Введение
Япония – удивительная страна с многовековой историей. Её культура уже давно вросла корнями в мировую культуру, однако, не потеряла своей самобытности. Она очень своеобразна, чем и привлекла меня. Человеку интересно все новое и неизведанное, поэтому, хоть и многие из нас и наслышаны и японской культуре, но мало знают о ней, поэтому я выбрала данную тему для проекта.
Целью работы является выявление характерных исторических особенностей и основных этапов становления менталитета и философии, определение факторов, повлиявших на развитие японской культуры, общества, государства. Так же мне бы хотелось обратить внимание на проблему сохранения культурного наследия.
Для достижения данных целей работы потребуется:
Описание и рассмотрение истории культуры, начиная с древности и заканчивая современностью.
Анализ исторических и культурных источников.
Поиск изобразительного материала.
Рассмотрение приоритетов развития японской культуры в настоящем и современности.
Для решения задач моего проекта я буду применять методы эмпирические (сравнение, описание, наблюдение) и теоретические (анализ, построение логических цепочек).
2
Глава I. Сущность философии Японии.
1.1. Основные понятия философии Японии и место религии в жизни страны.
Множество различных религиозных направлений сливались в совершенно иные, поэтому точно нельзя назвать религию Японии, здесь каждый человек выбирает её сам.
Течение синтоизма предполагает анимизм – веру в духов «коми». Духи обитают везде: в природных явлениях, людях, их эмоциях, растениях, животных, то есть, всё окружающее представляют духи. Япония имеет особенное географическое расположение – люди бок о бок живут с различными природными бедствиями: тайфунами, цунами, землетрясениями. Именно поэтому японцы бережно и с почтением относятся к окружающей природе.
С появлением военного сословия – самураев – создаётся новое религиозное течение дзен, возникшее от слияния учения саби и буддизма.
Цель этого учения – научить практика заглянуть внутрь себя, постичь
истину и слиться с природой.
1.2. Неразрывная связь человека и природы.
Идея соединения «человек-природа», будто один организм, где все взаимосвязано, тонкой нитью проходит сквозь века истории Японии и её культуры. Справедливо также сказать, что именно эта темы природы основополагающая и объединяющая различные жанры культуры, о которых далее пойдёт речь. Идеи японской философии сквозь века пронизывают культуру и историю, они также активно влияют на западное мышление, начиная с 1868 года – года открытия границ Японии. Веками эта особая философия формировалась в изоляции, только среди народа и религии, от синтоизма до буддизма.
_______________________________________
Источник: http://o-buddizme.ru/strany/filosofiya-yaponii
3
Глава II. Япония на раннем этапе развития.
2.1. Доисторическая Япония – период Гэнси
а) Период Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 год до н. э.).
Культура первобытной (Древней) Японии существовала примерно с III в. до н.э. и до IX в. н.э. Знакомство с ней затруднено из-за отсутствия или небольшого количества исторических документов и записей. Немаловажную роль играет и довольно позднее заявление о себе Японией на международной арене – в III в. н.э., когда многие страны находились на стадии перехода от первобытного общества к средневековому. Также многие исторические записи о жизни Японии тех времён китайские, то есть относятся не ранее как к началу нашей эры. Первые исторические японские источники появились лишь в VIII в. н.э. Это были хроники «Кодзики» (712 г.) и «Нихонга» (720 г.)
Тем не менее, можно сказать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тысяч лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения народов Северо-Восточной Азии, местных племён и племён Тихого океана. Как и везде основу японского первобытного общества составляли рыболовство, собирательство, охота, земледелие; первые религиозные формы – анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Данный период – период Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 год до н. э.) - оставил нам керамические статуэтки, сосуды причудливой формы (см. Приложение, рис. 1,2).
б) Период Яёй (300 год до н. э. — 250 год н. э.) и период Кофун (250-538).
Следующий период соответствует железному и бронзовому веку, характеризуется сельскохозяйственной революцией, ростом населения, социальной дифференциацией, первыми догосударственными образованиями. Условно историки эти два периода объединяют в этап «Доисторическая Япония».
Следующий этап характеризуется появлением государственности, в частности, существованием государства Ямато. В период Кофун появилось это первое государственное образование.
2.2. Древняя Япония – период Кодай.
а) Период Асука (538—710).
Период Асука особенно примечателен в развитии культуры распространением буддизма, появлением централизованного государства китайского образца, составлением первого свода законов «рицурё». Именно в тот период культура Японии переживала своё стремительное становление под влиянием материковых философских и культурных идей. В эпоху правления принца-регента Сётоку (574—622) вместо старого названия «Ямато» государство получило новое - «Япония».
В культуре того времени преобладали новейшие черты корейского и китайского искусства, но одновременно появляется и самобытный японский стиль. Необыкновенный архитектурный ансамбль храма Хорю-дзи, построенный в 607 году, сохранился до наших дней и является древнейшим в мире деревянным сооружением (см. Приложение, рис. 3).
Период с 646 по 719 годы характеризовался распространением так называемой
4
«культуры Хакухо». Её особенностями стало распространение реалистического отображения действительности в скульптуре, живописи и литературе. Часть стихов поэтического сборника «Манъёсю» (759) была написана в этот период. Сборник содержит 265 тёка (長歌, «длинных песен-стихов») 4207 танка (短歌, «коротких песен-стихов») и тд.
Примеры тёки и добавленной к нему танки из данного сборника:
Песня, сложенная принцессой Нукада во время её отъезда в провинцию Оми
Сладкое вино святое,
Что богам подносят люди…
Горы Мива!
Не сводя очей с вершины,
Буду я идти, любуясь,
До тех пор, пока дороги,
Громоздя извилин груды,
Видеть вас ещё позволят,
До тех пор, пока не скроют
От очей вас горы Нара
В дивной зелени деревьев.
О, как часто, О, как часто
Я оглядываться буду,
Чтобы вами любоваться!
И ужель в минуты эти,
Не имея вовсе сердца,
Облака вас спрятать могут
От очей моих навеки?
Горы Мива!
Неужели скроетесь теперь навеки?
О, когда бы в небе этом
Облака имели сердце,
Разве скрыли б вас от взора?
б) Период Нара (710-794).
Эпоху Кодай продолжает период Нара. Это время можно охарактеризовать рассветом культуры, поэзии и буддизма. По оценкам историков-японистов Мещерякова и Грачёва население Японии в те времена составляло около 6 млн. человек. Общество делилось на два слоя: рёмин (добрый люд) и семмин (подлый люд). К первой категории относились чиновники (элита тогдашней Японии), свободные общинники, ремесленники. Под категорию сэммин попадали преступники и их семьи, рабы.
______
Источник: https://history.wikireading.ru/125088
https://ru.qwe.wiki/wiki/Asuka_period 5
Именно в этот период были написаны выше упомянутые исторические хроники «Кодзики» и «Нихон сёки». Были составлены так же поэтические антологии «Манъёсю» и «Кайфусо». Хотелось бы привести в качестве примера отрывки из «Манъёсю»:
Цветок гвоздики
В свои руки взяв
И долго, долго глядя на него,
Так любоваться я хочу всегда —
Как на гвоздику ту — на друга моего.
***
Когда в осенний вечер
Зацветут
Цветы на хаги возле дома твоего,
Мой милый друг, в тот вечер, я прошу,
Ты вспомни обо мне и пожалей меня!
Характерная особенность эпохи – натурализация буддизма, чему поспособствовала политика императора Сёму (701-756). Он объявил себя «слугой трёх сокровищ – Будды, Закона и Общины». Буддизм отделялся как государственная религия, объявлялся «защитником государства», эта религия была особенно почитаемой среди японской элиты.
Японские историки склонны полагать, что Нара – особый период в истории Японии. Отсюда, по их мнению, пошла совершенно новая полоса в развитии страны: Япония перешла к организованному государственно-политическому строю, установился прочный сословный режим и начала развиваться по-новому обогащенная китаизмом японская культура. В известном смысле это и так, но, с другой стороны, не исключена возможность и иного подхода к этой эпохе: ее можно считать не столько началом новой эры, сколько концом, завершением старой. Активно провалилась политика в области просвещения: насаждалось образование по китайскому образцу; пропагандировалось учение буддизма; именно тогда формировалось ядро художественной культуры Японии. Окончательно завершает своё развитие японский фольклор - «сказания». В уже упомянутых «Кодзики» описываются мифы, поедания и легенды в «большом стиле», именно в той форме, в которой они были известны японцам в те времена. «Кодзики» объясняет появление мира и человека, развитие человеческой культуры, происхождение существующего социального строя, отдельных областей жизненного уклада, словом, всего того, что входило в кругозор японцев тех времен.
Мифологическое творчество нашло свой отклик и в завершении жанра японской песни - «вака», получившего и свой метр (пять-семь) и строфические формы (танка, иагаута и ездока). Наиболее известными творцами в этом жанре были Хитбмаро и Акахито.
Живопись тех времён являлась религиозной и изображала сцены жизни Будды. Сохранилось самое ранее творение – фрески на внутренних стенах Конд в храме Хорю-дзи. Стиль живописи схож с китайским из династии Суй или позднего периода шестнадцати королевств (см. Приложение, рис. 4,5)
в) Перод Хэйан (794 – 1185).
Эпоху Кодай продолжает следующий период – Хэйан. Интересно, что слово «Хэйан» переводится как спокойствие, мир.
В это время японская власть переживала гнёт могущественного рода Фудзивара. Начало формироваться военное сословие самураев (буси). По рекрутской системе, действовавшей ещё в период Нара, в число армии набирались взрослые мужчины,
зарегистрированные в придворных списках (система «гундан хэйсисэй»). От каждой провинции набиралось около тысячи солдат, а провинций насчитывалось 60.
К концу X века императорский дворец стал местом не только политических деяний, но и хранилищем процветания культуры. Его украшали лучшие творения знаменитых мастеров, там регулярно проходили музыкальные и поэтические турниры, различные игры, также дворец видел известнейших деятелей искусства того времени. Основным учебным заведением для детей аристократов была Палата наук, включавшую в себя 4 отделения: математики, юриспруденции, китайской классики, истории и словесности. В период Хэйан окончательно китайская культура вошла в японскую. Даже несмотря на распространение учения буддизма и его влияние, для японцев прежде всего стояло внешнее совершенство и только на втором месте – моральные ценности и принципы.
В развитии музыки можно отметить возникновение жанра гагаку, остававшегося популярным при императорском дворе в течение веков. Принято разделять гагаку на три составляющих: собственно исконно японскую синтоистскую религиозную музыку и народные песни — саибара, комагаку (корейскую традицию) и тогаку — танскую традицию Китая. С этим жанром тесно связан японский традиционный театр Но. Гагаку исполняется на различных инструментах: духовых (хитирики, сё, рютеки и т.д.), струнных (гаку-бива, куго, кото) и ударных (сёко, какко и и т.д.) (см. Приложение, рис. 6,7). В живописи необычайную популярность обрёл национальный стиль Ямато-э, изображавший повседневную японскую жизнь и пейзажи. Пейзажи Ямато-э вслед за стихотворениями вместо китайской сливы стали воспевать японскую вишню, вместо волшебных гор рисовые поля, а китайские эстетические принципы заменило понятие моно-но аварэ – типично японская эстетическая концепция «печального очарования вещей». В это время появились мотивы, позже укоренившиеся в японском изобразительном искусстве: кролики в высокой осенней траве, олени, бегущая вода и волны, персики, дикая хризантема.Ямато-э отличается сильной стилизацией фигур и лиц, сочными красками, яркими пигментами, обильным использованием золота, высокой точкой композиции (действие будто разворачивается перед зрителем как на ладони, свысока), приёмом «фукуки ятай», что означает буквально: «сдутая крыша», и
Источник: https://studfile.net/preview/6200372/page:2/ 7
часто изображаемые на картинах Ямато-э полосы облаков, делящие их на отдельные сегменты и поддерживающие последовательность повествования.
В литературе развивается как поэзия, так и проза. Писались исторические хроники, повести и романы, необычайного расцвета достигла дневниковая литература, появился новый жанр – дзуйхицу, что означает «вслед за кистью». Автор дзуйхицу при написании этой короткой прозы не задумывается над литературностью своего написания. Таким образом записывались мимолетные воспоминания, впечатления или бытовая сценка.
Глава III. Японская культура в Средние века. Период Тюсэй.
3.1. Период Камакура (1185-1333).
Открывает новую эру период Камакура – время междоусобиц и господства сословия самураев. Примечательно так же то, что именно в это время страна приобрела свой собственный флаг.
В эпоху Камакура бурно развивающаяся письменная культура значительно опередила устную: в отличие от остальных литератур других стран, роман последовал за эпосом, а не наоборот. Возник новый жанр устного рассказа катаримоно: монахи бродили по городам со струнными музыкальными инструментами и распевали о недавних сражениях и о других исторических событиях, что-то вроде нашей русской былины или песни. Так же притерпевшаяся изменения и язык. В отличие от прошлой эпохи, когда бытовал лишь чистый японский язык, в период Камакура в него вошёл и пласт китайской лексики, органично создавая совершенно новый язык из двух разных, имеющих разную основу и корень. В средневековой Японии впервые возник жанр исторического сочинения, и первое произведение - «Гукансё» («Мои личные выборки», 1220 г.) – было посвящено философии истории.
В изобразительном искусстве возник жанр эмакимоно, он предполагал полное динамики и драмы изображение на длинном свитке, часто показывающее бытовую сцену. Так же новшеством не только для изобразительного искусства, но и для скульптуры, стал портрет. Это были первые нерелигиозные изображения в японской культуре реальных людей. Все так же сохранялись литературные турниры, стали создаваться литературные ведомства.
3.2. Период Реставрация (возрождение) Кэмму (1333-1336).
Это время абсолютистского правления императора Го-Дайго, желавшего коренным образом реформировать Японию и превратить ее в централизованную монархию. Эта деятельность закончилась расколом и восстанием самураев. Императорская династия разделилась на две части: северную в Киото и южную в Ёсино.
3.3. Период Муромати (1336-1573).
Культура Муромати объединила в себе влияние самурайская и аристократии, дзэн-буддизма и китайской культуры.
Примечательно распространение в то время столичной культуры по регионам –
аристократия и монахи покидали разорённые столицы и двигались в провинциальные регионы. 8
Культуре начала 15 века были присущи великолепие и величественность (главное творение – театр Но), а уже позже возникло учение ваби и саби, предполагающую простоту и изысканность. Впервые возник кабинетный стиль интерьера, начали строить каменные японские сады, изготавливать композиции икебана. Художники творили в новом монохромном стиле суми-э одновременно с красочным стилем ямато-э (см. Приложение, рис. 8).
В провинциях при храмах стали появляться школы для крестьянских детей и знати. В литературе возникли стили рэнга и отогидзоси. Кулинары впервые стали использовать соевый соус и мисо. Традиционным стало проведение праздников, например, Обон, танцами. В Японии впервые получает распространение огнестрельное оружие – в страну его завезли португальцы.
Глава IV. Япония в Новое время (Кинсэй).
4.1.Период Адзути-Момояма (1573-1603).
Новое время начинает свой отсчет с периода Адзути-Момояма. Данная эпоха связана с окончание раздробленности Японии. Это историческое явление связывает с именами «трёх объединителей»: Оды Набунаги, Тоёми Хидэёси и Токугавы Иэясу. Теперь страна разделилась на клан Ода и клан Тоётоми (см. Приложение, рис. 9).
Набунага очень интересовался иностранными культурами, а в особенности западноевропейской. Благодаря ему в период Адзути-Момояма Япония получилась медицинские науки, европейские научные открытия, новые методы печати и рисования, астрономию, географию и новые пищевые продукты. Набунага получил возможность торговли с чужеземными странами, а вместе с ними и винтовку «спичечный замок». Также он решил обратиться к христианству, хотя сам никогда не прежде не имел к нему никакого отношения; убил сопротивляющихся буддистских монахов и сжёг храмы, дабы уменьшить влияние буддизма в Японии. Некоторая «европеизация» проходила посредством европейских миссионеров.
Архитектура того времени базировалась на понятиях «слава, богатство, великолепие» - сами постройки напоминали замки и всегда внешне украшались позолотой, внутренне – картинами современных и известных художников того времени.
Стало набирать популярность гедонистическое учение: удовольствие – смысл жизни, отсюда появилась мода на яркое, красочное, новое и необычное. Данное учение дало корни нарочному театру Кабуки, который впоследствии станет самостоятельным жанром театра (см. Приложение, рис. 10, 11).
Глава V. Япония в Новейшее время (Киндай).
5.1. Период Токугава или Эдо (1603-1868).
В японской истории так назван период правления клана Токугава, одновременно с этим это переход от феодальной Японии к контролируемой и довольно современной, но изолированной стране.
_______________________________________
Источник: http://design-kmv.ru/stili-i-zhanry/stili-zhivopisi/yamato-e.html
http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/yaponskie-muzykalnye-instrumenty 9
Примечательно для этой эпохи распространение на политику и на национальное сознание различных учений и идеологий. Особое влияние и распространение получило учение, основанное на конфуцианских верованиях и признанное государством, чжусианство – своеобразная интерпретация философа Чжу Си. Оно предполагало подчинение и уважение к старшим, незыблемость существующего государственного порядка. Несомненно, данные и прочие другие идеалы импонировали правящим кругам, и вскоре чжусианство стало признанной общей религией. Другое наименее популярное у власти и наиболее у народа учение сингаку провозглашало основные «источники» успеха, процветания и благополучия – трудолюбие, бережливость и собственный интеллект. Именно этим руководствуются японцы и на сегодняшний момент. Деятель Хирата Ацутанэ провозглашал «божественное» происхождение всех японцев, соответственно и единство нации, националистические идеи (что особенно важно), он проводил исследования японской культуры и ее памятников, чтобы доказать самобытность развития японского народа, в отличие от других культур. Особенно важна в общественной мысли того времени идея превосходства японской расы над другими, которая в дальнейшем разрушит династию Токугава и определит внешнюю политику Японии уже в следующем периоде ее развития.
В сферу культуры внесли свой вклад Ихара Сайкаку, творивший в прозе, и известнейший Мацуо Басе – поэт нового жанра хокку. Хокку или хайку – это трехстишие, жанр, в основном, городской литературы, который смог успешно полюбиться и высшим кругам за свои лаконичность, минимализм и своеобразную «проницательность» изображения человеческой личности сквозь призму природы. Вообще, хокку еще можно назвать своеобразным отражением культуры и любви японцев к окружающему миру, единения в духовном плане человека и природы:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
***
Богачи лакомятся вкусным мясом, могучие воины довольствуются листьями и кореньями сурепки. А я – просто-напросто бедняк.
Снежное утро,
Сушеную рыбу глодать одному –
Вот моя участь.
***
Что глупей темноты!
Хотел светлячка поймать я –
И напоролся на шип.
Хокку состоит всего из нескольких строк, но с помощью небольших и очень
10
точных штрихов способно создавать целую картину жизни и природы в одном целом. Здесь очевидна взаимосвязь в японской культуре живописи и поэзии, да и вообще всего искусства в целом. Оно заменило аристократический громоздкий жанр стихосложения – танка.
Впервые появляются гейши и сумо как вид борьбы. Аристократия того времени тяготела к роскоши, поэтому гейши, которые обучались искусству развлечения, ведения тонкой и остроумной беседы с клиентами, стали новой потребностью и высших слоев общества (см. Приложение, рис. 12). А по мнению историков, сумо впервые могло упоминаться или родственная ему борьба еще в VII веке. Интересна ритуальная сторона сумо. Например, перед началом поединка все борцы выходят на площадку, совершая круг почета, а завершает эту церемонию «главный чемпион» - ёкодзуна, топая поочередно то левой, то правой ногой, чтобы отогнать злых духов. Далее борцы натираются солью для очищения, а также разбрасывают ее вокруг себя.
5.2. Период Реставрация Мэйдзи (1868-1912).
Наступил переломный момент в истории Японии. Добровольная изоляция Японии от других стран прервалась – инициатором отношений стали сначала США; Япония была удобной перевалочной базой для торговли с Китаем, которая активно велась в то время. Однако, вскоре на последовавший отказ Японии открыть свои границы для других стран (к США присоединились Англия и Нидерланды) Америка пригрозила вооруженным восстанием. Японскому правительству ничего не оставалось, как беспрекословно выполнить все условия американского торгового договора, который был невыгоден для самой Японии и для ее слаборазвитой традиционной экономике.
С тех пор западное влияние прочно вошло в изолированную японскую культуру, смешиваясь и переплетаясь, словно корнями, с древней мудростью философов страны Восходящего Солнца.
Следуя из предыдущего периода, националистические идеи «перекочевали» в данную эпоху, что сильно отразилось на внешней политике (например, Русско-японская война, оккупация Кореи и Японо-китайская война).
После Гражданской войны 1863-1867 годов династия Токугава пала, уступив свое место Мэйдзи, проведшего великие реформы в 1868-1873 годах и установившего капиталистический путь развития Японии. Было провозглашено равенство всех людей, изменены названия слоев общества: кидзоку (высшая аристократия), сидзоку (низшая знать) и хэймин (простой народ), также был снят запрет на брак представителей из разных сословий, что, конечно, увеличило социальную мобильность. Введены рекрутские повинности, и, как последствие, уничтожен институт самураев, также им запретили носить при себе мечи, что являлись отличительным знаком самураев. Крестьяне получили право арендовать свои наделы, однако должны были выплачивать земельный налог (новшество). Число крестьян-арендаторов составило около 70% от числа всего населения.
Источник: Хокку : [японские трехстишия] / пер. со старояп., предисл., коммент. В.Н. Марковой. – Москва : Эксмо, 2019. (Золотая коллекция поэзии). 11
Теперь каждый человек мог заниматься торговлей – были отменены таможенные границы внутри страны и введена общая национальная валюта.
Во время реставрации Мэйдзи японские связь, транспорт, наука, торговля и даже быт активно развивались в капиталистическом направлении (в 1872 году, например, вместо лунного календаря был введен общеевропейский); в моду постепенно входило европейское платье и вскоре стало повседневным, женщины делали прически по европейскому образцу, следовали западной моде.
В культуре и искусстве, опять же, появился известный нам Запад. В кругах интеллигенции зрело недовольство и мысли о возрождении «изоляционной» Японии. То есть два веяния задавали развитие культуры конца XIX века: официальный и неофициальный.
В изобразительном искусстве возрождается идея японской самобытности: на фоне западной культуры возрождаются традиции чайной церемонии, разрабатывается техника выращивания в специальных условиях карликовых деревьев – бонсай. А прикладное искусство спас от вымирания интерес иностранцев к традиционным изделиям, например, различным фарфоровым фигуркам, статуэткам и т.д.
5.3. Период Тайсё (1912-1926).
Данная эпоха связана с именем императора Тайсё, с массовыми протестами, борьбой за Конституцию, борьбой за избирательное право (в том числе и женщин) и демократическими настроениями в государстве. Социалистические и коммунистические влияния на внутриполитическую жизнь Японии оказала и революция в России. В ответ на это правительство издает репрессивный закон «О поддержании государственного порядка», происходит активизация общественной мысли: по новой идее властей император должен признаваться таким же политическим органом как и парламент; то есть здесь происходит попытка связи монархии и народа, переосмысления конституционных законов. Появляются первые партии (например, КПЯ – коммунистическая партия Японии).
В целом, можно отметить рост радикальных революционных идей, а также более реформистских (новый политический строй и прочие перемены) идей в общественной мысли и культуре того времени.
До Японии добрался и джаз. Традиционное искусство сохранялось (театр Кабуки, Но и т.д.), однако претерпевало существенные изменения. Многие художники увлеклись западными жанрами: импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом, фовизмом. В литературе развивались совершенно новые для Японии жанры реализм, эстетизм и гуманизм.
Глава VI. Япония в Современности (Гэндай).
6.1. Период Сёва (1926-1989).
На время периода Сёваприходится Вторая мировая война, война с Китаем, приход к власти военных, «японское экономическое чудо».
В 1925 году был издан закон запрещающий любые партии. Новая идеология – милитаризм – предполагала военное господство, сила армии равнялась силе самой нации.
12
Особо примечательны даты 6 и 9 августа 1945 года, когда в ответ на отказ Японии сдаться на условиях союзников США сбросила атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Как известно, эти города до сих пор оправляются от этой разрушительной трагедии.
Соответственно, в период Сёва западная культура еще интенсивней проникает в культуру японскую. В качестве примера можно привести хотя бы распространение
по всей стране железных дорог, различие места жительства и места работы (раньше там где жили там и работали), до 60-70-х годов жилье обычного японца напоминало слияние традиционного и военного или современного, а уже после – практически не отличить от среднестатистической квартиры европейца или американца. В послевоенный период города начинают застраивать жилыми многоквартирными районами, в целях более быстрой и простой реабилитации населения после войны и из-за его активного роста. Даже такое не совсем комфортное жилье было доступно среднеобеспеченным японцам, но большая часть домов была деревянной, часто без кухонь, ванн и канализации. Архитектура того времени сочетала традиции и современность.
Претерпевает огромные изменения и литература. В 50-60-х годах становится крайне популярным детектив и «промежуточная литература». Главной идеей становится философское отношение к миру и поиск внутренней душевной красоты. В 50-х годах главный герой произведения отрицает прошлое своей страны, хотя и не способен что-либо изменить, в 60-х – человек ищет свое место в обществе, и, так и не найдя его, приходит во внутреннее опустошение. Кавабата Ясунари стал первым японским писателем, удостоенным Нобелевской премии.
Театральное искусство обращает свой взор на традиционный театр Но, число его постановок резко возрастает. Также не остаются незамеченными произведения мировой драматургии. Появляются опера и балет.
В 50-е годы правительство реформировало образование: сначала начальную и среднюю ступени, а затем и высшую.
Идеология «нового патриотизма» призвана воспитывать молодежь и новые поколения как послушных и самых преданных работников, растворяющихся в работе. Справедливо полагать, что нация слишком восприняла эту философию нового времени: каждый год десятки человек решают свести счеты с жизни, потеряв работу по той или иной причине. Местом для суицида они выбирают лес Аокигахара в нескольких километрах от Токио.
К сожалению, в на весь мир печально известном «лесу самоубийц» погибают в год от 50 до 100 человек.
Так же в послевоенный период начинают свое развитие технологии, производство машин, собственный кинематограф (кстати, первый кинотеатр был открыт в 1903 году), мультипликация и многое другое, благодаря чему современный человек знает о Японии и ассоциирует с ней.
6.2. Период Хэйсэй (1989-2019) и период Рэйва (с 1 мая 2019 года).
Данный период связан с именем правления 125-го императора Акихито, а в переводе с японского период можно назвать «Установление мира».
13
Начало нового времени пришлось на независимость и силу Японии в экономическом плане, а завершилось финансовым кризисом и мировым кризисом 2008 года,
еще более усугубившем его, и отречением императора в пользу своего сына принца Нарухито, который находится на троне в наше время (новый период Рэйва с 1 мая 2019 года).
Заключение
7.1. Место японской культуры в мире.
Несомненно, своей самобытностью и необычайностью культура страны Восходящего Солнца покорила сердца многих деятелей искусства, да и вообще всех людей. Не зря во многих ВУЗах появился факультет востоковедения. Мы до сих продолжаем восхищаться древними гравюрами, которые не похожи по стилю ни на одни другие, историки с увлечением открывают всё новые черты японской истории и памятников культуры; искусствоведы изучают живопись и литературу. Уже никого не удивишь этой культурой Востока – необычными медицинскими практиками, которые, как говорят, гораздо эффективнее и полезнее европейских методов лечения. За многие века развития культура Японии подарила миру свой бесценный вклад в мировую культуру, сделав ее достоянием и сокровищем.
Особенно мне бы хотелось отметить влияние Японии на западную культуру.
Эпохой японизма даже называется период с конца XIX века и до 20-х годов XX века. Особенно это заметно в живописи. Новые жанры, возникшие после открытия Японии в 1868 году (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, ар-нуво, модерн), особенно отчетливо это демонстрируют (см. Приложение, рис. 13-17).
7.2. Необходимость сохранения культурного наследия.
По моему мнению, на сегодняшний день данная проблема стоит в одном ряду с проблемой сохранения экосистемы нашей планеты и ее загрязнения, то есть является глобальной. Это касается не только описанной мною культуры Японии, но и в культуре каждой страны есть подобные пробелы. Пусть это даже самая, казалось бы, незначительная традиция незначительной народности, которая с течением времени, прихода современного мира в их изолированную жизнь исчезает. Молодое поколение не собирается продолжать эту многовековую традицию их дедов. Тогда подобные проблемы нужно выносить на государственный уровень.
И конечно, я призываю всех людей и, особенно, молодое поколение к осознанному отношению к памятникам культуры своей родины.
_______________________________________
Источник: https://history.wikireading.ru/125088
14
Список используемой литературы.
1. Хокку : [японские трехстишия] / пер. со старояп., предисл., коммент. В.Н. Марковой. – Москва : Эксмо, 2019. – 320 с. – (Золотая коллекция поэзии).
2. http://design-kmv.ru/stili-i-zhanry/stili-zhivopisi/yamato-e.html
3. https://history.wikireading.ru/125088
4. https://studfile.net/preview/6200372/page:2/
5. http://o-buddizme.ru/strany/filosofiya-yaponii
6. http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/yaponskie-muzykalnye-instrumenty
7. https://ru.qwe.wiki/wiki/Asuka_period
Приложение
Рис. 1 Рис. 2. Храм Хорю-Дзи, рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 (сё)
Рис. 7 (кото) Рис. 8
Рис. 9. Рис. 10 Рис. 11
Рис. 12
Винсент Ван Гог (постимпрессионизм; влияние японизма особенно заметно) (рис. 13)
Эдгар Дега (импрессионизм) (рис. 14)
Михаил Врубель (символизм) (рис. 15)
Густав Климт (ар-нуво или модерн) (рис. 16)
Альфонс Муха (ар-нуво) (рис. 17)