Мультфильмы своими руками

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мультфильмы своими руками

Хохрин В.С. 1
1ГБОУ СОШ с. Ольгино м.р. Безенчукский Самарской области
Хохрина Е.А. 1
1ГБОУ СОШ с. Ольгино м.р. Безенчукский Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Искусство мультипликации правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь. Реальное в нем сочетается с невероятным, и невероятное становится реальным».

И.П. Иванов-Вано

Детство – это частичка жизни каждого человека. Воспоминания о детстве навсегда остаются в нашем сердце. Когда говорим о детстве, вспоминаем мороженое, игры в куклы и машины, и, конечно, любимые мультфильмы.

Большинство детей любят смотреть мультфильмы. Это подтвердили ответы на один из вопросов моей анкеты, которую я предложил обучающимся 5-7 классов нашей школы (Приложение № 2). Всего в анкетировании приняло участие 53 человека (Приложение № 3).

Обучающиеся предпочитают смотреть разнообразные мультфильмы. Результаты ответов показали, что большинству нравятся смотреть компьютерные и рисованные мультфильмы, но часть опрашиваемых затруднились ответить на этот вопрос.

Ответы на следующий вопрос меня удивили. Среди наших отечественных мультфильмов есть столько интересных и увлекательных, но мои сверстники преимущественно выбрали зарубежные мультфильмы.

Некоторые вопросы касались истории мультипликации, режиссёров мультфильмов, мультипликационных студий, а также технологии создания мультфильмов. Проведя анализ ответов, я пришел к выводу, что, к сожалению, мои сверстники не знают истории мультипликации и технологий создания мультфильмов, а также мало знакомы с отечественной мультипликацией и её создателями.

Некоторые обучающиеся умеют создавать мультфильмы на компьютере. Однако в качестве программ, необходимых для создания мультфильма, ребята указали графические программы, предназначение которых состоит лишь в создании рисунков для будущего мультфильма. Многие из ребят хотели бы научиться создавать мультфильмы с помощью компьютера. Это подтвердили их ответы.

Таким образом, проведя анкетирование, я убедился, что исследование данной темы будет актуальным и интересным для моих сверстников и всех, кто хочет окунуться в своё детство.

Но однажды, после просмотра очередного мультфильма, я задумался: а что же такое мультфильм? И как он создается? Сам на этот вопрос я ответить не смог.

Для исследования я отправился в библиотеку.

В толковом словаре я прочитал, что мультики, «мультфильм, мультипликационный фильм, мультипликация» – это всё одно и то же…так называют в нашем кино анимацию, что в переводе с латинского означает «душа», «одушевление» или «оживление».

Для себя я определил: мультфильм – это ожившая картинка. И тут же встал вопрос: Как самому оживить картинку? Каким образом это сделать? Легко это или трудно? Мне хотелось найти ответы на эти вопросы, поэтому я и решил провести собственное исследование.

Цель моего проекта: научиться создавать мультфильмы

Гипотеза: Я предположил, что создать мультфильм легко и просто.

Для достижения цели, мне необходимо было решить следующие задачи:

Провести опрос среди одноклассников.

Изучить историю развития мультипликации.

Узнать основные технологии создания мультфильмов.

Освоить способы создания собственноручного мультфильма.

Проблема проекта: Исследование мультипликации: от простого к сложному.

Объект исследования: мультипликация как особый вид киноискусства.

Предмет исследования:  история возникновения мультипликации, способы и технологии создания простейших движущихся картинок, процесс создания мультипликационного фильма.

В своей работе я использовал следующие методы:

Опрос

Анкетирование

Изучение литературы

Просмотр видеоматериалов

Изучение и анализ простейших мультипликационных технологий

Съёмка собственного мультфильма

Анализ полученного результата

Сначала я составил план исследования:

 

Узнать всё про мультфильмы.

Провести анкетирование.

Изучить технологии создания мультфильмов.

Опробовать часть технологий по созданию мультфильмов.

Создать собственные мультфильмы, используя полученный опыт.

Теоретическая часть

История мультипликации.

В книгах я прочитал, что 30 августа 1877 года считается днём рождения рисованной мультипликации. Во Франции инженер-самоучка Эмиль Рено показал зрителям первый прак-си-но-скоп («оптический театр»).  (5)

.

28 октября 1892 года  Эмиль Рено демонстрирует в Париже графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр». (4)

Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки изображения продолжительностью вплоть до пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, сопровождающее действие. Позднее вклад в развитие мультипликации вносили другие мультипликаторы, создавая картины в различных жанрах и технике.

1898 год — Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит сняли первый мультипликационный кукольный фильм «Цирк лилипутов». В фильме использовались деревянные игрушки.

1908 год — французский художник-карикатурист Эмиль Коль начинает активно заниматься графической мультипликацией, а два его очень важных открытия — отдельный рисунок для каждой фазы движения и съемки камерой, укрепленной вертикально, и сегодня остаются основными принципами работы в графической мультипликации. Он создал немой двухминутный мультипликационный фильм «Фантасмагория».

Этот фильм стал известен тем, что был первым анимационным фильмом со своим сюжетом, а у главного героя Фантоша был свой характер.

1910 год — Владислав Александрович Старевич - талантливый российский режиссёр и оператор -  снял первый в мире объемный анимационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Его первый кукольный фильм. Фильм был снят способом покадровой съёмки, в котором разыгрывается драма, главными героями которой являются насекомые  — история любви царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из племени жуков-усачей.

Шли годы, времена менялись, технология шагнула далеко вперёд, появились новые возможности. На смену немым черно-белым кадрам пришли цветные, звуковые, компьютерные анимации.

1928 год — Уолт Дисней создает самого популярного рисованного персонажа в истории мультипликации — Микки Мауса. В этот же год выходит его первый звуковой анимационный фильм «Пароходик Вилли».

1932 год — Первый цветной анимационный фильм «Цветы и деревья» Уолта Диснея.

1936 год — в СССР основана киностудия «Союзмультфильм». (2, 15)

1937 год — Уолт Дисней выпустил свой первый полнометражный анимационный фильм — «Белоснежка и семь гномов» по сказке братьев Гримм. «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех: всемирную популярность, свыше 8 млн. долларов дохода и восторженные отклики в профессиональной прессе.

1958 год — усилиями Осамы Тэдзуки в Японии создается уникальный стиль рисованной анимации — аниме. (1, 26)

1960 год — начало производства серии «Флинстоуны», которая показывалась на американском телевидении. Это был первый анимационный сериал для взрослых.

1967—1971 годы — первый советский мультсериал «Маугли», режиссёр: Роман Давыдов.

1995 год — первый полнометражный компьютерный мультфильм — «История игрушек».

В 1999 году году мультфильм «Старик и море» режиссёра Александра Петрова стал первым в истории кино мультфильмом для кинотеатров большого формата. В 2000 году этот же мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар». (6)

Способы «оживления картинок»

Дальше я перешёл к своей основной задаче проекта: изучение способов оживления картинки.

Самым простым и давним способом, оказалось - рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке изменения движения фигуры, а потом быстро пролистывать страницы. И картинки оживают.

Я узнал, что раньше было такое приспособление кине́ограф (Kineograph) — состоящее из листов бумаги, сшитых в тетрадь. Зритель, перелистывая особым способом тетрадь, наблюдает эффект анимации. Кинеография является одной из форм мультипликации.

 

«Волшебная вертушка»

Берём два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (аквариум), а на втором – другую (рыбку). Склеиваем их, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш взад-вперед между ладонями, то обе картинки сливаются в одну, у нас, в примере, получается рыбка в аквариуме,

А вот птичка в клетке делается не на карандаше, а на двух верёвочках, которые надо сначала закрутить, при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один.  Тауматро́п (от др.-греч. θαῦμα — чудо и τροπή — вращение) — так называлась эта игрушка и была популярна в середине 19 века.

Испробовав названные способы, я решил переходить к более современным методам съёмки. Но для этого мне не хватало знаний о технологиях создания мультипликации. В сети Интернет я выяснил, какие бывают мультфильмы. (6)

Виды мультфильмов.

По технологическому процессу:

П есочная анимация - в ней лёгкий порошок (просеянный песок, соль, кофе) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки).

П ластилиновая анимация - вид анимации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых предметов, фигурок.

К укольная анимация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры.

Компьютерная анимация  - кадры  создаются специализированными компьютерными программами.

Рисованная анимация - технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся рисунков, путём наложение и сведение в один кадр прозрачных листов с нарисованными на них персонажами.

По цели создания мультфильмы бывают:

Развивающие

Обучающие

Воспитательные

Познавательные

Развлекательные

По производству:

Российские

Японские

Французские

Американские

Английские и другие

По продолжительности:

Короткометражные

Полнометражные

По возрастным интересам:

Детские

Взрослые

Для подростков

Практическая часть

1.Создание собственного мультфильма

Этапы работы над мультфильмом:

Идея.

Сценарий.

Создание персонажей

Создание фона

Съемка сцен

Монтаж

Озвучивание

Сохранение

Идея. На этом этапе необходимо определить, о чем будет наш мультфильм. Можно попробовать ответить себе на вопросы: «Что мы хотим сказать с помощью мультфильма и кому? Зачем мы делаем этот мультфильм (какую реакцию ожидаем от зрителей)?»

После идеи начинаем работать над сценарием и раскадровкой.

Сценарий – часть работы, в которой мы представляем себе ход мультфильма. Сценарий – текст с описанием сцен, мест действия, характеров героев, диалогов.

При создании фона необходимо внимательно отнестись к цвету, фон не должен перевешивать внимание на себя, прежде всего, важен персонаж. Пространство фона должно быть таким, чтобы персонаж чувствовал себя там достаточно гармонично.

Техника покадровой съемки отличается тем, что фотоаппарат устанавливается на штативе в привычном положении (как при обыкновенной съемке с рук). Важно, чтобы при съемке фотоаппарат на штативе не двигался. Можно приклеить штатив скотчем.

При съемке важно внимательно относиться к фону и свету. Следить за тем, чтобы не было сильных теней, лишних деталей в кадре. Фон необходимо также закрепить скотчем и на нем расположить персонаж. Теперь нужно фотографировать каждое положение (движение) героев, поэтапно. Чем меньше движение и больше кадров при съемке, тем плавнее и медленнее движение в результате. Обычно в мультипликации используется 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое). (3, 20)

Анализируя ресурсы сети Интернет, я нашел множество названий специальных программ, которые, по словам пользователей Интернета, позволяют создавать мультфильмы. Но все они сложны и требуют специальных навыков работы. И пока у меня не много опыта в создании мультфильмов, я выбрал программу «Киностудия Windows Live», так как она самая простая из видеоредакторов.

Необходимо собрать фотографии друг за другом и задать им единую временную шкалу, например: 0,12 секунды (средняя скорость движения). Время может меняться в зависимости от идеи. Например, если мы хотим сосредоточить внимание на каком-то объекте, время можно увеличить. (3, 27)

При работе с пластилином возможно создание так называемых «превращений» одних персонажей в другие (примером может служить известный мультфильм А.Татарского «Пластилиновая ворона»). (2, 42)

Когда герои  приготовлены, декорации нарисованы, цифровой фотоаппарат заряжен, начинается долгий, трудоёмкий, но очень интересный процесс съемки. Полученные снимки обрабатываются на компьютере с помощью специальной программы, где смена кадров происходит с определенной скоростью. Нужно подбирать музыкальное сопровождение, оформить титры. И вот ваш собственный мультфильм готов!

Для желающих попробовать себя в роли создателя мультфильмов я разработал Памятку Этапы создания мультфильмов (Приложение № 1)

Дальше я перешёл к съёмке своих мультфильмов. Эта работа включала в себя выполнение необходимых заготовок, съемку и монтаж.

Мне понадобились цифровой фотоаппарат, штатив, лампа для освещения, компьютер.

Опыт № 1 «Капля».

Первая анимация, нарисована красками на бумаге.  Сюжет заключается в показе процесса падения капли с листочка цветка. Для того чтобы сделать такой мультфильм, нужен фотоаппарат, альбом для рисования, краски, кисточки. Все изменения сюжета прорисовываются (даже очень мелкие, на первый взгляд незаметные). Затем каждый рисунок фотографируется. Фотоаппарат надо прочно закрепить на штативе или стуле, чтобы все кадры получались совершенно одинаковыми. А потом из полученных кадров собираем анимацию в компьютерной программе. (Приложение № 4)


Вывод: интересно, но требуется долгая подготовка.

Опыт № 2 «Легофильм»

Я узнал, что даже прославленные анимационные компании выпускают мультфильмы, героями которых являются человечки из Легоконструктора и решил попробовать создать такой фильм путем перестановки персонажей и покадровой съёмки. (Приложение № 4)

Вывод: интересно, но довольно просто.

Опыт № 3 «В цирке»

С самого раннего детства я коллекционировал игрушки из киндер-сюрприза, и решил попробовать снять их в своем мультфильме «В цирке».

Я сделал арену, занавес, организовал освещение, придумал сюжет и приступил к работе.

Фотографировать каждое движение героев нужно поэтапно. Чем меньше движение и больше кадров при съемке, тем плавнее и медленнее движение в фильме. Собрал кадры в фильм и наложил музыку. Вот что у меня вышло:

Вывод: очень интересно, можно и играть и снимать. (Приложение № 4)

Во всех отснятых случаях, обрабатывали полученные снимки, наложили на кадры музыку на компьютере с помощью специальной программы «Киностудия Windows Live».

Заключение

Да… нелегкая эта работа — снимать мультфильмы! На съёмку минутного мультфильма требуется примерно 200 кадров. Ведь для того, чтобы движение персонажа казалось плавным, требуется очень быстрая их смена – 24 кадра в секунду!

Свои мультфильмы я показал одноклассникам, им очень понравилось и многие захотели научиться создавать свои мультфильмы. По результатам анкетирования – особенно у меня удался мультфильм «Капля», сделанный в технике прорисовывания персонажей, но лично мне понравилось создавать мультфильм «В цирке» с помощью моей коллекции.

В процессе работы я понял, что гипотеза моя не подтвердилась. Смотреть мультики - это весело, интересно и легко, а сделать - не просто. Теперь я знаю точно, что такое мультфильм! Мультфильм – это кропотливый труд многих людей, творчество, время и очень интересное занятие!

Мультипликация –  это особый вид киноискусства, создаваемый специалистами, которые используют для создания персонажей различные материалы и  техники,  а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

Теперь просматривая даже короткий мультфильм, я понимаю, что там была сделана большая работа целой командой людей.

В будущем я хотел бы продолжить исследование технологий создания мультипликационных фильмов, например, овладеть компьютерной 3-D мультипликацией и, возможно, создать мультфильм.

Список литературы

Асенин С.  Волшебники экрана  - М., «Искусство», 1974. – 145с.

Гамбург Е., Пекарь В.. Художники ожившего рисунка, Союз кинематографистов СССР, 1984 г.

Саймон М. Как создать собственный мультфильм – НТ Пресс, 2006.- 337с.

Е. Я. Сивоконь «Если вы любите мультипликацию»:
http://esivokon.narod.ru/glava01.html

http://risfilm.narod.ru/ И.Вано «Рисованный фильм» (книга в Интернете):

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультипликация

Приложение № 1

Памятка

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА

1. Выбор сюжета для съемки

- выбрать сказку для съемки мультфильма

2. Изготовление заставки

- вылепить буквы из жгутиков пластилина;

- украсить фон заставки

3. Создание главных героев

- слепить из пластилина деда, бабку, внучку, ёжика

4. Изготовление фона

- заштриховать фон цветными мелками;

- вылепить из пластилина декорации: домик, яблоньки, забор, скамейку, подсолнух, грядку с овощами;

- изготовить из бумаги берёзки

5. Установка оборудования и фона

- закрепить задний фон и установить декорации;

- установить фотоаппарат и закрепить в одном положении

6. Создание фотоснимков для заставки мультфильма

- выложить поочередно цветочки и сфотографировать;

-выложить поочередно буквы и сфотографировать

7. Создание фотоснимков для мультфильма

- сфотографировать каждое движение героев мультфильма

8. Озвучивание мультфильма

- записать текста сказки в программе для записи голоса в Windows;

- выбрать музыкальный файл в формате МР3;

9. Монтаж мультфильма (делают взрослые)

- смонтировать кадры так, чтобы получились движения героев под уже "наложенный" текст;

- задать скорость показа каждого кадра.

- "наложить" музыкальный файл и текстовый файл на звуковую дорожку в программе видеоредактора Movie Maker.

10. Создание титров (делают взрослые)

- написать в программе видеоредактора в закладке титры нужный текст.

- поставить его в конец ленты видеоролика.

Приложение № 2

Анкета для обучающихся 5-7 классов

Любите ли вы смотреть мультфильмы?

Какие мультфильмы Вам нравятся больше всего (рисованные, кукольные, пластилиновые, флеш и др.)?

Какие мультфильмы вам нравятся больше всего отечественные или зарубежные?

Назовите самый любимый отечественный мультфильм и его героя?

Назовите самый любимый зарубежный мультфильм и его героя?

Знаете ли вы историю мультипликации?

Какие мультипликационные студии вы знаете?

Назовите известных вам мультипликаторов?

Знаете ли вы принципы, лежащие в основе создания мультфильмов?

Умеете ли вы создавать собственные мультфильмы?

Какие прикладные программы нужны вам для создания вашего собственного мультфильма?

Хотели бы вы научиться создавать свои мультфильмы?

Приложение № 3

Результаты анкетирования

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Диаграмма 8

Диаграмма 9

Приложение № 4

Диск с созданными мультфильмами

Просмотров работы: 20