Физминутка на дистанте: исследование проблемы малой физической активности учеников во время онлайн обучения

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Физминутка на дистанте: исследование проблемы малой физической активности учеников во время онлайн обучения

Юрков Е.А. 1Русакова А.И. 1Ермошкин И.В. 1
1Школа интеллектуального развития "Мистер Брейн"
Попова Е.Е. 1
1Школа интеллектуального развития "Мистер Брейн"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2020 году неожиданно ворвался в нашу жизнь дистанционный формат обучения. Пандемия COVID-19 внесла корректировки в привычный ритм жизни всех людей в мире. Нам пришлось подстраиваться под новые условия и привыкать к новым правилам жизни. В нашей стране большинство школьников впервые столкнулись с дистанционным обучением. Вопрос о преимуществах и недостатках дистанта остается открытым. В нашей работе мы определили как положительные, так и отрицательные стороны обучения онлайн, особенно выделили проблему малой физической активности во время дистанционного обучения. Актуальность данной проблемы привела нас к решению провести исследование среди учащихся различных школ города Тюмени и выяснить в ходе опроса, проводятся ли занятия физкультурой онлайн и как можно заниматься физкультурой в условиях карантина. Результаты оказались очень интересными. По результатам нашего исследования мы предложили свою идею для поддержания физического здоровья учащихся во время обучения онлайн.

Цель:

Изучить проблему малой активности учащихся во время дистанционного обучения и предложить свою идею, как можно поддержать физическое здоровье.

Задачи:

узнать об истоках дистанционного обучения в мире и в России;

выделить главные плюсы и минусы дистанционного обучения;

подробно рассмотреть негативное влияние дистанционного обучения на здоровье учащихся;

провести исследование среди одноклассников и других учеников нашего города «Физкультура дома и в школе»;

сходить на экскурсию в фитнес клуб и узнать о главных упражнениях для поддержания своего физического здоровья;

предложить альтернативный способ привлечения учащихся к физической активности во время дистанционного обучения;

Глава 1. Истоки дистанционного обучения в мире и в России

Самой молодой и продвинутой формой обучения в настоящее время является дистанционная. Нам стало интересно, когда впервые людям пришла такая идея, передавать знания на расстоянии.

В 1951 году в Австралии была создана School of the Air («Школа по радио» (Приложение, Рисунок 1.1) — своеобразная система заочного обучения. Уроки, соответствующие программе начальной и средней школы, транслировались в установленные часы по радио. Каждому ученику присваивалась своя радиоволна. [3]

Огромное влияние на развитие системы дистанционного образования оказало создание в 1969 году Открытого университета Великобритании (UKOU). В настоящее время здесь обучаются 200 тысяч студентов из разных стран (Приложение, Рисунок 1.2). Великобритания опережает страны ЕС не только по общему уровню информатизации, но и по степени внедрения СДО.

В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио- и телевизионных университетов. Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции и предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования для людей разных возрастов (Приложение, Рисунок 1.3.).

Обучение на расстоянии постепенно внедряется в университетах многих стран мира: Испании (1972), Пакистана (1974), Таиланда (1978), Кореи (1982), Индонезии (1984), Индии (1985), Нидерландах (1985).

В конце 80-х годов в США был образован Национальный Технологический Университет (NTU) (Приложение, Рисунок 1.4)

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, согласно которому российские ВУЗы получили разрешение на предоставление услуг по экспериментальному дистанционному образованию. Впоследствии эксперимент был продлён и действует по настоящее время.

Глава 2. Дистанционное обучение: плюсы и минусы в сравнении с обучением оффлайн.

В современном мире с широким распространением глобализации и масштабным использованием средств массовой коммуникации происходят активные процессы информатизации образования, исследования и разработки современных ИКТ, новейших форм и способов образовательной деятельности, и особенно дистанционных.

Дистанционное обучение дает возможности личностно-ориентированного обучения, выстраивания индивидуальной образовательной траектории, субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

Давайте рассмотрим самые главные примеры плюсов данной формы обучения:

удобный режим дня;

обучение в любое удобное время, что дает гибкость и самостоятельность;

обучение в любом месте Мира, где есть выход в интернет;

сохранность здоровья (отсутствие контакта);

наличие видеозаписи урока для возможного повтора;

быстрый поиск информации в течение урока.

Кроме плюсов, в дистанционном обучении есть и минусы:

тяжело осваивать новый материал по связи на расстоянии;

возможно плохое качество интернет связи;

отсутствие «живого» общения;

необъективный формат проверки домашнего задания;

усталость глаз, пассивность ученика в целом;

наличие отвлекающих соблазнов: гаджеты, вкусности, братья/сестры, домашние животные;

перенасыщенность информацией;

неумение организовать самостоятельный процесс обучения;

сложность в идентификации учащегося - сам ли выполняет все задания.

Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся не доступен традиционный вариант обучения.

Глава 3. Негативное влияние дистанционного обучения на физическое здоровье обучающегося.

С начала марта 2020 г. жизнь в большинстве стран мира была в той или иной степени подвергнута влиянию распространения пандемии коронавируса. Не исключение и наша страна. Студенты и школьники были вынуждены сменить привычный способ обучения на дистанционный (далее по тексту также – «ДО»). Несмотря на способность ДО обеспечить полноценный образовательный процесс, некоторые особенности обучения оказалось невозможно компенсировать онлайн-форматом.

Рассмотрим негативные факторы дистанционного обучения.

Дистанционный формат обучения способствует развитию малоподвижного образа жизни и в целом негативно отражается на здоровье учащихся в условиях самоизоляции (Приложение, Рисунок 3.1).

Уровень нашего физического здоровья (т.е. такого состояния человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции [1]) на 55-57 % зависит от условий проживания и образа жизни, т.е. зависит от усилий и желания самого человека, от его физической активности и физических нагрузок.

Физическая активность – это любые движения тела, производимые скелетными мышцами и сопровождающиеся расходом энергии. Физическая нагрузка – это степень интенсивности и продолжительность мышечной работы; определяется величиной энергетических затрат организма, развиваемой мощности или произведенной работы [1]. (Приложение, Рисунок 3.2).

Оптимальная продолжительность занятий физическими упражнениями составляет до двух часов не реже трех раз в неделю [2]. Физические упражнения развивают силу, выносливость, быстроту, гибкость.

С переходом на ДО уровень физической активности у большинства учащихся снизился, а такой предмет как «Физическая культура» в связи с очевидными особенностями образовательного процесса стал наименее компенсируемым при дистанционном формате. (Приложение, Рисунок 3.3).

Также на снижение физической активности и, соответственно, на здоровье повлияли такие факторы, как отсутствие времени на занятия спортом в связи с плотным учебным графиком, отсутствие необходимого оборудования, и даже отсутствие мотивации, недостаток места и не связанные с учебой дела.

ДО располагает к малоподвижному образу жизни, что влечет за собой негативные последствия для здоровья. Длительное пребывание тела в сидячем положении оказывает негативное влияние на органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы и суставы человека, кроме того, происходит замедление обменных процессов в организме и тем самым снижение иммунитета. (Приложение, Рисунок 3.4), портится осанка, может появиться отложение солей и другие неприятные состояния позвоночника, апатия, раздражительность, бессонница и проблемы с пищеварением.

Чтобы этого не происходило, необходимо ввести режим работы за компьютером и выполнения заданий, делать гимнастику для глаз, принимать витамины, делать зарядку по утрам, а также физкульт-минутки в течение дня, контролировать питание. Главное — не сидеть или лежать по 24 часа в сутки!

Не следует забывать и о питьевом режиме, больше употреблять натуральных соков, зелёного чая с антиоксидантами, пить чистую воду.

Еще одна проблема – стресс. Так, учащиеся привыкают к учителю (преподавателю), к подаче информации, к количеству этой информации.

ДО лишает самого главного – «живого» общения!

Глава 4.Исследование «Физкультура дома и в школе»

Мы решили узнать у наших одноклассников и ребят из других школ города Тюмени про их физическую активность на дистанционном обучении. Нам стало интересно, занимались ли они физкультурой во время дистаната, а если нет, то хотели бы? Мы задали следующие вопросы:

В каком классе ты учишься?

Был ли твой класс на дистанционном обучении в текущем учебном году (2020-2021)?

Сколько по времени продолжались твои занятия в дистанционном режиме?

Нравится ли тебе дистанционное обучение?

В каком формате обучения ты сейчас получаешь знания?

Любишь ли ты уроки физкультуры в школе?

Любишь ли ты заниматься спортом?

Где ты предпочитаешь занимаешься спортом?

Занимаешься ли ты во время дистанционного обучения спортом?

Проводится ли у вас во время дистанционного обучения урок физкультуры?

В опросе поучаствовало 264 человека, результат теста представлен на Рисунках 4.1-4.2 Приложения. Это были школьники 1-11 классов. На дистанционном обучении в 2020-2021 учебном году были большинство – 79,9%. Причем, продолжительность занятий у большинства опрошенных (72%) была от 1 до 4 часов, но у некоторых и более 4 часов – 14,7%. При этом занятия физкультурой дистанционно в большинстве случаев (82% опрошенных) не проводились! Важно то, что спорт интересен большинству учащихся – 74,8%. Из всех опрошенных спортом во время дистанта регулярно занимались 53,6%, иногда – 24,2%. Из всех 54,8% детей занимались спортом на секциях, 25,8% на улице и 14,3% дома. Физкультура важна и дети это знают. Уроки физкультуры в школе любят 72,8% опрошенных.

Глава 5. Формы проведения урока физкультуры
в дистанционном режиме для учащихся

Нам стало не понятно, почему занятия физкультурой в дистанционном режиме не проводилось совсем. Мы решили узнать, возможно ли проводить такие занятия.

Оказывается, в режиме дистанционного обучения возможны разнообразные формы проведения занятий физкультурой [4]. Рекомендовано: 

Уроки физической культуры в режиме онлайн.  

Такой урок сохраняет структуру урока физической культуры, общее время может быть распределено на всю неделю. Например, 2 урока физической культуры – 90 минут, 2 дня по 20 минут и 5 дней по 10 минут 

Ежедневные домашние задания  

Придумать 3 упражнения на определённую группу мышц в домашних условиях, используя любые подручные предметы. 

Проектная деятельность  

Такая работа направленна на формирование теоретических знаний в области ФК и метапредметных умений. Тематика проектов может быть разнообразна и составлена на основе межпредметной интеграции. Также темы для проектов можно найти в повседневной деятельности обучаемого, в искусстве. 

Глава 6. Экскурсия в фитнес клуб Athletic Gym в г.Тюмени

Мы решили узнать, как проводят занятия в дистанционном формате тренеры большого фитнес клуба города Тюмени Athletic Gym. Мы всей командой с большим интересом отправились туда на экскурсию. Нашим тренером был Николай, который подробно рассказал и показал основные современные кардио-тренажеры: велосипед, беговая дорожка, эллипс (Приложение, Рисунок 6.1)

В завершении экскурсии мы выполнили несколько упражнений на степах. Так обычно занимаются физкультурой на групповых занятиях с тренером. Мы задали несколько вопросов:  можно ли заниматься спортом онлайн, как проходят занятия в онлайн режиме. Тренер ответил: «Да, можно посредством любой онлайн платформы, например, zoom. Тренер показывает, что надо делать, все выполняют у себя дома перед монитором, тренер контролирует процесс».

Мы поинтересовались у тренера, как можно поддерживать свое физическое здоровье на дистанционном обучении. Оказывается, достаточно выполнять несколько простых упражнений для разминки мышц, лучшей циркуляции крови и работы суставов.

Вот 5 основных упражнений, которые необходимо делать каждый час для поддержания хорошего самочувствия:

1. Движения руками: махи, круговые движения.

2. Круговые движения головой.

3. Прыжки или поднимание тела на носочках вверх и резко вниз.

4. Приседания.

Глава 7 Идея игры «Физминутка на дистанте»

Мы рассмотрели возможные формы проведения урока физкультуры в дистанционном формате. Провели опрос и узнали, что в большинстве школ не проводится физкультура на дистанте. Узнали, что для поддержания здоровья достаточно выполнять несколько простых упражнений, но главное регулярно каждые 1-2 часа. И у нас возникла идея: физминутка на дистанте!

Мы вспомнили, как интересно всем классом выполнять простые разминочные упражнения на занятиях в школе, отвлекаясь от учебников на небольшой перерыв. Нам очень не хватает таких пятиминуток на онлайн обучении.

Мы поразмышляли над тем, как включить физминутки в учебный процесс, чтобы было интересно, полезно и комфортно для всех – для учеников и учителя. Обязательные условия физминутки: вовлечь всех детей и иметь возможность учителю проконтролировать выполнение заданий.

Игровые моменты заключаются в следующем:

Ученики выполняют роль игроков, учитель – роль ведущего;

Игроки выполняют задачи на активность и зарабатывают баллы;

Соревновательность: чем активнее ученик, тем больше баллов, лидеры получают бонус, например, пятерку по физкультуре;

Эффект неожиданности: ведущий выбирает задание всегда неожиданное для игроков;

Реиграбельность: можно сыграть неограниченное количество раз.

Подобную игру можно создать на некоторых программируемых интернет-платформах, например, Scratch. Этапы создания игры подробно описаны в проектной работе «Физминутка на дистанте:
создание и презентация игры в среде Scratch, представленной на XII Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» Российской Академии Естествознания.

Впервые мы провели демонстрацию игры среди учеников нашего класса (Приложение, Рисунок 7.1). Мы расставили 3 ноутбука: один для учителя и два других для учеников. Испытание игры «Физминутка на дистанте» прошло успешно. Все были максимально увлечены игрой, активно двигались, выполняли задания учителя и зарабатывали баллы. Не удивительно, что мы превысили 5 минут, мы были в движении целых 30 минут. Мы получили заряд бодрости, хорошее настроение и были готовы продолжать работать на уроке.

Повторная презентация нашего проекта прошла в Тюменском колледже цифровых и педагогических технологий в рамках регионального соревнования «Робофест-Тюмень 2021» (Приложение, Рисунок 7.2). Судейская коллегия была успешно вовлечена в игру и также получила массу приятных эмоций.

Заключение

В процессе нашей работы мы изучили много литературы и интернет источников по теме исследования, узнали как проходит дистанционное обучение в мире и в России, использовали собственный опыт, выделили главные плюсы и минусы дистанционного обучения, побывали на экскурсии в фитнес клубе и узнали о способах проведения занятий для физической активности дистанционно, провели опрос среди учащихся и разработали свою идею привлекать учащихся к физической активности во время дистанционного обучения.

Несмотря на множество плюсов дистанционного обучения, к которым можно отнести удобный режим дня, гибкость и самостоятельность процесса обучения, возможность обучаться в любом месте Мира, где есть выход в интернет, сохранение здоровья ввиду отсутствия контакта с людьми, возможность повторить урок благодаря видеозаписи урока, возможность быстрого поиска информации в течение урока, у данной формы обучения есть большие минусы. К последним можно отнести: необъективный формат проверки домашнего задания, сложность в идентификации учащегося, наличие отвлекающих соблазнов: гаджеты, вкусности, братья/сестры, домашние животные, ухудшение здоровья, перенасыщенность информацией. На наш взгляд, самый жирный минус - отсутствие должной физической активности и отсутствие «живого» общения.

Первыми шагами по улучшению своего самочувствия будут организация рабочего места, составление и поддержание режима дня с обязательным включением времени на отдых, включение в режим дня физминуток и любых видов двигательной активности, уменьшение пользования гаджетами во внеучебное время, правильное питание.

Мы провели тестирование и увидели большой интерес школьников к занятиям физкультурой. Однако, в рамках большой часовой обучающей нагрузки нет возможности проводить занятия физкультурой онлайн. Мы предлагаем альтернативный вариант – проводить пятиминутные физминутки!

Список используемой литературы:

Беспалова Т.А. Принципы занятий физическими упражнениями: учеб.-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. Саратов, 2019. 61 с.;

Зайцева И.П. Физическая культура для бакалавров. Критерии оценивания: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 196 с..;

www.Medobaza.ru;

https://урок.рф/library/osobennosti_prepodavaniya_distciplini_fizicheskaya_ku_142920.html

ttps://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056l;

https://www.study.ru/article/sovety/top-10-online-shkol-dlya-shkolnikov

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnogo-opyta-distantsionnogo-obucheniya,

https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/5-opasnostei-dlia-zdorovia-vo-vremia-distancionnogo-obucheniia-5e8429e8efb78c1900a0be0a

http://t849381.sch.obrazovanie33.ru/distantsionnoe-obuchenie/trebovaniya-sanpin-k-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya/

https://infourok.ru/vliyanie-distancionnogo-formata-obucheniya-na-psihologicheskoe-zdorove-obuchayushihsya-5027737.html

Приложение

Рисунок 1.1. Ученики первой дистанционной школы

«Школа по радио»

Рисунок 1.2. Дистанционное обучение

в Великобритании

Рисунок 1.3. Китай. Национальная сеть радио- и телевизионных университетов дистанционное обучение

Рисунок 1.4. США. National Technological University дистанционноеобучение

Рисунок 3.1 – Самостоятельное обучение

Рисунок 3.2 – За партой в школе

Рисунок 3.3 – Последствия малой физической активности

Рисунок 3.4 – Устал от учебы

Рисунок 4.1 Диаграммы-ответы на вопросы с 1 по 5 исследования «Физкультура в школе и дома»

Рисунок 4.2 Диаграммы-ответы на вопросы с 6 по 10
исследования «Физкультура в школе и дома»

Рисунок - 6.1.Экскурсия в Фитнес клуб Athletic Gym в г.Тюмени.

Рисунок 7.1 Демонстрация игры «Физминутка на дистанте»
среди учеников Школы Мистер Брейн

Рисунок 7.2 Повторная презентация нашего проекта в Тюменском колледже цифровых и педагогических технологий в рамках регионального соревнования «Робофест-Тюмень 2021»

 
Просмотров работы: 149