Роль песен в изучении английского языка

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль песен в изучении английского языка

Флоря А.Д. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И.Ф. Вараввы
Ященко Ю.Н. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

В современном мире необходимо знать английский язык. На нем говорят во многих странах. Благодаря знанию английского языка можно общаться без проблем в любой точке мира, завести новых друзей, можно узнать много интересной и полезной информации. Около 410 миллионов человек являются носителями английского языка. Около 1,5 миллиарда человек разговаривают на нем. Поэтому английский язык заслуженно считается международным языком общения.

Перед любым человеком, хорошо знающим английский язык, появляется возможность устроиться на хорошую работу, и даже возможность работать заграницей. Изучив язык можно отправиться путешествовать в любую и даже не в англоязычную страну, ведь английский понимают везде. Можно общаться через интернет и завести друзей в любой стране земного шара. Интернет на 57% является англоязычным.

Фильмы, книги, газеты, журналы, песни на английском все больше и больше входят в нашу жизнь. Этот язык является языком общения для ученых, академиков, докторов наук. Все международные конференции проходят на английском. Международный Олимпийский комитет выбрал в качестве официального языка английский.

Из всего этого можно сделать вывод, что для любого человека, желавшего быть успешным, найти престижную работу, сделать карьеру, сделать свою жизнь интересной и насыщенной, завести друзей и просто идти в ногу со временем необходимо знание английского языка. Процесс изучения английского языка сложный, а вот изучение его через песни, мне кажется, делает его увлекательным, полезным и немножко легким.

Мы уверены, что большинство людей любят слушать музыку, особенно в школьном и студенческом возрасте. Ведь хорошая песня улучшает настроение и помогает расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией! Да и давно уже известно, что прослушивание хорошей музыки — очень полезно для души! Она делает нас немного счастливее в этой жизни! Если вам нравится слушать песни на английском языке, то почему бы не использовать их для развития своего английского? Песенная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный состав, грамматические структуры, которые мы можем употреблять в разговоре.

Что касательно моей возрастной категории и моих одноклассников, то еще немногие из нас определились с выбором своей будущей профессии, поэтому они не могут с уверенностью сказать понадобится ли им английский язык. Но уже сейчас они могут восполнить свои пробелы в знаниях и улучшить языковые навыки с минимальными временными затратами.

Цель исследовательской работы: изучение английского языка при помощи заучивания и перевода песен.

Задачи исследовательской работы:

1) Изучить и выделить роль песенного материала при изучении языка.

2) Выделить роль песни при изучении английскому произношению.

3) Определить необходимость изучения английского языка.

Многие ребята, изучающие английский язык, вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выучить сложные грамматические конструкции и понять, где их необходимо употреблять. А другие и вовсе из-за этого теряют интерес к изучению языков. Поэтому необходимо найти способ достаточно приемлемый для различных возрастных категорий, с помощью которого удастся улучшить языковые навыки.

Гипотеза: использование песен на уроках английского языка повышает мотивацию к изучению языка, обеспечивает усвоение лексико-грамматического материала и поддерживает интерес учащихся к образовательному процессу.

Методы исследования: обсуждение темы; ознакомление с культурой изучаемого языка; анализ литературы по вопросу, поиск информации в журналах и сети интернет, отбор и комплектование материала; сравнительный анализ текстов песен на русском и английском языках; обобщение материала, выводы.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках английского языка.

Предмет исследования: использование песен на уроках английского языка.

Практическая значимость: многие ребята, изучающие английский язык, вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выучить сложные грамматические конструкции и понять, где их необходимо употреблять. А другие и вовсе из-за этого теряют интерес к изучению языков. Поэтому необходимо найти способ достаточно приемлемый для различных возрастных категорий, с помощью которого удастся улучшить языковые навыки.

1. Изучение иностранного языка с помощью разучивания песен.

В наше время знание одного или двух иностранных языков – насущная необходимость, а не просто показатель образованности. Как сказал великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете: « He, who knows no foreign language, does not know his own one.», что в переводе означает: «Тот, кто не знает ни одного иностранного языка, не знает и своего собственного» (приложение 1, рис.1) [1].

Способов изучения иностранных языков много, один из них – через музыку и песни. Тяжело представить нашу жизнь без музыки. В жизни любой семьи постоянно присутствует музыкальный фон, который создается передачами на телевидении и радио. Так как моя семья музыкальная (мама и сестренка поют), я с младшего возраста решила, что тоже буду петь.

Песни на иностранном языке популярны среди учащихся нашей школы. И вот мы решили совместить полезное с приятным и таким образом пополнить свои знания в изучении английского языка.

В школе, почти с самых первых уроков, мы начали разучивать английские песни, и я на каждый урок шла как на праздник (приложение 1, рис.2) . И вот с пятого класса стала сама находить песни через интернет, через диски и захотелось спеть понравившиеся песни. Сначала прислушиваюсь в мелодию песни, а потом становится интересно, о чем там поют, в чем смысл песни. Переводить любимые песни – это интересное занятие для меня.

Изучение иностранного языка с помощью разучивания песен помогает воспринимать на слух слова, улучшить произношение, понимать лучше грамматику, пополнить словарный запас. Доказано, что музыка оказывает воздействие на правое полушарие головного мозга, а текст – на левое. Вот почему рифмы текста и приятная музыка надолго остаются в памяти любого человека. Музыка нас сопровождает повсюду. Я всегда пытаюсь вслушаться в текст английских песен и помимо своей воли запоминаю слова, только значение не всегда бывает понятным и очень хочется знать значение каждого слова, тогда мне на помощь приходит словарь. Выписав незнакомые слова, я нахожу их значение. Иногда автоматически заучиваются целые выражения, что в дальнейшем позволяет мне использовать их в речи.

В своих трудах психолог В.Леви пишет: «Одни лучше запоминают, переписав, другие – услышав, третьи – увидев, четвертые – под тихую музыку, пятые – почесывая голову». Любой человек просто обязан использовать все возможные способы, в том числе через музыку и песню, чтобы учить язык (приложение 2, рис.1) [2].

1.1. Распространенные мифы.

Для начала мы бы хотели развеять несколько мифов об изучении английского языка по песням. Вот они:

1. Учить английский по песням очень просто, и я даже не должен ничего делать! Я могу просто слушать музыку так часто, как это возможно, и мой английский станет намного лучше!

Необходимо помнить, что любая работа над развитием английского языка требует времени и приложения усилий с нашей стороны! Слушать английские песни несложно, это правда, но изучать английский язык по песням — это то же самое, что и работать с учебником, фильмом на английском и т.д. Если ученик действительно хочет извлечь пользу от прослушивания музыки на английском, то ему необходимо выделять время и подходить к процессу ответственно и правильно. Конечно, красивая мелодия является весьма яркой и впечатляющей для сознания человека, поэтому, если мелодия нам понравилась, мы невольно начинаем вслушиваться в слова, стремимся понять смысл песни, и через несколько прослушиваний мы без труда воспроизводим текст песни. Надо отметить, что феномен этот касается только песен на родном нам языке. Если же, изучая английский язык, скачать несколько приятных, но совершенно незнакомых и непонятных песен и день за днем напевать их, то эффекта не будет. Метод изучения английского при помощи песен будет эффективен лишь тогда, когда мы знаем, о чем в них поется.

Вторым немаловажным моментом, является то, что человеческое ухо настроено различать лишь знакомые звуки. Все остальное сливается в неопределенный привычный фон, сопровождающий нас в жизни. Поэтому изучать иностранный язык посредством песен, помимо прослушивания аудиозаписей желательно иметь перед глазами текст английской песни, а также ее перевод, а пассивное прослушивание песен полезно лишь частично, и настоящих результатов оно никогда не принесет.

2. Любые песни развивают мой английский!

Песни для изучения английского лучше выбирать от британских или других исполнителей, для которых этот язык является родным. Носитель английского с большой вероятностью будет иметь правильный акцент и произношение, что не всегда можно сказать о музыкантах из других стран. Если же ваш уровень уже настолько высок, что позволяет почувствовать отклонения от произносительной нормы британского или американского английского, прослушивание музыки может стать для вас источником интересных наблюдений за особенностями произношения конкретного человека.

Важно знать и то, что далеко не всякая песня подойдет для правильного изучения английского языка. В текстах многих современных англоязычных песен, особенно исполняемых в стиле рэп, в огромном количестве присутствуют сленговые слова и обороты, а также иногда в текстах песен встречаются серьёзные отклонения от правил грамматики. Для обогащения вашего словарного запаса, необходима обычная повседневная речь, поэтому для обучения нужно выбирать песни из таких направлений, как Блюз, Джаз, Кантри и Фолк.

1.2. Как прослушивание английских песен развивает английский.

1) Прослушивание композиций со зрительной опорой на лирику – прекрасный способ проследить за произношением, узнать звучание тех или иных слов, научится воспринимать слитную речь. Читая тексты песен, вы развиваете свой словарный запас. Хорошие песни содержат очень много полезных слов и фраз, которые вы могли бы использовать в повседневном разговоре. На первых порах ученикам придется прочитывать текст не один раз, вследствие чего машинально будет запоминаться и написание слов, что способствует улучшении и грамматики.

2) Слушая песню и подпевая (желательно вслух), вы развиваете свой разговорный навык. Это очень естественный и приятный процесс развития вашей речи на английском языке. Со временем вы увидите, что стали быстрее реагировать на вопросы собеседников и начали меньше задумываться над тем, что хотели бы сказать. Вы учитесь думать на английском языке.

3) Воспринимать текст, даже не смотря перевод песен с английского языка, часто помогают видеоклипы, которые, во-первых, добавляют соответствующую тексту картинку, а, во-вторых, в них часто присутствует сам поющий исполнитель. Как известно, видео гораздо проще воспринимать, чем аудиодорожку, потому что можно следить за жестикуляцией и артикуляцией говорящего или в нашем случае поющего человека.

4) Безусловно, развивается ваш слуховой навык, и вы начинаете лучше понимать английскую речь. Наибольший прогресс навыка аудирования будет заметен только при условии, что вы будете, несмотря на зачастую быстрый темп певца, вслушиваться в каждое слово и стараться уловить смысл композиции, а не просто наслаждаться мелодией и ритмом. В песнях обычно быстрый темп речи, вслушиваясь в нее, стараясь различить слова и фразы, мы улучшаем восприятие иностранной речи. Когда мы слушаем незнакомый текст, наш мозг получает новую информацию, образуются новые нейронные связи, которые можно сравнить с «мостиками». Если вы прослушали текст один раз, в голове образовались такие «мостики», но они еще хрупкие и непрочные. По мере дополнительного прослушивания одного и того же текста, «мостики» становятся крепче, а сам текст уже не пугает своей сложностью [3].

2. Почему Вам стоит учить английский по песням?

Использовать музыку для изучения английского языка действительно полезно, однако песни не могут заменить учебники и нормальный курс обучения. Музыку лучше использовать в качестве дополнительных занятий английским в свободное время как возможность совместить приятное с полезным. Учить английский язык по песням продуктивно, потому что Вы:

Увеличиваете свой словарный запас

Допустим, Вы находитесь на среднем уровне знаний, понимаете тексты современных поп-исполнителей и тут решаете вернуться к «классике» и послушать, например, Sting «Englishman in New York» (приложение 2, рис.2). С удивлением Вы понимаете, что его словарный запас гораздо богаче, чем вы ожидали, и Вы не знаете, что значит notoriety, propriety, sobriety. Вот Вам и возможность пополнить свой собственный лексический запас: выпишите себе незнакомые слова и фразы, выучите их и удивите своего преподавателя английского. Кстати, благодаря рифмованным строкам текст песни и слова из нее запомнятся легче, чем лексика из учебника [5].

Изучаете идиомы.

Припрослушиваниипесни«Numb»группы «Linkin Park»Васможетудивитьстрочка«...put under the pressure of walking in your shoes...»Как это перевести? При дословном переводе получается что-то невнятное и совершенно бессмысленное. А если Вы посмотрите в словарь, то узнаете, что «in someone’s shoes» — идиома, которая значит «ставить себя на место другого», «понимать чувства другого человека» (приложение 3, рис.1).

Улучшаете понимание английского на слух.

Прослушивая любой материал на английском языке, Вы работаете над аудированием. И песни не исключение: любимые хиты помогут привыкнуть к звучанию английской речи. Однако обычное фоновое прослушивание принесет мало пользы. Необходимо знать, как правильно учить английский по песням, чтобы получить максимум знаний.

Совершенствуете произношение.

Слушая хорошее произношение, мы невольно копируем его и переносим в собственную речь. Так что если у Вашего любимого исполнителя образцовая речь, то, повторяя за ним текст песни, можно немного улучшить и собственное произношение. Такие исполнители, как Sting, «The Beatles», «The Rolling Stones», «Scorpions», могут быть неплохими «учителями» фонетики для вас (приложение 3, рис.2).

Учите английский в любом месте.

Песни и тексты к ним легко найти в Интернете в свободном доступе, поэтому это один из самых доступных приемов совершенствования английского. К тому же эти материалы вы можете без труда сохранить на телефон или планшет и работать с ними в дороге, машине.

Знакомитесь с иностранной культурой.

Песни всегда отражают менталитет, определенные события в стране, настроения людей и т. д. Музыка на английском может рассказать вам о царящих в стране порядках, взглядах людей на жизнь и проблемах общества.

В то же время при изучении английского по песням следует учесть 3 важные особенности:

Неправильная грамматика.

Вы прекрасно знаете, что слово everyoneкаждый») в английском языке употребляется в единственном числе, и тут канадцы из «Nickelback» подрывают вашу веру в это строгое грамматическое правило песней «Believe it or not», в которой уверенно поют «Believe it or not, everyone have things that they hide...» И таких «неправильных» песен много. Делаем вывод: грамматику учим по учебнику, а песней просто наслаждаемся (приложение 4, рис.1).

Много сленга.

Поэтому при изучении новых слов всегда проверяйте в словаре, относятся ли они к сленгу, и употребляйте их соответственно обстановке.

Неправильное произношение исполнителя.

В прошлом году в Интернете разгорелись жаркие споры по поводу песни «Good for you» Селены Гомес. Многим было непонятно, зачем исполнительница «коверкает» слово good, произнося его как guh-eed (гуид), ведь звезда родилась и выросла в США, для нее английский — родной язык. Таких примеров неправильного произношения довольно много: исполнители делают это намеренно, считая, что слушатели поймут этот глубокий творческий замысел. Так что если Вы решили работать над своей фонетикой, выбирайте себе в пример для подражания только носителя языка и только с хорошим произношением (приложение 4, рис.2) [4].

3. Эффективные приемы: как учить английский по песням.

1. Выбираем песню.

Для начала выберите композицию, с которой хотите поработать. Тут может быть только один критерий подбора: песня должна вам нравиться, ведь ее придется слушать 3-5 раз подряд. Однако если вы испытываете трудности с восприятием английского на слух, мы можем посоветовать вам остановиться на композиции, которую исполняют в медленном или среднем темпе, чтобы вам было легче разобрать слова. Для наглядного примера мы возьмем песню «Englishman in New York» исполнителя Sting.

2. Пытаемся понять текст.

Прослушайте композицию, стараясь понять максимум слов. При этом нужно вслушиваться не только в текст, но и в интонации исполнителя — это тоже поможет вам уловить смысл песни.

Если вы выбрали новую для себя композицию, прослушайте ее два раза, чтобы уловить суть.

3. Слушаем и читаем текст.

Слушайте песню и одновременно читайте ее текст (можно просто включить субтитры), при этом старайтесь разобрать в речи исполнителя каждое слово, можно даже несколько раз прослушивать неразборчивые отрывки.

4. Выписываем незнакомые слова.

В тексте есть новые для вас слова и выражения? Выпишите их.

5. Слушаем песню без опорного текста.

Слушаем песню еще раз и, не подсматривая в текст, пытаемся разобрать на слух каждое слово исполнителя и вспомнить, что значат новые слова. На этом этапе вы должны уже полностью понимать текст. Надеемся, песня все еще вам нравится, так как теперь вам нужно периодически слушать ее, разбирая все слова на слух и вспоминая, что они значат. Если вы еще и выписывали незнакомые слова, то вам не составит труда выучить их [6].

4. Анкетирование.

В ходе исследования мы провели анкетирование в трёх 9-ых классах. Анкета состояла из трёх вопросов. По результатам видно, что 96% учащихся слушают песни, почти 50 % иногда понимают смысл прослушанного, 50% не понимают, 30% просто получают удовольствие, из них 15 % просто нравятся английские песни. 54 % опрошенных считают, что обогащается словарный запас, а 1 % участников анкетирования слушают, потому что все слушают (приложение 5, табл.1).

В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что песни играют важную роль в развитии памяти при изучении иностранного языка. Также учишься хорошо выговаривать слова, начинаешь понимать смысл песен, если не понятно, ищешь в словаре, узнаешь, о чем идет речь. Тем самым мы изучаем иностранный язык.

Тексты к песням обычно состоят из коротких и несложных предложений, которые легко запоминаются за счет повторения и прослушивания. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. А также песни способствуют совершенствованию навыков произношения, аудирования и развития музыкального слуха.

Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

5. Песни на уроках английского языка.

Благодаря музыке на уроке английского языка создается благоприятный психологический климат, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению языка. Песни на английском языке можно разделить на такие виды:

песни-игры («Happy Birthday»);

песни-инсценировки («Old MacDonald had a Farm»);

песни-упражнения для работы с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом («What do you do»);

песни, показывающие отношения между людьми («My Bonnie»).

Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется незнающему грамоты. В школах Древней Греций многие тексты разучивали пением, а в начальных школах Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас.

Вместе с детьми поет и учитель, как правило, увлеченно и радостно. Основы многих детских песен на иностранном языке составляет несложный текст, поэтому мы сами можем придумать песню, положив на знакомую мелодию доступные нам слова и мысли. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие.

Следует отметить, что метод изучения английского посредством прослушивания музыки эффективен для ребят со средним и высоким уровнем знания языка. У них достаточно опыта и хороший словарный запас, поэтому этот метод закрепляет и обогащает знания этих ребят на практике. Однако учащимся с базовыми знаниями не следует применять этот метод как основной, потому что в песнях, как правило, совмещаются различные правила и большое количество не известных для новичка слов, оборотов речи, сленга, сокращений и жаргонизмов, поэтому такой объем информации плохо ими усваивается. Безусловно, английский через песни невозможно выучить в совершенстве. Тем не менее, это хорошая помощь в обучении, особенно для молодежи.

В нашей школе проходит много музыкальных мероприятий, в которых классы состязаются в хоровом исполнении песен. Учителя английского языка провели районное мероприятие среди школ, где дети представляли музыкальные произведения на английском языке сольно, группами и даже целыми классами. Фестиваль английской песни «Singing autumn» получился ярким и запоминающимся (приложение 5, рис.1) [7]!

Заключение

Песни играют важную роль в изучении английского языка. Это можно увидеть и по результатам анкетирования. Сейчас песни на иностранном языке очень широко распространены и актуальны среди молодежи. Мы любим их слушать. Они нам нравятся, поэтому мы любим их сами петь, тем самым учимся хорошо выговаривать иностранные слова, начинаем понимать смысл песен, если что-то непонятно, смотрим в словари, тем самым обогащая свой словарный запас. Прослушивание песен на иностранном языке – это не просто развлечение. Музыка развивает все виды памяти: слуховую, моторную, образную, зрительную. Следовательно, этот процесс очень полезен при изучении языка.

Итак, в ходе проделанной работы можно сделать выводы:

все виды работ с песней помогают стимулировать интерес к предмету;

песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха;

песни вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала;

слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур;

песня воспитывает высокие нравственные качества, расширяет кругозор, знакомит с творчеством авторов песен.

Выдвинутая гипотеза о роли песенного материала в изучении английского языка подтвердилась. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения расширения лексического запаса, и способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. Кроме этого, песни на английском языке отражают особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка.

 

Список используемой литературы:

Верникова Ж.Б. «Роль песен при обучении английскому произношению»

Сборник песен для начальной школы. – Обнинск: Издательство «Титул», 2004.

Enjoy English, об успешном изучении английского и саморазвитии. –

http://enjoyenglish-blog.com/pesni-na-anglijskom/kak-uchit-anglijskij-popesnyam.html

Listening. Как улучшить навык восприятия на слух. – http://engsuccess.ru/listening/

Изучение английского через музыку. – http://onlineteachersuk.com/blog/izuchenie-anglijskogo-cherez-muziku/

Развитие разговорной английской речи при помощи аудирования. – http://preply.com/blog/2014/08/19/razvivaem-navyki-razgovornoj-rechi-naanglijskom-yazyke-pri-pomoshi-audirovaniya/

Поём на английском! – http://www.live-english.com.ua/rus/articles/poem-naanglijskom.html

Приложение

Приложение 1

Рис.1 - Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете.

Рис.2 - Песни на иностранном языке популярны среди учащихся нашей школы. В школе, почти с самых первых уроков, мы начали разучивать английские песни.

Приложение 2

Рис.1 - Психолог В.Леви пишет: «Одни лучше запоминают, переписав, другие – услышав, третьи – увидев, четвертые – под тихую музыку, пятые – почесывая голову».

Рис.2 - Sting «Englishman in New York».

Приложение 3

Рис. 1 - Припрослушиваниипесни«Numb»группы «Linkin Park»Васможетудивитьстрочка«...put under the pressure of walking in your shoes...»Какэтоперевести?

Рис. 2 - Такие исполнители, как «The Beatles» могут быть неплохими «учителями» фонетики для вас.

Приложение 4

Рис. 1 - Канадцы из «Nickelback».

Рис. 2 - Песня «Good for you» Селены Гомес.

Приложение 5

В ходе исследования мы провели анкетирование в трёх 9-ых классах.

Анкета состояла трёх вопросов:

Слушаете ли вы английские песни?

Понимаете ли вы смысл прослушанной песни?

С какой целью вы слушаете английские песни?

Табл.1 – Анкета.

Рис.1 - Фестиваль английской песни «Singing autumn».

Просмотров работы: 3386