Мой прадед защитник Ленинграда

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой прадед защитник Ленинграда

Вдовина С.Д. 1
1МАОУ СОШ №4 г.Туймазы
Сулейманова А.М. 1
1МАОУ СОШ №4 г.Туймазы Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

Е.Агранович

Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад, мы не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят годы войны, тем больше хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в борьбе за наше счастье и свободу. В каждой семье есть своя маленькая «история войны», поэтому для нас эта тема актуальна. Мы должны как можно больше узнать о подвигах наших дедов и прадедов- защитников нашей Родины! Как сказал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»1

Цель работы: на примере биографии прадеда, Журавлева Федора Родионовича показать мужество, героизм и стойкость защитников Отечества.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

изучить документальные источники нашей семьи;

найти необходимую информацию в сети Интернет;

выпустить альбом памяти «Наш прадедушка – защитник Ленинграда»

Провести анкетирование среди учащихся 3 Г класса, с целью выявления их осведомленности о родственниках, участниках ВОВ.

Объект исследования: биография прадеда, ветерана ВОВ, Журавлева Федора Родионовича.

Предмет исследования: история жизни прадеда.

Методы исследования: поиск информации, беседа с родственниками, работа с семейными архивами, фотографиями, документами, фотографирование, описание, анкетирование, систематизация полученных результатов.

Гипотеза исследования: память о ВОВ будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о военных подвигах своих предков и передавать ее детям и внукам.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследовательской работы дополняют знания по истории нашей страны и нашего края.

Практическая значимость исследования в том, что материалы данной работы могут быть использованы в мероприятиях по патриотическому воспитанию, классных часах и на уроках истории.

Базу исследования составили воспоминания дяди по материнской линии – Журавлева Николая Федоровича, интернет-ресурс «Память народа» и учащиеся 3 Г класса МАОУ СОШ № 4 г. Туймазы.

Глава I. История одного солдата…

I.1. Жизнь до войны

История началась с того, что мой прадед, Журавлев Федор Родионович, родился 1 мая 1896 года в обычной крестьянской семье в Кировской области. Он был малограмотным (самоучкой). Времена были трудные, поэтому учиться было некогда, приходилось помогать родителям по хозяйству.В 28 лет он женился на Дарье Семеновне. (Приложение 1)

У Федора и Дарьи родилось восемь детей! Правда, выжило всего четверо. Работали они не покладая рук, чтобы прокормить свою большую семью. Дедушка с бабушкой работали и в колхозе, и на своем уделе. Возделывали землю, сажали рожь, пшеницу и охотились в лесу. Дети собирали грибы и ягоды. Ведь жили они далеко от города, в деревне Малиненки Кировской области, а вокруг один густой лес.

Так и жили они в счастье и любви. Когда старшие дети подросли, они стали уезжать в областной город Киров, оттуда по другим городам. Кто на социалистическую стройку, кто в Союзную республику Казахстан.

I.2. Боевой путь

Но наступил 1941 год, и пришла беда - началась Великая Отечественная война. Все здоровые деревенские мужчины ушли на фронт, и многие не вернулись… Вот и до дедушки очередь дошла, нужно было идти. В тот год ему уже было 45 лет, староват, но сгодился. Отправили его в 80 БАО из военно-пересыльного пункта 206 ФЗСП 16 сентября 1943 года. 80 батальон располагался около деревушки Капитолово Ленинградской области.

Чтобы больше узнать о батальоне, в котором служил Федор, мы обратились к военно-историческим сайтам Министерства обороны. К сожалению, очень мало информации там о батальонах. А те крохи, что мы нашли, действительно, бесценны! (Приложение 2)

БАО – это батальон Аэродромного обслуживания. Там обслуживались боевые самолеты. Самолетам проводили технический осмотр, заправляли топливом и боеприпасами. А летчики в это время успевали вздремнуть после тяжелых вылетов. В БАО входило примерно 500 человек. Это – повара, техники, медики, которые немедленно оказывали помощь раненым пилотам. Радиотелеграфисты, обеспечивающие связь эскадры с землёй и пожарные, которые тушили после налёта фашистов. (Приложение 2)

Работа была тяжёлой, практически круглосуточной. Из воспоминаний бывшего солдата БАО Н.П. Голдобина:2 «На Ленинградском фронте мы, буквально физически обессиленные, без сна и отдыха, в любую погоду обеспечивали боевые взлёты кораблей ….. Автомашины из-за глубокого снега подвозили боекомплекты только до обочины аэродрома. Бомбы выгружались прямо на снег, откуда на санках или лыжах по глубокому снегу солдаты вывозили на себе по одной двухсот пятидесятикилограммовой бомбе к самолётам».

С лужащих батальона на Ленинградском фронте перевели на блокадный паёк: в ноябре 1941 года он составлял всего 125 граммов в день. Но при этом, у самих лётчиков питание было хорошее. А еще, лётчикам подкармливать работников БАО запрещалось, поэтому смертность среди служащих была большой. Как мне жаль, что я не могу узнать больше о его истории: как он прошел такой трудный боевой путь! Как удалось ему в таких сложных условиях выжить!

Их архивных документов, мы выяснили, что был он беспартийным стрелком и награжден в 17 сентября 1943 года медалью «За оборону Ленинграда». (Приложение 3). Из рассказов дяди Коли, который родился 23 декабря 1941 года, дед окопы копал: «Всю жизнь на земле отработал и на войне землю копал». Как оказалось, Федор Родионович не простой мужчина был. Вероятно, правду скрыл, чтобы родных не пугать. Но спустя 74 года со дня Великой Победы, я узнала о боевом пути моего прадеда, о его участии в освобождении Ленинграда. Повезло Федору Родионовичу невредимым дойти до Берлина.

I.3. Награды прадеда

У прадедушки было много наград, но, к сожалению, некоторые не сохранились:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941­1945 годов»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». (Приложение 3)

I.4. Мирная жизнь прадеда

Мой прадед Федор не учился в школе, ведь школы не было. Но писать и читать он умел. В царские времена деревня Малиненки называлась Журавли, а все, кто жил Журавлевы, отсюда и фамилия. При Советской власти изменили название на Малиненки. Это деревня в Даровском районе Кировской области. Деревня в две улицы в тайге, не было ни электричества, ни газа. Вокруг лес брали делянки и на санях собирали поваленные деревья для печи. Работал прадед в колхозе за трудодни, поэтому семья была бедной.

Детей у Федора и Дарьи родилось 8. К сожалению, не все выжили и умерли еще в младенчестве. Моя бабушка Зина по маминой линии была последней 8. Родилась уже в послевоенное время 23 сентября 1947 года. Но она всегда с восторгом и нежностью рассказывала моей маме о своем любимом папе.

Выжившие дети Федора Родионовича всегда отличались трудолюбием и бережливостью. Каждый из них получила среднее образование и разъехались по всему Советскому союзу. Старшая дочь Зоя в Казахстан, средняя дочь Раиса и сын Леонид в город Киров. Кстати, из-за того, что прадед был на фронте, его сын Леонид получил льготу и остался в тылу, на заводе в городе Киров. Младший сын Николай уже, когда вырос отправился в Москву и там прожил всю оставшуюся жизнь. А моя бабулечка Зина переехала к деду Шамилю в Башкирскую АССР.

Умер прадед от сердечного приступа в 1957 году в родном селе Малиненки. После его смерти, в 1973 году прабабушка Дарья переехала в республику Башкортостан села Дуслык Туймазинского района к бабушке Зине. (Приложение 4)

Выводы по I главе

На первом этапе нашей работы мы изучили семейный архив и литературу. Беседовала с родственниками, искала информацию о прадеде на сайтах. Я узнала много интересного о жизни прадеда, о его боевом пути. Но есть еще много «белых пятен», о которых хотелось бы узнать больше. Мы со старшей сестрой Дарьей сделали запросы в военкомат, откуда ушел прадед, теперь ждем ответа. Жизнь Федора – это отражение непростых событий XX века в истории России. На примере жизни прадеда Федора я поняла, что на войне он не щадил себя и в любой момент мог отдать свою жизнь за освобождение России, да и всего мира от фашизма. Нужно с глубоким уважением относиться к ветеранам, ко всем тем людям, что воевали за освобождение России от фашизма.

Глава II. Мы помним - мы гордимся!

II.1. Анкетирование учащихся о родственниках, участниках ВОВ

Проведя исследование жизни прадеда, мы решили, выяснить, что учащиеся моего класса знают о родственниках, участниках ВОВ. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 3 Г класса.

Цель анкетирования – выяснить, обладают ли ученики достаточными знаниями о родственниках, принимавших участие в ВОВ.

В анкетировании принимали участие 30 учащихся МАОУ СОШ № 4 г. Туймазы.

На вопрос «Знаете и помните ли вы своих родственников, участвовавших в ВОВ?» положительно ответили 21 опрошенных ребят, 5 человек затруднились ответить, 4 человека ничего не знают. (Приложение 5).

А это значит, что многие ребята знают, помнят и гордятся своими родственниками, принимавшими участие в Великой Отечественной войне.

Это и стало толчком для нашего исследования. Чтобы сохранить память предков, мы предложили ребятам записать их истории о предках и передать школьному музею. Наше предложение нашло большой отклик, как среди учеников, так и учителей. Каждый класс оформил свою доску почета ветеранов. (Приложение 6)

II.2. Альбом памяти «Наш прадедушка – защитник Ленинграда»

Мало осталось тех, кто лично участвовал в ВОВ или тех, кто пережил все тяготы войны в тылу. В моей семье некому рассказать, как это было. Но остались крупицы памяти, поэтому мы с сестрой решили сохранить всю собранную нами информацию.

Мы выпустили альбом памяти «Наш прадед- защитник Ленинграда». В альбом вошла биография прадеда Федора на основе рассказов родственников, его наградной материал, фотоматериал из семейного архива.

Как только альбом был готов, мы подарили один экземпляр школьной библиотеке. Где его могут читать и школьники, и учителя нашей школы. (Приложение 7)

II.2. Рассказ «Ваза любви»

Собирая информацию о прадеде, мы с сестрой услышали от мамы интересную историю. Историю одной вазы, но не простой, а семейной реликвии. Оказывается, когда Советские Войска освободили от фашистских захватчиков Берлин, то перед отправкой на Родину, посетили магазинчики. Дедушка увидел красивую и необычную вещицу, и решил привезти своей жене Дарье подарок, в честь окончания Войны в 1945 году.

Наша бабушка Журавлева Зинаида Федоровна, родилась уже после окончания войны в 1947 году. Но всю жизнь с трепетом и волнением относилась к хрустальной вазе. Выйдя замуж за деда Шамиля и переехав в Башкирию, она перевезла с собой не только воспоминания, но и семейную реликвию - знак искренней любви своего отца к его супруге. Бабушка хранила и берегла святыню, рассказывала историю своим детям, а наша мама, теперь, пересказывает нам. Возможно, кто-то из нас с сестрой тоже будет хранителем этой уникальной вещицы. Будет хранить её на видном месте, бережно мыть и рассказывать своим детям об истории появления в нашей семье. Ваза навсегда связана с историей нашей страны, с таким ужасным прошлым и удивительной нежности к жене простого красноармейца. И мы решили записать эту необыкновенную историю. Рассказ «Ваза любви» повествует не только о красивой и памятной вазе для нашей семьи, но и сохраняет историю об участие прадеда в Великой Отечественной войне для наших потомков. Вместе с красивой семейной реликвией мы храним любовь и историю наших предков. (Приложение 8)

Выводы по II главе

Таким образом, мы решили провести практическую работу с целью выяснить, сколько учеников нашей школы знают о родственниках, участниках ВОВ, организовать в классах доску почета, выпустить альбом памяти «Наш прадед- защитник Ленинграда» и написать рассказ «Ваза любви»

В результате проделанной работы мы получили следующие: что большинство моих одноклассников знают о родственниках, принимавших участие в ВОВ. И мы предложили оформить в классах доску почета, эту идею поддержали и другие классы школы.

Для того чтобы сохранить собранную информацию мы выпустили альбом памяти «Наш прадед- защитник Ленинграда» и написали рассказ «Ваза любви», куда вошла биография прадеда, его наградной материал, фотоматериал из семейного архива.

Заключение

24 июня 2020 года Россия даже в пандемию отметила 75- летие Великой Победы. Для нашей страны эта дата особенная, потому что – 9 мая – наш главный праздник – День Победы. В этот день наша страна одержала победу над грозным врагом, фашистской Германией. Но мы не должны забывать те страшные годы, когда наша страна боролась с врагом. Мы не должны забывать тех людей, которые приближали эту Победу, благодаря которым мы можем жить, радоваться каждому дню. Даже спустя 75 лет после Победы в 1945 году и раскрытия архивных документов, остается много пробелов участия в Великой Отечественной войне дедушки Федора. На сайте «Подвиг народа» мы отыскали только маленькую зацепку. Но это еще не все раскрытые архивы, и дальше будут выкладывать другие документы. Я продолжу свой поиск истории прадедушки. Я хоту знать о непростом боевом пути своего прадеда в годы Великой Отечественной войны. Записать её полной, с подробностями и сохранить для будущих поколений, чтобы потомки помнили подвиг не просто безликих и неизвестных солдат, а знали, что один из них был наш прадед с фамилией и именем, с датой рождения и смерти. Как сказал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Мы всегда будем помнить, кто сделал возможной ту самую Майскую Победу 1945 года. Я горжусь своим прадедом!

Список использованной литературы:

Архивные документы и фотоматериалы семьи Журавлевых.

Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год.

Книга памяти, 2000 г.

Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М., Изд-во Локид-Пресс, 2005, С.214

Интернет-источники:

http://www.obd-memorial.ru

www.pamyat-naroda.ru

Приложение 1

Фото 1. Журавлев Федор Родионович

Фото 2. Свидетельство о браке (дубликат)

П риложение 2

Документ 1. Выписка из книги 206 ФЗСП

Схема 1. Карта боевого пути БАО

Приложение 3

Д окумент 2. Акт о вручении медали “За оборону Ленинграда”

Фото 3. Медаль “За оборону Ленинграда”

Приложение 4

Фото 4. Улица села Малиненки Даровского района Кировской области

Ф ото 5. Рабочие села Малиненки на отдыхе. Журавлев Федор во втором ряду слева

Фото 6. Фёдор Родионович и Дарья Семеновна с внуком Леонидом

Приложение 5

Фото 7. Подсчет итогов опроса

Диаграмма 1. Результат опроса

Приложение 6

Фото 8. Доска почета во 3 г классе МОАУ СОШ №4 г. Туймазы

Фото 9. Знакомство учеников 3 Г класса МАОУ СОШ №4 г. Туймазы с историей Журавлева Ф. Р.

Приложение 7

Фото 10. Альбом памяти

Фото 11. Подарок музею школы биографии Журавлева Ф. Р.

Приложение 8

Фото 12. Рассказ «Ваза любви»

Фото 13. Презентация исследовательской работы в МАОУ СОШ №4 г. Туймазы на классном часу 3 Г класса

1 Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М., Изд-во Локид-Пресс, 2005, С.214

2 Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004. — 63с.

Просмотров работы: 14