Классификация данных в цифровом портфолио

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Классификация данных в цифровом портфолио

Ведерников С.М. 1
1МБОУ г. Иркутска гимназия №3
Павловская Т.А. 1
1МБОУ г.Иркутска гимназия №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 

Введение

На сегодняшний день во многих школах ведение портфолио сводится к ведению подшивки бумажных копий различных документов. Бумажное портфолио не позволяет оперативно выполнить анализ результатов ученика. В бумажном портфолио грамоты могут потеряться, быть испорчены при хранении. Слова министра просвещения РФ Кравцов С.С. «Все достижения школьников будут собраны в электронном портфолио» подтверждают актуальность выбранной нами темы. Для хранения данных в цифровом портфолио и возможностью дальнейшего выполнения анализа достижений, собранных в цифровом портфолио, данные необходимо систематизировать. Одним из методов систематизации данных является классификация.

Цель: Определить возможность применения классификации данных при создании портфолио школьника в цифровом формате.

Гипотеза: предположим, что классификация позволит оперативно и точно оценить достижения ученика на основании данных цифрового портфолио.

Задачи:

1. Проанализировать информационные источники по исследуемой теме.

2. Выяснить назначение портфолио и ознакомиться с понятием цифровизации, ее назначением.

3 Изучить понятие классификации данных и ее видов.

4. Предложить в виде файла классификацию данных в цифровом портфолио для возможности оценки достижений ученика, активности класса и параллели.

Методы исследования: изучение литературных источников,анализ, классификация, опытно-экспериментальный.

I. Портфолио, цифровизация, классификация

При ведении портфолио ученика в бумажном виде вызывает сложность подготовка данных о результатах ученика за определенный период. Для этого приходится выполнять выборку бумажных документов по запрашиваемым критериям (временной период, по виду деятельности и др.), подготавливать перечень документов. Цифровизация предназначена для быстрого выполнения анализа данных, представленных в электронном виде и подготовке запрашиваемых данных.

Портфолио школьника, его виды.

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах 20 века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии.  В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.

Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов [1].

В настоящее время не во всех образовательных учреждениях используют портфолио для анализа достижений ученика. В ряде периодических изданий и методических разработок можно найти описание различных видов и типов портфолио учащихся. Мы выбрали виды портфолио, которые применительны к ученикам школы:

портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Позволяет выполнить как качественную, так и количественную оценку материалов портфолио.

портфолио работ - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам [6].

Таким образом, нами рассмотрены виды портфолио ученика: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. Проанализированы их преимущества и ограничения. Данные виды портфолио не заменяют друг друга, а дополняют.

1.2 Цифровизация в современном обществе

Цифровизация - это внедрение современных технологий в различные сферы жизни и производства. Цифровые технологии окружают людей со всех сторон: они есть в каждом современном доме, учреждении, на предприятиях, заводах, в больницах, школах, университетах. Они используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, при машинном обучении, в робототехнике, для 3D-печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований, сельского хозяйства.

Одной из задач цифровизации является анализ доступной информации. Любая цифровизация начинается с открытия и сбора данных. Для того, чтобы система работала четко, необходимо собрать как можно больше информации. Специальная программа анализирует полученные данные и выдает оптимальный результат. Для целей анализа одним из средств являются информационные технологии [4].

Для получения достоверного анализа имеющейся информации данные в информационной системе необходимо классифицировать. В том числе для анализа данных портфолио необходимо использовать классификацию.

1.3 Классификация, ее виды

Классификация — это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.

Объект классификации – элемент классифицируемого множества.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта классификации, полученное в результате классификации.

Классификационная группировка – подмножество объектов классификации, полученное в результате классификации.

Существует два метода классификации:

иерархический метод классиифкации — это метод классификации, при котором заданное множество объектов классификации последовательно делится на подчиненные подмножества.

фасетный метод классификации — это метод классификации, при котором заданное множество объектов классификации делится на независимые подмножества по различным признакам классификации [2].

Иерархическая классификация позволяет классифицировать объекты по одному признаку, а фасетная классификация – по нескольким признакам одновременно.

Таким образом, мы проанализировали информационные источники по исследуемой теме, выяснили назначение портфолио и ознакомились с понятием цифровизации, ее назначением. Изучили понятие классификации данных, ее видов.

II Классификация данных в цифровом портфолио

Объектом цифровизации в нашей работе является портфолио ученика 5 класса. В своей работе мы решили рассмотреть классификацию данных с целью оценки результатов в цифровом портфолио.

Объектом классификации в нашей работе являются наградные документы, включаемые в портфолио документов. Наградные документы можно анализировать по разным видам свойств: вид документа, по какому виду деятельности получен документ и т.д. Так как объект классификации обладает разными свойствами мы выбрали фасетную классификацию.

2.1 Фасетная классификация данных в цифровом портфолио ученика

Цель: Предложить классификацию наградных документов для своего цифрового портфолио для анализа своих достижений

Ход работы: Для выполнения фасетной классификации наградных документов были выделены признаки (фасеты), по которым будет выполняться классификация данных в цифровом портфолио документов: вид документа, класс, уровень документа, категория, вид деятельности, вид мероприятия, вид участия.

Далее для каждого признака определены значения:

1. признак № 1 — вид документа:

Значения — грамота, диплом, сертификат;

2. признак № 2 — класс

Значения — 1, 2, 3, 4, 5

3. признак № 3 — уровень документа:

Значения — школьный, окружной, городской, региональный, межрегиональный, всероссийский, международный.

4. признак № 4 - категория:

Значения — 1 место, 2 место, 3 место, 1 степень, 2 степень, 3 степень, участник, лауреат, дипломант;

5. признак № 5 — вид деятельности:

Значения (в моем случае) — робототехника, технология, спорт, творчество, математика, литература, шахматы.

У каждого ученика может быть свой набор значений по данному признаку.

6. признак № 6 — вид мероприятия:

Значения — конференция, конкурс, олимпиада.

7. признак № 7 — вид участия:

Значения — очный, заочный, дистанционный, видеоформат.

Вывод: Предложенная фасетная классификация наградных документов моего портфолио документов позволит выполнить анализ моей деятельности и достигнутых результатов.

2.2 Использование программы Excel для классификации наградных документов портфолио ученика.

Цель: Продемонстрировать в электронном виде возможности использования классификации наградных документов из портфолио ученика для анализа его деятельности и достигнутых результатов.

Ход работы: Для выполнения классификации данных в электронном виде был выбран из известных мне, ученику 5 класса, программных продуктов: программный продукт Excel. Данный программный продукт позволяет выполнять сортировку, настраивать фильтры, строить диаграммы.

Далее была создана таблица в программном комплексе Excel с применением выделенных признаков.

Далее я внес в таблицу в программном комплексе Excel данные о наградных документах из своего портфолио с 1 класса по настоящее время. Пример классификации наградных документов моего портфолио приведен в Приложении 1.

По результатам выполненной классификации данных и используя функциональность фильтров программы Excel я смог получить о себе следующую информацию: о количество мероприятий, в которых я принял участие за каждый год и с 1 по 4 класс вместе; о количестве призовых мест; о видах деятельности, в которых я наиболее активен.

Используя функциональность диаграммы программы Excel я смог проанализировать данные о моей активности. Пример диаграммы приведен на рис.3

Рисунок 1. Диаграмма активности по признаку 2

Анализируя диаграмму моей активности можно сделать вывод, что активность моего участия в мероприятиях снизилась после 2 класса.

Вывод: На основе классифицируемых данных о наградных документах из портфолио мы смогли выполнить анализ моих достижений. Данную классификацию наградных документов можно выполнять для всего класса, параллели классов и получать данные о видах деятельности, которыми увлекаются ученики класса и соответствующих результатах по их увлечениям.

2.3 Классификация данных для портфолио класса МБОУ г.Иркутска гимназии №3.

Цель: Предложить классификацию данных для портфолио класса.

Ход работы:

Для создания портфолио класса были определены объекты классификации: наградные документы учеников класса, наградные документы класса.

При классификации наградных документов в портфолио класса следует учитывать участие классов в мероприятиях, являющихся традициями гимназии. Основной целью данных мероприятий является развитие у обучающихся общих эстетических начал, а также воспитание посредством различных видов искусств и выявление наиболее одаренных детей в том или ином направлении искусства.

Для классификации наградных документов учеников класса можно использовать фасетную классификацию, предложенную в п.2.1 для классификации наградных документов портфолио ученика. Для классификации наградных документов относительно традиций гимназии необходимо к выделенным признакам в п.2.1 добавить:

1) признак №8 – традиция гимназии. Значениями данного признака являются наименования традиций гимназии, в которых могут принять участие ученики 5 класса [3].

2) признак № 9 (для наградных документов внешкольного уровня) – за гимназию №3. Значениями данного признака является: «да» - если участие от гимназии №3, «нет» - если участие не от гимназии №3.

Далее была создана таблица в программном комплексе Excel с применением выделенных признаков. Пример фасетной классификации наградных документов учеников класса в портфолио класса приведен в Приложении 3.

Для фасетной классификации наградных документов класса выделили следующие признаки: вид документа, класс, традиция гимназии, категория.

Используя значения данных признаков при создании портфолио ученика была создана таблица на отдельном листе файла формата Excel с применением выделенных признаков. Пример фасетной классификации наградных документов класса в портфолио класса приведен в Приложении 4.

Вывод: Предложенная классификация наградных документов классов, учеников классов позволяет выполнить анализ активности учеников классных коллективов, в том числе в мероприятиях, являющихся традициями гимназии №3. Так же по результатам предложенной классификации можно проанализировать виды деятельности, которыми увлекаются ученики каждого класса. Данные предложенной классификации портфолио класса можно использовать для проведения рейтинга активности классных коллективов на параллели 5 классов гимназии №3.

2.4 Классификация данных для портфолио педагога.

Цель: Предложить классификацию данных для портфолио педагога.

Ход работы:

Для создания портфолио педагога определили объекты классификации: наградные документы учеников, наградные документы класса, наградные документы педагога.

Для создания портфолио педагога можно использовать рассмотренную в п.2.1 классификацию наградных документов. Пример фасетной классификации наградных документов из портфолио педагога приведен в Приложении 5.

Вывод: Предложенная классификация наградных документов учеников позволяет выполнить классификацию наградных документов педагога. Так же по результатам предложенной классификации можно проанализировать результаты деятельности педагога.

Выводы

В нашей работе мы должны были определить возможность классификации данных в цифровом портфолио для анализа деятельности ученика на основании данных цифрового портфолио.

Нами были изучены информационные источники по исследуемой теме. По результатам изучение мы ознакомились с видами портфолио, понятием цифровизации, классификации, видами классификации.

Нами была предложена классификация данных в цифровом портфолио наградных документов ученика. Предложенная классификация данных в электронном виде позволяет сделать выводы об ученике:

1) об уровне активности участия ученика в мероприятиях (за год, за несколько лет);

2) о достигнутых результатах (за год, за несколько лет);

3) о видах деятельности, в которых принимает участие ученик и более активен;

4) о степени активности ученика в каждом учебном году.

Далее была предложена классификация данных в цифровом портфолио класса. Предложенная классификация данных в электронном виде позволяет сделать выводы о классе:

об уровне активности учеников класса в мероприятиях, относящихся к традициям гимназии.

об уровне активности учеников представляя гимназию в мероприятиях, проводимых за ее пределами;

об уровне социальной ответственности учеников через мероприятия благотворительной направленности.

Далее была предложена классификация данных для цифрового портфолио педагога. Предложенная классификация данных в электронном виде позволяет сделать выводы о результатах деятельности педагога.

Таким образом, по результатам проделанной работы мы получили подтверждения нашей гипотезы, что классификация данных позволяет оперативно и точно оценить достижения ученика на основании данных цифрового портфолио.

Рекомендации: Далее мы планируем заняться вопросами структуризации данных в портфолио:

1) определить структуру портфолио;

2) выбрать программный продукт, который позволит вести в электронном виде структуру портфолио и использовать полученный результат по данной работе;

3) обеспечить электронное размещение наградных документов в структуре портфолио;

4) реализовать структуру портфолио в электронном виде;

5) в будущем создать свой программный продукт для ведения своего портфолио.

Литература

1. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. - 2005. - №9. - С. 45-49.

2. ПР 50.1.024-2005  Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов. - Москва: Стандартинформ, 2006-20 с. 

3. Наши традиции //- URL:http://gymn3.irkutsk.ru/index/0-7

4. Цифровое производство. Управление производством. Выпуск 1. Апрель 2017. Электронный журнал. - URL:https://up-pro.ru

5. Цифровые технологии в образовании // Стандарты и качество. – 2018. - №5. – С.23-25.

6. Цифровой портфолио обучающегося на ступени начального общего образования–Текст электронный //- Инфоурок: образователньый портал. - URL:https://infourok.ru/statya-na-temu-portfolio-uchenika

Приложения

Приложение 1

Пример классификации наградных документов портфолио ученика с применением программы Excel

Приложение 2

Пример классификации наградных документов учеников в портфолио класса с применением программы Excel

Приложения 3

Пример классификации наградных документов класса в портфолио класса с применением программы Excel

Приложения 4

Пример классификации наградных документов в портфолио педагога с применением программы Excel

Просмотров работы: 47