имеют данные привычки 10 учащихся.

Регулярное посещение врача-стоматолога также представляется нам важным элементом на пути оздоровления нации. Человек не может считаться культурным, если он не заботится о собственном здоровье, и в первую очередь о состоянии ротовой полости. Нам удалось выяснить, что 2 раза в год посещают стоматолога 5 детей, только по крайней необходимости посещают стоматолога 20 детей. Совсем не посещают стоматолога 2 детей.

По итогу анализа анкет школьников третьего класса можно сделать вывод о том, что в целом уровень гигиенических знаний и навыков по вопросам профилактики стоматологических заболеваний недостаточный. Существует необходимость обучения подрастающего поколения и формирования у них навыков правильной гигиены и поддержания здоровья полости рта, в частности:

На базисные вопросывправилах гигиены полости рта о частоте чистки зубов75% школьников допустили ошибки, что стоит расценивать как необходимость восполнения недостатка знаний;

Вопрос, касающийся состава зубной пасты, роли фтора как противокариозного компонента зубных паст, у 95% школьников вызвал затруднение. Соответственно, есть необходимость в более подробном разборе данного вопроса;

Лишь 30% учащихся ответили правильно на вопрос анкеты «Как часто ты меняешь зубную щетку?», что говорит о низком уровне осведомленности школьников о данном вопросе;

Касательно использования дополнительных средств гигиены полости рта существенная доля учащихся не пользуется ополаскивателями после приема пищи, что также необходимо скорректировать для улучшения качества гигиенического ухода за полостью рта;

Вопросы правильного питания также вызвали проблемы у школьников, что свидетельствует о низкой осведомленности школьников о правильном питании.

Глава 2. Урок «Здоровье и гигиена полости рта».

Для учеников 3 класса проведён урок посвящённый здоровью и гигиене полости рта, на котором особое внимание уделили правильной чистке полости рта, выбору зубной щётки и пасты, применение дополнительных средств гигиены полости рта. Так же были освящены вопросы правильного питания.

Каждому человеку стоит придерживаться следующих рекомендаций:

сбалансировать рацион питания, есть побольшесвежих овощей, фруктов и молочной продукции;

при выборе щетки отдавать предпочтение вариантам с синтетическими волокнами;

менять зубную щетку раз в 2-3 месяца;

чистить зубы утром и вечером;

не забывать очищать десна и язык;

после чистки зубов хорошо промыть щетку обычной водой;

после каждого приема пищи пользоваться зубной нитью (чтобы удалять остатки пищи, застрявшей в межзубном пространстве);

посещать стоматолога раз в полгода;

для свежести дыхания использовать ополаскиватели. 

Правильное питание для зубов и десен имеет важное значение. Результатом употребления свежих и натуральных продуктов становится привлекательная и здоровая улыбка на долгие годы, а потребность в посещении стоматолога отпадает.

Полезное питание помогает насытить организм достаточным количеством белков, жиров и микроэлементов, что положительно влияет на состояние зубов и десен.Молочные зубы очень уязвимы перед действием кариесогенных факторов. В условиях недостаточной гигиены микроорганизмы оседают на зубном налете и выделяют в процессе своей жизнедеятельности органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали. Если ребёнок не употребляет твёрдую пищу (значит отсутствует естественная механическая очистка), то увеличивается риск возникновения кариеса молочных и постоянных зубов.. В составтвердых овощей и фруктов (морковь, яблоки, огурцы, свекла и т.д.) входит большое количество витаминов и микроэлементов. Эти полезные составляющие улучшают кровообращение в деснах, а зубы получают достаточное количество кальция и фосфора. При пережевывании этих продуктов формируется много слюны, омывающей полость рта. В результате происходит удаление остатков пищи и болезнетворных бактерий. Молочные продукты уменьшают количество сероводорода, вызывающего неприятный запах изо рта. Сыр считается хорошим профилактическим средством против кариеса, поскольку повышает содержание кальция в зубной эмали. Творог богат белком и кальцием.

Очищать нужно не только зубы, но также язык и щёки ребенка. Детям, как и взрослым, чистить зубы нужно 2 раза в день – утром и вечером после последнего приема пищи. По времени чистка ротовой полости должна проводиться не меньше трёх минут. Зубную щётку нужно прикладывать к зубам под углом 45 градусов, причём так, чтобы половина щетинок лежала на десне, а половина – на самом зубе. Движения зубной щёткой должны быть выметающими по направлению от десны к режущему краю зуба, то есть верхние зубы чистят движениями сверху вниз, нижние – снизу-вверх. Это связано с тем, что горизонтальные движения щёткой истончают эмаль, что приводит к повышенной чувствительности зубов. Жевательную поверхность чистят либо круговыми, либо горизонтальными движениями вперед-назад. На каждом участке делаем примерно 10 движений. Десну массируют вращательными движениями.

Заканчиваем процедуру чисткой языка. Аккуратными движениями неглубоко проходим по спинке языка по направлению от корня к краю. Очистить слизистую языка от налёта можно тыльной стороной щетки или специальной щёткой для чистки языка. Заканчиваем полосканием полости рта чистой водой.

Правильный выбор детской зубной щётки поможет в формировании у ребёнка навыков по уходу за зубами. Ведь, насколько будут здоровы молочные зубы, настолько будут крепки и коренные. Дети не любят чистить зубы, делают это неохотно. С электрической щеткой, ребенок за короткий промежуток времени, способен хорошо очистить свои зубы так, как не смог бы это сделать с обычной. Это служит залогом качественной и эффективной чистки даже в труднодоступных местах.

Глава 3. Проведение повторного анкетирования и анализ анкет.

Спустя 9 месяцев нами повторно проведено анкетирование детей в данном классе. Результаты показали, что дети усвоили и научились применять в жизни знания, полученные на уроке посвящённом здоровью и гигиене полости рта.

Из 32 анкетированных два раза в день – после ужина и после завтрака чистят зубы 28 школьников, что на 5 учеников больше чем до урока, и лишь четверо ответили, что чистят зубы только когда чувствуют необходимость, могут лечь спать с нечищеными зубами. 27 детей уделяют чистке зубов не менее 3 минут, 3 ответили «Менее минуты, зато интенсивно»; так же 2 опрошенных заверили, что тратят на данную гигиеническую процедуру более 5 минут.

Свою зубную щётку стали чаще менять 27 учеников, что на 17 больше чем 9 месяцев назад, так же применять дополнительные средства гигиены такие как ополаскиватели полости рта стали почти все учащиеся 3 класса.

Большая часть школьников младших классов (27 детей) ответили, что стали пользоваться электрической и ультразвуковой зубной щеткой, пятеро используют механическую зубную щетку.

Интересоваться составом своей зубной пасты, наличием в ней фторастала большая часть школьников – 28 человек.

Дети стали осознано подходить к приёму пищи, убирать из ежедневного рациона сладости (19 человек), несколько раз в неделю стали употреблять творог (27 человек), свежие овощи и фрукты добавили в рацион 27 человек. Это порядком выше, чем до обучения. От вредных привычек избавились все 32 ученика 3 класса.

Посещать врача-стоматолога регулярно стали 26, что на12 больше чем было раньше школьников и только 6 человек по крайней необходимости.

Заключение.

Целью настоящего исследования являлось определение уровня знаний основ гигиены полости рта у школьников, проведение урока здоровья и гигиены полости рта, оценка уровня освоения и применения полученных знаний.

В исследовании приняли участие 32 школьника начальной, школы в возрасте 9 лет, учащихся МОУ «Лицей №6» города УфаРеспублики Башкортостан. Был проведен опрос на определение уровня знаний основ гигиены полости рта, посредством ответов на анкеты-опросники.

Анализ результатов подсчета ответов на вопросы анкет показал, что в целом уровень гигиенических знаний и навыков по вопросам первичной профилактики стоматологических заболеваний недостаточный.В результате исследования были выявлены основные проблемные вопросы, на основе которых возможно составление специализированных планов по обучению гигиене полости рта

После изучения теоретического материала по гигиене полости рта по результатам повторного анкетирования школьники дали верные ответы, что говорит об усвоении материала и применении его на практике.

Все поставленные задачи исследования были выполнены и сделаны соответствующие выводы.

Выводы по работе.

До проведения санитарно-просветительской работы опрос учащихся показал низкий уровень знаний вопросов здоровья и гигиены полости рта.

Проведение санитарно-просветительской работы в классе показало отличные результаты, это говорит о необходимости включать в школьную программу уроки, посвящённые здоровью и гигиене человека.

Результаты повторного анкетирования показали высокий уровень знаний учеников в вопросах гигиены полости рта, что в дальнейшем поможет им предотвратить или облегчить течение стоматологических заболеваний полости рта.

Список литературы:

Белая Т.Г. Оценка уровня стоматологической грамотности родителей детей младшего возраста / Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний // Сб.трудов II Российского Регионального конгресса Международной ассоциации детской стоматологии IAPD (29-30 сентября-1 октября 2014г. Москва)/ под общей ред. Кисельниковой Л.П., Дроботько Л.Н. – М: Московский гос. Медикостоматологический ун-т им. А.И. Евдокимова. / сост. – Изд-во Редмер, 2014. – С.13-15

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.

Харитонова М.П., Мосейчук О.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у детей и подростков / Харитонова М.П., Мосейчук О.А. //Учебное пособие, 2019. – 24 с.

Шаковец Н.В., Терехова Т.Н. Особенности гигиенического ухода за зубами детей раннего возраста // Dental Forum. – 2014. - №4. – С.101-102

Просмотров работы: 9