Английский как глобальный язык общения

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Английский как глобальный язык общения

Коломоец П.А. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И.Ф. Вараввы
Ященко Ю.Н. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И. Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В мире насчитывается около 7000 языков. Всем странам и народам было бы невозможно взаимодействовать друг с другом, осуществлять торговые сделки, заключать договоры, сотрудничать и просто путешествовать, не имея международного языка. В настоящее время этой роли удостоен английский язык.

Общение очень важно в любой сфере, будь то медицина, бизнес, транспорт, технологии, торговля или маркетинг. Английский является языком во всем мире принятым и известным всем. Влияние этого мирового языка является довольно обширным и разнообразным. На сегодняшний день многие многонациональные компании требуют от своих работников определенный уровень знания английского, вследствие чего с каждым годом все больше и больше людей изучают этот язык. В современном мире более чем у 400 миллионов людей английский считается родным языком, при этом разговаривают на нем как на втором языке около 700 миллионов. Безусловно, сейчас нас окружает власть английского языка. Почему именно он завоевал такую популярность и считается глобальным языком общения?

Целью данной работы является исследование причины глобализации английского языка. Вследствие огромного влияния английского языка на развитие мировой культуры данная работа обретает особую актуальность. Объектом данного исследования является английский язык. Предметом – роль этого языка в современном мире. Применительно к исследованию были поставлены следующие задачи:

1. Выяснить почему английский язык стал глобальным;

2. Оценить влияние английского языка на СМИ и культуру общества;

3. Определить значимость английского языка среди подростков.

Гипотеза: я надеюсь, что это работа поможет мне понять, почему английский язык является международным, а также выявить актуальность изучения языка среди подростков. Научная новизна данного исследования заключается в том, что хотя английский язык является глобальным языком и оказывает большое влияние на многие аспекты жизни, многие подростки, учащиеся среднеобразовательных школ, не осознают важность его изучения.

1. Глобализация английского языка.

Что такое глобальный язык?

Язык достигает статус международного языка, когда он развивается настолько, что становится узнаваем в каждой стране. Причиной, по которой язык становится глобальным или интернациональным становится власть людей, владеющих им. Эти люди могут иметь военную, политическую или экономическую силу. Эти факторы позволяют сделать язык глобальным и держать этот статус. [11]

Для чего нам нужен международный язык? На сегодняшний день многие спорят о необходимости глобального языка. Перевод с одного языка на другой долгое время играл важную роль в общении разных стран. Когда послы или монархи вели переговоры, рядом обязательно присутствовал переводчик. Но его возможности не безграничны. В странах с двумя-тремя родными языками знание всех этих языков решало проблему. Однако в странах с большим количеством языков такой способ невозможен [6]. Традиционно в качестве решения проблемы использовался один общий язык, так называемый “lingua franca”, (в переводе с французского обозначающий язык или диалект, систематически используемый для коммуникации между людьми, родными языками которых являются другие языки). “Lingua franca” применяли для межэтнического общения [3].

Рост количества связей между жителями разных стран требует наличие интернационального языка. Умение взаимодействовать на одном языке международного и межкультурного общения при решении глобальных тем является не только необходимой, но и обязательной задачей. [5]

Путь становления английского языка международным.

Путь становления английского языка глобальным начался в XVII веке, когда Англия стала владельцем множества колоний по всему миру, успешно завоеванных ею (см. приложение I). Британская корона овладела практически всеми морскими путями. Также большая часть суши- половина территории Северной Америки, множество стран Африки и Азии, Австралия, Индия- были подвластны Англии [13].

Во многих уголках земного шара стал известен английский язык. Создание торговых отношений было главной задачей страны на тот момент времени. Безусловно, местные языки постепенно отодвигались на второй план под влиянием языка более властной и развитой страны. Здесь американское сработало золотое правило- у кого золото, тот правила и устанавливает, тот и решает на каком языке говорить. Англия сыграла огромную роль в развитии международных отношений и зарождении мировой экономики. Для торговли использовался именно английский язык. Английский язык все еще был в обиходе, даже когда колонизированные страны стали независимыми. Это произошло вследствие продолжения развития торговых связей с Великобританией. Английский язык не стремились менять, потому что он уже укоренился в завоеванных странах и охватывал многие аспекты в торговле. Более того в местных языках был маленький словарный запас и нехватка необходимых терминов. Тот, кто хотел иметь работу и хлеб насущный должен был владеть английским языком. Открытие Нового Света также являлось причиной, которая предрешила использование английского языка в качестве интернационального.

Поскольку в Америке помимо англичан было большое количество других переселенцев, говоривших на немецком, французском, испанском, голландском языках, в начале XX века возник вопрос о национальном единстве. Главную роль связующего звена в этом вопросе сыграл именно английский язык, объединив страну и людей, живущих в ней [12].

Несмотря на то, что в США не было официального единого языка, существовала жесткая политика вытеснения всех языков кроме английского. Составление официальных документов, а также обучение во многих штатах осуществлялось исключительно на английском языке, остальные были под запретом. Если бы не такие безжалостные действия американского правительства, то глобальным языком считали бы не английский, а любой другой язык. Во второй половине XX века Америка благодаря своему стремительному развитию отодвинула Англию на второй план. Поскольку по окончании Второй Мировой войны США пострадали меньше других и не заботились о восстановлении своей территории, они продолжили развиваться во всех сферах жизни: экономике, политике, дипломатии и военном деле. Больше всего Америка преуспела в экономических отношениях. Английская традиция в торговле была продолжена американцами, и в скором времени во все страны поставляли товары из Америки. Несомненно, для любого взаимодействия необходим общий язык. Не трудно догадаться, что им стал английский по той же причине, что и в XVII веке- кто сильнее, то и прав.

На сегодняшний день английский язык известен практически во всем мире.

Он проник во все сферы деятельности общества.

Международныеотношения.

Английский язык является официальным языком в работе большинства многих крупных интернациональных политических собраний во всех частях мира. Сюда входят такие организации как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Совет Европы, Европейский Союз и Организация Североатлантического договора. Английский считается единственным официальным языком таких обществ как Организация стран-экспортеров нефти.

Только этот язык используется Европейской ассоциацией свободной торговли. Даже если организация имеет ограниченное количество участников, предпочитается английский в качестве “lingua franca”. Однако даже небольшие компании признают ценность английского языка: хотя их протоколы не могут быть изложены на английском, отчеты, которые они выпускают для более широкой публики в конце собрания, и заявления, которые их должностные лица делают для мировых средств массовой информации, обычно на английском языке [4].

Важность использования английского языка в международных отношениях часто недооценивалась. В 1995-1996 годах в мире насчитывалось около 12,500 международных организаций, около 85% из них официально использовали английский язык. Французский был единственным другим языком, который широко использовали (49% разговаривали на нем официально). Особое значение имеют организации, использующие в своей деятельности только английский язык. Это особенно заметно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где около 90% международных организаций ведут свою деятельность исключительно на английском. Многие научные организации (такие как Африканская ассоциация научных редакторов, Каирский демографический центр и т.д.) также работают только на этом языке. И лишь небольшое количество международных сообществ (13%) вообще не используют английский язык официально: большинство из них – французские организации, занимающиеся в основном проблемами франкоговорящих стран. Безусловно, использование английского языка не ограничивается наукой. Некоторые международные спортивные организации работают только на английском. Например, Африканская федерация хоккея, Азиатская любительская спортивная ассоциация и Ассоциация национальных олимпийских комитетов Океании. Когда эти организации проводят международные конкурсы, английский автоматически становится “lingua franca” для всех собравшихся [6].

На этом примере мы убедились, что английский язык является важной и неотъемлемой составляющей в сфере международных отношений.

2. Влияние английского языка на мировую культуру.

Формирование мировой культуры непосредственно связано с доминированием английского языка. Став универсальным языком общения и взаимодействия, он привносит в культуру понятия и ценности стран, говорящих на нем (см. приложение II).

2.1. Английский в средствах массовой информации.

В конце ХХ – Начале ХХI века массовая коммуникация и новые информационные технологии начали стремительно развиваться. Для всех уже знакомых средств массовой информации – печати, радио, телевидения, а также только зародившегося Интернета было характерно единое информационное пространство, особая виртуальная среда, состоящая из множества медиапотоков.

Единой системе тоже необходим единый язык. На сегодняшний день английский язык оказывает огромное влияние на мировую культуру через средства массовой информации [2].

Сегодня влияние английского языка и культуры на мировые СМИ огромно. Общее число медиа текстов на английском языке, ежедневно распространяемых по каналам СМИ, заметно превосходит количество текстов на других языках, а в национальных массмедиа практически всех стран мира наблюдается распространение англоязычной массовой культуры.

Воздействие англоязычных медиа также прослеживается в российских средствах массовой информации. Англо-американские массмедиа воздействуют не только на уровне формата и содержания СМИ, но и на язык. На сегодняшний момент в российском медиа все чаще заметно влияние англоязычных медиа: заимствование английских слов, распространение англо-американских образцов радио- и телепродукции, копирование формата и содержания.

Одним из самых ярких примеров воздействия англоязычных СМИ на содержание и формат текстов массовой информации в России будут являться передачи, созданные по образцу известных западных программ. Таким образом, многие популярные проекты российского телевидения представляют собой аналоги известных западных телешоу. Например, популярная телевизионная программа «Поле чудес» - это лицензированный вариант известной американской программы “The Wheel of Fortune” (колесо фортуны), имеющей аналоги во всем мире. В современной России все чаще используются известные теле- и радио-форматы, возникшие на англо-американской почве. Неуклонно растет количество передач, основанных на распространенных англоязычных массмедиа форматах, таких как реалити-шоу, ток-шоу, звонки в студию, скрытая камера, различные виды Quiz-программ, признания и встречи по телевизору и т.д (см. приложение III).

Заимствуется как формат, так и содержание. Многие Российские издание, освещающие новинки популярной музыки, мирового кино, а также события в мире шоу-бизнеса, создают свои материалы о жизни зарубежных звезд, в основном заимствуя информацию из статей популярных англоязычных журналов, наподобие “Hello”.

Влияние англо-американских СМИ проявляется в русском языке заимствованиями английской лексики. Современный русский язык наполнен словами английского происхождения, которые проникли практически во все сферы жизни. В любой российской газете можно встретить такие лексические единицы, как менеджмент, бизнес, спонсор, трейдер, спичрайтер, киллер, спикер, драйв, диджей, шоумен, промоушн, файл и т.д. Подобные англицизмы мгновенно подхватываются массовой аудиторией, только однажды появившись в средствах массовой информации. Эти слова все глубже проникают в русский язык несмотря на то, что поначалу они кажутся чуждыми.

Кроме прессы и телевидения английский язык также играет ключевую роль в современной музыке. Большинство песен, в особенности бессмертных хитов, написаны на английском языке, либо производными от него. Так сложилось, что цитадель музыкальной индустрии базируется в Америке и Европе, там, где этот язык часто является официальным. Английский язык достаточно прост для написания рифм и очень мелодичен, поэтому даже российские исполнители используют его для своих композиций.

2.2. Влияние английского языка на образование.

Английский язык является носителем огромной части мировых знаний, особенно в таких областях, как наука и технологии. А доступ к знаниям – дело образования. Образование является одной из наиболее важных причин, почему многие страны назначают английский официальным языком и выбирают его в качестве основного иностранного языка в школах [7].

С 1960-х годов английский язык стал распространенным средством обучения в высших учебных заведениях во многих странах, и все чаще используется в странах, где этот язык не считается официальным. Например, в Нидерландах некоторые продвинутые курсы преподаются на английском языке.

Более того, потребность в использовании английского языка возросла, поскольку колледжи и университеты все чаще принимают иностранных студентов, а преподаватели сталкиваются с многоязычной аудиторией.

Безусловно, люди с большей вероятностью будут использовать английский язык, дабы изучать исследования по предметам нежели какой-нибудь другой язык.

Использование английского языка с такой целью широко ценится. Согласно исследованиям использования английского языка, проведенному в 1980 году, 85% работ по биологии и физике были написаны на английском языке, медицинские статьи составляли 73%, статьи по математике и физике - 69% и 675 соответственно. В этих областях наблюдается значительный рост использования английского языка в течение следующих 15 лет – более 30% в случае химии и более 40% в случае медицины и цифр. Эту тенденцию можно увидеть даже в лингвистике, где в 1995 году почти 90% из 1500 статей, перечисленных в журнале “Linguistics Abstracts”, было написано на английском языке. В информатике это соотношение даже выше [6].

За последние полвека бизнес по обучению английскому языку стал одной из самых быстрорастущих областей в мире. Рынок иностранных школ растет довольно быстрыми темпами. С каждым годом открывается все больше школ, направленных на изучение английского языка.

2.3. Английский в интернациональных путешествиях.

Причины путешествий заграницу многочисленны и разнообразны. Это могут быть обычные деловые поездки или отпуск, религиозные паломничества или спортивные соревнования. Каждое путешествие имеет лингвистические последствия – язык нужно выучить, интерпретировать. Со временем тенденция к путешествиям перерастает в серьезное влияние. В этой области особенно заметно влияние английского вследствие тенденции его глобализации.

Поскольку туристы прибывают из всех точек Земли, необходимо обеспечить им комфортное времяпрепровождение: создать условия, при которых любые путешественники, владеющие английским языком, не испытывали неудобств и недопониманий в течение своего пребывания в другой стране. Поэтому во многих туристических местах мира вывески на витринах чаще всего на английском языке. Меню ресторанов, как правило, имеет аналогичную версию на английском языке. Обездоленных, часто появляющиеся в туристических местах, хорошо владеют английским, так как это помогает им продавать сувениры или выпрашивать деньги у проходящих мимо посетителей.

Транспорт и размещение также регулируются через использование английского языка. Инструкции по безопасности на международных рейсах, информация о действиях в чрезвычайных ситуациях в отелях и направления к основным местам все чаще сейчас дублируются на английском. Большинство уведомлений, сообщающих нам о пристегивании ремней безопасности, расположении спасательных шлюпок или расположении аварийной лестницы, также предложены нам на английском языке [6].

3. Значимость английского языка среди подростков.

Роль английского огромна в современном мире. Более миллиарда человек по всему миру владеют этим языком. Большинство работодателей требуют определенный уровень знания английского языка при приеме на работу. Еще раз убедившись в том, что английский язык оказывает сильное влияние на большинство аспектов жизни, я посчитала необходимым выявить значимость английского языка среди моих сверстников.

В ходе исследования был проведен опрос под названием «Роль английского языка в вашей жизни», задача которого заключалась в том, чтобы определить важно ли изучение английского языка для моих сверстников. В опросе участвовало 40 респондентов 13-15 лет, обучающихся в среднеобразовательной школе. Участникам опроса предлагалось ответить на 3 вопроса:

Изучаете ли вы английский язык помимо школьной программы?

С какой целью вы его изучаете?

Необходимо ли изучение английского языка в современном мире? Почему?

Результаты проведенного эксперимента:

14 из 40 подростков ответили, что изучают английский язык вне школы (см. приложение IV).

«С какой целью вы его изучаете?»

3 подростков ответили, что учат английский по желанию родителей;

5 изучают его для путешествий заграницу;

4 респондентов изучают его для поступления в университет;

2 участников хотят переехать в другую страну (см. приложение V).

«Необходимо ли изучение английского языка?»

19 участников ответили, что могут обойтись без него

21 подросток считает, что изучение английского языка необходимо по причине его широкого использования в мире (см. приложение VI).

Данные выводы гласят о том, что у многих подростков13-15 лет, обучающихся в среднеобразовательной школе, изучение английского языка не стоит в приоритете. Из этого следует, что они могут столкнуться с трудностями понимания этого языка во время поездок заграницу или в профессиональной деятельности.

Заключение

В ходе исследовательской работы были выявлены причины становления английского языка глобальным языком общения, а также оценено его влияние на средства массовой информации и культуру общества. Практическая часть данной исследовательской работы заключалась в выявлении приоритетности изучения английского языка среди подростков. На основе проведенного опроса была обнаружена проблема отсутствия интереса к изучению английского языка среди учащихся среднеобразовательных школ. Поскольку английский язык играет огромную роль в мировой культуре и оказывает большое влияние на ее формирование, проблема отсутствия желания у учащихся изучать данный язык является весьма актуальной.

Список использованной литературы:

1. С. Нестеренко. Проблемы существования и перспективы развития глобального английского в современном мире/Язык и культура/2011.

2.Д. Е. Выборнова. Влияние английского языка на мировую культуру/Институт переводоведения и многоязычия.

3. О. Н. Камшилова. Английский язык как lingua franca: функция языка или языковая форма? /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена/ 2006.

4. С. В. Спиряева. Роль и место глобального английского в современном мире/Вестник Московской международной академии/2015.

5.Ягья В. С. Блинова Н. В. Английский язык как фактор мировой политики/ Вестник Санкт- Петербургского Университета. Политология. Международныеотношения/2007.

6. David Crystal. English as a global language/2003.

7. Eve Schnitzer. English as an international language: Implications for interculturalists and language educators/1995.

8. Irena Vodopija-Krstanovic, Mladen Marinac. English as an International Language and English Language Teaching: The Theory vs. Practice Divide/2019.

9. Michael Clyne. English as an international language: Challenges and possibilities/2008.

10. Raul Enrique Garcia. English as an International Language: A Review of the Literature/2013.

11. UK Essays. Why is considered a global language? /2018.

12. Wil. How English became the global language/2015.

13. Zuliati Rohmah. ENGLISH AS A GLOBAL LANGUAGE: ITS ISTORICAL PAST AND ITS FUTURE.

Приложение

Приложение I.

Рис. 1.Глобализация английского языка началась в XVII веке, когда Англия стала владельцем множества колоний по всему миру.

Приложение II.

Рис. 1.Формирование мировой культуры непосредственно связано с доминированием английского языка.

Приложение III.

Многие известные российские телепередачи заимствованы у англоязычных СМИ.

Приложение IV.

Рис. 1. Результаты проведенного эксперимента.

Приложение V.

Рис. 1. Результаты проведенного эксперимента.

Приложение VI.

Рис.1. Результаты проведенного эксперимента.

Просмотров работы: 147