Сравнительная характеристика образов английского короля Артура и русского богатыря Ильи Муромца

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительная характеристика образов английского короля Артура и русского богатыря Ильи Муромца

Владимиров В.Д. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И. Ф. Вараввы
Ященко Ю.Н. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И. Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все народы имеют свой фольклор. Без сомнения, герои фольклора - не случайные персонажи, так как они олицетворяют менталитет целой нации. К примеру, русские герои очень близки русскому народу, так как они думают, чувствуют и действуют, как русские. А как насчет английских героев? Могут ли они рассказать нам что-то об английском менталитете? В начале нашего исследования мы решили спросить наших одноклассников, каких исконно-русских и английских эпических героев они знают. И получили следующий результат. Оказалось, что самым известным русским персонажем является Илья Муромец, а среди английских героев ребята выделили короля Артура. Вот почему нам показалось интересным провести аналогию именно между двумя этими персонажами и сравнить их менталитет.

Актуальность нашего исследования в том, что каждый из нас должен идентифицировать себя как граждан собственного государства и в то же время дифференцировать себя от других народов, например, англичан. Образы Ильи Муромца и короля Артура являются темами многих исследований и глубоко изучены. Однако, теорий относительно происхождения этих двух героев оказалось множество, а вопрос сравнительного анализа в изученных нами источниках не поднимался. Таким образом, если мы узнаем разницу между английскими и русскими фольклорными героями, нам будет легче понять наши национальные особенности. Поэтому, мы полагаем, что наше исследование будет способствовать развитию национального самосознания, поможет выделить основные исключительные элементы русского менталитета и противопоставить их англоязычной культуре.

Объект исследования - герои русского и английского эпоса Илья Муромец и король Артур.

Предмет исследования - схожие и различные черты указанных героев.

Цель исследования - изучить особенности русских и английских фольклорных героев.

Гипотеза - герои русского и английского фольклора имеют отличия, обусловленные историческими и культурными особенностями этих стран.

Задачи:

изучить литературу и интернет источники о русском и английском фольклоре;

выделить и проанализировать информацию, касающуюся короля Артура и Ильи Муромца;

выявить схожести и различия;

сделать вывод.

Методы исследования - опрос, математический анализ опроса, изучение и анализ литературы, сравнение, синтез. Основным методом было изучение литературы.

Практическая значимость исследования представлена в материалах для уроков литературы и англоязычной литературы в 5 классе, так как программой предусмотрено изучение русских былин на уроках литературы и английского эпоса на уроках англоязычного внеаудиторного чтения.

1. Король Артур.

1.1. Появление и история короля.

Итак, немного предыстории появления Артура, вернее, его рождения. «В угрюмом замке на скалистом мысе поджидала Игрейна своего мужа Горлуа, герцога Корнуолльского. Однако не он появился в ту ночь в её покоях, а Утер Пендрагон, король Британии, принявший с помощью волшебника Мерлина обличье Горлуа, дабы добиться любви Игрейне. После той ночи появился Артур…», - так начинается история о легендарном короле Артуре, вдохновившая множество писателей и художников.

Как гласит легенда, Мерлин унёс младенца, рожденного Игрейной, и отдал славному сэру Эктору, чтобы тот воспитал его, как собственного сына. Других детей у короля не было. Брак же Игрейны и Горлуа был освящен рождением трех дочерей – двух выдали замуж за королей, а третью отправили в монастырь. Эта дочь, Фея Моргана, каким-то образом познала искусство магии и, в конце концов, сыграла роковую роль в судьбе своего сводного брата.

Только когда король умер, Артуру исполнилось 16 лет, Мерлин открыл тайну его рождения, и то лишь после того, как юноша ухитрился вытащить меч, впечатанный в наковальню, стоявшую на мраморной плите во дворе церкви. Многие пытались это сделать, но ни один не мог совладать с мечом, который должен был покориться только «истинному порождению королю всей Британии». Мерлин также поведал Артуру о волшебных силах, которыми наделили его при рождении феи таинственной земли Авалон.

Вот еще одна очень интересная загадка, о которой немало говорят. И не затронуть эту тему тоже нельзя, ведь Авалон и жизнь Артура - неразделимы. Как я выяснил, вокруг легенды об Авалоне ходило столько слухов в минувшие века и продолжает ходить в наши дни, что в пору окончательно запутаться. Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон пропал не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, остров перешел в иное магическое измерение и скрылся от глаз людей. Многие историки XIX века объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически. Они считали, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы ученые приводили подлинную историю, относящуюся к XI веку. В ней шла речь об очень невысоком острове в проливе Ла-Манш, защищенном дамбами и шлюзами [7].

Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая приливная вода ринулась в город. В волнах погибла вся местная знать (кроме короля, который спасся вплавь на коне), а сам остров покрыло морем. Именно вышеописанный исторически достоверный случай и натолкнул исследователей на мысль о том, что Авалон могла постигнуть та же судьба.

Надо отметить, что не только европейские ученые интересовались историей острова Авалон. М.А.Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (1904 г.) указывает, что: «Авалон часто описывали древние поэты Франции. Так, в поэме о Вильгельме Курносом мы находим упоминание о том, что Авалон был чрезвычайно богат, так что другого такого богатого города никогда не было и построено. Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери в них были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены изумрудами, топазами, гиацинтами и другими драгоценными камнями, а крыши на домах были золотые! В Авалоне процветала волшебная медицина. Здесь излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из тогдашних романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, не ведая забот и горестей. Само слово «Авалон» сближали со словами древнебританского «Inis Afalon», что значит – «остров яблонь».

Различные мнения о таинственном острове высказывают и многие современные зарубежные писатели. Но все это гипотезы, которые не дают мне возможности раскрыть тайну Авалона [5].

Но вернемся к нашему герою Артуру, к его жизненному пути. В период благодатного правления Артура Британия наслаждалась 12 годами мирной жизни. Это было время пышного расцвета рыцарского духа. В своем замке Камелоте Артур собирал всех храбрых и преданных рыцарей своего королевства - Ланселота, Гавейна, Персифаля и многих других – и усаживал их вокруг огромного круглого стола, причем на сиденье каждого было золотыми буквами написано его имя (приложение 1, рис.1). Там Мерлин учил рыцарей не совершать убийств, жестокости или зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие просящему и, что превыше всего, оказывать уважение и покровительство женщинам. Из Камелота рыцари отправлялись сражаться с драконами, гигантами и хитрыми карликами. Эти встречи с силами зла обычно происходили в заколдованных замках, темных лесах или волшебных садах.

В Камелот Артур привез и прекрасную Гиневру, чтобы сделать ее своей королевой. Когда же Ланселот оказался не в силах подавить чувства к Гиневре, племянник Артура Мордред, сын феи Морганы, разоблачил любовников и принудил Артура осудить жену на публичное сожжение на костре. Ланселот спас королеву и бежал с ней во Францию (приложение 1, рис.2). Перед тем как вместе с войском отправиться за ними в погоню, Артур передал бразды правления Мордреду, который, воспользовавшись отсутствием короля, совершил переворот. По возвращении в Англию Артур встретился с Мордредом в жестокой схватке и прямо сквозь щит пронзил копьем неверного племянника (приложение 2, рис.1). Но перед смертью Мордред успел нанести королю смертельную рану [8].

1.2. Смерть и место захоронения Артура.

Верные соратники Артура положили умирающего в ладью, которая, медленно скользя сквозь белый туман, унесла его по морю в Авалон. «Утешьтесь, - сказал король убитым горем рыцарям, стоявшим на берегу, - и знайте, что я снова приду, когда понадоблюсь Британской земле».

Мы не знаем, о чем думал в свои последние часы умирающий Артур. Но писатель Теренс Уайт в романе «Свеча на ветру» пишет об этом так: «Заунывный ветер дул в Солсбери. Мгла стояла в пустом шатре Короля. Ветер выл, оплывали свечи. В ожидании епископа старый-старый человек присел за читальный стол. Время шло, и голова его никла к бумагам. Он вспоминал остров, увиденный им во время перелета, остров, на котором мирно сожительствовали птицы, не ведая войн. Старый Король чувствовал себя исполненным бодрости, он почти готов был начать все сначала. Но в ту ночь слишком поздно было для новых усилий. В ту пору судьба назначила ему умереть и быть перенесенным в Авалон, где он мог ожидать лучших Дней!» (приложение 2, рис.2).

Но было ли все это на самом деле? Ответ на данный вопрос дает небольшое аббатство Гластонбери, где английские археологи обнаружили во время раскопок могилу с телами Артура и его супруги Гиневры [4].

В эпоху Средневековья монахи возвели здесь величественный монастырь, названный ими в честь святого Михаила. Когда же он был разрушен землетрясением, на его месте выросла церковь, остатки которой сохранились и поныне. По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил король Артур, а также тайным входом в подземное царство повелителя эльфов. Считается, что в VI веке сюда проник святой Колен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине скалы.

Легенды, легенды, легенды и даже, возможно, мистика. Но когда их читаешь, ярко представляешь себе те времена и все действия, о которых так живописно повествуется в них, и сам невольно становишься участником всех событий, присутствуешь с рыцарями за Круглым столом и мечтаешь занять свободное за ним место.

Как место последнего упокоения короля Артура и его супруги, Гластонбери приобрело известность с XII века. До этого времени подлинность данного факта подтверждалась лишь преданиями. Так, Эскалибур – легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес (приложение 3, рис.1). К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен, и проверить правдивость устной традиции уже невозможно [10].

Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) произошло в 1184 году. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура. В 1190 году она была найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине – ниже современной кладки – еще более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице. Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумленному взору!

В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом – 2м 25см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось, хотя это мог быть и след от ранения. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.

Спустя ровно 200 лет Уильям Уорчестерский посетил Гластонбери. Странно, он описал углубление между двумя каменными крестами, где были найдены мощи, но в дошедших до нас записях не содержалось описания могилы в целом. Однако она все еще была там. Последним из приезжих, кто имел возможность описать могилу, был Джон Леланд. «Здесь лежит Артур, цветок среди королей, гордость королевства, чьим обычаям и учению мы воздаем вечную хвалу» - переписал Леланд с надписи на одной из сторон надгробья [5]. Беглое описание Леланда говорит также о том, что в изголовии могилы вырезано распятие с двумя львами, и всего несколько слов о роли, сыгранной аббатом Генри де Салли в перенесении костей на церковный двор. В изножии могилы вырезаны фигура Артура и еще два льва. А поверх надгробия находится крест, вероятно, тот самый свинцовый крест, который был найден в могиле на монастырском кладбище.

Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение царственных супругов, и вскоре над их новой могилой вырос большой свинцовый крест с надписью: « Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур». В 1278 году останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.

В 1931 году археологи, изучавшие место, считавшимся могилой Артура, нашли прочную, но пустую гробницу [6].

Все эти факты указывают на бесспорное существование короля Артура в реальности.

2. Илья Муромец.

2.1. Доказательство существования богатыря.

Какие же факты указывают на реальное существование русского богатыря Ильи Муромца? Наши предки XVI - начала XIX в. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским (приложение 3, рис.2). В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста: останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т.е. в 1188 г [1].

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца – гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная Печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в.

2.2. Описание мощей богатыря.

Я не мог не включить в свою работу любопытнейшее описание мощей Ильи Муромца, оставленное московским паломником Иоанном Лукьяновым в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко крупных нынешних людей; рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст – сорок-пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была приблизительно – XI-XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах [3].

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыми да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось [11].

3. Жизнь и подвиги героев.

3.1. История Британии.

Жизнь этих потрясающих героев навсегда останется в памяти множества людей и не только потому, что они просто совершили много подвигов, а еще и потому, что существует огромное количество литературных произведений, которые не позволят нам забыть о них. Но исторические события порой совсем не похожи на то, что написано в книгах.

К началу контактов с римлянами в I в. до н.э. Британия была заселена в основном народами, принадлежащими кельтской языковой группе, крупнейшими из которых были бритты. Мелкие кельтские княжества вели непрерывную борьбу друг с другом. К III веку н.э. завоевание острова римлянами завершилось, и сложилась провинция Британия со смешанным брито-римским, но вполне романизированным населением, занимавшая юго-восточные и центральные районы острова. Остальные районы оставались кельтскими. В конце III-IV в. римская Британия была христианизирована. В это же время начались набеги на нее с моря германских племен, в основном саксов. В середине IV века сюда двинулись племена пиктов; с запада, с острова Иберния (Ирландия), хлынули кельты-скотты, которые завоевали север Британии – Каледонию, назвав ее по имени своего племени Scotland (Шотландия). В 407 году ввиду угрозы для Рима со стороны готских племен римские войска уходят из Британии, в 410 году ее покидают и римские должностные лица, а за ними – и римские колонисты.

Британия оказалась предоставленной самой себе. Началось кратковременное кельтское возрождение, забвение римских обычаев, восстановление кельтского языка и быта. Но в середине V века на Британию обрушились с моря германские племена: юты, англы, саксы.

В начале VI века племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Им удалось нанести саксам, англам и ютам ряд поражений, но вторжение продолжалось и вскоре завоевание основной части острова было завершено; кельтские народы остались в Шотландии, Уэльсе, на острове Корнуолл и некоторое время на северо-западе Англии. Таковы точно установленные исторические факты. Другие сведения находятся уже на грани истории и легенды (приложение 4, рис.1).

Около 550 года монах Св. Гильдас написал сочинение «О разорении и завоевании Британии». Не называя ни имен, ни дат, он говорит, что «советники вместе с гордым королем ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора северным племенам». Позднее бритты избрали своим правителем с титулом императора потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанес саксам решительное поражение у горы Бадон (точное местоположение не установлено, некоторые ученые полагают, что это – возвышенность близ курортного города Бат).

Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понятно, кто руководил этой битвой, возможно, и не Амвросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских языков (валлийском) «медведь» - «artu». Не исключено, что это – первое упоминание об Артуре.

3.2. Поэма «Годдоин».

Во второй половине VI века валлийский барт Анейрин сочиняет поэму «Годдоин», в которой рассказывается о гибели одного из бриттских племен. Один из героев поэмы – вождь Артур смелый воин, мудрый правитель, но одновременно предводитель отряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII века), то перед нами, бесспорно, самое древнее упоминание об Артуре.

3.3. Легенды – «История бриттов».

Следующий этап истории-легенды – «История бриттов» некоего Ненния (видимо, конец VIII века). Это крайне путаное, переполненное вымыслом повествование об истории Британии до времен англо-сакского завоевания. История появления германцев на острове у Ненния легендарна и окрашена в романтические тона: король бриттов Вортигерн, опоенный колдовским напитком, влюбляется в дочь вождя германцев Хенгиста Ронвену и позволяет саксам захватить свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий, который оказывается то знатным римлянином, вождем бриттов, видимо, наследующим Вортигерну, но неким ясновидящим, прорицателем, родившимся без отца. Возможно, оба упоминания об Амвросии относятся к одному лицу. Позднее упоминается без всякой связи с Амвросием вождь Артур, разгромивший саксов в 12 битвах, причем последняя и заключительная происходит при горе Бадон.

По археологическим данным в местах, указанных Неннием, действительно произошло много сражений, но они никак не могли состояться на протяжении жизни одного человека. Определенным этапом сложения легенды об Артуре является написанное по-валлийски не позднее начала XII века сочинение «Куллох и Олуэн» - богатырская сказка о героическом сватовстве. В ней герои попадают ко двору короля Артура – отважного и опытного военачальника, мудрого, убеленного сединами правителя (приложение 4, рис.2).

Переходом от легенды к роману является написанная между 1135 и 1138 годами «История бриттов» валлийского священника, позднее – епископа Гальфрида Монмутского. В этом сочинении повествуется об истории Британии с древнейших времен примерно до начала VIII века. Здесь пересказано (или сочинено) множество легенд, в том числе о короле Лире.Кстати, предположительно король Лир (ирл. Ler - море) – бог.(12)

Развитие артуровской темы в романах XII-XV веков происходит в двух направлениях. Прежде всего, обогащается и изменяется биография самого Артура.Модред оказывается не только племянником Артура, но и его сыном от кровосмесительной связи со сводной сестрой Моргаузой. Измена же королевы мужу имеет место не с Модредом, а с Ланселотом.

3.4. Роман англичанина Томаса Мэлори «Смерть Артура».

Завершением артуровской темы стал прозаический роман англичанина Томаса Мэлори (около 1417-1471 годов) «Смерть Артура», являющийся одновременно и переводом составленного на рубеже XIII и XIV веков свода французских прозаических романов об Артуре, и оригинальной разработкой сюжета. В этой книге несколько меняются и смещаются события биографии Артура.

В 1312 году поэт Жан де Лонгийон в поэме «Обет павлина» выводит девять лучших воинов всех времен и народов. Это три языческих рыцаря – Гектор, Александр Македонский и Юлий Цезарь; тир иудейских – Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавей; Три христианских – король Артур, Карл Великий и завоеватель Иерусалима Готфрид Бульонский. В XV веке один из французских придворных всерьёз утверждает, чтонеудачи Англии в Столетней войне объясняются тем, что лучшие рыцари этой страны пали некогда вместе с королем Артуром.

Во всех этих многочисленных романах Артур и его двор присутствуют лишь как фон. Фабула их обычно такова: на Троицу в Карлеон к Артуру съезжаются рыцари Круглого Стола и рассказывают о своих подвигах, и если какой-либо рыцарь, по его словам, потерпел неудачу, другой отправляется завершать его дело. Либо ко двору Артура прибывает некий проситель, чаще всего девица, требующая свершить некое действие, например, освободить город от заклятия, убить дракона и так далее. Рыцари разъезжаются в поисках ли приключений, в стремлении ли обрести Грааль. Далее повествуется об их деяниях. Артур в этих романах – убеленный сединами мудрый и бездеятельный король, не принимающий участия в приключениях, но являющийся как бы гарантом возглавляемого им мира.

На сегодняшний день мы не можем с точностью сказать о том, что происходило на самом деле в определенные этапы жизни короля Артура, ведь если даже в литературных произведениях происходят такие метаморфозы, то и разница между легендами и историей весьма велика.

3.5. Подвиги Ильи Муромца.

Как же отражались подвиги Ильи Муромца в русских эпических произведениях, и как менялся образ великого богатыря? Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине – в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении (приложение 5, рис.1). Известно, то классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни – на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX века. Муромский краевед А.А.Титов, автор «Исторического описания города Мурома» 1833 года писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника может быть потому, что «Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру…».

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как её заложил по легенде сам Илья. Эту церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, «что гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В её основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960-х годов записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери Муромского князя Глеба. В газете «Муромский край» (№ 102, 8 мая 1914 года) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов – доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище – Гущины, стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. В XIX веке бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории [12].

Некоторые эпизоды сохранились в пересказах. Так например Рябин вспомнил эпизод из поэмы, рассказываемой Ильей Емдстафьевым, нигде более не встречающийся. «Святогор-богатырь позвал Илью Муромца к себе в гости на Святые горы и на поездке Илье наказывал: «Когда приедем в моё поселенище и приведу тебя к батюшке, ты моги нагреть кусок железа, а руки не подавай». Подобных прозаических фрагментов сохранилось немало.

Как видим, и наш персонаж Илья Муромец, как и Артур, окружен мистикой и загадками. Но во всем этом чувствуется народная любовь и почитание к этим героям.

3.6. Былины и сказания об Илье Муромце.

В основе многих сюжетов былин и сказаний об Илье Муромце лежат легенды. Приурочение их к Илье Муромцу связано с желанием видеть начало биографии любимого героя, объяснить природу его неодолимой силы и непобедимости в бою. Эту неодолимую силу Илья Муромец получает или от Святогора, или от калик перехожих, которые, по всей вероятности, и создали свой вариант сюжета этой замечательной былины.

Сюжет об исцелении представлен в качестве отдельной былины, записанной А.В.Марковым от выдающейся сказительницы из династии сказителей Крюковых – Аграфены Матвеевны Крюковой [2].

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике принадлежит к числу самых распространенных и популярных в народе. Былина записана А.Ф.Гильфердитом в Кижах 8 июля 1871 года.

В разное время, начиная с прозаических пересказок XII-XIII веков, «Сборника Кирилла Данилова», собраний П.В.Киреевского, П.Н.Рыбникова, А.Ф.Гильфердита до экспедиций 60-х годов нашего века, собиратели записали более ста её вариантов. Былина известна и в книжном варианте XVII века - «История о славном и о храбром и сильном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче и о Соловье Разбойнике», в литературе, а также в многочисленных сказочных обработках.

Илья Муромец, побеждая Соловья-разбойника, очищает дорожку прямоезжую, что имело большое историческое значение и вполне соответствовало исторической действительности. Ведь именно эти прямоезжие дорожки (по Днепру – к Черному морю, а по Волге – к Каспийскому) оказывались обычно перехваченными: в X-XIII веках – печенегами, хазарами, половцами, а позднее волжскими и крымскими татарами. Поэтому очищение их от «соловьев-разбойников», чинивших разбой на дорогах, приравнивалось народом к подвигу.

В небылице «Илья Муромец и Издолище» художественный принцип народной сатиры выдержан до конца. Перед нами антибылина, в которой спародированы не только типичные эпические обороты и приемы, но и образ главного героя – Ильи Муромца.

4. Опрос.

Кстати, проведя опрос среди сверстников и взрослых людей, я пришел к выводу, что большинство сверстников считает, что только король Артур существовал на самом деле, а большинство взрослых наоборот считают, что только Илья Муромец является реальной исторической личностью (приложение 5, диаграммы 1). Но в обеих группах опрашиваемых лишь от 4% - 5% не уверены, что оба героя существовали в действительности (приложение 6, диаграммы 1 - 2). Также от 59% - 62% убеждены, что сходство образов легендарных персонажей неоспоримо (приложение 7, диаграммы 1).

Заключение

Итак, рассмотрев достоверные исторические факты, легенды и точки зрения многих ученых и исследователей, можно сделать вывод, что король Артур и Илья Муромец существовали в действительности.

Артур внес большой вклад в расцвет Британии. Более 1000 лет Артур вдохновляет и каждое поколение в поисках героя, каждую нацию в поисках наследия, которым можно гордиться, и несколько монархов, нуждавшихся в знаменитых предках, сделали из него то, что он есть, короновали, помещали на герб, устраивали в его честь турниры. Романы привлекали к нему магию и воспевали грешную плоть, поэты доносили до нас свои мечты, а художники – видения.

Что касается Ильи Муромца, который является самым загадочным героем Руси, его подвиги никогда не забудутся и останутся в памяти множества людей. Сражения с мифологическими существами в литературных произведениях носят глубоко философский смысл, действительно связанный с реальными историческими событиями.

Цель моего научного исследования достигнута - я провел сравнительную характеристику образов Ильи Муромца и короля Артура. Задачи выполнены – я убедился, что Артур и Илья Муромец две реальные личности, и увидел какой вклад, они внесли в духовное и историческое развитие своих народов.

Я думаю, что моя работа может быть использована как на уроках русской и зарубежной литературы, так и на уроках истории, так как здесь приведены интересные случаи из жизни легендарных героев нашей страны и Британии.

С большим интересом, работая над темой, у меня возникло желание продолжить дальнейшие исследования, связанные с жизнью Ильи Муромца и короля Артура и познакомиться более детально с литературными произведениями об этих героев.

Список использованной литературы:

Газета «Муромский край» в 1914 г. : Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце.

Былины «Современник» Москва,1986., классическая библиотека «Современника»

Былины Ф.М.Селиванов, 1988 г.

А.Теннисон «Королевские идиллии»

Жан де Лонгийон «Обет павлина»

М.А.Орлов «История сношений человека с дьяволом»

Р.У.Даннинг «Артур – король запада» «Феникс» 1997 г.

Т.Уайт « Король в прошлом и король в грядущем».

Т.Уайт «Свеча на ветру».

Ханс Кристиан Андерсен «Вен и Ген».

«Мифы, народов мира», гл. редактор С.А.Токарев. изд. «Советская энциклопедия» 1982г.(11)

«Полуправда– полувымысел», изд. «Дрофа» В поисках короля Артура, 2000г.(12)

Приложение

Приложение1

Рис.1 - Замок короля Артура – Камелот.

Рис.2 - Прекрасная Гиневра и Сэр Ланселот

Приложение 2

Рис.1 - Сражение короля Артура и Мордреда.

Рис.2 - Смерть Артура.

Приложение 3

Рис.1 - Волшебный меч Эскалибур.

Рис.2 - Илья Муромец.

Приложение 4

Рис.1 - Карта Сомерсета.

Рис.2 - Король Артур.

Приложение 5

Рис.1 - Памятник Илье Муромцу в г. Муроме.

Диаграмма 1 - Опрос среди подростков с 12 до 20 лет.

Приложение 6

Диаграмма 1 - Опрос среди взрослых с 25 до 75 лет

Диаграмма 2 - Опрос среди подростков с 12 до 20 лет.

Приложение 7

Диаграмма 1 - Опрос среди взрослых с 25 до 75 лет.

Просмотров работы: 40