Мой прадед - Герой войны.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадед - Герой войны.

Ильясов Т.М. 1
1МБОУ "Гимназия №14"
Камаева Л.Г. 1
1МБОУ "Гимназия №14"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великая Отечественная война, которая длилась целых четыре года, была самой страшной войной за историю России. 1941-1945 года - эти даты знает каждый в нашей стране, и все вдруг приходят в волнение, когда слышат их, потому что помнят об ужасах и трудностях военных лет. Война унесла более двадцати миллионов жизней. Именно поэтому для россиян слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла, оно трогает струны нашей души и памяти о выживших и погибших, вызывает слезы радости и скорби. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг солдат, медсестер, тружеников тыла, защитивших не только нашу мирную жизнь, но и само звание человека.

Для меня и моих сверстников Великая Отечественная война – это что-то очень далекое. Мы знаем о ней по рассказам взрослых, по фильмам, по урокам, которые проводят в школе наши учителя. Но война не просто в истории, она прошла через каждую семью, и все хранят семейные рассказы о родственниках - фронтовиках, ветеранах. Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей, но я много слышал о ней, ведь она оставила след и в моей семье, который не сотрется временем. Свою работу я посвятил моему прадеду Давлетшину Нигматше Зиганшиновичу. Мой прадед – участник Великой Отечественной войны, но я его совсем не знал, поэтому мне стало интересно провести небольшое историческое исследование и узнать, какой путь он прошел, от детства до войны и о его жизни после Победы.

Таким образом, в работе освещается такой важный вопрос, как: почему участников Великой Отечественной войны нужно считать героями на примере моего прадеда Давлетшина Нигматши Зиганщиновича.

Цель моей работы: Изучить Сталинградское сражение в годы Великой отечественной войны и сопоставить боевой путь прадеда.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Ознакомиться с материалами 62-й армии в годы Великой Отечественной войны, расспросить маму о фактах жизни моего прадеда, популяризовать историю одного Героя войны на основе фактического и наглядного материала.

Объект исследования: военная история рядового связиста Давлетшина Нигматши Зиганшиновича, награжденного медалью «За Отвагу».

Практическая значимость: создать макет «Фрагмент сражения Сталинградской битвы» на основе изученного материала, подарить его школьному музею «Родной край» в раздел «Наши земляки-герои войны», распространять знания экскурсантам музея.

Актуальность: данный труд – это мой вклад к празднованию 100 летия Татарской автономной социалистической республики, 75 – летию Победы над фашизмом.

Методы исследования: изучение научной литературы, семейного архива, встречи трех поколений, беседы с родственниками, обобщение полученных результатов.

Глава 1. Биография прадеда.

1.1. Детство. Жизнь до войны

Мой прадедушка родился в 1919 году в деревне Нижние Тиганы Спасского уезда Казанской губернии, ныне республики Татарстан. Его отец Зиганша и мать Хадича были простыми крестьянами, жили скромно, имели хозяйство. В семье было 11 детей. Мой прадедушка был шестым ребенком в семье.

В детстве мой прадед был очень трудолюбивым, всегда помогал родителям, следил за младшими, прислушивался к старшим. У дома, где жила семья Давлетшиных, протекала река, где вся детвора проводила свободное время.

Мой прадед окончил 7 классов. Работы в доме всегда было много. Земля выделялась только на мальчиков. Посколько мальчиков в семье было 7 мальчиков, земли в семье было много. Обрабатывать приходилось всем: и взрослым, и детям. Сами пахали, сами сажали, сами обрабатывали, сами убирали.

1.2. Фронтовой путь

Но, мирная жизнь наших граждан была нарушена нападением фашисткой Германии 22 июня 1941 года. Внесла свои коррективы война и в судьбу моего прадеда.

В августе 1941 года двадцатидвух летнего прадеда забрали в ряды Красной Армии. Он прошел краткосрочные курсы и стал связистом. Служил в 62 армии.

62-я армия была сформирована в Туле 10 июля 1942 года на базе 7-й резервной армии с непосредственным подчинением Ставке ВГК.

Изначально в ее состав входило шесть стрелковых дивизий, одна из которых была гвардейской, а также танковая бригада, артиллерийские и другие воинские соединения.

Место дислокации 62-й армии — Волгоград (в то время он назывался Сталинградом). Уже 12 июля она была включена в только что созданный Сталинградский фронт.

Состав 62-й армии был весьма своеобразным. Он выгодно отличался благодаря мощным танковым батальонам, которые имели на вооружении по 42 танка (половина из них — средние, а остальные — легкие). Такие батальоны входили в состав каждого соединения, за исключением 196-й стрелковой дивизии.

Стоит особенно подчеркнуть, что ни одна другая армия на тот момент не обладала подобными отдельными танковыми батальонами в таких пропорциях. К тому же каждая стрелковая дивизия была усилена противотанковым и истребительным полком, на вооружении которых находилось по 20 орудий.

В общей сложности 62-я армия имела в своем составе 81 тысячу человек. Численность отдельных соединений колебалась от 11,5 до 13 тысяч солдат и офицеров.

Сталинградская битва - это одно из главных сражений Великой Отечественной войны. Многие историки считают, что оно стало переломным, изменившим весь ход будущего противостояния.

Для 62-й армии битва началась в конце июля 1942 года, когда она столкнулась на реке Чир с 6-й армией вермахта. 23 июля основные силы отражали нападение противника на оборонительном рубеже Суровикино-Клетская. В результате пришлось отступить на левый берег Дона.

Уже к середине следующего месяца армия закрепилась на внешнем оборонительном обводе Сталинграда, продолжая вести упорные бои. С 30 августа перешла в подчинение Юго-Восточного фронта после прорыва внешнего обвода и выхода гитлеровских войск к северу города.

С середины сентября войска на протяжении примерно двух месяцев вели ожесточенные оборонительные бои на территории самого Сталинграда. К завершению этой операции под контролем 62-й армии оказался остров Людникова, район на севере от тракторного завода, несколько цехов завода «Красный Октябрь», а также ряд кварталов в центральной части города.

19 октября на помощь пришли части Донского фронта. Перед генералом Рокоссовским на тот момент стояли важные задачи. Ему приказывалось прорвать оборону противника, чтобы соединиться с подразделениями Сталинградского фронта.

При этом остатки армии продолжали вести бои и после начала наступательной операции. 62-й армии удалось эффективно сковать силы противника, подготовившись к переходу в наступление.

1 января 1943 года армия окончательно вошла в состав Донского фронта. Далее участвовала в операции по ликвидации группировки гитлеровских войск, которые были окружены под Сталинградом.

В годы Великой Отечественной войны от слаженной работы связистов во многом зависела судьба нашей большой Победы. Поэтому так ценна была работа военных связистов, приложивших героические усилия для обеспечения надежного телефонного сообщения на фронте.

С телефонным аппаратом, запасным кабелем и автоматом мой прадед поддерживал связь полка со штабом армии и другими подразделениями. Связь постоянно рвалась. Ползая по земле, укрываясь в воронках, он вновь и вновь искал оборванный провод. В трудных условиях войны мой прадедушка и другие воины-связисты, показывая примеры мужества и отваги, надежно обеспечивали связь в любой обстановке. Днем и ночью, в стужу и в зной, в обороне и в наступлении связисты неустанно и беззаветно трудились для обеспечения бесперебойной связи.

За умелые действия, мужество и отвагу проявленные им в наступательных и оборонительных боях 10.02.1944г. он был награжден медалью «За Отвагу».

1.3. Послевоенная жизнь.

В конце войны мой прадед был тяжело ранен и направлен на лечение в Ульяновскую область. А в августе 1944 года прадеда комиссовали в связи с тяжелым ранением и направили домой, где он встретился с моей прабабушкой. Они поженились в 1946 году и прожили вместе 61 год и вырастили 5 детей.

Вернувшись домой он вновь встал на передовой край, только теперь не фронта, а мирного труда. Работал в сельском хозяйстве комбайнером.

Мой прадед был очень уважаемым человеком. Хоть я и родился через год после его смерти, я рад, что у меня был такой родственник – ветеран Великой Отечественной войны. Я помню и горжусь своим прадедушкой – героем!

Вывод по 1 главе:

Великие дела, подвиги, могут совершать простые люди из небольших городов и деревень нашей такой большой и горячо любимой Родины.

Глава 2. Практическая часть

В ходе проведения исследовательской работы у меня возникла идея воспроизвести один из эпизодов битвы. Как могло бы происходить сражение? Для этого мне пришлось дополнительно изучить литературу о ходе Сталинградской битвы, во что одевались солдаты, каким оружием пользовались.

При создании макета я:

1. Собрал и окрасил технику, персонажей (Приложение фото 1).

2. Подготовил материалы необходимые для создания макета: клей, сода пищевая, краски, смола (фото 2). [2,3,4,5]

3. На подготовленное основание нанес имитацию дороги, травы (фото 3).

4. Установил элементы макета на основание (фото 4).

Вывод по 2 главе:

При изготовлении модели, я сделал вывод, что использование стендовой модели мотивирует к самостоятельному освоению дополнительной исторической литературы, не предусмотренной программой.

Заключение

У меня отчетливо в сознании возник образ героя. Героя войны, героя жизни. Я долго еще думал какая у меня семья, какие у меня корни. Я горжусь ими. Для себя я сделал вывод, что должен вести себя соответствующим образом, не подводить их, не портить имя своего рода, сделать так, чтобы они гордились мной.

Подвиг, совершенный советским народом в Великой Отечественной войне бессмертен, мы будем помнить об этом всегда!

Теперь и моя очередь нести эстафету бессмертия – чтить память о наших предках, восстанавливать и передавать из поколения в поколение духовную память о них. Теперь и я несу ответственность за наше будущее, храня в памяти нашем прошлое.

Моя работа может быть полезна на уроках истории, чтобы на примере моего прадеда, Давлетшина Нигматши Зиганшиновича, рассказывать о простых солдатах нашей Родины, которые спасли 75 лет назад не только страну, но и мир от страшной угрозы нацистских захватчиков, и подарили нам, современным детям и нашим родителям, мирное, прекрасное детство.

Моего прадеда уже 13 лет нет в живых, но моя семья никогда не забудет о том, что он и миллионы других солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны, спасли весь мир от фашизма, чтобы мы могли жить под мирным небом. 

Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я убедился, что мои родные внесли непосредственный вклад в историю страны, принесли и продолжают приносить пользу стране.

Список использованных источников и литературы

1. Исаев А.В., Драбкин А.В. История Великой Отечественной войны. Яуза. 2020-240с

1. А.Завалий. Искусство диорамы. 2004-54с.

2. Журнал «Моделист. Конструктор» 1977-10, 12.

3. Журнал «СтендМастер» №22-23

4. Цейхгауз «Советы моделисту. Пособие для моделистов. Чукашев Э.»

5. Цейхгауз «Уроки моделизма».

6. Итернет-ресурсы

Татарстан в период Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://100.tatarstan.ru/rus/tatarstan-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyni.htm

Интернет-портал Министерства обороны России «Память народа»: Подлинные документы о Второй Мировой войне [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/

Приложение

фото 1 фото 2

фото 3 фото 4

Просмотров работы: 89