ГРАФИЧЕСКИЙ КОМИКС И ПЛАКАТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГРАФИЧЕСКИЙ КОМИКС И ПЛАКАТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ»

Костюков Н.А. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Шебанов Я.О. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

История моей работы началась в октябре 2020 года, когда я познакомился с книгой «Написанное остается» Д.Пэтчина. Кроме того, у нас в школе периодически проходят уроки, посвященные тому, как защитить себя и свои персональные данные в интернете. Но такие уроки проходят только раз в год, а помнить о защите персональных данных и о том, как вести себя в интернете, нужно всегда, т.к. школьники являются одно из самых частых мишеней мошенников. С этой целью, я решил создать для себя и одноклассников комикс по информационной безопасности, а не его основе комикс, который было бы интересно читать.

Целью данной работы было создание графического комикса с правилами безопасности при пользовании школьниками интернета и дальнейшее его распространение среди учеников школы для дальнейшего использования. Материалы данной работы могут использоваться в курсе информатики как начальной, так и средней школы, при изучении раздела информационной безопасности, а также в курсе ОБЖ и во внеурочной деятельности.

В ходе работы над проектом я узнал много новой и интересной информации, и захотел поделиться ею с одноклассниками, учениками, учителями и родителями. Эта работа позволила мне выйти за пределы материала, изучаемого на уроках «Информатики и ИКТ», т.к. там мы проходим лишь основные правила по защите персональных данных. Также я узнал много новых видов мошенничества, появляющихся каждый год, о чем также могу рассказать одноклассникам и другим ученикам.

Работа над проектом проводилась поэтапно в соответствии с планом, с 20 ноября 2020 по 5 марта 2021 года.

При работе над проектом: подробно изучены различные источники информации, создан сначала эскиз, затем шаблоны для комикса, в соответствии с которыми был оформлен итоговый материал, а также планируются к проведению занятия по информационной безопасности.

Текст работы содержит теоретический материал по теме «Информационная безопасность», полное описание работы над проектом и создание графического комикса, а также обучающих занятий для начальной школы.

Постановка проблемы.

Повышение уровня знаний учеников о защите персональных данных и поведении в интернете для собственной информационной безопасности.

Цель: - создание комикса и плаката по информационной безопасности в сети Интернет в школе.

Задачи:

Изучение правил информационной безопасности в Интернете;

Проведение опроса. Выявление уровня осведомленности школьников об информационной безопасности;

Анализ итогов опроса. Определение наиболее распространенных проблем информационной безопасности в Интернете в школе;

Разработка макета комикса и плаката;

Создание комикса и плаката по информационной безопасности;

Корректировка текста и изображений комикса и плаката;

Презентация работы, сдача проекта.

Актуальность работы:

Актуальность работы заключается в популяризации важных сегодня сведений об информационной безопасности среди широкого круга учащихся и не только.

Новизна заключается в том, что на сегодняшний день нет такой памятки, которая бы освещала абсолютно все правила поведения в интернете для защиты персональных данных, и которую было бы интересно читать школьникам. В большинстве случаев это большие сайты с кучей лишней или неактуальной информацией. Созданный мной проект может быть размещен в каждом кабинете школы, чтобы ученики всегда могли к нему обратиться, а также на его основе можно чаще проводить уроки, посвященные этой теме.

Заказчик (потребитель) продукта: Плакат и комиксы размещены в школьном музее «Физическая среда», а также в классном кабинете каждого класса в начальной школе, и могут использоваться на уроках информатики, ОБЖ в начальной и средней школе, а также во внеурочной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический раздел.

Информационная безопасность школьника – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией или её распространением вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Помимо информационной безопасности необходимо также обеспечивать и защиту персональных данных школьников.

Персональные данные – это набор данных, позволяющих идентифицировать тебя среди других.

В том числе:

фамилия, имя, отчество;

дата рождения;

адрес местожительства;

паспортные данные

социальное, имущественное, семейное положение;

сведения об образовании;

фотографии;

другая личная информация.

Есть огромное число правил, соблюдение которых позволяет защищать свои персональные данные, но среди них можно выделить следующие самые важные:

Нельзя говорить чужим людям пароли;

Не заходить на незнакомые сайты;

Не вводить данные карт на незнакомых или подозрительных сайтах;

Не переходить по подозрительным ссылкам;

Не открывать письма и сообщения от незнакомых людей, сразу удалять их;

Не рассказывать о себе незнакомым или малознакомым людям;

Установить и вовремя обновлять антивирусные программы.

Принимая во внимание, что материал рассчитан как на учеников средней школы, так и начальной, я решил сделать памятку по информационной безопасности в графическом формате – комиксе, где каждое правило сопровождалось бы специальной картинкой (Приложение 1).

2. Практический раздел

Для работы над проектом был составлен план.

На первом этапе я собрал необходимые сведения о том, что такое информационная безопасность, и почему важно рассказывать о ней в школе. В работе мне помогали мои родители. Работая над проектом, даже они открывали для себя что-то новое о видах угроз информационной безопасности, которые могут быть, и о том, как от них уберечься.

Собрав все необходимые сведения об информационной безопасности и защите персональных данных, я решил провести в школе по этой теме опрос, т.к. хотел, чтобы моя работа была полезной и актуальной в моей школе. Целевой аудиторией стали ученики школы, их родители, а также учителя (Приложение 2).

По результатам опроса я сделал следующие выводы:

у всех опрощенных есть социальные сети, и что немногие подвергались взлому своих аккаунтов (Приложение 3)

у большинства в школе уже есть банковские карты (Приложение 3)

многие сталкивались с кражей денег со своих карт, или слышали о подобном от родных, друзей, знакомых (Приложение 3)

самым распространёнными проблемами являются спам, мошеннические смс-рассылки, списание денег с карты (Приложение 3)

участникам опроса было предложено указать, какие из перечисленных методов защиты они используют Опрос показал, что большинство пользуются хотя бы одним видом защиты (Приложение 3)

большинство участников проголосовало за то, что использовать различные методы защиты персональных данных необходимо и правильно (Приложение 3)

большинство участников никогда, к счастью, не сталкивались с заражением устройств вирусами (Приложение 3)

большинство участников хотели бы больше узнать о защите персональных данных, что делает мою работу актуальной. (Приложение 3)

Затем я приступил к работе над плакатом и комиксом. В качестве инструментов для работы были выбраны две программы: Microsoft Office PowerPoint для создания комикса, и Microsoft Office Publisher для создания плаката. Результатом стал красочный иллюстрированный материал, в котором подробно разобраны правила того, как надо себя вести в интернете, чтобы защитить свои персональные данные (Приложение 1). Плакаты и комиксы были подарены каждому классу в школе, а также выставлены в школьном научном музее.

Заключение

Завершив работу над проектом я:

Подробно изучил, что такое информационная безопасность;

Изучил правила соблюдения информационной безопасности для защиты персональных данных;

Научился делать опросы с помощью программы GoogleForms;

Провел опрос и подробно изучил его итоги, а также систематизировал их;

Научился создавать интересные шаблоны в MicrosoftOfficePowerPoint, а также делать плакаты в MicrosoftOfficePublisher, и конвертировать их в PDF;

Получил навыки планирования работы;

Работал с различными источниками информации.

Результат – красочный комикс и плакат по информационной безопасности, а также реализованные занятия в начальной школе на эту тему.

Проект был выполнен в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки.

Я смог почувствовать себя популяризатором науки, ведь важно не только знать самому, но и поделиться этим знанием с другими. Особенно это важно в моем проекте, т.к. в современном мире актуально знать, как защитить свои данные в интернете. Разработанный материал после соответствующих дополнений может быть использован для учеников других классов, а значит, работа может быть продолжена. Кроме того, одним из продолжений планируется создание анимированного видеоролика для учеников начальной школы с целью его показа на уроках, посвященных безопасности в сети, а также подготовка и проведение этих занятий.

Список используемых источников

Д.Пэтчин, С.Хиндуя Написанное остается. - М.: Миф, 2020. - 184 с.

Детская страница портала персональные данные // Портал персональные данные от Роскомнадзора URL: http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/personalnye_dannye/pravila/ (дата обращения: 16.12.2020).

Десять правил кибербезопасности для детей, мам и пап // Яндекс Дзен URL: https://zen.yandex.ru/media/pgymnazium/10-pravil-kiberbezopasnosti-dlia-detei-mam-i-pap-5c866371bf147000b3d215d1 (дата обращения: 16.12.2020).

Правила личной кибербезопасности // Сбербанк URL: https://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/cybersecurity/cybersecurity_rules (дата обращения: 15.12.2020).

Что относится к персональным данным. Кому их можно передавать, как хранить и уничтожать // Клерк URL: https://www.klerk.ru/blogs/buhgalterskij-arhiv/508477/ (дата обращения: 16.12.2020).

Шесть простых советов по кибербезопасности для всех возрастов // Kaspersky daily URL: https://www.kaspersky.ru/blog/tips-for-kids-all-episodes/8734/ (дата обращения: 16.12.2020).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Просмотров работы: 258