Английский с удовольствием! Развитие мотивации учеников начальной школы к изучению английского языка

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Английский с удовольствием! Развитие мотивации учеников начальной школы к изучению английского языка

Савина В.А. 1
1ГБОУ г. Москвы "Школа № 1476"
Маленкина Д.Б. 1
1ГБОУ г. Москвы "Школа № 1476"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С началом школы на детей сваливается много новой информации, обязанностей и дел. Школа и родители требуют хороших оценок и усвоения знаний вне зависимости от того, хочется ребёнку их усваивать или нет. Часто приходится заставлять себя учиться. Это касается всех школьных предметов. Однако, сложности в изучении иностранного языка особенно серьёзны - с одной стороны, в нашем мире очевидно с каждым днём всё больше и больше стираются границы, но с другой - эти границы стираются не рядом с нашим домом. И когда нам представится случай воспользоваться языком неизвестно, а тратить немалые усилия на его изучение надо уже сейчас!

В ходе работы над проектом я нашла много информации от учителей, психологов и других специалистов, которые рассказывали о том, как детям лучше учить иностранные языки, но мало кто разговаривал с самими детьми. Я же постаралась посмотреть на проблему с точки зрения ребёнка. Прежде чем делать выводы, я изучила материалы специалистов и сама пообщалась с ребятами.

Девиз проекта: «Общение без границ!» («Communication across borders and limits!»)

Проблемные вопросы:

Для чего детям нужно изучение иностранного языка?

Какова мотивация изучать иностранный язык у учеников начальной школы?

Что я, как ученица 4 класса, могу сделать, чтобы помочь моим товарищам в освоении языка?

Цель проекта: изучение увлеченности и заинтересованности учеников начальной школы в освоении английского языка, создание увлекательных вовлекающих материалов, стирающих культурные границы между российскими школьниками, и носителями языка

Задачи проекта:

Провести исследовательскую работу по изучению заинтересованности школьников начальной школы в изучении английского языка.

Провести серию интервью с американскими школьниками на тему школьной жизни в США и сравнения ее с русской действительностью.

Оформить полученные материалы в выпуск школьной газеты

Объект исследования: ученики начальной школы.

Предмет исследования: способы мотивации детей к изучению английского языка.

Методы исследования и источники информации: личные, on-line и телефонные интервью, поиск и изучение необходимой информации в открытых источниках (статьи на сайтах и в журналах), анализ.

Новизна проекта заключается в том, чтобы показать ребятам, что их старания для изучения английского языка не напрасны, и могут пригодиться им не в далеком будущем, а уже сейчас, и таким образом дать им дополнительный стимул к учёбе.

Актуальность проекта в том, что я хотела показать русским детям, что границ для общения не существует, и на другом конце света живут дети, похожие на нас. С ними интересно поговорить, у нас с ними есть много общего, но есть и отличия, обсудить которые поможет знание языка.

Этапы проведения исследования:

Сбор, изучение и анализ информации о мотивации

Сбор материала о жизни американских школьников

Оформление и выпуск школьной газеты

Основная часть

Как начинают учить английский язык?

Учёные-психологи говорят, что “начинать учить иностранный язык надо как можно раньше. Исследования показали, что дети уже в полгода различают ошибки в интонации языка, если они его хоть сколько-то до этого слышали… В 3-4 года с дошкольниками уже можно и нужно изучать иностранный язык. Если не получилось начать учить иностранный язык в 3-4 года, то за год перед школой родителям стоило бы найти такую возможность”.1

Конечно, не все начинают учить “My name is…” в полгода, а те кто начинает заниматься до школы делает это через игру, а не за партой. Однако, это показывает рост значимости иностранного языка в нашей жизни.

Если у моих родителей курс английского языка начинался в 5-м классе, то у меня и моих сверстников английский в расписании появился во 2-м, а в некоторых случаях бывает уже и в 1-м. И это речь идёт об обычных не языковых школах. На этот предмет отводится 2-3 часа в неделю в зависимости от класса.

Как школьники относятся к изучению английского языка?

Выходит, что я и мои сверстники тратим 3 часа в неделю только на уроки английского языка. Если добавить к этому время на выполнение домашней работы, а у многих ещё и репетиторы по английскому и домашняя работа для них, то получается довольно много. На другие уроки тоже уходит много времени, но зачем нужен русский язык или математика понятно, а вот зачем нужно тратить силы на новый совершенно незнакомый язык?

Для начала я решила посмотреть задавался ли кто-то уже таким вопросом, и нашла исследование2, которое прямо на него отвечало. В рамках этого проекта школьников начальных классов г.Томска опрашивали о том насколько им нравится английский язык и для чего они его учат.

В исследовании принимало участие более 250 школьников и они ответили, что язык и нужен для того, чтобы:

78% - ездить за границу и увидеть другие страны, знать что говорить при встрече с иностранцем

55% - быть переводчиком и устроиться на хорошую работу

43% - поступить в университет в России и в Великобритании

Казалось бы цели, озвученные ребятами, прекрасны, и с такой мотивацией язык должен учиться легко и просто. Однако, 73% ребят сказали, что, если бы они могли изменить расписание и учебный план, то они бы оставили в нём максимум 3 урока в неделю (то есть как есть сейчас), а лучше 2 или 1, или вообще убрать!

Получается, что с одной стороны, школьники называют достойные логичные причины изучать иностранный язык, но при этом тратить своё время и усилия на это не хотят. Возможно, что-то не так с причинами?

“Исследователи вопроса мотивации отмечают, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: "Я - говорящий на родном языке", "Я - говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось3.”

Таким образом, обучение и мотивация имеют одинаковое значение для достижения поставленной цели. Обучение заставляет нас приобретать новые знания и навыки, а мотивация подталкивает нас или побуждает нас проходить процесс обучения.

Это отражено в другом исследовании4, где подробно рассматривались мотивы младших школьников для изучения языка. Было выделено 4 группы мотивов:

ситуативный интерес;

учение по необходимости;

интерес к предмету;

повышенный познавательный интерес.

На графике ниже показан вес каждой группы мотивов

Получается, что в большинстве ребята изучают английский язык по необходимости или потому что была, к примеру, интересная тема или им нравится учитель. Но нет настоящего интереса к языку.

Я обратилась к своим друзьям, знакомым и одноклассниками и решила проверить насколько выводы учёных соответствуют действительности на примере обычной московской школы. Я провела серию коротких интервью лично, по телефону и on-line, где спрашивала:

Нравится ли учить английский язык?

Для чего он нужен?

Для чего он нужен именно тебе?

Я опросила 17 человек. Они разделились на два приблизительно равных лагеря:

Те, кому нравится учить язык потому что он кажется им не сложным и / или нравится учитель

Те, кому не нравится учить язык

Никто не сказал, что ему нравится сам язык или что полученные знания как-то помогли ему или изменили / меняют его жизнь.

При этом практически все ответили, что язык нужен для:

“поездок за границу”;

“общения с иностранцами”;

“хорошей работы в будущем”.

Однако, ответ на 3-й вопрос дался ребятам с видимым трудом. Я уточняла: “Для чего он нужен тебе именно сейчас, ведь до хорошей работы ещё далеко? Как он может тебе пригодиться в ближайшее время?”

Один из самых конкретных ответов на этот вопрос из тех, что я получила был: “чтобы прочитать какую-нибудь инструкцию”.

Пожалуй не самая убедительная причина для того, чтобы тратить от 3-х часов в неделю на изучение незнакомого языка…

Как заинтересовать школьников изучением английского языка?

Большинство рекомендаций говорят, что самым эффективным способом изучения иностранного языка является погружение в языковую среду. Если ты оказался в стране, где все вокруг говорят только на английском рано или поздно ты и сам заговоришь, потому что захочешь общаться с людьми.

Но смена места жительства - это крайняя мера. Как же быть, если ты никуда не уехал? Есть много интересных способов создать языковую среду5 дома:

слушать радио / подкасты на английском;

смотреть видео / фильмы / мультфильмы на английском;

читать книги на английском;

учить стихи / песни / шутки и т.п. на английском;

говорить по-английски с носителями языка.

На мой взгляд, почти все эти способы сложны для учеников начальной школы. Как подступиться, например, к чтению книги на английском когда ты в самом начале изучения языка и мало что понимаешь? Всегда можно найти более приятное применение этому времени, ведь книга не осудит тебя за то, что ты её отложил в сторону.

Но совсем другое дело - живое общение. Тем более общение с приятным и интересным человеком. Когда ты эмоционально связан с собеседником и получаешь обратную связь, английский язык перестаёт быть обязанностью, и превращается в необходимый инструмент.

Ещё на летних каникулах после окончания второго класса я оказалась в США, где много общалась с местными ребятами. Кто-то из них понимал русский язык, кто-то нет. Я же только начала изучать английский язык в школе. И хотя мне родители так же, как и большинству моих сверстников говорили, как важно и нужно учить язык, я совсем не могла пользоваться полученными за год знаниями. Я была удивлена, что языковой барьер не помешал мне замечательно общаться с ребятами и завести новых друзей. И мне очень захотелось поделиться с моими друзьями в России знанием, что на другом конце света живут дети с похожими на наши интересами и заботами.

Я сделала серию интервью с моими американскими друзьями, где расспросила их о том, как они учатся в школе, чем американская школа отличается от русской, что их интересует, какие у них хобби и увлечения. Взрослые помогли мне с переводом. Вернувшись в Москву, мы оформили собранный материал в отдельный выпуск нашей школьной газеты “Новое поколение”, в редакции которой я состою с момента её основания. Номер с материалом “Как я провел summer…” вышел 27 сентября 2019 года6 (Приложение 1).

Газета вызвала большой интерес как среди учеников, так и среди учителей. Многие ребята подходили ко мне и расспрашивали о подробностях жизни в Америке, о том, какие они - “ребята оттуда”. Мне удалось немного приоткрыть завесу тайны и показать, что дети - везде дети.

Мне очень хотелось пойти дальше и попытаться связать моих друзей с двух концов света. Однако, на тот момент уровень знания английского языка как у меня, так и у моих одноклассников, был не достаточен для этого. Ведь в дистанционном общении в отличии от личного без языка обойтись нельзя. Поэтому эта идея подождала пока мы наберёмся знаний.

Во время карантина 2020 я попробовала свои силы и вела переписку и созванивалась с американскими ребятами. А весной 2021 мы с моим учителем английского организовали cross ocean переписку между моими одноклассниками и американскими друзьями. Мы записываем видеообращения и пишем небольшие письма друг другу (Приложение 2).

Заключение

Посмотрев на подходы к изучению английского языка у младших школьников я поняла что:

английский язык действительно важная дисциплина, изучению которой уделяется всё больше и больше внимания;

качество обучения зависит от заинтересованности того, кто учится. Можно потратить кучу времени и сил, и по-прежнему не уметь разговаривать на иностранном языке;

причины, по которым большинство детей считают важным учить язык, как правило преподносятся взрослыми, и дети хоть и помнят, но до конца не понимают их;

лучшим способом увлечения языком является погружение в языковую среду, которое можно организовать и не уезжая из дома;

наиболее эффективно погружаться в язык через активное общение с носителями языка. И особенно с теми, кто тебе близок и интересен;

на самом деле границы между русскими и иностранными детьми лежат только через знание языков. Имея этот навык, очень интересно и увлекательно открывать для себя особенности новой культуры и получать новых друзей.

В результате у меня получился интересный журналистский материал, опубликованный в школьной газете. Выпуск висел в холлах школы, был выложен на сайте школы7, а печатный тираж распространялся в здании начальной школы по классам.

Чтобы моим одноклассникам было интереснее изучать язык, как только позволила наша подготовка, мы стартовали проект “Communication across borders and limits!”, в рамках которого смогут общаться русские и американские школьники.

Таким образом, задачи, которые я ставила перед собой были выполнены, а цель работы достигнута. Однако, я считаю, что это только начало пути. Очень надеюсь, что окончательным результатом этого проекта будут не только хорошие отметки и полученные знания, но и новая дружба.

Список литературы

Доцент кафедры психофизиологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат психологических наук Валерия Демарева из интервью Ивойловой, И. Ученый рассказал, в каком возрасте нужно начинать учить иностранный язык [Электронный ресурс] / И. Ивойлова // Российская газета. - 2019. - 19.09.2019. - М. : Российская газета, 1998- . - Режим доступа : https://rg.ru/2019/09/11/uchenyj-rasskazal-v-kakom-vozraste-nuzhno-nachinat-uchit-inostrannyj-iazyk.html, свободный.

Плотникова, Н.Н. Отношение младших школьников к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе / Н.Н.Плотникова // Научно-педагогическое обозрение.Pedagogical review. - 2014. - 2(4). - С. 80-84.

Роль мотивации в изучении иностранного языка [Электронный ресурс] //, Инфоурок. - Режим доступа : https://infourok.ru/rol-motivacii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka-4203846.html, свободный.

Гулова, Г.Р. Мотивация младших школьников к изучению английского языка [Электронный ресурс] / Г.Р. Гулова // Научный журнал NovaUm.Ru. - 08.05.2019. - №19. - С. 339-341.

Погружение в языковую среду: 7 действенных приемов [Электронный ресурс] // Engblog. – Режим доступа : https://engblog.ru/7-steps-to-create-learning-environment, свободный.

Мягков, М. 5 советов, как мотивировать ребёнка к изучению английского [Электронный ресурс] / М. Мягков // Мел. – Режим доступа : https://mel.fm/inostrannyye_yazyki/7532810-english_motivation, свободный.

Новое поколение. - 2019 . - №8 [Электронный ресурс]. - М. : ГБОУ г. Москвы “Школа №1476” - . - Режим доступа : https://drive.google.com/file/d/1qqnVTdoAfzFqw-GnOqHaWLqn0BWAw52I/view?usp=sharing, свободный.

Сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 1476" раздел газета “Новое поколение” [Электронный ресурс]. - М. – Режим доступа : https://gym1476.mskobr.ru/info_add/gazeta_vneuro4ka, свободный.

Приложение 1

Приложение 2

   
   

1 Доцент кафедры психофизиологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат психологических наук Валерия Демарева из интервью Ивойловой, И. Ученый рассказал, в каком возрасте нужно начинать учить иностранный язык [Электронный ресурс] / И. Ивойлова // Российская газета. - 2019. - 19.09.2019. - М. : Российская газета, 1998- . - Режим доступа : https://rg.ru/2019/09/11/uchenyj-rasskazal-v-kakom-vozraste-nuzhno-nachinat-uchit-inostrannyj-iazyk.html, свободный.

2 Плотникова, Н.Н. Отношение младших школьников к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе / Н.Н.Плотникова // Научно-педагогическое обозрение.Pedagogical review. - 2014. - 2(4). - С. 80-84.

3 Роль мотивации в изучении иностранного языка [Электронный ресурс] //, Инфоурок. - Режим доступа : https://infourok.ru/rol-motivacii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka-4203846.html, свободный.

4 Гулова, Г.Р. Мотивация младших школьников к изучению английского языка [Электронный ресурс] / Г.Р. Гулова // Научный журнал NovaUm.Ru. - 08.05.2019. - №19. - С. 339-341.

5 Погружение в языковую среду: 7 действенных приемов [Электронный ресурс] // Engblog. – Режим доступа : https://engblog.ru/7-steps-to-create-learning-environment, свободный.

Мягков, М. 5 советов, как мотивировать ребёнка к изучению английского [Электронный ресурс] / М. Мягков // Мел. – Режим доступа : https://mel.fm/inostrannyye_yazyki/7532810-english_motivation, свободный.

6 Новое поколение. - 2019 . - №8 [Электронный ресурс]. - М. : ГБОУ г. Москвы “Школа №1476” - . - Режим доступа : https://drive.google.com/file/d/1qqnVTdoAfzFqw-GnOqHaWLqn0BWAw52I/view?usp=sharing, свободный.

7 Сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 1476" раздел газета “Новое поколение” [Электронный ресурс]. - М. – Режим доступа : https://gym1476.mskobr.ru/info_add/gazeta_vneuro4ka, свободный.

Просмотров работы: 70