Введение
“Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...”. Именно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. К превеликому сожалению, мы, люди XXI века, забываем слишком многое, особенно то, что касается истории, в частности, истории нашего государства. История нашего государства — это неразрывно история народов его населяющих, а, следовательно, наша обязанность заключается в том, чтобы мы чтили память предков, память народов, которые, может быть, малы, может быть, незаметны и незначительны на фоне остальных, более крупных народностей, но они есть. И, рано или поздно, они скажут своё слово! Данная научно-исследовательская работа направлена на то, чтобы мы не только смогли узнать что-то новое, но также почтили память предков. В моей работе речь пойдёт об очень древнем народе, который существовал и существует сейчас, хоть и в очень маленьком демографическом сегменте, на Дальнем Востоке. Это народ Айны.
История народа Айну
Народ Айну, о котором в России практически никто ничего не слышал, имеет очень глубокие корни, которые уходят далеко в прошлое. Если говорить об Айнах, то можно сказать, что это - древнейшее население Японских островов, но некогда, в далёком прошлом они жили в низовьях Амура. На данный момент они есть: на Камчатке, Сахалине, Курильских островах.
К огромному сожалению, мы не может сказать точно, откуда же произошёл народ Айны, но есть несколько предположений. Но в первую очередь, стоит описать их внешность, которая поразила европейцев, когда те впервые их встретили. У них необыкновенно густые волосы, огромные борода и усы, которые они придерживали во время еды специальными палочками, черты лица схожи с монголоидной и австралоидной расами, некоторые черты даже говорили о схожести с европейской расой. Всё это, а также малая исследовательность данного народа не даёт нам никакого права определять их к какой-нибудь из человеческих рас.
Рисунок №1. Внешность Айнов.
Что же касается теорий о происхождении Айнов:
Айны родственны европеоидам (кавкасионной расе) — этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга — эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг, и она доминировала в советской этнографии.
Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири — такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи.
Первоначально Айны появились на территории Японских островов приблизительно в 13 тысячелетии до н.э., как уже говорилось выше, в связи с тем, что доподлинно неизвестно, откуда появились Айны, то и сказать, откуда и как они попали на Японские острова - нельзя. Сначала они были распространены только на острове Хоккайдо, однако, в период своего “рассвета” (с 13 000 года до н. э. по 300 год до н. э.) - населяли все Японские острова.
Рисунок №2. Расселение Айнов в эпоху Дзёмон.
Хозяйство, общество, культура, религия, традиции Айнов
Айны, прежде всего, как народ, очень интересны, я бы даже сказал невероятно интересны. Их культура, традиции, способы ведения хозяйства, представляют невероятный интерес, хоть и для нас, это всё может показаться странным, но так жили эти люди, и жили, не так уж и плохо.
Айны не вели хозяйство в привычном нам понимании: они, в основном, занимались собирательство - рыболовством, охотой. Это объясняется тем, что они хотели сохранить равновесие между природой и человеком. У Айнов никогда не было крупных поселений, они, чаще всего, жили общинами, так сказать - “утарами”, что означает: люди, живущие в одном поселке/на одной реке. Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились по всем островам японского архипелага. Среди айнов была широко распространена культура табакокурения.
Среди Айнов до XIX века была распространена практика жертвоприношения, что связано с культом медведя и орла: медведь - символ охотника, орёл - дух охотника, его терпимость, выжидание цели. Кстати, медведей специально выращивали для проведения своеобразного ритуала. Этот ритуал заключался в том, чтобы отрубить голову медведю: Айны считали, что дух охотника обитает в голове животного. На проведения этого ритуала, хозяин дома приглашал как можно больше людей. После этого голову помещали у восточного окна дома, которое считалось сакральным. Присутствующие на церемонии должны были испить кровь убитого зверя из чаши, передаваемой по кругу, что символизировало причастность к ритуалу.
Рисунок №3. Поселение Айнов.
Что же касается “суеверий” Айнов: они боялись фотографироваться, т.к. считали, что фотографии отбирают часть жизни того, кто на ней запечатлён.
Айны также считали, как и множество других народов, что есть определенные животные, звери, которые являются “дьявольскими”, для них — это змея. Они не убивали змей, считая, что после убийства злой дух, обитающий в змее, вселится в тело убийцы. Также айны верят, что если змея найдет кого-либо спящим на улице, то она заползет спящему в рот и возьмёт контроль над его разумом. В результате человек сходит с ума.
Культура Айнов, не знавшая никогда больших поселений, в которой самой большой локальной группой было небольшое поселение, ставила человека в слишком значительное положение. Айны считали, что всё можно решить силой одной локальной группы.
Также у Айнов существовали своя мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.
Борьба Айнов с истреблением
В середине эпохи Дзёмон на Японские острова стали прибывать другие национальности, которые и составили в последствии японское население. Сам по себе Японский народ являлся, скажем так, динамично развивающимся, то есть, они постепенно осваивали новые технологии, традиции и т.д., что является полной противоположностью Айнов. Они, в свою очередь, были очень закрытым обществом, придерживались традиций, и старались не вводить ничего нового. Постепенно Японцы вытеснили Айнов с основного острова - Хонсю на остров Хоккайдо. Постепенно Японцы стали думать о том, что пора бы и колонизировать остров Хоккайдо, дабы вытеснить оттуда варваров (говорить об Айнах, как о варварах - нельзя, но в контексте времени и места - корректно. Остров Хоккайдо первоначально назывался Эдзо, что в переводе означает “варвары, дикари”), начались столкновения. Однако японским самурая удалось переправиться на остров Хоккайдо лишь в середине XV века. Это была небольшая группа самураев во главе с Такэда Нобухиро. Тогда же и было основано первое японское поселение на южной оконечности острова - Осима. В ходе колонизации острова самураям клана Мацумаэ постоянно приходилось сталкиваться с вооружённым сопротивлением со стороны айнов.
Стоит также обязательно отметить, что очень долгое время японцы уступали Айнам в боевом духе и тактике ведения боя, однако потом это сошло на нет.
Но на самом деле говорить о борьбе народа Айны против японцев - не совсем верно, ведь на стороне Айнов были японцы тоже. По сути, война шла с одной стороны - японцев, с другой - Айнов с другими японцами. Вообще, остров Хоккайдо, а особенно контроль над ним важен, ведь там проходил морской торговый путь в Маньчжурию.
Постепенно остров Хоккайдо становился, так сказать, настоящей колонией японцев, а Айны - рабами. Была определенная система управления, которая раздавала самураям прибрежные территории, принадлежавшие Айнам, для рыболовства, ведения сельского хозяйства и т.д. Но самураям не было дела до этих земель, поэтому земли сдавались в аренду откупщикам, которые в свою очередь нанимали переводчиков и надсмотрщиков. Насилие и жесткость, ругань избиение, убийства - норма в отношении Айнов того времени, что позволяет сказать о настоящем геноциде этого народа. Всё это было в первую очередь направлено на то, чтобы сломить волю Айнов, сделать их них послушные тряпичные куклы, которые будут выполнять лишь приказы. Унижалось этническое достоинство, придуман жёсткий “регламент” жизни Айнов, направленный на “перевоспитание” народа. Многие молодые Айны вычленялись из своего родного окружения и направлялись на тяжелые работы, что тоже ломалась их воля, ведь они жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.
Всё это, конечно же, не могло не привести к вооруженным восстаниям. Наиболее значимым из всех выступлений было восстание Сягусяина. По многим свидетельствам Сягусяин не принадлежал к айнской аристократии — ниспа, а был просто неким харизматическим лидером. Очевидно, что вначале его поддерживали далеко не все Айны. Здесь также следует учитывать, что на протяжении всей войны с японцами Айны по большей части действовали отдельными локальными группами и никогда не собирали большие соединения. Путём насилия и принуждения Сягусяину удалось прийти к власти и объединить под своей властью очень многих Айнов южных районов Хоккайдо. Вероятно, что по ходу осуществления своих планов Сягусяин перечёркивал некоторые очень важные установления и константы айнской культуры. Можно даже утверждать, что вполне очевидно, что Сягусяин был не традиционным вождём — старейшиной локальной группы, а что он смотрел далеко в будущее и понимал, что Айнам совершенно необходимо осваивать современные технологии (в широком смысле этого слова), если они хотят и дальше продолжать независимое существование.
В этом плане Сягусяин, пожалуй, был одним из наиболее прогрессивных людей айнской культуры. Первоначально действия Сягусяина были очень удачными. Ему удалось практически полностью уничтожить войска Мацумаэ и выгнать японцев с Хоккайдо. Цаси (укреплённое поселение) Сягусяина находилось в районе современного города Сидзунай на самой высокой точке при впадении реки Сидзунай в Тихий океан. Однако его восстание было обречено, как все другие, предшествующие и последующие выступления.
Рисунок №4. Предводитель восставших - Сягусяин. Мемориал, остров Хоккайдо.
Айны в эпоху Мэйдзи
После реставрации Мэйдзи политика по отношению к Айну значительно изменилась: было принято решение, что необходимо ассимилировать данный народ гуманным способом. Обучение японскому языку, приучение к японским традициям, переселение их в города, в общем говоря, всё, как надо. Постепенно росло число колонистов, так, в 1897 году на остров переселилось 64 350 человек, в 1898 году — 63 630, а в 1901 году — 50 100 человек. В 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну. Было принято решение, что необходимо издать закон “о покровительстве аборигенов”, которые содержал в себе следующее: семье Айнов выдавали землю сроком на 30 лет, без выплаты налогов, проход через земли Айнов разрешался только после санкций губернатора предусмотрел выдачу бедным айнским семьям семян, а также оказание неимущим медицинской помощи и строительство школ в айнских деревнях. Уже в 1937 году было принято решение о допуске айнских детей до обучения в японских школах.
В 1875 году был подписан Петербургский договор, который окончательно распределил земли между Японией и Россией: Курильские острова полностью отдавались Японии, в то время Россия получала весь остров Сахалин.
Северокурильские Айны решили остаться на своих местах, что привело к печальным последствиям: их отправили в резервацию, запретили открытый выход в море, рыболовство, занятие хозяйством и т.д.
Очень многие Айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских Айнов привело к тому, что большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских Айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо.
На Сахалине, после ухода японцев, жить Айнам стало немного легче, но даже несмотря на это, Айны использовались на каторжных работах, что тоже говорит об их положении рабов.
После Русско-японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто, старые японские порядки вернулись вновь. Остров интенсивно заселялся иммигрантами, вскоре пришлое население многократно превысило айнское. В 1914 году всех Айнов Карафуто собрали в 10 населённых пунктах. Передвижение жителей этих резерваций по острову ограничивалось. Японцы всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями Айнов, пытались заставить их жить по-японски. Ассимиляционным целям служило и обращение в 1933 году всех Айнов в японских подданных. Всем присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена.
После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году именно как японские подданные Айны попали под репатриацию. Остались только около 200 человек.
Айны в истории России
В конце XVII века русские впервые встретились с Айнами в низовьях Амура. Но полноценные отношения установились лишь век спустя. Откровенно говоря, Айны считали русских своими друзьями, в отличие от японцев. К тому же, многие Айны решили принять русское подданство, что, конечно же, говорит о теплых взаимоотношениях между двумя народами. Так же русские описывали Айнов, как русских жителей глубоких деревень, или, как циган.
Во время русско-японской войны множество Айнов приняло сторону России, однако, после поражении России в войне, Айны были брошены на произвол судьбы, что, по сути, привело к их истреблению.
Во время царского режима, айну было запрещено идентифицировать себя таковыми в то время, как японцы заявляли, что все регионы, на которых обитали или обитают айны, являются частью Японии. Термины «Куриль», «Камчатские Куриль» и пр. использовались для обозначения этнических групп. В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГи и трудовые лагеря, так как считались японцами. В итоге, большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские.
Расселение Айнов в XX и XXI веках.
7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. К. Омельченко запретил прессе публиковать любую информацию о проживании Айнов на территории СССР. Через 20 лет приказ был отменён.
Уже в 1979 году в СССР было вычеркнуто слово Айны из истории, тем самым СССР признавало, что такой народ “вымер” на территории страны, хотя в действительности, это было не так.
В 2004 году небольшое айнское сообщество Камчатского края направило Владимиру Путину письмо, призывающее его пересмотреть возможность передать Курилы Японии. Также они просили признать японский геноцид айнов[19]. Сообщество утверждало, что их трагедия по масштабам может быть сравнима только с геноцидом коренного населения Америки.
В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов. В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён.
Жизнь Айнов сейчас. Язык.
Сейчас в Японии проживает не более 25 тысяч айнов, а у нас - не более 250 человек. Что свидетельствует практически о полном вырождении Айнов, как народа.
В 2008 году Японское Правительство приняло резолюцию, которая гласит, что все Айны признаются как коренное население Японии, однако, это никак не изменило ситуации, ведь айнов, какими они были раньше - больше нет.
Исследовательница Айнов Эмико Онуки-Тирни утверждала: «Я согласна, что традиции Айнов исчезают и традиционный путь котан более не существует. Айны часто живут среди японцев, либо образуют отдельные участки/районы в пределах деревни/города. Я разделяю досаду Симеона насчёт некоторых англоязычных публикаций, которые дают неточное изображение Айнов, в том числе неправильное представление о том, что они продолжают жить, следуя традиционному пути котан».
Что же касается их языка: он по-своему прекрасен, но, к сожалению, на нём никто уже не говорит, он забыт, как и сам народ.
Заключение
История - наше прошлое и наше будущее, к огромному сожалению, мы не может исправить ошибок прошлого, но мы обязаны об этом помнить, мы обязаны это знать, дабы не было подобного в нашем настоящим и будущем. Айны - отличный пример того, как “Великие”, более крупные народы просто уничтожают другие, более маленькие и незначительные народы. Это так и с этим ничего не поделать, но как я говорил выше, народ Айнов даст о себе знать, и эта работа - тому подтверждение, ведь любой человек, который ознакомится с работой уже не будет незнающим об Айнах.
Список литературы и интернет-источников
Айны в России / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Айны / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BD%D1%8B
Кто такие айны и почему их существование в России скрывается до сих пор / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.rbth.com/read/346-who-are-ainu-people
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЯПОНСКИХ ОСТРОВОВ. НОРДИЧЕСКИЕ АЙНЫ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЯПОНСКИХ ОСТРОВОВ / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zizuhotel.ru/life-hacks/korennye-zhiteli-yaponskih-ostrovov-nordicheskie-ainy---korennye-zhiteli/
Краткий очерк истории айну / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kamchadaly.ru/index.php/kunena/korennye_narody/383-istoriya-ajnu-likbez
Айны в России / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://topwar.ru/168916-ajny-v-rossii.html
Названные Курильскими айнские острова вошли в состав России в XVIII веке / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://regnum.ru/news/3054282.html