Повышение интереса к личности Александра Невского, как один из способов воспитания патриотизма у учащихся 8-9 классов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Повышение интереса к личности Александра Невского, как один из способов воспитания патриотизма у учащихся 8-9 классов

Съедин Н.В. 1Церетели С.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №11»
Расенко Т.Г. 1Березуева О.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №11»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: Повысить интерес учащихся 8-9 классов к личности А. Невского

Задачи:

Выяснить, как понимают значение слова «патриот» учащиеся 8-9 классов Определить, что помнят учащиеся 8-9 классов об А. Невском

Проанализировать материал, представленный в учебниках истории 5-6 класс и в учебнике литературы 8 класс.

Провести мероприятия для повышения интереса учащихся к личности А. Невского (на уроках истории - лекторские группы, на уроках литературы круглые столы с обсуждением художественных произведений о полководце, викторину)

Провести повторный опрос.

Гипотеза: Знания истории достаточно, чтобы воспитать патриота

Ведение

Философ и поэт Владимир Соловьев написал более сотни текстов для знаменитого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, выходившего в 1890–1907 годах. В статье «Патриотизм» Соловьев описывает его эволюцию, говорит об опасности поклонения своей нации и рассуждает о «силах, объединяющих человечество», которые сделают невозможным «национальное обособление». Этот текст интересен еще и загадкой последнего абзаца: для усиления ключевого тезиса своей статьи Соловьев приводит цитату, источник которой неизвестен — исследователи считают, что автором этой закавыченной фразы был он сам.

«Патриотизм — любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный Патриотизм рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому быту Патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле.

Актуальность:

Не так давно — в 2008 году, россияне принимали участие во всероссийском голосовании на выбор личности-символа нации. Победил древнерусский князь Александр Невский. Попробуем разобраться почему столь далёкий от современности человек стал символом России? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, кем он был, что сделал для России и что это даёт для современных россиян? 

Итак, кем был Александр Невский?

1. Патриотом. Александр любил свою Родину. Вся деятельность князя Александра Невского была направлена на то, чтобы облегчить жизнь русского народа в то нелёгкое для Руси время, когда многие русские земли были разграблены монголами, а те, что не были разграблены, на северо-западе пытались завоевать рыцари.

2. Полководцем. Князь Александр Ярославич выиграл несколько сражений: Невскую битву в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г., разбил семь литовских отрядов в 1245 г., нападавших на северо-западные русские земли, отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил отряд у озера Жизца, разгромил литовское ополчение под Усвятом. Кроме того, в своих военных действиях он применял различные тактики: эффект неожиданности, засаду, искал в рядах противника слабое звено и направлял туда основную силу удара, выгодно использовал погодные и географические условия, а также преследовал разбитого неприятеля, чем надолго отваживал врага от желания нападать на русские земли.

3. Политиком. Александр Невский хорошо разбирался в сложившихся политических ситуациях. Не один раз он решал острые политические проблемы с удержанием своей власти в вольном городе Новгороде. «Малой кровью», но все-таки уговорил Новгород платить дань Орде, чем уберёг русские земли от нового ордынского нашествия. Отказался от помощи римского папы Иннокентия IV в борьбе против монголов. Ведь основным условием помощи было принятие католичества, а это привело бы к зависимости от западного мира и к потере национальной культуры. Кроме того, католики насаждали свою веру «огнём и мечом», что привело бы к новому страданию русского народа.

4. Дипломатом. Неплохо Александр справлялся и с урегулированием внешних проблем. Не раз он сам лично ездил в Орду, чтобы умилостивить хана и не дать русские земли на новое разграбление. Для этого ему приходилось усмирять свою гордыню и забывать о своей славе, как славе великого воина, а также делать очень щедрые подношения монгольскому хану.

5. Храбрецом. Князь Александр Ярославич лично участвовал в сражениях и сыскал себе славу не только, как полководец, но и воин. Так в Невской битве Александр ранил копьём шведского воеводу Биргера, зятя шведского короля.

6. Глубоко верующим человеком. Александр верил в Бога и всегда чтил православные традиции. В 1547 г. Александр Невский был причислен Русской православной церковью к «лику святых».

Однако опросы учащихся 8-9 классов свидетельствуют о том, что об А Невском известно очень мало.

В своей работе мы постарались найти способы, чтобы повысить интерес ребят к истории, к личности А. Невского.

Опрос среди учащихся 8 классов

Как вы понимаете значение слова Патриот, Патриотизм

Назовите известных вам патриотов

Наиболее частыми ответами стали:

1 Леонид Парфёнов, Дмитрий Быков, Артемий Лебедев, Борис Гребенщиков, Ирина Горбачёва.

2 Патриот - это человек, который любит свою страну. Землю, природу, города, людей, то, что сделано людьми - вариативно, или всё вместе.

Анализ материала, представленного в учебнике истории

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века»

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

М. «Просвещение» 2003

П. 13. Борьба Руси с западными завоевателями.

п. 1. Походы шведов

п. 2. Походы крестоносцев

п. 3. Александр Ярославич

Краткая биография Александра Невского.

п. 4. Невская битва

1240 год - Русское войско одержало на р. Неве блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским. (Карта «Невская битва»)

п. 5. Ледовое побоище

1242 год – Александр Невский со своей дружиной разгромил немецких и датских рыцарей на льду Чудского озера. (Карта «Движение войск и Ледовое побоище»)

Отрывок из «Повести о житии Александра Невского»

Вопросы к источнику:

О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказываем летописец?

Какие слои населения принимали участие в Невской битве?

Каковы причины победы русских ратей в Невской битве?

ФГОС «История России» 6 класс

Учебник для общеобразовательных организаций.

Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова в двух частях.

М. «Просвещение» 2017

П. 17. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

п. 1. Походы шведов

п. 2. Походы крестоносцев

п. 3. Князь Александр Ярославич

Краткая биография Александра Невского.

п. 4. Невская битва

1240 год - дружина под командованием Александра разбила шведов на р. Неве. (Карта «Невская битва»)

Честь и слава Отечества. Невская битва.

«Житие Александра Невского»

Русское войско одержало на р. Неве блестящую победу, за которую народ позже назвал князя Александра Невским.

п. 5. Ледовое побоище

1242 год – дружина Александра Невского разгромила немецких и датских рыцарей на льду Чудского озера. («Ледовое побоище» Миниатюра из летописи)

Честь и слава Отечества. Ледовое побоище.

«Житие Александра Невского»

Александр Невский со своей дружиной полностью разгромил

немецкое войско.

Вывод: Информация, представленная в учебнике, не даёт полного представления о личности Александра Невского

Практическая часть

Проведение внеклассных занятий, посвящённых личности А. Невского в 8 классе

Выступление лекторской группы на уроках истории

Фото детей с выступлением

Вывод: Так что же сделал для России Александр Невский? 

1. Он сохранил для России северо-западные земли.

2. Сберёг русские земли от нескольких карательных нашествий монголов, которые обязательно бы случились, если бы не политика Александра внутри русских земель и не его богатые подношения монгольским ханам.

3. Сохранил для России православную веру, не дал в трудное для Руси время вспыхнуть религиозной войне.

4. Сохранил национальную культуру (если бы он принял предложение римского папы Иннокентия IV, то сделать это было бы чрезвычайно трудно).

Так почему же актуален Александр Невский сегодня?

1. Сейчас Россия переживает «переходный» период. Изжила себя коммунистическая идеология, а новая пока не сформировалась. В такие периоды люди ищут на что «опереться» в своих взглядах на жизнь. Они обращаются к истории и ищут в ней людей, которые бы выражали их мировоззрение. Для многих таким человеком стал Александр Невский.

2. Александр Ярославич – яркий пример правителя, радеющего за своё Отечество, а не за свои корыстные цели. А, как известно, такие правители нужны были народу во все времена.

3. Александр Невский – «святой». После многих лет гонения стала возрождаться Русская православная церковь. Люди начали вспоминать и почитать своих «святых». Но к Александру Невскому относились уважительно и в советский период. Таким образом, он стал связующим звеном между советской эпохой и «новой» Россией.

4. Князь Александр стал примером для полководцев и дипломатов. Люди, не знающие приемов ведения военных действий и приёмов ведения переговоров Александра Невского, неизбежно будут «изобретать велосипед».

5. Александр Невский – это князь, которого уважали даже враги. Это достопримечательный факт: ведь потомки многих его врагов сейчас являются полноправными гражданами РФ.
6. Ну, и наконец, народ любил князя Александра Невского, а такая любовь способна передаваться потомкам через века и тысячелетия, пока люди хранят о человеке добрую память.

Беседа на уроках литературы

какие литературные и художественные произведения посвящены Невскому Александру

Александр Невский — это величайший князь Руси. Он обезопасил от врагов российские границы на западе. Христианская церковь причисляла его к лику святых. Но какие литературные и художественные произведения посвящены Невскому?

Произведения об Александре Невском

«Самым первым произведением, которое было посвящено этому величественному князю, называлось «Житие Александра Невского». Оно было написано его современником примерно в восемнадцатом веке. Это произведение ценно тем, что оно помогает раскрыть все те реалии, которые происходили в то время, показывает отношение народа к своему князю».

Но какие еще литературные и художественные произведения посвящены Невскому?

Было написано множество рассказов, а не так давно стали популярны исторические романы, в которых описываются годы правления князя:

Сегень Александр, «Невская битва». В книге идет описание войны между русскими и шведами. Повествуется о мужестве князя и о его полководческом искусстве.

Югов Алексей, «Ратоборцы». Представляет собой цикл романов о жизни двух князьях — Александре Невском и Данииле Галицком.

Субботин Анатолий, «За землю русскую». Центровым героем этого эпического романа являлся Александр Невский, который отстаивал мечом русские земли.

Сергей Мосияш, «Александр Невский». В эту книгу поместилась вся жизнь и деятельность великого полководца и князя.

Юхнов Сергей, «Лазутчик Александра Невского». Роман повествует о тяжелых временах восемнадцатого века, когда со всех сторон грозились завладеть русскими землями враги.

Васильев Борис, «Александр Невский». Книга посвящена новгородскому князю и о его великих подвигах.

Какие литературные произведения посвящены Александру Невскому в современности

Современная точка зрения

историков,

публицистов,

писателей

также очень многогранна и интересна. Каждый по-своему одушевляет жизненный цикл правления этого поистине величественного князя.

Так, например, общественный деятель и публицист Николай Иванович Костомаров в своей работе представляет князя как героя своего времени. Он присвоил ему политический талант, который помогал ему в завоевании новых земель и выстраивании отношений с соседскими землями.

Советский историк и этнолог Гумилев Лев Николаевич в своей работе «От Руси до России» изложил вкратце о характерных чертах Невского, а также о его управленческой деятельности и о пользе, которую он принес своему народу. Как он принимал волевые решения в той или иной сложной ситуации. Взять хотя бы тот момент, когда он должен был выбрать тех, кому временно подчиниться, европейцам или татаро-монголам. И (как известно) он предпочел последних. Так как он знал, что отношение европейцев к народу, которые исповедали другую веру, предвзятое. А покорение восточным завоевателям сулило свободу в христианской вере. Так как мусульмане уважительно относились к чужому вероисповеданию.

Проведение викторины

   

Викторина «Александр Невский»

1. Где и когда родился Александр Невский?

в мае 1215 года, в Новгороде

в мае 1216 года, во Владимире

в мае 1223 года, в Пскове

в мае 1220 года, в Переяславль – Залесский

2. В 1225 году князь Ярослав Всеволодович, отец юного князя Александра, «учинил сыновьям княжеский постриг». Что означал этот обряд?

возведение в княжеский титул

пострижение в монахи

посвящение в воины

разделение княжества на уделы

3. Назовите годы княжения Александра Невского?

1236 год - 1263 год

1240 год - 1245 год

1242 год - 1301 год

1245 год - 1274 год

4. В каком году состоялся первый поход Александра Невского на ливонских немцев?

в 1237 году

в 1234 году

в 1236 году

в 1240 году

5. Римский папа Иннокентий IV в 1251 году прислал князю Александру 2 легатов с буллой. Какое предложение содержалось в ней?

союз с крестоносцами против Золотой Орды

построить католический храм в Пскове

принять католичество

королевскую корону

6. Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?

Невская битва

Ледовое побоище

освобождение Пскова

оборона Новгорода

7. Рыцари Храма, объединившись с Тевтонским орденом, образовали новый рыцарский орден. Как он назывался? 

Орден меченосцев

Ливонский орден

Орден тамплиеров

Орден крестоносцев

8. В каком году произошла Невская битва?

в 1236 году 

в 1242 году

в 1240 году

в 1410 году

9. С кем сражались русские воины в Невской битве?

с немецкими рыцарями

с монголо-татарами

со шведскими рыцарями

с рыцарями Ордена меченосцев

10. Какое прозвище получил князь Александр Ярославич после битвы 1240 года?

Донской

Невский

Красное Солнышко

Мудрый

Диаграмма 2-3 правильных - 3%

3-6 правильных – 15%

7 – 10 правильных – 82%

Опрос:

Опрос 8-9 классов об Александре Невском

1) Почему для нас сегодня важен Александр Невский?

2) Стал ли Александр Невский более интересен для вас?

3) Какие черты личности А.Н. вы взяли для себя?

4) Считаете ли вы, что А.Н действительно был непобедимым полководцем?

Наиболее частые ответы:

1.1. Для нас сегодня важен Александр Невский, потому что он сохранил для России православную веру, не дал вспыхнуть религиозной войне, сохранил национальную культуру.

1.2. Благодаря Александру Невскому русские земли были сохранены от нашествия монголов.

2.1. Да, мне стал более интересен Александр Ярославич, так как он пример мужества, благородства, патриотизма и великой мудрости.

2.2. Александр Невский стал мне более интересен из-за неравнодушия к своей стране.

3.1. Я взял(а) бы для себя черты его личности такие как: мудрость, храбрость, честь, целеустремленность и самоотверженность.

3.2. Для себя я взял(а) бы черты его личности: справедливость, отвага, благоразумие и терпеливость.

4.1. Я считаю, что Александр Ярославич был непобедимым полководцем, так как он не побоялся пожертвовать собой и своей дружиной ради будущего своей страны.

4.2. Я считаю, Александр Невский был непобедимым полководцем, так как он был великим стратегом, воином и тактиком.

Вывод: Более близкое знакомство с личностью А.Н. не только на уроках истории, но и посредством изучения художественных произведений позволяет учащимся в полной мере понять, что значит быть настоящим патриотом и почему именно А.Н. был признан символом России.

Гипотеза не подтвердилась.

Заключение:

В работе мы выяснили как понимают значение слова «патриот» учащиеся 8-9 классов

Определи, что помнят учащиеся 8-9 классов об А. Невском

Проанализировали материал, представленный в учебниках истории 5-6 класс и в учебнике литературы 8 класс.

Провели мероприятия для повышения интереса учащихся к личности А. Невского (на уроках истории - лекторские группы, на уроках литературы круглые столы с обсуждением художественных произведений о полководце, викторину)

Провели опрос.

Древнерусский князь Александр Невский в 2008 году победил во всероссийском голосовании на выбор личности-символа нации. Александр любил свою Родину. Вся деятельность князя Александра Невского была направлена на то, чтобы облегчить жизнь русского народа, он выиграл несколько сражений: Невскую битву в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г., разбил семь литовских отрядов в 1245 г., нападавших на северо-западные русские земли. Но, к сожалению, учебники истории не позволяют в полной мере изучить, познакомиться с личностью символа нации. Необходимо проводить дополнительные мероприятия, чтобы ученики понимали, что значит быть патриотом

Гипотеза «Знания истории достаточно, чтобы воспитать патриота» не подтвердилась.

Список используемых источников.

http://mineralov.ru/kakie-literaturnye-i-hudozhestvennye-proizvedeniya-posvyashheny-nevskomu-aleksandru.html

https://media.elitsy.ru/otvety/pochemu-knjaz-iz-13-go-veka-aktualen-i-v-na/

https://nic-pnb.ru/patriotizm-2/duhovnye-i-istoricheskie-osnovy-rossijskogo-patriotizma/

https://arzamas.academy/materials/345

https://eusp.org/news/kak-pravilno-rodinu-lyubit-istorik-mikhail-krom-rasskazal-o-patriotizme-v-rossii-i-ego-proyavleniyakh

Просмотров работы: 161