Система образования в Великобритании

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Система образования в Великобритании

Логинова У.С. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И.Ф.Вараввы
Ященко Ю.Н. 1
1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя школа №1 имени И.Ф.Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность

Система образования Великобритании, пожалуй, одна из самых консервативных в мире.  Отчасти это связанно с ее возрастом – появление первых средних школ в стране и Оксфордского университета датируется XII веком. Начиная с тех времен и по сей день дисциплина и высокий уровень качества преподавания остаются главными отличительными чертами британской образовательной системы. Однако это вовсе не значит, что она не претерпевает никаких изменений. Напротив, английская система образования не только идет в ногу со временем, но и зачастую его опережает: стремление к совершенству и почитание традиций здесь прекрасно уживается с новейшими образовательными программами и практиками. Объектом исследования являетсясистема образования в Великобритании. Предметом исследования является история развития образования от первых церковных школ до настоящего времени. Цель: изучить и проанализировать систему образования в Великобритании. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Собрать необходимый материал, используя интернет-источники и соответствующую литературу;

Изучить историю становления и модернизации образования в Великобритании

Рассмотреть структуру образовательных учреждений

Выяснить, насколько эффективна система образования для выпускников британских школ

Гипотеза: Я думаю, что в моей работе будет раскрыта суть системы образования в Великобритании, все ступени ее развития, ведь образование вносит большой вклад в формирование личности и общества в целом.

1. История народного образования в Великобритании

. Средние века

История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним – в Кембридже (см. приложение I, рис.1), (см. приложение I, рис.2). В царствование Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты [3].

С 1692 года для обеспечения образованием детям из бедных семей, незаконнорождённым и сиротам обоего пола, наряду с регулярной системой ученичества подмастерьев, закон Елизаветы «о бедных» создал систему приходского ученичества. На практике в этой системе учебных заведений, как правило, учились мальчики, генетическое происхождение которых рассматривалось как благоприятная предпосылка для предоставления им образования. Приходское ученичество учреждалось постановлением двух мировых судей. Учащиеся направлялись подмастерьями в отрасли достаточно низкого социального статуса, например, на сельскохозяйственные фермы, кирпичные заводы и в качестве прислуги в богатые семьи [6].

1.2. XVIII в. – Движение воскресной школы

В 1757 году потомственный книгоиздатель, владелец «Gloucester Journal», Роберт Рейкс начал движение за воскресные школы (см. приложение II,рис.3). Начало этому движению положила школа для мальчиков, которую он открыл в трущобах в Глостере на часть наследства, полученного им по смерти отца, также крупного издателя. Выступая в защиту тех детей, которых в соответствии с «законом о бедных» помещали в работные дома (в то время это сопровождалось и тюремным заключением), Рейкс утверждал, что зло лучше предотвратить, нежели преследовать, а лучшим вмешательством будет учеба в школе. Поскольку рабочая неделя была шестидневной, мальчикам с фабрик для учёбы оставалось только воскресенье. Кадры учителей для этих школ удавалось набрать только из числа мирян. Учебником была Библия, и первоначально программа предполагала обучение чтению, письму, арифметике, с последующим переходом к катехизису [11].

Движение началось в июле 1780 года в доме г-жи Мередит. Она начала проводить занятия с мальчиками. Впоследствии г-жа Мередит стала перепоручать обучение младших тем старшим, которых сама обучила. В течение двух лет в Глостере было открыто несколько таких школ. Позже стали обучать и девочек. Первоначальное расписание школ, написанное Рейксом, было следующим: «Дети должны были приходить после десяти утра и оставаться до двенадцати; затем они должны были идти домой и возвращаться в час; и после прочтения урока они должны были быть после церкви они должны были повторять катехизис до пяти, а затем увольнять с предписанием идти домой без

шума» [3].

1.3. XIX в.

До XIX в. Школ было недостаточно, а существовавшие управлялись церковью, делавшей упор на богословском образовании. Англиканская церковь сопротивлялась попыткам государства обеспечивать светское образование, и потому церковно-приходские школы по-прежнему оставались неотъемлемой частью школьной системы государства.

Закон 1833 г. ограничивал рабочий день детей 9 – 13 лет девятью часами работы и предписывал двухчасовое обучение в школе [13]. В этом же году государство внесло первый денежный взнос в размере 20 тыс. фунтов стерлингов на развитие народного образования. С каждым годом суммы становились все больше. В 40-е гг. начинается открытие учительских институтов в Англии. Работа профессионалов-учителей позволила существенно улучшить качество обучения в народной школе Англии [20]. 

С середины XIX в. начинают открываться средние школы для девочек, а в 1860 г. женщинам было разрешено учиться в университетах.

Вплоть до 1870 года образование продолжало оставаться во многом частным делом. Богатые родители отправляли своих детей в платные школы, в то время как другие могли использовать лишь те возможности, которые предоставлялись им в месте проживания [11].

В 1870 году закон Форстера - «Закон о начальном образовании» - потребовал создания частично финансируемых государством школ-интернатов, которые обеспечивали бы получение начального образования в местностях, где таковое было недоступно (см. приложение II, рис.4). Школы-интернаты (пансионы) управлялись выборными школьными советами, за образование взималась плата.

Этот закон, известный также как «Закон об образовании Форстера» действовавший в Англии и Уэльсе, способствовал выработке концепции обязательного образования для детей в возрасте до 13 лет. Изначально этот закон не требовал обязательной посещаемости школ, но благодаря ему были созданы предпосылки обучения детей до 10-летнего возраста. В районах, где получение образования составляло проблему, избирались школьные советы [4].

В 1893 году вступил в силу закон о начальном образовании и посещении школы. По этому закону минимальный возраст выпускников школ был увеличен до 11 лет. Позже, в этом же году, действие этого закона было распространено на слепых и глухих детей, которые ранее не имели средств к официальному образованию [14]. Поправка 1899 года увеличила минимальный возраст выпускников школ до 12 лет, а впоследствии эта планка была поднята до 13 лет. В том же году был принят закон о начальном образовании детей-инвалидов. Он распространил обязательное образование на слепых и глухих детей, а также предусмотрел создание для них специальных школ.

В конце викторианской эпохи прошла реорганизация гимназий (школ грамоты). Их учебные планы были модернизированы, хотя обучение на латыни все еще сохранялось [6].
В XIX в. увеличивается число высших школ. Университетский колледж Лондона был основан как первый светский колледж в Англии, открытый для студентов всех религий (или ни одной), за ним последовал Королевский колледж Лондона; два института сформировали Лондонский университет (см. приложение II,рис.5). Даремский университет также был основан в начале XIX в. К концу века были основаны университеты из красного кирпича, новые государственные университеты (см. приложение II,рис.6) [15].

1.4. XX в. Послевоенное время.

В XX веке образование развивается быстрыми темпами и характеризуется следующими тенденциями. Большое значение для развития образования имело учреждение в 1900 г. Министерства просвещения. По закону 1902 г. все школы, в том числе и частные, переходили под государственный контроль. Этим же законом предписывалось открывать государственные грамматические школы, хотя в них взималась плата за учебу [8]. 
В 1918 г. был принят закон Фишера, предусматривающий обязательное обучение детей до 14 лет (см. приложение III,рис.7). В 20-е гг. в Англии становится популярным лозунг «Среднее образование для всех!». В конце 20-х гг. комитет Хэдоу, созданный лейбористским правительством, подготовил доклад, в котором предложил новую систему образования: до 11 лет – начальное образование, после 11 лет – среднее [4]. 
Среднее образование предполагало два типа школ: грамматическую и современную. План Хэдоу стал реализовываться в 30-е годы. В 1938 г. организуется еще один тип школы – техническая. И с этого же года в Англии вводится система отбора в среднюю школу на основе тестов. 
Кроме этих школ в Англии сохранялись и частные привилегированные школы, дававшие лучшее образование, чем массовая средняя школа. 
  В 1944 г. в Англии принимается новый закон об образовании – Акт Бетлера, который определил дальнейшее развитие ее школы (см. приложение III,рис.8).Закон об образовании 1944 года создал трехзвенную систему образовательных учреждений, куда вошли грамматические школы, средние общеобразовательные и средние технические школы [14].

После Второй мировой войны, и особенно после 60-х гг., в Англии широко развернулись научно-исследовательские и научно-экспериментальные работы по созданию современной школы, отвечающей самым высоким мировым стандартам. В эту работу активно включились не только педагогические учебные учреждения, но и многие университеты [16]. 
Профессиональное образование можно получить либо на рабочем месте, либо в специальных профессиональных и технических школах. Среднее специальное образование можно получить в системе различных колледжей: технических, художественных, педагогических, государственных, готовящих специалистов для важных отраслей национальной экономики и др. 
Как и во всем мире, в Англии уделяют серьезное внимание развитию высшего образования. Открываются новые университеты, увеличивается их финансирование, создается новое содержание, формы и методы обучения. 
В Англии создана серьезная система образования взрослых, в которой по тем или иным общеобразовательным или профессиональным программам обучается более 2 млн. слушателей [5]. 
Таким образом, в целом в Англии создана достаточно гибкая и совершенная система образования. Однако в 70–80-е годы все более стали очевидны ее недостатки. Школа была подвергнута серьезной критике. Результатом стало принятие в 1988 г. закона о реформе образования [16]. Он предусматривает быстрое развитие английского образования, преодоление его отставания от развития образования ведущих стран мира. Закон, в частности, предусматривает создание единой национальной программы обучения. Она включает три основных предмета: математика, английский язык и естественные науки и семь общеобразовательных предметов: история, география, основы технических знаний и проектирования, музыка, искусство, физическое воспитание и иностранный язык.

 

2. Система современного образования Великобритании

Система образования в Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет [2].

Существует два сектора образование в Великобритании: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, школы-пансионы). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии [18].

2.1. Типы школ

В Великобритании существует огромное разнообразие школ. Распространенный тип частной школы в Великобритании — это школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе. В списке самых дорогих и престижных школ мира присутствуют и британские школы-пансионы (см. приложение IV, рис.9-10). Частное образование в Англии стоит недешево, однако образование в частных школах, как правило, более качественное и престижное. Также в Великобритании есть государственные школы(см. приложение IV, рис.11). В государственных аттестат можно получить бесплатно, однако поступить в них могут только граждане Великобритании [8].

В различных справочниках, в Интернете, журнальных и газетных статьях могут использоваться разные критерии для классификации школ по типам. Наиболее часто встречающаяся классификация – по возрасту учащихся.

Школы полного цикла (All-Through Schools), где обучаются дети всех возрастов: от 2 до 18 лет.

Учреждения дошкольного образования (Pre-Preparatory Schools). Их также называют яслями и детскими садами – для детей от 2 до 5 лет. Здесь учат читать, писать, считать, развивают через игры.

Учреждения для младших школьников (Junior Schools) – для детей от 5 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий курс обучения по разным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination [9].

Учреждения для старших школьников (Senior Schools) – для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-level либо IB.

Школы по подготовке к университетам (Sixth Form Colleges) – для старших подростков 16–18 лет [17].

2.2. Дошкольное образование

Подготовка к школе в Великобритании начинается еще в детском саду. С 2 до 5 лет дети учатся читать, писать и считать. Академическая нагрузка небольшая, акцент делается на дисциплину и общее воспитание. При этом государством финансируется лишь 15 часов занятий в саду в неделю, так что, если планируется отдать ребенка на больший срок – придется доплачивать из собственного бюджета. В дошкольные учреждения родители отдают детей по желанию, а обязательной является лишь школьная ступень – с 5 до 18 лет (см. приложение V,рис.12).

2.3. Начальное образование

В Англии дети идут в школу довольно рано: с пяти лет. Начальное образование состоит из двух частей, так называемых key stages:

Key stage 1: с 5 до 7 лет

Key stage 2: с 7 до 11 лет

Большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте 5 лет, а затем в 11 лет переходят в классы среднего образования той же школы или переводятся в колледж. Начальная школа включает изучение порядка 10 предметов. Сперва дети изучают английский язык, литературу, математику. Со временем к ним прибавляются естественнонаучные дисциплины, иностранные языки, гуманитарные, точные и компьютерные науки. Предметы выбирают родители. В некоторых боро и графствах дети в возрасте 11 лет могут сдавать расширенный экзамен, называемый «11+», позволяющий расширить выбор школ для среднего образования. Ранее данный экзамен использовался на всей территории Англии и Уэльса, но был заменён стандартизованным тестом [10].

Оценок и домашних заданий у учеников начальной школы нет, однако проводятся периодические тестирования на качество усвоения знаний. Учителя и воспитатели находятся в постоянном контакте с родителями, информируют их об успехах ребенка. Режим дня младших школьников разительно отличается от начальной школы в нашей стране. В каждый учебный день много времени выделяется на игры, прогулки, занятия спортом, творчество, исследования, научные эксперименты (см. приложение V,рис.13).

2.4. Среднее образование

Key stage 3: с 11 до 14 лет

Key stage 4: с 14 до 16 лет

Среднее образование в Англии для детей до 16 лет является обязательным. Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Большинство иностранных учащихся поступают в британские средние школы (чаще всего в частные школы-пансионы) в возрасте 11-13 лет. Формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека — одна из основных задач британской школы. Дети проходят специальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена — обязательное условие поступления в старшую школу [12]. С 14 до 16 лет школьники целенаправленно готовятся к экзаменам (обычно — по 7-9 предметам) на сертификат о среднем образовании — General Certificate of Secondary Education. Этот сертификат является достаточным для начала самостоятельной трудовой деятельности, но не дает права на поступление в высшие учебные заведения (см. приложение V, рис.14).

В 16 лет, после завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго — A2-levels. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет — все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 3-5 лет обучения в университете [19]. Чаще всего иностранные студенты, приезжающие на учёбу в Великобританию, начинают своё образование именно с A-levels [7].

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

2.5. Высшее образование

Высшие учебные заведения Великобритании занимают верхние строчки во всех рейтингах лучших университетов мира. Благородство, мудрость, лаконичность, интеллигентность, воспитанность — все это присуще англичанам, именно поэтому они заслужили почет и уважение всех без исключения стран еще несколько веков назад. Британские ВУЗы славятся образованием наивысшего качества, которое считается одним из самых престижных в мире, поэтому именно здесь обучаются достойнейшие из достойных (см. приложение V, рис.15).

Профессиональное образование (Further education — FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education — HE) включает в себя программы по получению степени бакалавра, последипломные программы (магистратура, докторская степень) и MBA. Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах, колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени [5].

Министерство образования Великобритании предоставляет абитуриентам право выбора: университет, технический институт или колледж.

Технические институты имеют ценность для тех, кто выбрал для себя какую-либо узкую специализацию, так как лучше сразу обучаться в профильном вузе.

В обычных университетах в течение двух лет студенты изучают общеобразовательные предметы, а в последующие годы профильные. Более того, у британских студентов есть возможность посещать лекции и семинары других факультетов, чтобы потом сдать экзамен и получить двойной диплом. Лучшими британскими университетами являются знаменитые Кембридж и Оксфорд.

Колледжи высшего образования позволяют получить степень бакалавра. По большому счету это профессиональные курсы, по окончании которых молодые люди выходят специалистами в той или иной области. Минус такого образования в том, что у студентов, завершивших обучение в колледже, нет возможности поступать в магистратуру, аспирантуру и на MBA [5].

Чтобы получить высшее образование студент проходит 3 ступени, после которых присваиваются ступени (Degree): степени бакалавра (Bachelor Degree), магистра (Master Degree) или доктора (Doctoral или PhD Degree). 

1 ступень - Bachelor Degree

В Великобритании программа Бакалавриата (по окончании которой присваивается степень бакалавра - Bachelor Degree) - рассчитана на 3 года. В ВУЗах, где есть обязательное условие прохождения производственной практики - Sandwich courses- срок обучения увеличивается до 4-х лет. Программа Бакалавриата для таких специфических областей как медицина, стоматология, архитектура и т.д. в Великобритании рассчитана на 7 лет. По окончании программы выдается диплом и присваивается степень Бакалавра. Степени бакалавра подразделяются на 4 вида (в зависимости от специализации меняется название степени) — это бакалавр в области искусств ВA (Bachelor of Arts), бакалавр в области наук BSc (Bachelor of Science), бакалавр в области инженерии и инженерного дела BEng (Bachelor of Engineering), бакалавр в области юриспруденции LLB (Bachelor of Law). 
2 ступень - Postgraduate Courses - Master Degree

Магистерские программы в Великобритании различаются по своей специализации и направлению. Существуют программы, которые направлены на усовершенствование полученных знаний по программе бакалавриата, а также магистерские программы, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности студента. 
Программа усовершенствования знаний по программе бакалавриата длится от 1 до 2-х лет. Студенты, как правило, посещают лекционные и практические занятия. По окончании программы студенты обязаны выполнить дипломный проект и сдать государственные экзамены для получения диплома и степени магистра [7]. 
Магистерские программы по научно-исследовательской работе, рассчитаны так же на 1-2 года. Студенты работают над своим дипломным проектом в течение всего периода обучения под руководством научного руководителя. По окончании программы студент получает диплом и ему присваивается степень магистра философии (М.Phil - Master of Philosophy). 
3 ступень - PostgraduateCourses - Ph.D. Degree

Докторские программы представляют с собой программы, полностью посвященные научно-исследовательской работе. Программа рассчитана на 2-3 года. К концу обучения студент обязан опубликовать в специальных изданиях результаты своей работы, а также выполнить проект - диссертацию. После защиты диссертации студенту присваивается степень Доктора философии - Ph.D. Degree [1].

Заключение

В результате моей работы мне удалось проследить основные этапы развития образования в Великобритании. С годами оно усовершенствовалось, вводились новые законы, которые вносили большой вклад в формирование современного образования. Считается, что в Великобритании гибкая система образования, которая весьма удачным образом совмещает приверженность традициям и передовые образовательные технологии. Своей целью она ставит не столько энциклопедические знания учащихся в какой-либо области, сколько всестороннее развитие личности, нацеленность на получение знаний и профессиональное развитие. Не удивительно, что выпускники британских учебных заведений столь востребованы на мировом рынке труда и показывают великолепный карьерный рост.

Список использованной литературы:

1. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании. 1997.

2. Дмитриева В.П. О системе классического образования в Англии. 2001.

3. Юдовская А.Я. Новая история 1800-1913. 2019.

4. Артемова А.Ф., Леонович О. А., Рябов Г. П. Великобритания. 2006.

Список интернет – ресурсов:

5. academconsult.ru

6. angliya.com

7 dic.academic.ru

8. dvke.ru

9. edukation.com

10. globaldialog.ru

11. iqconsultancy.ru

12. lib.sale

13. obrazovaka.ru

14. portal-slovo.ru

15. ru.other.wiki

16. study.by

17. tonkosti.ru

18. vimbox.skyeng.ru

19. wikipedia.org

20. 360wiki.ru

Приложение

Приложение I

Рис. 1. Оксфордский университет – британский университет в городе Оксфорд, Англия. Один из старейших университетов в мире.

Рис. 2. Кембриджский университет – британский университет в городе Кембридж, Англия. Один из старейших (после Оксфордского) и крупнейших в стране.

Приложение II

Рис. 3. Роберт Рейкс (1736-1811) – британский издатель, владелец газет и филантроп, является основателем первой воскресной школы в Глостере, Англия.

Рис. 4. Уильям Эдвард Форстер (1818-1886) – английский промышленник, филантроп, автор закона об образовании 1870 года.

Приложение II

Рис. 5. Лондонский университет. Учрежден в 1836 году, имеет сложную структуру, включающую 18 колледжей и 11 институтов.

Рис. 6. Манчестерский университет – первый британский университет из числа знаменитых «университетов из красного кирпича», основанный в 1824 году.

Приложение III

Рис. 7. Герберт Альберт Лоренс Фишер (1865-1940) – английский историк, педагог и либеральный политик.

Рис. 8. Ричард Остин Батлер (1902-1982) – британский консервативный политик, широко известный как «Раб Батлер».

Приложение IV

Рис. 9-10. Школы-пансионы.

Рис. 11. Государственные школы.

Приложение V

Рис. 12. Дошкольное образование.

Рис. 13. Начальное образование.

Приложение V

Рис. 14. Среднее образование.

Рис. 15. Высшее образование.

Просмотров работы: 28853