ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

Трегулова М.А. 1
1МОУ «Гимназия №19» г. Саранск
Гречишкин И.А. 1
1МОУ «Гимназия №19» г. Саранск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Строительство является одной из древнейших форм человеческой деятельности. Знание истории архитектуры дает возможность лучше понять роль строительства зданий и различных сооружений на разных этапах развития человеческого общества.

Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество.

Архитектура (лат. architectura: – старший, главный и – строитель, плотник) – это искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, необходимую людям для полноценной жизни и трудовой деятельности [4].

Архитектуру часто называют застывшей музыкой, т. к. она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты.

Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.

Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Стиль барокко в архитектуре – это текучесть и плавность, где сложные неправильные формы вытесняют друг друга, сливаются, образуя единое целое с окружающим пространством. Архитектура этого стиля отличается большим количеством скульптур, колонн и пилястр. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля.

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению архитектуры. А также влияние процессов глобализации, во многом нивелирующих значимость архитектуры барокко. И в стремление сохранить уникальные образцы архитектуры барокко.

Объект исследования: архитектура барокко.

Предмет исследования: шедевры архитектуры стиля барокко

Цель исследовательской работы можно сформулировать следующим образом: выявление особенностей архитектуры русского барокко.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

– узнать историю происхождения термина «барокко»;

– изучить особенности архитектуры русского барокко;

– исследовать творчество Франческо Бартоломео Растрелли;

– проанализировать научный материал архитектуры церквей в стилистике барокко на территории Приволжского федерального округа;

– рассмотреть старейшее здание на территории Мордовии и архитектурный памятник федерального значения – Церковь Иоанна Богослова г. Саранска.

Для достижения цели использовался следующие методы:

– общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания моих одноклассников к архитектуре барокко.

Научная новизна исследования состоит в том, что архитектурное наследие рассматривается в историко-культурном единстве, выявлен, изучен значительный массив новых материалов.

Объем исследовательской работы составляет 18 страниц, использованы 17 источников и литературы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

При написании исследовательской работы использовались научные статьи, словари-справочники, а также статьи из «Википедии», где давалась общая характеристика термину «барокко».

ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

1.1 ПОНЯТИЕ «БАРОККО». ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТЕРМИНА

Барокко один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление, также, слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (итал.la vita barocca)».

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco – использовалось моряками и торговцами для обозначения жемчужин неправильной, искаженной формы. Отсюда, в частности, «perla barocca» (испорченная жемчужина) – слуховое окно в форме изогнутого овала, часто встречающееся в барочной архитектуре. В середине XVI века это слово отмечено в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 года и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной» [2].

Лишь много позднее это слово стали использовать для обозначения конкретного исторического художественного стиля. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория – от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи, он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.

На смену отрицанию постепенно приходило научное осмысление. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные, а использовались для обозначения характерных свойств художественного стиля.

1.2 СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО

Как ни странно, но сам термин «барокко» в России долго не употреблялся и слово «барокко» старательно обходили. Ситуация изменилась только в конце XIX века, когда Султанов (исследователь русской архитектуры) ввёл в оборот термин «русский барокко». Под этим термином понималась архитектура России XVII века (допетровский период). С этого времени принято считать, что в 40-х годах XVII века зародился стиль русское барокко, после чего он непрерывно развивался и завершился в конце XVIII века с последними работами архитектора В. И. Баженова.

Русское барокко – общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII–XVIII веках: ·

– Московское барокко (с 1680 по 1700 годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») – переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. ·

– Строгановское барокко – консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере. ·

– Голицынское барокко – наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией. ·

– Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) – совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга. ·

– Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) – гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями.

Исследователи также хронологически выделяют:

1) ранний период русского барокко – московское барокко, также известное как нарышкинское барокко;

2) средний период – петровское барокко;

3) поздний период русского барокко – растреллиевское барокко. Этот стиль наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления – Ф. Б. Растрелли.

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны:

– большая простота и структурность композиций;

– материалы отделки – гипс и штукатурка, что позволяло использовать окраску;

– яркий контрастный колер – сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий;

– декоративные элементы фасадов зданий – орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит;

– отсутствует такой характерный признак барокко как мистицизм.

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Стиль барокко в современной культуре отражён не только в архитектуре зданий, сооружений, но и в интерьере помещений и конструкции мебели. Орнамент барокко отличается от других стилей разнообразием и выразительностью.

Многие исследователи считают, что благодаря этому в России переход к классицизму был лёгким и естественным.

1.3 ТВОРЧЕСТВО ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

Неоценимую роль в становлении барокко в России сыграли не только русские, но и многие известные иностранные архитекторы. Одним из представителей западной школы, работавших в нашей стране, является Франческо Бартоломео Растрелли.

Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли (родился в 1700, в Париже и умер 29 апреля 1771) – российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Сын обрусевшего итальянского скульптора, служившего при дворе короля Людовика XIV Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744). В 1715 г. Бартоломео Карло Растрелли вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом. Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720 гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.

Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли – каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721–1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.

Растрелли – автор Воронцовского (1749–1758) и Строгановского (1753) дворцов в Санкт-Петербурге. Как писал сам зодчий, их фасады «украшены прекраснейшей архитектурой в итальянской манере».

Уникальность индивидуального стиля Растрелли проявляется в ритмическом многообразии композиции фасадов, что хорошо видно на примере здания Зимнего дворца.

С воцарением в 1762 г. Екатерины II и изменением вкусов великий зодчий уехал в Италию, а затем по возвращении в 1763 году подал в отставку. С уходом Растрелли из российской архитектурной жизни композиционная сложность зданий и, в частности, многообразие ритмической организации фасадов не были ни повторены, ни превзойдены.

В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский,

А. В. Квасов и др. Они оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Петербурге, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский.

Таким образом царствование барокко в России оказалось не долгим.

ГЛАВА 2 АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВЕЙ В СТИЛИСТИКЕ БАРОККО НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

2.1 ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ XVIII ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В настоящее время культовое архитектурное наследие Приволжского федерального округа вовлечено в процесс формирования представлений самых широких слоев населения о культуре края, ее роли в отечественной и мировой культуре.

Городские и сельские церкви XVIII века на территории Приволжского федерального округа были решены в стилистике барокко. Подавляющее большинство зданий имело планировочный тип «кораблем».

В XVII веке на территории Сызранского кремля существовала деревянная «соборная церковь во имя Живоначального Источника» [10]. В 1717 году на ее месте в стилистике барокко был сооружен Христорождественский собор. Основной объем храма выстроен по распространенной в то время композиционной схеме — восьмерик на четверике, к которому с противоположных сторон примыкают алтарная часть с тремя слабо выступающими апсидами и большая трапезная с главным входом. Колокольня отсутствует, потому что использовались колокола соседней надвратной церкви Спасской башни. Восьмерик завершен слегка приплюснутым куполом с граненой луковичной главой на восьмигранной шее. В интерьере пространство разделено арочными проемами. Поперечная ось здания подчеркнута северным и южным входами. Декор здания достаточно скромный – ордерные наличники и декоративные пояса из ступенчатых сосулек под карнизами. Все углы здания декорированы лопатками. Центральный четверик имеет ассиметрично расположенные проемы, что не соответствует стилистике барокко и является рудиментом более ранних сооружений

Храм Ильи Пророка был возведен во второй половине 1770-х годов на берегу реки Крымзы в Сызрани. До этого на данном месте существовала «деревянная, от времени обветшавшая» церковь». Основной объем Ильинской церкви, построенной из кирпича и побеленной по обмазке представляет собой восьмерик на четверике, к которому с одной стороны примыкает алтарная часть с тремя апсидами, а с противоположной – трапезная [10]. Первоначально по обеим сторонам от трапезной были пристроены два придела, и ярусная колокольня. Стены основных объемов прорезаны высокими арочными окнами, которые в четверике имеют обрамления из парных полуколонн с четырьмя перехватами на стволах и пирамидками над капителями, и трехлопастных сандриков. Углы четверика подчеркнуты пучками из трех полуколонн (две большего диаметра и одна тонкая) с перехватами у основания и на высоте одной трети ствола. По верхней части стен основных объемов проходил профилированный карниз. Восьмерик, углы которого фиксированы тонкими полуколоннами, прорезан арочными окнами и завершен слегка приплюснутой кровлей с небольшой луковичной главкой на шее.

Церковь Николая Чудотворца в селе Осиновка была построена в 1714 году графом Меньщиковым. По легенде, церковь стоит на фундаменте булгарского здания, построенного в тринадцатом веке. В описании 1900 года сказано, храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1714 г. Престолов в нем два: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая и в придел во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В настоящее время церковь заброшена, очень сильно разрушена, сломана колокольня и своды трапезной. В интерьере Фрески практически не сохранились. Это характерный для Самарской области пример сельского храма в стилистике барокко. Церковь типа восьмерик на четверике с большой полукруглой апсидой и трапезной с северным Предтеченским приделом. Перекрыт был небольшим утраченным куполом. Барочная стилистика явно читается в ярусности композиции центрального объема сохранившихся элементах декора. Например, на остатках карниза и наличниках окон с фигурными колонками.

Церковь Николая Чудотворца в селе Страхово была построена в стилистике барокко из кирпича на средства помещицы Анны Ивановны Страховой. В 1856 году Г.С. Аксакову было разрешено сделать внутри церкви перестройку, появился Архангельский придел. Церковь одноглавая с колокольней. По оси развиваются входной придел с колокольней, трапезная, основной четверик и алтарь. Четверик более широкий, чем остальные части церкви. Три входа: с запада, севера и юга. Фасад был украшен лопатками и развитыми фигурными наличниками с сандриками.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое в стилистике барокко была сооружена в 1720 и достроена в 1736 годах. Церковь кирпичная. Это бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, завершенный пятиглавием, с трапезной с северным Сергиевским приделом и трехъярусной колокольней, завершавшейся четырехгранным шатром. Декоративное решение типично для барокко. Завершение украшено поясом кокошников под карнизом, окна имеют перспективные наличники с фигурным завершением

Таким образом, особенности архитектурного решения храмов региона состояли: в ярко выраженной цокольной части зданий, которая трактовалась как мощное основание; кубовидном основном объеме; малом количестве небольших по размеру оконных поемов, сосредоточенных в верхней части здания; либо очень мощном завершении центральной части церкви с полноценной ротондой-барабаном относительно плоским куполом и маленькой главкой на высокой шее на нем, либо небольшое, в сравнении с основным объемом здания, завершение покрытия. Характерно большое количество граненых куполов.

В стилистическом отношении культовая архитектура XVIII века была довольно однородна. В регионе сохранилось значительное количество храмов в стилистике барокко. Характерно присутствие в некоторых памятниках архаичных элементов архитектуры предшествующего века. В памятниках раннего барокко были объединены черты архитектуры XVII века и нового стиля, в результате чего, в общественном сознании раннее барокко оказалось, как бы освященным древней традицией, «разрешенным» к использованию [10].

В области объемного решения наиболее интересными представляются бесстолпные, центричные церкви, часто с очень большим подкупольным барабаном, который по сути является ротондой. Для многих храмов периода барокко характерна ярусность силуэта центральной части. Хотя преобладающим планировочным типом церкви является «корабль», основным четвериком и алтарем, встречаются перестройки центральной части таких церквей в крестообразный план за счет дополнительных приделов.

2.2 ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ – ГЛАВНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ САРАНСКА

По мнению специалистов, церковь апостола Иоанна Богослова возникла на заре 17 века, еще до основания Саранска, и изначально была деревянной. Каменное здание возвели в 1693 году – спустя полвека после появления крепости Саранский Острожек. Храм построили в стиле московского барокко (альтернативное и устаревшее название – Нарышкинское барокко). Для этого архитектурного стиля, имевшего актуальность в последние десятилетия 17 века и первые годы 18 века, свойственны широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Стиль затронул не только московский регион, но и весьма отдаленную периферию, – примером как раз служит Иоанно-Богословский храм.

За трехвековое существование Иоанно-Богословская церковь многокракратно подвергалась переделкам и реконструкциям, но в целом композиция облика сохранилась в первоначальном виде. Иоанно-Богословский храм богато украшен килевидными кокошниками и декоративным поребриком. Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены пять декоративных главок – основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича. Интерьер церкви украшает сохранившаяся монументальная живопись в академическом стиле, а также главная достопримечательность – барочный иконостас.

В 18 веке храм расширялся, в результате чего у церкви появились приделы. В начале 19 века к церкви были пристроены колокольня и трапезная. На территории храма Иоанна Богослова также расположена небольшая церковь Богоявления Господня, но это уже современная постройка (появилась в 2003 году).

Закрытый в начале 1930-х годов Иоанно-Богословский храм вновь начал действовать во время Великой Отечественной войны (c 1944 года). В период закрытия в здании церкви располагался архив НКВД – достаточно распространенное явление для советского времени. После «второго открытия» церковь апостола Иоанна Богослова долгие годы оставалась единственным действующим православным храмом Саранска.

Иоанно-Богословская церковь в период с 1991 по 2006 годы была кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Затем эту роль принял Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.

Иоанно-Богословская церковь является старинным памятником православной архитектуры и достопримечательностью всей Мордовии. Увидеть храм собственными глазами можно по адресу: г. Саранск, ул. Демократическая, 28.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-сер. XVIII вв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; динамика, импульсивность; декоративность, живописность, излишество элементов.

2. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.

3. В ходе исследования выявлены следующие особенности архитектуры русского барокко:

– большая простота и структурность композиций;

– материалы отделки – гипс и штукатурка, что позволяло использовать окраску;

– яркий контрастный колер – сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий;

– декоративные элементы фасадов зданий – орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит;

– отсутствует такой характерный признак барокко как мистицизм.

В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к искусству прошлого. Этот интерес выражается в теоретическом и практическом значении, поскольку очень сложно понять сущность новаторства в искусстве и объяснить характер инновации вне связи с пониманием развития традиций. Эстетика современности всё чаще обращается к стилям прошлых столетий.

Поэтому культуру барокко можно определить не только как стиль эпохи, но и как открытую в отношении канонов и правил программу деятельности общества, содержащую в себе цель и бесконечное многообразие средств и форм ее достижения.

И, несмотря на появление новых современных архитектурных течений, никогда не потеряют свое очарование старинные особняки, соборы и дворцы, которые являются своеобразным символом города или страны, где они расположены. Такие здания существуют вне времени и всегда вызывают восхищение и трепет у истинных ценителей архитектурного искусства.

Материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории, обществознания для расширения кругозора и знаний учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись; Konemann – Москва, 2012. – 90 c.

2.Барокко // Википедия – версии энциклопедии на русском языке. – [Режим доступа] URL: // https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 05.12.2020).

3. Барокко в славянских культурах: сборник статей; М.: Наука – Москва, 2012. – 52 c.

4. Бирюкова, Н. В. История архитектуры [Текст] : учеб. пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2006. – 367 с.

5. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко; Наука – Москва, 2009. – 61 c.

6. .Гуляницкий, Н. Ф. История архитектуры [Текст] : учебник для вузов. В 5 т. / Н. Ф. Гуляницкий. – Москва : Стройиздат, 1984. – Т. 1. – 334 с.

7. Жирмунская, Н.А. От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературах; СПб: Филологический факультет СПбГУ – Москва, 2009. – 99 c.

8. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение; Искусство - Москва, 2012. – 87 c.

9. Литвинова, О. А. Русские архитекторы [Текст] / О. А. Литвинова. – Москва : РОСМЭН, 2004. – 364 с.

10. Международный научно-исследовательский журнал. Вып. № 10 (100), ОКТЯБРЬ, Ч. 1 – Екатеринбург, 2020– с. 178

11. Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм [Текст] : репринт.изд. / И. Б. Михаловский. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 288 с.

12. Орнамент барокко и рококо; Издательство В. Шевчук – Москва, 2013. – 66 c.

13. Русское искусство эпохи барокко. Искусство – Москва, 2013. – 51 c.

14. Русское искусство эпохи барокко. Сборник статей; Государственный Эрмитаж – Москва, 2010. – 52 c.

15. Сделано в Мордовии // Иоанно-Богословская церковь <…>. – [Режим доступа] URL: // https://madeinmordovia.ru/bogoslovskaya / (дата обращения 05.12.2020).

16. Тананаева Л. И. Карел Шкрета. Из истории чешской живописи эпохи барокко; Искусство – Москва,– 2013. – 76 c.

17. Шуази, О. История архитектуры [Текст]. Т. 1 / О. Шуази ; пер., доп. и коммент. В. Д. Блаватского, Б. П. Денике, В. В. Павлова, А. С. Стрелкова ; под общ. ред. А. А. Сидорова. – 3-е изд. – Москва : В. Шевчук, 2002. – 575 с.

Просмотров работы: 6169