Введение
Современный мир переполнен информацией. Человек с раннего детства погружен в информационную среду посредством сети Интернет, современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Все это стало неотъемлемой частью повседневной жизни, позволяющей оперативно, через информационные каналы, получить справочную, научную или развлекательную информацию.
Информация стала одной из основных составляющих жизненной среды, также как интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни не только специалиста, но и обычного человека. Все большее значение приобретает для современного человека информационная культура, а именно проблема грамотного и оперативного поиска и обработки информации становится все более актуальной. Информационная среда дает человеку возможность не только получить необходимую информацию, а умение ее обработать и почерпнуть из информации сведения, которые в последствии станут знаниями.
Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Что бы человек ни делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает, он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию.
Одной из важнейших проблем человечества является лавинообразный поток информации в любой сфере его жизнедеятельности. Увеличение информации и растущий спрос на неё обусловили появление отрасли, связанной с автоматизацией обработки информации – информатики.
Актуальность темы значима, так как информация в современном обществе – одна из самых ценных вещей в жизни, и мы должны уметь правильно обрабатывать полученные данные.
Объектом изучения в проектной работе является проблема обработки информации в современном обществе.
Предметом изученияявляется трудности, связанные с обработкой больших объёмов информации.
Цель работы – изучение темы «Проблемы обработки информации в современном обществе».
Задачи исследования:
- изучить различные определения понятия информации.
- изучить различные виды информации.
- изучить свойства информации.
- изучить проблемы обработки информации и найти пути их решения.
Рис 1. Обработка информации в разные периоды развития общества.
1. Понятие информации
Слово «информация» латинское. За долгую жизнь его значение претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом «информация» подразумевали: «представление», «понятие», затем – «сведения», «передача сообщений».
В последние годы ученые решили, что обычное (всеми принятое) значение слова “информация” слишком эластично, расплывчато, и дали ему такое значение: “мера определенности в сообщении”.
Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение связывают с работой Клода Шеннона “Математическая теория связи”, изданной в 1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам. Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики информации. А для того времени основной задачей теории информации являлось, прежде всего, повышение эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи в том, что конструктору и инженеру недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. С этих точек зрения система может быть самой совершенной и экономичной. Но важно еще при создании передающих систем обратить внимание на то, какое количество информации пройдет через эту передающую систему. Ведь информацию можно измерить количественно, подсчитать.
Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных исхода, содержит одну единицу информации, называемую битом. Выбор единицы информации не случаен. Он связан с наиболее распространенным двоичным способом ее кодирования при передаче и обработке.
Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит за единицу времени.
1.1 Классификация информации
По способам восприятия:
· Визуальная,
· Аудиальная,
· Тактильная,
· Обонятельная,
· Вкусовая.
По форме представления:
· Текстовая
· Числовая
· Графическая
· Музыкальная
· Комбинированная.
По общественному значению:
- Массовая
- Обыденная
- Общественно-политическая
- Эстетическая
-Специальная
- научная
- производственная
- техническая
- управленческая
· Личная
- знания
- умения
- навыки
- интуиция.
Виды информации по способу восприятия
У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% -- при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
1.2 Свойства информации
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения. Рассмотрим свойства информации, т. е. ее качественные признаки.
1. Объективность информации
Информация - это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
2. Достоверность информации
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
преднамеренное искажение (дезинформация);
искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
3. Полнота информации
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
4. Актуальность (своевременность) информации
Актуальность - важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной.
5. Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация - достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
2. История обработки информации
2.1 Обработка информации
По определению профессора Буаде под информацией (лат information - разъяснение, изложение, осведомленность) подразумевается «все то, что уменьшает степень неопределенности нашего знания о данном предмете». Таким образом, эта мера определяет полезность, ценность переданных сведений для конкретного получателя. Иначе говоря, если в полученных сведениях ничего нового для нас нет, то количество полученной информации будет равно нулю. Поэтому более общим является понятие «данные» - любые сведения без оценки их значимости для потребителя.
До второй половины 19 века основу информационных технологий составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Передача информации осуществлялась через посредников, почтальонов, курьеров. Такая связь была очень ненадёжной, зависела от множества посторонних факторов, таких как погода, здоровье курьера, даже его настроение. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой, каждое письмо копировалось отдельно вручную, помимо счетов, суммируемых так же вручную, не было другой информации для принятия решений.
Р ис.2. Решение информационных задач.
На смену «ручной» информационной технологии в конце 19 века пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты - все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу «механическая» технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.
40 - 60-е гг. 20 века характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов.
Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило смесить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования «электронной», или «компьютерной» технологии. Как известно информационная технология управления должна содержать как минимум 3 важнейших компонента обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в «вязкой» среде - бумажном «море» документов, которое становится с каждым годом все более необъятным. (См. Рис.3.)
Рис.3. Схема обработки информации.
2.2 Современные системы обработки информации
В современных системах обработки информации используются цифровые технологии, исключающие бумажный носитель и осуществляющие обмен данными по сети между АРМ технологии предполагают также объединение совместных усилий группы сотрудников над решением какой-либо задачи (т.е. организацию в сети рабочей группы), обмен мнениями в ходе обсуждения в сети какого-либо вопроса в режиме реального времени (телеконференция), оперативный обмен материалами через электронную почту, электронные доски объявлений и т.п. Для подобных систем, охватывающих работу предприятия в целом, получил распространение термин «корпоративные системы управления бизнес-процессами».
Для подобных систем характерно использование технологии «клиент-сервер», в том числе и подключение удаленных пользователей через глобальную сеть Internet. He редкость, когда система объединяет в общее информационное пространство более чем 40 тысяч пользователей, размещающихся по разным странам и континентам.
2.3 Проблемы, связанные с обработкой информации
Одна из распространённых опасностей: приписывание мнимого могущества компьютеру. Персональный компьютер, каким бы дорогим и производительным он не был, это всего лишь счетная машина, которая не в состоянии решить наши сложные экономические проблемы, если мы сами не в состоянии правильно сформулировать задачу.
Большое значение имеют также социально-психологические проблемы, возникающие в коллективе при внедрении компьютерной техники, что вызывает, как правило, сокращение числа сотрудников, улучшение контроля за деятельностью остальных сотрудников и т.п.
Рис.4. Обработка информации в современном мире.
Компьютеризация существенно изменяет технологию бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например журналами учета. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера невозможно.
Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля.
3. Обработка текстовой информации в автоматизированных системах
Большинство документов, предназначенных к печати на бумаге, а также многие электронные документы являются текстовыми, т.е. представляют собой блоки текста, состоящие из обычных слов, Набранных обычными символами (буквами, цифрами, знаками препинания и др.). При работе с текстовыми документами компьютер превращается в подобие очень мощной и «интеллектуальной»пишущей машинки.
При подготовке текстовых документов на компьютере используются три основные группы операций: ввода, редактирование и форматирование. Операции ввода позволяют перевести исходный текст из его внешней формы в электронный вид, то есть в файл, хранящийся на компьютере. Под вводом не обязательно понимается машинописный набор с помощью клавиатуры. Существуют аппаратные средства, позволяющие выполнять ввод текста путем сканирования бумажного оригинала, и программы распознавания образов для перевода документа из формата графического изображения в текстовый формат.
Операции редактирования (правки) позволяют изменить уже существующий электронный документ путем добавления или удаления его фрагментов, перестановки частей документа, слияния нескольких файлов в один или, наоборот, разбиения единого документа на несколько более мелких. Ввод и редактирование при работе над текстом часто выполняют параллельно.
При вводе и редактировании формируется содержание текстового документа. Оформление документа задают операциями форматирования. Команды форматирования позволяют точно определить, как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере.
4. Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Все электронные текстовые документы требуют ввода и, обычно, редактирования, но форматирование документа не всегда является обязательным. Более того, форматирование текстового документа в некоторых случаях вредит делу, поскольку информация о форматировании заносится в текст в виде невидимых кодов. Наличие подобных кодов может мешать определенным программам, работать с текстами. Так, например, текстовой редактор Блокнот не способен отразить на экране текстовой файл, созданный в текстовом процессоре WordPad, хотя обе программы принадлежат к одной группе стандартных программ и обе предназначены для работы с текстами.
Таким образом, имеются различные программы: одни из них используются только для ввода и редактирования текста, а другие позволяют также его форматировать. Первые программы называют текстовыми редакторами, а вторые - текстовыми процессорами.
Все текстовые редакторы сохраняют в файле «чистый» текст и благодаря этому совместимы друг с другом. Различные текстовые процессоры записывают в файл информацию о форматировании по - разному и по этому несовместимы друг с другом. Однако во многих текстовых процессорах есть возможность преобразования текста из одного формата в другой.
Заключение
Информатика - наука о законах и методах накопления, обработки и передачи информации. В наиболее общем виде понятие информации можно выразить так: Информация - это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Сами по себе речь, текст, цифры - не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире.
Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема обработки информации актуальна сегодня не только в современной науке, но и в обычной жизни. А быстрый рост и динамичное развитие информационных ресурсов, представленных, прежде всего в сети Интернет, обязывает каждого пользователя владеть навыками поиска и обработки информации, уметь быстро и четко формулировать запросы. Все это помогает не только экономить время, но и дает возможность получать актуальную и достоверную информацию.
Лично мы хотим посоветовать всем, кто занимается научными исследованиями, будь то студент 1 курса или аспирант, ознакомиться с правилами работы с первоисточниками и создать для работы с информацией «копилку» ссылок на нужные ресурсы.
Список использованных источников
1. Бирюков А.А. «Информационная безопасность: защита и нападение»
2. Богатырев Р.В. На заре компьютеров.// Мир ПК. 2004. - №4
3. Ермолаева В. В., Пикина Е. Е. Влияние информационных технологий на жизнь человека
Журнал “Технологии и наука”, декабрь 2013 г.
4. Зуев К.А. Компьютер и общество.– Москва.: Издательство политической литературы, 1990г.
5. Нестеров С.А. «Основы информационной безопасности»
6. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. – Москва.: Издательство «Советская энциклопедия», 1971г.
7. Фигурная В.С. Из истории компьютеров.// Мир ПК. 2005. - №1
8. https://yandex.ua/images/