Авторское право и Internet

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Авторское право и Internet

Смолкин Е.Д. 1Кокорин Я.С. 2
1МБОУ СОШ №76 9А
2МБОУ СОШ №76
Харченко С.В. 1
1МБОУ СОШ №76
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Введение

Интернет всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины.

Уникальность Интернета состоит в том, что можно в любое время дня и ночи знакомиться с материалами, размещенными в Сети, копировать их, отсылать кому-нибудь при условии, что у вас есть выход в Интернет. Авторское право, "придуманное " в Англии во времена Елизаветы II, позволяет писателям, поэтам, композиторам и прочим создателям художественных произведений получать прибыль от своего творчества. С течением времени под понятие авторского права стали попадать любые результаты труда, на которые автор стремится сохранить свой приоритет и контролировать их использование.

Актуальность. Авторское право – это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения. А раз есть объекты правоотношений, значит, должны быть и субъекты, которые этими правоотношениями обладают, соответственно субъектами авторского права могут быть авторы произведений, наследники и правопреемники или организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Цель: формирование целостного представления о защите авторских прав в сети Интернет, о выявление основополагающих моментов в правовом регулировании защиты авторских прав в сети Интернет.

Настоящая цель преследует решение ряда задач:

определить понятие Интернета как всемирной сети;

раскрыть содержание авторских прав в сети Интернет;

познакомиться с законами об авторском праве.

Глава 1. История создания Интернета

История Интернета началась в конце 50-х годов ХХ века, а именно, когда в 1957 году в СССР запустили первый искусственный спутник. В разгар холодной войны «захват» Советским Союзом космического пространства представлял серьезную угрозу для США. Нужно было ускорить темпы разработок свежайших систем обороны.

С данной целью в 1957 году было создано Агентство многообещающих изучений Министерства защиты USA – ARPA. Данную компанию заинтересовывал вопрос, возможно ли группировать находящиеся в различных пространствах компьютеры с поддержкой телефонных линий. Их целью была организация сети передачи данных, способной работать в критериях ядерного инцидента. В январе 1969 года в первый раз была запущена система, связавшая меж собой 4 компьютера в различных концах США. А через год свежая информационная сеть, вышеназванная ARPAnet, уже приступила к работе. С каждым годом она росла и развивалась и из военной и засекреченной сети становилась все более доступной для различных организаций. И 1973 году сеть стала международной.

Одной из первых русских сетей, присоединенных к Интернету, стала сеть Relcom (Релком), разработанная в 1990 году на основе Русского центра «Курчатовский институт». И уже в конце года 30 организаций было подключено к интернету. В 1991 году в компьютерной сети Relcom появился первый сервер и она объединила многие крупные города России.

В наше время Интернет состоит из миллионов компьютеров, подключенных друг к другу при помощи самых разных каналов, от сверхбыстродействующих спутниковых магистралей передачи данных до медленных коммутируемых телефонных линий.

На сегодняшний день в России имеет доступ к интернету 81% всего населения страны – 118 миллионов человек. Аудитория соцсетей при этом составляет 70 млн. человек, то есть 48% от всего количества жителей РФ. Поэтому можно предположить, что скоро Интернет станет самым популярным времяпрепровождением у людей.

Динамика роста количества интернет-пользователей во всём мире повышается с каждым годом. Число пользователей в 2020 году выросло до 4,54 миллиарда, что на 7% больше прошлогоднего значения. Многие аналитики прогнозируют многочисленный прирост пользователей интернет-ресурсов с каждым годом. Таким образом можно предположить что примерно через 6 лет интернетом будет пользоваться всё население Земли. Следовательно можно считать, что гипотеза о становлении интернета одним из самых популярных времяпрепровождением на Земле, верна.

Рис. 1 Источник: https://clck.ru/FNc5F

В наше время Интернет состоит из миллионов компьютеров, они имеют различную архитектуру и производительность, и расположены в разных точках земного шара. Компьютеры подключены друг к другу при помощи самых разных каналов, от сверхбыстродействующих спутниковых магистралей передачи данных:

Рис. 1 Источник: https://clck.ru/S3zs3

И до медленных коммутируемых телефонных линий:

Рис. 2 Источник: https://clck.ru/S3zuw

На сегодняшний день существует проект Google Fiber, целью которого является повышение скорости домашнего интернета до 1Гбит/с. Это проект по созданию инфраструктуры сети широкополосного доступа к Интернету с помощью оптоволоконной связи. Он реализован в двух частях городской агломерации Канзас-Сити (Канзас-Сити, Миссури и Канзас-Сити, Канзас), но уже планируется расширение во многих городах США. Так, в Сингапуре, который возглавляет рейтинг стран с самой высокой скоростью соединения с Сетью, скорость составила 229,42 Мбит/с. 2 место по скорости интернета занимает Гонконг.

Место

Страна

Скорость Мбит/с

1

Сингапур

229,42

2

Гонконг

215,19

3

Румыния

188,55

4

Швейцария

186,40

5

Таиланд

183,58

6

Дания

179,81

7

Андорра

178,10

8

Франция

177,93

9

Венгрия

169,52

10

Монако

167,90

Табл. 1

Сейчас интернет — это не просто сеть, а целая информационная вселенная, подчиняющаяся техническим, социальным и государственным законам в различных ее частях.

Глава 2. Авторское право - функции и источники

Но также в Интернете существуют авторские права. Это правоотношения, связанные с созданием и использованием объективных результатов творческой деятельности людей. Если людей научить правильно понимать элементы авторского права и собственности, то это поможет избежать многих судебных разбирательств, между автором и человеком который решил присвоить его работу. В наше время авторские права развиваются, и разрабатываются новые.

Сегодня число заинтересованных сторон в авторском праве растет —это и промышленная, и фармацевтическая, и строительная индустрии, где каждое решение должно учитывать интересы правообладателей, агрегатов контента, провайдеров Интернет-услуг, онлайн-библиотек и других ресурсов. Но нарушения в сфере Интернета ещё увеличиваются.

Рост Интернет-преступности

Рис.3 9

Источники авторского права:  

  1)Законы:  

а) Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» - имеет рыночную направленность, содержит ссылки на гражданско-процессуальное законодательство (ст. 50) и на административное законодательство (ст. 48);  

б) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» Программы для ЭВМ и баз данных относятся к объектам авторского права (ст. 2 Закона);

 в) Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» - определяет понятие выхода в свет продукции средств массовой информации (ст. 2728), порядок распространения такой информации (ст. 25), условия использования авторских произведений (ст. 42) и др.;  

г) Закон РФ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в РФ» и др.  

д) Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и Граж­данско-процессуального кодекса о порядке взыскания на авторское вознаграждение. Правила ГК РФ общего характера: о сделках, право дееспособных субъектах, средствах защиты нарушенных прав, о наследовании, о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства;  

е) иные акты.    

2) Подзаконные акты:

   а) постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 215 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и от 17 мая 1996 г. «Основы вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановка)»;

б) положения, принятые Правительством РФ, например, По­ложение о регистрационных сборах за официальную регистра­цию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. Положение о регистрации кино- и видеофиль­мов от 28 апреля 1993 г. и др.;    в) нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ от 28 июля 1998 г. № 27 «Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях»;    г) иные подзаконные акты.  

 3) Локальные акты:  

 а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);  

б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

в) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов. Постановление Пленума СССР от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении конкретных споров, возникших с рассмотрением авторских правомочий».

Нарушение авторского права: (также контрафакция— подделка, или — в случае имущественных АП — «пиратство») — правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.

Рис. 2

Термин «пиратство» в авторских правах имеет давнюю историю. Первые его упоминания относятся к 1603 году, позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» Этот термин используется также и в правовых актах. В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается, однако он употребляется в локальных нормативных актах, документах судов и специальной юридической литературе.

Пиратство, и плагиат являются примерами противоправного использования объектов интеллектуальной собственности, но цели этих двух нарушений разные. В случае пиратства нарушитель пытается получить материальную выгоду. А при плагиате нарушитель хочет создать ложные сведения о себе как о действительном авторе. Цель получения материальной выгоды в этом случае может быть присутствующей, но она второстепенна ведь нарушитель желает присвоить чужой труд себе. Нарушение интересов обладателей авторских прав широко распространено во многих странах мира, в том числе и России, Украине, Беларуси, Казахстана и др.

Способы защиты Авторского права в сети.

Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Проблема не в том, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений в копировании, а в том, что пока никто не пытался пресечь их нарушение имеющимися в нашем распоряжении законодательными средствами. Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав.

Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, достаточно действующего законодательства Российской Федерации. Естественно, что некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее. Это связано с обеспечением доказательств нарушений авторских прав в Интернете, а также неготовностью инфраструктуры судов и судейского корпуса по исковым делам по нарушению авторских прав, связанных с тем или иным использованием Интернета, что и является камнем преткновения в проблеме защиты авторских прав в Интернете.

Автор должен сделать две вещи при защите своих прав на творчество:

1.Сохранить доказательства его творческой деятельности: рабочие материалы, включая «отбракованные» версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную для создания произведения, и т.д.

2.Закрепить временный приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Но смысл предпринимать меры по защите своих прав есть только тогда, когда труд автора не опубликовали и не передали третьим лицам.

Способы для защиты авторских прав:

1.Записать произведение и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.

2.Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Заверенное нотариусом произведение - хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии у вас авторских прав.

3.Свидетели. Например, в кругу друзей исполнить музыкальную композицию и для большей надежности записать на видео.

Также существует программно-техническая защита объектов авторского права. Это могут быть программы, предназначенные для защиты в сети авторских прав путём отображения публикаций способом, исключающим копирование, модификации и т.п. Ещё в этом помогают «водяные метки» в электронных копиях изображений. Для нанесения таких меток требуется специальное программное обеспечение, с помощью которого в файлы наносится скрытый код определённого формата, вследствие чего электронный документ при копировании частично разрушается. Водяные метки устойчивы к сжатию, изменению размеров и формата.

Доходы от коллективного управленияавторскими правами:

1. В соответствии со статьёй 1263 Гражданского кодекса в случае, если музыкальное произведение было использовано в аудиовизуальном произведении (например в фильме, рекламном ролике и т.п.) у автора музыкального произведения сохраняется право на получение вознаграждения за использование музыкального произведения при показе данного аудиовизуального произведения.

2. Авторы и иные правообладатели имеют право на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 Гражданского кодекса). Такое вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается за счет средств, собранных аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

3. Художники, авторы произведений изобразительного искусства и рукописей, продавшие оригиналы своих произведений, сохраняют право на получение вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой дальнейшей перепродажи такого оригинала, если  в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Такое право называется правом следования, статья 1293 Гражданского кодекса.

Но если автор не защитил свои права на его творчество, то никакой компенсации за использование его работы он не получит и другие люди смогут пользоваться его работой безвозмездно.

В настоящее время в России все основные правовые нормы, регулирующие институт интеллектуальной собственности кодифицированы в форме единого документа, - Четвертая часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. После этого события утратили силу, согласно Федеральному закону от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», многочисленные законы и нормативные акты, которые ранее регулировали правоотношения в области интеллектуальной собственности. Среди них Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О селекционных достижениях», Патентный закон РФ, Закон об архитектурной деятельности, Закон о геодезии и картографии, другие нормативные акты, многочисленные указы Президента Российской Федерации.

Кодификация законодательства в сфере интеллектуальной собственности представляет собой очень важный шаг России на пути к совершенствованию правовых норм. Во-первых, кодификация законодательства это форма правотворчества, при которой правовые нормы приобретают высочайшую степень систематизации, последовательности, непротиворечивости, полноты. Во-вторых, по мнению многих специалистов, принятие ч. 4 ГК во многом отвечало задачам по достижению соответствия национального законодательства России международному. Четвертая часть ГК в большей степени гармонизирует с европейскими нормами в этой области.

Заключение.

Сеть Интернет активно продолжает развиваться во всём мире, число пользователей растёт каждый день. Появляются новые правила и законы связанные с авторскими правами в Интернете. Но пока что Российское законодательство все еще не содержит норм, четко отражающих специфику сети Интернет, что ведет к обострению проблем, связанных с недостаточной законодательной урегулированностью складывающихся в этой сфере правоотношений. Все это отпугивает авторов от размещения объектов интеллектуальной собственности в Интернете, что не способствует развитию экономики и культуры. Поэтому перед законодателем стоит задача адаптировать нормативную правовую базу для обеспечения правового регулирования и защиты исключительных прав в сети Интернет. Кроме того, необходимо обновлять механизмы реализации исключительных прав и повысить подготовку судей в области информационных технологий.

При разработке норм права в области Интернета следует учитывать уникальный характер его социальной среды, а также технические и этические нормы, которые разработаны сетевым обществом.

В общем получается, что не отношения в среде Интернет нуждаются в особом правовом регулировании, а нормы самых разных законодательных актов нуждаются в уточнении с учетом специфики отношений, складывающихся благодаря развитию новых средств коммуникации в цифровой среде.

Список использованных источников:

https://clck.ru/SXNHe

https://www.uplab.ru/blog/copyright-on-the-internet/

https://ozakone.com/grazhdanskoe-pravo/avtorskoe-pravo-v-internete.html

https://sales-generator.ru/blog/avtorskoe-pravo-v-internete/

https://svspb.net/danmark/skorost-interneta.php

https://www.copyright.ru/ru/documents/practika/avtorskoe_voznagragdenie/

https://sales-generator.ru/blog/avtorskoe-pravo-v-internete/

     
Просмотров работы: 2226