Школьный музей «Воспоминания о Байконуре»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный музей «Воспоминания о Байконуре»

Сереброва Д.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Калуги
Дидух Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение.

Мне посчастливилось родиться и жить в прекрасном городе, который называют колыбелью космонавтики. Почему Калуга – колыбель космонавтики? Именно здесь около 40 лет жил и работал, мечтал и прокладывал путь в космос великий человек - Эдуард Константинович Циолковский – основоположник теоретической космонавтики (оказывается, в науке есть такое направление). По велению судьбы, здесь, в Калуге, с ним встречался выдающийся человек - советский учёный, биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, представитель русского космизма, почётный президент I международного конгресса по биофизике Чижевский Александр Леонидович. Здесь в 1929 году состоялась встреча Э.К.Циолковского с будущим советским учёным, конструктором ракетно-космических систем, председателем Совета главных конструкторов СССР, академиком АН СССР, основоположником советской космонавтики Сергеем Павловичем Королевым, которому удалось осуществить свою мечту и отправить человека в космос. А 13 июня 1961 года, через два месяца после исторического полёта, состоялся официальный визит в Калугу первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. Наконец, в Калуге находится Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Именно тогда 13 июня 1961 года первый камень в основание здания заложил Ю.А.Гагарин, а 3 октября 1967года музей был открыт.

В 2021 году исполняется 60 лет первому полёту человека в космос. Полёт Юрия Гагарина - это выдающееся событие, которое в ХХ веке смогло соединить всех жителей страны СССР в едином чувстве радости от победы в мирном освоении космического пространства, в желании учиться, развиваться, развивать науку, технику, всю страну.

1961 год открыл человеку дорогу в космос…

Актуальность

Данная тема актуальна для меня, как для человека, заинтересованного в изучении истории своей малой родины, своего Отечества и истории своей школы. В основу моего интереса лёг документальный материал о создании школьного музея, его основателе – создателе, оформителе и первом директоре В.Г.Пономаренко, а также подлинные материалы и экспонаты, которые были переданы тружениками космодрома Байконур в дар школьному музею «Воспоминание о Байконуре». Всё это стало отправной точкой в моей работе.

Цель: Ознакомление с историей создания школьного музея «Воспоминание о Байконуре» и его основателем. Через экспозиции школьного музея формирование представлений об историческом времени и гордости за своих соотечественников, стоящих у истоков ракетостроения и космонавтики.

Задачи:

Познакомиться с историей создания школьного музея и его основателем В.Г.Пономаренко.

Определить роль музея «Воспоминание о Байконуре» в истории школы, в воспитании школьников и уважении к памяти прошлых поколений.

Через экспозиции музея познакомиться с историей космодрома Байконур и историей космонавтики.

Сформировать бережное отношение к культурному и историческому наследию нашей Родины.

Воспитать чувство патриотизма, гордости за наши достижения в области отечественного ракетостроения и космонавтики, обеспечивших на долгие годы авторитет, свободу, независимость и суверенитет нашего Отечества.

Участвовать с подготовленной работой в конференциях разного уровня.

Гипотеза.

Изучив документальные материалы, познакомившись с экспозициями музея, с личностью В.Г.Понамаренко, соприкоснувшись с подлинными материалами и рассказами тружеников космодрома Байконур, мне захотелось донести до потомков все, что сохранилось в памяти о Владимире Григорьевиче Пономаренко. Памяти обо всём пережитом, о великих исторических моментах XX века. Ведь время всё быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, знал, видел все этапы развития и создания нашего музея.

II. Основная часть.

Как часто в повседневной жизни мимо нас проходят люди и события, которые мы воспринимаем, как должное, не уделяя и не заостряя внимания. Одному такому событию я и хочу посвятить свою работу, потому что считаю, что об этом надо знать, помнить и рассказывать поколению школьников, которые пройдут через стены нашей 51 школы.

Основатель школьного музея «Воспоминание о Байконуре».

На школьном стенде есть такая информация: Подполковник в отставке Пономаренко Владимир Григорьевич родился в 1940 году (приложение № 1). Педагогический стаж работы – 18 лет (на должностях политсостава во время военной службы и в школе). В течение 10 лет работал на Байконуре начальником Музея истории космодрома. Общий срок службы в Вооружённых Силах – 32 года. Указом Президиума Верховного Совета от 22.02.1988 года является заслуженным работником культуры Республики Казахстан.

Из документов, я нашла следующее:

- такелажник по разгрузке и транспортировке боевых ракет;

- заправщик ракетного топлива;

- начальник стартового отделения по установке и прицеливанию боевых ракет;

- начальник отделения по ремонту стартового оборудования;

- начальник клуба в двух ракетных войсковых частях;

- начальник музея ракетного вооружения космодрома Байконур;

- старший инструктор по культурно-художественной работе космодрома Байконур.

Из документов видно, что Владимир Григорьевич был военнослужащим на Байконуре, занимал административные должности, а приехал в Калугу, и, связав свою деятельность со школьным музеем, решил рассказать школьникам историю космодрома. Именно так произошел выбор темы для будущего музея. В 2000 году началась работа по созданию школьного музея, открытие которого состоялось в 2004 году 15 сентября. Музей «Воспоминание о Байконуре» посвящён истории космодрома и истории отечественной космонавтики.

Школьный музей «Воспоминания о Байконуре».

Характеристики музея:

Название музея: «Воспоминания о Байконуре»

Основание музея: 2000 год

Официальное открытие: 15 сентября 2004 года

Профиль: военно-исторический

Основатель музея: Пономаренко Владимир Григорьевич, педагог дополнительного образования, засуженный работник культуры Республики Казахстан, подполковник запаса.

Основные направления деятельности музея:

Воспитание обучающихся на примерах мужества, любви к Родине, самоотверженности пионеров отечественного ракетостроения и космонавтики: К.Э.Циолковского, С.П.Королёва, В.П. Глушко, Ф.А.Цандера, М.К.Тихонравова, М.К.Янгеля, Ю.А.Гагарина, на боевых и трудовых традициях военных ракетчиков Байконура.

Изучение обучающимися истории отечественного ракетостроения и космонавтики.

Ведение научно-исследовательской работы наиболее активными и одарёнными учениками и участие их в различных мероприятиях и конкурсах, посвящённых памяти пионеров космонавтики.

Поиск, учёт, изучение и хранение музейных предметов и документов.

Краткая характеристика фондов музея:

Антенное устройство 8К92М приёма бортовой телеметрической информации РН «Восток».

Антенное устройство АФУ-ВК-9Д использовалось на командном пункте («бункере пуска») стартового комплекса № 1, пл.№1.

Повседневный китель и папаха п-ка Тронько В.Ф., инженера – испытателя МБР «Сатана» (Р-36 М2).

Предметы обмундирования и снаряжения п-ка Алиева Ю.М., руководителя испытаний многих РН, включая РН «Восток-1».

Парашют космонавта программы «Восток».

Шлемофон летчика-космонавта Малышева Ю.В. полётный.

Радиоприёмник с КК «Союз».

Коллекция предметов космического питания.

Вольтомметр ВК-7-9, измерительный прибор, которым пользовался п-к Тронько В.Ф. во время испытаний МБР Р-36.

Комплект инструментов и приспособлений, которыми пользовался испытатель Данилов Б.Я., участник подготовки к полёту в космос «гагаринского» «КК Восток».

Панама и солдатский ремень рядового Максимова, проходившего срочную военную службу в первой испытательной войсковой части 25741 в 1960-1963 гг.

Крышка люка РН «Союз».

Пиротехническая шашка зажигания маршевой двигательной установки РН «Союз».

Фрагмент бетона обгоревшего во время катастрофы 24.10.60 г. на пл.№41, когда погибло более 100 испытателей.

Вымпелы переходящие, переданные в школьный музей после расформирования в.ч.25741 с автографами космонавтов Александрова А.П. и Фариса Мухаммеда Ахмеда (Сирия).

Защитные съемные детали с ракет и космических аппаратов и т.д.

Кроме того, на экспозиции ракеты: РН «Союз» и МБР УР – 500 в масштабе 1:50 и макет 1-го ИСЗ М 1:4 озвученный.

Фотодокументы, среди которых около 60 фотопортретов первых инженеров – испытателей - первопроходцев.

Библиотечка книг космической тематики с автографами космонавтов, собранная в МКР «Байконур» педагогом Лобышкиной С.Н.

Работа по созданию школьного музея началась в 2000 году, а открытие состоялось 15 сентября 2004 года. Музей «Воспоминание о Байконуре» посвящён истории космодрома в период, когда там работали военные специалисты, вплоть до расформирования войсковой части. Военные специалисты в течение многих лет своим самоотверженным трудом на сложной ракетно-космической технике, в трудных климатических условиях пустынной местности во многом обеспечили прорыв в космос, несли боевое дежурство на стратегических ракетах, имели славные боевые и трудовые традиции. Они ушли с Байконура, честно выполнив свой долг. Именно им посвящена одна из экспозиций школьного музея.

Вся информация, экспонаты и даже модели ракет, размещенные на стендах музея, собраны, составлены и размещены непосредственно Владимиром Григорьевичем. На выставке (приложение №2) представлено огромное множество памятных значков, фотографий и автобиографий людей, внесших свой вклад в освоение космоса, различных карт, вырезок из газет того времени, когда все было новинкой. Здесь представлены пропуска работников полигона, которыми пользовались работники космодрома. Есть витрина, на которой представлено разнообразное питание космонавтов, разные элементы аппаратуры, даже фрагмент бетона стартовой площадки номер 41 с космодрома Байконур. Отдельного внимания заслуживают модели ракет, которые В.Г.Пономаренко собирал сам ил со своими учениками, входившими тогда в научное школьное общество.

Для большей наглядности информация распределена от самой ранней, то есть от основания и первых строений Байконура, до более поздней. Такое размещение удобно для понимания и составления хронологии событий.

4 тематические экспозиционные зоны (темы), представленные в школьном музее:

Основание Государственного испытательного ракетного полигона «Байконур».

Байконур – кузница ракетно-ядерного щита нашей Родины.

Байконур – главная космическая гавань страны. Утро космической эры.

Космодрому Байконур – 50 лет.

Думаю, о каждом разделе музея стоит рассказать подробнее.

Основание Государственного испытательного ракетного полигона «Байконур».

С целью противостояния военному, политическому и экономическому шантажу со стороны правящих кругов НАТО и США, использовавших монополию на имеющееся у них атомное оружие в стремлении к мировому господству, в СССР в конце 50-х годов были приняты срочные меры по созданию надежного ракетно-ядерного щита нашей Родины. В ряду этих мер было создание в 1955-1957гг. 5-го научно-исследовательского испытательного полигона министерства обороны СССР для испытаний боевых межконтинентальных баллистических ракет, созданных под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королёва.

История космодрома Байконур неразрывно связано с именем выдающегося ученого, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники и исследований космического пространства, основоположника практической космонавтики, академика С.П.Королёва.

Космодром Байконур – уникальный ракетно-космический комплекс, расположенный в районе железнодорожной станции Тюра-Там, Кзыл-Ординской области, республики Казахстан. Он предназначен для хранения, сборки и испытаний новой ракетно-космической техники, плановых пусков ракет-носителей с космическими аппаратами для изучения и использования космического пространства в интересах нашей Родины, а также для применения, в случаях агрессии, стратегических ракет, стоящих там, на боевом дежурстве.

Как я ранее говорила, все имеет начало, история полигона «Байконур» не исключение. Именно с создания космодрома стоит начать изучение его истории. Поэтому первые стенды рассказывают о его предназначении, расположении и многих других не менее важных и интересных вещах. (Приложение №3).

Байконур – кузница ракетно-ядерного щита нашей Родины.

Из этого раздела посетители поближе ознакомятся с первыми инженерами-испытателями полигона, с историей запуска первого искусственного спутника Земли. Но не все идет так гладко, как хотелось бы. Наглядным примером тому служит трагедия, произошедшая в 1960 году при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. В музее представлен макет баллистической ракеты, однако не того типа, с которым произошла трагедия. (Приложение №4)

Байконур – главная космическая гавань страны.

Мы продолжаем знакомство с историей развития космонавтики. (Приложение №5) Фотографии собак, полетевших в космос первыми, прежде чем человек. После собак в космос отправляют первого человека. Многие хорошо ознакомлены с историй первого запуска человека в космос. Музей, рассказывающий про освоение космоса, не может обойтись без экспонатов об этом событии. Вырезки из газет, памятные значки и фотографии, посвященные такому грандиозному событию. Но на этом 3 раздел музея не заканчивается. Представлены схемы проведения опытно-испытательных работ на Байконуре. Один из самых необычных, на мой взгляд, экспонатов находится в этой части музея, где речь идет о списке традиций испытателей космодрома Байконур. Благодаря таким, казалось бы, маловажным вещам складывается представление об обстановке на космодроме.

Утро космической эры.

Этой важной дате в истории человечества, в истории освоения космоса отведен отдельный тематический стенд. Основная фигура – первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. (Приложение № 6).Человек – легенда, человек, история которого связана и с нашим городом. Но это отдельная тема.

Космодрому Байконур – 50 лет.

Вот мы и подошли к завершающей нашу экскурсию части музея. (Приложение №7) Последними стали экспонаты, посвященные 50-летию испытательного ракетного полигона «Байконур».

Книга почетных гостей.

В тот период, когда музеем руководил Пономаренко В.Г., в его стены приезжали летчики-испытатели с космодрома Байконур, а также приглашались почетные гости. Все посещения фиксировались в Книге Почетных гостей, которая оформлялась фотографиями о встрече и оставленными пожеланиями для потомков. Приведу некоторые из них:

(Приложение №8) «Очень хороший, нужный людям музей. Горжусь, что живу в стране, где есть люди, которые создают подобные места!»

Лётчик-космонавт

В. А. Соловьёв

15.09.2004

(Приложение №9) «Благодарим за создание уникального музея «Воспоминания о Байконуре», прекрасные экспозиции – продолжение славных традиций Калуги-космической!»

Е.В. Ястребова,

Л.А. Вышегородских,

И. П. Сафронова,

В. И. Аграновский,

полковник е/о И. М. Сотник

02.02.2005

(Приложение №10) «Нет большего счастья для ветеранов космодрома Байконур, чем ещё раз соприкоснуться с историей Байконура, встретиться с боевыми друзьями и вспомнить с ними молодость, щедро замешанную на огне и грохоте стартующих ракет». Ветераны космодрома Байконур:

Чемакин А. Н., Кузнецов Б. В., Вассараудзе Е. Б.,

Крестьянинов В., Соловьёв В., Калугин С.

08.04.2005

(Приложение №11) «Нам пришлось жить и работать в трудных условиях, но дело наше было исключительно интересное и важное, оно было для нас в радость. Мы добивались мастерства в испытаниях боевой и космической техники; мы были дружны, чётко знали, для чего служили и работали, твердо верили в счастливое будущее нашей Родины».

Участники подготовки и пуска КК «Восток»

в апреле 1961 года на космодроме Байконур:

Данилов Б. Я., Стаднюк В. Е., Белостоцкая К. К.,

Минцковская М. Ф., Нечёса Я. В.

14.09.2005

Читая записи, оставленные почетными гостями, невольно возникает чувство гордости за нашу страну, за наших людей, которые трудились на космодроме. Рождается чувство уважения к их любви и несгибаемой веры в свое Отечество. И я опять убеждаюсь в силе духа, в моще русского человека!

«Мы и космонавтика». Результаты работы школьного кружка на базе музея. Дипломы, грамоты и благодарственные письма

В заключительной зоне расположены итоги работы (приложение №12). Как я уже рассказывала, на базе музея функционировали кружок и школьное научное общество, результаты работ, которых был очень высок! Здесь можно увидеть и наградные материалы участников научных чтений, и макеты ракет, которые были изготовлены самими ребятами под руководством В.Г.Понаморенко.

III. Заключение. Исследовательская часть.

Работая над своей темой, мне очень хотелось встретиться и поговорить с этим удивительным человеком, но, к сожалению, он сильно болеет и никого не принимает в гости. Я попыталась связаться с его дочерью, но она пообещала, что созвонится со мной, но так и не нашла возможности. Тогда я обратилась к Свитнёвой Светлане Борисовне, методисту по научной работе, которая работает в нашей школе с первых дней ее основания, и очень много знает и помнит о том далеком времени. Она то и рассказала мне об истории создания музея (приложение № 13).

Сегодня работу музея возглавляет педагог дополнительного образования от городского центра «Галактика» Травин Алексей Валентинович. Я встретилась с ним и попросила дать оценку музею, работе, которая ведется на его базе. «Музей «Воспоминание о Байконуре» уникален. В школах города нет второго такого. Я не буду говорить о подлинности экспонатов, я скажу о человеке, который стоял у истоков музея, который вложил сюда и свои знания, и свою душу. Здесь все создано его руками, продумана каждая экспозиция, каждая экскурсовка, музыкальное сопровождение. Федор Глинка сказал: «Люди приходят и отходят, но содеянное ими остаётся» (приложение №14).Я стараюсь продолжать дело, начатое В.Г.Пономаренко. В наш музей идут дети…».

Действительно, каждый вторник и четверг музей принимает посетителей. На его базе также работают кружки, а самые смышленые школьники пишут исследовательские работы.

«Каждое посещение музея наполнено примерами героических действий. Каждый день посвящен новому герою. Все свои экскурсии я называю «Уроками мужества», на которых стремлюсь вселить идеи патриотизма, показать, что героями не рождаются, что герои всегда среди нас».

Симканич Е.Н, учитель начальных классов,

руководитель кружка «Уроки космоса».

«Занятия проходят очень увлекательно! Мы точно улетаем в космос, который манит нас своей загадочностью. Интересно всему классу. У ребят много впечатлений. Алексей Валентинович рассказывает увлекательно, понятным и доступным для детей языком. Рекомендую всем школьникам посетить наш музей».

Глинкова А.А, заместитель директора по УВР,

классный руководитель 3 «Г» класса.

«Нельзя забывать, чьи силы положены в основу создания музея. Имя этого человека не должно быть забыто, поскольку беззаветное служение Отечеству – смысл жизни русского офицера и не важно, где проходила его служба, в рядах армии или в стенах школьного музея. Важно понимать, какой задел оставил он следующим поколениям наших школьников».

Дидух Н.В., заместитель директора по ВР.

IV. Выводы.

Цель, которую ставила перед собой в ходе выполнения данной работы, я достигла. Я познакомилась с историей создания школьного музея и заочно с его основателем В.Г.Пономаренко. Мне стала понятна роль музея «Воспоминание о Байконуре» в истории школы. Теперь я понимаю, что экспозиции музея не только знакомят школьников с историей космодрома Байконур и историей космонавтики, но и воспитывают у обучающихся патриотические качества по отношению к нашей Родине и Вооружённым Силам России. Они прививают гордость за наши достижения в области отечественного ракетостроения и космонавтики, обеспечивших на долгие годы авторитет, подлинную свободу, независимость и суверенитет нашего государства.

Теперь, когда у меня есть работа и создана презентация, я буду знакомить учащихся нашей школы с музеем «Воспоминание о Байконуре» через тематические классные часы, чтобы они знали не только его историю, но и бережно относились к культурному и историческому наследию нашей Родины, нашей школы. А еще надеюсь на успешное участие в научных конференциях.

V. Список литературы.

1. Интернет-источники:

https://e-koncept.ru/2016/86918.htm

https://zen.yandex.ru/media/kakprosto.ru/kosmodrom-baikonur-istoriia-vozniknoveniia-interesnye-fakty-5e5cc7245c0e620c4447d39c

2. Иванов В.А. «Космические корабли военных моряков Байконура».

3. Степанов А.Н. Полигон. Байконур (Записки испытателя. Часть 3).

4. Порошков В. Неизвестный Байконур. Сборник воспоминаний ветеранов Байконура.

Приложение 1.

Основатель школьного музея

Приложение 2.

К осмическое питание.

П риложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

 

Приложение 8.

Лётчик-космонавт В. А. Соловьёв

15.09.2004

Приложение 9.

2.02.2005

Е.В. Ястребова, Л.А. Вышегородских, И. П. Сафронова,

В. И. Аграновский, полковник е/о И. М. Сотник

Приложение 10.

Ветераны космодрома Байконур: Чемакин А. Н., Кузнецов Б. В., Вассараудзе Е. Б., Крестьянинов В., Соловьёв В., Калугин С. 08.04.2005

Приложение 11.

Участники подготовки и пуска КК «Восток» в апреле 1961 года на космодроме Байконур:Данилов Б. Я., Стаднюк В. Е., Белостоцкая К. К.,

Минцковская М. Ф., Нечёса Я. В.

14.09.2005

 

Часть стенда «Космодрому Байконур – 50 лет».

Приложение 12.

 

Макет ракеты-носителя «союз ТМ-5»

Макет межконтинентальной баллистической ракеты УР-500 (8К82)

 

Приложение 13.

Интервью со Свитнёвой Светланой Борисовной,

методистом МБОУ «СОШ № 51» г.Калуги

- Расскажите, пожалуйста, как пришла идея создания музея и с чего началась работа?

- В строительстве нашей школы принимали участие военные строители. Позднее неподалеку был построен микрорайон «Байконур», в котором проживали люди, работавшие на космодроме «Байконур» среди этих людей, был Пономаренко Владимир Григорьевич. Он пришел работать в нашу школу, и сама собой возникла идея создать музей, посвященный Байконуру. Тогда в было создано 2 музея, одним из которых был музей «Воспоминания о Байконуре», его руководителем стал Владимир Григорьевич. Поскольку он сам работал на Байконуре, он много знал о самом городке, находящемся в Казахстане, знал, как собрать экспонаты для этого музея. Мы попросили помощи в создании музея у людей, раньше работавших на Байконуре. Помогали, чем могли, - это были фотографии, памятные медали, пища, которую едят космонавты, благодаря этому в музее очень много подлинных вещей, фотографий. Так по частичкам собирали музейные экспонаты. В школе выделили помещение, собрали экспонаты и начали оборудование музея. Радовало то, что название совпадало с реальностью. Музей освящал все, что касается космонавтики. Хочется отметить, что после открытия музей посещали космонавты, с которыми были организованы встречи. Музей был рабочий в том смысле, что были организованы лекторские группы и почти все классы посетили музей, из числа учащихся была подготовлена группа экскурсоводов, которые рассказывали об истории космонавтики. Мы очень гордились нашем музеем. Я считаю, что это лучший музей в городе, потому что в нем собраны подлинные экспонаты, а на базе этого музея работало школьное научное общество, и была организована подготовка научных работ. Дети ездили в разные города на конференции. Хочется верить в то, что история Байконура не будет забыта. Так же долгое время после создания, музей функционировал, как настоящий. Работа над музеем никогда не прекращалась, в микрорайон Байконур приезжало жить все больше людей, служивших на Байконуре, после посещения музея они приносили новые экспонаты. У нас было проведено как-то мероприятие, в котором принимали участие офицеры, служившие на Байконуре, они рассказывали ученикам, о прохождении службы, чем они занимались. Все это было для того, чтобы наши ученики знали о Байконуре не по чьим-то рассказам, а из первых уст, общаясь с людьми, положившими много сил и здоровья для развития космонавтики. Работа с музеем продолжается и сейчас, так что все, что мы делали не было напрасным.

- Расскажите, пожалуйста, побольше о Владимире Григорьевиче, о его характере, о том, чем для него был музей?

-Это очень добрый человек, открытый и очень дисциплинированный. Как всякий военный он выполнял все, о чем говорил. Для того, чтобы собрать столько экспонатов и создать музей нужно потратить очень много сил и здоровья, это очень сложная работа, но он справился. Для него этот музей был его детищем, которое он хотел сделать так, чтобы посетившие его люди узнали, как можно больше об истории космонавтики. Он прикладывал очень много сил для этого. Сам оформлял витрины, создавал путеводитель по музею, сам расписывал стены. Еще раз повторюсь – это великий труд на благо не только школы, но и всех поколений ребят, прошедших через порог школьного музея «Воспоминание о Байконуре».

- Большое спасибо, Вам Светлана Борисовна, за информацию.

Приложение 14.

Просмотров работы: 234