Исторический веб-комикс

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исторический веб-комикс

Тезина Е.Е. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №16
Лашина Т.С. 1Романова Е.Н. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Исторический веб-комикс

Образовательное учреждение

МБОУ Одинцовская СОШ №16

Авторы проекта

Тезина Елизавета Евгеньевна 10 У класс

Научные руководители

Романова Елена Николаевна - учитель истории,

Лашина Татьяна Сергеевна - учитель информатики

Цель

Заинтересовать как можно больше людей в изучении истории, с помощью более оригинального формата подачи.

Задачи

Узнать нужную информацию от научного руководителя

Дополнить новой информацией из других источников

Придумать дизайны персонажейсо всеми особенностями

Начать рисовать комикс

Публиковать процесс в социальные сети

Определить будущее проекта

Результат (Продукт)

Готовый веб-комикс, имеющий распространение в интернете

Этапы работы:

1. Сентябрь 2020 года.

Первый этап – мотивационный.

Результатом этого этапа является формирование темы проекта. (Для кого будет создаваться комикс? Какую важную информацию он будет доносить аудитории? Каковы его перспективы в будущем?)

2. Октябрь 2020 года.

Второй этап – исследовательский.

Результатом этого этапа стал сбор, анализ и обобщение материала для выбора наиболее интересных исторических событий комикса.

3. Декабрь 2020 года.

Третий этап – организационный.

Результатом этого этапа стал выбор программного обеспечения для создания комикса.

4. Февраль 2021 года.

Четвертый этап – творческий. Результатом этого этапа стало создание комикса: процесс разметки страницы, дизайнерские решения, рисование.

5. Апрель 2021 года.

Пятый этап – подведение итогов.

Результатом этой работы стала оценка объемов затронутой аудитории, создание презентации и письменного содержания.

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, программа для рисования painttoolsai, (исторические книги, названия и авторов вписать), компьютер, бумага А4, карандаш, ручка

ВВЕДЕНИЕ

Цель: заинтересовать как можно больше людей в изучении истории, с помощью более оригинального формата подачи.

Задачи:

Узнать нужную информацию от научного руководителя

Дополнить новой информацией из других источников

Определить локации и исторический момент

Придумать дизайны персонажей со всеми особенностями

Процесс создания комикса

Публиковать процесс в социальные сети

Подсчитать результаты деятельности

Определить будущее проекта

Актуальность: актуален для целевой аудитории (подростки), чтобы познакомить ее с информацией просто и понятно.

Проблема: неправильная, скучная для многих подростков подача информации

Методы: творческий подход, реализация через искусство

Разработанность проблемы: с проблемой работают такие популярные комиксы, как: «Маус (1971-1991 год)», «Дневник Анны Франк (2018 год)», «Гроза 1812 (1994 год)», «Босоногий Гэн (2014 год)» Иногда отдельными коммерческими компаниями проводятся акции для художников «zine», затрагивающие тематики истории. В нашей стране недавно начал выходить похожий проект другой сюжетной, концептуальной направленности «История России в комиксах». На мою тематику выходило ограниченное издание комикса «Петр Великий», к сожалению, автор не продолжил развивать свою идею.

Этапы работы:

1. Сентябрь 2020 года.

Первый этап – мотивационный.

Результатом этого этапа является формирование темы проекта. (Для кого будет создаваться комикс? Какую важную информацию он будет доносить аудитории? Каковы его перспективы в будущем?)

2. Октябрь 2020 года.

Второй этап – исследовательский.

Результатом этого этапа стал сбор, анализ и обобщение материала для выбора наиболее интересных исторических событий комикса.

3. Декабрь 2020 года.

Третий этап – организационный.

Результатом этого этапа стал выбор программного обеспечения для создания комикса.

4. Февраль 2020 года.

Четвертый этап – творческий. Результатом этого этапа стало создание комикса: процесс разметки страницы, дизайнерские решения, рисование.

5. Апрель 2020 года.

Пятый этап – подведение итогов.

Результатом этой работы стала оценка объемов затронутой аудитории, создание презентации и письменного содержания.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Исторический веб-комикс»

Думаю, многие в детстве читали комиксы или сталкивались с ними где-нибудь. В иллюстрациях зачастую были какие-то определенные персонажи, сюжетная линия, и, конечно же, индивидуальная художественная составляющая. Так ли прост этот вид искусства? Многие считают, что комиксы имеют только развлекательную функцию. Моя задача наглядно доказать обратное. Комиксы могут выполнять функцию обучения, привлечь внимание к рассматриваемой информации иногда намного эффективнее некоторых других источников.

Долгое время иллюстрации выступали только в качестве дополнения к основному тексту. Лишь в первой половине XIX века были опубликованы несколько произведений, считающихся родоначальниками современных комиксов. В первую очередь речь идет о двух авторах. Первый – английский карикатурист и живописец Томас Роулендсон. В газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе, которые после смерти автора были собраны в один том. Второй – швейцарец Родольф Тёпфер. Нарисованные им «Приключения мистера Обадаи Олдбака» были опубликованы в 1833 году, в дальнейшем они были переведены на различные языки и распространились по миру. Первоначально, забавные картинки обыгрывали лишь карикатурные ситуации, не претендуя на серьезные сюжеты, однако, со временем все менялось. Комиксы начали рисовать не только на бумаге, но и в других новейших форматах, при помощи компьютерных программ, планка качества значительно повысилась настолько, что многие представители жанра по праву награждаются званиями «графических романов», «графических детективов» и пр. В наше время индустрия приносит крупным корпорациям огромные суммы денег. Во многих странах комиксы стали новейшим культурным наследием. Сравнивать цветные зарисовки с фильмами или книгами, например, просто, по моему мнению, оскорбительно. Это все разные способы воплощения идеи творца. Фильм доносит до нас информацию с точки зрения режиссера, книга – с точки зрения писателя, комикс – с точки зрения художника.

Основной целевой аудиторией читателей комиксов по всему миру являются подростки. Система возрастных оценок работает так же, как и в киноиндустрии: «G» - без ограничений, «PG» - читать, проконсультировавшись с родителями, «PG-13» - доступно детям до 13 лет и только с одобрением родителей, «R» - доступно лицам до 17 лет, «NC-17» - лицам, не достигшим 17 лет читать воспрещается. В России соответственно знакомая система: 0+, 6+, 12+, 18+

В юном возрасте наглядные рисунки, образы, приковывают к себе внимание и помогают развить воображение. В отличие от книг, воспринимать комиксы порой проще и удобнее ( что не преуменьшает значимость книг, просто изображения и текст нужно грамотно комбинировать, что способствует большему интересу молодой аудитории ). В отличие от фильмов, комиксы дают додумать зрителю действия, диалоги не ограничиваясь рамками быстрого происходящего движения. Почему я взяла на рассмотрение именно кино и литературу? Одним словом, комикс – симбиоз книги и «оживших» представлений.

Современный мир, в которым так востребована обществом быстрая, доступная и понятная информация, диктует свои требования и к образованию. Сегодня школьник по одному запросу в сети может посмотреть любой фильм и найти самую разную информацию для подготовки домашнего задания. Ему просто-напросто скучно на большинстве уроков, которые уже давно требуют обязательного визуального сопровождения. Мне очень хочется применить свои способности и знания, чтобы заинтересовать как можно больше сверстников в изучении истории России. История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять истоки происходящих событий и явлений в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я увлекаюсь разного рода творчеством наравне с историей уже довольно давно. Недавно я начала замечать, как активно в мире набирают популярность веб-комиксы на тему исторических событий. Подобный формат в России только развивается. Могу привести примеры: «Маус (1971-1991 год)», «Дневник Анны Франк (2018 год)», «Гроза 1812 (1994 год)», «Босоногий Гэн (2014 год)» и пр. Почему бы не создать что-то уникальное, потренировать заодно свои умения в рисовании? Так зародился мой проект.

Этапы создания веб-комикса.

Шаг1.

За помощью я обратилась к своему научному руководителю Романовой Елене Николаевне, по совместительству учителю истории. С поддержкой научного руководителя, я собрала самые интересные сведенья эпохи Петра Великого, которая меня интересует. Оказывается, очень многие занятные факты ученики не усваивают в полной мере из школьной программы, и было бы неплохо, используя оригинальный формат, оставить яркий отпечаток в сознании детей и подростков.

Шаг 2.

Прочитав некоторый объем дополнительной литературы (С.М. Соловьев «История России», Данил Гранин «Вечера с Петром Великим», Алексей Толстой «Петр 1», Лев Гумилев «От Руси до России», Лев Бердников «Нравы, одежда и быт петровской эпохи»), я собрала еще больше полезных сведений. Также мною были отсмотрены фильмы «Юность Петра (1980)», «Россия молодая» (1982).

Полученная информация помогла лучше разобраться в характерах героев, опираясь на существующие хроники и уже ставшие классикой романы. Я даже узнала о существовании похожего произведения в виде графического романа по тематике Петра Великого, однако, это издание довольно устарело. «Петр Великий» за авторством Игоря Вышинского и Бориса Караджева в рамках современного интернета совсем не популярен, да и стилистика рисунка под гравюры той эпохи может оттолкнуть юных читателей.

Тем не менее, эта «рисованная книга», как ее называют авторы, подарила мне новые идеи. Книги, помогающие понять процесс создания комиксов, такие как: «Понимание комикса. Невидимое искусство» Сткотта МакКлауда, «Мир комиксов: протообразы, японская манга, кинокомикс» Юлии Магера, «Создание комикса» тоже от Скотта МакКлауда очень пригодились мне.

Шаг 3.

Определилась с главными героями истории, локацией в которой все происходит. Это будет своеобразный старт, знакомство персонажей в начале их славных дел. В первой главе выступают всего два действующих лица – Франц Яковлевич Лефорт и Александр Данилович Меншиков, которые в будущем станут сподвижниками Великого реформатора. Больше информации про их биографию я узнала из Википедии.

Шаг 4.

Выбрала программное обеспечение, с которым буду работать для создания комикса. Подходящей программой стала «Painttoolsai». Плюсами выбранной программы я нахожу удобный интерфейс, большое разнообразие кистей, возможность создавать новые кисти (программа их запоминает), возможность регулировать цветовую гамму с помощью цветового круга, обширный спектр взаимодействий с разными слоями рисунка. Из минусов могу только отметить невозможность мгновенного сохранения, из-за чего в случае сбоев, процесс рисования имеет риск исчезнуть до последнего сохранения. Рисовать в «sai» удобно, все понятно и просто. Можно также скачивать новые комбинации кистей, шрифтов, текстур из интернета и самостоятельно увеличивать таким образом качественность работы. В сравнении с другими популярными программами для рисования (такими как «paint 3D», «smoothdraw», «krita»), «painttoolsai» показался мне намного понятнее и функциональнее, поэтому я отдала предпочтение данной программе. Кроме того, продумала стилистику рисунков, оформление и взяла некоторые вспомогательные материалы для вдохновения.

Шаг 5.

Подумала над разворачивающимся сюжетом. В общих чертах, начнется все с интересной и трогательной легенды о том, как Александр Меншиков (Алексашка) невообразимым образом положил начало своей карьере. Будучи скромным юношей низкого происхождения, продающим пирожки на площади, он даже не подозревает, какие интересные и захватывающие события ожидают его впереди. Волей судьбы юноша знакомится с добродушным адмиралом Францом Лефортом. Адмирал берет Алексашку «под своё крыло». Позднее нить повествования знакомит героев с царем Петром. Предварительное название комикса во время разработки «Вот такие пироги», с иронической отсылкой на происхождение Алексашки и его изначальный род деятельности.

Шаг 6.

Разработала дизайны персонажей, задействовав свою фантазию и основывая все на реальной внешности исторических личностей. Подробно рассмотрела картины 18 века. Вдохновилась другими дизайнами персонажей мультфильмов и фильмов. Внешность Петра 1 по большей части срисована с портретов его молодости. Александр Меншиков в моем исполнении так же вдохновлен картинами юности князя. Дизайн Лефорта больше опирается на собственную импровизацию. Взяты за основу элементы внешности актера Джонни Деппа и его безумных образов. Цвета решено было сделать яркими, для привлечения внимания.

Шаг 7.

Занялась рисованием комикса. Для начала разметила страницы и сделала скетчевые наработки, по ним обрисовала каждый кадр с детализацией. Секреты разметки страницы мне помогло открыть описания создания комикса «Безумная любовь» от художника Брюса Тимма. В конце добавила «баблы» с текстом. Шрифт для баблов я выбрала «CyrillicOld». Новым решением для упрощенности рисунка стало то, что комикс выполнен в черно-белых тонах, за исключением яркого Франца Лефорта, который своим видом просто наглядно отличается от тусклой и неуютной действительности, которая его окружает.

Шаг 8.

Готовый продукт дала оценить родителям и научному руководителю. Подправила ошибки и провела коррекцию. По мере создания страниц комикса публиковала все в социальные сети, такие как «Instagram», «Twitter», «Tumbler», «Vk». Вот группа с наибольшей активностью: https://vk.com/msfanerka

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическим результатом данной работы стало создание веб-комикса.

По итогу я рассудила, какое количество целевой аудитории удалось привлечь своим проектом и помогло ли это решить поставленную проблему? Результаты меня приятно удивили.

Многих комикс заинтересовал и заставил узнать больше исторической информации. Это невероятно, но мой комикс смог заинтересовать большое количество аудитории, которая с нетерпением стала ждать продолжения. В доказательство этому можно хотя бы взять скриншоты чудесных комментариев, тот факт, что на постоянной основе на меня подписалось более пяти сотен человек и конечно распространение продукта по интернету! Некоторые признавались в том, что благодаря моему комиксу эпоха и известные личности из школьной программы открылись им с другой стороны, стали более «живыми» и интересными. (там будут предоставлены скриншоты комментариев, подписчиков, лайков на постах с комиксом).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думаю, я достигла цели исследования и создания продукта. Вот, чего я добилась:

1. Пополнила собственные познания в истории

2. Получила новую аудиторию, заинтересованную в изучении исторических событий

3. Улучшила собственные возможности в рисовании

4. Положила начало замечательному комиксу как культурному продукту

5. Добавила разнообразие в способах изучения полезного материала

Перспективы проекта:

1. Продолжать рисовать комикс, добавлять в сюжет новые события

2. Еще больше «раскрутить» проект

3. Возможно издать комикс в печатном виде

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

https://zen.yandex.ru/media/id/5d6655d043fdc000ac95fa12/istoriia-sozdaniia-komiksov-chast-i-5d88ee8b2f1e4400ad1da799 - История создания комиксов

https://ru.wikipedia.org/wiki/Маус_(комикс) - Комикс «Маус»

https://isralove.org/load/14-1-0-1988 - Комикс «Дневник Анны Франк»

https://berserg-85.livejournal.com/15956.html - Комикс «Гроза»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Босоногий_Гэн - Комикс (манга) «Босоногий Гэн»

https://cyberleninka.ru/article/n/risovannaya-kniga-petr-velikiy-i-vyshinskogo-i-b-karadzheva-tipicheskoe-i-individualnoe-v-zhanre-komiksa - Комикс «Петр Великий»

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_России_с_древнейших_времён - С.М. Соловьев «История России»

https://magazines.gorky.media/druzhba/2000/5/vechera-s-petrom-velikim.html - Данил Гранин «Вечера с Петром Великим»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_Первый_(роман) - Алексей Толстой «Петр 1»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_Николаевич - Историк Л. Н. Гумилев

https://zen.yandex.ru/media/litres/derzkaia-imperiia-nravy-odejda-i-byt-petrovskoi-epohi-5e26d28c06cc4600ae7f1336 - Нравы и одежда петровской эпохи

https://ru.wikipedia.org/wiki/Юность_Петра - Фильм «Юность Петра»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Россия_молодая_(фильм) - Фильм «Россия молодая»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I - Петр 1 историческая справка

https://ru.wikipedia.org/wiki/Меншиков,_Александр_Данилович - Александр Меншиков историческая справка

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лефорт,_Франц_Яковлевич - Лефорт Франц Яковлевич историческая справка

https://ru.wikipedia.org/wiki/Понимание_комикса - Сткотт МакКлауд «Понимание комикса»

http://armchair-scientist.ru/world-of-comics/ - Юлия Магера «Мир комиксов: протообразы, японская манга, кинокомикс»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Просмотров работы: 159