Звезда по имени Солнце

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Звезда по имени Солнце

Фахретдинов Д.Р. 1
1МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Узенбаева В.Р. 1
1МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор темы исследования

Солнце, солнышко то появится, то исчезнет. Но каждый раз оно радует нас. Что такое Солнце? На этот вопрос я давно ищу ответ. Когда был младше, задавал его родителям, они доступно пытались мне объяснить, что солнце круглое, ярко светит и дает тепло и свет. Теперь я стал старше, а вопрос так и остался. Мне хочется больше узнать о Солнце и о его значении для всего живого.

Я решил, более подробно познакомится с Солнцем - с самой важной из звезд на нашем небе. Полученные научные знания я постараюсь изложить в своей исследовательской работе.

Моя работа посвящена исследованию огромной небесной звезды – Солнце. Выбранная тема актуальна тем, что без Солнца невозможна жизнь на Земле. Солнце в нашей жизни играет большую роль: мы радуемся, когда на улице ясная погода – тепло, светло, нет плохого настроения. Это мы видим на примере весны и лета, когда природа «оживает», прилетают птицы, просыпаются насекомые и звери. И, наоборот, на примере осени и зимы - становится холодно, живое все «замирает», звери ложатся в спячку, птицы улетают в теплые края.

Эти явления временны, сезонные. А что же будет, если Солнце погаснет навсегда?

2. Цель исследования – доказать огромное значение Солнца.

3. Задачи исследования:

1. Познакомиться с теоретическим материалом о Солнце.

2. Узнать, что такое Солнце.

3. Познакомится со строением Солнечной системы.

4. Узнать о значении Солнца для растений и людей.

5. Опытным путем изучить свойства Солнца.

6. Выявить осведомленность одноклассников о Солнце

4. Объект исследования, предмет исследо­вания.

Объект исследования:Солнце

Предмет исследования:свойства Солнца (энергия, тепло).

5. Гипотеза исследования:

Без Солнца невозможна жизнь на нашей планете.

6. Методы исследования:

- изучение теоретического материала по теме;

- анализ и сравнение полученных сведений;

- метод опроса – тестирование;

- наблюдение;

- метод эксперимента;

- использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.

7. Практическая значимость.

Материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках в школе, например, на уроках окружающего мира, а также расширят наш кругозор.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава I. СОЛНЦЕ - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

1.1 Исторические факты о Солнце

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы растений, ни животных, ни человека.

Наше дневное светило, дарящее нам благо в виде света и тепла, всегда играло огромную роль в жизни людей. Недаром первым в истории символом единого божества стал солнечный диск. (Приложение 1) Его ввел 35 веков тому назад египетский фараон Эхнатон. (Приложение 2) Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. (Приложение 3) Считалось, что бог Солнце присутствует в каждом предмете и живом существе.

Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь – бог, или Ярило. (Приложение 4) Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками Солнца – бога.

Первый раз Ярлов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярлы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярлу. С наступление темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.

Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит и проходит свой дневной путь по небу и заходит за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.

Издревле люди селились вблизи воды. Река Нил играла важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждает. (Приложение 5)

По представлению древних греков, миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса – верховного бога. В переводе с греческого Гелиос – Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней, он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца. (Приложение 6)

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так жители древней Африки считали, что Солнце – это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку – становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать - наступает ночь.

Древние китайцы думали, что Вселенная – это тело Великана, который рос почти 17 лет до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, а правый – Луной, голос же стал громом.

Древние австралийцы полагали, что Солнце – это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо. От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло.

В каждой из этих легенд имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Из этих легенд видно, что Солнце было предметом поклонения всех народов.

Прошло еще много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

Обобщая тему божества, хочу сказать, с самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца — яркого диска на небе, несущего свет и тепло. Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество.

Большое значение Солнце имело и в народном творчестве. Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве, а ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу. Пословицы и поговорки, загадки о Солнце я указал в своем приложении. (Приложение 7)

Что такое Солнце

Для нас Солнце — это жизнь. Без него не было бы ни воздуха, ни воды на нашей планете, под Солнцем появилась жизнь.

В разных энциклопедиях я нашёл следующие определения Солнца.

Солнце - небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. [3] (Приложение 8)

Солнце — это обыкновенная звезда. Как и все звезды, оно представляет собой огромный светящий газовый шар, излучающий огромное количество света и тепла. [5]

Солнце — центр Солнечной системы, куда входят несколько планет, в том числе и Земля, вращающихся вокруг Солнца.

Солнце — это звезда, но звезда средних размеров по сравнению с миллионами других звезд пространства.

Без этого гигантского огненного шара мы просто не могли бы существовать: наша планета замерзла бы за один день. Солнце - главное светило для нашей планеты Земля. Это самая близкая к нам звезда. Солнце представляет собой раскаленный газовый шар из водорода и гелия, который выделяет энергию в виде света. Есть в нем и другие вещества: кислород, азот, магний, кальций, железо, однако они составляют очень малую часть от общей массы Солнца. Возраст Солнца 4, 6 миллиардов лет. Масса дневного светила равна почти 2·1030кг, это число можно записать в виде двойки с тридцатью нулями. Масса Солнца в 333000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу других планет Солнечной системы, вместе взятых. Диаметр Солнца в 109 раз превосходит земной. Температура Солнца на поверхности 5500°C, а центре – 15000000°C. При такой температуре происходят химические реакции, при этом выделяется огромное количество энергии. Энергия солнечных лучей, падающих на квадратный метр земной поверхности, может заставить работать двигатель. Вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность. Ученые полагают, что Солнце выделяет тепло в результате процессов, аналогичных тем, которые происходят в атомной бомбе.

На первый взгляд, кажется, что наше дневное светило всегда одинаковое, да и что можно заметить на ярком диске? Однако еще в начале 17 века итальянский физик и астроном Галилео Галилей (Приложение 9) с помощью телескопа обнаружил на поверхности Солнца темные пятна. (Приложение 10) Эти пятна перемещались по диску, из чего Галилей сделал правильный вывод о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот оно совершает примерно за 27 земных суток. Сейчас известно, что в областях, которые мы видим, как черные пятна, температура примерно на 1500–2000 °C ниже, чем на остальной видимой поверхности. Поэтому они меньше излучают энергии, в том числе и световой, и нам кажутся темными. В разное время на солнечном диске можно наблюдать различное количество пятен. Они живут несколько дней, иногда несколько недель. Эти пятна — проявление солнечной активности, они говорят о том, что в недрах нашего светила происходят какие-то процессы. Но бывают годы, когда пятен мало или вообще нет. Тогда говорят, что Солнце спокойно.

Расстояние между Солнцем и Землей составляет почти 150 миллионов километров. Самый быстрый «бегун» во Вселенной – луч света, проходит это огромное расстояние от Солнца до Земли около 8 минут, а вот чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле со скоростью 80 километров в час, машине пришлось бы ехать безостановочно 200 лет. На самолёте пришлось бы лететь до Солнца 15 лет. День Солнца празднуется 3 мая.

Я узнал, как образуются звезды. Звезда начинает образовываться, когда большое количество газообразных частиц собираются вместе. Внутри этого облака, кружащиеся частички присоединяют к себе другие, и вся эта группа растет в размерах, ее сила притяжения становится сильней. Частички образовывают большой газовый шар. Шар растет, частички спрессовываются, и давление внутри шара увеличивается. Давление становится таким большим, что увеличивает температуру газа, и он начинает светиться. Когда давление и температура внутри шара становятся очень высокими, начинают происходить термоядерные реакции. Газы становятся звездой. К концу жизни звезды типа нашего Солнца остывают и разбухают, становясь почти в 100 раз больше своих первоначальных размеров. Они превращаются в красных гигантов. С Солнцем это произойдет через 5 миллиардов лет. Наше Солнце – звезда среднего размера.

Состав Солнечной системы

Солнце и планеты на его орбите образуют Солнечную систему, в которую входят остальные звёзды. (Приложение 11) Но они кажутся нам крошечными, и это потому, что очень далеки от нас. На самом деле некоторые из них в диаметре во много раз превышают размеры Солнца.

Изучая нашу Галактику, которая называется Млечный Путь, я заметил, что всё взаимосвязано. Все планеты находятся на своей орбите, у каждой из планет есть свои спутники. У нашей планеты Земля – спутник один – Луна.

Солнцу насчитывается 4,6 миллиардов лет, и по подсчётам астрономов оно просуществует ещё столько же, а потом начнёт медленно умирать.

Когда я об этом прочитал, я сначала обрадовался. Обрадовался тому, что оно не погаснет, пока я живу. Но потом испугался, ведь после меня будут жить и другие люди, и им не обойтись без солнечного света, тепла, так, же как не обойтись без воды и кислорода.

Солнце – одинарная звезда, многие же другие являются бинарными, то есть состоят из двух звёзд, вращающихся вокруг друг друга. Для примера скажу, что одной из самых крупных звёзд является звезда Антарес. Её диаметр в 350 раз больше диаметра Солнца.

Наша галактика состоит, примерно, из ста тысяч миллионов звёзд, а в ширину её размер составляет около ста тысяч световых лет.

Вообще Солнцу принадлежит исключительная роль в Солнечной системе. Без него она просто не существовала бы. Вокруг Солнца вращаются восемь больших планет.

Ближе всех к Солнцу находится планета Меркурий – быстроногий бог. Следующая планета носит имя богини любви Венера. На третьей от Солнца планете мы с вами живем – это планета Земля – богиня земли Гея. Сосед земли Марс получил имя грозного бога войны. Следующая планета Юпитер – верховный бог, отец богов и людей. Пятая от Солнца планета – это Сатурн. Греческий аналог этого бога носил имя Крон – время. Шестая планета от Солнца – это Уран- бог неба. Последняя планета – Нептун – бог морей.

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ СОЛНЦА

2.1 Использование солнечной энергии в природе и человеком

Земля получает минимальное количество света, потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, то есть солнечная энергия превращается в тепло. Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год, потому что на юге больше света и тепла. Растения выделяют кислород, (а кислородом дышим мы люди) поглощая свет, перерабатывая его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Только представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Растения просто погибли, не смогли бы жить без света. А многие животные не могут жить без растений. А другие животные не могут без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка. Солнце дает пищу растениям, растения – это пища травоядным животным, а эти животные пища для хищников. Заметьте, где мало растений, там мало и животных. Животные также обогреваются теплом Солнца.

Сам человек использует солнечную энергию. Самый простой из способов применения солнечной энергии — это применение световых колодцев. Световой колодец представляет собой трубу, передающую солнечный свет с минимальными потерями. Простейший вариант светового колодца — отверстие в потолке. (Приложение12) Кроме этого - солнечные коллекторы, солнечная опреснительная установка, солнечный транспорт на солнечных батареях, солнечная энергия может применяться в различных химических процессах. (Приложение 13) Энергия солнца может использоваться и для пищевой промышленности – это сушка плодов, овощей, ягод.

Еще один способ применения солнечной энергии человеком - солнечные ванны. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь. Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микроорганизмы. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в организме витамина D и кальция, что обогащает состав крови и позволяет организму справляться со всеми болезнями. Эффективность солнечных ванн зависит от количества излучаемых ультрафиолетовых лучей, которое постоянно меняется в течение всего года. Солнце — это мощный сильнодействующий фактор, и поэтому при пользовании его лучистой энергией следует соблюдать определенную осторожность.

2.2 Опытно – экспериментальная работа по исследованию свойств Солнца

Далее я приступил к самой интересной части проекта. Я провел опыты и наблюдения за появлением Солнца на Земле, и его роль в развитии живых организмов на нашей земле.

Опыт №1 «Как происходит смена дня и ночи на Земле?»

Солнце каждое утро восходит на востоке, в течение дня поднимается в южной части небосвода, а к вечеру закатывается на западе. (Приложение 14) Когда оно всходит с Востока, несёт свет и тепло, а когда заходит на запад, становится темно и прохладно, то есть, наступает смена дня и ночи. Ритм человеческой жизни связан с темным и светлым временем суток, то есть, с движением Солнца. Когда тепло и светло, то есть, когда светит Солнце, человек бодрствует, а когда наступает ночь - отдыхает. Чередование дня и ночи создаёт благоприятные условия для всего живого на Земле. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.

На этом я хотел бы с вами поделиться со своими научными знаниями.

Солнце, кроме ежедневного пути от востока к западу, совершает еще одно важное для жителей Земли видимое движение. Оно медленно, но все-таки заметно перемещается по небесной сфере в противоположном направлении с запада на восток, приблизительно на один градус в сутки. Годовое движение Солнца – это причина смены времен года. Лето от зимы отличается количеством тепла, которое получает данное место на Земле. Годовой путь Солнца проходит по большому кругу небесной сферы, который называется эклиптикой. Движение Солнца по эклиптике является причиной интересного явления на Земле. Обитатели Земли, живущие за полярным кругом, в моменты наибольшего удаления Солнца от экватора могут не видеть его целыми сутками – оно становится «не восходящей звездой». Наступает полярная ночь. А летом Солнце проходит суточный путь, не касаясь горизонта, - полярный день. (Приложение 15) Особые точки эклиптики носят название: пересечение с экватором – точки равноденствий (весеннего 21 марта, осеннего 21 сентября), наибольшие удаления от него – точки солнцестояний (летнего – 22 июня, и зимнего- 22 декабря).

Не правы те, кто говорит, что летом теплее, потому что Земля ближе к Солнцу. Как раз ближе всего к Солнцу Земля в январе, когда у нас зима.

Опыт№2. «Роль Солнца для развития живого на нашей планете?»

Я провел опыт. Посадил одновременно несколько луковиц. Три луковицы поставил на подоконник в хорошо освещенном помещении, и еще три луковицы поставил в темный шкаф. (Приложение 16) Первые всходы появились через 4 дня после посадки у луковиц, которые стояли на подоконнике. Всходы у луковиц, которые стояли в шкафу появились на 6 день. Луковицы, которые были выращены в хорошо освещенном помещении, выросли крепкими, зелеными и выглядели красивыми. А те луковицы, которые я спрятал в шкаф, были желтые и отличались по размеру. (Приложение 16)

Вывод: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.

Далее я продолжил свой опыт. Луковицы я накрыл стеклянной баночкой. И я увидел, что та, луковица, которая росла на солнце, выделяет кислород, а луковица в шкафу – нет. (Приложение 16)

Вывод: для образования кислорода необходимо свечения Солнца.

Как же образуется кислород? В зелёных листьях растений содержится зелёный пигмент хлорофилл. Этот пигмент играет важную роль получателя световой энергии в процессе фотосинтеза. С помощью хлорофилла происходит реакция — фотосинтез, и одним из продуктов этой реакции является элемент кислород. Реакция воды и углекислого газа происходит с поглощением энергии, поэтому в темноте первая фаза фотосинтеза не происходит. Фотосинтез — это процесс, от которого зависит вся жизнь на Земле. Он происходит только в растениях. В ходе фотосинтеза растение вырабатывает из неорганических веществ необходимые для всего живого органические вещества. [3]

На примере моих опытов видно, что рост растения напрямую зависит от действия солнечного света и тепла. Чем меньше света попадает на растение, тем хуже оно растёт. А без тепла растение вообще не развивается.

Вывод: все живое на земле зависит от Солнца.

Опыт №3 «Почему светится луна?»

Я провел ещё один опыт. Для своего опыта я взял зеркало и навел его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». В результате своего опыта я сделал вывод, что солнечный свет отражается в предметах. Опыт с зеркалом провел и на улице. (Приложение 17)

Теперь я могу ответить, почему же Луна такая яркая в ночи. Луна, в отличии от звезд, в том числе и Солнца, не излучает постоянного света, однако может отражать, по примеру моего опыта, солнечный свет.

Вывод: лунный свет – это солнечные лучи, отраженные от поверхности Луны. (Приложение 17)

Опыт №4 «Почему небо имеет голубой цвет? Почему заходящее солнце становится красным?»

Я провел еще небольшой опыт, пропустив солнечный луч через призму. Я увидел, что свет, который прошел через призму, распался на все цвета радуги. Подобие призмы я сделал из стеклянного стакана и наполнил его водой. (Приложение 18)

Таким образом, я смог сделать вывод из проведенного мною опыта, что солнечный свет является сочетанием всех цветов. Обычно сочетание цветов воспринимается нами как белый цвет. Оказывается, что сам солнечный луч белый. Я взял лист белой бумаги и направил его на лучик Солнца, и увидел, что он белый. (Приложение 18)

Но в атмосфере присутствуют частички пыли, водяные пары и другие примеси. Когда луч света проходит сквозь атмосферу, различные цвета рассеиваются этими частичками. В атмосфере фиолетовый, синий и зеленый цвета лучше рассеиваются, чем красный и желтый. Когда Солнце низко над горизонтом, в результате рассеивания в атмосфере остается больше красного и желтого цветов, поэтому закат и кажется нам красноватого цвета. (Приложение 18)

Голубой цвет неба также объясняется рассеиванием света. Лучи голубого цвета рассеиваются в воздухе водой и частичками пыли. Когда мы смотрим вверх, именно рассеянный свет придает небу голубой цвет. (Приложение 18)

Оказывается, такое прекрасное явление природы как радуга, тоже рассеивание солнечного света. Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, взвешенных в воздухе. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в спектр. (Приложение18)

Мне стало интересно, что знают мои одноклассники о Солнце. Для этого я провел тестирование на тему: «Что вы знаете о Солнце?» среди 20 учащихся 3 класса. (Приложение 19)

По результатам опроса я выяснил, что ребята недостаточно знают о Солнце, так, например, из 20 опрошенных, знают, что Солнце – это звезда 16 ребят (80%);

-из чего состоит поверхность солнца - известно 3 одноклассникам (15%);

-знают, что солнечный свет уничтожает грибки и бактерии на коже -10 ребят (50%);

-как называется прибор, который обнаруживает пятна на солнце - знают 14 человек (70%);

-в какой день отмечается День солнца - знают 8 ребят (40%).

Результаты опроса представлены в виде гистограммы. (Приложение 20)

Заключение

Изучив Солнце, как научный объект своего исследования, я обнаружил следующие интересные факты:

Солнце — это огромная звезда в центре нашей Солнечной системы. Солнце - источник тепла и света, без которого было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Уже наши предки понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтительным благоговением, поклоняясь ему и обожествляя его образ.

Всего за три дня Солнце посылает на Землю столько энергии, сколько ее содержится во всех разведанных запасах ископаемых топлив. Большую часть этой энергии рассеивает или поглощает атмосфера, особенно облака, и только треть ее достигает земной поверхности.

Вся энергия, испускаемая Солнцем, больше той ее части, которую получает Земля, в 5000000000 раз. Солнечная энергия, падающая на поверхность одного озера, эквивалентна мощности крупной электростанции. 

Мы радуемся, когда видим, что день будет солнечным и огорчаемся, когда небо затянуто тучами. Согласно исследованиям, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели – общую активность нервной системы. Количество заболевших депрессией в пасмурную погоду увеличивается в четыре раза.

Все мы думаем, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое. Желтые тона Солнцу даёт феномен под названием «атмосферное рассеяние».
Солнце имеет диаметр почти 1 392 000 км (примерно в 109 раз больше диаметра Земли). Масса солнца составляет 98% массы нашей Солнечной системы.

Свет проходит среднее расстояние от Земли до Солнца (150 миллионов километров) за 8 минут.

Солнце вращается вокруг центра нашей галактики, Млечного Пути, делая полный оборот каждые 225 – 250 миллионов лет.

Солнце существует уже 4,6 миллиардов лет, при этом оно способно прожить еще столько же. Когда Солнце будет   умирать, оно сильно увеличится в размерах и оттолкнет от себя все планеты вокруг.

Выдвинутая мной гипотеза: без Солнца невозможна жизнь на нашей планете – подтвердилась! Если оно погаснет, то все замерзнет. Если бы не было Солнца, воздух бы на Земле не образовался и выглядел бы как жидкий океан из азота вокруг замершей воды и ледяной суши.

Мне очень понравилась работа по изучению звезды Солнце. Планирую в будущем продолжить знакомство с этой удивительной звездой.

Литература

1. Космос: 4D Энциклопедия в дополненной реальности» / сост. К. Антонова. Тула.: изд. «Дэвар Медиа», 2019

2. Ликум, А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 1» / А. Ликум. М.: изд. «АСТ», 1997

3. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка» / С. И. Ожегов. М. 1990. -с.744, 854

4. Тит, Т. «Научные забавы и занимательные опыты» / Т. Тит. М.: изд. «АСТ», 2011

5. Ушаков, Д. Н. «Толковый словарь русского языка» / Д. Н. Ушаков. М.: изд. «ЛадКом», 2010. – с. 1098

6. Цветков, В. И. «Космос. Полная энциклопедия» / В. И. Цветков. М.: изд. «Эксмо», 2010

7. «Энциклопедия

8. Солнца» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tesis.lebedev.ru/sun_vocabulary.html?topic=1&news_id=39

«Солнце.

9. История праздника» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/biletikaero/den-solnca-2020-chto-eto-za-prazdnik-kak-ego-otmechaiut-primety-i-tradicii-5ead76a3cf77ee27c94236a7

Приложение 1

Солнечный диск

Приложение 2

Эхнатон - египетский фараон

Приложение 3

Бог Атон

Приложение 4

Ярило – бог Солнца у славян

Приложение 5

Ра – бог Солнца у египтян

Приложение 6

Гелиос - греческий бог Солнца

Приложениие 7.

Пословицы и поговорки о Солнце

Солнышко — на место, курочки — на седло, добра женка — за пряслицу.

Придет солнышко и к нашим окошечкам.

Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.

Солнце не померкнет, народ не сломится.

Солнышко на всех ровно светит.

Солнышко садится — батрак веселится.

От солнца бегать — света не видать.

Солнца нет, так и месяц светит.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

И солнце проходит скверные места, да не оскверняется.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

За ушко да на солнышко.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко в мешок не поймаешь.

Взойдет солнце красное, прощай, светел месяц.

Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.

Грело бы красное солнышко, а месяц — как себе знает.

Солнышко нас не дожидается.

Солнце пригреет — все поспеет.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Загадки про Солнце

Летом греет, зимой холодит. (солнце)

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (солнце)

В дверь, в окно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит. (солнце)

Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Красная девушка по небу ходит. (солнце)

Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет. (солнце)

И увидеть рады, и отводим взгляды. (солнце)

Без него мы плачем, а появится – глаза прячем. (солнце)

Один костёр весь свет согревает. (солнце)

Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается.

А улыбка – лучи очень даже горячи. (солнце)

Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (солнце)

Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет. (солнце)

По небу ходит маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей. (солнце)

Утром смотрит нам в оконце и лучом щекочет. (солнце)

Взойдёт Егор на бугор – выше леса, выше гор;

С бугра спускается, за травой скрывается. (солнце)

Колобок, колобок, золотистый бок, за ёлки нырнул, там крепко заснул.

А к утру проснулся – на весь мир улыбнулся. (солнце)

В синей чаще – алый мяч, он и светел, и горяч. (солнце)

Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (солнце)

Не пекарь, а печёт, румянит. (солнце)

Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (солнце)

С неба золотом горит, глянешь прямо – ослепит. (солнце)

Приложение 8

Солнце

Приложение 9 Галилео Галилей

Приложение 10

Темные пятна на Солнце

Приложение 11

Солнечная система

Приложение 12

Световой колодец

Приложение 13

Солнечные коллекторы Солнечные опреснительные установки

Параболические концентраты Солнечный транспорт на солнечных батареях

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Тест

Солнце – это

rСозвездие £ Планета Звезда

2. Солнечный свет уничтожает

r Температуру

£ Грибки и бактерии на коже

Пыль

3. Как называется прибор, который обнаруживает пятна на солнце?

r Лупа £ Микроскоп Телескоп

4.Из чего состоит поверхность солнца?

r Из газов £ Из воды Из огня

5. В какой из дней отмечается День солнца?

3 мая £ 1 июня 31 августа

Приложение 20

Результаты опроса

Просмотров работы: 1528