Когда дети быстро повзрослели

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Когда дети быстро повзрослели

Климов Д.К. 1
1МАОУ “ПКШ №1” Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова
Доброчасов Т.А. 1
1МАОУ “ПКШ №1” Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Эти дети быстро повзрослели.

Так блокада действует на всех.

Голод…

Холод…

Жуткие метели

Выдули из города весь смех.

То, что в нем осталось от бомбежки,

Быстро уходило в злые сны.

Как мечта о супе,

О картошке,

Как мечта о жизни без войны.

(Станислав Прохоренко)

Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Климов. Я часто слышу от взрослых: «Ты

еще маленький», «Подрастешь - узнаешь». Но в тоже время бабушка и дедушка

говорят: «Вот в наше время, в твои года, мы были более самостоятельными, более

взрослыми. В годы войны детям некогда было играть, у них были взрослые заботы».

Я знаю, что детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так

случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с играми и

праздниками.

Эти мальчики и девочки в свои 8-12 лет были очень храбрыми и совершали подвиги

наравне с взрослыми.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой

Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям

1941года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.

Дети и война, дети и голод, дети и смерть – это неправильно, так не должно быть. У

всех детей должно быть счастливое, радостное, мирное детство.

Цель:

Выявление сведений об условиях, в которых жили дети блокадного Ленинграда.

Гипотеза:

- Можно ли считать, что у детей военной поры было детство?

- Предположим, что во время войны дети быстро повзрослели.

Задачи:

1.Проследить судьбы детей в годы Великой Отечественной войны во время блокады

Ленинграда.

2.Убедиться, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые

его сопровождают.

3.Изготовить лэпбук «900 дней и ночей».

Глава 1

22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами и никто не

подозревал, что многое в их жизни перечеркнет одно страшное слово – Война. Этот

день принес горе. Ожесточенные бои шли на всем громадном фронте - от Черного до

Баренцева моря. Но силы были не равными. Враг в начале войны имел преимущества

в танках, авиации и другой боевой технике. Захват Ленинграда был одним из  пунктов

немецкого  плана  «Барбаросса». Фашисты считали, что  в течение лета и осени

Советский Союз  будет разгромлен и город на Неве взят.

В сентябре 1941 года враг окружил Ленинград. Но взять его фашисты не смогли.

Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В

октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В

ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между

льдинами.

К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод».

В окруженном городе было 400 тысяч детей – остались те, кого не успели

эвакуировать.

Хлеб выдавался по карточкам. Нормы постоянно снижались. Детям было положено

125 грамм хлеба. А что это такое 125 грамм хлеба, в котором почти нет продуктов? Сегодня это нетрудно представить. Стандартная буханка черного хлеба сегодня - это в среднем 700 грамм. Стало быть, 125 грамм чёрного хлеба - это примерно пятая её часть. Представили себе этот размер? А теперь сократите его в полтора раза - блокадный хлеб был тяжелее обычного. Причиной тому - примеси. Именно такой, испеченный из всего, что только теоретически можно было употреблять в пищу, хлеб и выдавался в самые тяжелые дни блокады 1941 года. Только 125 грамм и всё!

Ни колбасы, ни сыра, ни макарон, даже картошки не будет. И при этом вам надо ходить на работу каждый день - на завод, ремонтировать танки по 10-12 час, потом идти обратно домой, искать дрова для буржуйки, кормить чем- то детей, таскать воду. И при этом верить в Победу. Вы сможете?

Ежегодно на Пискаревском кладбище проходит акция « Блокадный хлеб Ленинграда». Слушая рассказы блокадников, читая книги о войне, понимаешь : сумев сохранить жизнь, они лишились детства. Слишком много «взрослых» дел пришлось делать этим ребятам. Этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину

состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых,

целлюлозу, обойный клей.

Но и за этим  маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на

морозе, которую занимали ранним утром.

Остановился весь городской транспорт. Перестали работать электростанции.В городе

не было света и тепла, люди пользовались коптилками и буржуйками.

В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

 Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь

ее можно было  брать только из Невы и Фонтанки. Дети, наравне с взрослыми, ходили

к реке за водой.

Несмотря на суровую обстановку было принято решение продолжать обучение детей.

В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным

занятиям в бомбоубежищах школ.

Работали и ясли для малышей. Однажды прямое попадание разрушило дом, где

находились ясли. Дети были в подвале, в бомбоубежище. Коля Ермолаев и Ира

Смирнова (им не было и 12 лет) ползком на животе пробрались в засыпанное

бомбоубежище. Они вытащили всех малышей и спасли взрослых.

Дети потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не

один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках. Дети пилили

дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали

перед ними в госпиталях. 

Весной 1942 года в опустевшие заводы пришли тысячи детей и подростков. В 12-15

лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы,

артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и

сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. 

Весной взрослые и дети делали грядки в парках, во дворах, посреди улиц, где нет

асфальта. Сажали морковку и брюкву.

Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами,

матерями, старшими братьями и сестрами.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами

страны, стала Дорога жизни ;, проложенная через Ладожское озеро. «Дорога жизни»

начиналась в деревне Кобона.

За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось

эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и

стариков.

Почти два с половиной года войска Ленинградского фронта, жители города

героически сражались с гитлеровцами, выдержали натиск врагов и отстояли

Ленинград.

Мужество ленинградцев, доблесть защитников города навсегда сохранятся в нашей

памяти.

Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944

года. 27 января, вся страна поздравляла город со снятием блокады.

9 мая 1975 года был открыт памятник «Героическим защитникам Ленинграда». Более

15 тысяч медалей были вручены комсомольцам и пионерам города.

Глава 2

Я решил узнать, что знают мои одноклассники о Великой Отечественной войне. Я

задал моим друзьям такие вопросы:

1.В каком году началась и закончилась Великая Отечественная война?

2.Кто напал на нашу страну?

3.Что такое блокада и сколько дней она длилась?

4.Чем занимались дети в военное время?

5.Как называется праздник, который отмечает наша страна 9 мая?

Оказалось, что дети очень мало знают о Великой Отечественной войне.

Поэтому мы наметили план работы:

1.Найти информацию в библиотеке по данной теме.

2.Прочитать книги о блокадном Ленинграде.

3.Изготовить лэпбук «900 дней и ночей» и провести его презентацию детям моего класса.

Прочитав рассказы о блокадном Ленинграде, я узнал, каким тяжелым и невыносимым

было положение наших сверстников во время войны. Каким самоотверженным и

героическим был их труд в тылу.

В рассказе «Витька Киселев, Борис Ранг, Стасик Барташевич и фашистский ас»

Витька Киселев со своими друзьями во время обстрела (были дежурными на крыше)

увидел немецкого летчика на парашюте, который застрял в пробоине крыши. Они с

трудом его вытащили во двор и сдали его патрулю. Они были награждены медалью

«За оборону Ленинграда».

В рассказе «Кусочек блокадного хлеба» рассказывается о том, как мальчики

справлялись с голодом. Была первая блокадная зима. В городе не было света, не было

воды. Морозы доходили до тридцати градусов и более. Димка и Фимка считались во

дворе бойцами противопожарной обороны. Они помогали старшим бороться с

«зажигалками» и все свободное время проводили на крыше дома. Димка учил Фиму

есть паек самым «сытным» способом – разделить его на три кусочка. Утром кусочек –

на завтрак, днем кусочек – на обед, вечером – еще кусочек. Так и продержишься весь

день.

В книге «Девятьсот дней мужества» рассказывается о Даше. Ей было 15 лет. Она

вместе с другими школьниками, строила в городе огневые укрепления: в домах –

гнезда для пулеметов, на улицах – баррикады. Даша была бойцом бытового отряда.

Она помогала больным ленинградцам пережить страшные месяцы. Утром Даша

обходила жителей дома, приносила дрова, затапливала печки, получала для жильцов

(больных) по карточкам хлеб. Никогда она бы не отщипнула от чужого хлеба даже

крошечки, хотя ей очень хотелось есть.

Я узнал о жившей в Ленинграде пионерки Тани Савичевой. Ей было 11 лет. Она вела

дневник, в котором рассказала, как погибла ее семья. О нем знают во всем мире.

Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее было

нельзя.

Чтобы поделиться своими знаниями с одноклассниками , я сделал лэпбук «900 дней и

ночей».

Рассматривая лэпбук, мои друзья могут узнать об истории блокады Ленинграда.

«Пройти» по Дороге жизни через Ладожское озеро.

Познакомиться с орудиями и военной техникой, используемой в защите города.

Узнать о занятиях детей в блокадном Ленинграде.

Увидеть, как выглядит хлебная карточка. Узнать о памятниках, воздвигнутых в честь

героев Ленинграда.

А так же можно разгадать ребусы, решить кроссворд; выучить пословицы и поговорки

о войне.

Заключение

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, потеря

прекрасного мира детства. Сегодняшние дети имеют возможность прикоснуться к

Великой Отечественной войне, слушая рассказы ветеранов.

В ходе работы мне очень хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что

пришлось пережить в те страшные годы нашим прабабушкам и прадедушкам, многие

из которых были в то время еще детьми. Дети войны – самые обыкновенные

мальчишки и девчонки. Пришел час, и они показали, каким огромным может стать

маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Память – наша история. Великая Отечественная война не должна быть забыта не

только для того, чтобы не случилось более страшного, но, и чтобы люди помнили, что

человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Я хочу, чтобы у всех детей было счастливое детство.

Список литературы

Дети военной поры / Сост. Э. Максимова – 2-е изд. Доп.- М; Полит 1988.- 320с.

«Блокадных детей просветлённые лица» Художественно-документальные очерки Т.В. Сталёва. Москва-Торопец. Издание «Рита» - 2010. -244с

Дорога жизни. Н.Ходза. Ленинград. Издание «Детская литература» - 1974.

Рассказы об обороне Ленинграда С.Алексеева. Москва. Издание «Дрофа» стр. 80

«Девятисот дней мужества» В. Воскобойникова. Москва. Издание «Малыш»

«За оборону Ленинграда» Лободин М.П. 1976 стр. 34

Просмотров работы: 130