Введение
Актуальность выбранной нами темы исследования продиктована условиями времени. С распространением пандемии коронавируса по всему миру студенты и школьники были вынуждены сменить привычный способ обучения на дистанционный. У последнего есть свои положительные и отрицательные стороны. Мы провели исследование среди учащихся различных школ города Тюмени с целью выяснить в ходе опроса, нужны ли физминутки в школе при очном и дистанционном формате обучения, полезны ли физминутки, будет ли интереснее учиться с физминутками и хотелось бы учащимся делать физминутки во время дистанта. Результаты оказались очень интересными. Мы рассмотрели несколько существующих способов проведения занятий на физическую активность онлайн и разработали свой проект «Физминутка на дистанте».
Цель:
Разработать проект для привлечения школьников к физической активности во время дистанционного обучения
Задачи:
узнать о дистанционном обучении в мире и в России;
определить влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся;
проанализировать распределение обучающей нагрузки на ученика: соотношение времени физической активности и времени статических умственных заданий;
узнать мнение одноклассников и других учеников города Тюмени о необходимости проведения физкультуры и разминок на дистанционном обучении;
разработать проект «Физминутка на дистанте» для выполнения физразминки во время дистанционного обучения ;
провести презентацию проекта.
Глава 1. Онлайн обучение и его особенности
Вся система образования в мире вынужденно перешла на дистанционное обучение в 2020 году. Пандемия внесла свои коррективы в привычный ритм жизни. Школьники и родители не были готовы к новому формату обучения. Сейчас все дружно находятся на стадии принятия этой новой реальности. На самом деле, дистанционное обучение явление не новое [3]. Для кого-то – это вынужденная мера (по причинам здоровья), кто-то сам принял такое решение для ребенка. Интернет платформы, обучающие сайты, ролики на ютуб каналах и пр. созданы и внедрены достаточно давно. Современные школьники периодически пользуются ими уже несколько лет. Просто повышенный спрос возник именно сейчас.
Впервые обучение на расстоянии было организовано в 1951 году в Австралии: School of the Air— своеобразная система заочного обучения. Уроки, соответствующие программе начальной и средней школы, транслировались в установленные часы по радио. Каждому ученику присваивалась своя радиоволна. [4]
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, согласно которому российские ВУЗы получили разрешение на предоставление услуг по экспериментальному дистанционному образованию (Приложение, Рисунок 1.1). Впоследствии эксперимент был продлён и действует по настоящее время.
С появлением интернет технологий все больше стран внедряют в систему образования новые форматы, в том числе и дистанционное обучение. Такой формат дает множество возможностей: рационально планировать время, получать знания в любом учебном заведении мира, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. При дистанционном обучение учащийся исключить ненужные контакты с людьми, изолируясь в своей безопасной среде. Кажется, что мы, таким образом, сохраняем свое здоровье. Однако такой формат обучения способствует развитию малоподвижного образа жизни и в целом негативно отражается на здоровье учащихся.
Длительное пребывание тела в сидячем положении оказывает негативное влияние на органы зрения [5], опорно-двигательный аппарат, мышцы и суставы человека, кроме того, происходит замедление обменных процессов в организме и тем самым снижение иммунитета, портится осанка, может появиться отложение солей и другие неприятные состояния позвоночника, апатия, раздражительность, бессонница и проблемы с пищеварением (Приложение, Рисунок 1.2).
Чтобы этого не происходило, необходимо ввести режим работы за компьютером и выполнения заданий, делать гимнастику для глаз, принимать витамины, делать зарядку по утрам, а также физкульт-минутки в течение дня, контролировать питание. Главное — не сидеть или лежать по 24 часа в сутки!
Подробное исследование проблемы малой физической активности
учеников во время онлайн обучения были рассмотрены исследовательской работе «Физминутка на дистанте: исследование проблемы малой физической активности учеников во время онлайн обучения», представленной на XII Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Российской Академии Естествознания.
Глава 2. Структура онлайн обучения для учащихся школ
С начала марта 2020 г. жизнь в большинстве стран мира была в той или иной степени подвергнута влиянию распространения пандемии коронавируса. Не исключение и наша страна. Студенты и школьники были вынуждены сменить привычный способ обучения на дистанционный.
При организации дистанционного обучения не отменяются гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности) [6]:
Общее время работы за компьютером не должно превышать нормы:
в 1–2-м классе – 20 минут,
3-4-м классе – 25 минут,
5–6-м классе – 30 минут,
7–11-м – 35 минут.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать:
для детей 6-10 лет- 15 мин;
для детей 10-13 лет – 20 мин;
старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).
Оптимальное количество занятий в течение дня:
для детей 6-10 лет– 1 занятие;
для детей 10-13 лет – 2 занятия;
старше 13 лет – 3 занятия.
К установленным требованиям СанПиН добавил рекомендация на сокращение продолжительности урока до 30 минут.
Рассмотрим структуру онлайн-обучения в период 2 четверти 2020-2021 учебного года на примере 5 класса (учащимся 10-12 лет), объем учебной нагрузки с распределением по дням недели представлен в таблице 4.1.
Из приведенного нами примера видно, что ученик 5 класса много занимался за компьютером, вместе с тем объем учебной нагрузки во время онлайн обучения соответствовал требованиям СанПиН. Однако кроме основных дистанционных уроков могли задавать электронное д/з, например выполнение заданий на сайте Учи.ру или подготовка реферата на заданную тему, и количество экранного времени увеличивалось. Таким образом, домашнее задание ученик также в большинстве случаев выполнял у монитора компьютера, что давало дополнительную статическую нагрузку. Вместе с тем, физическая активность во время обучения онлайн полностью отсутствовала.
Таблица 4.1 Структура онлайн обучения для учеников 5 класса
день недели |
Количество уроков в день, ед. |
Учебная нагрузка в день, часов |
Количество Д/З в день, часов |
Физическая активность на онлайн обучении в учебном плане, часов |
понедельник |
3 |
2 |
1.5-2 ч |
0 |
вторник |
3 |
2 |
1.5-2 ч |
0 |
среда |
3 |
2 |
1.5-2 ч |
0 |
четверг |
3 |
2 |
1.5-2 ч |
0 |
пятница |
4 |
3 |
1.5-2 ч |
0 |
суббота |
нет |
нет |
нет |
0 |
Итого в неделю: |
16 |
11 |
4.5-10 |
0 |
Конечно, если часовая нагрузка на ученика по основным предметам высокая, то на обязательные занятия физкультурой просто не остаётся учебного времени. Но ведь должен быть выход! Физкультурой надо заниматься, чтобы поддерживать свое здоровье!
Нам пришла идея – проводить на каждом дистанционном уроке небольшую пятиминутную тренировку-разминку. Мы решили узнать, будет ли интересна наша идея одноклассникам и провели тестирование. -
Глава 3.Тест «Физические упражнения на дистанционном обучении»
Мы решили узнать у наших одноклассников и ребят из других школ города Тюмени про их физическую активность на дистанционном обучении. Нам стало интересно, занимались ли они физкультурой во время дистаната, а если нет, то хотели бы? Мы задали следующие вопросы:
В каком классе ты учишься?
Был ли твой класс на дистанционном обучении в текущем учебном году (2020-2021)?
Сколько по времени продолжались твои занятия в дистанционном режиме?
Проводится ли у вас во время дистанционного обучения урок физкультуры?
Проводят ли у вас в школе на общеобразовательных предметах физминутки?
Как ты считаешь, физминутки полезны?
Проводят ли у вас на дистанционном обучении физминутки?
Если в дистанционное обучение добавить физминутки, будет ли тебе интереснее учиться?
Как часто нужно проводить физминутки на дистанционном обучении?
Хотел бы ты выполнить несколько полезных игровых упражнений вместе со своим классом дистанционно с помощью нашей программы "Физминутка на дистанте"?
В опросе поучаствовало 264 человека, результат теста представлен на Рисунках 3.1-3.2 Приложения. Это были школьники 1-11 классов. На дистанционном обучении в 2020-2021 учебном году были большинство – 79,9%. Причем, продолжительность занятий у большинства опрошенных (72%) была от 1 до 4 часов, но у некоторых и более 4 часов – 14,7%. При этом занятия физкультурой дистанционно в большинстве случаев (82% опрошенных) не проводились!
Мы также увидели, что спорт интересен большинству учащихся – 74,8%. Мы задали несколько вопросов про организацию физминуток во время уроков в обычном режиме обучения и дистанционном. На занятиях в школе физминутки проводились у большинства опрошенных – регулярно 37,5% и иногда 28,9%, дистанционно – лишь у 14,1%. На вопрос «Как ты считаешь, физминутки полезны?» большинство школьников ответили да! (79,1%) и многим хотелось бы уделять небольшим физическим упражнениям 5-10 минут на каждом дистанционном уроке: 5 минут в час – 47,8%, 10 минут в час 19,7%, 5 минут в 2 часа – 18,1%. Наша идея проводить игру «Физминутка на дистанте» оказалась интересна половине опрошенных: 47,4% ответили «да!», 52,6% - «подумаю».
Наша идея «Физминутка на дистанте» заинтересовала учащихся и мы приступили к её разработке.
Глава 4. Проект в программе Scretch «Физминутка на дистанте»
Наша идея - физминутка на дистанте!
Мы вспомнили, как интересно всем классом выполнять простые разминочные упражнения на занятиях в школе, отрываясь от учебников на небольшой перерыв. Нам очень не хватает таких пятиминуток на онлайн обучении.
Мы поразмышляли над тем, как включить физминутки в учебный процесс, чтобы было интересно, полезно и комфортно для всех – для учеников и учителя. Обязательные условия физминутки: вовлечь всех детей и иметь возможность учителю проконтролировать выполнение заданий.
4.1 Этапы создания проекта.
Суть игры: учитель проводит физминутку во время онлайн урока в течение пяти минут каждый час, ученики выполняют задачи на активность, зарабатывают баллы и результат виден учителю, чем больше баллов, тем активнее ученик. Создание игры у нас проходило в несколько этапов:
1 ЭТАП: выбор интернет-платформы
Мы решили сделать спортивную игру на платформе Scratch. Это программное обеспечение имеет два весомых преимущества:
доступно всем в интернете (https://scratch.mit.edu/),
удобно подключить несколько игроков к одному серверу,
есть возможность использовать видеокамеру для считывания движения человека возле компьютера.
2 ЭТАП: выбор задач на активность для игры.
Изначально было несколько вариантов задач на активность для получения баллов:
Ловля яблока
Приседания
Быстрое движение на камере
Развороты
Махи руками
Мы решили в первую очередь запрограммировать первую задачу на активность - ловля яблока: руками, ртом, плечами, головой.
3 ЭТАП: программирование и тестирование игры
Программу для нашей игры «Физминутка на дистанте» мы создавал, редактировали, дополняли на протяжении долгого периода: с октября 2020 года до марта 2021 года.
4 ЭТАП: презентация игры эксперту
Исправление ошибок и улучшение игры.
4.2 Создание программы в Scratch
Создание программы на платформе Scratch проходило в следующей последовательности:
Рисование. Создание графики в проекте.(Приложение. Рисунок 4.2.1)
Распределение обязанностей в игре между спрайтами (игровыми персонажами)
Основные спрайты и их функции:
Яблоко - все основные функции
Кнопка СКИНЫ - открытие меню с выбором костюма
A-C (Анти чит) - обнуление нечестно заработанных очков и монет
Код - спрайт для ввода кода учителя и проверки, подключён учитель или нет
Написание кода считывания камеры (Приложение, Рисунок 4.2.2)
Написание кода движения яблока, а также начисление очков (Приложение, Рисунок 4.2.3, Рисунок 4.2.4).
Написание кода на запись данных с виртуального сервера, данные которого хранятся в облачных (онлайн) переменных (Приложение. Рисунок 4.2.5)
Корректировка программы и добавление чего-то нового.
4.3 Испытание программы и её усовершенствование
Изначально в программе нечетко считывались движения с камеры, вы могли просто стоять, и вам начислят балл. Это было решено с помощью блока «Когда скорость видео __ » (Приложение, Рисунок 4.3.1).
Также в программе нечетко считывались и записывались данные на сервер (облачные переменные). Это решилось после переписывания кода с добавлением изменений (Приложение, Рисунок 4.3.2, Рисунок 4.3.3).
В самой первой версии игры было меню, в котором были всего 2 кнопки:
ИГРАТЬ и НАСТРОЙКИ
После нажатия на кнопку играть, начиналась сама игра, а после нажатия на кнопку настроек открывалось меню, в котором можно было сменить язык.
В последней версии, это меню было удалено. Теперь при старте игры была трехсекундная загрузка, и игра запускалась. В главном меню игры были кнопки: МАГАЗИН (не работающий) и СКИНЫ (костюмы). При нажатии на кнопку СКИНЫ (костюмы) открывалось меню с выбором костюма.
Чтобы стать учителем в старой версии надо было нажать на кнопку КОД, после чего ввести код учителя.
В новой версии после того, как игра начнётся надо поочерёдно нажать на кнопки «t», «e», «a», «c» , после чего вы станете учителем.
4.4 Мнение эксперта
Мы пригласили к нам в школу для оценки нашего проекта и получения рекомендаций эксперта - Григория Николаевича Кудашова (Приложение, Рисунок 4.4.1).
Григорий Николаевич Кудашев является игро-педагогом, методистом, автором научно-педагогических и учебных пособий по играм.
После демонстрации наработок эксперт отметил, что наш проект очень актуален в настоящее время. И дал следующие рекомендации для повышения мотивации:
1. Предложил режим соревнования.
2. Разбить класс на несколько команд.
3. Добавить бонусы для обмена.
Данные игровые механики были учтены и включены в наш проект.
4.5 Демонстрация проекта.
Впервые мы провели демонстрацию игры среди учеников нашего класса (Приложение, Рисунок 4.5.1). Мы расставили 3 ноутбука: один для учителя и два других для учеников. Испытание игры «Физминутка на дистанте» прошло успешно. Все были максимально увлечены игрой, активно двигались, выполняли задания учителя и зарабатывали баллы. Не удивительно, что мы превысили 5 минут, мы были в движении целых 30 минут. Мы получили заряд бодрости, хорошее настроение и были готовы продолжать работать на уроке.
Повторная презентация нашего проекта прошла в Тюменском колледже цифровых и педагогических технологий в рамках регионального соревнования «Робофест-Тюмень 2021» (Приложение, Рисунок 4.5.2). Судейская коллегия была успешно вовлечена в игру и также получила массу приятных эмоций.
Заключение
В процессе нашей работы мы узнали, что дистанционное обучении возникло с момента появления и активного использования радиосвязи.
Несмотря на множество плюсов дистанционного обучения, учащиеся становятся малоактивными, что особенно негативно влияет на их физическое здоровье, а также на общее самочувствие, настроение и скорость усвоения материала. Необходима регулярная смена деятельности и активность для учащихся в любом формате: очно или дистанционно.
Мы провели тестирование и увидели большой интерес школьников к занятиям физкультурой. Однако, в рамках большой часовой обучающей нагрузки нет возможности проводить занятия физкультурой онлайн. Мы предлагаем альтернативный вариант – проводить пятиминутные физминутки!
Для этой цели мы разработали интерактивную игру «Физминутка на дистанте» в программируемой интернет среде SCRATCH. Такие разминки может проводить учитель со всем классом: разминать мышцы и суставы в перерыве между занятиями или на уроке путем выполнения несложных упражнений, поиграть и порадоваться.
Мы рассказали нашу идею эксперту, он помог нам усовершенствовать игровой момент. Наш проект интересен и легко вовлекает весь класс в интерактивную игру в дистанционном формате. Учитель видит активность каждого ученика и легко управляет процессом игры. Учиться с нашей игрой «Физминутка на дистанте» станет интереснее!
Наша работа может имеет непосредственно практическое применение на любых занятиях онлайн формата.
Список используемой литературы:
Беспалова Т.А. Принципы занятий физическими упражнениями: учеб.-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. Саратов, 2019. 61 с.;
Зайцева И.П. Физическая культура для бакалавров. Критерии оценивания: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 196 с..;
https://www.study.ru/article/sovety/top-10-online-shkol-dlya-shkolnikov
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnogo-opyta-distantsionnogo-obucheniya,
https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/5-opasnostei-dlia-zdorovia-vo-vremia-distancionnogo-obucheniia-5e8429e8efb78c1900a0be0a
http://t849381.sch.obrazovanie33.ru/distantsionnoe-obuchenie/trebovaniya-sanpin-k-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya/
Приложение
Рисунок 1.1 Первое дистанционное обучение в России |
Рисунок 1.2 Последствия малой физической активности |
|
Рисунок 3.1 Диаграммы-ответы на вопросы с 1 по 4 теста «Физические упражнения на дистанционном обучении» |
||
Рисунок 3.2 Диаграммы-ответы на вопросы с 5 по 10 теста «Физические упражнения на дистанционном обучении» |
||
Рисунок 4.2.1 Иконки: СКИНЫ и МАГАЗИН |
||
Рисунок 4.2.2 Скрипт яблока на считывания камеры |
||
Рисунок 4.2.3 Скрипт яблока для его передвижения |
||
Рисунок 4.2.4 Скрипт яблока на начисление очков |
||
Рисунок 4.2.5 Скрипт яблока на запись очков в облачную(онлайн) переменную |
||
Рисунок 4.3.1 Начальный и новый скрипты начисления очков |
||
Рисунок 4.3.2 Скрипт для записи данных на облачную(онлайн) переменную и скрипт для изменения переменной Игрок онлайн на 1 каждую секунду (он нужен для распределения игроков на 1, 2, 3 и 4) |
||
Рисунок 4.3.3 Скрипт яблока на распределение игроков на 1, 2, 3 и 4 |
Рисунок 4.4.1 – Встреча с экспертом Григорием Николаевичем Кудашевым. |
|
Рисунок 4.5.1 Демонстрация игры «Физминутка на дистанте» среди учеников Школы Мистер Брейн |
||
Рисунок 4.5.2 Повторная презентация нашего проекта в Тюменском колледже цифровых и педагогических технологий в рамках регионального соревнования «Робофест-Тюмень 2021» |