Введение.
История моего проекта началась четыре года назад, когда ученики 3 «А» класса решили разместить в своем кабинете модель Солнечной системы. Став пятиклассниками, они передали модели планет в школьный музей. Модели планет размещены под потолком в рекреации естественнонаучных дисциплин с соблюдением расстояния от Солнца в астрономических единицах.
Во втором классе я уже познакомился с составом и строением Солнечной системы, и эта тема заинтересовала меня. Я дополнительно изучал различные источники информации и литературу по астрономии и выяснил, что астрономия – очень интересная и увлекательная наука, которая за всю историю существования человечества прошла долгий и тернистый путь.
Хотя в настоящее время состав Солнечной системы известен, но большие телескопы и космические миссии меняют наши знания о ней. Ученые Земли ежедневно получают новую информацию со спутников, телескопов, исследовательских аппаратов. Качество фотографий растет, информация уточняется. Каждая планета Солнечной системы уникальна и является чрезвычайно интересным объектом для изучения.
В ходе работы над проектом я узнал много новой и интересной информации, и захотел поделиться ею с одноклассниками, учениками посетителями школьного музея. Эта работа позволила мне выйти за пределы материала, изучаемого на уроках «Окружающего мира»
Постановка проблемы.
Привлечение широкого круга учащихся к экспозиции школьного музея «Физическая среда» на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель работы: - создание серии плакатов, на которых представлена информация о планетах Солнечной системы, сопровождающих модель Солнечной системы в школьном музее «Физическая среда»;
- разработка и проведение экскурсии для младших классов на основе экспозиции школьного музея дополненной серией информационных плакатов.
Задачи работы:
- узнать состав Солнечной системы;
- для этого изучить различные источники и подобрать информацию о планетах Солнечной системы;
- отобрать и систематизировать информацию для размещения на плакатах;
- создать плакаты на основе полученных материалов;
- разместить плакаты в школьном музее;
- разработать экскурсионную программу для младших школьников на основе экспозиции музея;
- провести экскурсии для первоклассников.
Актуальность проекта:
Актуальность работы заключается в популяризации научных сведений для широкого круга учащихся и различные формы использования музея.
Новизна в том, что у нас появляется первая экскурсионная программа в рамках музея. Моя экскурсия адаптирована для учащихся 1-ых классов, и после соответствующих дополнений может быть использована для учеников других классов.
Солнечная система – это часть галактики - Млечного пути. В центре находится Солнце – самый большой объект Солнечной системы. Солнце – это горячая звезда, состоящая из газов – водорода и гелия. Вокруг него вращается 8 планет, у которых есть спутники, а также астероиды, кометы и различные метеорные тела (рис.1).
Рис.1. Карта Солнечной системы
Общим для всех планет является то, что все они движутся относительно Солнца против часовой стрелки, кроме Венеры. Но есть и различия – по своим характеристикам они делятся на земную группу и планеты-гиганты.
Для характеристики и полного описания планет Солнечной системы ученые используют широкий перечень показателей, а именно орбитальные и физические характеристики (таблица 1).
Таблица 1.
орбитальные характеристики |
физические характеристики |
Большая полуось (км; а.е.) |
Экваториальный радиус (км; земного) |
Перигелий (км; а.е.) |
Полярный радиус (км; земного) |
Афелий (км; а.е.) |
Средний радиус (км; земного) |
Эксцентриситет |
Сплюснутость |
Орбитальный период (суток; юлианского года; звездных суток планеты) |
Площадь поверхности (км², земной) |
Синодический период (суток) |
Объем (км³; земного) |
Средняя орбитальная скорость (км/с) |
Масса (кг; земной) |
Средняя аномалия (°) |
Средняя плотность (г/см³) |
Наклонение орбиты (° относительно плоскости эклиптики; ° относительно солнечного экватора; ° относительно инвариантной плоскости) |
Ускорение свободного падения на поверхности (м/с²; g) |
Долгота восходящего узла (°) |
Вторая космическая скорость (км/с) |
Аргумент перицентра (°) |
Период вращения (суток) |
Спутники |
Солнечные сутки (суток) |
Экваториальная скорость вращения (км/ч; м/с) |
|
Наклон оси (°) |
|
Прямое восхождение северного полюса (°) |
|
Склонение северного полюса (°) |
|
Альбедо (сферическое; геометрическое) |
|
Температура поверхности (средняя, К) |
|
Видимая звездная величина (m) |
|
Угловой диаметр (") |
Принимая во внимание большое количество и сложность восприятия указанных данных, мною были отобраны наиболее доступные и интересные для одноклассников и посетителей школьного музея и размещения на плакатах. В этот список вошли:
орбитальные характеристики (орбитальный период, спутники, среднее расстояние от Солнца),
физические характеристики (средний радиус, масса, период вращения, наклон оси, температура поверхности),
история изучения планеты, дата открытия,
интересные факты о планете.
Все данные представлены на плакате в виде графических символов, рисунков или текста (Приложение 1). Так, например, для иллюстрации массы планеты в сравнении с массой Земли были выбраны чашечные весы, которые отражают данную физическую характеристику, а амплитуда температур показана в виде столбчатой диаграммы красно-синего цвета с указанием температуры. Плакаты дополняют: символ планеты, её порядковый номер от Солнца (вверху слева и справа) и вид планеты из космоса (внизу).
2. Практический раздел.
Для работы над проектом был составлен план.
На первом этапе я собирал материал о планетах (физических свойства, истории открытия и исследования). Важно было собрать такую информацию, чтобы она стала интересна людям разного возраста и отражала главные факты о планете.
Только собрав все необходимые сведения о планетах, я приступил к созданию плакатов, которые оформил на уроках информатики (Приложение 1).Таким образом, была создана серия из восьми плакатов. Плакаты напечатаны на пластике и размещены в школьном музее «Физическая среда» (рис.2).
Рис.2. Плакаты в школьном музее «Физическая среда»
Затем я приступил к формированию экскурсионной программы, основу которой составляют модели планет и плакаты.
Для формирования интереса первоклассников экскурсия начинается с письма, которое зачитывает классный руководитель. В письме ребята получают приглашение на экскурсию, а также в качестве входного билета им необходимо ответить на три вопроса (Приложение 2).
При входе в музей они знакомятся с понятиями «гравитация» и «невесомость», выполняя задания экскурсовода.
В музейном кинотеатре их ждет короткий видеоролик о формировании Солнечной системы.
Программу продолжает экскурсия по музею, с остановками около каждой планеты (Приложение 3).
По итогам услышанного ребятам предлагается выполнить задания как в группе-всем классом, так и индивидуально. В завершении экскурсионной программы каждый первоклассник получает знак «Юный астроном-любитель».
С программой экскурсии и её содержанием можно познакомиться в приложении к данной работе (Приложение 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Завершив работу я:
подробно познакомился и изучил состав Солнечной системы;
изучил планеты Солнечной системы;
научился создавать плакаты вMicrosoft Office PowerPoint и конвертировать их в PDF;
составил экскурсионную программу для первоклассников;
провел экскурсии в школьном музее;
получил навыки планирования работы;
работал с различными источниками информации.
Результат – серия плакатов для школьного музея и реализованная экскурсионная программа для первоклассников.
Я смог почувствовать себя популяризатором науки, ведь важно не только знать самому, но и поделиться этим знанием с другими. Разработанная экскурсия после соответствующих дополнений может быть использована для учеников других классов, а значить, работа может быть продолжена.
Список используемых источников
1. Любительская астрономия: люди, открывшие небо/И.Ю. Позднякова—Москва: Издательство АСТ, 2018. -334, [2] с.:ил-(Библиотека Гутенберга)
2. Сурин В.Г. Астрономия. Популярные лекции. —Изд.2-е, расширенное. —М.: Издательство Московского Центра Непрерывного Математического Образования, 2019. —352с.
3. С. Дубкова Увлекательная Астрономия. -М: ООО «печатная Слобода», 2014. -288 с.
4. Удивительные планеты/ Натарадж, Нирмала; [пер с англ. К.Л.Маленникова]. —Москва: Эксмо, 2019. —256 с.: ил.— (Подарочное издание. Миссия «Космос»).
5. Сетевое издание Ин-Спейс (https://in-space.ru) (даты обращения с 27.01.2020г. по 28.02.2020 г.)
6.Проект «О– Космосе.ru» Статья «Венера» https://o-kosmose.ru/solnechnaya-sistema/opisanie-i-harakteristiki-planety-venera (даты обращения с 27.01.2020 г. по 28.02.2020 г.)
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Дорогие ребята!
Приглашаем вас совершить невероятное и познавательное путешествие по Солнечной системе. Вам предстоит:
преодолеть расстояние в 4,5 млрд. км за 30 минут,
прикоснуться к звезде с температурой 6000 градусов и остаться живыми,
узнать где дуют самые сильные ветры, самый длинный год и самый короткий день и еще много удивительных фактов.
Отправиться в путешествие можно лишь в том случае, если вы ответите на три вопроса.
1. Почему Солнечная система получила такое название?
2. Как называется планета, на которой мы живем?
3. Какая по счёту от Солнца наша планета?
Астроном-любитель Федор
и музей «Физическая среда»
Приложение 3.
Солнце и Солнечная система
Солнечная система-это Солнце с вращающимися вокруг него космическими телами (планетами, кометами, астероидами).
Мы все знаем, как выглядит Солнце: большой горячий светящийся шар. И в данном случае зрение нас не обманывает: Солнце – это звезда и, как и другие звезды, представляет собой огромный шар из газа, который горит и согревает все вокруг.
Попробуем на примере объяснить, что Солнце больше Земли в 109 раз. Это примерно, как сравнить футбольный мяч с горошиной.
И это огромное Солнце мы видим на небе совсем небольшим. Значит, оно очень далеко.
В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг него движутся 8 планет, в том числе наша Земля. Все они отличаются друг от друга.
Планеты можно разделить на две группы: планеты земной группы и газовые гиганты. Планеты земной группы обладают твердым поверхностным слоем в отличие от газовых гигантов.
Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Познакомимся с ними.
Меркурий
Эта планета находится к Солнцу ближе всего. Она маленькая и «шустрая»: совершает оборот вокруг Солнца быстрее всех других планет. Поэтому ее назвали в честь римского быстроногого бога торговли.
Год длится на Меркурии всего 88 дней. Зато день очень длинный — более 58 суток — так неторопливо крутится эта планета вокруг своей оси. Это приводит к большой разнице в температуре «днем» и «ночью»: часть, обращенная к Солнцу, успевает прогреться до 427 градусов, зато другая сторона планеты остывает до -173.
Венера
Эта планета очень красивая и яркая, и ее можно увидеть даже в дневное время и без телескопа, поэтому ее называют Утренней звездой.
Венера названа в честь древнеримской богини любви и красоты.
Венеру часто называли «близнецом Земли» — она, действительно, похожа на нашу планету и размером, и массой, поэтому раньше считалось, что на ней может быть жизнь. Но нет: на Венере слишком жарко — около 460 градусов. Это самая горячая планета в Солнечной системе. Кроме того, в атмосфере Венеры практически нет кислорода, необходимого для жизни — вся планета окутана ядовитыми облаками из углекислого газа. Люди, конечно же, не смогли бы существовать в таких условиях; да и других признаков жизни здесь тоже не обнаружено.
Один год на Венере равен 224 дням на Земле, но там не бывает «зимних холодов» и вообще смены времен года — всегда царит жаркое лето.
Кстати, все планеты Солнечной системы двигаются в одну сторону, а Венера — в другую.
Земля
Планета Земля, на которой мы все живем, — третья по расстоянию от Солнца.Этo наш poднoй дoм, уникaльнoe мecтo в Coлнeчнoй cиcтeмe и Bceлeннoй, вeдь пoкa нaм извecтнa лишь жизнь нa Зeмлe.
Единcтвeннaя плaнeтa, нe имeнoвaннaя в чecть бoжecтвa.
Ближе всех небесных тел к Земле располагается ее естественный спутник — Луна, кoтopая влияeт нa физичecкиe измeнeния плaнeты (нaпpимep, пpиливы и oтливы). Лунa – eдинcтвeннoe нeбecнoe тeлo, пo кoтopoму гулял чeлoвeк.
Марс
Следующая по удаленности от Солнца и самая «изученная» планета Солнечной системы после Земли. На Марс отправлены марсоходы, на орбите работают космические аппараты, благодаря чему мы смогли многое узнать об этой планете.
Красноватый цвет планеты, из-за которого она получила имя древнеримского бога войны, вызван большим количеством оксида железа на поверхности.
Температура на Марсе очень низкая — в среднем -47 °C. Но, в отличие от Венеры, здесь бывают теплые и холодные периоды; летом в некоторых точках может потеплеть до 20 градусов днем — и похолодать ночью до -90 °С. Такую огромную разницу температур создают ветра и сильно разреженная атмосфера.
На Марсе самые высокие горы и самые глубокие впадины из всех известных планет нашей системы. Также там расположены крупнейшие вулканы.
На Марсе есть вода. Из-за низких температур она существует в виде льда.
Группу газовых гигантов возглавляет Юпитер.
Юпитер
Самая крупная планета Солнечной системе. Она тяжелее Земли в 300 раз. Поэтому она и получила свое имя в часть главного римского бога.
День на Юпитере длится 10 земных часов, а год — 12 земных лет.
На Юпитере вообще нет твердой почвы — вся планета представляет собой сгусток газа. Это делает ее похожей больше на звезду, чем на планету.
У Юпитера 69 спутников. Они были открыты знаменитым астрономом Галилео Галилеем еще в 1610 году.
Знаменитой особенностью Юпитера является красное пятно, также постоянно меняющее цвет, размер и форму и хорошо различимое на фото планеты. Это не особенности рельефа, а гигантский ураган — его размер в три раза больше диаметра Земли, а скорость достигает 450 км в час.
Сатурн
Эта планета во многом похожа на Юпитер: она крупная (вторая по величине в Солнечной системе), не имеет твердой поверхности. Есть сходство и в составе атмосферы, и особенностях движения.
Вокруг своей оси Сатурн вращается довольно быстро: сутки на этой планете составляют 10 часов 33 минуты.
Главной особенностью Сатурна являются его кольца. Кольца — плотные образования изо льда, пыли и камней — есть у четырех газовых планет-гигантов, но у Сатурна они самые заметные. Знаменитые кольца Сатурна были открыты астрономами в 1610 году, но до сих пор нет теории, объясняющей их образование.Сейчас известно о 53 спутниках Сатурна, но есть основания полагать, что их больше.
Уран
Эта планета стала первой, о существовании которой люди узнали только после изобретения телескопа: ее открыл в 1781 году английский астроном Уильям Гершель.
Масса Урана почти в 15 раз больше массы Земли.
Уран — самая холодная из всех планет Солнечной системы, хотя и не самая удаленная от Солнца. На этой планете зарегистрирована самая низкая температура: -224 °C.
У Урана нет твердой поверхности, но это и не только газ: газообразная атмосфера этой планеты плавно переходит в жидкие слои, состоящие из смеси воды, аммиака и метана. Из-за низких температур это скорее лед, чем жидкость, поэтому астрономы называют Уран «ледяным гигантом».
День на Уране длится 17 земных часов, а год — 84 земных года.
У Урана 27 спутников.
Интересной особенностью этой планеты является ее положение: Уран вращается вокруг своей оси, как бы «лежа на боку». Из-за такого положения «времена года» на планете довольно необычные: 42 года «лета» и солнечного света в полушарии, направленном к Солнцу, — и непрерывная «полярная ночь» длиной в 42 года в противоположном полушарии. Потом полушария меняются.
Уран визуально кажется сине-зеленым из-за присутствия незначительного количества метана в атмосфере.
Нептун
Самая удаленная от Солнца планета — Нептун — была и открыта позже других, только в 1846 году. Причем не в результате наблюдений, а благодаря математическим расчетам.
Нептун — одна из самых больших в Солнечной системе планет, ее масса больше, чем у Земли, в 17 раз. Планета представляет собой шар из газа и льда, с каменистым ядром.
Сутки на Нептуне составляют около 16 часов, а год является самым длинным по сравнению с годом на остальных планетах: его продолжительность здесь составляет около 165 земных лет.
Из всех планет Солнечной системы самая низкая температура зарегистрирована на Уране, но на спутнике Нептуна — Тритоне — зафиксировали температуру еще ниже: -235 °C. При этом поверхность этого спутника вполне активна: на ней наблюдались извержения вулканов или гейзеров.
Всего вокруг Нептуна вращаются 14 спутников. Тритон — самый крупный из них.
Приложение 4.
https://disk.yandex.ru/d/MUpmHQMxk7_Bzw |