Сравнительный анализ построения простого предложения в английском и русском языках.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ построения простого предложения в английском и русском языках.

Баймлер И.К. 1
1МАОУ "СОШ №5 г.Челябинска"
Кравцова С.А. 1Иванова Е.В. 2
1МАОУ "СОШ №5 г.Челябинска"
2Учитель русского языка и литературы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У каждого народа свой язык, при помощи которого мы общаемся, передаем свои чувства, мысли. Я говорю свободно, не задумываясь о том, как именно мне нужно поставить слова в предложении. Точно так же, как ребенок, который учится ходить, просто идет, не задумываясь об этом. Но вот я стал изучать второй язык – английский, и сразу обратил внимание, что там просто так не выразишь свои мысли, нужно четко придерживаться определённых правил. Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому я решил рассмотреть ее более подробно.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения уважения к другому языку. Для меня проявлять уважение к другому языку — это говорить на нем с использованием всех правил лексики и грамматики. Противоречие между необходимостью уважения к другому народу, с одной стороны, и отсутствием конкретных рекомендаций как полного комплекса при построении простого предложения, с другой стороны, определили проблему исследования: какие правила используем при построении простого предложения, чтобы строить свою речь грамотно, уважая язык людей, говорящих на английском языке. Все вышеизложенное и побудило нас выбрать тему исследования: «Сравнительный анализ построения простого предложения в английском и русском языках».

Целью работы является сравнение построения простых предложений двух языков.

Объектом исследования являются слова.

Предметом исследования является место главных и второстепенных членов предложения в построении простых словесных конструкций.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, если человек знает четкую конструкцию построения предложения в разных языковых нормах, может грамотно выстраивать свою речь и проявлять уважение к другому языку.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

Изучить место главных и второстепенных членов предложения в разных языковых нормах.

Изучить сходства и отличия между построением предложений в русском и английском языках.

Изучить место слов, которые будут в предложениях помимо подлежащего и сказуемого.

Изучить мнение одноклассников о построении слов в предложениях, учитывая разные языковые нормы.

Сформулировать рекомендации как комплекса по построению и указанию мест в простом предложении.

Разработать и изготовить индивидуальный раздаточный материал для учеников в виде карманного справочника, т.е. пособия с информацией и таблицами.

Создать на своём канале ознакомительное видео с главной информацией, с рассмотрением конкретных примеров и таблиц.

С целью достижения поставленных задач нами был разработан комплекс взаимосвязанных методов исследования, включающий анализ литературы, описание и сравнение, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов, моделирование, видеосъемку.

Теоретическая значимость работы заключается в создании целостного комплекса правил при построении простого предложения в английском языке.

Практическая значимость исследования, заключается в систематизации всех изученных правил, которыми можно пользоваться как алгоритмом при решении поставленного вопроса.

1.Структура простого предложения. Грамматическая основа.

Предложение – основная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль. В предложении такую мысль выражает грамматическая основа. Грамматическая основа может иметь и подлежащее, и сказуемое или только подлежащее, или только сказуемое [5].

Подлежащим может быть существительное или местоимение, точно так же и в английском языке. Сказуемое-глагол показывает, какое действие совершил главный объект. Также мы знаем, что в русском языке предложения могут быть без подлежащего или сказуемого, смысл предложения будет понятным, так как мы можем добрать отсутствующие члены предложения из контекста, то есть домыслить. Наш мозг делает это интуитивно, мы даже не задумываемся об этом.

В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.

1.1 Члены предложения в русском языке.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? или что? - «мы пойдём». В русском языке подлежащее может быть выражено существительным в И.п. ед. и мн.ч., местоимением в И.п., числительным в И.п.

Сказуемое раскрывает то действие, которое совершает подлежащее. Отвечает на вопросы: что делает? что сделает? - «мы пойдём». Сказуемое может быть выражено разными самостоятельными частями речи в зависимости от своего вида. В связи с этим сказуемое может быть выражено: глаголом (в любой форме), существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием (синтаксически неделимым сочетанием слов), фразеологизмом, междометием [8].

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? Чей? [6] Определение может быть выражено в русском языке прилагательным (чаще всего), порядковым числительным, местоимением, причастием, существительным, неопределённой формой глагола, словосочетанием (неделимым) [6].

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения. Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме И.п.). В русском языке, как правило, дополнения выражены существительными (в косвенных падежах), но также могут быть выражены местоимением, числительными, неопределённой формой глагола и словосочетаниями (названия картин, фильмов, книг и т.д., фразеологизмы) [4].

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия. Отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? Выражается обстоятельство в русском языке чаще всего наречием, также может быть выражено существительным (в косвенном падеже), деепричастием (соответствующим оборотом), неопределённой формой глагола [4].

1.2.Особенности построения слов.

Особенности построения слов в повествовательном предложении.

В русском языке одной из особенностей построения слов в повествовательном предложении является то, что подлежащее обычно предшествует сказуемому. После чего следуют второстепенные члены предложения: дополнение и обстоятельство. Определение, как член предложения, обозначающий признак предмета, как правило, стоит перед определяемым словом (подлежащим), но строго его позиция не закреплена. Такой порядок слов называется прямым.

Однако существует и обратный порядок слов, который допускает наличие подлежащего на месте сказуемого, а само предложение может начинаться с определения, обстоятельства или сказуемого. В стилистике такой приём получил название «инверсия», с которой особенно часто мы сталкиваемся в художественной литературе. Пример: Пошли раз двое наших заводских траву смотреть.

Особенности построения слов в побудительном предложении.

Побудительные предложения строятся по такой же схеме, как и повествовательные. Однако сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении, может и предшествовать местоимению-подлежащему. В таком случае категоричность самого высказывания заметно смягчается [8]. Пример:

Особенности построения слов в вопросительном предложении.

В вопросительных предложениях мы наблюдаем обратную ситуацию, где на первое место выходит сказуемое, после которого следует подлежащее. Таким образом вопросительное предложение не всегда требует наличия вопросительного слова. В русском языке зачастую его заменяет вопросительная интонация [8]. Пример: Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?

2. Простое предложение в английском языке.

2.1. Подлежащее и сказуемое в английском предложении.

Простое предложение в английском языке требует обязательного наличия в нём подлежащего и сказуемого. Подлежащее английского языка может быть выражено существительным или местоимением. В случае, когда речь идёт об активном залоге, подлежащим является:

лицо или предмет, которые совершают действие (Tim likes doing homework after lunch- Тим любит делать домашнее задание после обеда).

лицо или предмет, о которых идёт речь в предложении (The apple is tasty – Яблоко вкусное);

Если предложение строится в пассивном залоге, то в таком случае подлежащее -это лицо или объект, над которым совершается действие (Katewaspunishedbyhermother - Кейт была наказана её матерью).

Сказуемое (или предикат) может быть:

-простым,

-составным.

Составные сказуемые делятся на 2 вида:

-составные именные (глагол-связка + именная часть);

Составные глагольные (модальный глагол + инфинитив).

2.2. Второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения в английском предложении служат для предоставления дополнительной информации или для расширения уже имеющейся. В английском языке, как и в русском, второстепенными членами предложения являются дополнение, определение и обстоятельство.

Дополнение может быть представлено в виде существительного, местоимения, прилагательного или причастия (которые выполняют роль существительного), герундия или инфинитива глагола (Could you give it to me, please?-Ты мог бы дать мне это, пожалуйста?) [2].

Определение чаще всего выражено прилагательным или причастием. Реже местоимением, наречием или порядковым числительным (I have got six apples -У меня шесть яблок) [2].

Обстоятельство наиболее часто выражены наречиями, существительными или местоимениями. Так же они могут быть представлены в виде инфинитива или причастия (Last night I woke up because of noise - Прошлой ночью я проснулся от шума) [2].

Стоит отметить, что в отличие от русского предложения, в английском для каждого из второстепенных членов отведено специальное место. Так, дополнение обычно стоит после сказуемого. Определение - перед существительным, которое оно характеризует. Обстоятельство же ставится либо перед сказуемым, либо сразу же после дополнения.

3.Порядок слов в простом предложении английского языка.

Порядок слов в английском языке играет более важную роль, чем в русском. Лингвисты объясняют это тем, что русский язык богат суффиксами, префиксами и окончаниями, которые ярко демонстрируют связь между словами в предложении, а значит позволяют ему не иметь чёткой структуры.

В английском языке связь между словами демонстрируется только при помощи их положения в предложении. А это значит, что в данном языке велика роль порядка слов. Изменение его приводит к изменению смысла предложения. Сравните:

A cat chases a mouse. Кошкапреследуетмышку.

A mouse chases a cat. Мышка преследует кошку.

Давайте более подробно рассмотрим типы предложений английского языка и их построение на примере трёх грамматических времён: Present Continuous (Настоящее длительное), Past Continuous (Прошедшее длительное) и Future Continuous (Будущее длительное) [1].

3.1.Утвердительное предложение.

Данный тип предложения характеризуется прямым порядком слов: подлежащее + сказуемое + второстепенные члены. В утвердительном предложении английского языка на первое место выносится подлежащее, на второе -сказуемое, а далее идут второстепенные члены предложения.

3.1.1.Утвердительное предложение в Present Continuous.

Present Continuous (или Настоящее длительное) служит для того, чтобы рассказать о действиях, происходящих в момент речи. Для построения такого предложение, как уже было сказано выше, необходимо на первое место поставить подлежащее, затем вспомогательный глагол to be (согласованный с подлежащим), смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке: подлежащее + вспомогательный глагол (am, is,are)+ смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Глагол to be в настоящем времени имеет три формы (am, is, are), каждая из которых относится к определённым местоимениям (существительным, выраженным местоимениями). Так форма am подходит к местоимению I, форма is к местоимениям he, she it, а форма are к we, you, they. She is playing the piano now - онаиграетнапианиносейчас.

3.1.2.Утвердительное предложение в Past Continuous.

Past Continuous (или Прошедшее длительное) служит для того, чтобы рассказать о длительных действиях, происходящих в определённый момент в прошлом. Для построения такого предложение, аналогично Present Continuous, необходимо на первое место поставить подлежащее, затем вспомогательный глагол to be (согласованный с подлежащим), смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке.

подлежащее + вспомогательный глагол (was, were)+ смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Однако в данном времени нам необходимо использовать глагол to be во второй форме (was, were), каждая из которых относится к определённым местоимениям (или существительным, выраженным местоимениями). Так форма was подходит к местоимениям единственного числа I, he, she it, а форма were к местоимениям множественного числа we, you, they. She was playing the piano yesterday at 5 in the morning - онаиграланапианиновчеравпятьчасовутра.

3.1.3.Утвердительное предложение в Future Continuous.

Future Continuous (или Будущее длительное) служит для того, чтобы рассказать о действиях, которые будут происходить в определённый момент времени\ некоторый промежуток времени в будущем: подлежащее + will + be + смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Схема построения такого предложение будет немного отличаться от двух предыдущих. Как и всегда, нам необходимо на первое место поставить подлежащее, а вот затем вспомогательный глагол will, вспомогательный глагол be (без частички to), смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке. She will be playing the piano tomorrow morning at 5 o’clock - онабудетигратьнапианинозавтраутромвпятьчасов.

3.2.Отрицательное предложение.

подлежащее + вспомогательный глагол+not +cмысловой глагол+ второстепенные члены. Данный тип предложения также характеризуется прямым порядком слов. В отрицательном предложении английского языка на первое место, как и в утвердительном, выносится подлежащее. Затем идёт вспомогательный глагол (соответствующий времени), отрицательная частица not, после чего ставится сказуемое (смысловой глагол) и второстепенные члены предложения.

3.2.1.Отрицательное предложение в Present Continuous.

подлежащее + вспомогательный глагол (am, is,are)+ not+смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Для построения отрицательного предложения в Present Continuous необходимо на первое место поставить подлежащее, затем вспомогательный глагол to be (согласованный с подлежащим), отрицательную частицу not, смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке. She is not playing the piano now - онанеиграетнапианиносейчас.

3.2.2.Отрицательное предложение в Past Continuous.

Для длительных действий, которые не происходили в определённый момент в прошлом. При построении отрицательного предложения в Past Continuous на первое место выносится подлежащее, затем вспомогательный глагол to be (согласованный с подлежащим), затем отрицательная частичка not, смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке: подлежащее + вспомогательный глагол (was, were)+ not+ смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. В данном времени нам так же необходимо использовать глагол to be во второй форме (was, were).

She was not playing the piano yesterday at 5 in the morning - онанеиграланапианиновчеравпятьчасовутра.

3.2.3.Отрицательное предложение в Future Continuous.

Для действий, которые не будут происходить в определённый момент времени или некоторый промежуток времени в будущем: подлежащее + will+not + be + смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Здесь нам необходимо на первое место поставить подлежащее, затем вспомогательный глагол will и частицу not, вспомогательный глагол be (без частички to), смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке.

She will not be playing the piano tomorrow morning at 5 o’clock - онанебудетигратьнапианинозавтраутромвпятьчасов.

3.3.Вопросительное предложение.

Этот тип предложения характеризуется непрямым (обратным) порядком слов, то есть подлежащие ставится после сказуемого. А так же подобно русскому языку мы прибегаем к вопросительной интонации. В английском языке существует несколько видов вопросительных предложений. Остановимся более подробно на двух из них: общий вопрос и специальный вопрос [9].

Общий вопрос формируется с помощью инверсии: вспомогательные и большинство модальных глаголов (can, could, may, might, should) ставятся перед подлежащим в начало предложения. Важно отметить, что на такой вид вопроса подразумевается два варианта ответа: либо да, либо нет.

What

Что?

Who

Кто?

Which

Который?

When

Когда?

Where

Где?

Why

Почему?

How

Как?

How many/much

Как много?

Вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол+ второстепенные члены. Специальный вопрос - вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол+ второстепенные члены. Используется для получения дополнительного факта. На данный тип вопроса невозможно ответить да\нет. Такой вопрос начинается со специального (вопросительного) слова, которое указывает на то, какая именно информация необходима говорящему. Далее используется уже знакомый нам порядок слов [7].

Наиболее распространённые вопросительные слова английского языка представлены в таблице.

3.3.1.Вопросительное предложение в Present Continuous.

Для вопроса, касающегося действий, происходящих в настоящий момент времени: вспомогательный глагол (am, is,are)+ подлежащее+смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Для построения такого предложения нам необходимо на первое место поставить вспомогательный глагол to be (согласованный с подлежащим), подлежащее, после чего смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке.

Is she playing the piano now? - онаиграетнапианиносейчас?

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО + вспомогательный глагол (am, is,are)+ подлежащее+смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. При построении специального вопроса используется почти идентичная схема предложения:

What is she doing now?- Что она делает сейчас?

3.3.2.Вопросительное предложение в Past Continuous.

Для вопроса о длительных действиях, которые происходили в определённый момент в прошлом. При построении этого типа предложения в Past Continuous на первое место выносится вспомогательный глагол to be (согласованный с подлежащим), затем сказуемое, после чего смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке.

Вспомогательный глагол (was, were)+подлежащее+ смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Was she playing the piano yesterday at 5 o’clock in the morning - онаиграланапианиновчеравпятьчасовутра?

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО + вспомогательный глагол (was, were)+ подлежащее + смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Для специального вопроса используется следующая схема предложения: Whatwasshedoing yesterdayat 5 oclockinthemorning- что она делала вчера утром в 5 часов?

3.3.3.Вопросительное предложение в Future Continuous.

Для вопросов о действиях, которые будут происходить в определённый момент времени или некоторый промежуток времени в будущем.

Will+ подлежащее + be + смысловой глагол с - ing + второстепенные члены.

Здесь мы ставим на первое место вспомогательный глагол will, затем подлежащее, после вспомогательный глагол be (без частицы to), смысловой глагол с окончанием -ing и далее все второстепенные члены предложения в правильном порядке.

Will she be playing the piano tomorrow morning at 5 o’clock - онабудетигратьнапианинозавтраутромвпятьчасов?

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО + will + подлежащее+смысловой глагол с - ing + второстепенные члены. Для специального вопроса подходит данная схема:

What will she be doing tomorrow morning at 5 o’clock - что она будет делать завтра утром в пять часов?

4.Побудительные предложения в английском языке.

Побудительные предложения, выражающие просьбу или команду, в английском характеризуются отсутствием подлежащего. Глагол же используется только в форме инфинитива (то есть без частицы to). Категоричность такого высказывания не типична для английской культуры, поэтому такие конструкции редко можно услышать. Зачастую в подобных предложениях англичане стараются использовать слово please (пожалуйста) [3].

Сравните: Go and buy some milk! - иди и купи молока! Goandbuysomemilk, please! - иди и купи молока, пожалуйста.

5. Выводы по сходству и различию в построении русского и английского предложений.

1. Понятие простого предложения в английском и русском языках совпадают.

2. Главные и второстепенные члены предложения так же совпадают. Они могут быть выражены одними и теми же частями речи.

3. Порядок слов в русском языке нефиксированный. В английском языке наоборот. Строгие правила построения предложений обусловлены отсутствием в английском языке падежей и окончаний. (русский язык- синтетический, английский -аналитический)

4. При изменении порядка слов в английском языке, в отличие от русского, может наблюдаться изменение смысла.

5. В английском языке обязательно наличие подлежащего и сказуемого в предложении.

6. В отрицательном предложении английского языка часто встречаются сокращения, в русском языке никогда.

7. Вопросительное предложение в русском языке формируется за счёт интонации, в английском при помощи вспомогательных глаголов.

8. Побудительное предложение в английском языке менее распространено, чем в русском.

6.Анкетирование среди пятиклассников.

Мы решили узнать, с какими темами у школьников возникают трудности. Для этого были составлены довольно простые вопросы для анкетирования, исходя из того, что учащиеся изучают в школе.

В конце декабря 2020 года мы провели анкетирование, чтобы выяснить, какие темы осветить в карманном справочнике. В анкетировании принимали четыре 5-х класса, 68 учеников, причем в каждом классе разный учитель английского, т.е. четыре педагога, которые трудятся с данными учащимися по одной программе. Из 68 учащихся 9 изучают – немецкий, 1 французский, 58 изучают -английский. Из этих 58 учащихся: 2 ученика изучают язык только 1-2 года, 13 учеников изучают больше 5 лет, т.е. начали заниматься языком до поступления в 1-ый класс,43 ученика – изучают язык только с первого класса, кто-то просто в школе изучает, а кто-то еще ходит на дополнительные уроки к репетитору или в английские клубы.

В третьем вопросе, который раскрывал конструкцию предложения в русском языке только 2 учащихся дали правильный ответ, что всего 2% из опрошенных. 38 учащихся, что составило 68% - считают, что всегда есть подлежащее и сказуемое. 9 учащихся, что составило 15%, - считают, что всегда есть сказуемое. 4 учащихся, что составило 7% - считают, что всегда есть подлежащее. 5 учащихся, что составило 8% - считают, что может и не быть главных членов предложения, но при этом никак не прокомментировали о главных членах предложения.

В четвертом вопросе, который освещал главное понимание английского предложения, что во всех предложениях всегда есть подлежащее и сказуемое, ответы распределились таким образом. 13 учащихся, что составило 22% - считают, что всегда в предложении есть сказуемое. 12 учащихся, что составило 21% - считают, что всегда в предложении есть подлежащее. 6 учащихся, что составило 10% - не дали никакого ответа (причём это 5 учащихся, которые изучают язык с 1 класса и 1 учащийся, который изучает язык более 5 лет). 27 учащихся, что составило 47% - дали правильный ответ (причём 20 учащихся, которые изучают язык только с 1-го класса, 1 учащийся, который изучает язык только второй год и 6 учащихся, которые изучают язык более 5 лет, хотя таких учащихся у нас 13).

В пятом вопросе нужно было предложения соединить с видом предложения: отрицательным, утвердительным или вопросительным. Ответы распределились таким образом: 6 учащихся, что составило10% -не смогли ответить на поставленный вопрос. 22 учащихся, что составило 38% -допустили ошибки. 30 учащихся, что составило 52% - правильно ответили на поставленный вопрос и это половина из изучающих английский язык.

В шестом вопросе нужно было по предложению определить время: настоящее, прошедшее или будущее. Ответы распределились таким образом: 9 учащихся, что составило 15% -не смогли ответить на поставленный вопрос. 27 учащихся, что составило 47% - допустили ошибки. 22 учащихся, что составило 38% - справились с заданием.

В седьмом вопросе нужно определить о каком времени идет речь. Практически все справились.

В восьмом вопросе нужно было соединить вопросительные слова с их значением. Ответы распределились таким образом: 7 учащихся, что составило 12% - не смогли ответить на поставленный вопрос. 24 учащихся, что составило 42% - допустили ошибки. 27 учащихся, что составило 46% - справились с заданием.

В девятом вопросе нужно было указать какие слова были даны в девятом вопросе. Ответы распределились таким образом: 9 учащихся, что составило 15% - не смогли ответить на поставленный вопрос. 19 учащихся, что составило 33% - допустили ошибки (причём 12 учащихся из 19 решили, что это не вопросительные слова, а вспомогательные глаголы). 30 учащихся, что составило 52% и радует, что это половина опрошенных – дали правильный ответ.

В десятом вопросе, были перечислены все те же слова, что были даны в девятом вопросе, нужно было указать в каких предложениях: вопросительных, утвердительных или отрицательных данные слова будут занимать первое место в структуре простого английского предложения. Ответы распределились таким образом 11 учащихся, что составило 18% - не смогли ответить на поставленный вопрос. 17 учащихся, что составило 30% - допустили ошибки. 30 учащихся, что составило 52% - справились с заданием (причём, эти же 30 учащихся дали правильный ответ на десятый вопрос).

В обработке участвовали 58 анкет из 69, в связи с тем, что 10 учащихся, которые участвовали в анкетировании изучают другой язык: немецкий или французский, и эти учащиеся смогли в анкете ответить только на три первых вопроса.

Результаты анкетирования показали нам, что ни один учащийся из 58 не ответил правильно на все заданные вопросы. На основании этого мы понимаем, как необходим учащимся карманный справочник, в котором рассмотрим главные темы и основные аспекты в построении предложения. При постоянном использовании справочника, дети многие правила доведут до автоматизма, что повысит их успеваемость.

Заключение

Изучив литературу, проанализировав анкеты, мы чётко понимаем, что существует огромная разница в построении слов в простом предложении в русском и английском языках. И если мы будем знать эти правила, тогда мы будем говорить и писать грамотно, т.е. проявлять уважение к языку другого народа.

Гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены. Заключительным этапом стала разработка и изготовление карманного справочника для школьников.

Всегда нужно помнить, что всё гениальное просто.

Список литературы

Агабекян И.П. Репетитор по английскому / И.П. Агабекян. – Изд. 6-е, стер. – Ростов н/Д; Феникс, 2012. – 318с. – (Абитуриент).

Английский язык для поступающих в высшие учебные заведения: Учебное пособие. – Д.: Сталкер, 1997. – 416с.

Архангельская Л.С. Изучаем английский язык / - Художник Т.Ляхович. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 264с., илл. (Серия «Домашняя школа»).

Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: экспресс-подготовка к ЕГЭ /И.Ю. Заярная. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 445с. – (Абитуриент).

Справочник школьника: Русский язык. 5-11 классы / К.А. Войлова, Е.В.Клобуков, В.В. Леденёва, П.А. Лекант; Под рер. П.А. Леканта. – М.:Дрофа, 1998. – 400с.

Правила современного русского языка / Сост. В.Э. Просцевичюс. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2003. – 456с.

Пыльцын А.А. Английский в семейном кругу / Ил. М.К.Курдюмова. – Харьков: Фолио, 1996. – 416с. – (Для пап и мам).

Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное посоьие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005, - 448с.

Ушакова О.Д. Грамматика английского языка: Справочник школьника, - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.

4. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Книга для родителей и преподавателей. – М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс». – 2002, - 192с.

Приложение А

АНКЕТА

«Построение простых предложений в английском и русском языках»

Какой второй язык ты изучаешь в школе?

английский ꙱ французский ꙱ немецкий ꙱

Сколько лет ты уже изучаешь второй язык?

1-й год ꙱ 4 -й год ꙱ больше 6 лет ꙱

В русских предложениях ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ условиями должны быть: (выбери все правильные варианты)

Подлежащее и сказуемое ꙱ Подлежащее ꙱

Сказуемое ꙱ Может не быть главных членов предложения ꙱

В английских предложениях ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ условиями должны быть: (выбери все правильные ответы)

Подлежащее ꙱ Сказуемое ꙱

Подлежащее и сказуемое ꙱ Сказуемое и подлежащее ꙱

Кроме главных членов, обязательно должны быть второстепенные

члены предложения ꙱

Соедините предложение и его вид. Знаков в конце предложений НЕТ, нужно определить по структуре предложения

I will not be dancing Утвердительное предложение

Was I playing Отрицательное предложение

I am working Вопросительное предложение

Соедини определив время глагола:

I am working now Прошедшее

I was working Будущее

I will be working. Настоящее

Соедини время глагола с его названием

Future Прошедшее

Past Будущее

Present Настоящее

Соедини слова со значением:

What Когда

Who Где, куда

Where Что

When Кто

Какие слова представлены в вопросе №9. Отметь правильный вариант ответа.

Существительные ꙱ Прилагательные ꙱

Вспомогательные глаголы ꙱ Вопросительные слова ꙱

В каком предложении слова: what, who, where, when будут стоять на первом месте.

В утвердительном ꙱ В вопросительном ꙱

В отрицательном ꙱

Приложение Б

Какой второй язык ты изучаешь в школе?

Сколько лет ты уже изучаешь второй язык?

   

1% - французский

13% - немецкий

86% - английский

2% - 1-й год

24% - больше 5 лет

74% - 4-й год

В предложениях русского языка всегда есть:

В английских предложениях ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ условиями должны быть:

   

2% - перечислили все правильные варианты

7% - считают, что всегда есть подлежащее

8% -указали, что может не быть главных членов, но не прокомментировали моменты с главными членами предложения

15% - считают, что всегда есть сказуемое

68% - считают, что всегда есть подлежащее и сказуемое

10% - не дали никакого ответа

21% - считают, что всегда есть подлежащее

22% - считают, что всегда есть сказуемое

47% - дали правильный ответ

Соедините предложение и его вид. Знаков в конце предложений НЕТ, нужно определить по структуре предложения

Соедини определив время глагола:

   

10% - не смогли ответить на вопрос

38% - допустили ошибки

52% - дали правильный ответ

15% - не смогли ответить на вопрос

38% - дали правильный ответ

47% - допустили ошибки

   
   

Соедини слова со значением:

Какие слова представлены в вопросе №9. Отметь правильный вариант ответа.

   

12% - не смогли ответить на вопрос

42% - допустили ошибки

46% - дали правильный ответ

15% - не смогли ответить на вопрос

33% - допустили ошибки

52% - дали правильный ответ

В каком предложении слова: «what», «who», «where», «when» будут стоять на первом месте.

 
   

18% - не смогли ответить на вопрос

30% - допустили ошибки

52% - дали правильный ответ

 
Просмотров работы: 1513