Храмы-музеи Золотого кольца

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храмы-музеи Золотого кольца

Гольников С.В. 1
1МОУ Раменская СОШ №5
Родионова Ю.А. 1
1МОУ Раменская СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время возрастает интерес к храмам не как к объектам религиозного культа, а как части истории нашего Отечества. Важнейшим туристическим маршрутом России является золотое кольцо. Золотое кольцо России — туристический маршрут, проходящий по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центрам народных ремёсел.

Автором термина и самой идеи кольцевого маршрута является журналист и литератор Юрий Бычков, опубликовавший в газете «Советская культура» в ноябре — декабре 1967 года серию очерков о древнерусских городах под общей рубрикой «Золотое кольцо».1 Позднее это название было присвоено туристическому маршруту.

В Золотое кольцо традиционно включают восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.2

Мы проанализировали данные города на предмет наличия храмов-музеев и выбрали три наиболее интересных, на наш взгляд:

Ярославль, церковь Ильи Пророка

Владимир, Успенский собор

Кострома, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Храм-музей — музей-памятник, созданный на основе музеефикации единичного памятника культовой (преимущественно православной) архитектуры с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация.

Музеем-храмом принято считать только памятник, музеефицированный как музей, когда средства музейной интерпретации направлены на раскрытие значения самого памятника. Церкви, приспособленные под посторонние экспозиции, не связанные с самим памятником, к музеям-храмам не относятся. Характер экспозиции в музее-храме диктуется в первую очередь сохранностью памятника. В зданиях высокой степени сохранности максимально сохраняется подлинный интерьер, дополняемый информацией по истории храма, его художественных особенностях, реставрации и т.п. При низкой степени сохранности в интерьере создается типологическая экспозиция храмового интерьера на определенную дату или в пустом интерьере создается экспозиция, раскрывающая историко-художественное значение памятника.

Сеть музеев-храмов складывается в России в первое послеоктябрьское десятилетие. После 1927 г. происходит закрытие подавляющего большинства музеев-храмов как идеологически вредных. Этот тип музеев возрождается заново после Великой Отечественной войны, в 1970-80-е гг. Приобретает широкое распространение и многообразие форм. С начала 1990-х гг. Значительное число музеефицированных памятников культовой архитектуры были возвращены РПЦ, сохранившиеся музеи-храмы, как правило, совмещают функции музея и культового здания.3

Цель работы – изучить историю храмов-музеев Золотого кольца как часть истории России.

Задачи данной работы:

Изучить историю и реликвии храмов-музеев Золотого кольца.

Проанализировать экскурсионную ценность храмов-музеев Золотого кольца.

Определить историческую ценность храмов-музеев Золотого кольца для истории России.

Объектом исследования являются храмы-музеи Золотого кольца.

Предметом исследования – историческая ценность религиозных объектов Золотого кольца.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что храмы-музеи Золотого кольца обладают большой исторической ценностью.

1. История храмов-музеев

История храмов-музеев Золотого кольца показывает их историческую ценность как для России в целом, так и для посетителей в частности.

1.2. История церкви Ильи Пророка в Ярославле

Нарядная церковь Ильи Пророка в центре Ярославля видна издалека. На площади, посреди которой она расположена, замыкается сразу несколько улиц, так что храм становится во главе радиально-кольцевого градостроительного плана. Редчайший памятник русского искусства, Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством самобытности и красоты провинциальных городов 17 века. Уникальность её заключается ещё и в том, что церковь сохранилась до нашего времени в первозданном виде, практически без изменений. Храм был построен в 1647—1650 гг. по заказу влиятельных купцов братьев Скрипичных на их личном подворье.4 Он представляет собой сложный гармоничный ансамбль из основного пятиглавого четверика с пятью луковичными куполами тёмно-зелёного цвета, крытого галерей по его сторонам, восьмигранной колокольни и Ризположенского придела.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви5) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы.

Редчайший памятник русского искусства, Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством самобытности и красоты провинциальных городов 17 века.

Внешнее убранство церкви роскошно: каждый фасад имеет своё художественное решение, углублённые окна обрамлены наличниками, фактурность придают арки и профилированные ширинки, барабаны украшены поясами и окружены кокошниками, привлекают внимание нарядные изразцы. С трёх сторон, кроме алтарной, по периметру храма идёт двухъярусная галерея. С севера и запада входами на галерею служат два крыльца, украшенные декором и узорами. Фронтон западного крыльца, открытого на площадь, дополнительно украшен фреской «Распятие».

Росписи на стенах конца 17 века, выполненные артелью костромских художников в сотрудничестве с ярославцами, сохранились почти без повреждений. Не надо быть сведущим в тонкостях библейских сюжетов, чтобы оценить мастерство художников, восхититься сочностью и красочностью фресок.

Помимо росписей в храме сохранился резной алтарный иконостас в барочном стиле конца 17 века, царские врата 16 века, напрестольная сень ажурной работы и уникальные старинные иконы.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле имеет древнюю богатую историю и высокую степень сохранности, чем привлекает туристов со всего мира.

1.2. История Успенского собора во Владимире

Успенский собор – уникальный памятник белокаменного зодчества 12 века. Построен князем Андреем Боголюбским как главный храм Северо-Восточной Руси и сыграл ключевую роль в утверждении политического и религиозного влияния новой северной столицы – Владимира вопреки Киеву.6 Собор обозначил и особую приверженность культу Богородицы во Владимире. Занимает самую выгодную точку городского рельефа, виден при подъезде к городу издали, особенно хорошо – с юга и с востока.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

В соборе совершалось возведение на великокняжеский престол, которое только с 1428 году перенесено в Москву.

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики.

В 1411 году, в ходе междоусобных войн, суздальско-нижегородский княжич Даниил Борисович послал на Владимир своего союзника — татарского царевича Талыча, войско которого не гнушалось грабежами храмов; пострадал и Успенский собор. Однако значительная часть ценностей была сохранена благодаря ключарю отцу Патрикию, который успел их спрятать, а потом принял мученическую смерть под пытками, но так и не выдал язычникам место нахождения храмовых святынь.7

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор под руководством академика Забелина отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.

В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.8

Главной святыней Собора со времен Андрея Боголюбского была Владимирская икона Богоматери, написанная по преданию, самим евангелистом Лукой. В 1395 году эта икона уехала в Москву, в Кремль, вслед за митрополичьей кафедрой. Там она и находится, в храме при Третьяковской галерее. Владимирская епархия на возвращении иконы не настаивает.

От первоначальных фресок 12 века до наших дней сохранились только фрагменты, например, изображения пророков в верхней части храма.

В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастера Данило Конник да Андрей Рублев», то есть Даниил Черный и Андрей Рублев. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части Собора. Большинство дошедших до нашего времени фресок выполнены в 19 веке.

Успенский собор во Владимире является одним из важных памятников истории России, чем привлекает туристов со всего мира.

1.3. История Ипатьевского монастыря в Костроме

Белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей.9 Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

Согласно поздней легенде, монастырь был основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Современные исследователи считают мурзу Чета мифической фигурой, а «Сказание о князе Чете» генеалогической легендой, призванной придать княжеский статус роду Годуновых.10

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 сёлами.11

На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах был возведён храм, посвящённый священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова; каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновы сделали многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.

В годы Смуты монастырь пережил период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.12

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря.

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея император посетил несколько знаковых городов, в том числе Кострому. В Костроме Николай II посетил монастырь и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

Возрождение Ипатьевского монастыря как святыни русского Православия началось вскоре после торжественного празднования Тысячелетия Крещения Руси, положившего начало установлению новых взаимоотношений между Церковью и государством. 23 ноября 1989 года впервые после многих десятилетий забвения епископ (ныне – архиепископ) Костромской и Галичский Александр совершил молебен и панихиду в Троицком соборе. В октябре 1991 года Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь был зарегистрирован как юридическое лицо. 8 января 1992 года в Троицком соборе епископ Костромской и Галичский Александр совершил первую после 1922 года Божественную литургию.13

2. Реликвии храмов-музеев

Реликвия – это вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной.14К числу реликвий относятся, например, мощи. Именно реликвии в храмах-музеях имеют большую ценность не только для паломников, но и для туристов, интересующихся историей России. Они являются ценными музейными экспонатами.

2.1. Реликвии Церкви Ильи Пророка в Ярославле

К завершению строительства церкви Ильи Пророка, ярославские купцы Скрипины, которые выделили деньги на постройку, были одарены патриархом Иосифом, с дозволения царя Алексея Михайловича, редчайшей священной реликвией - частицей ризы Христа. В 1625 году посол персидского шаха Аббаса в Москве торжественно вручил патриарху Филарету золотой ларец, где находилась «часть некоторая полотняная, как бы красновата, соткана из льну». Посол сообщил, что это - риза Христа и найдена святыня в Грузии, в ризнице митрополита, во время завоевания страны персами в 1613 году.15

От ризы, по преданию, стали происходить чудесные исцеления, подлинность ее была засвидетельствована на совете у патриарха представителями греческой и русской церкви. Было установлено учредить празднование в честь этого события 27 марта, позднее праздник был перенесен 10 июля.

В первые десятилетия от ризы, хотя и редко, отделяли частицы и присылали в дар как знак особого расположения, но в 1681 году при патриархе Иоакиме соборным постановлением было запрещено это делать.

Получение святыни был настолько значимым событием для Скрипиных, что была произведена перестройка церкви Ильи Пророка - сооружен шатровый Ризоположенский придел. Форма заверения придела могла подчеркивать ценность находящейся в нем святыни, ее значимость не только для храмоздателей, прихода, но и для всего города.

2.2. Реликвии Успенского собора во Владимире

Собор сохраняет настенную живопись XII – XIX веков, включая фрески Андрея Рублева и Даниила Черного начала XV века. За фрески Рублева десятилетиями идет борьба со временем, влажностью и перепадами температуры. Ценнейшие росписи не были рассчитаны на 600 лет в нашей климатической зоне.

В древнем некрополе собора – более 40 захоронений владимирских князей и архиереев, в том числе святых. Самые важные мощи в соборе: мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского, мощи святых благоверных князей Георгия и Глеба Владимирских, частицы мощей святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного великого князя Александра Невского.

2.3. Реликвии Ипатьевского монастыря в Костроме

Сокровища монастыря: богатая стенопись, выполненная Гурием Никитиным, пятиярусный золоченый иконостас в Троицком соборе, богатая библиотека, в числе которой Ипатьевская летопись — вещь уникальная по своей важности.

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Древней святыней Ипатьевского монастыря, до настоящего времени пребывающей в нем, является икона «Богоматерь Тихвинская», удивительный по красоте и духовной глубине памятник. Икона издревле почиталась в монастыре как чудотворная. В краеведческой литературе середины XIX века икона связывается с вкладами XVII века в Ипатьевский монастырь царя Михаила Федоровича Романова.

В 1626 году по повелению царя и по благословению Патриарха Филарета, в Ипатьевский монастырь была прислана бесценная реликвия – часть Ризы Господней, в память о призвании Михаила Федоровича в сей обители на царство. В течение трехсот лет часть Ризы Господней хранилась над Царскими вратами Троицкого собора Ипатьевского монастыря в специальном драгоценном ковчеге, лучевидно обрамленном позолоченной резьбой.16

3. Экскурсионная деятельность храмов-музеев

3.1. Церковь Ильи Пророка в Ярославле как храм-музей

Церковь Ильи Пророка на данный момент находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Ярославской епархии.17 Богослужения проводятся только по самым большим церковным праздникам, в остальные дни это филиал Ярославского музея-заповедника.

Экскурсии в церковь Ильи Пророка осуществляются только в летний период и только в сухую погоду. В холодную и дождливую погоду музей не работает (из-за риска повредить фрески).

Стоимость посещения: взрослый 120руб., льготный 60руб. (учащиеся старше 16 лет, студенты очной формы, обучения, пенсионеры РФ), детский 60 руб. (7–16 лет).

Церковь Ильи Пророка пользуется большой популярностью у туристов, рейтинг достопримечательности на популярном сервисе tripadvisor составляет 4,7 по пятибалльной шкале, она занимает 4 место среди всех достопримечательностей Ярославля.18

3.2. Успенский собор во Владимире как храм-музей

Успенский собор – памятник федерального значения, в 1992 году включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Является действующим храмом и музеем одновременно. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами.19

Сайт Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника предлагает экскурсию по интерьерам Успенского собора.

Стоимость посещения данной экскурсии с экскурсоводом: полный 150руб., льготный 100руб., так же есть бесплатные билеты, которые действуют для определенных групп населения в определенные дни.20

Успенский собор во Владимире пользуется большой популярностью у туристов, рейтинг достопримечательности на популярном сервисе tripadvisor составляет 4,8 по пятибалльной шкале, она занимает 3 место среди всех достопримечательностей Владимира.21

3.3. Ипатьевский монастырь в Коломне как храм-музей

В 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви, как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища). Это пример возрождающегося «живого музея», о котором, в свое время, писали отец Павел Флоренский и профессор Покровский.22

В музее Ипатьевского монастыря широкая постоянная экспозиция:

Выставка «Искусство костромских ювелиров XVI-XVIII вв.»

Выставка «История Российского государства в памятниках Костромы»

Выставка «Художник Божией милостью»

Выставка «Утраченные святыни Костромской земли»

Стоимость посещения и экскурсий на сайте не указана. Этот храм-музей, в отличие от других нами исследованных, не является частью государственного музея.

Ипатьевский монастырь пользуется популярностью у туристов. Пользователи сервиса tripadvisor оценили его в среднем на 4,4 по пятибалльной шкале.23

Заключение

Золотое кольцо России — один из старейших, признанных и наиболее продвинутых маршрутов на европейском рынке туристских услуг. Именно маршрут Золотое кольцо соединят все эпохи России от Киевской Руси до наших дней. Белокаменное зодчество, православные святыни, церкви, историко-художественные музеи все это сегодня объединяет маршрут золотое кольцо.

Тур по Золотому кольцу — это и посещение музеев-заповедников, и экскурс в историю, и поездка по святым местам к знаменитым иконам или их копиям. Многие памятники охраняются ЮНЕСКО.

Храм-музей — это очень интересное явление музейной культуры, позволяющее людям любого вероисповедания познакомиться с историей страны. В таких храмах проводятся экскурсии с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация.

Цель, поставленная нами в начале работы, достигнута. Изучая историю, реликвии и экскурсионную деятельность храмов-музеев Золотого кольца, мы проанализировали три храма-музея Золотого кольца (Церковь Ильи Пророка в Ярославле, Успенский собор во Владимире, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме) и более 30 источников, описывающих эти места. Нами были сделаны следующие выводы:

Храмы-музеи являются популярными туристическими местами, они имеют высокие оценки на популярных Интернет-сервисах для путешественников. Самую высокую оценку из исследованных храмов-музеев имеет Успенский собор во Владимире.

Религиозные сооружения могут быть не только местом для молитвы и сбора верующих людей, но и историческим памятником, интересных для всех групп населения, вне зависимости от вероисповедания.

Мы подтвердили гипотезу исследования, т.к. выяснили, что храмы-музеи имеют большую историческую ценность, благодаря реликвиям, которые в них хранятся, и самим зданиям, как памятникам архитектуры.

При помощи экскурсий и выставок храмы-музеи реализуют культурно-просветительскую миссию, важность которой неоспорима в современном Российском обществе.

Список использованной литературы

Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М., 1969.

Головкин К.Г. Обзор законодательных и нормативных актов Российской Федерации о передаче недвижимого имущества культового назначения конфессиональным объединениям (1990-2000) // Наследие и современность. Информационный сборник. - Вып. №9. - М., 2002. - С. 171-195 (Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева);

Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). - М., 1996;

Давыдова А.С. Вопросы сохранения и использования интерьеров памятников древнерусской архитектуры в музейных целях //Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М.,1979. - С.31-36. (Сб.науч. трудов/ НИИ культуры);

Ипатьевский монастырь // Тонкости Туризма — INTERNET: https://tonkosti.ru/Ипатьевский_монастырь

История Ипатьевского монастыря // Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/istoriya-monastyrya

История музея на территории Ипатьевского монастыря // Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/museum

Как менялся Успенский собор сквозь века? // Владимирские Новости — INTERNET: https://vladimirnews.ru/fn_340032.html

Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти. - М., 2001;

Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. Каталог-справочник. М., 2005;

Козлов В.Ф. Источники об отношении к историческим памятникам в РСФСР в 1917-1930-е гг. (По материалам московских архивов и музеев) //Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. - М., 1990. - С.40-54. (Сб. науч. трудов/НИИ культуры);

Козлов В.Ф. Исчезновение первопрестольной //Краеведческий альманах "Отечество". - М., 1990

Козлов В.Ф. Москва безбожная //Московский журнал. - 1991. - N3.

Козлов В.Ф. Судьбы памятников архитектурной старины в 1920-х - начале 1930-х гг. (По протоколам ЦГРМ) //Археографический ежегодник за 1991. - М.,1992.

Кострома: былое и небылое. Мифы и правда об одном из очаровательных русских городов // Вспомнить все — INTERNET: http://archeologia.narod.ru/kostroma/kost1.htm

МУЗЕЙ-ХРАМ // Российская музейная энциклопедия — INTERNET: http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp

О Ризе Господней // Официальный сайт Русской Православной Церкви — INTERNET: http://www.patriarchia.ru/db/text/330913.html

От Шаляпина до Конёнкова // Независимая газета — INTERNET: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2016-09-01/7_grinkov.html

Рапопорт А., Мироненко И., Федин А. Золотое кольцо: Вокруг света. Спутник путешественника, 2012.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь // TripAdvisorINTERNET: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298482-d2357367-Reviews-Monastery_of_st_Ipaty-Kostroma_Kostroma_Oblast_Central_Russia.html

Святыни обители // Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/museum/svyatyni-obiteli

Титов А. А. Ярославль. Путеводитель по г. Ярославлю с планом города и родословными таблицами князей ярославских. — М.: Русские типографии, 1883. — 196 с.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря // Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/museum/troitskij-sobor

Тщательно забытые факты Смутного времени // Независимая газета — INTERNET: https://nvo.ng.ru/history/2008-09-26/14_smuta.html

Успенскийсобор // TripAdvisor — INTERNET: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g445046-d2357336-Reviews-Holy_Assumption_Cathedral-Vladimir_Vladimir_Oblast_Central_Russia.html

Успенский собор // Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — INTERNET: https://vladmuseum.ru/ru/geografiya-muzeya/vladimir/uspenskiy-sobor/

Успенский собор // ПроВладимир — INTERNET: https://provladimir.ru/2013/05/13/uspenskij-sobor-2/

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств //Архитектура и строительство Москвы. - 1988. - N6.

ЦерковьИльиПророка // TripAdvisor — INTERNET: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298488-d2330631-Reviews-or20-The_Church_of_Ilya_the_Prophet-Yaroslavl_Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html#REVIEWS

Церковь Ильи Пророка // Тонкости Туризма — INTERNET: https://tonkosti.ru/Церковь_Ильи_Пророка

Церковь Ильи Пророка // Ярославский музей‑заповедник — INTERNET: https://yarkremlin.ru/museum/tserkov-ili-proroka/

Экземплярский А. В. Патрикий (священник) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

1 От Шаляпина до Конёнкова // Независимая газета — INTERNET: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2016-09-01/7_grinkov.html

2 Рапопорт А., Мироненко И., Федин А. Золотое кольцо: Вокруг света. Спутник путешественника, 2012. — С. 13.

3МУЗЕЙ-ХРАМ // Российская музейная энциклопедия — INTERNET: http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp

4 Церковь Ильи Пророка // Тонкости Туризма — INTERNET: https://tonkosti.ru/Церковь_Ильи_Пророка

5 Титов А. А. Ярославль. Путеводитель по г. Ярославлю с планом города и родословными таблицами князей ярославских. — М.: Русские типографии, 1883. — 196 с.

6 Успенский собор // ПроВладимир — INTERNET: https://provladimir.ru/2013/05/13/uspenskij-sobor-2/

7 Экземплярский А. В. Патрикий (священник) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

8Как менялся Успенский собор сквозь века? // Владимирские Новости — INTERNET: https://vladimirnews.ru/fn_340032.html

9 Ипатьевский монастырь // Тонкости Туризма — INTERNET: https://tonkosti.ru/Ипатьевский_монастырь

10 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М., 1969.

11 Кострома: былое и небылое. Мифы и правда об одном из очаровательных русских городов // Вспомнить все — INTERNET: http://archeologia.narod.ru/kostroma/kost1.htm

12Тщательно забытые факты Смутного времени // Независимая газета — INTERNET: https://nvo.ng.ru/history/2008-09-26/14_smuta.html

13 История Ипатьевского монастыря// Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/istoriya-monastyrya

14 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

15О Ризе Господней // Официальный сайт Русской Православной Церкви — INTERNET: http://www.patriarchia.ru/db/text/330913.html

16 Святыни обители // Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/museum/svyatyni-obiteli

17Церковь Ильи Пророка // Ярославский музей‑заповедник — INTERNET: https://yarkremlin.ru/museum/tserkov-ili-proroka/

18ЦерковьИльиПророка // TripAdvisor — INTERNET: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298488-d2330631-Reviews-or20-The_Church_of_Ilya_the_Prophet-Yaroslavl_Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html#REVIEWS

19 Успенский собор // ПроВладимир — INTERNET: https://provladimir.ru/2013/05/13/uspenskij-sobor-2/

20Успенский собор // Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — INTERNET: https://vladmuseum.ru/ru/geografiya-muzeya/vladimir/uspenskiy-sobor/

21Успенскийсобор // TripAdvisor — INTERNET: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g445046-d2357336-Reviews-Holy_Assumption_Cathedral-Vladimir_Vladimir_Oblast_Central_Russia.html

22 История музея на территории Ипатьевского монастыря // Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — INTERNET: https://ipatievsky-monastery.ru/museum

23Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь // TripAdvisor — INTERNET: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298482-d2357367-Reviews-Monastery_of_st_Ipaty-Kostroma_Kostroma_Oblast_Central_Russia.html

Просмотров работы: 13