Тайны китайских иероглифов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны китайских иероглифов

Штанькова Л.С. 1
1АНОО"Ломоносовская школа- Зелёный мыс"
Крамарь Л.В. 1
1АНОО "Ломоносовская школа-Зелёный мыс"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема: «Тайны китайских иероглифов».

Цель: научиться определять значение китайских иероглифов при помощи таблицы иероглифических ключей и ассоциативного мышления.

Задачи: - освоить культурно-страноведческий материал, необходимый для изучения китайского языка.

- провести исследовательский опрос среди учеников, не изучающих китайский язык.

Гипотеза: иероглифы можно запомнить при помощи фантазии.

Актуальность:изучая китайский не первый год, считаю, что особый интерес представляет иероглифика, которая кардинально отличается от письменности европейских языков.

Предмет исследования: иероглифика Китая.

Методы:наблюдение, сравнение, обобщение,определение понятий, тестирование, сопоставление, анализ.

Продукт исследования:ассоциативные карточки для запоминания иероглифов.

Глава 1.

1.1 «Знакомство со страной»

Китай – это одна из самых удивительных и загадочных стран мира.

Более того, Китай известен всему миру как родина пороха и компаса, бумаги и книгопечатания, фарфора и шелка, и многих других полезных открытий.

Считается, что китайский язык очень сложен для изучения в странах нон азиатского мира. Действительно, язык китайцев отличается непривычными сочетаниями букв и звуков, а также наличием тоновых групп. Интонация и тоновая группа, к которой принадлежит слово, определяет его значение. Именно поэтому произнесение одной и той же комбинации букв, но с разной интонацией будет иметь разный смысл сказанного. Например, слово «ма». Казалось бы, комбинация из двух букв и очень простое и короткое слово, но это слово в китайском языке имеет целых четыре различных толкования и это толкование зависит от интонации произношения слова.

Четыре значения слова «ма»: мать; конопля; лошадь; глагол «ругаться».

Культура Китая

Это одна из самых древних и самобытных культур в мире. Она оказала большое влияние на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии еще тех времен.

Фэншуй - что в дословном переводе с китайского обозначает «ветер и вода», основывается на идеях космической энергии ци. Например, правильная планировка дома или же грамотное расположение вещей влияет на вашу циркуляцию энергию ци, что в конечном счете влияет на благополучие жизни.

Каллиграфия – это то, что вывело китайскую письменность на уровень художественной формы искусства. Китайская каллиграфия приравнивается к живописи и поэзии и считается одним из методов самовыражения.

Фарфор - несмотря на то, что керамика в Китае известна издревле, только в бронзовом веке (1500—400 гг. до н. э.) китайцы научились получать особенно прочные клеи и делать печи для высокотемпературного обжига, позволившие им изготавливать более прочную, иногда глазурованную глиняную посуду. Настоящий же фарфор появился только в эпоху Суй. Более тонкий, чем керамика, настоящий фарфор ровный и полированный. При ударе по фарфоровому изделию оно как бы «поёт». Тонкий фарфор кажется прозрачным.

Кунг-фу – один из видов китайских боевых искусств, хорошо известный на западе, который чаще всего ассоциируются с кунг-фу, или гун-фу. Гун-фу в переводе с китайского означает «мастерство» или «усердная работа». Оно может применяться как при описании достижений борца, так и каллиграфа или пианиста.

Достопримечательности

Туристам, приезжающим в Китай, страна запоминается как одно из самых ярких и в то же время незабываемых событий в жизни. Достопримечательности Китая не оставят равнодушным даже самого бывалого путешественника, ведь среди них есть даже те, что были построены более 5 тысяч лет назад. Наиболее интересные места:

Великая Китайская стена — самый популярный участок называется Бандалин. Этот участок полон множеством легенд и древних историй.

Запретный город, построенный в 15 веке, который является главной резиденцией императоров. Здесь можно найти быт представителей императорских семей, чем они занимались и какие у них были интересы. Храм неба , который находится недалеко от Запретного города. Это место известно в основном тем, что здесь проводились церемонии жертвоприношения Великому Небу.

Шисаньлин —это комплекс из 13 гробниц императоров династии Мин. Динлин - одна из самых знаменитых грабниц, где захоронен император Чжу Ицзюнь.

Тяньаньмэнь — главная площадь Китая, которая расположена в Пекине. Площадь имеет самые большие размеры в мире — 880 на 500 метров. В ее центре установлен Монумент народным героям. Помимо того, здесь расположен Мавзолей Мао Цзэдуна, вход в который бесплатный для каждого желающего. На площади также можно найти Национальны музей страны, где представлены работы древних мастеров из керамика, древние монеты и погребальные одежды.

Дом народных собраний — здание парламента, где проходят сессии Всекитайского собрания народных представителей, приемы и торжественные собрания.

Пекинский зоопарк — более 500 видов животных можно найти здесь. Конечно же, зоопарк особое внимание уделяется одному из основных символов Китая — пандам. На территории зоопарка расположен океанариум с 7 залами, где проводятся различные шоу с участием морских обитателей.

Сад Радости в Шанхае — сад, где представлены постройки различной стилистики и коллекции камней оригинальной формы.

Восточная жемчужина — телебашня в Пекине с оборудованной смотровой площадкой, откуда открывается вид практически на весь город. Для более ярких впечатлений с телебашней пол здесь сделан из стекла, чтобы можно было видеть город практически на 360 градусов.

Храм нефритового Будды — здесь разместились 2 статуи Будды. Первая имеет вес в 3 тонны, а ее высота достигает 195 см.

Терракотовая армия, город Сиань — 8 тысяч глиняных солдат в натуральную величину с настоящей военной амуницией тех времен- одеждами, мечами, арбалетами и копьями.

Дворец Потала — монументальное сооружение Тибета. Оно построено в 1645 году.

Китай обладает особенной культурой, религией, языком. Китай также известен как родина шелка и чайных церемоний. Китай- страна, где также находится самый длинный мост в мире и Великий канал.

Интересно отметить, что путешественники пишут про Поднебесную в своих заметках следующее: «Посетить Китай все равно что прикоснуться к чуду».

Глава 2.

2.1 Создание иероглифики.

 Китайская иероглифика – это один из самых древнейших видов письменности в мире. Это единственная иероглифическая письменность, которая была изобретена в древности и смогла сохранить свою ценность до наших дней, в то время как, письменность других древних цивилизаций не смогла сохранить свои истоки или свою самобытность.

На сегодняшний день не существует единой точки зрения о происхождении и эволюционном развитии китайской письменности. Однако, историки и лингвисты склонны рассматривать зарождение письменности в Китае с двух позиций: мифологической и научной. 

Мифологическое объяснение происхождения иероглифов

Китайская иероглифическая письменность ассоциируется у китайцев с заслугами императора или исторической фигуры. Первые упоминания о традиционной китайской иероглифике были в мифических сказаниях о Фу Си, кто является основателем китайской культуры и создателе триграмм. Китайские легенды гласят, что император Фу Си, кто правил в 2852 — 2737 г.г. до нашей эры, является одним из легендарный императоров Древнего Китая, более того он является один из мифических Трёх Владык, кто первый раскрыл значение и содержание восьми триграмм (ба-гуа).
Однажды он прогуливался по берегу реки Хуанхэ (Жёлтая река), Фу Си увидел Великого Дракона. На чешуе у него были видны загадочные знаки, которые заворожили и отложились в его памяти. Результат этого может быть найден в восьми триграммах, где он отобразил эти символы. Все восемь триграмм отражают понятия- небо, земля, вода, гром, ветер, огонь, горе, водоем). Позже триграммы образовали 64 гексаграммы. Они и стали фундаментом для создания Книги перемен , написанное И-Цзин (易經).

Учёный-филолог Сюй Шэнь в своем предисловии к словарю комментирует Шэнь-нуня следующими комментариями: «Когда Фу Си стал правителем Вселенной, он первым создал восемь триграмм, а Шэнь-нун для нужд правления и передачи приказаний пользовался узелками на шнурах». В писании Лао Цзы и Чжуан Цзы «И-Цзине» можно найти похожие высказывания.

Для записи событий или же мероприятий, китайцы в древние времена завязывали узлы. Уровень значимости события зависел от размера узла. Например, для важного события- большой узел, соответственно, маленький узел - незначительное событие.

Основываясь на сказанном, можно предположить , что первыми создателями протоироглифов( условные обозначения реальных предметов) являются Фу Си и Шэнь-нун.

Наука о зарождении китайской иероглифики

С научной точки зрения, миф о создании Чань Цзе первых иероглифов как один из путей изучения исторических явлений Китая не позволяет быть принятым за неимением доказательств. Более того, зарождение и развитие любой письменности является длинным этапом эволюции, что предположительно не может быть создано одним человеком.

Фактически, китайские иероглифы создавались на протяжении долгих лет. Предположительно, Чань Цзе является не создателем китайских иероглифов, как могло считаться бы, а первым человеком, который смог собрать иероглифы существующие в хаотичном порядке по всему Китаю и смог упорядочить их. Сторонники этого мнения приводят косвенные доказательства, однако, этого не достаточно, ведь в действительности прямых доказательства существования иероглифики в те времена по-прежнему не найдены.

В то же время есть свидетельства о том, что более 6 000 лет назад протоиероглифы уже существовали. Считается , что во второй половине XX века различные виды надписей были обнаружены на глиняной посуде в различных местах Китая, в Баньпо возле Сианя, а также в городе Хуалоцзы провинции Чанань. Знаки отличались характерной закономерностью и порядком расположения. Их графическое написание напоминало ранние китайские иероглифы. Многие китайские ученые все же убеждены, что история китайской иероглифики насчитывает более 6 000 лет.

На данный момент найдено огромное количество археологических находок, свидетельствующих о том, что китайские иероглифы своими корнями уходят в далекое прошлое. Например, археологи обнаружили черепашьи панцири с надписями, предположительно датируемые 6600-6200 гг. до н. э., в Цзяху провинции Хэнань. Также в городе Дамайди были найдены знаки, вырезанные на скалах, которые предположительно датируются 6000-5000 гг. до н. э.

2.2 Основные особенности китайской иероглифической письменности.

Каждый иероглиф состоит из ключей. Ключи в китайском языке – это графические элементы, входящие в состав иероглифа или простые иероглифы, из которых состоят сложные. Каждый ключ состоит из одной или нескольких черт, которые имеют свое название.

В древности чаще всего использовали сложные иероглифы, состоящие из большого количества черт.

В наше время китайский язык очень упростился и иероглифы могут состоять из 2-3, а то и 1 черты!

Китайские иероглифы подразделяются на 5 категорий:

Изобразительная

З нак соответствуют форме предмета. Или по другому можно сказать , что это в какой-то степени пиктограмма

Указательная

Идеограммы – изображения, соединяющие идеи. Образуются с помощью соединения нескольких иероглифов для того, чтобы передать абстрактное значение. Например, объединение одинаковых знаков:

Заимствованные знаки

Фонетическая категория – это группа, где иероглифы фонетической категории состоят из двух частей : фонетика и ключа, который указывает на его чтение.

2.3 Правила написания китайских иероглифов

Правила написания китайских иероглифов:

1.Иероглиф пишется сверху вниз.

2.Иероглиф пишется слева направо.

3.Сначала стоит писать горизонтальные черты, потом вертикальные, а затем уже откидные. Нижняя горизонтальная черта, при факте того, что она не пересекается, пишется после вертикальной.

4.Сначала стоит писать откидную влево, затем откидную вправо.

5.Сначала пишутся черты, которые составляют внешний контур знака, затем черты внутри него, черта, замыкающая контур внизу пишется последней.

6.Сначала пишется вертикальная, которая находится в центре, если она не пересекается горизонтальной, затем пишутся боковые черты.

7.Точка справа пишется в последнюю очередь.

Глава 3 .

Практическая часть

Мы провели опрос среди учеников, изучающих другие языки и учителей нашей школы используя задание:

Результаты опроса показали, что большинство участников смогли справиться с заданием, а значит мы смогли подтвердить свою гипотезу.

Заключение

Вывод : Работая над данным проектом, я убедилась, что действительно, изучение китайского языка требует хорошую память, фантазию и терпение. Изучая иероглифику китайского языка, нужно брать во внимание эти три фактора для эффективности и практичности познания языка.

Список информационных ресурсов и источников:

https://kitaygid.ru/vse-o-strane-kitaj

https://www.rozaug.ru/country/china/

https://travel.qoon.ru/articles/strana-kitay-asia/

https://www.epochtimes.ru/content/view/55014/4/

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/10/24/kitayskaya-pismennostosobennosti-napisaniya-ieroglifov

Просмотров работы: 67