ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека зависит от многих факторов. Мы дышим, едим, пьем, двигаемся. Но очень часто мы не осознаем всех тех процессов, которые происходят внутри нашего организма. Мы видим внешние проявления, но не понимаем, как все работает. Каждый из нас видел собственную кровь, но мало кто задумывался, что она значит в нашей жизни, а, самое главное, как наша собственная кровь может изменить жизнь других людей.
В 2019 году исполнилось 15 лет трагедии в Беслане, когда террористы 1 сентября захватили школу, погибли сотни детей, а еще больше пострадали. В последние годы происходят нападения на школы людей с оружием. В этих случаях важно не только обезвредить преступников, но и максимально быстро оказать помощь пострадавшим. Очень часто люди теряют большое количество крови и для того, чтобы их спасти, необходима кровь доноров. Я заинтересовался, откуда берется кровь для получивших травму людей, и как врачи определяют, какую кровь перелить пациенту. После изучения этой темы я провел опрос среди учеников своего класса и понял, что многие не знают, какая у них группа крови, а тем более, какая группа крови им подойдет при необходимости переливания. Для того, чтобы в будущем у моих одноклассников и других детей не возникало сомнений в жизненно важных вопросах, я решил создать базу доноров своего класса и придумать обучающую игру, которая позволила бы запомнить сочетаемость групп крови.
Цель работы: создание базы доноров класса и разработка обучающей игры-тренажера для младших школьников, позволяющей запомнить правила сочетаемости групп крови.
Объект исследования – донорство.
Предмет исследования – правила сочетаемости групп крови.
Задачи:
Изучение правил сочетаемости групп крови
Изучение развития донорства крови в Тюменской области.
Изучение принципов создания игр-тренажеров
Создание базы доноров класса
Разработка игры-памятки по сочетаемости групп крови.
Гипотеза исследования – предположим, что игра-тренажер позволит не только наглядно и в интересной форме объяснить учащимся правила сочетаемости групп крови, но и научит использовать эти правила в любой экстремальной ситуации, привьет навыки взаимопомощи, которые будут полезны каждому человеку, независимо от его возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, постановка проблем, исследование гипотезы; эмпирические методы: изучение источников информации и результатов деятельности, наблюдение, тестирование, изучение опыта.
Понимание важности донорства позволит воспитать в детях будущих потенциальных доноров крови, приучит к необходимости взаимовыручки, а использование игры-памятки по сочетаемости групп крови научит понимать важность каждой группы крови, особенно редких групп, которые очень востребованы.
ГЛАВА 1
Донорство в России и Тюменской области
Кровь состоит из миллиардов живых клеток, которые называют кровяными тельцами. Эритроциты – определяют красный цвет крови, так как содержат красный железосодержащий пигмент – гемоглобин. Эритроциты отвечают за транспорт газов и в первую очередь – кислорода. Лейкоциты являются главным оружием организма в борьбе с болезнями. При любой травме или инфекции они тут же устремляются к месту поражения, даже если оно находится за пределами кровеносного сосуда, окружают болезнетворные организмы и уничтожают их. Тромбоциты (кровяные пластинки) отвечают за свертывание крови. Например, при повреждении кровеносного сосуда кровь начинает вытекать из него. Тромбоциты устремляются к разрыву сосуда и приклеиваются к его стенкам и друг к другу, образуя пробку.
Среднее количество крови в теле взрослого человека 6—8 % от общей массы, или 65—80 мл крови на 1 кг массы тела, а в теле ребёнка — 8—9 %. То есть средний объём крови у взрослого мужчины составляет 5-6 литров.
Кровь – это жизнь, это бесценный дар природы. Вылечить некоторые болезни можно только при помощи крови. На свете нет ничего, что способно заменить кровь. Для многих больных донорская кровь — это единственный шанс выжить и выздороветь. Добровольно отдать свою кровь может только человек. Такой человек называется донор.
Слово «донор» происходит от латинского слова «donare» (донарэ), что означает «дарить». Донор дарит свою кровь другим людям, чтобы они вылечились и выздоровели. Доноры – это настоящие герои. Сдавая кровь, они спасают жизни людей.
По общности защитных свойств эритроцитов все люди подразделяются на несколько групп, называемых группами крови. Принадлежность к определённой группе крови является врождённой и не изменяется на протяжении жизни. Наибольшее значение имеет разделение крови на четыре группы по системе «AB0» и на две группы — по системе «резус». Соблюдение совместимости крови именно по этим группам имеет особое значение для безопасного переливания крови. Однако существуют и другие, менее значимые, группы крови. Можно определить вероятность появления у ребёнка той или иной группы крови, зная группы крови его родителей.
Сегодня в России не хватает донорской крови. На 1000 человек приходится 13-14 доноров, при общепризнанной норме не менее 40. Ежегодно более 1,5 млн. россиян нуждаются в переливании крови. Каждый день 5 000 россиян нуждаются в переливании крови.
Донорская кровь необходима:
Женщинам при родах.
Людям, получившим травмы или ранения.
Людям, страдающим тяжелыми болезнями.
Людям, которым требуются срочные тяжелые операции.
Людям, которые бесплатно сдали кровь 40 и более раз или плазму крови 60 и более раз вручается нагрудный знак и звание «Почетный донор России».
В Тюменской области количество доноров снижается. Если в 2011 году их число составляло 30 651 человек, то в 2020 оно сократилось до 16 170 человек, то есть, более, чем на 47% (Приложение 1).
99,1% от всех доноров – безвозмездные доноры, которые сдают кровь бесплатно. Почти 15% от общего числа – те, кто сдает кровь первый раз. Количество активных доноров увеличилось с 18,8% в 2013 г. до 31,3% в 2018 г.
В среднем, на 1000 человек населения приходится около 25 случаев сдачи крови, это очень мало. Один донор сдает кровь 2,5 раза в год. Знаком «Почетный донор России» за период с 2014 по 2018 г. в Тюменской области награждено 1 523 человека. Всего таких героев, проживающих в Тюменской области в 2018 г. было более 5000 человек, из них .
На территории Тюменской области существует три станции переливания крови, в которых можно сдать кровь – ГБУЗ ТО «Областная станция переливания крови» (ОСПК) в г.Тюмень, а также два ее филиала в г. Тобольск и г. Ишим. Сдать кровь можно не только в ОСПК. Есть специальный автомобиль, который позволяет принять кровь у доноров прямо на месте их работы. Этот автомобиль регулярно выезжает на крупные предприятия, к торговым центрам и в другие места массового посещения жителями города и области, где люди могут сдать кровь без посещения ОСПК. Так, например, только в 2017 г. проведено 111 донорских акций. Постоянными партнерами Службы крови Тюменской области являются: ПАО «Тюменские моторостроители», АН «Сова», ООО «РН-Уватнефтегаз», ПАО «Сбербанк», ООО «ГазпромнефтьНТЦ», Администрация г. Тюмени, Областная Дума Тюменской области, ГК «Арсенал+», медицинские организации г. Тюмени.
Изучение процесса сдачи крови
Сдать кровь, если человек следит за своим здоровьем и готов стать донором, достаточно просто. Я узнал, что очень важным при переливании крови является сочетаемость групп крови. Всего их 4, при этом пациенту с первой группой крови можно переливать только кровь донора с такой же группой, а человеку с четвертой группой крови можно переливать кровь любой группы.
Кроме того, у каждой группы еще есть такой показатель как резус-фактор. Он может быть либо положительным, либо отрицательным. Если у донора резус-фактор крови отрицательный, то неважно, какой резус-фактор у пациента. А если у донора резус-фактор положительный, то его кровь подойдет только пациенту с положительным резус-фактором крови.
Для того, чтобы рассказать какая группа крови доноров подходит пациентам, я сделал памятку (Приложение 2). Кроме того, чтобы все мои одноклассники знали, какая у каждого из нас группа крови и понимали, кто и кому может помочь в случае чрезвычайной ситуации, я сделал таблицу «База доноров 4 Б», которую мы разместили в нашем классе (Приложение 3). Такая таблица может быть создана в каждом классе, а также можно сделать единую базу доноров для всей школы и разместить ее на школьном сайте.
ГЛАВА 2
Создание игры-тренажера по правилам совместимости групп крови
Сегодня, одним из самых востребованных инструментов обучения являются компьютерные игры. Около десяти лет назад они стали применяться в образовании, а в современном обучении игры являются его неотъемлемой частью.
Для детей игра – способ познания мира, потому дети изначально замотивированы играть. Как мы знаем, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя – это про «кнуты и пряники», а внутренняя – когда ребенок что-то хочет делать сам. В играх строится среда, которая будет способствовать тому, что ребенок будет внутренне замотивирован, у него будут быстрее развиваться когнитивные способности, он может сам ставить цели, достигать их.
Многие специалисты работают над изучением роли и потенциала применения игр в обучении. В современном мире игры применяются не только в формальном образовании, но также и в неформальном, торговле, сфере здравоохранения и армии. С 2003 года функционирует Саммит по Серьезным Играм, также неоднократно проводится конференция Игры для Здоровья. Издается много литературы, посвященной практическому применению игр в обучении. Игры относятся к активному способу обучения, так как обучающий процесс проходит не только в форме пассивного слушания или чтения. Игры могут подстраиваться под индивидуальные нужды пользователя, открывают возможности для самостоятельных открытий. Игры помогают хорошо и надолго запомнить изученный материал. Игры, которые используются в неформальном обучении, порождают рост интереса и увлеченности.
На сегодняшний день уже создано большое количество игр для потребностей здравоохранения. Конференция The Games for Health проводится на протяжении уже 6 лет. В 2010 году на ней представили множество игр, которые преследуют обучающие цели в области здравоохранения. В них содержится различная информация – начиная с обучения оказанию первой медицинской помощи и заканчивая отработкой профессиональных врачебных умений. Все чаще создаются игры, которые работают на мобильных платформах, в них применены очень разнообразные интерфейсы. Игры, которые предназначены для медицинских работников, зачастую, являются симуляторами и используются, в основном, для тренировок.
Основываясь на доказанном учеными положительном эффекте образовательных игр мы разработали обучающую компьютерную игру по правилам совместимости групп крови человека.
Игра использует технические возможности стандартного пакета программы Power Point и строится на схеме вопросов «Да» и «Нет», основанной на двух факторах, которые изучаются всеми медицинскими работниками и приведены в разработанной мной памятке (Приложение 2) – группа крови и резус-фактор.
Текстовые блоки и визуальные объекты (рамки и рисунки) на тех слайдах, где ученику надо сделать выбор, связаны гиперссылками с другими слайдами. Таким образом, при нажатии на эти объекты в режиме слайд-шоу ученик переходит на слайды с верным или не верным ответом, может перемещаться от игре к памятке по сочетаемости групп крови, выбирать новых пациентов, выбирать варианты групп крови для донации.
Ученику, который отвечает на вопросы игры предлагается выбрать одного из восьми пациентов всех возможных групп крови и после изучения правил совместимости крови принять решение – какую группу крови ему можно перелить, чтобы спасти. В случае, если ученик выбрал верный ответ, веселый смайлик поздравляет его с правильным решение, а если ученик ошибся, плачущий смайлик предупреждает его, что пациент может погибнуть. Это заставляет ученика ответственно относиться к принятию решения, так как от этого зависит жизнь человека, а, значит, и более ответственно подходить к изучению правил совместимости крови. Так как некоторым пациентам в игре можно переливать несколько разных групп крови, то ученику, верно ответившему на вопрос, предлагается попробовать выбрать другую группу крови или «спасти» другого пациента.
Важной составляющей любой игры является визуализация, то есть насколько четко ученик может представить свой выбор и решение. В обычных материалах про правила сочетаемости групп крови информация подается в виде таблиц, что затрудняет восприятие информации. Игра, в которой изображены пациенты, контейнеры с кровью, нарисованные герои, позволяет ученикам младших классов быстрее запомнить жизненно важную информацию и впоследствии использовать ее в обычной жизни.
Данная игра при соответствующей доработке может быть оформлена в виде приложения для мобильных телефонов и использоваться во всех классах начальной школы для того, чтобы дети знали и понимали, насколько важно быть донорами крови и, достигнув совершеннолетия, ответственно относились к такой важной миссии как донация крови.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящей работы было изучено текущее состояние донорства в России и Тюменской области, обнаружена проблема нехватки компонентов крови и сокращения количества доноров, что свидетельствует о необходимости повышения информированности людей о донорстве, воспитании с самого раннего возраста понимания важности донорства для спасения жизни людей.
На основе изученных правил сочетаемости крови по группам и резус-фактору была разработана база доноров класса, которая может быть масштабирована на всю школу, а также с использованием имеющихся в распоряжении каждого ученика программных средств разработана компьютерная игра-тренажер.
Для подтверждения гипотезы о том, что игра-тренажер позволит в легкой и доступной даже младшим школьникам форме разъяснить правила сочетаемости групп крови, на одном из уроков вместе с учениками моего класса мы поиграли в эту игру. Дети поняли основные правила и активно «спасали пациентов». Некоторые ребята впервые узнали о группах крови и спросили своих родителей о том, какая группа крови у них. Очень важным результатом, подтверждающим гипотезу, стало то, что часть родителей даже не знала о группе крови своих детей, а после нашего урока стали выяснять эту информацию из медицинских карточек и передавать ее для формирования базы доноров класса.
Проблема недостатка донорской крови будет решена, когда доноры начнут сдавать кровь не только под влиянием эмоций во время экстремальных ситуаций, а осознанно возвращаясь на станции переливания крови снова и снова. А мы, школьники, будущие доноры крови, должны вести разъяснительную работу среди наших доноров и тех, кто готов ими стать в будущем. По моему мнению, в школах нужно регулярно проводить тематические донорские классные часы, чаще поднимать вопросы донорства по телевидению и в печатных изданиях.
Кровь – это самый дорогой дар, который мы можем сделать другому человеку, так как подарим ему жизнь. Сдавая кровь, мы можем спасти жизнь одного или даже нескольких человек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018), статья 186.
Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».
Приказ МЗ РФ от 17.12.2012 № 1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов, за плату, а также размеров такой платы».
Приказ МЗ РФ от 13.12.2012 № 1039н «Об установлении примерного пищевого рациона донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно».
Приказ МЗ РФ от 26.04.2013 № 265н «О случаях замены бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов денежной компенсацией и порядке установления ее размера».
Постановление Правительства Тюменской области от 05.07.2005г. № 95-п «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугороднего сообщения, а также на железнодорожном транспорте».
Донорство в России: кровавое противостояние (https://medaboutme.ru/zdorove/publikacii/stati/sovety_vracha/donorstvo_v_rossii_krovavoe_protivostoyanie/).
«Здесь очень холодно и чем-то напоминает супермаркет»: что происходит с кровью донора после сдачи? (https://72.ru/text/health/66056446).
Использование серьезных игр в обучении (https://hr-portal.ru/story/ispolzovanie-sereznyh-igr-v-obuchenii).
Комиссаров А. Игры в образовании - это серьезно. «УГ Москва», №38 от 19 сентября 2017 года (http://www.ug.ru/archive/71615).
На пути к безвозмездному донорству
(https://stormoff.ru/mediacenter/articles/article_53).
Официальный сайт ГБУЗ ТО «ОСПК» (http://переливание-крови.рф).
Проблемы донорства (https://transplantaciya.com/problemy-donorstva).
Сайт «Я-донор» (http://www.yadonor.ru/tospk.ru).
Тюменская служба крови за год заготовила более 30 000 литров крови (https://tumen.bezformata.com/listnews/bolee-30-000-litrov-krovi/74406537/).
Штейн Ольга. Светофор для донора. Российская газета, № 270(8028) (https://rg.ru/2019/11/28/reg-urfo/v-ekaterinburge-na-stancii-perelivaniia-krovi-ustanovili-donorskij-svetofor.html).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Количество доноров в Тюменской области
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАМЯТКА ПО СОВМЕСТИМОСТИ ГРУПП КРОВИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
БАЗА ДОНОРОВ 4 Б
ДОНОР |
Группа крови |
Резус-фактор |
Моя кровь подходит: |
||||||||||||||||
Иван |
Степан |
Янина |
Анель |
Давид |
Анфиса |
Николай |
Алина |
Роман |
Савелий |
Артемий |
Вероника |
Валерия |
Александр |
Егор |
Мария |
Арина |
|||
Группа крови |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Резус-фактор |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Иван |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степан |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Янина |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анель |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давид |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анфиса |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Николай |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алина |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Роман |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Савелий |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Артемий |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вероника |
2 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Валерия |
2 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр |
3 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Егор |
3 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мария |
3 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Арина |
3 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КРОВИ.
Не вся кровь красная. В то время как у людей кровь красного цвета, у других организмов бывает кровь разных цветов. Ракообразные, пауки, кальмары, осьминоги и некоторые членистоногие имеют синюю кровь. У некоторых типов червей и пиявок встречается зеленая кровь. Отдельные виды морских червей имеют фиолетовую кровь. Насекомые, в том числе жуки и бабочки, имеют бесцветную или бледно-желтоватую кровь. Цвет крови определяется типом дыхательного пигмента, используемого для транспортировки кислорода через систему кровообращения в клетки. Дыхательный пигмент у людей – это белок, называемый гемоглобином, содержащийся в эритроцитах.
Учеными доказано, что сердце здорового взрослого человека способно перекачивать ежедневно до 12 литров, а каждый сердечный удар способствует выбросу в среднем 130 мл.
Человечеству уже довольно давно было известно о том, состав крови, насыщенность ее оттенка у разных людей могут различаться. Но четыре известные на сегодняшний день группы крови были открыты только в 1930 году Карлом Ландштайнером. За революционное исследование он был удостоен Нобелевской премии. А уже в 1940 году он открыл резус-фактор совместно с другими не менее известными и выдающими учеными того времени.
В нашей крови есть золото. Кровь человека содержит атомы металлов, включая железо, хром, марганец, цинк, свинец и медь. Вы также можете быть удивлены, узнав, что кровь включает небольшое количество золота. В человеческом теле содержится около 0,2 миллиграмма золота, которое в основном находится в крови.
Японские ученые выявили некую взаимосвязь между группой крови человека и его характером. Твердость характера, предприимчивость и самоуверенность присущи обладателям первой группы, скрытность и замкнутость – второй, острота ума и порядочность – третьей, а степенность и уравновешенность – четвертой. Японцы настолько уверены в объективности и истинности данной информации, что при приеме на работе учитывают и группу крови человека, могут даже отказать ему, если некоторые особенности характера будут мешать производственным успехам.
Что такое «голубая кровь»? История его появления имеет несколько версий. Основная из них относится к Испании, 18 веку, когда бледная и полупрозрачная кожа являлась признаком принадлежности к аристократическому роду. На самом деле фактов реального существования кровяных телец голубого оттенка на сегодняшний день обнаружено не было.
74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон за всю свою жизни становился донором около тысячи раз, за что получил звание почетного донора. Его кровь обогащена содержанием особых антител, помогающих бороться с тяжелыми формами анемии у новорожденных. По оценкам экспертов донор помог спасти жизнь более 2 000 новорожденных.
Каждый час у здорового человека погибает около 5 млрд лейкоцитов, 2 млрд тромбоцитов и 1 млрд эритроцитов. На смену им костный мозг и селезенка вырабатывают новые клетки. Таким образом, каждые сутки за счет этого обновляется около 30 г крови. Процесс носит регулярный и непрерывный характер, что в итоге и позволяет организму работать по принципу часов.
Добиться нормального функционирования организма взрослого человека удается только в том случае, если кровь подается сердцем непрерывным потоком, а не пульсирующими толчками.
Роговица глаза – единственный участок человеческого тела, лишенный кровеносной системы. Для того чтобы сохранить прозрачность роговицы, обогащение кислородом ее происходит не за счет кровяных телец, а слез, в которых растворяется кислород, полученный из воздуха.
Совсем недавно ученым удалось установить идентичность состава крови и жидкости, содержащейся внутри неспелых кокосов.
История появление банков крови связана с периодом ΙΙ мировой войны. В пользу данного новшества выступал американец Чарльз Дрю. По злому стечению обстоятельств ученый умер от потери крови.
Кровяная плазма на 90% представлена водой и только оставшиеся 10% наполняют соли, липиды, глюкоза, гормоны и всевозможные ферменты.
В расслабленном состоянии 25% крови перемещается по мышечным тканям и почкам, 15% содержится в стенках кишечника, 13% - в сосудах, 10% - в печени, 7% - в коре мозга и 4% в сердечных и венозных сосудах.
Эритроцитам приходится втискиваться сквозь кровеносные сосуды. Капилляры очень крошечные — их диаметр составляет около 8 мкм (1/3000 дюйма), что в 10 раз меньше диаметра человеческого волоса. Красные кровяные клетки (эритроциты) примерно такого же размера. Однако некоторые капилляры еще меньше в диаметре, чем клетки крови, что заставляет последние изменять свою форму, чтобы пройти сквозь мелкие сосуды.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) находится в обратной зависимости от размера тела. Это значит, что чем больше организм, тем медленнее ЧСС. Так, средняя ЧСС взрослого человека составляет 75 ударов в минуту. Сердце голубого кита размерами приравнивается к компактному автомобилю и сокращается всего 5 раз в минуту. А вот сердце маленькой землеройки сокращается с частотой около 1000 ударов в минуту.
Сердце может сокращаться за пределами организма. Это утверждение может прозвучать, как нечто из области научной фантастики. Но сердце на самом деле способно сокращаться после удаления из организма. Этот орган генерирует свои собственные электрические импульсы, которые приводят к его сокращению. До тех пор, пока сердце продолжает получать кислород, оно будет продолжать сокращаться.
Люди тысячи лет изучают систему кровообращения. Самые ранние известные научные труды про кровеносную систему датируются XVI веком до н.э. Египетские папирусы содержат информацию с описанием физиологической связи между сердцем и артериями, а также утверждения, что вдыхаемый человеком воздух из легких поступает в сердце, а затем — в артерии. Древние египтяне считали, что именно сердце (а не мозг) является источником эмоций, мудрости и памяти. В процессе мумификации египтяне тщательно удаляли и хранили сердце (и другие органы), но выбрасывали мозг.
Невесомость вредна для системы кровообращения. На Земле кровь человека стремится оставаться в ногах из-за силы притяжения (поэтому вены ног имеют клапаны, которые помогают двигаться крови от ног обратно к сердцу). А вот в открытом космосе, напротив, невесомость заставляет кровь двигаться к голове, в результате чего астронавты испытывают головные боли, и у них отекает лицо. Несмотря на то, что в организме остается такое же количество жидкости, как и раньше, мозг и другие системы организма воспринимают такое перемещение жидкости как внезапное увеличение объема циркулирующей крови. В ответ на это запускаются механизмы, которые приводят к уменьшению этого объема.
Резус-фактор крови распределен неравномерно. Самый распространенный резус-фактор крови – положительный, но этот показатель может варьироваться от географии населения. В некоторых регионах мира можно наблюдать преобладание отрицательного резус-фактора.
Во время отдыха вся кровь человека очищается в печени 1 раз в минуту.
В среднем три донора цельной крови обеспечивают переливание одному реципиенту.
Цельная кровь применяется лишь для компенсации очень большой кровопотери, и сейчас ее используют для переливания менее чем в 25% случаев.