Изучение английского языка через просмотр мультфильмов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение английского языка через просмотр мультфильмов

Валис Д.Р. 1
1МБОУ СШ №3
Сухова О.М. 1
1МБОУ СШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Знание иностранных языков в наше время становится все более и более важным и необходимым. Жизнь в современном мире без минимальных знаний иностранных языков становится все трудней. Изучение иностранных языков, особенно английского, признанного во всем мире как международным для общения, становится важной частью в различной деятельности многих взрослых людей, а подчас и юного поколения. Поэтому естественной необходимостью становится изучение иностранного языка с ранних лет. Практическое владение языком стало потребностью каждого образованного человека. Главная цель обучения – получение навыков общения на иностранном языке, а также способность к переводу и правильному пониманию текстовой информации.

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире обучение может строиться с использованием различных способов и методов. Среди наиболее распространённых способов изучения английского языка стоит отметить такие, как обучение с репетитором, общение с носителем языка, занятия в профильных классах и на различных курсах. Но есть еще один интересный и не очень сложный способ - просмотр художественных и мультипликационных фильмов и сериалов. В ходе просмотра человек погружается в мир, который задумал режиссер, и ненавязчиво приобщается к естественной языковой среде.

Для детей наиболее простой и захватывающей формой изучения языка, является просмотр мультфильмов. Зачастую маленькие дети смотрят мультфильмы, не всегда понимая значение слов, но понимают содержание. Дети постарше при просмотре начинают связывать действия и образы героев с иностранными словами.

Цель исследования - классифицировать и выявить эффективность использования мультипликационных фильмов для изучения английского языка дошкольникам и школьникам.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести анкетирование среди обучающихся разных возрастных категорий, изучающих английский язык.

2. Раскрыть роль мультипликационных фильмов в изучении английского языка.

3. Описать преимущества использования мультипликационных фильмов.

4. Выявить критерии отбора аутентичных мультфильмов.

5. Описать методы работы с мультипликационными фильмами.

6.Проанализировать и классифицировать по возрастам современные мультипликационные фильмы на английском языке.

Однажды ко мне подошел младший брат и спросил: «Hello! What is your name?» Я ответила ему, спросив, какие слова и выражения он еще знает. Оказалось, что у него неплохой словарный запас для его возраста. Брат просто смотрел различные мультфильмы на английском языке и учился. Мне стало интересно, а можно ли учить английский через просмотр мультфильмов? Это и стало гипотезой в нашем исследовании.

Предмет исследования - современные аутентичные мультипликационные фильмы на английском языке.

Объект исследования - методы и приемы изучения английского языка на основе аутентичных мультфильмов

Теоретическая значимость заключается в структурированном изучении работы с мультипликационными фильмами, их роли в методике преподавания английского языка.

Практическая ценность заключается в том, что составленный список современных английских мультфильмов и их классификация могут быть использованы школьниками и дошкольниками для самостоятельного, эффективного и интересного овладения английским языком.

Методы исследования:

анализ специальной литературы по теме проекта;

работа с интернет источниками;

анкетирование;

анализ и обобщение

Глава 1. Роль мультипликационных фильмов в изучении английского языка

Особенности и преимущества использования мультипликационных фильмов

Существует большое количество отечественной и зарубежной методической литературы изучения английского языка на основе аутентичных художественных фильмов. Роль аудиовизуальных средств (видеофильмов, кинофрагментов, радио- и телепередач и др.) в обучении иностранным языкам, преимущества обучения английскому языку на основе видеофильмов отмечается в трудах многих педагогов и психологов. Авторы в статьях признают возможность применения электронных звуковых средств для повышения эффективности восприятия информации, внесения разнообразия в процесс обучения, повышения мотивации.

Главной целью обучения английскому языку является развитие коммуникативных навыков для общения с носителями этого языка. Создается наглядное представление о жизни, культуре, обычаях носителей изучаемого языка. Большое значение имеет использование в обучающем процессе аутентичных материалов, в частности художественных фильмов и мультфильмов.

Под аутентичными принято понимать материалы, которые создаются носителями языка для своих сограждан, и в дальнейшем без какой-либо обработки и адаптации применяются в учебном процессе, который ориентирован на коммуникативный подход к обучению иностранному языку вне языковой среды.

Использование видеоматериалов в изучении иностранного языка основано на принципе наглядности. Восприятие и переработка информации при просмотре мультфильмов осуществляется одновременно и зрительно, и на слух. Мультфильмы в данном случае несут в себе яркие образы, картинки, чаще всего веселую музыку.

В отличие от аудиозаписей или печатных текстов, которые также имеют образовательную и развивающую ценность, видеоматериалы в дополнение к этому также содержат визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном общении (язык тела, мимика, жесты, интонация) собеседников в конкретной ситуации, которые зависят от пола, возраста, индивидуальных особенностей говорящих.

Вербальные, акустические знаки (звуки, тишина, музыка), невербальная речь, изображение персонажей и обстановки в мультфильме помогают воспринять информацию синхронно.

Мультфильм демонстрирует достаточно большое количество предметов и явлений внешнего мира и знакомит учащихся со страноведческой информацией. Визуальная передача реальности в мультфильме ставит его на первое место среди других коммуникативных средств, наиболее близка к действительности.

Можно определить определенные преимущества использования мультфильмов при изучении иностранного языка:

– пополнение лексического запаса и улучшение произношения;

– обучение и развлечение одновременно, просмотры мультфильмов являются хорошими мотиваторами, ведь смотреть интересные красочные можно в перерыве с изучением упражнений на грамматику;

– задействование эмоциональной, зрительной и слуховой видов памяти;

– возможность получения новых знаний из различных областей;

– знакомство с особенностями другой культуры: обычаями, праздниками, традициями.

1.2. Критерии отбора и основные методы и приемы работы с аутентичными мультфильмами

Способы изучения английского языка очень разнообразны и один из них - просмотр аутентичных художественных и мультипликационных фильмов и сериалов. Каждый человек индивидуален и по-разному воспринимает информацию: визуально, кинетически и аудиально.

В методике изучения иностранного языка выделяют основные этапы работы над мультфильмом:

1) допросмотровой этап включает в себя подготовительные упражнения: изучение грамматики, лексики и фонетики, уделение особого внимания трудностям, которые могут возникнуть при просмотре материала;

2) просмотровой этап - непосредственно просмотр мультфильма (или его эпизода), можно просмотреть его дважды: первый раз с целью понять основное содержание, второй раз с целью детального описания увиденного;

3) послепросмотровой этап подразумевает задания на развитие навыков устной речи в зависимости от уровня языковой подготовки обучающегося.

В процессе обучения используются креативные формы монологического высказывания, например, озвучивание эпизода из мультфильма. Если есть сложность с восприятием речи на слух, можно посмотреть знакомые мультфильмы, например, которые когда-то уже были просмотрены на русском языке или включить английские субтитры. Чтобы научится говорить на английском без ошибок, необходимо постоянно повторять слова, фразы за героями мультфильмов, стараться произносить с такой же интонацией. И главное, не следует забывать о том, что выбранный мультфильм должен быть интересным и увлекательным для просмотра. Для того, чтобы выучить английский язык этим способом, нужно набраться терпения, так как потребуется время и упорство.

В наше время англоязычные мультфильмы стали такими же доступными, как аутентичные книги и аудиозаписи, и их можно широко использовать на практике, особенно хорошо использовать мультфильмы по известным художественным произведениям, например сказкам Шарля Перро, братьев Гримм и др. Просмотр мультфильмов или отдельных его эпизодов с последующим выполнением заданий, как правило, интереснее традиционных заданий из учебника. При использовании мультфильмов в процессе изучения английского языка можно использовать следующие приемы:

– просмотр сцен по порядку, т. е. просмотр и разбор одного эпизода, затем следующего и т. д.;

– просмотр определённых сцен или одного эпизода из всего мультфильма;

– просмотр мультфильма целиком.

Выбор приема просмотра мультфильма зависит от задач обучения и аудитории обучающихся, от их уровня знания английского языка.

При выборе мультфильма, необходимо знать следующие критерии:

– степень понятности мультфильма, используемого в нем языка;

– соответствие сюжета фильма интересам и подготовленности аудитории;

– объём языкового материала;

– наличие субтитров;

– баланс речевого и визуального материала;

– продолжительность и актуальность мультфильма и т. д.

Чем больше разных критериев будет соблюдено, тем меньше вероятности, что просмотр мультфильма окажется пустой тратой времени.

Таким образом, мультипликационные фильмы являются ценным аутентичным материалом. При условии правильного выбора мультфильма для определенной аудитории, мультфильм будет не только способствовать овладению изучаемым языком, но и знакомства их с правильным речевым произношением. Если правильно подобрать мультфильм, с учетом интереса и уровня владения языком, то его понимание не вызывает особых затруднений.

Глава 2. Просмотр мультипликационных фильмов как эффективный метод изучения английского языка среди школьников

2.1. Основные способы просмотра мультфильмов на английском языке

Можно с уверенностью сказать, что в процессе изучения иностранного языка дети любят смотреть мультфильмы. При выборе иностранного мультфильма очень важно, чтобы он был интересен, в противном случае просмотр будет бесполезным. Школьники обращают внимание и хорошо запоминают то, что их больше интересует, что нравится и что действительно важно для них в данный момент.

Следующим важным этапом является необходимость просмотра с включенными субтитрами, конечно, на английском языке. Тогда при просмотре мультфильмов с титрами будет работать не только память «на слух», но и визуальная память, которая для многих из нас является более эффективной. Титры помогут вам, если плохо расслышали слово или фразу.

Есть несколько способов просмотра мультфильмов:

- на английском языке с английскими субтитрами;

- на английском языке с русскими субтитрами;

- без субтитров;

- на русском языке с английскими субтитрами.

Для овладения английским языком, вариант просмотра на русском языке с английскими субтитрами не очень подходит, так как после первых десяти минут просмотра у человека перестает акцентироваться внимание на субтитры, и поэтому никакого прогресса в изучении языка не будет.

Вариант без субтитров вообще для новичков будет очень сложным, малопонятным и скорее всего малоэффективным.

Вариант с русскими субтитрами тоже недостаточно эффективен, т. к. после некоторого времени внимание полностью переключится только на русские субтитры.

Просмотр на английском языке с английскими субтитрами – это самый лучший способ. Для того чтобы выучить английский язык данным способом нужно:

Выбрать самый любимый мультфильм, в котором нет очень быстрой и неразборчивой речи и лучше тот, который вы уже смотрели и знаете его содержание и смысл.

Нужно приобрести этот мультфильм в оригинале, а также английские субтитры к нему.

Запастись ручкой и листком бумаги.

Почему нужно смотреть тот мультфильм, который вы уже видели? Потому что вы примерно помните, что сказал герой на том или ином моменте на русском языке, теперь вы услышите эту фразу на английском. Необходимо также записывать незнакомые слова или целые фразы на листок бумаги, чтобы потом повторять эти слова и, в конце концов, выучить их.

Главной трудностью и минусом при просмотре английских мультфильмов с английскими субтитрами, это то, что вы всё равно можете что-то не понять. Но огромный плюс в том – что ваш словарный запас будет расширяться с помощью записанных незнакомых фраз и словаря.

Когда вы почувствуете, что поднялись на новый уровень в изучении английского языка, можно приступить к просмотру мультфильмов без субтитров. Даже если сначала вам будет тяжело без строчек внизу, главное-не сдаваться. Практика и старание– главный путь к успеху. В результате при регулярном просмотре вы не заметите, как уже при просмотре фильмов станете понимать, как раньше казалось, совершенно неразборчивую речь.

2.2. Факторы изучения иностранного языка по мультфильмам

Вы обучаетесь и развлекаетесь одновременно.

Просмотр мультфильмов в оригинале – это хороший мотиватор, ведь смотреть увлекательные видео можно в перерыве между однообразными упражнениями на грамматику и зубрежкой правил и новых иностранных слов. Кроме того, появляется уникальная возможность увидеть первыми новые мультипликационные фильмы или сериалы.

Вы развиваете навыки восприятия английского языка на слух.

Просмотр мультфильма на английском - один из отличных способов улучшения восприятия английского языка на слух. Если поначалу трудно уловить, что говорят герои на экране, то можно использовать субтитры. Ежедневно уделяя внимательному просмотру хотя бы 15-20 минут, можно уже через несколько месяцев начать понимать фразы героев и без субтитров. Изучение английского по сериалам и фильмам помогает привыкнуть к разным акцентам и интонациям речи.

Вы увеличиваете свой словарный запас.

Во время просмотра мультфильма можно значительно расширить свой лексический запас. О значении многих слов можно догадываться по смыслу, запоминая, в каких случаях использовать новую лексику.

Вы учите разговорные формы слов, фразовые глаголы и сленг.

Герои аутентичных мультфильмов говорят так, как говорят обычные носители языка. Они используют в своей речи разговорные сокращенные формы слов, фразовые глаголы и сленговые слова. Например, be out - отсутствовать; call back - перезванивать; check in - зарегистрироваться; come in - входить; и т.д. Поэтому, если вы хотите понимать англичан в нормальной среде общения, надо обязательно смотреть фильмы и сериалы.

Вы учитесь естественной речи.

Во время просмотра видео вы слушаете, как звучит живая связная речь, с какой интонацией разговаривают герои, где делают логические паузы и ударения. В голове усваивается эта информация, и постепенно вы начнете думать на английском, копировать речь носителей языка, употреблять какие-то фразы, придерживаться их интонаций и т.д.

Вы учитесь понимать юмор носителей языка.

Английский юмор нам иногда кажется странным и непонятным, ведь большая часть шуток основана на игре слов. Понимая слова, думая по-английски, вы станете понимать англичан и оцените их чувство юмора.

Вы изучаете особенности другой культуры.

Просматривая фильм или сериал, можно познакомиться с обычаями, праздниками, традициями или менталитетом носителей языка, взаимоотношениями между взрослыми и детьми. Погружаться в иностранный язык и культуру, связанную с ним, в жизнь персонажей с помощью мультфильма - это очень интересное занятие.

2.3. Классификация аутентичных мультфильмов для разных

возрастных категорий

Мультфильмов на английском языке много, и они очень разные по форме и содержанию. Вот по каким критериям подбирались мультфильмы:

- для детей возрастом 0-5 лет:

Мультфильм должен быть ярким и красочным, завлекающим, рисованным или кукольным.

Сюжет соответствует возрасту, очень простой и понятный.

Маленький объем языкового материала, возможно только слова, обозначающие лица, предметы и действия.

Продолжительность 10-15 минут, чтобы ребёнок не устал и не начал отвлекаться от изучения материала.

- для детей возрастом 5-10 лет:

Мультфильм должен быть с красивым и ярким звуковым оформлением и видеорядом.

Сюжет будет уже более сложный, интересный, лучше брать для просмотра известные произведения.

Средний объём языкового материала, слова связаны в простые предложения.

Продолжительность уже может быть 20-25 минут, чтобы успеть понять сюжетную линию.

- для детей возрастом 10-15 лет:

Мультфильм может быть уже менее красочным, возможно с элементами графики, специальных эффектов, песочным или компьютерным.

Интересный и более сложный сюжет, возможно по литературным произведениям соответственно возрасту, или новый материал, например, изучающий страны, в которых говорят на английском языке.

Большой объём языкового материала, больше грамматики и речевых оборотов, в том числе сложных.

Продолжительность может быть час, полтора часа, с возможностью осмыслить полученную информацию и закрепить ее.

Проанализировав существующие детские мультфильмы и посмотрев частично или полностью некоторые из них, я разделила их по группам. Рекомендуемые мультфильмы для разных возрастных категорий школьников и дошкольников указаны в следующей таблице (приложение 1)

2.4. Результаты анкетирования среди обучающихся

Результаты опроса отражены в следующих таблицах (приложение 2)

Итоги результатов анкетирования наглядно отображены на следующих диаграммах. (приложение 3)

Проводимым опросом установлено, что в процессе обучения 15 из 50 смотрят мультфильмы на английском языке, не смотрят 26 человек, иногда смотрят 9 человек.

Данный способ изучения языка является интересным и эффективным считают 31 из 50, 8 относятся к данному методу отрицательно, и 11 человека не задумывались об этом. То есть даже те, кто не смотрят английские мультфильмы, посчитали такой способ изучения эффективным.

Самостоятельно изучать английский язык с помощью мультфильмов пытались 38 респондентов из 50, 7 человек не пытались самостоятельно использовать данный способ, и 5 человек не знают, подходит ли им данный метод, т.к. не пробовали и сомневаются.

Таким образом, выяснилось, что мультфильмы на английском языке смотрит небольшое количество детей, не все хотят обучаться, проще посмотреть мультфильм на русском языке и отдохнуть. Меньше половины детей использовали этот метод, большая часть сомневаются и не пробовали, так как либо им не хватает времени, либо им это скучно и не нравится.

Я считаю, что подобранные мной интересные мультфильмы, которые я классифицировала по возрастам, помогут учащимся в изучении английского языка, так как основная масса считает этот метод изучения эффективным.

Заключение

В результате работы над проектом был собран и систематизирован материал об изучении иностранного языка с помощью мультфильмов на английском языке. Были изучены разные источники информации.

Установлено, что изучение иностранного языка может проходить легко и удовольствием. Мной был рассмотрен такой способ, как «Изучение английского языка через просмотр мультфильмов». Благодаря ему, ребята могут не прилагать огромных усилий для того, чтобы запомнить слова. Слова будут легче запоминаться, на подсознательном уровне, и затем применяться на практике. Изучение иностранного языка с ранних лет намного эффективнее, так как информация усваивается быстрее, и ребенок начинает мыслить на двух языках. Приучать детей к английской речи можно посредством представления им мультфильмов, видео, и песен на данном языке. Детей легко заинтересовать просмотром мультиков, поэтому они смотрят их с удовольствием. Начинать такое изучение можно с дошкольниками в детских общеобразовательных учреждениях в игровой форме и продолжать в школе, основываясь на уже полученных знаниях.

Мультфильмы оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей, что позволяет передавать информацию более ярко и объемно. Мультфильм стимулирует детей к общению на иностранном языке. При работе с мультфильмом можно проводить занятия индивидуально и в группах. Применение мультфильмов создает языковую среду в учебных условиях и позволяет быстрее достичь хороших результатов в овладении языком. Именно просмотр мультфильмов наиболее полезен на начальной стадии изучения иностранного языка, так как мультфильмы, как правило, не содержат сленга, ненормативной лексики, сложных грамматических оборотов. Песни из мультфильмов также легко запоминаются детьми и с удовольствием поются.

Таким образом, я пришла к выводу, что изучение английского языка через просмотр мультфильмов является эффективным и интересным

Список используемой литературы

1.https://www.maam.ru/detskijsad/rol-multfilmov-v-izucheni-inostranyh-jazykov.html

- Роль мультфильмов в изучении иностранных языков.

2. https://englex.ru/how-to-learn-english-with-cartoons/

- Как учить английский язык по мультикам: советы и полезные ссылки.

3. Каменецкая Н.П., Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. //Иностранные языки в школе, 2006. №4

4. Каменецкая Н.П., Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма. // Иностранные языки в школе, 2006. №6. – с. 11.

5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия ИЦ, 2008.

Приложение 1

0-5 лет

5-10 лет

10-15 лет

Hello Happy Rhymes.

G ogo Loves English

S hrek

Мяу-мяу.

S uper Why!

A laddin

Английский язык для самых маленьких.

Dora the Explorer

Toy Story

T iny Love

Peppa Pig

Up

Ролики от Busy beavers

Winnie the Pooh

Lion King

Развивающие мультфильмы (автор Роберт Саакаянц)

At the zoo

Ralph Breaks the Internet

Даша-путешественница

   

Приложение 2

Вопросы и варианты ответов

Количество ответов

Вопрос № 1:

Смотрите ли вы мультфильмы на английском языке

Варианты ответов:

- да

15

- нет

26

- иногда

9

Вопрос № 2:

Считаете ли вы данный способ изучения иностранного языка интересным и эффективным?

Варианты ответов:

- да

31

- нет

8

- не задумывались

11

Вопрос № 3:

Пытались ли вы самостоятельно изучать английский язык с помощью мультфильмов?

Варианты ответов:

- да

38

- нет

7

- не задумывались

5

Просмотров работы: 22